Пифагорейский союз: история возникновения и основные идеи

План.
1.  Введение.      Стр.2
ДревняяГреция.
2.  История возникновенияПифагорейского союза. Стр.2-3
Краткаябиография Пифагора.
Источники пифагореизма.
История Пифагорейского союза.
3.  Основные идеи.             Стр.4-6
Пифагорейскийобраз жизни.
УчениеПифагора.
Гиппас.
Пифагорейскаямедицина.
4.  Заключение.         Стр.7
Значениепифагореизма.
5.  Литература. Стр.8
1.   Введение.
Древняя Греция.
Вовсех рабовладельческих обществах способ материального производства основываетсяна физическом труде рабов лишенных всех юридических и имущественных прав. Ноистория Древней Греции – особая историческая ступень в развитии обществ тоготипа. Это ступень когда совершился переход от бронзы к железу. Вгородах-государствах был строй рабовладельческой демократии. Философия,развивающаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, вкоторой она возникла.
2.  История возникновенияПифагорейского союза.
 
Краткая биография Пифагора.
Пифагор,сын Мнесарха, камнереза родом самосец (как говорит Гермипп) или тирренец (какговорит Аристоксен) с одного из трех островов которым завладели афиняне, выгнавоттуда тирранцев. У него были два брата, старший Евном и младший Тиррен.Пифагор отправился по совету Фалеса в Египет в поисках знания и учился там 22года у египетских жрецов. Вернувшись на Самос и застав отечество под тираниейПоликрата, он удалился в италийский Кротон, где основывает свою школу –Пифагорейский союз. Такова легенда, связанная с именем Пифагора. Проверить еёнет возможности.
Источники пифагореизма.
Хотя без пифагорейцев трудно себе представить античнуюфилософию и даже античную культуру, ничего полностью достоверного мы о пифагореизме,особенно раннем, не знаем. Информацию о пифагорейцах можно разбить на три части:раннюю (VI–V вв. до н.э.), среднюю (IV–I вв. до н.э.,главным образом IV в) и позднюю (I–V вв.). Ранняяинформация исходит от современников Пифагорейского союза, но она бедна.
История Пифагорейскогосоюза.
Сведения о пифагорейском союзе дают нам также лишьпоздние источники. Некоторые сомневаются в его существовании, считая еговымыслом поздних греков. Между тем из этой поздней информации вырисовываетсявеличественная картина пифагорейского «         общего товарищества» (Ямвлих) как научно-философского иэтико-политического сообщества единомышленников.
Правда, политическое лицо союза неясно. Сначала пифагорейцы в Кротоне и в других городах “Великой Эллады” как будто бы пришли к власти.Но им противостоял некий Килон и его сторонники. Когда пифагорейцы собрались в Кротоне в доме Милона насъезд, сторонники Килона окружили этот дом и сожгли их.
Историю Пифагорейского и пифагореизма союза можно разделитьна шесть частей:
1)   Организация Пифагорейского союза Пифагором – последняятреть, а может быть, и десятилетие VI в. до н.э. Это зарождение пифагорейскойфилософии и науки в рамках пифагорейского «товарищества», которое имело свои корни в орфическойобщине. Это время установления политического господства пифагорейцев в “Великой Элладе”.
2)   Политическое господство Пифагорейского союза – первая половина V в.до н.э.
3)   Разгром союза в середине V в. до н.э.
4)   Пифагорейская диаспора (рассеяние), Лизис и Филолай вФивах. Это время философской вершины пифагореизма в учении Филолая. Здесь жевозвращение Филолая в “ВеликуюГрецию” – вторая половина V в. до н.э.
5)   Архит Тарентский и его группа – преврашение пифагореизмав науку, утрата им не только мифологических пережитков, но и философскихоснований – первая половина IV в. до н.э.
6)   Пифагорейцы во Флиунте – последние из пифагорейцев –середина IV в. до н.э.
Упрощая эту схему, мы говорим о раннем, среднем ипознем пифагореизме.
3.   Основные идеи.
Пифагорейский образ жизни.
 
Более определены сведения о пифагорейском образежизни. Платон пишет, что и в его время пифагорейцы называют свой образ жизни пифагорейскими явно выделяются среди других людей. Пифагорейский образ жизни опирался насвоеобразную иерархию ценностей. На первое место в жизни пифагорейцы ставилипрекрасное и благопристойное, на второе – выгодное и полезное, на третье же –приятное. К прекрасному и благопристойному пифагорейцы относили и науку.
Устав Пифагорейского союза определял условия приема всоюз и образ жизни его членов. В союз принимались лишь лица обоего пола (разумеется,только свободные), выдерживающие многолетнюю проверку своих умственных инравственных качеств. Собственность была общей. Все вступающие в пифагорейскоетоварищество сдавали свою собственность особым экономам. В союзе было двеступени. Акусматики (послушники) усваивали знания догматически, а математики (ученые)занимались более сложными вопросами, которые преподавались им с обоснованием.Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение – тайным.
Пифагорейцы вставали до восхода Солнца. Проснувшись,они проделывали мнемонические упражнения, после чего шли на берег морявстречать восход Солнца. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику,трудились. Вечером они совершали совместное купание, после чего все вместеужинали и совершали возлияние богам. Затем было общее чтение. Перед сном пифагореецдавал себе отсчет в прошедшем дне.
В основе пифагорейской этики лежало учение о “надлежащем”. “Надлежащее” – это победа над своиминизменными страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества,почитание Пифагора. Большое внимание пифагорейцыуделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Они разрабатывали приемыулучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивалисвою память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в томслучае, если в системе знания найдены начала.
Несмотря на свою политическую активность, пифагорейцывыше всего ценили созерцательный образ жизни, жизнь мудреца. Сам их образ жизниимел мировоззренческие основания – он вытекал из их представления о космосе какупорядоченном и симметричном целом. Но красота космоса открывается не всем. Онадоступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.
Одни из современных ученых видели в пифагорейцахидеологов реакционной землевладельческой аристократии, другие – идеологов торгово-ремесленногогородского населения, ссылаясь на то, что при пифагорейском правлении ввеликоэлладских полисах началась чеканка монеты.
Беспристрастный анализ политических взглядов пифагорейцевговорит об их крайней неприязни к анархии. Источник государственных законов онивидели в Боге.
Учение Пифагора.
 
Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Он думал,что существует три вида разумных живых существ: Бог, человек и “подобные Пифагору” (последние происходятиз семени лучшего, чем человеческое). Из поздней информации мы также узнаем оразличных табу Пифагора, в том числе и о пищевых. Эти запреты восходят кпервобытной магии. И в таком магико-мифологическом контексте вырисовываетсятезис Пифагора о том, что “самое мудрое – число”, что число владеет всемивещами, в том числе и нравственными, и духовными качествами.
Из поздней информиции мы, кроме того, узнаем, чтосогласно учению пифагора, “душа есть гармония”. Но известно, что для пифагорейцев гармония – числовое отношение. Поэтому издесь мы находим число. Есть сведения и о том, как Пифагор пришел к своейидее, что числа – основа всего сущего. Эти основания эмпирические. Ямвлих (IIIв.) и Боэций (конец V – началоVI в.) рассказывают: проходя как-то мимо кузницы,Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производятразличные гармоничные созвучия. Вес  молотов можно изменить. И таким образом,качественное явление (созвучие) точно определяется через количество. Отсюда Пифагорсделал смелый вывод, что и вообще «число владеет… вещами».
Гиппас.
 
В Пифагорейском союзе Гиппас противостоял Пифагору какдемократ аристократу. Именно Пифагор был, по-видимому, консерватором,сторонником «отцовских обычаев». Имя же Гиппаса традиция связывает с теми, ктодумал, что все свободные люди должны принимать участие в управлении. Возможностьтакой социальной позиции Гиппаса подтверждается тем, что именно Гиппас выступилпротив той элитарности науки, которая была характерна для Востока, но которая,к счастью, не привилась в Европе. Гиппас  одним из первых выступил на путьдемократизации науки, ибо он «открыл недостойным» природу как соизмеримости ипропорции, так и несоизмеримости. Последнее явление открыл якобы сам Пифагор,Гиппас же выдал это открытие «недостойным».
Такой поступок воспринимался пифагорейцами тем болезненнее,что открытое ими явление несоизмеримости они особенно тщательно скрывали, ибо видели источник организованности и разумности мира в числе. Числа же, думалиони, состоят из одинаковых единиц. Так что в основе мира лежит единица. И вотоказывается, что в основе мира  лежат, по крайней мере две разные единицы, другк другу не сводимые. Так что неразумное, иррациональное оказалось в самомсердце мира. Пифагорейцы не знали, что с этим делать. Явление несоизмеримостиразрушало их мировоззрение.
Пифагорейскаямедицина.
Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружнымилекарствами, а душу – музыкой. Они избегали отрицательных эмоций: гнева, унынияи душевной тревоги. Для этого они применяли психотерапию. Они стремились предотвращатьболезни, для чего разрабатывали режим питания и отдыха. При лечении пифагорейцыпредпочитали наружные средства внутренним, а тем более хирургическомувмешательству.
Алкмеон – наиболее известный врач-философ Кротонскойшколы. Его акмэ приходилось на годы старости Пифагора. Будучи философствующемврачом, Алкмеон интересовался общей причиной болезни, и эту причину он нашел внарушении «исономии», т.е. равновесия в смешении качеств тела, или в господствеодного из этих качеств (иначе говоря, в «монархии»). Алкмеон – родоначальник анатомии.Он заметил, что от мозга к глазным впадинам идут как бы «две узкие дорожки». Отсюдаон сделал вывод о том, что мозг – орган мышления. Алкмеон различал ощущение имышление. Животное ощущает, но не мыслит. Как пифагореец, Алкмеон разделялучение раннего пифагореизма о бессмертии души: душа бессмертна и богоподобна,ибо она обладает вечным самодвижением.
4.  Заключение.
Значение пифагореизма.
 
Древний пифагореизм – важнейшая страница античной философиии прогрессивное явление античной культуры VI – IV вв. до н.э.,особенно в той мере, в какой ему были свойственны зачатки научного мышления. Наматериале пифагореизма хорошо просматривается формирование философии измифологии под воздействием научного знания (особенно математики) и вообще всеболее рационализированного мышления. Пифагорейцы превратили орфическоеритуальное очищение в научное занятие, в культ разума. И по мере того как пифагорейцыпонимали, что окружающий их мир не хаос, а космос, глубже представляли реальныймир.
В исходном пункте  своего  развития  теоретическаяматематика  была  подвержена  влиянию борьбы двух типов мировоззрения — материалистическогои религиозно-идеалистического. Мы же убедились, что наряду с влиянием мировоззренияна развитие математического познания имеет место и обратное воздействие.

Литература:
 
1.   Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изреченияхзнаменитых философов. М. 1986г.
2.   Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976г.
3.   Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М. 1999г.