Оглавление
1. Осуществление IPO (первичногопубличного размещения) акций российскими предприятиями: понятие и порядокпроведения
2. Задача
Список использованной литературы
1. Осуществление IPO (первичного публичного размещения) акций российскимипредприятиями: понятие и порядок проведения
Первичное публичное предложение – ППП, в английском языке – IPO – перваяпубличная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажидепозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путёмразмещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путёмпубличной продажи акций существующего выпуска акционерами частной компании.
Цель проведения IPO.
Основной целью проведения IPO является получение так называемой«учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществв виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом,действительно вложенным ими в акционерное предприятие.
Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акцийпредставляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то времякак реально вложенный капитал приносит прибыль по более высокой, чем ставкапроцента, средней норме прибыли.
Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства вдальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли приносит не среднююприбыль, а только процент. Данный процесс вынуждает частные компании либо такжестановиться публичными либо применять свой капитал в другой отрасли.
Как одну из целей можно выделить Повышение ликвидности компании. Т.еакционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене,причём очень быстро.
Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты отпоглощения недружественными компаниями.
После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной ипрозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
Этапы ППП:
Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результатесделанного первичного публичного предложения является заключительной стадиейцелого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимальноэффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, ПППвключает в себя следующие этапы:
Предварительный этап – на данном этапе эмитент критически анализируетсвоё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуруактивов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практикукорпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этогоанализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могутпомешать ему успешно осуществить ППП; данные действия обычно совершаются доокончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётомустранённых недостатков перспектива ППП оценивается эмитентом положительно, топроцесс ППП переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:
Подбирается команда участников ППП (выбирается торговая площадка,партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательносогласовывается план действий и конфигурация ППП.
Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальныепроцедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) исоставляются формальные документы (проспект ценных бумаг).
Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию,необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию,количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) —рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интересапотенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сборзаявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены(если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) иподведение итогов публичного размещения (обращения).
Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в светенего, окончательная оценка успешности состоявшегося ППП.
Настоящий бум ППП связан с выходом на рынок «доткомов» в конце 90-х годовXX века — в рекордном 1999 на рынок впервые вышли свыше 200 компаний, которыепривлекли около 200 млрд долларов США
Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:
– инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качествеандеррайтеров и организаторов размещения;
– юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/илиэмитентов;
– аудиторских компаний;
– коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантовразмещения.
ППП обычно предшествует road-show — серия встреч представителей компаниис потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании,основных показателей её деятельности и характеристик размещения акций. Ещё одинэлемент, предшествующий ППП — публичное объявление о размещении.
В российской практике под названием ППП иногда подразумеваются ивторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажапакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругуинвесторов).
Первой российской компанией, разместившей в 1997 годусвои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка Билайн.
В 2004—2007 годах в России наблюдается взрывнойрост количества ППП. За это время свои акции на российских и западных рынкахразместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялосьпроведение рекордного ППП государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов США).
2. Задача
По результатам финансового года товарная биржа показала следующиерезультаты: биржевой товарооборот — 1851932 тыс. руб., прибыль — 757325 тыс.руб. Среднегодовая стоимость основных фондов — 1748399 тыс.руб.;среднесписочный состав сотрудников — 2500 человек. Определить фондоотдачу,рентабельность, фондоемкость и фондооснащенность товарной биржи.
Решение:
Фондоотдача является наиболее обобщающим показателем оценкиэффективности использования основных фондов в торговле в целом и в отдельных еезвеньях. Фондоотдача исчисляется делением годового объема товарооборота насреднегодовую стоимость основных фондов, показывая тем самым размертоварооборота на 1 рубль основных фондов.
публичный акция учредительный прибыль
/>,
где /> – фондоотдача;
/>– товарооборот;
/>– стоимость основных фондов.
Подставляя цифровые данные в формулу, получим:
Фотд = 1851932 / 1748399 = 1,06 руб.;
Фондооснащенность — экономический показатель,характеризующий обеспеченность предприятия основными фондами; определяетсяотношением среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондовк среднесписочной численности работников.
/>,
где /> – фондооснащенность;
/>– среднесписочная численностьработников предприятия.
Подставляя цифровые данные в формулу, получим:
Фосн = 1748399 / 2500 = 699,35 тыс. руб.;
Важным аналитическим показателем является фондоемкость, котораярассчитывается как величина, обратная фондоотдаче, и характеризует стоимостьсреднегодовых основных фондов, приходящихся на рубль товарооборота.
/> ,
где /> –фондоемкость.
Подставляя цифровые данные в формулу, получим:
Фемк = 1748399 / 1851932 = 0,94 тыс. руб.,
Уровень рентабельности основных фондов характеризует сумму прибыли,приходящуюся на единицу стоимости основных фондов, и рассчитывается отношениемприбыли за год к стоимости основных фондов.
/>,
где /> – уровень рентабельности;
/> – прибыль.
УР = 757325 / 1748399 = 43,31%.
Список использованной литературы
1. ГрязноваА. Г. “Биржевая деятельность” Москва 2005
2. ИващенкоА. А. Товарная биржа. -М., «Международные отношения» 2004
3. Маневич В.Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условияхперехода к рынку. Вопросы экономики. 2006. Т 10.
4. МиркинЯ.М. Рынок ценных бумаг России. – М.: Альпина, 2002. – 624 с.
5. МорозовА.Ю. Ценные бумаги. — М., 2009. С.390.
6. СавенковВ.П. Ценные бумаги в России. Практическое пособие. — М.: Банковский деловойцентр, 2008.
7. СеменковаЕ.В. Операции с ценными бумагами. — М.: Перспектива, 2007.