«петербургское востоковедение»

«ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»®‘Abbas ManuchihriTHE POLITICALSYSTEMOF IRANSt. Petersburg2007‘Аббас МанучихриПолитическаясистемаИранаСанкт-Петербург2007УДК 297ББК Э383-4نـشـر ایـن کـتـاب با پـشـتـیـبـانـی ومـسـاعـدت رایـزنـی فـرهــنگـیسـفـارت جـمـهـوری اسـلامـی ایـران در مـسـکـو انـجـام گـردیـده استОбщая редакция текста — ^ Е. А. Морозова‘Аббас Манучихри. Политическая система Ирана. — СПб.: Петер­бург­ское Востоко­ве­дение, 2007. — 240 с. (Iranica). Настоящая книга открывает новую книжную серию — Iranica, рассказывающую о современном Иране во всех проявлениях его общественной жизни. Этот проект воспроизводит на русском языке аналогичную иранскую книжную серию «Книга об Иране». Данная серия книг была задумана в 1375/1996 г. в Центре международных культурных исследований при Организации по культуре и исламским связям, отвечающей за просветительскую работу по ознакомлению мирового сообщества с традиционными ценностями и особенностями современной жизни Исламской Республики Иран. Решено было собрать различные авторитетные публикации, касающиеся сегодняшнего Ирана, и распределить их по тематическим разделам — с тем, чтобы иностранные читатели имели возможность получать информацию о стране из первых рук. Проект «Книга об Иране» включает в себя 12 книг о политической системе, литературе, истории искусства Ирана, его географии и общественной истории, экономике и образовании, семье и воспитании, траурных церемониях, средствах массовой информации и связи и, наконец, об истории науки Ирана. «Политическая система Ирана» знакомит читателя с политическим устройством Исламской Республики Иран. Особенное внимание уделяется Конституции ИРИ. Книга рассказывает о важнейших вехах истории государственной власти в Иране, о настоящем ее положении, дает важную информацию о государственных институтах, правах человека в ИРИ и участии народа в политической жизни страны. Последний раздел книги посвящен внешней политике Исламской Республики Иран — начиная с образования сафавидского государства и заканчивая победой Исламской революции. В книге затрагиваются вопросы отношения Ирана к национально-освободительным движениям и движениям по борьбе за независимость, к положению дел в Персидском заливе и равно рассматриваются культурные связи ИРИ. Издание рассчитано не только на специалистов в области международных отношений, но и на обычного читателя, интересующегося современной мировой политикой.  ‘Аббас Манучихри, 2002  Культурное представительство при Посольстве ИРИ в РФ, 2007  Петербургское Востоковедение, издание на русском языке, 2007  Центр международных культурных исследований, перевод, 2007 ^ Часть первая Основные права в Иране Раздел I Историческое прошлое Ирана Чтобы постичь значение и суть исламской системы прав­ле­ния Ира­на, целесообразно вкратце коснуться политического и юриди­ческого состояния систем правления, существовавших в Иране до Великой Исламской революции 1357 г. по солнечной хиджре 1/1979 г. Cуществовавшие до Исламской революции системы правления мож­но разделить на два периода: 1) период до Конституционной революции; 2) период после Конституционной революции и введения Кон­сти­туции.^ 1. Период до Конституционной революции Отличительная особенность этого периода — абсолютное корыстолюбие высших сословий и правящих кругов в делах управления страной и обществом. После распространения истинной религии ислама при помощи пророков и духовных лидеров законы шариата, излучающие свет ислама, были почти единственными законами, которые соблюдались в культурной жизни людей в целях упразднения разногласий, возникавших между ними. Шахи, хакимы 2 и феодальная знать, обладая властью, влиянием и используя авторитетные религиозные предписания, основанные на со­вокупности положений традиционной веры, подчиняли себе не только армию, но и всю страну, самовластно решая государственные дела. Эти правила и законы зачастую были установлены ими же и, по всей вероятности, подвергались изменениям в угоду той или иной личности, и в любом случае преимущество было на стороне правителей. По этой причине в стране свирепствовали гнет, насилие, тирания, ущемление прав людей, средневековые карательные меры в отношении оппонентов и противников высших сословий и правящих кругов; не было и намека на политическую свободу, не было аппарата судебной власти для осуществления правосудия, а люди не чувствовали себя в безопасности. Как свидетельствуют факты, многие религиозные деятели, выдвигавшие высшую задачу — проведение реформ, претерпели все тяготы лишения свободы в борьбе с деспотичными правителями и компрадорской буржуазией во имя процветания страны. Яркими примерами этих религиозных и политических деятелей последующего периода Конституционной революции, каждый из которых попал в опалу у правителя своего времени и отдал свою жизнь, служат Ка’им Макам-и Фарахани, Амир Кабир, саййид Джамал ал-дин Асадабади и многие другие исламские богословы и правоверные мусульмане-шииты. В X в. х., незадолго до прихода к власти династии Сафавидов, возникшее соседство религии и политики не было подлинным союзом духовенства и власти, и разделение этих двух важных общественных элементов продолжалось. По этой причине деспотизм власти, недостаток прав и свобод чело­века, отсутствие кодификации законов наличие которых ныне считается проявле­нием власти народа, являются характерными чертами данного периода в истории Ирана, как и многих других стран, на протяжении всего их существования.^ 2. Период после Конституционной революциии введения Конституции Изучение причин и мотивов Конституционной революции и ее различных этапов требует долгих дискуссий, выходящих за рамки этой работы и являющихся отдельным предметом изучения. Поэтому ограничимся рассмотрением некоторых из них в качестве важных факторов революции и ее победы — завершения составления Конституции и «Дополнений к Основному закону».К важнейшим факторам, создавшим благоприятные условия для свер­шения революции в Иране, можно отнести следующие:а) давнее недовольство людей поступками и деяниями деспотичных, своевольных правителей и их подручных в управлении делами государства, а также бесчеловечное и грубое отношение властей к народу во всех провинциях и районах страны;б) расхищение государственной казны и злоупотребление своим положением со стороны шаха и придворных при использовании общего имущества для сугубо личных целей, причем особыми привилегиями пользовались иностранцы;в) чрезмерное влияние и вмешательство иностранных государств во внутренние дела Ирана, эксплуатация людей и колонизаторские процессы, в особенности влияние двух сверхдержав того времени, т. е. колонизация внутренних и внешних областей Англией и Россией;г) расточительные и подрывающие экономику страны путешествия шаха и его подданных за рубеж, ставшие общепринятыми во времена шаха Насир ал-дина;д) условия крайнего обострения социальных противоречий; ненависть низших слоев общества к феодальной аристократии, управляющей страной на антирелигиозной основе и считающей себя «тенью Бога» (преимущественно антиисламское правление воспринималось как противозаконное и узурпаторское);е) поездки иранцев в европейские страны с целью их изучения, а также зарождение предпосылок для быстрых и фундаментальных реформ в стране в политическом, социальном, культурном и экономическом отношении 3. Шаги эти, предпринятые для глубоких перемен, в такой же степени, как причины и предпосылки этих перемен, были многочисленными и разнообразными. Результаты этих шагов можно обнаружить после поражения Ирана в 12-летней войне с Россией в проявлении стихийного недовольства на­рода, которое выразилось в убий­стве посла России Грибоедова при дворе Фатх-‘Али-шаха 4. Впервые за все время сам шах и государственные деятели стали объектами ненависти, укоров и порицания народа. Однако абсолютное самодержавие и тираническое правление высших сословий не позволило народу заявить о себе до тех пор, пока идеи саййида Джамал ал-дина Асадабади и восстание народных масс во главе с Мирзой Ширази (он был марджа‘-и таклид, т. е. религиозным «образцом для подражания») против табачной концессии, предо­став­ленной английской компании, не создали благоприятную почву для проведения глубоких реформ в стране. Начали создаваться разные легальные и нелегальные массовые революционные структуры, среди которых можно выделить общество масонской ложи, или франкмасонов, под руководством Мирзы Малкум-хана Назим ал-Даула, продолжавшее свою подпольную деятельность, несмотря на его роспуск Насир ал-дин-шахом. Также целесообразно отметить следующие организации, функцио­ни­ро­вавшие в тот период 5:  Тайное общество, состоявшее из 60 государственных деятелей под руководством айат Аллаха саййида Мухаммада Табатаба’и;  Революционный комитет, состоявший из девяти известных личностей, среди них — Малик ал-Мутакаллумин, Малик ал-Шу‘ара Бахар, саййид Хасан Таки-зада;  Ассоциации «Братство и равенство», «Благородство»;  Общество «Народ Табриза»;  Союз «Счастье»;  Общество «Иранцы, населяющие Персию»;  Либеральный комитет Лондона;  ‘Усманский революционный комитет;  Общество дома пророка Мухаммада под руководством шайха Фазл-Аллаха Нури и др. (некоторые историки говорят о 144 организационных структурах 6). Наряду с этим небывалое развитие получила пресса — книги и журналы, газеты и прокламации, издававшиеся в большинстве своем за рубежом и тайно ввозившиеся в страну. Активную деятельность вели движение интеллигенции и духовенства, движение оппозиционных сил, ускоряя темп активности народа и воодушевляя его своими просветительскими идеями во благо реформ. Количество газет и листовок, публиковавшихся за пределами страны («Случайные обстоятельства» («Вакайи‘-и иттифакийа»), «Закон» («Канун»), «Воспитание» («Парвариш»), «Крепкие узы» («Хабл ал-матин»), «Плеяда» («Сурай­йа»), «Звезда» («Ахтар»), «Зеркало» («Чихранама»), «Знание» («Хикмат»), «Наказ» («Иршад»)), а также внутренних изданий («Равенство» («Мусават»), «Новый Иран» («Иран-и нау»), «Сура Эсрафила» («Сур-и Исрафил»), «Парламентская газета» («Рузнама-йи маджлис») и пр.), по утверждению историков Конституционной революции, доходит до 210 7. В результате волнений созревших для борьбы народных масс, с 1282/1903 г. требовавших проведения фундаментальных реформ в общественно-политическом строе, произошел мощный взрыв, направленный против политики правительства. Руководство народным движением в стране было в основном возложено на духовенство, проповедников, представителей образованной и революционной интеллигенции, которые призывали людей на борьбу с империалистами, вели просветительскую деятельность в деле про­ведения реформ и свержения монархического строя. Самым ярким массовым движением 1323/1944 г., пожалуй, можно назвать сидение в бесте 8 народа во главе с духовенством в усыпальнице святого непорочного имама Шах ‘Абд ал-‘Азима (Мир с ним!) в знак протеста против гнета и тирании власти. Засевшие в бесте обратились с воззванием об учреждении Дома справедливости, исполнении шариатских принципов и законов, а также за повышение уровня их политического развития, социальное равенство и торжество справедливости. Такое открытое сопротивление и протест оказали глубокое влияние на иранское общество и вышли за пределы страны, и Му­заффар ал-дин-шах в том же году отдал приказ премьер-министру ‘Айн ал-Даула 9 о принятии соответствующих мер для создания Дома справедливости. После этого приказа волнение народа несколько улеглось, и это послужило поводом для выхода из беста. Но премьер-ми­нистр не только уклонился от исполнения приказа, но и продолжал прояв­лять жестокость и оказывать давление на людей, и именно по этой причине народ становился все более решительным в борьбе за продолжение революции, что стало основой для следующего шага широких рево­лю­ционных масс — проведения забастовки в городе Кум, на площади Ма‘суме (Мир с ней!), во главе с видными богословами. Другая же группа приверженцев революции села в бест в саду английского посольства. На этот раз люди требовали принятия Конституции и смещения со своего поста ‘Айн ал-Даула, а также срочного созыва совещательного собрания народных представителей. Музаффар ал-дин-шах, будучи потомком своевольных правителей, вынужден был отступить от своей политики. Он издал указ об отстранении ‘Айн ал-Даула от высокой должности, создал в 1323/1944 г. избранное из шахских отпрысков, вельмож и аристократов, ученых, купцов, ремесленников и землевладельцев совещательное собрание и назначил нового премьер-министра — Мирзу Джа‘фар-хана Мушир ал-Даула. Так как все революционеры сочли, что этот указ не полностью отвечает их требованиям, они продолжили свою забастовку. Поэтому Музаффар ал-дин-шах вынужден был опубликовать другой указ, с поправками, в том же ме- сяце раджаб 10, на основании которого правительство было вынуждено ввести Конституцию, провести выборы и созвать Собрание исламского совета (Маджлис-и шаура-йи ислами). После этого духовенство вернулось в Тегеран, бест в саду английского посольства тоже был прекращен, а демонстранты разошлись 11.После составления регламента выборов при содействии лидеров революционного движения и проведения первых и последних сословных выборов в Иране, а также определения основных прав и обязанностей каждого из 60 депутатов от Тегерана 14-го числа месяца михр 12 1285 г./5 октября 1906 г. Собрание национального совета (Мад­жлис-и шаура-йи милли) начало свою деятельность с выражения протеста и кри­тических высказываний в адрес одного из сторонников Музаффар ал-дин-шаха во дворце «Гулистан». Кроме 60 депутатов от Тегерана, 96 мест было предоставлено депутатам из остальных регионов. Учитывая все обстоятельства и условия того времени, а также чрезмерное давление правителей и аристократического слоя, проведение выборов было весьма нелегкой задачей, и в связи с этим в регламенте было указано, что после оглашения результатов выборов в Тегеране начнет свою работу Маджлис 13.Первые шаги законодательной власти Иранаи выработка принципов Основного законапериода Конституционной революции Революционно настроенный народ и его духовные лидеры многого ожидали от открытия первого собрания законодательной власти Ирана: во-первых, прекращения вмешательства и влияния иностранцев; во-вторых, победы над внутренним самодержавием; в-третьих, определения обязанностей государственных чиновников, державших бразды правления страной и противостоявших новому Национальному собранию;  в-четвертых, выработки принципов Конституции; в-пятых, приведения в порядок расстроенного экономического положения страны, а также устранения по мере возможности до- и послереволюционных проблем.Первая успешная акция, предпринятая собранием в исполнение своих обязательств и задач, — это утверждение законопроекта, направленного против вмешательства и влияния иностран­цев, а также их особых привилегий. Затем был рассмотрен проект об иностранных зай­мах, ибо каждый шах, правивший страной после Насир ал-дин-шаха, ухудшал имидж страны и ее финансово-экономическое состояние государства.Следующей мерой, предпринятой Маджлисом, была подготовка условий для смещения принцев и влиятельной аристократии, считавшихся препятствием на пути исполнения желаний народа и важным фактором закрепления политических основ абсолютной монархии.Другой законопроект, утвержденный Маджлисом и вызвавший много шума, а также ставший олицетворением власти народа, — закон об ответственности членов кабинета министров перед Маджлисом. Он был принят вопреки сильному сопротивлению со стороны придворных сановников в 1285 14/1906 г.Параллельно с этими мероприятиями комитет Маджлиса, состоявший в основном из образованных и просвещенных сынов министров того времени и царедворцев, таких как Хасан Пирнийа (известный под именем Мушир ал-Даула или Сани‘ ал-Даула), Махдикули-хан Хидайат и др., был назначен ответственным за составление или, по существу, перевод статей Конституций нескольких стран с общепризнанными конституционными традициями, таких как Франция, Бельгия, Болгария и Греция.Деятельность этого комитета длилась около трех месяцев. В разгар разногласий и пререканий между Маджлисом, представляющим народ, и абсолютными монархами, олицетворявшими собой многотыся­челетнюю власть, были разработаны всего лишь принципы, касающиеся законодательной власти, и после устранения двусторонних разногласий на заседании смешанной комиссии, состоявшей из пяти де­пу­татов Маджлиса и представителей шахского двора, в конечном итоге в месяце дайе 15 1285/1906 г. был составлен текст Конституции из 51 статьи и представлен для утверждения Музаффар ал-дин-шаху. Утвердив Конституцию в месяце дайе 8-го числа (30 декабря), шах в ту же ночь скончался 16.Этот политически важный документ стал результатом пролитой крови сотен тысяч религиозных вождей и приверженцев свободы, по­жерт­вовавших своей жизнью во имя ислама и свободолюбия на пути революционной борьбы. Конституция не полностью отвечала всем тре­бованиям и запросам, в которых отражались бы права народа, принципы социального управления и были определены задачи исполнительной и судебной властей, а также основные государственные и общественные задачи. Учитывая эти обстоятельства, приблизительно через две недели Собрание национального совета назначило другую комиссию — для выработки «Дополнений к Основному закону». Эта работа длилась 8 месяцев.Трудности, с которыми столкнулась комиссия в начале своей деятельности по составлению дополнительных принципов, были значительно масштабнее, чем в работе предыдущей комиссии, так как предложенный комиссией проект, составленный на основе переводов Конституций некоторых стран, подвергся сильной критике со стороны Маджлиса и вызвал много прений и споров. Так, айат Аллах шайх Фазл-Аллах Нури выразил свой категорический протест по поводу так называемого «скопированного проекта» следующим образом: «Что же случится с нами, с теми, кто, обладая достаточно богатым опытом, заимствует законы из Франции, а основной строй — из Англии…17»В итоге выработанный комиссией проект по постановлению Мадж­лиса был отослан на пересмотр и приведение в соответствие с уста­нов­лениями ислама духовным лидерам (шайх Фазл-Аллах Нури и др.). После внесения поправок и дополнений к статье 2 Конституции был провозглашен официальный статус в Конституции Ирана религии, основанной на вере джа‘фарийа (по имени Джа‘фара Садика, шес­того шиитского имама) и вечности правления потомков приверженцев 12 непорочных имамов-шиитов, а также приняты многочисленные дру­гие дополнения. Под воздействием народных масс и сторонников незамедлительного утверждения «Дополнений к Основному закону» для определения полномочий правительства и прав народа после долгих (восьмимесячных) дискуссий и политико-религиозных споров «Допол­нения к Основному закону» были утверждены и подписаны 15-го числа месяца михр 1286/1907 г. Это было благодатное зерно, брошенное в иранскую землю и взрастившее политико-революционное древо иранского народа.Разделы Основного законапериода Конституционной революциии «Дополнений к Основному закону» Первая Конституция Ирана была составлена и утверждена в двух текстах. Первый текст, утвержденный в 1285/1906 г., состоял из 51 ста­тьи и содержал в себе 5 глав, где первые четыре провозглашают создание «Маджлис-и шаура-йи милли» (Собрание национального совета), определяют основные права и обязанности Маджлиса, выражение волеизъявлений и внесение предложений в Маджлис, рассмотрение различного рода вопросов и проблем Собранием национального совета; 5-я глава предусматривает создание наряду с нижней палатой верх­ней — сената 18.Второй текст основного закона конституционного строя, т. е. «Дополнения к Основному закону», утвержденный в 1286/1907 г., был составлен из нижеследующих 10 глав:1-я. Статьи, внесенные в эту главу, предусматривают провозглашение ислама официальной государственной религией Иранской Республики; в соответствии с этим все законы должны быть основаны на исламских нормах и не противоречить законам шариата. А также статьи, определяющие территориальную целостность страны, столицу, государственный флаг, иностранное подданство, выходные и рабочие дни, являлись основными статьями основного закона конституционного строя;2-я. Статьи посвящены правам народа;3-я. Статьи говорят о создании государственной системы и установлении принципов разделения властей;4-я. Статьи являются дополнением принципов законодательной власти, провозглашают свободу деятельности членов Маджлиса и определяют их права и пределы полномочий;5-я. Статьи предусматривают ограниченное правление шаха, права и полномочия его власти;6-я. Статьи посвящены правам и полномочиям министров и их деятельности;7-я. Статьи предусматривают создание системы правосудия, основанной на исламской справедливости, и назначение справедливых судей, т. е. определение задач и обязанностей судебной власти; 8-я. Статьи провозглашают образование анджумана (совета) страны, провинциальных и областных анджуманов и соответственно определение их полномочий и задач;9-я. Статьи посвящены экономической системе страны и финансам;10-я. Статьи трактуют о положении Вооруженных сил и армии страны.В общей сложности эти два текста заключают в себе 158 статей, и в течение 72 лет первая Конституция была главным источником основных прав в Иране и предметом изучения исследователей. Однако за эти годы в череде политических событий и под влиянием правителей династии Пахлави закон не раз подвергался нижеследующим поправкам и дополнениям:а) После прихода к власти Риза-хана в результате переворота 3 исфанда 19 1299 г./22 февраля 1921 г. по его указанию в Иране развернулась организованная кампания за низвержение династии Каджаров. В 1304/1925 г. 4-й Маджлис Ирана утвердил постановление с единственным параграфом — о низложении Ахмад-шаха Каджара, находившегося в это время во Франции, и объявил Риза-хана наследным шахом, назначив его Верховным главнокомандующим и премьер-министром. Следом за этим политическим событием мы становимся свидетелями того, что в месяце азар 20 того же года Учредительное собрание внесло изменения в «Дополнения к Основному закону» (ст. 36, 37 и 38), в которых устанавливались исключительные права Мухаммад ‘Али-шаха Каджара и его престолонаследников мужского пола на верховное командование всеми вооруженными силами и правление страной. Изменения свелись к тому, что вместо династии Каджаров в статьях говорилось о династии Пахлави;б) В любой стране одним из признаков национального суверенитета считается разделение властей и, следовательно, независимость су­дебной власти. Так, назначение и отстранение от должности судей и их перевод на другое место службы не должны происходить без их согласия и желания, что предусматривали статьи 81 и 82 «Дополнений к Основному закону». Однако комментарии к этим статьям от 1310/1931 г. свели к нулю судебную независимость (в пользу исполнительной власти) — было разрешено перемещение судей, а отказ их от новой долж­ности рассматривался как саботаж и наказывался; в) В статье 37 «Дополнений к Основному закону» предписывалось, что престолонаследник и его мать должны иметь истинно иранское происхождение и ни в коем случае не принадлежать к династии Каджаров. В 1318/1939 г., когда встал вопрос о женитьбе Мухаммада-Риза Пахлави, наследника Риза-шаха, на Фузийе, сестре египетского монарха, появилась необходимость повторного пересмотра статьи 37. Соб­рание национального совета приняло единственный параграф об иранском происхождении со следующим комментарием: «Согласно второй части параграфа 976 гражданских законов по предложению правитель­ства и с утверждением Собранием национального совета наследник династии Пахлави независимо от матери остается истинным иранцем, или же до заключения брачного союза с шахом матери наследника престола предоставляется иранское происхождение…» Таким образом, был найден наипростейший путь решения вопросов об определении происхождения престолонаследника и его матери 21; г) Мухаммад-Риза-шах, преследуя личные и государственные цели, т. е. для укрепления своей власти в противовес законодательной ветви власти, провел некоторые мероприятия по пересмотру принципов Конституции, создав в 1328/1949 г. другое Учредительное собрание В свою очередь, это собрание на своем заседании внесло поправки в статью 48 Конституции в пользу шаха. Это означало, что шах имел неограниченные права на роспуск каждого из Собраний национального совета (и сената) как по отдельности, так и вместе. Законодательная власть, которая считалась проявлением народной воли и народного правления, стала контролироваться шахом. Кроме того, была утверждена еще одна дополнительная статья Основного закона по поводу пересмотра вышеуказанного закона и изменения его последующих статей. Одновременно с утверждением того же собрания было установлено, что в будущем конгресс будет создан из двух собраний, национального совета и сената, и будут внесены поправки к статьям Конституции, начиная с 4 по 8, а также к 49 статье «Дополнений к Основному закону». Этот конгресс, создание которого откладывалось в силу политических событий, как то: национализация нефтяной промышленности и переворот 28 мурдада 22 1332 г./17 авгу­ста 1953 г. — был образован в 1336/1977 г. и внес в обсуждаемые статьи поправки и дополнения; д) Последние изменения и поправки к Конституции в период конституционализма приходятся на 1346/1967 г., совпавший с празднествами по поводу коронации шаха и созданием другого Учредительного собрания. Статья 37 «Дополнений к Основному закону» второй раз претерпела изменения в отношении регентства: провозглашалось, что супруга шаха, имея престолонаследника, который еще не достиг 20-лет­него возраста, официально становится регентшей и в случае необходимости, т. е. смерти или отставки шаха, имеет полное право занять трон. Следует отметить, что эти дополнения давали неограниченные возможности и полномочия шаху в назначении членов государственного совета и регента в случае их отсутствия или путешествия. Народ Ирана после победы Исламской революции 1358/1979 г. стал свидете­лем исторического события в месяце дайе 1357/1978 г. — безвозврат­но­го отъезда из Ирана шаха, который, надеясь сохранить свою власть, назначил членов госсовета, однако и это учреждение, как и все организации государственного режима, не смогло оказать помощь шаху в упрочении абсолютной монархии и было разрушено в буре великой революции 23.Предпосылки Исламской революции Ирана,основные этапы и особенности утвержденияКонституции Исламской Республики Иран ^ Предпосылки революцииПо прошествии 57-летнего правления династии Пахлави, несмотря на наличие Конституции в стране, многострадальный и просвещенный народ претерпел много унижения и горя вследствие всеобщего внутреннего политического удушья и нескончаемого вмешатель­ства иностранной политики, в особенности Англии, а затем и Америки, в судьбоносные вопросы истории Ирана. Риза-шах при поддержке лживой политики Англии путем переворота 3 исфанда 1299 г./22 февраля 1920 г., постепенно прибрав к рукам всю власть, а затем и шахский трон, приступил к проведению ряда экономических, политических, военных и административных реформ, а также демонтажу феодальной системы. Можно сказать, что в стране в какой-то мере были установлены спокойствие и безопасность. Однако в связи с запретом на ношение хиджаба 24 и откровенной борьбой с религиозными и культурными убеждениями народа, а также принятием жестких мер и установлением фактической диктатуры в отношении религиозных и политических оппозиционных сил шахский режим стал объектом резких протестов и бурного недовольства народа, сопровождавшегося многочисленными забастовками и демонстрациями. Политика шаха под покровительством гитлеровской Германии фактически вовлекла Иран во Вторую ми­ровую войну. После смещения шаха в стране в какой-то степени был положен конец политической диктатуре. В период 1320—1332/1941—1953 гг. стали пробуждаться пресса, политические и религиозные партии, многочисленные организации, которые при уча­стии народа достигли своего апогея в политических делах в период народных движений по национализации нефтяной промышленности.Это религиозное движение народа, достигшее своей высшей точки под предводительством доктора Мусаддика и айат Аллаха Кашани, было жестоко подавлено путем заговоров шахского двора и английской «черной агентуры». Начиная с этого времени Мухаммад-Риза-шах при скрытой и очевидной поддержке Америки, Англии и других капиталистических стран развернул по всей стране работу по ограничению политической и религиозной свободы народа. Взамен, поощряя проникновение западной культуры с целью подрыва связи народа с исламскими установлениями и устранения национальных и религиозных тра­диций, правительством велась активная пропаганда западничества при помощи радио, телевидения и иных средств массовой информации. Именно эти мероприятия послужили важнейшим фактором рос­та недовольства религиозного общества, мышление которого осно­вы­валось на традиционной нравственности, на принципах исламских норм и ценностей. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения народных масс, что и вылилось затем в политическое движение 15 хурдада 25 1342 г./6 июня 1963 г. под руководством «марджа‘-и таклид» («образца для подражания»), духовного лидера всех шиитов мира — имама Хумайни (Да помилует его Бог!), ставшего возмездием за причиненные обиды и притеснения со стороны государственного аппарата, за развращение общества и антирелигиозные меры внутри стра­ны, обусловленные полным подчинением западным сверхдержавам под руководством Америки.Конечно, следует отметить, народное восстание 1357/1978 г., произошедшее под знаменем бессмертия Аллаха и опиравшееся на богословские учебные центры Ислама, единение и единомыслие народа, а также под беспрецедентным руководством имама. Оно стало ярким примером всей политической борьбы народа против правящего режима и иностранного вмешательства во внутренние дела страны.^ Ход развития революции и предварительные условия утвержденияКонституции Исламской Республики ИранВнешнее спокойствие в стране, наступившее после 15 хурдада 1342 г./ 6 июня 1963 г., являлось предвестником начала сильной бури. Публикация оскорбительной статьи в адрес имама, ставшая высшей точкой в борьбе шахского режима с исламом, вызвала бурный гнев народа и вылилась в народное восстание в городе Кум. Несмотря на его жестокое подавление 19 дайа 1356 г./8 января 1978 г. правящим режимом и суровую расправу над многими демонстрантами, вставшими на защиту религии и «марджа‘-и таклид», духовного лидера шиитов, это событие послужило началом открытой борьбы народа с монархизмом. 29 бахмана 1356 г./18 февраля 1978 г., на сороковой день гибели участников манифестации, мощные народные восстания, по словам шаха «происходившие на стабильном острове», вспыхнув по всему Тебризу, вызвали бурную реакцию политиков и оказались в центре внимания всех народов мира. После этого один за другим в столице и других городах вспыхивали революционные восстания, хотя режим с опорой на Конституцию пытался бороться с ходом революции, стараясь вернуть себе былую власть 1332—1342/1953—1963 гг. и упрочить монархический режим на протяжении всего 1357/1978 г. путем принятия некоторых мер, например, замены премьер-министров, создания Кабинета национального примирения (1356/1977 г.). Однако сплоченность и единство народа и безоговорочное руководство имама Хумайни (Да помилует его Бог!) свели к нулю всевозможные препятствия и политические игры империалистов, что в итоге привело к великой победе народной революции 22 бахмана 1357 г./11 февраля 1979 г. Со второй половины 1357/1979 г. ход революции приобрел стремительность, а правительство Ирака по взаимной договоренности с правящим режимом Ирана оказало давление на имама, чтобы изгнать его с иракской земли. Вследствие этого нажима духовному Лидеру революции пришлось вылететь во Францию и поселиться в Нофль-ле-Шато — пригороде Парижа. С этого времени Нофль-ле-Шато превратился в один из политических информа­ционных центров иранской революции: имам, участвуя в конферен­циях и брифингах для прессы, разъяснял цели и задачи революции всем народам мира. Рассылая послания и революционные инструкции, он также побуждал людей оказывать всяческое сопротивление и сохранять стойкость в борьбе с провокационными действиями шахского правительства. Волна революции не только не ограничилась пределами столицы и больших городов, но и охватила все регионы, превратив страну в одну большую революционную арену. Руководство революцией со стороны имама не только не ограничивалось его духовной деятельностью, но и включало политическое руководство и управление. Именно по этой причине во второй половине 1358/1979 г. было объявлено о создании Революционного совета и назначении его членов. Несмотря на то что по политическим причинам и в целях обеспечения безопасности никогда не были официально объявлены имена членов комитета и их численность, этот Революционный совет, состоявший как из начинающих, так и общеизвестных ре­волюционных, духовных и политических лиц, более полутора лет под наблюдением имама полностью выполнял все функции по принятию решений в управле­нии делами страны и законодательной властью. Имам, Лидер народ­ной революции, контролируя деятельность как правительства, так и Революционного совета, взял на себя двойную задачу в управлении страной. Остатки монархического режима, т. е. законодательные собрания, шах и меняющееся правительство, которым оставались считанные месяцы, хотя и опирались на Конституцию, ничего уже сделать не могли.Нарастание революции, с одной стороны, и внешнего давления ино­странных «покровителей» шахского правительства, с другой, вы­нудило шаха навсегда покинуть страну 6-го числа месяца дай 1357 г./ 16 января 1979 г. Шах, назначая членов правительства, все еще питал надежду на то, что, опираясь на поддержку зарубежных покровителей и сторонников внутри страны, он снова возвратится в страну, когда погаснет искра революционного пламени и установится определенная политическая стабиРаздел II ^ Форма правления, моральныеи духовные институты государства Форма правления Статья 1 Конституции провозглашает республиканскую форму прав­ления в Иране, основанную на исламе. Дословно статья 1 составлена в таком порядке: «Система правления Ирана — Исламская Республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану после победы Исламской революции под руководством великого духовного наставника айат Аллаха имама Хумайни проголосовал абсолютным большинством в 92,2 % голосов от общего числа избирателей на всенародном плебисците, проведенном 10 и 11 фарвардина 1358 г. солнечной хиджры, что соответствует 1 и 2 джумади ал-хула 38 1399 г. лунной хиджры (30—31 марта 1979 г. григорианского календаря). Поддержка республиканской политической сис­темы Ирана была не случайна, а основывалась на прецеденте революции и активном участии народа в многомиллионных демонстрациях. Скандируя призывы «Свобода!», «Независимость!», «Исламская Республика!», народ сверг монархический режима и провозгласил будущую политическую систему Ирана. В действительности, Конституция стала отражением объективных требований народа. Рес