УДК 71.042
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Ляпина Г. А., к. п. н. доцент, профессор ТФ ВЭГУ
Николаева А. И., студентка 1 курса факультетапедагогики и психологии ТФ ВЭГУ
«Учитель –не только профессия,
суть,которой транслировать знания,
а высшаямиссия сотворения личности,
утверждениечеловека в человеке».В. А. Сластенин
Психолого-педагогическаякомпетентность учителя – это совокупность определенных качеств (свойств)личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогическойдеятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательномпроцессе – как отмечает М. И. Лукьянова.
В качестве основныхкомпонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает триблока: грамотность (знания), умения как способность учителя использовать знанияв педагогической деятельности, в организации взаимодействия;профессионально-значимые личностные качества, наличие которых неотделимо отсамого процесса педагогической деятельности.
Психолого-педагогическаяподготовленность заключает в себе знание методологических основ педагогики ипсихологии; закономерностей социализации и развития личности; сущности целей итехнологий воспитания и обучения; овладение мыслительными операциями; умениенаходить в теории обучения и воспитания идеи, выводы и т.д., – такаякомпетентность позволяет проводить учителю занятия на высоком теоретическомуровне.
Воплощениепсихолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьмиосуществляется успешнее при условии, если педагог умеет включить учащихся вактивную деятельность, дает им полезную информацию, доступную для слабых исильных школьников.
Основным критериемсформированности (результат) психолого-педагогической компетентности являетсязнание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации,способствующие развитию личности ученика.
Педагогический процесс –это всегда организация взаимодействия учителя с учениками на основе свободногообщения – поэтому такая функция общения как коммуникативность является важным компонентомпсихолого-педагогической компетентности.
Через коммуникативностьосуществляется процесс подачи информации и получения обратной связи отобучающихся.
Учитель, владеющийрефлексивной компетентностью, может научно управлять педагогическим процессом испособствовать формированию и развитию личности учащегося. Рефлексия (от лат.)– обращение назад, на самого себя, анализ собственных действий и состояний,процесс самопознания, осмысление своих поступков, а также поступков другихлюдей. Полученные знания пропускаются через себя, и человек задумывается окачестве этих знаний, об использовании их на практике, об эмоциональномудовлетворении, о новом взгляде на окружающий мир.
Интеллектуальная,коммуникативная, рефлексивная компетентность как важнейшие составляющиекомпоненты психолого-педагогической компетентности.
Названные функциипсихолого-педагогической компетентности могут реализоваться в единстве спрофессионально значимыми личностными качествами (свойствами), которыевырабатываются в процессе упорного систематического труда учителя.
К ним можно отнеститакие качества, как гибкость, динамизм, креативность, общительность,эмоциональная привлекательность.
«Гибкость» – какпрофессиональное качество необходимо в педагогической деятельности в связи стем, что очень изменчивы ситуации взаимодействия с учащимися, и решение этихситуаций постоянно нуждаются в квалифицированном выборе средств, форм, методовдля успешного их разрешения. «Гибкость» предполагает постоянный переносусвоенных знаний, умений в новые ситуации.
Динамизм – способность кубеждению и внушению, это способность проникновения в глубины сознания иподсознания. Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, с эмпатией.Педагогу необходимо понять состояние ребенка, его настроение, умение поставитьсебя на место ребенка, взглянуть на события с его позиции. Чуткость,эмоциональность, сопереживание положительно воздействуют на совместныйтворческий процесс и на формирование в целом личности.
Совместноесотрудничество, общение способствуют развитию творчества, умение слушать ислышать, выяснять точки зрения, оказывать эмоциональную поддержку друг другу ит.д.
Профессионально значимыеличностные качества (способности) учителя являются системообразующимиэлементами компетентности, а следовательно и важным условием формированияпсихолого-педагогической компетентности учителя.