Вступление
Петрозаводскявляется транспортным центром республики, этот факт не поддается обсуждению,поскольку в городе скрещиваются все республиканские железные дороги.
Петрозаводскявляется образования (учебным центром), этот факт неоспорим, поскольку каждыйгод огромное количество потенциальных студентов приезжает в Петрозаводск снадеждой поступить в один из двух карельских университетов.
Петрозаводск —политический центр Карелии, мне кажется, что нет такого человека, который бырешил поспорить с этим фактом.
Все этихарактеристики Петрозаводска уже стали обычны. Я бы сказала, обыденны дляжителей Петрозаводска, но за этими очевидными фактами мы порой забываем,наверное, самое главное, что Петрозаводск в первую очередь — культурный центрреспублики.
Мне кажется, чтов нашем городе нет такого человека, который не посещал Краеведческий музей, итакого ребенка, который бы не был в кукольном театре.
Самые большиекритики не бывают разочарованными после посещения музея изобразительныхискусств.
Что касается меня,то после того, как я впервые посетила музыкальный и драматический театры, я прилюбой удобной возможности пытаюсь сходить туда на спектакль.
При выборе темыдля реферата я пользовалась исключительно своей симпатией и остановила своейвыбор на теме «Петрозаводск — культурный центр», потому что она соответствоваламоим пристрастиям.
Основная часть
Театры
Каждыйтеатр в Петрозаводске являются его украшением, они также украшение всей нашейреспублики. Театральная творческая жизнь тесно связана с культурной и духовнойжизнью людей живущих в Карелии и ее столице. Зрители театра, а их очень многолюбят свой театр и верят в него.
Петрозаводскназывают театральным городом. И это не фраза. Театральное искусство зародилосьздесь давно. И даже когда у нас не было еще профессиональных театров —расцветало искусство любителей.
Русский драматический театр
В 1997 году, этому театру, самомупосещаемому в Республике исполнилось 90 лет, во время празднования былипоказаны лучшие спектакли из репертуара театра.
Премьера«Каширской старины» 8 января 1907 года в Народном доме. Именно этот деньзафиксирован в истории искусства, как дата, с которой и началсяпрофессиональный театр Карелии.
А основателемпервого профессионального театра в Петрозаводске был уроженец Заонежья ИванСавельев. Этот зонежский крестьянин, и привез в Карелию первую труппу актеров.
В театральномколлективе театра сегодня каждый четвертый — народный артист либо заслуженныйартист, деятель культуры России или Карелии. Имена ветеранов Юрия Гришманского,Григория Годарева, Константина Пилипенко, Геннадия Мелехина на слуху не толькоу карельских зрителей.
Одна и та жетеатральная идея может находить самые различные способы воплощения. Ониприверженцы той стилистики, которая воссоздает на сцене не бытовуюдостоверность жизни, а ее романтическое начало. Поэзия высокого уровня,определяющая в их постановках — идея, мысль нередко развивающиеся от привычнойлогики событий к ассоциативной — образному решению и мышлению. Поэтому понятностремление театра в программных спектаклях к открытой поэтической условностисценического языка. Но такой язык предполагает не только точное знание жизни ишироту творческой фантазии художника, но и особое доверие к возросшемуэстетическому уровню сегодняшнего зрителя.
Есть человек, безкоторого коллектив не мыслит своего театра — это Сергей Петрович Звездин.Полвека жизни он отдал служению этому театру. Он стал его созидателем в прямо ипереносном смысле этого слова. В самом начале 50-х, когда началосьстремительное строение театра, Звездина назначили его директором. Не быловопроса на стройке, в который бы не вникал и не добивался его решения новыйдиректор. Именно тогда и родилась его дружба с архитектором Бродским искульптором Коненковым, чьи работы и поныне украшаю наш театр. Это удивительныйчеловек всегда умел обращаться с актерами без конфликтов. Вообще о СерееПетровиче можно сказать огромное количество самых невероятных вещей. Какудивительно распоряжалась им судьба, пока он не попал в театр.
Сейчас театрпрактически не выезжает на гастроли. Но в последний раз он показывал «Оскар» насцене Санкт–Петербургского академического театра имени Пушкина. Поначалуизбалованная публика с недоверием отнеслась к «провинциалам», но на второмспектакле зал был полон.
Благодарныезрители всегда одаривают артистов если не охапками цветов, то громомаплодисментов непременно.
Финский (национальный) театр
В1997 году Финский театр отметил свое 65-летие, так как основан он был в 1932году.
Первымспектаклем, давшим путевку в жизнь нашему Национальному театру, был «Разлом»Бориса Лавренева.
Натворческом счету театра за 40-летний период службы — свыше 200 спектаклей.Таков его вклад в развитие национальных искусств республики Карелия.
Труппатеатра — частый гость в районах нашей республики. Она побывала почти во всехнаселенных пунктах Карелии.
Вследза разломом на сцене Финского театра были поставлены такие выдающиесяпроизведения русской драматургии, как «Оптимистическая трагедия» ВсеволодаВишневского, «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Гибель эскадры» и «ПлатонКречет» Алексея Корнейчука.
Вскоресостоялись первые встречи зрителя республики с русской классикой. На финскомязыке вскоре заговорили герои пьес Горького, Островского, Чехова и дажеТолстого.
Однойиз традиций театра стала постановка спектаклей по произведениям финскихклассиков таких, как: А. Киви, М. Лассила, М. Кант и других знаменитых авторов.
Главнойи самой важной особенностью театра является то, что в театре показываютсяспектакли не только на финском, но и на русском языке, это достигаетсяпосредством синхронного перевода текста через наушники.
Спервых лет своей работы и до настоящего времени театр тесно связан створчеством карельских писателей. Спектакли, созданные на местном материале,получили высокое призвание у зрителей.
Профессиональное мастерство актеров до сих пор продолжает расти.
Болееуспешная полувековая работа в Республике драматического театра на финском языкепредставляет собой яркий пример развития национальной культуры Карелии.
Внациональном театре и посей день создаются новые спектакли, которые,несомненно, имеют большой успех у зрителей.
Кукольный театр
Первое упоминаниео театре кукол в Петрозаводске относятся к 1934 году.
Премьерасостоялась 15 декабря 1935 года. С этого дня и ведется отсчет творческой жизнинашего театра.
Первым спектаклемтеатра была «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная АлександромСергеевичем Пушкиным.
Уже с 1935 годатеатр начинает существовать самостоятельно.
На сцене театравсегда почетное место занимает пьеса, связанная с жизнью Карелии. Это спектаклипо карельским сказкам эпосу «Калевала».
Также обширнакарта гастролей театра. Пожалуй, нет такого уголка Карелии, где не побывали быактеры.
Но театр «Кукол»на настоящий момент не может в настоящий момент характеризовать наш город каккультурный центр, однако он стал дорог юным зрителем нашего города и домом дляактеров, играющих там. Вот как люди, работающие там, пишут о театре:
Заслуженныйработник культуры Карелии — В. Виндревич писал:
«Вспоминаю своипервые годы в театре кукол. Работали мы в старом здании, не совсем удобном, номы ему были рады. Это же свой дом. Играли в городе, много ездили по республике.
Коллектив у насбыл дружный. Никто не отказывался от любой работы, всегда помогали друг другу.
В 1959 году мыпоставили спектакль для взрослых «Чертова мельница». Ждали премьеру,волновались, были безумно рады успеху спектакля у зрителей.
Памятен 1965 год.После капитального ремонта открылся театр. Радостные улыбки детей, прекрасноенастроение артистов. В последние годы в коллектив пришла молодежь. Хочетсяпожелать молодым, чтобы они хранили традиции театра, любили свое дело и конечнорадовали зрителей».
А артист В. Петрово своей работе в театре Кукол писал так:
«Начал своютворческую жизнь в театре рабочим сцены. Так состоялось мое боевое крещение.Оно мне помогло в будущем, когда стал актером. Было трудно на первых порах. Нетак повернулся, не так сел и, казалось, ничего не умею.
Строго спрашивалрежиссер Юрий Андреев, и уроки не прошли даром. Полюбил нашу беспокойную работу— театр.
Мне, наверное,повезло, что становление как актера произошло в Петрозаводском театре Кукол,куда я пришел после окончания Горьковского театрального училища. Здесь ямногому научился, а главное — трудолюбию. Это, по-моему, самое важное в любойпрофессии.
Хочется пожелатьвсем коллегам долгих лет жизни, больших творческих успехов. Пусть в сердцахникогда не угасает жажда поиска!»
Сейчас вколлективе театра много молодых актеров, которые продолжают лучшие традициитеатра.
Зал всегда полон,это говорит о том, что театр зрители любят!
Музыкальный театр
Несмотряна то, что театр относительно молод, но и за этот срок он стал творчески зрелымтеатральным коллективом и уже сумел завоевать популярность и призвание зрителейне только в Карелии, но и далеко за пределами республики.
Этоттеатр в истории развития театрального дела в республике занимает почетноеместо. Он театр нового типа, своего рода синтетический и охватывает практическивсе жанры театрального искусства.
Спектаклимузыкального театра подтверждают ту его основную позицию, об которую ломаюткопья критики театра и его сторонники. Первые не прощают театру того, что егоположение и категория если не обязывают, то не освобождают от долга ставитьоперные спектакли. Но Музыкальный театр же хоть от времени ко времени, иобращаются к оперным произведениям, в основном, ориентируется на жанрыразвлекательного плана — оперетту, мюзикл. Поклонники театра благодарны ему засклонность к классическому репертуару.
Балет«Сампо», написанный карельским композитором Г. Синисало по либретто И. Смирнована основе карельского эпоса «Калевала» стал большим событием в культурной жизнине только Карелии, но и в истории развития национального искусства всей России.
Балет«Сампо» ставился уже более 200 раз и до сих пор не сходит со сцены. Театрпоказывал этот спектакль в Москве, Санкт-Петербурге, других городах нашейстраны и даже на гастролях в Финляндии.
Последовательнаярепертуарная линия приносит свои плоды: в театре сложилась группа хорошихкомедийных актеров.
Когданачалась перестройка, с театра перестали требовать советский идеологизированныйрепертуар, который не всегда, к сожалению, был высокого художественного уровня,и они занялись серьезной работой с классикой. Причем старались ставить такиеспектакли, которые захватят молодое поколение зрителей.
Крометого, они создают спектакли для детей.
ВладимирШестаков (главный режиссер Музыкального театра) о после перестроечном периоде:
«Когдавсе поначалу растерялись, то некий шоковый момент я пережил. Я попыталсязаниматься и шоу-бизнесом и коммерцией, как некоторые мои коллеги. Думаю, чтомог бы достичь определенного успеха. Но мне этот путь показался не интересным.Я же всю жизнь занимался театром, почему же должен бросить любимое дело, я емуучился, я его люблю, я люблю Музыкальный театр! Именно Музыкальный — в Драмемне скучно. Музыкальный театр — это моя жизнь.
Запрошедшие годы очень сильно изменился состав труппы. Те, кто начинал перешли вкатегорию мастеров, способных достойно представить театр, где бы то ни было.
Многопришло артистов, но много и ушло. Музыкальный театр так укомплектован, что непозволяет, к примеру, поставить большой оперный спектакль.
Оченьмного людей ушло из балета, здесь позиции в какой-то мере потеряны. В балетвсегда был приток свежих сил, что не скажешь о последних годах. Наконец нетчеловека, который бы возглавил балетную труппу. А балетмейстеры сейчас нестремятся руководить, им проще заниматься только творчеством.
СтруктураМузыкального театра гораздо сложнее, чем где-либо, и требует больших моральныхи материальных затрат. Поэтому театр переживает сейчас не самые лучшие своивремена. Им необходима помощь, необходимо финансирование — и конечно не вразмере одного процента.
Театр— это прежде всего люди. Часто говорят и пишут о тех, кто на виду, — о примах ипремьерах. Но коллектив состоит и из тех, кто не особенно мелькает на снимках,и без кого в то же время творческий процесс был бы не возможен.
Несмотря на все трудности, Музыкальный театр постоянно ставит новые пьесы, иколичество желающих посетить спектакли, поставленные труппой Музыкальноготеатра, не уменьшается, и уже образовался определенный круг поклонников.
Творческая мастерская
1998год был ознаменован многими событиями в культурной жизни Петрозаводска,безусловно, одним из важнейших было — празднование десятилетия молодежноготеатра «Творческая мастерская».
Всередине восьмидесятых годов в Петрозаводске заявила о себе группаактеров-энтузиастов тех, кому тесно было в обычных рамках традиционного театра.Вехой, с которой началось создание нового коллектива, явился незабываемыйспектакль «Завтра была война» по повести Бориса Васильева.
«Творческаямастерская» — это заметное явление в культурной жизни города. Он создавался наволне неформальности, отступления от канонов. И сегодня в театре поддерживаетсяэтот дух. Все, что они ставят, нацелено на то, чтобы задеть душу человека,который приходит к ним в театр на спектакли.
Лидеры«Творческой мастерской» уже сейчас заботятся о смене, готовят молодежь.
Театр«Творческая мастерская» был организован в 1986 году и три года назад (в 1996году) отпраздновали свое десятилетие.
Десятилетиетворческой жизни театра принесло всем любителям театра, большое количествопостановок, каждая из которых является яркой звездочкой.
Труппетеатра, как профессионалам все по плечу, начиная с русской и зарубежнойклассики и до современной драматургии и театральных капустников.
Критикипредвещают театру продолжительной творческой жизни и новых театральныхдостижений.
…ИванПетрович Петров, Геннадий Залогин, Валерий Чебурканов, Владимир Мойковский ибез исключения все очаровательные женщины-артисты — вот люди, благодаря которымпрактически все жители нашего города полюбили театр «Творческая мастерская».
РежиссерИван Петров и педагог студии Владимир Майковский рассказали, что: «всегостудийцев четырнадцать. Среди них не только петрозаводчане. Питомцы студииприехали из разных районов Карелии — Питкяранты, Пудожа, а также из Мурманска иСанкт-Петербурга.
Естьсреди студийцев люди с высшим гуманитарным образованием, есть и со средним,выпускники петрозаводского университета, училища культуры.
Занимаютсястудийцы по полной четырехлетней программе актерских факультетов. Учатся онитри года. Изучают актерское мастерство, сценическую речь, танец, вокал, сценическоедвижение. Теоретические дисциплины включают, в частности, историю искусства,литературы (российской и зарубежной.)
Недавнобудущие актеры успешно прошли зачеты по художественному слову, вокалу. Педагогиими довольны, отмечали заметный творческий рост».
Музеи
Карельский государственный краеведческий музей
В 1871 году по предложению просвещенного губернатора Григория ГригорьевичаГригорьева при местном статистическом комитете был организованестественно-промышленный и историко-этногрофический музей.
Формированиемего фондов первоначально занимался краевед-энтузиаст, секретарь стат комитетаАлександр Иванович Иванов.
Ужечерез два года, в тот праздничный день 29 июня 1873 года, когда в Петрозаводскебыл торжественно открыт памятник Петру Великому, поставленный, кстати сказать,по инициативе того губернатора Григорьева, не менее торжественно распахнул своидвери перед первыми посетителями и новый музей. В это время экспозиция его быладостаточно бедной, а штатных сотрудников не имелось вовсе.
Сегодня,музей обладает уникальными по собранию и значительными по объему фондами. Вмузее насчитывается около 160 тысяч единиц хранения.
Сотрудникиактивно изучают имеющиеся коллекции, проводят большую научно-исследовательскуюработу.
Тольков минувшем году они выступали с докладами и сообщениями на всероссийскомархеологическом семинаре в Твери, всероссийском симпозиуме в Пегреме, наРябининских чтениях в Петрозаводске и многих других научных конференциях.
Сейчасв музее открыта выставка, посвященная эпосу «Калевала», а также посвященнаяистории Александровского и Петровского заводов. Большое внимание посетителиуделяют выставке, посвященной великому русскому поэту Александру СергеевичуПушкину.
ВКарельском государственном музее уже было проведено свыше 100 выставок, причем,свыше 20 из которых имело высокий международный общественный резонанс.
Музей изобразительных искусств
В октябре 1960года в старом здании бывшей гимназии на проспекте Карла-Маркса, 8 открылсямузей Изобразительных искусств Карелии.
С тех, можносказать далеких пор, коллекция музея значительно пополнилась и экспонатами нетолько карельскими.
В коллекции музеянаходятся настоящие сокровища древнего и современного искусства, в его старыхстенах.
Очень часто вмузее выставляют свои работы члены союза художников Карелии.
Древнегреческоеискусство, народное искусство, живопись, графика, скульптура, не толькокарельская, но и Российская.
Помимо всегопрочего в музеи выставляются шедевры современной зарубежной графики, благодарярасширению сотрудничества с разными странами.
Своеобразныйрекорд посещаемости был установлен в 1994 году, когда в музее проходилавыставка икон, за это время выставку посетило более 35 тысяч человек, такжепосетили выставку три епископа из Швеции.
Всего было выставлено65 икон, охватывавших период с 15 по 19 века.
Музей народного образования
В 1861 году Алексей Ведешкин основал музей истории профессиаонально-техническогообразования.
Несмотря на то, что экспонаты были, но своей экспозициимузей не имел. Да и к тому же, тема о техническом образовании очень узкая, ведьв Карелии всего 24 училища.
Но вот через несколько лет музей стал государственным, истал называться «Истории народного образования Карелии».
Постоянная экспозиция охватывает время с 18 по 20 век.
Также сейчас в музее открыты две временные, но абсолютноне менее красивые экспозиции.
Вы знаете, что в Карелии около 50 династий учителей? Здесьзнают, и даже сделали о них выставку. Это прошлое. На будущее разработаносовместные разработки с Краеведческим музеем и Детским республиканскимэкологическим центром. Так, что без работы семь сотрудников музея неостанутся.
Карельскаягосударственная филармония
В этом годукарельской филармонии исполнится 60 лет! Очередной концерт, очередная встречасо зрителями и так и за дня в день, из года в год, вот уже в течение 60 лет.
Музыкальныетрадиции в крае складывались уже в первые годы советской власти, но, несмотряна это карельская филармония была образованна лишь 15 января 1939 года.
Первые шагифилармонии показали, что она действительно стала центром музыкальной жизниреспублики. И она сконцентрировала вокруг себя практически все музыкальные силыреспублики Карелия.
Стали регулярнопроводиться симфонические концерты, в которых исполнялись лучшие произведения русскойи зарубежной классики, а также, в том числе произведения и карельских авторов.
Первый свойофициальный зимний сезон филармония открыла 5 и 6 октября 1939 года.
Эти концерты былипосвящены русской классической музыке.
В первые месяцывойны филармония организовала четыре концертные бригады, которые выступали напредприятиях, на мобилизационных пунктах, строительстве оборонительныхукреплений. На этих концертах исполнялась музыка наших карельских композиторови поэтов.
В первые месяцывойны филармония провела приблизительно 500 концертов.
После войны широкоразвернулась музыкально-просветительская деятельность,― филармонияначинает регулярно проводить открытые симфонические оркестры, приглашаяизвестных дирижеров, певцов, инструменталистов.
В 1951 году вМоскве проходила Неделя карело-финской музыки и танца. Филармония внесла свойвклад в проведение этой недели. Молодые артисты филармонии с успехом выступалина концертах, которые проходили в эти знаменательные дни.
В концертах,которые проходили в домах культуры и клубах Москвы, на заключительной декадевыступали артисты филармонии. И тогда некоторые карельские артисты иисполнители были отмечены наградами: орденами и медалями разных степеней, аостальным были вручены почетные грамоты.
Уже в шестидесятыегоды творческий состав Карельской филармонии заметно обновляется, появляютсяновые молодые и энергичные.
По предложениюхудожественного руководителя филармонии композитора А. И. Голланда в 1960 годусоздается оригинальный творческий коллектив, так называемое «Камерное трио», посуществу миниатюрный музыкально-драматический театр. Это трио завоевалопопулярность не только в Карелии, но и за ее пределами.
В последние годыфилармония продолжает активную творческую деятельность. Она в широких масштабахзнакомит слушателей с достижениями музыкального искусства страны и нашейреспублики.
Еще сейчас насцене филармонии ставят новые произведения карельских авторов.
Успеху многихконцертов способствовало и то, что наряду с интересным репертуаром ивыступлением на концертах ведущих артистов-гастролеров, к участию всимфонических и камерных концертах лучшие исполнительные творческие силыПетрозаводска.
Творческиесоюзы
Союз писателей
Несмотря на то,проблем у писательской организации хоть отбавляй, все-таки существует лучнадежды, который позволяет смотреть в будущее, хоть с малой, но надеждой.
С большим трудом,но все же по-прежнему выходят их журналы с новыми произведениями карельскихписателей и писателей всего северо-запада.
Правительствомреспублики Карелия был утвержден перспективный план издания книг литератороввплоть до второго тысячелетия, и при относительно благоприятной экономическойситуации каждый писатель будет иметь возможность опубликовать в ближайшие годысамые свои заветные произведения.
Наблюдается инекоторое оживление организационной деятельности в работе творческогоколлектива союза писателей. Активизировалась работа творческих секций, особеннодраматургии, поэзии и критики.
Стабильно работаютлитературные объединения, одно из них при союзе писателей.
Союз писателей, ав настоящее время одни из самых молодых среди них, сумели в своем роде открытьновую страницу карельской литературы и принести в нее свое видение нашейдействительности и своеобразие творческой манеры. И хотя все они пишут «безоглядки на прошлое», но в тоже время и наследуют лучшие традиции своих старшихсобратьев, естественно перенимая многолетнею литературную эстафету.
Издательство «Карелия»
На мой взгляд,нельзя рассматривать писательский союз Карелии, не рассказав о крупнейшем и известнейшемиздательстве «Карелия».
1 января 1931 годаявляется днем рождения государственного издательства «Карелия».
С самого началаиздательство создавалось как универсально двуязычное, выпускающее литературусамой разнообразной тематики на русском и финском языках для разных категорийчитателей. Оно обеспечивало общественно-политической, учебной, производственно-технической,художественной литературой население Карелии, а литературой на финском языке —и население Ленинградской области.
Тема войны всегдаоставалась одной из главных в работе издательства.
Кроме того,выходило большое количество популярных книг и брошюр, рассчитанных на самыйширокий спектр читателей, в том числе и на школьников.
Многие изданияпосвящены проблемам экономики, различным отраслям народного хозяйствареспублики и ее природным богатствам.
Выпускалисьпопулярные пособия для любителей домашнего хозяйства, огородничества исадоводства.
Издательство«Карелия» всегда считало своей обязанностью знакомить жителей Карелии ссамобытной культурой нашего края, прежде всего с богатейшим наследием народноготворчества, как кареллов, так и русских, живущих в республике. В первую очередьэто относится к изданию «Калевалы». В 1935 году, в год столетия издания эпоса«Калевала», было выпущено сразу два издания.
Образованиеиздательства совпало по времени с оформлением карельской писательскойорганизации.
Большую долюиздательской продукции составляли произведения русской и мировой классики.
Многотысячнымитиражами выпускались книги Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Лермонтова,Льва Толстого, Федора Достоевского, Михаила Шолохова, Александра Блока, СергеяЕсенина, Марины Цветаевой и других русских прозаиков и поэтов.
Особое вниманиеуделялось детской читательской аудитории. Ежегодные тиражи книг для детейсоставляли миллионы экземпляров. Среди них — карельские и русские народныесказки, лучшие произведения отечественной русской детской литературы.
Оказывать помощьшколе, выпуская учебники и учебные пособия, а также книги, соответствующиедетской школьной программе, считалось необходимейшей задачей работы коллектива.
К ранее изданнымучебникам финского языка в последнее время прибавились учебники на карельском ифинском языках.
Давняя традицияиздательства — выпуск краеведческой литературы. Это популярные книги о природеи природных богатствах края, книги о памятниках и памятных событиях, связанныхс историей нашего края.
Кардинальные,порой катастрофические изменения произошли в издательской деятельности впоследние годы. Они определили и состояние дел в издательстве. Безудержный ростцен на бумагу, полиграфические материалы и услуги, инфляция, непомерные налогипривели к тому, что книга стала непомерно дорогим товаром.
Тем не менее, запоследние два года издательство выпустило более пятидесяти наименований новыхкниг. В лучшие времена такое количество создавалось в течение двух-трехмесяцев. Максимальный тираж сейчас составляет 30 тысяч экземпляров, а ведьраньше «Карелия» выпускала книги экземплярами до ста тысяч.
Обретениеопределенной степени свободы, ликвидация диктата в образовании тематическогоплана позволили нести читателю многоплановую литературу.
Издательство непросит не у кого помощи, приспосабливаясь к нынешней экономической ситуации,оно ищет пути, которые позволят дальше выпускать книги, хотя и в ограниченномобъеме. В тоже время сотрудники «Карелия» надеются, что общество, в котором мыживем, правительство республики вспомнит вновь, что книга — источник знаний.Без нее невозможно возрождение России.
Союз художников
Вследующем, 2000 году союзу художников Карелии исполняется 50 лет.
В1936 году в Петрозаводске была открыта первая студия изобразительногоискусства, которую возглавил художник В. Попов, а уже в 1940 году была устроенавыставка выпускников, в составе которой были художники из Москвы.
Летом1940 года создается организационный комитет Союза художников Карелии, который истал первым правлением союза.
Сейчассоюз художников Карелии переживает далеко не лучшие свои времена.
Также, как и в союзе композиторов, в союзе художников появляются более молодыелюди, которые в последнее время стали заметно вытеснять более старших повозрасту, поскольку энергии и творческой фантазии им не занимать.
Но,все художники демонстрируют хорошее знание материала, его выразительныхвозможностей, различных технологий, все они хорошо понимают необходимостьсохранения и развития прекрасных карельских традиций.
То,что культуре сегодня приходится трудно — это факт. Но постоянные разговоры обее упадке бездуховности несправедливы.
Радуетто, что художники работают интенсивно, ищут, спорят, находят. И частовыставляются.
Союз композиторов
В 1937 годувпервые наши профессиональные композиторы выступили за пределами республики — вгороде на Неве (Санкт-Петербурге), где проходила декада карельского искусства.
Серьезный экзаменбыл выдержан превосходно. С помощью питерцев впоследствии был образован Союзкомпозиторов Карелии.
Знаменательнойвехой нашего искусства стала декада карельского искусства, проходившая вМоскве, где композиторы превосходно продемонстрировали свои лучшие достижения.Эта декада стала мощнейшим толчком для дальнейшего развития карельскогоискусства в неразрывной связи с культурами всей нашей страны.
Можно сказать, чтотворческая организация постоянно пополняется новыми кадрами.
Важное место вработе союза композиторов занимают музыковедческая и фольклорная группы, атакже постоянно собираемая группа самодеятельных композиторов.
Если говорить онаибольших творческих удачах последующих лет, то в области симфоническойобласти симфонической области это прежде всего крупная и тяжелая работа Э.Патленко.
Видное место вмузыке занимают вокально-симфонческие полотна.
Достаточноразнообразно творчество в области камерно-инструментальной музыки.
Песня сталажанром, к которой теперь обращаются почти все композиторы.
Деятельность союзакомпозиторов тесно связана со многими учреждениями и организациями,исполнительскими коллективами, пропагандирующими карельскую музыку. Это такиеорганизации, как Русский драматический театр, Госфилармония, ансамбль «Кантеле»,академические, народные и самодеятельные, хоровые коллективы. Их работа —стимул для нашего творчества.
Музыка,создаваемая карельскими авторами, звучит не только в нашей республике, но и вМоскве.
Карельская музыкаисполняется часто во время гастрольных поездок концертных групп и ансамблей постране и за рубежом. Звучит она во многих магнитофонных записях.
И, тем не менее,ни как нельзя умолчать о том, что наряду с положительной стороной вдеятельности нашей организации немало не решенных творческих и организационныхпроблем и задач, требующих серьезного внимания, большой энергии и конечноповышенной требовательности к качеству и содержанию.
Необходимопродолжать опыт творческих встреч композиторов и музыковедов в различныхаудиториях, укреплять и расширять во всех возможных формах общение музыкальныхрабочими людьми на предприятиях.
В то же времянеобходимо повысить роль критики при обсуждении новых сочинений композиторов,творческая деятельность которых должна оцениваться с позиции высокой требовательностии высокой принципиальностью.
Крайне важнодобиваться, чтобы самые лучшие произведения приобретали художественныйнастоящий и общественный резонанс, доходили до широкого слушателя, я для этогонеобходимо активизировать пропаганду карельской музыки, к тому же вести ееплавно и равномерно.
Следует сказать,что многие важные организационные задачи и проблемы, от решения которых вомногом зависит дальнейшее успешное развитие музыкальной национальной культурыреспублики, требуют усиленного внимания всей общественности. И тут особенноуместно отметить, что композиторская организация всегда опирается на поддержкугосударственных органов республики, которые в последнее время не создаютнеобходимых условий для работы организации.
Сейчас на кануне60-летие перед коллективом стоят большие творческие задачи — работать лучше иработать больше.
Ансамбль«Кантеле»
Карельскомународному ансамблю песни и пляски «Кантеле» совсем недавно исполнилось 60 лет.
Этузнаменательнейшую дату коллектив отметил очень крупным концертом в помещенииМузыкального и Русского драматического театров. Это был великолепнейший,искрящийся весельем каскад из лучших песен, танцев, мелодий последних лет исовсем новых концертных номеров, как, например, оригинально поставленнаякомпозиция «Летка-йенька на лыжах».
И, конечно же, всвоем реферате я не могу не упомянуть о тех, кто стоял у истоков творческогопути ансамбля «Кантеле». Это были такие выдающиеся личности, как Михаил Гудков,Василий Кононов, Хельми Мальми, Софье Оськиной, Тойво Вайононе, максимеГаврилове.
Оченьметко называют ансамбль «визитной карточкой Карелии». Этот ансамбль хорошознают во многих областях нашей страны, и не только в ней. Действительно,перечисление мест, в том числе и зарубежных, где коллектив представлял нашу республику,заняло бы не мало времени.
Несмотряна все это, ансамбль не удовлетворен былыми признаниями, он находится впостоянном творческом поиске.
Заудачные воплощения на сцене интересных замыслов художественному руководителюСергею Стангриду и солисту балета Николаю Богданову присвоены званиязаслуженных артистов, а балетмейстеру-репетитору Любви Богдановой — званиезаслуженного работника Республики Карелия.
Внастоящее время в Карелии ансамбль является самым ярким примером ансамблей,хранящих наследие предков.
Заключение
В своем реферате яраскрыла или, по крайней мере, постаралась раскрыть, как можно наиболее полноклассификацию Петрозаводска, как культурной столицы Карелии.
Деятельностьмногих культурных коллективов Петрозаводска была по достоинству оценена нетолько жителями и критиками Карелии и других областей России, но даже взарубежных странах.
Так, например,карельский ансамбль «Кантеле» — «Визитную карточку нашей республики» поройзнают люди, которые не подозревают о существовании нашей республики.
А наш музыкальныйтеатр поразил не только жителей Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы, но ижителей Финляндии и некоторых, граничащих с Россией стран приятно удивилпоказываемый там спектакль «Сампо».
Как я уже говориларанее, Петрозаводск имеет множество различных характеристик, как, например:транспортный центр, политический центр, центр образования. Именно поэтому япоставила перед собой цель доказать в своем реферате, что формулировка«Петрозаводск — культурный центр» является важнейшей среди них наиболееприоритетной, и надеюсь, что это у меня получилось.
Список литературы:
1. «Государственный ФинскийДраматический театр».— В. Кийранен. Издательство «Карелия». Петрозаводск.— 1972год.
2. «Татры нашего города».— С.Колосенок. Издательство «Карелия».— Петрозаводск. 1972 год.
3. «Театр музыкальной комедииКарелии» // министерство культуры РСФСР, министерство культуры Карелии.—Петрозаводск. 1972 год.
4. «Петрозаводскийгосударственный музыкальный театр» // министерство культуры РСФСР, министерствокультуры Карелии.— Петрозаводск. 1976 год.
5. Периодическая печать:
6. «Театр отмечает юбилей».[Пресс конференция, посвященная 90-летнему юбилею театра русской драмы вПетрозаводске] // ТВР-Панорама.— 1997 год, 13 июля.
7. Юрий Гришманский иКонстантин Филипенко.—
8. «Славный путь в искусстве»:Государственному Финскому театру драмы 50 лет [подборка статей] // Ленинскаяправда, 1982 год, 28 октября.
9. Т. Краснопольская.— «Рождениепрекрасного»: Рампа: [Музыкальный театр Петрозаводска] // Северный курьер. 1994год, 13 июля.
10. А. Жуков.— Шестаков В.:«Театр — вся жизнь» [Беседа с главным режиссером музыкального театра Карелии]// Северный курьер.1994 год, 24 апреля.
11. Е. Полуйко. — «Душа куклы»[Петрозаводскому тетру кукол 60 лет] // Северый курьер. 1995 год, 22 декабря.
12. Е. Полупойко.— «Волшебствосцены» [О студии при молодежном театре «Творческая мастерская»] // Северныкурьер. 1995 год, 29 декабря.
13. «Твоческая мастерская». —отдельный выпуск.
14. «И открытка в подарок»[Карельскому государственному краеведческому музею 125 лет] // Карелия. 1996год, 25 октября.
15. Музею изобразительныхискусств 35 лет // Карелия 1995 год, 23 декабря.
16. Е. Полупойко.— «Музейименинник» [Музею изобразительных искусств 30 лет] // Северный курьер. 1995год, 13 октября.
17. Н. Юринов.— «Давно и сегодня»[К 40-летию Карельской государственной филармонии] // Ленинская правда. 1979год, 27 ноября.
18. И. Костин. — «Литератутрнаяновь» [Союзу писателей Карелии] // Молодежная газета Карелии. 1997 год, 10апреля.
19. К.Варенич.—«Их имена изистории литературы не вычеркнуть» [О союзе писателей Карелии] ∕∕Северный курьер. 1994 год, 15 июля.
20. Е. Полупойко.— «Источникмудрости и знаний» [Издательству «Карелия» — 60 лет] // Северный курьер. 1995год, 29 декабря.
21. И. Черных.— «Свидетельствуютфакты» [Об организации Карельского отделения союза художников] ⁄⁄Ленинская правда. 1987 год,. 27 июля.
22. Г. Синисало.— «Время имузыка» [Союзу композиторов Республики Карелия — 50 лет] ∕∕Ленинская правда. 1987 год, 4 апреля.
23. В. Сидоркин.—«…И комплектконцертной обуви» [Карельскому государственному ансамблю «Кантеле» — 60 лет]⁄⁄ Молодежная газета Карелии. 1996 год, 23 ноября.