Доклад:
на тему:
«Письмо на бумаге. Кисть и чернила.»
В китайских летописях приводятся различные версии появления бумаги. По одной — первая бумага была сделана вблизи городка Лей – Янг, где жил изобретатель. Долгое время здесь даже показывали каменную ступу, которой пользовался Цай-Лунь при работе. По другому преданию, первый бумажник жил в городе Чао – Янг, где протекает небольшая речка Чай. Здесь будто бы впервые и была сделана бумага из старых сетей. Но более точных сведений в китайских хрониках нет.
По сказаниям китайских летописцев, Цай – Лунь в 105 году (в летописях указываются и другие даты — 95-й год и 153 – й год) доложил императору, что им открыт способ приготовления материала для письма. бумага делалась из разнообразных волокнистых веществ, которые осаждались в растворе. Бумага производилась из старого тряпья, коконов шелковиц, стеблей конопли, древесных стружек, изношенных рыболовных сетей, бамбука, рисовой и пшеничной соломы, сандалового дерева, морских водорослей, китайской крапивы и т.д. В 1 в. н.э. бумага в основном изготавливалась из отглаженной шелковой ваты. Причем для получения шелковой ваты годились бракованные коконы шелкопряда, что заметно удешевляло полученную бумагу.
Способ этот был очень несложен, правда требовал большой затраты физической силы. Но зато он позволял обходиться без дорогого и сложного оборудования.
Изготовление бумаги по методу Цай Луня:
1. При изготовлении бумаги из бамбука бамбуковые стебли расщепляли,
замачивали и затем вываривали в течении нескольких суток
2.Затем образовавшуюся кащицу ровным слоем расстилали в заранее приготовленные формы — деревянные рамы с дном, сплетенным из тонких шелковых нитей, — наподобие сит для просеивания муки. Раму держали за края, равномерно потряхивая. При этом волокна, оставшиеся от растертой древесины или тряпок, перемешивались, образуя ровный слой, а вода стекала на землю.
3.Сито вместе с оставшимся в нем тонким слоем бумажной массы клали под пресс.
4. Спрессованные листы снимались с сита, складывались в стопку, отжимались, сушились, разлаживались и разрезались по нужным размерам.
По преданию, император Юан – Кинг, ознакомившись с изобретением Цай – Луня, остался им очень доволен, наградил своего сановника, а вскоре производство бумаги распространилось по всему Китаю.
Бумага в древнем Китае использовалась не только в качестве материала для письма. Ко времени династии Тан бумага применялась для обертывания, гигиены и в качестве материала для постельных принадлежностей, занавесок, ширм, одежды и обуви. Из бумаги еще делались бумажные цветы, фонари, веера, зонтики, деньги, игральные карты и обои. Одежда из бумаги была очень теплая и не продуваемая холодными ветрами.
Писали на бумаге кистью или графитом. Благодаря своим достоинствам и дешевизне бумага решительно вытеснила сначала бамбуковые, а затем и шелковые книги. Правда, на первых порах она точно копировала форму шелковой: листы бумаги исписывались вертикальными строчками, идущими справа налево, и затем приклеивались друг к другу, образуя полосу длиной до десяти метров. Для удобства пользования она наматывалась на специальный стержень, изготовленный из дерева или нефрита. Как и египетские, греческие, римские папирусные свитки, китайские бумажные книги-свитки хранились в специальных круглых футлярах. Искусство изготовления бумаги было объявлено императором Китая государственной тайной. Всякому, кто бы осмелился рассказать чужеземцу, как делается бумага, грозило тяжелое наказание. Долгое время технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете.
Кисть и бумага совершили настоящую революцию в иероглифических формах. Во многих иероглифах стало затруднительно выводить полную форму, и они были заменены на усеченные варианты. Бумага как материал является хорошим адсорбентом, а мягкий и эластичный кончик кисти способен покрывать большую поверхность при нажатии на кисть, изгибаться при поворотах, оставлять трассирующий след при отрыве от бумаги. Так в иероглифических формах появились черты разной толщины, плавные переходы к утолщению или утоньшению в пределах одной черты, разнообразные крючки и шлейфы. Новая форма, названная эталонным письмом (кайшу), представляла из себя начертание классических иероглифов малой печати, трансформированное в результате применения кисти и бумаги. Стиль «Кайшу» сохранился вплоть до реформы китайской письменности в 1956 – 1959 гг. Более того, благодаря своей эластичности кисть обладает способностью соединять отдельные элементы знака в единое целое. Тем самым она подарила человеку возможность писать иероглифы и даже целые предложения, не отрывая руки от бумаги, что значительно ускорило процесс написания. Такова уж естественная тенденция человеческого языка – язык стремится к упрощению. Первые попытки написания связных элементов в иероглифах можно наблюдать уже в текстах I в. до н.э. Но только с изобретением кисти этот процесс получил свое истинное развитие. Так, сначала появляется форма связного письма (синшу), когда отдельные черты внутри иероглифа плавно переходят друг в друга. С развитием скорости движения руки иероглифы все больше и больше начинают принимать вид эскизов, отдельные элементы которых прорисовываются не столь тщательно, а зачастую и просто опускаются. Такая техника породила различные варианты иероглифической скорописи (цаошу). Скоропись максимально упростила процесс написания, а потому получила самое широкое распространение в массах. Появилась даже своеобразная мода на неразборчивый почерк. Каждый придумывал свои способы скорописи и порой излишняя изощренность в сокращениях делала текст просто нечитабельным.