[pic]
План:
I. Певец русской природы
II. Краткие сведения биографии
III. Творчество Левитана
IV. Описание картины «Март»
V. Картины Левитана: «Март», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники.»
VI. Заключительная статья
I. У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в
стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и
художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и
пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.
Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой
полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до
Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского
пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов,
скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю
живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до
тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы
ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много
раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас,
как пейзаж за окнами вагона.
Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и
передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто
смотреть, тогда как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и
запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое
разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому
углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь
Левитан.
При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные
оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось
окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние – это, конечно,
глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего
все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?!
Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до
последней нитки на холсте любовью к своей стране?!
Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется
вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту,
немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе
не грусть, это совсем иное – действенное, живое, плодотворное, всем
знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем
его точнее определить.
Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так
велика наша благодарность художнику.
II. Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке
Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о
своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и
близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было
написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания
людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные
факты его жизни.
Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано
потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его
детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз
подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым
художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его
друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее
окрестностях. В 1873г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа –
сначала А.К.Саврвсов, затем В.Д.Поленов. Картины художника, начиная с
ранних работ («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слободка.»)
словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее
пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда.
Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более
глубокая и одухотворенная.
III. Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие
грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти
неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым
угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник
говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У
омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе,
обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью.
Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также
обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как
Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в
природе…Я бы хотел выразить грусть».
Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная,
бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение
безысходности.
Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь
больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой»
– слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия)
скрыты в этом произведении.
Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое
полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под
Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось
передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде
белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На
картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые
облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с
колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок,
освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких
красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные.
Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.
В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных
неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей
красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на
редкость гармонично и по композиции, и по колориту.
Все русские художники рубежа XIX – XX вв., изображавшие природу, так или
иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая
его живописную манеру.
IV. Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками
снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо
одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту
картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей
северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди
деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья
еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в
наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его
лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже
заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней –
все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием.
Это состояние по-своему выражает и смирная
деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у
крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.
Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых
фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа:
убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела.
Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим
вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами
любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.
Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая
скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны
вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь
только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной
простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в
глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают
жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства
других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным
характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями
дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов,
которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной
зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части
и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не
навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все
же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и
законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего
прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних
пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах
картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из
отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют
законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он
не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого
деревенского дома, на опушке леса.
VI. Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту
деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний
листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую
оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и
совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое,
сокровенное, родное, чему название – Русь.
Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не
любил этого прозвища.
Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905г.
Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков – туберкулез – свалил
мастера в период наибольшего расцвета его таланта.
Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их
появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других
современников этих живописцев настает блистательный период русского
искусства.
[pic]
«Владимирка». 1892г., Государственная Третьяковская Галерея
[pic]
«Март», 1895г., Государственная Третьяковская Галерея
[pic]
«Осенний день. Сокольники.» 1879г. Государственная Третьяковская Галерея
Список используемой литературы:
1) М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969г., с.440-442
2) М. Аксенова, «Энциклопедия для детей», том 7,
«Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс»,
Москва, 1999г., с. 392-395
3) «Государственная Третьяковская Галерея», изд.:
«Искусство», Москва, 1988г., с.187
4) энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.:
«Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401