М. Сандомирский, Л.Белогородский, Д. Еникеев
Предметомнашего рассмотрения будет являться рассмотрение взаимосвязи возрастнойпериодизации развития психики (развития личности, интеллектуального исоциального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональнойасимметрии полушарий (ФАП), а также возрастная регрессия с возвратом контогенетически более ранним формам организации ФАП (искусственные сенситивныепериоды). Индивидуально-типологическое личностное развитие описывается с точкизрения типологического подхода К.Г.Юнга[1], интеллектуальное — применительно кразвитию когнитивных структур по Ж.Пиаже [2; 3], социальное развитиепредставляется в рамках психодинамических концепций, применяемых впсихотерапии. Вначале необходимо рассмотреть общие закономерности психическогоразвития и его возрастной периодизации.
1. Общие принципы возрастного психическогоразвития. Сенситивные периоды.
Вразвитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характернымиособенностями формирования восприятия и мышления, других высших психическихфункций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью,специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее яркопроявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются такжекритические периоды, или кризисы развития (Л.С.Выготский [4]), через сменукоторых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие егонеравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявлятьсяв виде резкого изменения, «скачка» развития (А.Коссаковский [5]).Физиологически критический период характеризуется «преобразованием одногодоминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, всущественно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастномпериоде» (И.А.Аршавский [6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного копределенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасаниивозможностей эффективного развития соответствующих способностей после переходавозрастных границ данного периода (Я.Л.Коломинский [7]). В этой связи понятиясенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются(И.С.Кон, 1979 [8]). Известно, что неравномерность психического развитияявляется его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством (Б.Г.Ананьев [9]).При этом необходимо рассматривать ее не только во внешнем аспекте, какнеравномерность темпов развития психики в целом — чередование периодовускорения и замедления темпов развития, а в критические фазы возможностькратковременного регресса — но и во внутреннем, структурном аспекте, какасинхронность развития отдельных функциональных систем, либо различныхподсистем внутри одной системы (межсистемная и внутрисистемная гетерохрония, поП.К.Анохину [10]). Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивостиразвития, может рассматриваться как его внутренний источник (Л.И.Анцыферова,1988 [11]) Другим основополагающим принципом психического развитияпредставляется принцип эпигенеза, являющийся общим системным принципом прогрессивногоразвития, формирования систем все более возрастающей сложности с переходом кболее высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организациис новыми с последующей их модификацией (Е.Ф.Рыбалко [12]). Индивидуальностьтемпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всехдетей (А.Валлон, цит. по [13]) при сохранении общих закономерностей развития — перехода от одного периода к другому, наличия единого плана, или вернее,последовательности стадий развития позволяет говорить лишь об ориентировочныхвозрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями.Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одногопериода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся болееразмытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом ролигенетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью, ивозрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. При этом болеезначимую роль начинает играть индивидуальный опыт как фактор развития(М.Тышкова, 1990 [14]). В частности, подобное снижение влияния генетическихфакторов в период пубертатного созревания было показано Н.Г.Липовецкой с соавт.(1975 [15]). По мнению М.С.Егоровой, В.В.Семенова (1988 [16]) с возрастомуменьшается степень генетической обусловленности межиндивидуальной изменчивоститаких черт темперамента и личности, как активность, эмоциональность,социабельность, экстраверсия и интроверсия, невротизм. Можно сослаться также наэволюционногенетический принцип (Т.М.Марютина, 1988 [17]), согласно которомуфилогенетически более молодые функции обладают большей индивидуальнойизменчивостью. Подобный принцип может быть применим к описанию не отдельныхВПФ, а филогенетически различных функциональных подсистем, последовательновходящих в целостную мозговую организацию соответствующих ВПФ на разных этапахонтогенеза. Как будет рассматриваться далее, на ранних этапах (младенческий иранний детский периоды) это подсистемы, связанные в первую очередь спроекционными зонами коры; на последующих этапах (дошкольный и школьныйпериоды) — подсистемы, связанные с фронтальным неокортексом, филогенетическиболее молодым образованием.
2. Психодинамическая периодизациявозрастного развития психики.
Воснове психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдомпредположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структураформируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными напротяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающимребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствиипроецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н.трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношенияи пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера обиндивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, илижизненном плане, описываемом им как «самодовлеющаяцеленаправленность», из которой «проистекает целостностьличности» [18]. В современных психодинамических схемах эти фрейдовскиепредставления трансформировались в понятия о «жизненном сценарии»(Э.Берн [19]) или «исходной потенциальной способности к установлениюотношений», образующей «незаполненную матрицу, в которую в ходедальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений»(Л. Шерток [20]). Известная фрейдовская периодизация личностного развитияделает основной акцент на развитии либидо [21], рассматривая его как важнейшуюдвижущую силу развития и описывая тем самым в основном развитиепсихосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный(приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнеговозраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный кначалу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить какбы «застревание» на определенных этапах развития, приводящее кформированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как«оральный характер» или «анальный характер». Одной изведущих современных психодинамических концепций периодизацииличностно-социального развития является схема Э.Эриксона (Э.Эриксон [22; 23];Д.Элкинд [24]), с точки зрения которой психическое развитие индивида,формирование «идентичности» проходит через ряд психосоциальныхкризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выборпозитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт,определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме.Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаютсянеразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могутпроявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются,наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности(эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации (см. табл. 1). Вомногом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, вкоторых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередьнеобходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна[19], лежащую в основе т.н. «жизненного сценария»: отношение к себе иблизким «Я+/-» и «Ты+/-», образующие в сочетании 4 базовыепозиции — «Успех», «Превосходство»,«Депрессивность», «Безнадежность»- дополняемые отношением ксоциуму — «Они+/-»). Данная схема, которая также складывается впервые годы жизни (Т.Харрис [25]), рассматривается М.Е.Литваком (1995 [26]) сдобавлением установки «Труд+/-» (отношение к предметной деятельности)как «социоген» — стабильный личностный комплекс, формирующийся ввозрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, егожизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сутиметафорической, условной (разработанная для прикладных целей практическойпсихотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственносвязана с «Я-концепцией». Согласно И.Н.Калинаускасу [27],«Я-концепция» тесно связана с типом личности и включает 3 основныхблока: «Я как Я», «Я как другой», «Я как Мы(Они)», что перекликается с берновскими личностными установками«Я/Ты/Они». По мнению автора данной модели, описываемый ей типличности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем своюстабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработкиинформации. Последовательность же формирования этих личностных установок впроцессе возрастного развития, по-видимому, описывается формулой «Ты->Я-> Они»: «Через Ты человек становится Я» (М. Бубер [28]). Вомногом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, вкоторых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделямразвития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести и3-этапную модель В.Шутса [29], представляющую собой не только периодизациювозрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структурыличности (Присоединение — Контроль — Открытость). Эта схема имеет очевиднуюаналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентовсоциального развития личности в онтогенезе по А.В.Петровскому [30], включающейпоследовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2)индивидуализации и (3) интеграции.
3. Личностно-типологический подходК.Г.Юнга.
Кпсихоаналитическим взглядам на развитие т.н. «ядра личности»примыкает и рассматриваемая в аналитической психологии К.Г.Юнга [1] концепцияличностных типов, которые формируются в детстве, начиная с самых ранних егоэтапов. Юнговские психологические типы, или социотипы в терминологииА.Аугустинавичуте (цит. по [31]), описываются далее согласно модели К.Бриггс иИ.Бриггс-Майерс [32], включающей 4 пары альтернативных типологических функций(ТФ): экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, логика/этика,интуиция/сенсорика. При этом рациональность/иррациональность, илирассудительность/импульсивность [33], в явном виде, как отдельная ТФ, была введенаими в дополнение к юнговской модели. Сам же К.Г.Юнг рассматривал две первые ТФ(экстраверсию и интроверсию) как личностные установки, одна из которых,предпочитаемая индивидом, представляет собой т.н. типическую установку,определяющую особенности данного индивидуального психотипа («общий тип,зависящий от установки»). Ее функционирование связывается с осознаваемымипроцессами, с мышлением. «Экстравертное мышление ориентировано на обьект,интровертное — на самого субьекта» (Д.Шарп [34]). Соответственно другая,вытесняемая, личностная установка функционирует на уровне подсознания. В числе4-х последних среди перечисленных ТФ (типов ориентации) выделяются две группы.Логика и этика относятся, по Юнгу, к рациональным ТФ, интуиция и сенсорика — киррациональным. Структура каждого индивидуального психотипа(«функциональный тип») представляет собой комбинацию описанных ТФ,среди которых Юнгом выделяются:
первичная(ведущая) ТФ;
полярная,или парная первичной — подчиненная (вытесненная) ТФ;
двевспомогательные ТФ.
Еслипервичная ТФ большую часть времени представлена в сознании, то вытесненная ТФпроявляется в основном на бессознательном уровне, лишь в краткие моментыстановясь доступной осознаванию. Вспомогательные же ТФ занимают промежуточноеположение. «Менее дифференцированные функции также и менее осознаны, resp.частью бессознательны» (К.Г.Юнг [1]). Вместе с вытесненной ТФ они несут всебе «инфантильные и примитивные черты» (Д.Шарп [34]), составляя т.н.«тень» в юнговской структуре личности. Тем самым можно сказать, чтомодель личности по Юнгу представляет собой индивидуально-типическоераспределение вероятностей активации/осознавания описанных ТФ, или характернуюдля каждого личностного типа стратегию переработки информации (М.Е.Сандомирский[35]; М.Е.Сандомирский, В.В.Гуленко [36]).
4. Этапы формирования ФАП и периодизациявозрастного развития психики.
Существующеемногообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, можетбыть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапностьразвития ФАП в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерностивозрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматриватьФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественнаяасимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная,количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантноймодели межполушарного взаимодействия (В.Л.Бианки, 1989 [37]). Созревание ФАПпредставляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенезамежцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастногоразвития психики (Л.С.Выготский [38]; Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятияи мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностейличности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (какпредпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), сразвитием интеллектуального стиля (А.А.Алексеев, Л.А.Громова [40]), а такжеболее широко — с формированием индивидуального стиля деятельности, тесносвязанного с типологическими свойствами нервной системы (Е.А.Климов [41]).Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостнойиндивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможнымсвязать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговскихличностных типов [42; 43]. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитиепсихики ребенка в каждый возрастной период (А.Н.Леонтьев [44]), в аспектеформирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный периодполушарие (М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996 [42]).
4.1. Младенческий период.
Известно,что в младенческом возрасте, до развития речи, восприятие является взначительной мере целостным — синтетическим, полезависимым (слабаядифференцированность поля восприятия, в терминологии H.A.Witkin); мышление — предметно-наглядным. Так, по мнению Г.Клауса (1987 [45]), полезависимостьскладывается у ребенка в раннем детстве, уже на 1-2 году жизни. Тем самым враннем, довербальном периоде развития психики ребенка, когда функции полушарийвесьма близки, когда собственно ФАП еще не сформирована, восприятие и мышлениев целом соответствуют правополушарному (ПП) способу организации. По сравнению сболее старшими возрастными периодами, мозг ребенка полностью функционирует наданном этапе как бы в ПП-режиме [42]. Соответственно ПП-способ восприятия ианализа информации является в его психическом развитии ведущим (опережающим, поЕ.А.Сергеенко [46]) — I период формирования ФАП (см. табл. 1). В отношенииразвития интеллектуального, это — период сенсомотор ного развития (Ж.Пиаже[3]), в котором происходит переход от врожденных рефлексов к произвольнымдвижениям со все более сложной организацией, выработка автоматизированныхдвигательных навыков. В конце данного периода накопленный ребенком опытприводит к качественному скачку интеллектуального развития — способности к поискуи изобретению новых средств для достижения целей. Начальный период охватываетпромежуток от новорожденности до одного — полутора лет (у Ж.Пиаже — до двухлет). При этом особенно важными в плане личностно-социального развития,социально-сензитивными являются первые 6 месяцев, рассматриваемые как этаппервичной социализации (J.P.Scott, цит. по Й.Раншбург [47]). Согласнопериодизации Э.Эриксона [22], на данном этапе на основе коммуникации с матерью(или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базовогочувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либоизначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением«отлученности», «разделения», «брошенности»(негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могутпозднее, в зрелом возрасте приводить, по мнению Э.Эриксона [23], к аутизму,депрессии, «депрессивным формам страха пустоты и покинутости» (т.н.оральный характер). У В.Шутса [29] этот период и связанная с ним часть структурыличности рассматривается как «Присоединение» (непосредственныйэмоциональный контакт с матерью, впоследствии же, в более старшем возрасте — сокружающими). В этом возрасте происходит формирование жизненной установки поотношению к родителям, входящей в состав жизненного сценария по Э.Берну, иликомплекса установок: «Ты (Вы) +/-». Данный процесс наглядносвязывается с формированием таких юнговских ТФ, как экстраверсия/интроверсия,проявляющихся в процессе коммуникации как открытость человека или его замкнутость.Как писал К.Г.Юнг [1], «иногда даже дети в первые годы жизни с точностьюобнаруживают типическую установку», т.е. экстравертированность илиинтровертированность. Данные ТФ также определяют преимущественнуюнаправленность психической деятельности индивида вовне (экстраверсия) или всобственный внутренний мир (интроверсия). Соответственно самыми раннимипризнаками экстраверсии Юнг считал быструю адаптацию ребенка к окружающей средеи интенсивное внимание, уделяемое ребенком внешним объектам, манипуляции сокружающими предметами. Напротив, интроверсия, согласно Юнгу, проявляется враннем возрасте как уединенная, рефлексивная манера поведения, сопровождающаясязастенчивостью и страхом перед незнакомыми объектами. Данные ТФ, по нашемумнению, коррелируют с различными типами восприятия по G.S.Klein: экстраверсия — гибким, с быстрой сменой направленности внимания и типа сосредоточения(детали/целое); интроверсия — коартированным, обладающим противоположнымихарактеристиками. На физиологическом уровне указанные ТФ связываются сособенностями межполушарного взаимодействия — в частности, с интенсивностьюинформационного обмена между соответствующими областями обоих полушарий,сравнительно более высокой у экстравертов.
4.2. Ранний детский период.
Помере развития речи и связанных с ней кортикальных центров доминантногополушария (левого у правшей), последнее становится ведущим в развитии (IIпериод), привнося свой (аналитический, вербально-логический) способ обработкиинформации, свой (аналитический, поленезависимый) способ восприятия — «левополушарные» (ЛП). В развитии мышления начинается переход отмышления конкретного к абстрактному, словесно-понятийному, связанное сформированием собственно сознания, по Л.С.Выготскому [38]. По Ж.Пиаже [3],данный этап рассматривается как предоперациональная стадия интеллектуальногоразвития. Она характеризуется развитием символического, образного мышления,которое представляет собой начальный этап интериоризации мыслительных действий,приводящей к формированию операционального мышления. К этому же периодуотносится начало осознавания ребенком собственного «Я», развития«Я-концепции» и формирования самостоятельной регуляции деятельности,стремление к самостоятельности — «Я сам» (A.Kоссаковский [5]). Споявлением образа «Я» связано и формирование в этом возрастеберновской жизненной установки индивида по отношению к себе, связанной ссамооценкой: «Я +/-». По Э.Эриксону [22], в этом периоде в связи сприучением ребенка к самостоятельному контролю физиологических отправлений,требующим проявления им «автономной воли», формируются такиеличностные черты, как автономия, самостоятельность, в дальнейшем перерастающиев ответственность и уверенность в себе (позитивный вариант) либо зависимость,неуверенность, стыдливость (негативный вариант, лежащий в основе развития вдальнейшем описанного А.Адлером «комплекса неполноценности»).Аналогичные представления находим у В.Шутса [29], в рассмотрении которогоданный этап и соответствующий ему компонент структуры личности представляютсякак «Контроль». С появлением ФАП связано начало формирования наданном этапе таких ТФ, как рациональность/иррациональность, связанных с тем,какое из полушарий- доминантное или субдоминантное- будет занимать местоинициирующего в формирующейся ментальной стратегии. Названные ТФ связанысоответственно с такими характеристиками когнитивного стиля, какрефлексивность/импульсивность. Продолжается данный период до возраста 3-4 лет.
4.3. Дошкольный период.
IIIпериод характеризуется приматом развития абстрактного мышления (начало операциональнойстадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже [3]), в котором наиболее яркопроявляется принцип культурного развития ВПФ (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).На данном этапе, который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций,происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительныхдействий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6-8лет, в среднем около 7 лет. В III периоде ускоряются темпы социализации,начинается осознавание «социального Я» (Л.И.Божович[48]) иформирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальнойстратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его вколлективной деятельности (игровой, затем учебной). В это время начинаютоформляться такие «внутриполушарные» ТФ, как логика/этика,интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в процессе социализациикоммуникативного опыта происходит формирование берновской жизненной установкипо отношению к социуму: «Они +/-». В схеме Э.Эриксона [22] этотпериод связан с самоутверждением ребенка в процессе социализации, в ходегрупповой коммуникации, игры. При этом происходит формирование инициативности,если проявляемая ребенком инициатива поощряется (позитивный вариант) либочувства вины (негативный вариант). В аспекте социализации можно рассматривать исоответствующий, завершающий этап периодизации В.Шутса[29]-«Открытость», подразумевающий готовность к социальнымвзаимодействиям, открытость для социальных контактов. Психическое развитиеребенка на данном этапе требует комплементарного развития обоих полушарий, ихвзаимодополнения с дальнейшей специализацией и дифференциацией межполушарноговзаимодействия в рамках ФАП. При этом происходит углубление ФАП с возрастаниемведущей роли доминантного полушария (ЛП). В то же время ряд ВПФ продолжаютсохранять черты преобладания ПП. Так, до завершения формирования ФАП (возраст10-14 лет) ПП у правшей продолжает оставаться более реактивным, в частности, егоактивность преобладает при решении задач, связанных с вниманием (Д.А.Фарбер[49]). При этом мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет такие черты«правополушарности», как интуитивный, глобальный характер,рассматривающий объект как нерасчлененное целое — детский синкретизм, а такжеэгоцентризм, представляющий восприятие мира как продолжение своего«Я» (Ж.Годфруа [50]).
4.4. Школьный период.
IVпериод характеризуется дальнейшей функциональной дифференциацией как меж-, таки внутриполушарной. Интеллектуальное развитие характеризуетсясовершенствованием абстрактного мышления с переходом к стадии формальныхопераций по Ж.Пиаже [3], личностно-типологическое — завершением формированияиндивидуальной ментальной стратегии, протекающим под влиянием социально-коммуникативныхфакторов. Э.Эриксон [22] данный период развития связывает с коллективнойдеятельностью, направленной на достижение конкретных целей (учеба, началотрудовой деятельности), требующей проявления целеустремленности ипредприимчивости и складывающимся в ходе этой деятельности отношением к труду.Соответственно возможно развитие трудолюбия (позитивный вариант) либо чувстванеполноценности, некомпетентности (негативный вариант). Аналогичныепредставления высказываются М.Е.Литваком (1995 [26]), дополняющим схемужизненных установок по Э.Берну [19] отношением к труду — установка «Труд+/-».
Табл.1. Периоды возрастного развития и формирование Ф А П. Периоды развития I II III IV Период Младенческий Ранний детский Дошкольный Школьный Ведущая деятельность Эмоциональное общение Предметная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность Психодинамическая периодизация психического развития З.Фрейд Оральный Анальный Фаллический Генитальный Э.Эриксон Доверие против закрытости Автономность против зависимости Инициатива против чувства вины Трудолюбие против чувства не полноценности Э.Берн/Литвак Ты +/- Я +/- Они +/- Труд +/- В.Шутс Присоединение Контроль Открытость Периодизация когнитивного развития Стадия развития по Пиаже Сенсомоторная Предоперациональная Конкретных операций Формальных операций Вид мышления Предметно-действенное Наглядно-образное Теоретическое или абстрактное (словесно-понятийное) Тип отражения Конкретно-чувственный Абстрактно-обобщенный Компоненты ментальной стратегии Экстраверсия/интроверсия Е / I Рациональность/иррациональность J / P Этика/логика F/T (левое полушарие) сенсорика/интуиция S/N (правое полушарие) Периодизация развития межполушарного взаимодействия Ведущий тип полушарной организации Правополушарный Левополушарный Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии Развитие функциональной асимметрии Дифференциация функций между левым и правым полушарием Дифференциация между ассоциативными(передними) и проекционными (задними) областями
4.5. Затылочно-лобный градиентформирования ФАП и ментальная стратегия
Можноговорить о гетерохронии, лежащей в основе данной возрастной периодизацииразвития ФАП, применительно к формированию мозговых функциональных блоковобеспечения ВПФ (ФБ ВПФ), описываемых концепцией системной динамическойлокализации ВПФ по А.Р.Лурия [51]. Если функциональная зрелость II ФБ ВПФ(проекционные кортикальные зоны, блок приема и обработки экстероцептивнойинформации) была достигнута на более ранних этапах онтогенеза (I-II период), тов отношении III ФБ ВПФ (ассоциативные зоны — фронтальный неокортекс, блокпрограммирования и контроля) ее достижение завершается лишь на данном этапе.
Витоге происходит окончательное формирование ментальной стратегии,рассматриваемой на физиологическом уровне как статистически устойчивая системаприоритетов, или очередности динамического переключения активностиассоциативных и проекционных кортикальных зон, включающая 4 компонента, с учетомих полушарной принадлежности [35]. На психологическом уровне ментальнаястратегия проявляется соответственно как система приоритетов ТФ, ядромдинамической локализации которых являются данные зоны коры (для левогополушария — логики и этики, для правого полушария — интуиции и сенсорики).Данный период заканчивается в возрасте 12-15 лет, в среднем около 14 (к началупубертатного периода).
4.6. Общие и частныеличностно-типологические свойства
Сравниваяначальные и завершающие периоды психического развития в аспекте созревания ФАП,необходимо отметить, что если I-II периоды характеризуются развитиемвзаимодействия между полушариями, то III-IV периоды — внутри полушария, междуассоциативными (передними) и проекционными отделами коры. На наш взгляд, в I-IIпериодах происходит развитие главным образом общих типологических свойств, втерминологии Б.М.Теплова; в III же и IV периодах — парциальных, «частныхтипологических свойств, характеризующих работу отдельных областей коры»(Б.М.Теплов, 1961 [52]). Необходимо подчеркнуть, что данная точка зренияявляется дискуссионной; в частности, существуют определенные различия вподходах к описанию типологических свойств нервной системы и личностныхтипологических свойств. Так, согласно нейро-анатомическому принципу разделенияобщих и частных свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну (1968 [53]), общиесвойства базируются на особенностях организации активности антецентральнойчасти мозга (лобная кора), частные свойства — ретроцентральной части мозга(анализаторные зоны). Описанный выше подход предполагает связь общихличностно-типологических свойств (юнговские ТФ экстраверсии/интроверсии,рациональности/иррациональности) со спецификой организации межполушарноговзаимодействия (межполушарные ТФ), частных же личностно-типологических свойств(такие ТФ, как логика/этика, интуиция/сенсорика) — внутриполушарноговзаимодействия (внутриполушарные ТФ). Пользуясь выделением «жесткой»и «гибкой» подсистем человеческой индивидуальности (В.М.Русалов, 1979[54]), к первой, наиболее генетически детерминированной, правомерно отнестиобщие — межполушарные ТФ, к гибкой же подсистеме — внутриполушарные ТФ.
5. Возрастная регрессия и искусственныесенситивные периоды.
Длякаждого личностного типа существует дискретное множество функциональных состояний,или по определению Н.Н.Даниловой [55] паттернов фоновой активности нервныхцентров — типологический базис, на который накладываются вариации, связанные синдивидуальными особенностями личности. Различные функциональные состояния вэтом множестве описываются различной вероятностью, или частотой проявления[56]. Функциональные состояния, воспроизводящие базовые характеристикионтогенетически более ранних состояний — в данном контексте в первую очередьэто относится к характеристикам ФАП — и соответственно повторяющие на основефизиологической возрастной регрессии свойственную для этих возрастных периодовсенситивность, определяются как искусственные сенситивные периоды — ИСП(Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С.[57]). Согласно описанному ранее принципуэпигенеза, онтогенетически более ранние формы организации взаимодействияполушарий не исчезают, а обьединяются с новыми, включаются в их структуру(Е.Ф.Рыбалко [12]). При определенных условиях, а именно при переходе встатистически редкое функциональное состояние, связанное с измененнымсостоянием сознания [56], может происходить их высвобождение, т.е. временнаядезинтеграция (диссолюция) сложившейся на данном этапе онтогенезанейродинамической системы с возвратом ee к более ранним способам организации. Подобнаявозрастная регрессия в отношении ФАП, протекающая поэтапно в порядке, обратномосваиваемому при онтогенезе, относится к т.н. «горизонтальной»регрессии (Cпивак Д.Л., 1989 [58]). Физиологически она проявляется какдинамическая перестройка межполушарной асимметрии с переходом доминирования кправому полушарию (возврат к I-II периодам онтогенеза ФАП). Этому соответствуетобщая направленность динамики показателей биоэлектрической активности мозга приизмененных состояниях сознания по данным ЭЭГ — синхронизация электрическойактивности ЛП и ПП со сглаживанием межполушарных различий и сдвиг частотногоспектра в сторону медленной активности (Э.М.Каструбин [59]). Данная ситуацияможет быть формально представлена как обратимый переход сложной нелинейной динамическойсистемы, которой является мозг, от одного способа пространственно-временнойорганизации нейрональной активности (аттрактора) к другому (S.Barton, 1994[60]).
6. Искусственные сенситивные периоды иэффективность обучения.
Созданиефункционального состояния, возвращающего мозг к ранним этапам его онтогенеза,очевидным образом влияет на эффективность усвоения новой информации [61],активизируя «раннюю установку на обучение» (Э.Росси [62]),сформированную в раннем детстве. Причина этого, по всей видимости, кроется втом, что человек, находящийся в соответствующем функциональном состоянии,воспринимает поступающую информацию как ребенок раннего возраста,сталкивающийся с ней впервые в жизни. Как показано в теории информации, чемвыше вероятность некоторого события, тем меньшую информацию оно несет;соответственно справедливо и обратное утверждение в отношении статистическиредких событий. Можно показать, что в процессе онтогенеза по мере расширенияобъема знаний и жизненного опыта ребенка проявляется в целом тенденция к оценкеновых событий как высоковероятных/малоинформативных, соответственно уменьшаетсяавидность запоминания и восприятия за счет формирования так называемыхперцептивных фильтров (в терминологии С.Роуза, 1995 [63]). По-видимому, феноменсенситивности свойственен не только человеку и имеет общебиологическое значение(наиболее ярким примером является импринтинг). Биологический смыслсенситивности заключается в следующем: если событие оценивается какстатистически редкое, возможно встречающееся впервые, то соответственноинформация о данном событии представляет несомненную ценность для адаптациииндивида и подлежит сохранению. Физиологически значимые отличия междуразличными функциональными состояниями по эффективности усвоения информациисвязаны с преобладанием активности древних или новых нейрональных систем, илииначе, одной из двух различных информационных систем мозга, первая из которых — фронтальный неокортекс — связана с обработкой информации о высоковероятныхсобытиях, другая же — гиппокамп — о низковероятных событиях (схемаП.В.Симонова[64]). Известна роль гиппокампа в процессах консолидации энграмм, атакже специфическое влияние на ЭЭГ (генерация тета-ритма). В процессеонтогенеза, по-видимому, происходит постепенное повышение значимости вобработке внешней информации роли именно системы фронтального неокортекса,связанное с морфофункциональным созреванием данного участка мозга. Этоотражается, в частности, в закономерностях возрастной дифференциацииЭЭГ-системы (Ковалева М.К., Карпова Т.И. [65]) в возрасте от 7 до 16 лет,проявляющихся в сменe доминирования волн тета- на альфа-частотный диапазон. Науровне ФАП изменения сенситивности связаны с переходом от преобладанияправополушарной активности, связанной с «завышением» прогнозируемойчастоты маловероятных событий (I-II период по схеме онтогенеза ФАП), клевополушарному доминированию (III-IV период). В целом учет закономерностейформирования ФАП в онтогенезе и созда- ние на этой основе искусственныхсенситивных периодов может найти приложение в педагогике для повышенияэффективности обучения [61], а также в психотерапии [56].
Список литературы
К.Г.Юнг.Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 1995- 718 с.
Ж.Пиаже.Как дети образуют математические понятия. — Вопросы психологии, 1966, N 4.- С.121-126.
Ж.Пиаже.Теория Пиаже. — В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред.П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. — С. 232-292
Л.С.Выготский.Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N2.
А.Коссаковский.Психическое развитие личности в онтогенезе. — В кн.: Психология личности всоциалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989 — 183 с. — С. 37-67
И.А.Аршавский.Основы возрастной периодизации. — В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975- С. 60
Я.Л.Коломинский.Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 — 223 с.
И.С.Кон.Психология юношеского возраста-М.: Просвещение,1979 — 175 с.
Б.Г.Ананьев.Человек как предмет познания.- Л.: Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
П.К.Анохин.Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968 — 547 с.
Л.И.Анцыферова.В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: 1986 — С.2-21; 22-55
Е.Ф.Рыбалко.Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1990 — 256 с.
Ж.Годфруа.Что такое психология. В 2-х т. — М.: Мир, 1992 — Т.1496 с. — С. 196 — 197.
М.Тышкова.Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. — В кн.: Психология личностив социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990 — 214 с.
Н.Г.Липовецкая,Н.С.Кантонистова, Т.Г.Холмоганова. Наследственность и среда в развитии рядасоматических и психических признаков. — В кн.: Тезисы докладов по основнымвопросам дифференциальной психофизиологии и ее генетическим аспектам. М., 1975.- С. 214-215
М.С.Егорова,В.В.Семенов. В кн.: Роль среды и наследственности в формированиииндивидуальности человека. / Под ред. И.В.Равич-Щербо.М.: Педагогика, 1988 — 336 с. — С. 291
Т.М.Марютина.Там же, с. 129.
А.Адлер.Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономич.грамотность», 1995 — 296 с.
Э.Берн.Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — В кн.: Игры, вкоторые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с.
Л.Шерток,Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. — М.: Прогресс,1991 — 288 с.
З.Фрейд.Три очерка по теории сексуальности. — В кн.: Психология бессознательного. — М.:Просвещение, 1989 — 448 с. — С. 123 — 202.
Э.Эриксон.Детство и общество. — СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетскаякнига», 1996 — 592 с.
Э.Эриксон.Жизненный цикл: эпигенез идентичности. — Архетип, 1995, N 1.
Д.Элкинд.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН;Когито-центр, 1996 — 16 с.
Т.Харрис.Я о’кей — вы о’кей. Красноярск: ФМЗ, 1993 — 288 с.
М.Е.Литвак.Если хочешь быть счастливым. — Ростов-н-Д.: Феникс, 1995 — 640 с.
И.Н.Калинаускас.Беседы с мастером. — Ташкент: Изд-во «ФАН» АН Республики Узбекистан,1992 — 160 с.
М.Бубер. Я и Ты. — В кн.: Квинтэссенция.
В.Шутс.Глубокая простота. — СПб.: «Роза мира», 1993 — 218 с.
ПетровскийА.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросыпсихологии, 1984. N 4
Е.С.Филатова.Соционика для вас. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. — 296 с.
Isabel Briggs Meyers. Introduction to Type. — ConsultingPsychologists Press, Palo Alto, CA — 30 pp.
Б.В.Овчинников,К.В.Павлов, И.М.Владимирова. Ваш психологический тип. — СПб: «Андреев исыновья», 1994 — 238 с.
Д.Шарп.Типы личности: Юнговская типологическая модель. — Воронеж: НПО«МОДЭК», 1994 — 128 с.
М.Е.Сандомирский.Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. — Всб.: Из Хаоса в Космос. — М.: 1995 — с. 50-65
М.Е.Сандомирский,В.В.Гуленко. Соционическая модель личности и возможности ее применения впсихотерапии. — В сб.: Этюды о новой психотерапии. — Минск: МАПН, 1995 — 192 с.- С. 95 — 105
В.Л.БианкиМеханизмы парного мозга. — Л.: Наука, 1989 — 264 с.
Л.С.ВыготскийРазвитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН, 1960.
Л.С.Выготский,А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
А.А.Алексеев,Л.А.Громова. Поймите меня правильно. — СПб.: «Экономическая школа»,1993 — 352 с.
Е.А.Климов.Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойствнервной системы. — Казань: Изд. Казан. ун-та, 1969 — с. 49
СандомирскийМ.Е., Белогородский Л.С. Типология личности и периодизация психическогоразвития в социально-профессиональной адаптации. — В сб.: Некоторые вопросысовершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода крыночной экономике.Уфа: Башкирский пед. институт, 1996 — 100 с. — С. 12-15
СандомирскийМ.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский Л.С. Механизмы формирования девиантногоповедения подростков и возрастная периодизация психического развития. — В сб.:Мониторинг общественного мнения молодежи по социально-экономическим иполитическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежныхпроблем. Уфа: Башкирский университет, 1996 — 148 с. — С. 88-91
А.Н.Леонтьев.Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981-584 c.
Г.Клаус.Введение в дифференциальную психологию учения. — М.: Педагогика, 1987 — 176 с.
СергиенкоЕ.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М.: Наука, 1992.
Й.Раншбург.Роль «сензитивного периода» в формировании социальных связей. — Вкн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитиеличности. — М.: Наука, 1989 — 183 с.- С. 79-95
Л.И.Божович.Этапы формирования личности в онтогенезе. — В кн.: Возрастная и педагогическаяпсихология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с. 190-229.
Д.А.Фарбер,И.А.Корниенко, В.Д.Сонькин. Физиология школьника. М: Педагогика, 90 — 64
Ж.Годфруа.Что такое психология: В 2-х т.-Т.2.-М.: Мир, 1992- 376 с.
А.Р.Лурия.Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987 — 447 с. — С. 83-100
Б.М.Теплов.Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение,1961С. 479
В.Д.Небылицын.К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. — Вопр. психологии,1968, N 4, с. 29-43
В.М.Русалов.Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 1979- 352 с.
Н.Н.Данилова.Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд. МГУ, 1992- 192 c.
Л.С.Белогородский,М.Е.Сандомирский. От измененного состояния сознания к обыденному: интеграциякогнитивных и поведенческих изменений. — В сб.: Современные направленияпсихотерапии и их клиническое примененеие. Матер.конф. -М.: Ин-т психотерапии,1996 с. 127
Л.С.Белогородский,М.Е.Сандомирский. Возрастная регрессия и формирование искусственных сенситивныхпериодов с точки зрения функциональной асимметрии полушарий. — Там же, с.126-127
Д.Л.Спивак.Язык при измененных состояниях сознания. — Л: Наука, 1989 — 88 с.
Э.М.Каструбин.Трансовые состояния и «поле смысла». — М: «КСП», 1995 — 288с.
S.Barton. Chaos, Self-Organization and Psychology. — AmericanPsychologist, Jan. 1994, Vol. 49, No 1. Pp. 5-14
М.Е.Сандомирский,Д.А.Еникеев, Л.С.Белогородский. Повышение эффективности обучения на основеформирования искусственных сенситивных периодов. — В сб.: Пути повышениякачества подготовки специалистов в высшей школе. — Уфа: Башкирский гос. мед.университет, 1997 — 210 с. — С. 208-209
М.Эриксон,Э.Росси. Человек из февраля. М, КЛАСС, 1995 — 230 с.
С.Роуз.Устройство памяти. — М.: Мир, 1995 — 384 с.
П.В.Симонов.Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987 — 270 с.
М.К.Ковалева,Т.И.Карпова. Основные тенденции возрастной дифференциации ЭЭГ-системы. — В сб.:Развивающийся мозг — Тезисы Всесоюзн. симпозиума. — Тбилиси: 1984, 272 с. — С.103