Московский Гуманитарный Техникум Экономики и Права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика отрасли»
На тему:
«План материально-технического обеспечения»
Москва 2008 г.
Содержание курсовой работы
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Материально-техническое обеспечение
1.2 Структура обеспечения на предприятии
1.3 Виды транспортной доставки материальных ресурсов
1.4 Контроль качества
Глава 2. Практическая часть
2.1 Характеристика ООО «Бланкиздат»
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Бланкиздат»
2.3 Характеристика материально-технической базы ООО«Бланкиздат»
2.4 Факторы, влияющие на реализацию обновленияматериально-технической базы
Выводы
Список использованной литературы.
Введение
В настоящее время без правильно организованногоматериально-технического обеспечения невозможно получение положительныхрезультатов работы фирмы на рынке. Особенно это касается деятельностипредприятий — производителей. В современных условиях главной проблемой дляпоставщиков является организация сбыта продукции, а для потребителей адекватныйвыбор контрагентов в области поставок — поставщиков.
В данном курсовом проекте предлагается проанализироватьматериально-техническое обеспечение частного предприятия ООО «ТипографияБланкиздатъ»
Типография появилась в нашем городе достаточно недавно, в1998г. Основным видом деятельности в тот момент была оперативная печать малымитиражами самокопирующихся бланков для кафе и ресторанов Санкт-Петербурга. Вкачестве оборудования для печати использовались цифровые дупликаторы Duplo, в качестве резательного оборудования использоваласьгильотина Ideal. В 2004 году в связи с увеличениемспроса на продукцию произошло дооснащение типографии новым оборудованием. Былиприобретены печатные машины Romayor и Ryobi,а также резальное оборудование фирмы Polar, чтопозволило типографии производить более качественную продукцию в сжатые сроки. Такжебыло произведено дооснащение допечатного и послепечатного производств.
Сегодня типография является достаточно известной в городе. Всвязи с тем что предприятие является достаточно небольшим производством, атакже оно принадлежит собственнику, это позволяет ему вести гибкую политику вплане выпускаемой продукции. В настоящее время помимо самокопирующихся бланковвыпускаются различные буклеты, календари, блокноты, брошюры и т.д. Однако запоследние два года типография расширила свою материально-техническую базу, чтодаёт ей гарантию стабильности, укрепление своих позиций на полиграфическомрынке.
Развитие материально технического обеспечения является необходимымвидом деятельности для предприятия, для обеспечение его конкурентоспособностина рынке, а также дает гарантию стабильности его работы в будущем.
Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимымиему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуетсяматериально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается вопределении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах,изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации храненияматериалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильнымиспользованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотныхфондов предприятия. Оборотные фонды — это те средства производства, которыеполностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят своюстоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют своипотребительные свойства.
Для бесперебойного функционирования производства необходимохорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое напредприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Главной задачей органов снабжения предприятия являетсясвоевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальнымиресурсами соответствующей комплектности и качества.
В условиях рынка у предприятий возникает право выборапоставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Этозаставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественныехарактеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.
В результате использования некачественных материаловснижается качество выпускаемой продукции. Если предприятие пользуетсяимпортными материалами, то поднимается стоимость их продукции, так какимпортные материалы (также как и импортное полиграфическое оборудование) вРоссии облагаются высокими таможенными пошлинами. Для полиграфическихпредприятий вопрос выбора поставщиков тесно связан с качеством закупаемыхматериалов. Поэтому в данной работе отдельно рассматривается вопрос контролякачества входных материалов.
Глава 1. Теоретическая часть1.1 Материально-техническое обеспечение
Оборотные фонды, за исключением малоценных инструментов иинвентаря, незавершенного производства и полуфабрикатов собственногоизготовления, а также энергии, относятся к материальным ресурсам.
Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляютосновные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовлениепродукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами приизготовлении, например, печатной продукции являются бумага, краска, форма и т.д.К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживанияпроизводства или добавляемые к основным материалам с целью изменения ихвнешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочныематериалы и т.д.). Эта классификация материальных ресурсов исходит изразличного характера потребления указанных групп и, следовательно, определяетнеодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности вних и выявлению путей более экономного их использования. В целях наиболееэкономного расходования материальных ресурсов, планирования их использования,выявления потребности предприятия в них и улучшения организацииматериально-технического снабжения проводится анализ использования основных ивспомогательных материалов. Организация и планирование использованияматериальных ресурсов является одним из важнейших разделов деятельностиполиграфических предприятий. Вся работа по организации и планированиюиспользования материальных ресурсов проводится в направлении создания условийдля их максимальной экономии при одновременном повышении качества продукции.
1.2 Структура обеспечения на предприятии
Главной задачей органов снабжения предприятия являетсясвоевременное и оптимальное обеспечение производства комплектности и качества.
Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучатьи учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальныересурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций,выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы,снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
Содержание функций органов снабжения предприятия включаеттри направления.
1. Планирование, которое предполагает:
изучение внешней и внутренней среды предприятия, а такжерынка отдельных товаров;
прогнозирование и определение потребности всех видовматериальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;
оптимизацию производственных запасов;
планирование потребности материалов и установление их лимитана отпуск цехам;
оперативное планирование снабжения.
2. Организация, которая включает:
сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках,выставках-продажах, аукционах и т.п.;
анализ всех источников удовлетворения потребности вматериальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставкупродукции;
получение и организацию завоза реальных ресурсов;
организацию складского хозяйства, входящего в состав органовснабжения; обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальнымиресурсами;
3. Контроль и координация работы, в состав которых входят:
контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков,выполнение ими сроков поставки продукции;
контроль за расходованием материальных ресурсов впроизводстве;
входной контроль за качеством и комплектностью поступающихматериальных ресурсов; контроль за производственными запасами;
выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
анализ действенности снабженческой службы, разработкамероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение еёэффективности.
В условиях рынка у предприятий возникает право выборапоставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Критериямивыбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способадоставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита,уровень сервиса и др. Причем соотношение значимости отдельных критериев стечением времени может меняться.
Организационное построение, характер и методы работы службснабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. В зависимости от объемов,типов и специализации производства, материалоемкости продукции, итерриториального размещения предприятия складываются различные условия,требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структурыорганов снабжения. На небольших предприятиях, коим является рассматриваемаятипография потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченнойноменклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшую группу или отдельныхработников хозяйственного отдела предприятия. В этом случае каждая функцияснабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняетсяотдельной группой работников.
Одним из звеньев организации МТС является складскоехозяйство, основная задача которого заключается в приёме и хранении материалов,их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цеховнеобходимыми материальными ресурсами.
Для осуществления технического перевооружения иреконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычновходят в состав капитального строительства.
Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработкапланов МТС, установление хозяйственных связей, и координация работы службыснабжения, входящей в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабженияпредприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятияосуществляется на основе функциональных связей, а не административногоподчинения.
Одним из звеньев организации МТС является складскоехозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов,их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цеховнеобходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи спроизводственным процессом подразделяются на материальные, производственные,сбытовые.
Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурнымгруппам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
Завоз материалов и работа складов организуются на основеоперативно-заготовительных планов.
Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляютсячерез хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой совокупностьэкономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникаютмежду поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная системахозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства иобращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемойпродукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.
Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми иопосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.
Прямые представляют собой связи, при которых отношения попоставкам продукции устанавливаются между предприятиями-изготовителями ипредприятиями-поставщиками прямо, непосредственно.
Опосредованными считаются связи, когда между этимипредприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителюмогут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников(дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров).
Дистрибьюторы и джобберы — это фирмы, осуществляющие сбыт наоснове оптовых закупок у крупных промышленных предприятий — производителейготовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джобберов — относительно крупныефирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительныеконтрактные отношения с промышленными предприятиями. Джобберы, напротив,скупают отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.
Прямые хозяйственные связи для предприятий являются наиболееэкономичными и прогрессивными по сравнению с косвенными, так как они, исключаяпосредников, уменьшают издержки обращения, документооборот, укрепляютвзаимоотношения между поставщиками и потребителями. Поставки продукции становятсяболее регулярными и стабильными.
Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Онитребуют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посредниковмежду предприятиями-потребителями и предприятиями-изготовителями.
Потребность в косвенных связях объясняется тем, что прямыесвязи выгодны и целесообразны в условиях потребления материальных ресурсов вкрупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и материалы внезначительных количествах, не достигающих транзитной формы отгрузки, то, чтобыне создавать на предприятиях излишние запасы материальных ценностей,целесообразны связи и через услуги посредников.
Как прямые, так и опосредованные связи могут носитьдлительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи — прогрессивнаяформа материально-технического снабжения. В этом случае предприятия имеютвозможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество посовершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости,доведению до мировых стандартов.
С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связаноделение их по формам организации поставок продукции. С этой точки зренияразличают транзитную и складскую формы поставок.
При транзитной форме снабжения материальные ресурсыперемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы исклады посреднических организаций. Кроме того, предприятие, получая материалнепосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращаеттранспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитныминормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использованиеэтой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит кувеличению запасов и связанных с этим расходов.
При складской форме материальные ресурсы завозятся на складыи базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственнопотребителям.
Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях,когда потребителям требуются материальные ресурсы в больших количествах, чтодаёт возможность отгружать их полногрузными вагонами или другими средствамитранспорта.
При транзитной форме завоза значительно снижаются издержки,и повышается скорость обращения, улучшается использование транспортных средств.
Складская форма снабжения играет большую роль в обеспечениимелких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы вколичествах меньше установленной транзитной нормы, под которой понимаетсяминимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятиемизготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабженияпродукция со складов посреднических организаций может завозиться малымипартиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов материальныхресурсов у потребителей. Однако в этом случае последние несут дополнительныерасходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с базпосреднических организаций. Поэтому в каждом конкретном случае требуетсяэкономическое обоснование выбора форм снабжения.
Важные этапы в организации материально-техническогоснабжения промышленности — специфицирование ресурсов и заключение хозяйственныхдоговоров по поставкам продукции.
Под специфицированием ресурсов понимается расшифровкаукрупненной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сортам, типам,размерам и прочим признакам. От того, насколько правильно составленаспецификация материальных ресурсов, во многом зависит материальное обеспечениепроизводства. Если в спецификации допущена неточность, то это может привести ктому, что фактические поставки не будут соответствовать действительнойпотребности. Тем самым предприятие будет поставлено под угрозу невыполненияпроизводственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция подоговорам, которые служат документом, определяющим права и обязанности сторон.
В договорах указывается наименование продукции, количество,ассортимент, комплектность, качество и сортность продукции с указаниемстандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставкипродукции, общий срок действия договора, цена на поставляемую продукцию и общаяее стоимость, условия оплаты, предусматривается ответственность сторон засоблюдение условий договоров. После заключения договоров отделы снабженияпредприятий должны обеспечить своевременное и комплектное получение материалов,их количественную и качественную приемку, правильное хранение на складахпредприятия. Оперативная работа по завозу материалов осуществляется на основемесячных планов, в которых указываются календарные сроки и объемы поставок поважнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются насоответствующие склады и используются ими для организации подготовительныхработ.1.3 Виды транспортной доставки материальныхресурсов
Существует два варианта организации завоза материальныхресурсов: самовывоз и централизованная доставка.
При централизованной доставке предприятие-поставщик ипредприятие-получатель создают единый орган, цель которого оптимизироватьсовокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завозапродукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываютсяоптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается паркспециализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.
Таким образом, централизованная доставка позволяет:
повысить степень использования транспорта и складскихплощадей;
оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и употребителя продукции;
повысить качество и уровень материально-техническогообеспечения производства;
оптимизировать размеры партии поставок продукции.
Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа,обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Предприятиесамостоятельно договаривается с транспортными организациями, не предъявляетжестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезтиматериальные ресурсы. При этом применяются исторически сложившиесятехнологические процессы грузопереработки, как правило, не согласованные междусобой. Отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары, частоотсутствуют условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстройразгрузки и приёмки материальных ресурсов.
Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов,участков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующихфункций:
установление количественных и качественных заданий поснабжению;
подготовка материальных ресурсов к производственномупотреблению;
отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службыснабжения на место ее непосредственного потребления склад цеха, участка;
оперативное регулирование снабжения;
учет и контроль за использованием материальных ресурсов вподразделениях предприятия.
Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствиис конкретными особенностями производства. Последние учитываются при разработкеграфиков подач, на основе которых материалы доставляются в цехи. Лимитустанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированныхнорм расхода.
Установленный лимит фиксируется в планкарте, лимитной карте,лимитной или заборной ведомости, которые направляются складу и цеху-потребителю.
Планкарта обычно применяется в массовом и крупносерийномпроизводстве, т.е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентациипроизводства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому видуматериалов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами складсвоими транспортными средствами доставляет партии материалов каждому цеху вустановленные сроки. Отпуск их оформляется приемно-сдаточными накладными. Вбланке планкарты ведется текущий учет выполнения плана поставок. Лимитная картаиспользуется в тех случаях, когда жесткая регламентация поставок внутри месяцапо срокам и объемам затруднительна (серийное и индивидуальное производство). Влимитной карте указываются месячная потребность в материале, величина запаса имесячный лимит расхода (см. приложение 1).
В случаях появления необходимости принятия решений поизменению лимита службой снабжения оформляется разовое требование илитребование на замену, которое согласовывается с технической службой иподписывается ответственным лицом (главным инженером, главным конструктором,главным механиком и т.д.). В лимитную ведомость включаются обычно группа однородныхматериалов или все получаемые с данного склада материалы. Заборные ведомости (карты)вводятся при лимитировании расхода вспомогательных материалов, обычно вслучаях, когда потребность в них неравномерная и отсутствуют достаточно точныенормы расхода.
Отпуск материалов по заборным картам (ведомостям) регламентируютсязаранее установленными сроками (обычно раз в месяц или квартал). В заборнойкарте указываются количество материала, который может расходовать цех, и срокиего получения.
/>1.4 Контроль качества
Задача любой типографии состоит в изготовлении качественнойпродукции, удовлетворяющей требованиям заказчика.
Для производства качественной продукции необходимо, чтобысоблюдались следующие условия:
1. Правильный выбор расходных материалов.
2. Использование качественных расходных материалов.
3. Правильное использование расходных материалов.
Для этого требуется правильная организация контроля качества.С определенной долей условности можно выделить следующие этапы контроля:
1. Входной контроль расходных материалов и их правильныйвыбор.
2. Периодический контроль состояния оборудования.
3. Контроль соблюдения технологических норм.
4. Контроль качества готовой продукции.
5. Входной контроль необходим, так как известны случаипрактически у всех крупных производителей, когда отдельные партии хорошозарекомендовавших себя продуктов давали сбои, и доказать, что некачественноеизделие получено из-за плохих расходных материалов, не всегда возможно.
Также необходим периодический контроль состоянияоборудования, поскольку исправно работающее оборудование является залогомпроизводства качественной продукции в установленные сроки. Для этого необходимопроизводить периодический профилактический осмотр, а возможно и плановый ремонтоборудования.
Контроль соблюдения технологических норм
Как и любой технологический процесс, печать тиража в идеаледолжен сопровождать регламент, который включает в себя:
описание выбранных материалов и их контроль,
описание технологических процессов с указанием режимовработы оборудования и их контроля,
описание контроля готовой продукции.
Контроль качества готовой продукции.
К печатной продукции предъявляются следующие требования: натиражных листах не должно быть: надрывов краев, загнутых углов, морщин,масляных пятен, следов пальцев рук, на пробельных участках изображения и наоборотной стороне не должно быть следов отмарывания и тени, причем это оченьчасто встречается при печати на мелованных бумагах. Чтобы избежать этого вкраску добавляют сиккатив, или в процессе печати на оттиски наносят специальныйпорошок и раскладывают оттиски на небольшие пачки. При текстовой печати должныбыть соблюдены размеры полей и точность приводки. Тиражные оттиски должнысоответствовать утвержденным листам-эталонам.
Глава 2. Практическая часть2.1 Характеристика ООО «Бланкиздат»
Место нахождение предприятия: город Санкт-Петербург,Лиговский проспект д. 200.
Типография появилась в нашем городе достаточно недавно, в1998г. Основным видом деятельности в тот момент была оперативная печать малымитиражами самокопирующихся бланков для кафе и ресторанов Санкт-Петербурга. Вкачестве оборудования для печати использовались цифровые дупликаторы Duplo, в качестве резательного оборудования использоваласьгильотина Ideal. В 2004 году в связи с увеличениемспроса на продукцию произошло дооснащение типографии оборудованием. Былиприобретены печатные машины Romayor и Ryobi,а также резальное оборудование фирмы Polar, что позволилотипографии производить более качественную продукцию в сжатые сроки. Также былопроизведено дооснащение допечатного и послепечатного производств.
Сегодня типография является достаточно известной в городе. Всвязи с тем что предприятие является достаточно небольшим производством, атакже оно принадлежит собственнику, это позволяет ему вести гибкую политику вплане выпускаемой продукции. В настоящее время помимо самокопирующихся бланковвыпускаются различные буклеты, календари, блокноты, брошюры и т.д.
Успех работы зависит также от посредников — изготовителейполиграфического оборудования, производителей бумаги.
В настоящее время численность персонала, работающего напредприятии, составляет, примерно, 40 человек.
Краткая характеристика персоналаПерсонал Отчет
2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. Среднесписочная численность персонала, всего, чел. 25 30 30 37 40 администрация, чел. 2 2 2 2 2 ИТР, чел. 5 6 6 5 5 основные производственные рабочие, чел. 15 18 18 24 26 вспомогательные рабочие, чел. 3 4 4 6 7 Средняя зарплата по предприятию, руб. 10000 10000 11500 12500 12750
Предприятие является коммерческой организацией, созданной врезультате объединения имущества нескольких лиц, которые не несутответственности по обязательствам этой организации и имеют доли в ее уставномкапитале.
В настоящее время процесс управления предприятиемосуществляется следующим образом. Предприятие возглавляет директор, которыйявляется единственным дольщиком. Права и обязанности директора, а такжеоснования для распоряжения трудовых отношений с ним регламентируются уставом,обозначенным в учредительных документах. Директор действует от именипредприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересына территории Российской Федерации и за ее пределами. Директор действует напринципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий всоответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, настоящим Уставом. Взаимоотношения работников и директорапредприятия, возникающие на основе трудового договора (контракта) регулируютсязаконодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором. Коллективныетрудовые споры (конфликты) между администрацией предприятия и трудовым коллективомрассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации опорядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Состав и объемсведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок ихзащиты определяются директором предприятия в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации.
В этой организации имеется уставной капитал, разделенный надоли между участниками. Участники не отвечают по обязательствам общества, онинесут только риск убытков в виде того имущества, которое они внесли в уставныйфонд капитала общества.
Предприятие создает резервный фонд. Размер резервного фондасоставляет не ниже 10% уставного фонда предприятия. Резервный фонд предприятияформируется путем ежегодных отчислений в размере 1% от доли чистой прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера. Резервный фондпредназначен для покрытия убытков предприятия, в случае отсутствия иныхсредств, и не может быть использован для других целей.
Заказчиками предприятия являются:Наименование заказчика Удельный вес в общем объеме производства,% 2004 год 2005 год ООО «Васаби», сеть ресторанов 10 18 ООО «Евразия», сеть ресторанов 4 5 ООО «Близнецы», сеть ресторанов 4 6 ООО «Планета суши», сеть ресторанов 3 1 ООО «Самоцветы», ювелирные магазины 11 11 ООО «Лайма», сеть ресторанов 2 4 ООО «Вест Телеком», мобильная связь 15 15 ООО «НТК». 3 3 ООО «Демидов» 4 3 ООО «Восточный Париж» 1 1 ООО «Премьер» 1 1 Питер Принт 1 3 ООО «Елки Палки» 3 4 ООО «Мечта Молоховец» 1 2 «У Швейка» 1 1 ООО «Астра Марин» 7 8 ООО «Драго» 1 1 Тимошка 1 1 Ред Фиш Пабл 1 2 ООО «Апшерон» 2 2 ООО «Корона» 1 1 ООО «Европа» 2 3 Прочие 30 35 Показатель Отчет
2002г. 2003г 2004г. 2005г. 2006г
Количество заказчиков 120 170 215 230 250
Количество заказов 2310 2619 2900 3080 3400
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Поставщиками предприятия являются:№ п/п Поставщик Удельный вес, в общем объеме производства,% 1 Полиграф-Клуб 3 2 Ipris Международная полиграфия 5 3 Ям Интернэшнл 32,1 4 Берег 32 5 Реалайн 15,6 6 Петропрофтекстиль 2 7 ЗАО «Итрако» 12,6 8 Прочие
16,8
•
Поставщики материалов имеют дилеров в Санкт-Петербурге сосвоими складами. Работаем с поставщиками на основании длительныхпроизводственных связей. Ряд материалов доставляем собственным транспортом.
Расчеты с поставщиками ведем с отсрочкой платежа от 2 недельи частично — по предварительной оплате. Месячный производственный запас всегдаимеется в наличии. При формировании минимального производственного цикла,ассортимент материалов. Длительность производственного цикла — от 2 недель до30 дней.
Альтернативные источники снабженияМатериалы Поставщик Альтернативный поставщик Офсетные пластины Полиграф-клуб; Ям Интернэшнл Итрако; Ipris; Химические реактивы Итрако, РеаЛайн Ям Интернэшнл Краска Итрако; РеаЛайн Ipris; Бумага Берег Мап Пейпер 2.2 Анализ финансового состояния ООО «Бланкиздат»
С целью выяснения финансового состояния предприятия имеетсмысл провести анализ финансовой деятельности.
Запас источников собственных средств — это запас финансовойустойчивости предприятия, при условии, что собственные средства превышаютзаемные.
Коэффициенты финансовой устойчивости Норматив На 01.01.2005 На 01.01.2006
Коэффициентавтономии 0,5 0,52 0,6 Коэффициент мобильности 0,2 0,4 0,6 Коэффициент маневренности 0,5 0,6 0,65 Отношение собственных капиталов к общей задолженности
1
0,5 2.5 2.5 Отношение собственных оборотных средств к Оборотным средствам 0.5 0,64 0,64
Коэффициент автономии характеризует финансовуюнезависимость предприятия. Определяется как отношение собственных источниковсредств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Финансовоеположение можно считать устойчивым, если покрывается собственными средствами неменее 50% стоимости имущества. Таким образом, предприятие относится к первойгруппе наиболее финансово устойчивых предприятий.
Коэффициент мобильности характеризует степеньвовлечения средств предприятия в оборот, он у предприятия выше нормативного.
Отношение собственного капитала к общей задолженностив 2,5 раза превышает общую сумму задолженности при нормативе 1.
По результатам анализа можно оценить предприятие какфинансово устойчивое.
Коэффициенты ликвидности предприятия.
Платежеспособность определяется отношением ликвидных средствпредприятия к его краткосрочным обязательствам, которые включают краткосрочныекредиты, краткосрочные заёмные средства, расчеты и прочие пассивы.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется какотношение величины денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к суммекраткосрочных долговых обязательств предприятия.
Денежные средства являются наиболее мобильной частьюоборотных средств, они готовы к платежу немедленно. Признается теоретическидостаточным значение коэффициентной ликвидности, если оно превышает 0,2. Коэффициентсрочной ликвидности — отношение денежных средств, краткосрочных финансовыхвложений и суммы дебиторской задолженности сумме краткосрочных долговыхобязательств. Теоретически оправданные оценки этого коэффициента лежат вдиапазоне 0,7 — 0,8, фактически коэффициент 1,27, что свидетельствует оплатежеспособности предприятия.
Расчёт коэффициентов ликвидности предприятия: Наименование Норматив На 01.01.2005 На 01.01.2006 Коэф-т абсолютной ликвидности 0,2 0,25 0,27 Коэф-т срочной ликвидности 0,7-0,8 1,27 1,28 Коэф-т текущей ликвидности 2 2,89 2,89 Соотношение краткосрочной деб-ой и кред-ой задол-ти 1 1,02 1,0 2.3 Характеристика материально-технической базы ООО«Бланкиздат»
Развитие материально технического обеспечения (МТО) являетсянеобходимым видом деятельности для предприятия, так как только при хорошоорганизованном МТО возможно получение прибыли предприятием, обеспечение егоконкурентоспособности на рынке, а также дает гарантию стабильности его работы вбудущем.
Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимымиему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуетсяматериально-техническое снабжение предприятия. Численность отдела МТСсоставляет 1 человек.
Его задача заключается в определении потребности предприятияв материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этойпотребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также впроведении контроля за правильным использованием материально-техническихресурсов и содействия в их экономии.
Решая эту задачу, работник органов снабжения должен изучатьи учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальныересурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций,выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы,снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
Предприятие имеет допечатное производство, оснащенноекомпьютерной техникой для набора текстовой информации с выводом на лазерныйпринтер, рабочими станциями: сканирование, ретушь, верстка, оборудование дляизготовления форм офсетной печати.
В печатном производстве установлены листовые машины офсетнойпечати формата 330х450, и 520х375, красочностью1-0 и 2-0 соответственно.
Брошюровочно-переплетное производство оснащено резательноймашины Polar, оборудование для скрепления блокапроволокой, пресс для припрессовки пленки, нумерационный автомат,виброукладчик, вырубной тигельный пресс, аппарат для скругления углов,брошюровщик для переплета пластиковыми пружинами.
Предприятие может изготавливать широкий спектрполиграфической продукции, начиная от самокопирующихся бланков, и заканчиваяцветными брошюрами.
Типография поставила перед собой ряд глобальных задач потехническому перевооружению основных полиграфических мощностей, и повышениекачества продукции. В перспективе предполагалось постепенное переоснащениепредприятия с заменой физически и морально устаревшего оборудования.
Развитие предприятия в2004 году
1. Введены в эксплуатацию 2 печатные машины Romayor и Ryobi, что позволилоувеличить объем и качество выпускаемой продукции.
2. Введен в эксплуатацию брошюровщик для переплетапластиковыми пружинами.
Введен в эксплуатацию пресс для припрессовки пленки
Введена в эксплуатацию резательная машина фирмы Polar.
Установлен и введен в эксплуатацию вырубной тигельный пресс.
Установлен и введен в эксплуатацию нумерационный автомат.
Установлен и введен в эксплуатацию полуавтомат дляскрепления блока проволокой
Финансовая статистика материально — технической базы в 2005году
Мероприятие Сумма затрат
за 2006г всего в том числе
I кв. II кв. III кв. IV кв
1 2 4 5 6 7 8
1.1.1 Лизинговый платеж по печатной листовой машине Romayor 6537 1520 1784 1750 1483 1.1.2 Лизинговый платеж по печатной листовой машине Ryobi 25852 8143 6879 6818 8012 1.1.3 Кредитные платежи по резательному оборудованию Polar. 8489 1950 2135 2234 2170 1.1.4 Кредитные платежи по оборудованию для припрессовки пленки 2300 600 558 550 534 1.1.5 Кредитные платежи по нумерационному автомату 5500 1350 1384 1500 1266 1.1.6 Кредитные платежи по оборудованию для шитья проволокой. 1642 447 427 400 368 1.1.7 Кредитные платежи по вырубному тигельному прессу 2780 600 624 700 856
Всего по разделу, в т. ч. за счет: 53100 14610 13791 12602 12097 чистой прибыли 5865 1460 1703 1460 1242 амортизации 5120 1280 1280 1280 1280 займов (кредитов) 42115 11870 10808 9862 9575 прочих источников – – – – /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> 2.4 Факторы, влияющие на реализацию обновленияматериально-технической базы
Внутренние положительные факторы:
наличие основного и вспомогательного оборудования будетсоздавать условия для увеличения объемов производства продукции;
наличие производственных площадей для храненияполуфабрикатов;
наличие складских площадей под хранение готовой продукции;
расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
улучшение качества выпускаемой продукции;
увеличение объемов выпускаемой продукции;
увеличение прибыли
соблюдение оговоренных в договоре сроков выпуска тиражей.
Внешние положительные факторы:
известность предприятия за счет качества выпускаемойпродукции, широкого диапазона печатаемых тиражей в различном оформлении;
быстрое обслуживание клиентов при обсчете предлагаемых имипечатных изданий потребности в материалах, консультации, а в ряде случаев иподготовка подписных корректур;
продажа типографией собственных материалов, а именно: картона,бумаги, материалов по просьбе заказчиков;
удобство расположения предприятия в части доступности к немуклиентов;
участие предприятия в выставках;
наличие информации о предприятии в рекламных каталог.
Внутренние отрицательные факторы:
моральное устаревание некоторых видов оборудования;
отсутствие резервов для введения новых производственныхплощадей;
ограниченные возможности предприятия по обновлению основныхфондов даже в рамках простого воспроизводства из-за дороговизны оборудования,низкого курса рубля и недостатка собственных оборотных средств.
Внешние отрицательные факторы:
услуги по хранению и доставке материалов ограничены;
инфляционные процессы;
периодически фабрики-поставщики бумаги, устанавливают еедефицит на внутреннем рынке и на этой основе повышают цены;
монополисты, поставляющие электроэнергию, газ, топливопостоянно повышают тарифы;
высокая влажность воздуха в Санкт-Петербурге влияет накачество печати и акклиматизацию бумаги;
невозможность перейти на отечественные полиграфическиематериалы в связи с тем, что их качество ниже, а цены — на уровне импортных,или нет отечественных аналогов, к ним относятся: пластины офсетные,фотополимерные пластины, краски, бумага;
предприятие покупает материалы по мировым ценам, а продаетсвои услуги по внутренним российским ценам:
неравномерность загрузки в течение года приводит кневозможности создания заделов по печати, вынужденным простоям или применениюсверхурочных часов;
Выводы
Типография ООО «Бланкиздат» произвеласвоевременное переоснащение своей материально-технической базы_ Расчётыпоказывают, что предприятие по прежнему остаётся платёжеспособным и финансовоустойчивым;
_ Новое оборудование позволило улучшить качество выпускаемойпродукции, сократить сроки её производства, т.е. сохранитьконкурентоспособность в условиях современной рыночной экономики.
Планирование закупок может осуществляться несколькимиспособами. Возможно планирование на основании смет продаж, с учетом ожидаемыхпродаж и поставок, с учетом оптимального количества перезаказа у поставщика инеснижаемого остатка на складе. Кроме этого, можно планировать закупки сиспользование различных методов выбора поставщиков. Для выбора поставщиков иоптимизации закупок необходимо изучить особенности материально-техническихресурсов и их роль в производственном процессе, особенности организациидеятельности службы снабжения.
Для полиграфических предприятий вопрос выбора поставщиковтесно связан с качеством закупаемых материалов. А так как все качественныерасходные материалы для полиграфии импортные, то это приводит к повышениюсебестоимости продукции, что в конечном результате приводит к высоким отпускнымценам. Поэтому большая часть высококачественных журналов и газет печатается зарубежом. А российские типографии вынуждены заниматься небольшими тиражами дляудовлетворения нужд местных заказчиков.
Список использованной литературы.
1. Экономика предприятия под редакцией Горфинкеля. М — ЮНИТИ -2004.
2. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Войкова. — 2-е изд. — М.,2000.
3. Булатов А.С. “Экономика”, М, изд. “Бек”, 2001 г.
4. Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие. М: ИВЦ «Маркетинг»,2003.
5. http://www.itraco.ru
6. Экономика, организация и планирование материально-технического снабженияи сбыта. — М,: Экономика, 2000.
7. www.bankreferatov.ru.
8. «Новости полиграфии», 2004, №20.
9. www.bereg.ru.