Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Пирамида как символегипетской культуры. Религия Древнего Египта
Выполнил студент 33 группы
Геращенко Вячеслав
Киев 2009
Пирамида как символ египетскойкультуры
К периодуДревнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид,которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе,Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),—пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамидыбыли частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницамиправителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символвласти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Такимобразом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боитсявремени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.
Пирамиды Египта — воплощениевечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти,это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараонапосле смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок.2780—2760 до н.э.), основателя IIIдинастии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная еговерховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствииобожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которойусопший фараон восходил на небо.
Рассматриваясхематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамидывосседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью дляприближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ногифараона. Фараону мало было считаться просто “богом”, во времена Древнегоцарства его называли “большим богом”. Ему принадлежали “земля и народ; ондаровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками ибыл верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматьсяразличными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функциижрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первымлицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнялобязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного родахранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.
Следующуюступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы— носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они“пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе сбогами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служениябогу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителялюдей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”,“истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).
Высокое место отводилось писцам,зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всехбогатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умелипланировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительствоканалов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой богаписьменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлениисвоему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:
“О, если б ямог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показатькрасоты их перед тобой.
Лучше этовсех других.должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его…
Каждый ремесленник, работающийрезцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл.Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночьюзажигает он свет.
Каменотес ищетработу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и онутомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты…
Прачечникстирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой…Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…
Смотри, нетдолжности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он самначальник” [314, с. 51—53].
Такимобразом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, также, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходныекниги.
Зодчиеобслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы ипирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным передлицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, ипоэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника,осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняныхкирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его местевозводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Длятакого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие жевыполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталищавечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека,способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского,обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).
Рядом с вечностью находились ихудожники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойнымкультом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военнымии знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.
Ближе кподножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец,крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, посколькуосновные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые “рабочиеотряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободыпоследних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянинаили ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть,отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана отвсякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или другихбедствиях.
В Египте сранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи впирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домахписцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати ифараонов. Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, тамработали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовителипосуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своиминачальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить черезруки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались вожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знатитоже лежит “принцип пирамиды”.РелигияДревнего Египта
В системекультуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще одинпласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим.Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, чтоЕгипет — родина магии, тем более что в мировоззрении древнего Египта невозможноразделить мифологию, религию и магию. Все они прочными многочисленными нитямисвязаны друг с другом и с практической деятельностью.
Особое местозанимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в духовной жизниегиптян. Главным был культ бога Солнца — Ра, называвшегося в текстах дневнымсолнцем в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — богаутреннего, восходящего солнца. Пирамиды Древнего царства отождествлялись сСолнцем, а в поздний период Нового царства существовало изображение Солнца ввиде пирамиды, что восходит к очень древнему мифу о сотворении мира. В мифеговорится о треугольном камне, который поднялся из вод первозданного океана.Этот камень называли “бен-бен” (или “ментхир”), ему поклонялись в окрестностяхМемфиса, отождествляя его также и с богом Атумом, который изображался человекомс двойной короной на голове и именовался “владыкой обеих земель”, т. е.Верхнего и Нижнего Египта. В Древнем царстве пирамиду считали равной по своемузначению окаменевшему лучу солнца. Вершину пирамиды обычно венчала маленькаяпирамидка с забавным названием — “пирамидон”. До наших дней сохранился лишьодин высеченный из черного гранита пирамидон на вершине пирамиды Аменемхета III (ок. 1849—1801 до н. э.) из XII династии — на его гранях изображенкрылатый солнечный диск. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в видетреугольников, обращенных вершинами к солнечному диску. Можно предположить, чтов представлениях о пирамиде, как о символе Солнца, сыграли свою роль не толькомифы. При восходе и заходе солнца над горизонтом возникает “зодиакальный” свет,который образует треугольник. Так что пирамида представляет собой одновременнои путь на небеса, и Солнечный луч, падающий на землю. В некоторых областяхЕгипта сооружались мемориальные обелиски в виде суживающегося кверху гранитногостолба с пирамидально заостренной верхушкой, считавшейся самой священной частьюсооружения, причем часто ставили парные обелиски, видимо, они также былисимволами солнца.
Египтянесчитали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большомокеане, небо — плоская крыша, покоящаяся на высоких горах и укрепленнаячетырьмя столбами, а сверху в виде светильников свешиваются звезды [61, с. 47].
По ихпредставлениям, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В одномиз древних трактатов сказано: “Умиротворился Птах, создав все вещи ибожественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместилбогов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их теларади умиротворения сердец”. Богов в Египте было множество: каждый ном и дажегород имел их несколько. Главное солнечное божество было многоликим: Атумсчитался богом — создателем мира, и в этом качестве отождествлялся с Ра;создателем, “формовщиком”, сотворившим человека из глины, считался Хнум,который отождествлялся с Ра и Амоном; солнечным богом, еще одной ипостасью Ра,был Амон, почитавшийся так же, как “царь всех богов”, от его имени фараонпровозглашался властителем и считался его сыном; “телом Ра” называли Атона —солнечный диск. Боги олицетворяли силы природы, главной силой в Древнем царствесчитался бог Атум, который звался Атум-Ра. В Среднем царстве выделяется культнового государственного бога — Амона, почитание которого зародилось в ВерхнемЕгипте в Фивах, а затем распространилось по всему Египту, и теперь главноебожество приобретает имя Амон-Ра.
В гимнахАмону подчеркивается, что ему фараоны обязаны своими военными успехами:
ГоворитАмон-Ра, владыка Карнака,
Я связалнубийцев десятками тысяч
И северян ссотнями тысяч пленных.
Они приходятс приношениями на спинах,
Сгибаясьперед твоим величеством по моему приказу.
[60, с. 50]

Храму Амонапринадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города, в храмовыхмастерских работали тысячи ремесленников и рабов. Жрецы Амона, разбогатевшие отвойн, стали считать, что царская власть подчиняется воле богов Амона, поэтомуони, его жрецы, могут руководить царем, вследствие чего между фараонами ижрецами не раз происходили столкновения.
Именно поэтой причине во времена Нового царства фараон Аменхотеп IV (1368—1351 до н. э.) повел борьбупротив культа Амона и, объявив новым богом Египта бога Атона, приказал закрытьхрамы всех других богов и запретил поклоняться им. На шестом году правления онпеременил свое имя («Аменхотеп» — «Амон доволен») на имяЭхнатон («Угодный Атону»).
У египтян божества еще долгосоединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных вкачестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетомпользовался священный бык — Апис.
ВоплощениемАписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, всвятилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщийтраур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальномсклепе Серапеуме около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось вовсенародный праздник.
Изображениябогов были часто в виде человека с головой животного. Например, богиня Хатхор —богиня радости, рождений, любви изображалась с головой коровы, бог Себек —покровитель города Фаюма — с головой крокодила, Иарит — богиня-змея,охранительница власти фараонов, Нефертум — бог с цветком лотоса на голове(лотос — символ рождения и процветания), Сехмет, богиня войны,— с головойльвицы. Особым расположением пользовалась богиня радости и веселья Бает сголовой кошки.
Городские и областные богиолицетворяли различные силы природы или некоторые общественные явления.Например, Тот был покровителем мудрости и письма (“Владыка счета”, “Исчислительлет”), а также лекарей. Его жена богиня Маат считалась олицетворением Порядка иИстины, без нее не мыслилась справедливость; в “Текстах пирамид” говорится, чтоцарь должен стремиться “утвердить Маат на месте беспорядка”, а одно из древнейшихпоучений называет Маат главным принципом всех человеческих отношений игосударственности.
Фараон былдля египтян божеством. Он, по их представлениям, никогда не рождался (по другиммифам, бог рождался от брака Амона и царицы-матери), а умирал по собственномужеланию. Со временем внутри пирамид на стенах стали писать заклинания, которыедолжны были осчастливить фараона после смерти. В них говорилось о посмертномплавании фараона в солнечной ладье, в которой Ра совершает свой путь по небу.Солнце было богом живого царя, а после смерти его покровителем стал бог Осирис.
Осирис былнекогда местным божеством, олицетворял воды половодья, несущие свежие силырастительности, и был связан с земледелием. Согласно мифу, Осириса убил егобрат Сет, злой бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого в воды Нила. Исида,сестра и супруга Осириса, богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности,семейной верности, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертвогоОсириса, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на судебогов получил власть над Египтом. В одном из вариантов мифа говорится, что Сет,расчленив тело Осириса на 14 частей, разбросал их по свету. Бог Гор (Хор),“светлый сокол”, собрал все части и при помощи волшебства вместе со своейматерью Исидой оживил труп отца, после чего Осирис не пожелал вернуться наземлю и стал богом загробного мира. У него была свита, состоявшая из 42 богов,среди которых находился бог Анубис с головой собаки или шакала. ПервоначальноАнубис был главным богом в царстве мертвых, а Осирис олицетворял умершего фараона,но постепенно к нему перешли функции Анубиса.
Считалось,что если повторить все заклинания, сказанные некогда Гором для оживления отца,над трупом фараона, то он получит ту же волшебную жизнь, которая была данаОсирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. Всвязи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.
Египтянесчитали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия:Ба, Ка и Ах. Ба — воплощение жизненной силы человека, она продолжаетсуществовать и после его смерти. Живя в гробнице, Ба может отделяться от телачеловека, свободно передвигаться и даже совершать “выход днем”, поднимаясь внебо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьети т. д.) Душа Ка выступает не только как жизненная энергия, но и какдвойник человека. Это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с нимсуществующее при жизни и после смерти. Ах (“блаженный, просветленный”) —загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах.Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все этисущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам,причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. Вболее поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.
Идеальнымсчиталось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, чтодостигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения.Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий,вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленаниямумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашукоторых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другимпреданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек велправедную жизнь, достойную загробного мира. Если же Маат перевешивала, тоумершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила:самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле,так и в загробном мире. В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждомуиз 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речиобязательно были слова: “Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов,находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды” [313, с. 36]. Дело в том, чтоимя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным“пропуском”, который “уменьшает”, “отбирает” силу противодействия данногобожества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобнаязаклинанию: “Я не делал зла”,— говорит усопший каждому из 42 богов [там же]. ВДревнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали на стенах пирамид,затем на их основе был составлен сборник “Книга мертвых” — свиток папируса,насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы уних была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого,поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительноправедный образ жизни.
Кроме того, в усыпальницах фараоноввысекались тексты, которые должны были “обеспечить” нерушимость пирамиды, авместе с тем и нерушимость царского имени. “Для посмертной жизни былонеобходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одноимя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшаяэто магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретнойличностью, но как бы оживляла его” [194, с. 175, 176]. В этой же связисчиталось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем наболее длительное время можно было сохранить имя царя.
При жизни фараон был земным богом, апосле смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараонуи его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась,обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самыхдревних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб.“каменная скамья”), обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писалиимя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка,собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарьдля жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находилсяв открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культаперенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами инадписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в которомстояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ейобязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибелимумии.

Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.