МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
РЕФЕРАТ
по предмету: «Философия»
на тему: «Первые натурфилософские школы Древней Греции»
Выполнила:
студентка Коршунова Е.А.
гр. № 05641 (У)
специальность САСКТ
заочное отделение
Проверила:
Преподаватель Компаниец А.Р.
Ростов-на-Дону 2006
Оглавление
Введение. 3
1. Философия Фалеса. 5
2. Космологические теории Анаксимандраи Анаксимена. 8
Заключение. 15
Список использованной литературы… 16
Введение
Ионийская философия, котораязаключает в себе первые натурфилософские школы Древней Греции была представленав основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийскаяфилософия в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична, что неисключает наличия в ней и элементов идеализма. Ионийская философия — этопротофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм иидеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его сзачатками идеализма, наличие многих образов мифологии, значительных элементовантропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии исвязанная с этим иносказательность, представление физических процессов вконтексте моральной проблематики, что свидетельствует о том, что и античнаяфилософия в известной мере рождается как этика. Актуальность настоящей темызаключается в ее тесном переплетении с современной философской проблематикой вее общих смыслах, например, проблемы первоначала, проблемы единичного и общего.Эти ранние философские системы иллюстрируют эволюцию взглядов накосмогонические проблемы и представляют большой интерес своей образностью.
Целью настоящего рефератаявляется изучение взглядов философов милетской школы, особенностей ихмировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленнойцелью в реферате решаются следующие задачи:
Проанализировать философскиевзгляды Фалеса, как основателя милетской школы;
Изучить развитие милетскойфилософии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.
Реферат состоит из 5 разделов. Впервом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываютсяособенности эмпирического подхода к проблемам познания на примере философии Ф. Бэкона,в третьем дается обзор философского учения Декарта, как представителярационалистического направления в теории познания, в четвертом сделаны основныевыводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
1. Философия Фалеса
Основателем философской школы вМилете считается Фалес. О Фалесе-мудреце выше уже упоминалось. Фалес был тесносвязан с ближневосточной культурой. Он — первый математик и физик в Ионии. Существовалодаже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета. Болееправдоподобна версия о финикийских предках Фалеса. Фалес жил в самом конце 7 — первойполовине 6 в. до н.э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения,которое, как определила современная астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н.э.Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов»в 582 г. до н.э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотомИонии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицомугрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как этобудет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, чтоПерсия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезуперейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизившийуровень воды в реке.
Фалес дожил до глубокой старости.В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах»,«О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морскаяастрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как ученом и философе,искавшем начала мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас тольконазвания. Поздняя античная традиция единодушна в том, что Фалес все своипервоначальные научные знания почерпнул в Азии и в Африке, т.е. в Вавилонии,Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египтагеометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес почерпнул у жрецов Мемфиса иДиосполиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибылв Милет уже стариком. В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. Младшийсовременник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегосяпредсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он непонимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Егопредставления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на тупериодичность, которую нашли в затмениях жрецы Аккада, Шумера, Египта.
Фалесу приписывалось такжеоткрытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд,определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Лунасветит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю.Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определивпродолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев,отчего пять дней выпадали так, как это было принято в Египте.
В области геометрии Фалесустановил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной иравными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренноготреугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в кругпрямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно,но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, чтоуже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и вотвлеченной форме.
Фалес как физик пытался понятьпричину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатномветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие. Нo то, чтоверно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил разливается в результателетнего таяния снегов и летних дождей в его верховьях.
О Фалесе как философе первымнаписал Аристотель. В «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первымзанялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь началавиде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и вочто в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своимменяется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают,что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегдасохраняется… Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково,но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает ее водою». Таким-тообразом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называемстихийными материалистами.
Вода — философскоепереосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения «Оначалах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он нестал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать наней землю — в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, онабуквально пребывает подо всем, на ней все плавает.
С другой стороны, это не простовода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однакоэти боги — действующие в мире силы, они также души как источники самодвижениятел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнцеи другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожитьсловами Дногена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мирсчитал одушевленным и полным божеств».
Онтологический монизм Фалесасвязан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единойоснове. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумногомнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпическогомногословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе,так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первогодревнезападного философа, его философское завещание.
2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена
Анаксимандр — ученик ипоследователь Фалеса. О его жизни мы почти ничего не знаем. Он автор первогофилософского сочинения, написанного прозой, которое положило начало многимодноименным трудам первых древнегреческих философов. Сочинение Анаксимандраназывалось «Пери фюсеос», т.е. «О природе». Само названиеэтого и одноименных ему сочинений говорит о том, что первые древнегреческиефилософы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были, прежде всего,натурфилософами, или, точнее говоря, физиками (сами античные авторы называли ихфисиологами). Анаксимандр написал свое сочинение в середине б в. до н.э. Отэтого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшойотрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетскогофилософа — «Карта земли» и «Глобус». Философское учениеАнаксимандра известно из доксографии.
Именно Анаксимандр расширилпонятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала,субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Поздний доксографСимпликий, отделенный от Анаксимандра более чем тысячелетием, сообщает, что«Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе». Такоеначало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Тот же автор сообщает, чтоАнаксимандр учил: «Начало и основа всего сущего — апейрон. Апейросозначает „беспредельный, безграничный, бесконечный“. Апейрон — среднийрод от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное,бесконечное.
Все древние авторы согласны стем, что апейрон Анаксимандра материален, веществен. Но трудно сказать, что этотакое. Одни видели в апейроне мигму, т.е. смесь (земли, воды, воздуха и огня),другие — метаксю, нечто среднее между двумя стихиями — между огнем и воздухом,третьи полагали, что апейрон неопределенен. Аристотель полагал, что Анаксимандрпришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либостихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими как конечными, а потомуАнаксимандр свое бесконечное сделал неопределенным, безразличным ко всемстихиям. Симпликий находит два основания. Как генетическое начало апейрондолжен быть беспредельным, дабы не иссякнуть. Как субстанциальное началоапейрон должен быть беспредельным, дабы он мог лежать в основе взаимопревращениястихий. Если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода,воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у нихесть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, низемлей, ни водой. А это и есть апейрон, но уже не столько пространственнобезграничный, сколько безграничный внутренне, т.е. неопределенный.
Сам по себе апейрон вечен. Посохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон „не знаетстарости“, что апейрон „бессмертен и неуничтожим“. Он находитсяв вечной активности, в вечном движении. Движение присуще апейрону как егосвойство. Апейрон — не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса.Из него не только все в сущности, в своей основе состоит, но и возникает. Анаксимандровакосмогония принципиально отличается от вышеизложенных космогоний Гесиода иорфиков, которые были теогониями лишь с элементами космогонии. У Анаксимандраникаких элементов теогонии уже нет. От теогонии остался лишь атрибутбожественности, но и то только потому, что апейрон, как и боги мифологии, вечени бессмертен.
Апейрон все из себя производитсам. Находясь во вращательном движении, апейроны выделяет противоположности — влажноеи сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуютземлю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее),огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля,окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействиемежду водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть водыиспаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша.Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Это, говорилАнаксимандр, как бы три обода колеса колесницы (мы скажем: это как бы три шины),полые внутри и наполненные огнем. Эти кольца невидимы с земли. В нижнем ободемножество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Этозвезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. ЭтоСолнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходятсолнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутсяи отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Онискал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов иликолец. Эта картина мира неверна. Но поражает в ней полное отсутствие богов,божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира извнутренних причин и из одного материально-вещественного начала. Во-вторых,здесь важен разрыв с чувственной картиной мира. То, как мир нам является и то,что он есть, не одно и то же. Мы видим звезды, Солнце, Луну, но не видимободов, отверстиями которых звезды, Луна и Солнце являются. Мир чувств долженбыть исследован, он лишь проявление действительного мира. Наука должна пойтидальше непосредственного созерцания.
Анаксимандру принадлежит такжепервая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моряи суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили вморе. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, ставсухопутными животными. От животных произошел человек. В общем все это верно. Правда,у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человекзародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившисьвзрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышелна сушу.
Материалистический монизм(монизм — учение, согласно которому все возникло из одного начала) мировоззренияАнаксимандра поражало самих древних греков. Античный автор Псевдо-Плутархподчеркивал: „Анаксимандр… утверждал, что апейрон — единственная причинарождения и гибели“. Христианский теолог Августин сетовал на Анаксимандраза то, что тот „ничего не оставил божественному уму“. ДиалектикаАнаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении изнего противоположностей, об образовании четырех стихий из противоположностей, асама космогония — в учении о происхождении живого из неживого, человека отживотных, т.е. в общей идее эволюции живой природы.
Эсхатология — это учение (впринципе религиозное) о конце мира. Эсхатос — крайний, конечный, последний. Обэтом мы узнаем из сохранившегося фрагмента Анаксимандра. Там сказано: „Изчего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает понеобходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость исогласно порядку времени“. Слова „друг от друга“ потому стоят вскобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет. Так или иначе,мы можем по этим словам судить о форме анаксимандрова сочинения. По формевыражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение междувещами мира выражено в этических терминах. Дж. Томсон думает, что выражение»получает возмездие” взято из этическо-правовой практики родовогообщества. Это формула урегулирования споров между соперничающими родами. Такчто первые греческие философы не так уж абсолютно отличались от китайских ииндийских. Но этической у греческих философов была лишь форма, в которойпредставлялся, однако, физический мир, мир природы, а не мир человека. Но то,что мир природы представлялся через мир человека, — это проявление, пережитоксоциоантропоморфического мировоззрения. Но оно вообще свойственнопротофилософии. Олицетворения уже нет, нет и полной антропоморфизации.
По существу же фрагмент вызвалнемало различных истолкований. В чем вина вещей? В чем состоит возмездие? Ктоперед кем виноват? Те, кто не принимает выражение «друг от друга»,думают, что вещи виновны перед апейроном за то, что они из него выделяются. Всякоерождение есть преступление. Все индивидуальное виновно перед первоначалом. Наказаниеже состоит в том, что апейрон поглощает все вещи в конце мира. Те же, ктопринимает слова «друг от друга», думают, что вещи виновны не передапейроном, а друг перед другом. Третьи же вообще отрицают возникновение вещейиз апейрона. В греческом тексте выражение «из чего» стоит вомножественном числе, а потому там апейрон не подразумевается, а вещи рождаютсядруг из друга. Такое истолкование противоречит космогонии Анаксимандра. Вещивозникают из апейрона и виновны друг перед другом. Но их ~ вина состоит не врождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что они агрессивны. Нарушениемеры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение вещей в состояниебезмерности, их гибель в безмерном, т.е. в апейроне,
Апейрон Анаксимандрасамодостаточен. Апейрон, гордо заявил о первоначале и субстанции мирозданиямилетский философ, «все объемлет и всем управляет». Апейрон неоставляет места для богов и других сверхъестественных сил. Анаксимандр ввел то,что называли «гномон» — элементарные солнечные часы, которые былиизвестны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный наразмеченной горизонтальной площадке. Время дня определялось по направлению тени.Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года — вполдень летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года в полдень — зимнеесолнцестояние. Анаксимандр построил модель небесной сферы — глобус, начертилгеографическую карту. Он занимался математикой. Он «дал общий очеркгеометрии».
Анаксимен — ученик ипоследователь Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который писал, какотметили сами древние, «вычурной прозой», писал просто ибезыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, обосвобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Анаксимен, каки милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем уАнаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен- астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения «О природе».
Не удержавшись на высотеабстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало всего сущего всамой бескачественной из четырех стихий — в воздухе. Анаксимен называет воздухбеспредельным, т.е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в еесвойство. Апейрон — свойство воздуха.
Анаксимен сводил все формыприроды к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь,воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, — ветром, облаками,водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь к диалектической идеепревращения количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал снагреванием, а сгущение — с охлаждением. Это, конечно, неверно. Посколькудыхание теплое, ему казалось, что воздух при выдыхании разрежается и оттоготеплеет.
Анаксимен думал, что Солнце — этоземля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Земля и небесныесветила парят в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутсявоздушными вихрями. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, наскольконам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу соспособностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что онпритягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этомувопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен виделв беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.
Что же касается богов, тоАнаксимен также выводил их из воздуха. Августин сообщает, что «Анаксименбогов не отрицал и не обошел их молчанием». Но он, сообщает Августин, былубежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха» (А10). Итак, боги — модификация материальной субстанции. Что же тогда в нихбожественного? — спрашивает христианский теолог.
Некоторые догадки Анаксименадовольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а еслик этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийсявоздух, что неверно. Плоская Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящиеплоские Солнце, Луна и планеты, которые Анаксимен отличил от звезд, движутсякосмическими ветрами. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звездыдалее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.
Таким образом, философскиесистемы Анаксимена и Анаксимандра представляют собой первые натурфилософские, стихийно-материалистическиефилософские воззрения, которые, однако, послужили отправной точкой длядальнейшего развития античной философии, и содержали множество любопытныхдогадок.
Заключение
Ионийская философия — философияв основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы стремилисьпонять то или иное начало как субстанцию. Отсюда определенная системность ихвоззрений, причем материалистическая, потому что утверждаемые ими начала — таили иная форма вещества, а не духа. Ионийскую философию следует считать таковойи потому, что форма ее, несмотря на пережитки мифологической образности, все жерациональна, ибо она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях,которые явно просвечивают сквозь образность, Вода, земля, воздух, огонь, логос,необходимость — все это уже демифологизированный образы, вступившие на граньпонятий. Уже предфилософская мифология свидетельствует о рождении философии — вобразе того самого сына Зевса, которого отец так боялся. Этот сын Зевса иМетиды — логос, «разумное слово», которое вынесло свой приговор«мифам» и «эпам».
Ионийская философияантимифологична и сверхмифологична. Она — мировоззрение торгово-ремесленныхслоев городского населения, успешно боровшегося за власть против аристократии,настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользубрата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все жемировоззренчески оправдывавшим ту социальную революцию, которая происходила вЭлладе в 6 в. до и. э. и известное подобие которой наблюдалось в Индии и вКитае.
Список использованной литературы
1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философиядля аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.
2. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для техническихвузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
3. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. -М.: Мысль,1995 — 590 с.
4. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
5. Введение в философию.2 части. М. 1983.
6. Философский словарь / под ред. Фролова И. Т.М. 1991.
7. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.