Планирование аудиторской проверки организации

Введение
   Аудит- этовид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихсяфункционирования и положения экономического объекта или касающихся информации отаком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимымлицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение окачественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитомпонимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетностипредприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности иправдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле засоблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налоговогозаконодательства.
   Потребностьв услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, ктонепосредственно занимается управлением предприятием, а также государства какпотребителя информации о результатах деятельности предприятий.
   Наличиедостоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынкакапитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятияэкономических решений.   
   Проведениеаудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной,несомненно имеет важное значение.
   Аудиторработает в интересах как реальных и потенциальных собственников, которые в силутех или иных обстоятельств определены от функций управления и поэтому не всегдапредставляют действительную картину состояния дел на предприятии, так икредиторов, инвесторов и других групп заинтересованных пользователей. Задачааудитора-помочь им путем сбора доказательств о степени соответствия информации,представленной в бухгалтерском учете и отчетности, существующему положению дел;об имущественном комплексе и составляющих его элементах; об оценке экономическогопотенциала предприятия и раскрытии степени его фактического  пользования; о прогнозе развития предприятия,следствием чего является выдача рекомендаций по дальнейшему экономическомуросту и предотвращению возможных кризисов. Банкротств, смягчению ихпоследствий. Достижение аудитором этих целей может быть осуществлено только врезультате планомерной целенаправленной деятельности.
   Для тогочтобы аудитор не допустил в этом контексте никаких существенных ошибок инарушений, требуется предварительное детальное планирование всех шагов процессааудиторской проверки. Планирование-это один из методов приобретения информациии оценки рисков, содержащихся в годовой отчетности, который позволяет составитьконкретное представление о заказчике. Процедура планирования включает несколькоэтапов-подготовительный этап планирования; предварительное планирование;согласование с предприятием организационных вопросов, сопутствующих услуг,условий договора; разработка программы аудита. В свою очередь эти этапы могутбыть разбиты на более детальные подэтапы. Результатом проведения процедурпланирования является обнаружение и по возможности точное определениепредполагаемых рисков и слабых мест.
  Планирование-это непосредственный процесс, который продолжается и в процессепроверки в зависимости от выполнения аудиторских процедур и получения новыхсведений.
   Значениепланирования состоит в том, что оно позволяет аудитору: получить достаточноечисло доказательств; удержать в разумных пределах затраты на проведенные проверки;избежать недоразумений с клиентом. Первое дает возможность аудиторусформировать верное и объективное мнение о бухгалтерской отчетности,второе-сохранить конкурентоспособность на рынке аудиторских услуг, третьеобеспечить хорошие взаимоотношения с клиентом и способствует качественномувыполнению работ по разумной стоимости.
ГЛАВА 1. Сущность изначение планирования аудиторской проверки.
1.1.Сущностьпланирования аудиторской проверки.
Планирование,являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторскойорганизацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков исроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы,определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторскихпроцедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного иобоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации, кроме того,начальным этапом аудиторской проверки, согласно правила (стандарта) аудиторскойдеятельности «Планирование аудита» является предварительное планирование.
Согласно общепринятым позициям, а также требованиямправил (стандартов) аудиторской деятельности, аудитор должен тщательнопланировать свою деятельность по трем основным причинам: это даст аудиторувозможность получить достаточное количество свидетельств о положении делклиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволитизбежать недоразумений с клиентом. Получение достаточного количествадоказательств весьма важно для аудиторской организации, если она хочет свести кминимуму правовые обязательства и сохранить хорошую репутацию средипредставителей своей профессии. Сохранение затрат в рамках разумного помогаетфирме сохранять конкурентоспособность и тем самым не терять своих клиентов приусловии, что фирма зарекомендовала себя высоким качеством исполнения своихобязанностей. Избегать недоразумений с клиентом важно потому, что этообеспечивает хорошие взаимоотношения с ним, а также способствует качественномувыполнению работы по взаимоприемлемой стоимости.
На схеме 1 представлены основные этапыпланирования  аудита.
Преддоговорная переписка (запрос экономическогосубъекта на проведение проверки.)

Ознакомление с деятельностьюэкономического субъекта и принятие решения о проведении проверки или об отказеот нее.
Составление письма обязательства
Составление договоров.

Изучение и оценка систембухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

Определение аудиторского риска.
Расчет планируемого уровнясущественности.
Составление общего плана аудита.
Составление программы аудита.
Схема1. Этапы планирования аудита.
Согласно правила(стандарта) «Планирование аудита» аудит должен проводиться аудиторскойорганизацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также всоответствии со следующими частными принципами:
а) комплексностипланирования;
б) непрерывностипланирования;
в) оптимальностипланирования.
Принцип комплексностипланирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованностивсех этапов планирования — от предварительного планирования до составленияобщего плана и программы аудита.
Принцип непрерывностипланирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группеаудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по структурнымподразделениям.
Принцип оптимальностипланирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторскойорганизации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбораоптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев,определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудитааудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительноепланирование аудита;
б) подготовка исоставление общего плана аудита;
в) подготовка исоставление программы аудита.
Задачипланирования аудита:
–         установлениеэтапов и сроков работы с клиентом;
–         определениезатрат;
–         рациональноеиспользование рабочего времени специалистов;
–         подготовкаадекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
–         определениеразделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторскогомнения;
–         распределениеобязанностей и ответственности между специалистами разделов аудита.
–         созданиеусловий для осуществления последующего контроля за ауди­том;
–         обеспечениевзаимодействия с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансовогопланирования.
Результатом процессапланирования является программа аудита. Она представляет собой переченьдействий с указанием сроков и исполните­лей.
Программа должна охватитьэтапы:
–         составлениеобзора деятельности клиента, в который входят описа­ние системных процессов исвязанных с ними потоками документооборота, учетная политика, организационнаяструктура, виды деятельности и т.д.;
–         разработкастратегии аудита, связанной со спецификой клиента и нацеливающая усилияпроверяющих на разделы финансовой отчетнос­ти, в которых существуютзначительные риски возникновения суще­ствующих ошибок. Следует выбрать тепроцедуры, которые обеспечат эффективное достижение необходимой уверенности приоптимальном расходе времени;
–         проведениеаудита, то есть выполнение выбранных аудиторских про­цедур теми аудиторами,которые имеют достаточный для запланирован­ных процедур опыт и квалификацию;
–         формированиеаудиторского мнения на основе собранных свидетельств и принятие решения одостижении уверенности в том, что риск суще­ственных ошибок снижен до минимума;
–         составлениеотчетности.
Начальным этапомпланирования аудита является преддоговорные соглашения сторон.
Преддоговорное соглашение(переписка) это официальное приглашение экономического субъекта с просьбой обоказании аудита и (или) сопутствующих услуг.
   Следующим этапом является ознакомление сдеятельностью экономического субъекта (Понимание бизнеса предприятия-клиента)
Понимание деятельностиэкономического субъекта включает изучение экономической и учетной политикифирмы-клиента, хозяйственных операций, соблюдение действующих нормативноправовых документов и формирование предварительного мнения о достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта.
   Основными целями этого этапа являются:рациональное планирование для целей наиболее эффективного проведения проверки, установление уровня риска и существенности, оценка эффективности внутреннегоаудита применение наиболее действенных методик анализа, оптимизация процессасбора аудиторских доказательств и.т.д.
   Письмо-обязательство аудитора –документ,регламентирующий обязательства и ответственность экономическогосубъекта-клиента и аудитора (аудиторской организации) на этапе заключениясоглашения о проведении аудиторской проверки.
   Составление договоров на проведение аудита.
Договор на проведениеаудиторской проверки является официальным документом, регламентирующимвзаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Впринципе, договор на проведение аудита ничем ни отличается от обычных договоровпредпринимательской деятельности. Как и другие договоры, он юридическиотражает и фиксирует интересы сторон-участниц, в данном случае заказчика-клиентаи исполнителя аудитора.   
На этапе планированияаудита существенным фактором является оцен­ка системы внутреннего контроляклиента. Внутренний контроль подра­зумевает, что руководство клиентаосуществляет контроль за бизнесом, за соответствием его действующемузаконодательству, определяет поря­док контроля учета, записи и обработкифинансовой информации, осу­ществляет надзорные процедуры.
Например, руководствопредприятия устанавливает входящий конт­роль, то есть сосредотачиваетзаключение финансово-хозяйственных договоров в одних руках, или осуществляетконтроль законности (юри­дическая служба проверяет законность заключаемыхсделок). Руковод­ство финансовой службы регулярно проводит контроль обработкидан­ных, проверяет своевременность отражения в бухгалтерском учете со­вершенныхопераций на основании первичных документов.
Таким образом, аудиторможет сформировать некоторую оценку су­ществующей системы внутреннего контроля,которая повлияет на сте­пень доверия к анализируемой в ходе аудитадокументации.
План аудиторской проверки должен разрабатываться сучетом данных аудиторского риска и уровня существенности. Кроме этого преждечем составить график выполнения работ необходимо установить планируемое времянеобходимое на проведение проверки и определить количество участвующихаудиторов в проверки. Эти данные возможно получить на этапе предварительногопланирования.
          К плану аудиторской проверки также предъявляются следующиетребования:
–         заполнениеобязательных реквизитов установленных для рабочего документа аудиторскойпроверки;
–         разделениеаудиторской проверки на этапы;
–         закреплениеза исполнителем конкретного этапа и необходимого времени проверки длявыполнения ;
1.2. Предварительное планирование, сбор общих сведений.
          Предварительноепланирование проводится для оценки возможности проведения аудита и заключениядоговора, а также для информационной подготовки общего плана аудита.
Задачи этапапредварительного планирования сводятся к следующему: понимание бизнесапредприятия-клиента; определение обстоятельств, способных повлиять нажизнеспособность предприятия клиента; ознакомление с организацией и ведениембухгалтерского учета, предварительная оценка достаточности информации для целейаудита; определение вероятности оказания сопутствующих услуг; определение необходимогосостава и квалификационного уровня специалистов, сроков работы; оценкивозможности проведения аудита и принятия решения.
Основные методы и приемы, используемые аудиторами на данном этапе планирования: просмотр документов;наблюдение; аналитические процедуры; устный опрос руководителей и должностныхлиц предприятия.
Источниками информации вданном случае выступают: бухгалтерская документация; договоры на выполнение(получение) работ (услуг) или поставку (получение товаров); учредительская иразрешительская документация; результаты бесед с аудиторами по поводу прошлыхаудиторских проверок предприятия клиента; результаты бесед с руководителямипредприятия, персоналом бухгалтерии и других подразделений предприятия-клиента, результаты личных наблюдений и другие.
Предварительноепланирование осуществляется на начальном этапе аудиторской работы и часто (если это целесообразно) – в офисе клиентаИногда данный этап называют знакомство с бизнесом клиента. Предварительноепланирование включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжитьаудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свойзаказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей исоставление письменного обязательства.
          Прежде чем принять предложение нового клиента, большаячасть аудиторских фирм собирает сведения о данной организации, чтобыопределить, приемлемо ли ее предложение. По возможности, необходимо оценитьрепутацию предполагаемого клиента в деловых кругах, прочность его финансовогоположения и его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой.
В тех случаях, когдабудущий клиент ранее пользовался аудиторскими услугами другой аудиторскойфирмы, новый аудитор (преемник), должен войти в контакт со своимпредшественником. Цель этого требования — помочь преемнику определить, может лион согласиться с предложением клиента. В ходе общения с предшествующимаудитором его преемник может узнать, например, что клиент не вполне честен илипостоянно вступает в конфликты по поводу принципов учета, аудиторских процедурлибо размеров гонорара.
Если потенциальный клиентне имел аудиторских проверок ранее, то необходимо проделать исследованиядругого рода. Источниками информации являются результаты бесед с: местнымиюристами, другими аудиторами, банками и торгово-промышленные предприятия и.т.п.Аналогичный подход можно использовать, когда предыдущий аудитор непредоставляет требуемой информации или когда при общении с ним выявляетсякакой-либо признак существующих проблем между ним и фирмой.
Многие аудиторские фирмыежегодно оценивают своих клиентов, чтобы определить, есть ли основанияотказаться от продолжения аудита их отчетности. Имевшие место конфликты поповоду таких обстоятельств, как надлежащая сфера аудита, тип заключения,которое предстоит дать, или размеры гонорара, могут заставить аудиторапрекратить партнерство с таким клиентом.
На стадиипредварительного планирования аудитор должен решить немаловажный вопрос подборакадров для проведения аудиторской проверки. Чтобы следовать требовани­ям  аудиторских (правил)стандартов и обеспечитьэффективность аудита, необходимо соблюдать правило: которое гласит, чтопроверка должна осуществляется лицом или лицами, имеющими соответствующую  подготовку и профессиональные знания вобласти аудита.
Пришироких масштабах аудиторских обязанностей в аудите могут уча­ствовать еще одинили несколько партнеров и штат работников разных уровней квалификации. Дляработы могут быть назначены и специалисты в таких технических областях, какстатистическая выборка и компью­теризированный аудит. Для аудитов меньшегомасштаба, как правило, достаточно одного-двух штатных работников.
Основнойфактор, определяющий укомплектование персонала, — это необходимостьпреемственности из года в год. Не исключено, что нео­пытный штатный помощник задва-три года работы станет самым ква­лифицированным из всех непрямых участниковданного процесса. Преемственность поможет аудиторской фирме сохранять хорошуюосведомленность в технических требованиях и укреплять связи между своими служащимии персоналом клиента.
Второе соображение,которым надлежит руководствоваться при ком­плектовании штата, — хорошее знаниеназначаемыми аудиторами бизнеса клиента.
Предварительноепланирование включает в себя и составление письма –обязательства о согласиипроведения аудиторской проверки на данном экономическом субъекте. Клиент и ауди­торскаяфирма должны однозначно понимать условия договора о прове­дении аудита. Чтобысвести к минимуму недоразумения, эти условия надлежит зафиксировать вписьменном виде при помощи письменного обязательства.
Письменное обязательство- это соглашение между аудиторской фир­мой и клиентом о проведении аудита иоказании взаимосвязанных с ним услуг. В нем должно быть точно оговорено, чтоименно входит в обя­занности аудитора: аудит, ревизия или составление отчетовплюс какие-либо иные услуги типа составления налоговых деклараций или услугадминистрации. В нем фиксируются также вводимые клиентом ог­раничения сферыдеятельности аудитора, предельные сроки завершения аудита, обязанностьперсонала клиента помогать аудитору в сборе учет­ных данных и документов,готовить для него вспомогательные записи. В него часто включается и соглашениео гонораре. Письменное обяза­тельство является также способом уведомленияклиента о том, что ауди­тор не несет ответственности за обнаружение каких-либообманных действий.
Письменное обязательствоне влияет на ответственность аудиторской фирмы перед постороннимипользователями аудируемой финансовой от­четности, но оно может повлиять на ееюридическую ответственность перед клиентом. Например, если клиент подает в судна аудиторскую фирму за необнаружение существенной ошибки, то единственным сви­детельствомв защиту аудиторской фирмы может быть подписанное пись­менное обязательство,констатирующее, что договор заключен о проведении ревизии, но не аудита.
Информация, содержащаясяв письменном обязательстве, важна для планирования аудита главным образомпотому, что она обусловливает сроки проведения тестов и общее количествовремени на осуществле­ние аудита и оказание других услуг. Если предельный сроксдачи ауди­торского заключения назначен вскоре после даты подведения баланса,то значительную часть аудита следует проделать до конца года. Когда ауди­торзанимается составлением налоговых деклараций и пояснительных за­писокадминистрации или когда клиент не оказывает ему помощи, необходимо договоритьсяо продлении сроков выполнения аудиторских обязанностей. Введенные клиентомограничения сферы аудита могут по­влиять на проводимые процедуры, а возможно, ина тип аудиторского заключения.
На стадиипредварительного планирования аудитор должен осуществлять сбор первичнойинформации конечно, аудитор может не знать всех деталей хозяйственной жизнитак, как руководство, однако определенную информацию  он должен получить: ассортимент производимойпродукции, особенности технологического процесса, основные покупатели ипоставщики, размещение предприятия с точки зрения удаленности от головногопредприятия и рынков реализации, квалификационный уровень рабочих и служащих, эффективностьдеятельности конкурентов на рынке, политика компании по вопросу повышениярыночной активности.
          К основным источникам информации относятся документы,представленные руководством, экономические обзоры в печати, документыпредыдущей аудиторской проверки, обсуждение ситуации с руководством, изучениепубликуемых отчетов конкурентов.
          Основным на этом этапе является изучение системы учета ивнутреннего контроля на предприятии. Проверка первого элемента состоит всравнении фактической системы регистрации данных с положениями,провозглашенными учетной политикой предприятия.
          В этом случае необходимо учитывать совокупность факторов,оказывающих на них влияние: а) надежность доказательств, используемых вкачестве аргументов персоналом предприятия в процессе внутреннего контроля; б)проведение внутреннего контроля штатом предприятия в соответствии со всемитребованиями и принятие при необходимости корректирующих действий; в)правильность составления представленных работниками отчетов как аудиторскихдоказательств и принятие при необходимости корректирующих действий.
Знание тех аспектовбизнеса клиента, которые отличают его от других фирм той же отрасли,необходимо, чтобы проводить внутриотраслевые сравнения. Аналогично, перед тем,как начать аудит, необходимо изучить такие показатели, как организационнаяструктура, маркетинг и практика распределения, метод инвентарной оценки испецифические характери­стики бизнеса клиента, ибо такого рода информацияпостоянно исполь­зуется при интерпретации данных, получаемых в процессе аудита.
Аудиторы должны бытьдостаточно хорошо осведом­лены о хозяйственно-финансовой деятельностипроверяемых предприятий, чтобы иметь возможность определить, есть ли вопросы,которые подлежат отдельному раскрытию. Постоянные файлы аудитора часто содержаттакие документы, как ис­тория компании, список главных сфер бизнеса и записьнаиболее важных правил применения учетной политики в предшествующие годы.Изучение этих сведений и беседы с персоналом клиента помогают аудитору понятьбизнес клиента.
Осмотр зданий исооружений предприятия помогает лучше понять его деятельность и операции, по­сколькудает возможность встречаться с ведущим персоналом и лично на­блюдать за ходомопераций. Беседы со служащими, не связанными со сферой учета, во время осмотраи в процессе аудита позволяют пред­ставить себе ситуацию во всей ее полноте.Увидев своими глазами ре­альные сооружения, аудитор лучше поймет реальныегарантии в отношении активов и сможет качественнее интерпретировать учетныеданные.
Полученные таким образомаудиторские доказательства можно считать наиболее ценными и достоверными,поскольку они получены личными наблюдениями аудитора.
Кроме того, знаяфактическое расположение зданий,  со­оруженийи других активов, аудитор легче сможет найти ответы на вопросы, которые могутвозникнуть позднее при проверке.
Многие принятыепредприятием правила проведения определенной политики и принятие решений, отража­емые вфинансовой отчетности, являются частью системы внутрихозяй­ственного контроля,но находятся за рамками системы бухгалтерского учета. Сюда входят такие вещи,как  распоряжение финансами и прочимиактивами, учетная политика, займы и другое. Основные стратегические реше­ниявсегда подлежат тщательной оценке. Данная процедура составная часть аудита,позволяющая определить, получила ли администрация раз­решение совета директоровна принятие определенных решений, и удо­стовериться в том, что решенияадминистрации правильно отражены в отчете.
Полезный подход,практикуемый многими аудиторскими фирмами, -включение в постоянные файлыаудитора записи о наиболее важных при­емах политики клиента, а также фамилий иимен лица или группы лиц, правомочных изменить политику. Особенно полезнозаносить в постоян­ные файлы аудиторов перечень важнейших общепринятыхпринципов
учета, напримеробязанность включать в инвентарную оценку расходы, поскольку это помогаетаудитору определять, изменил ли клиент прин­ципы учета. Важное значение имеетпериодическое обновление данной информации.
 Аудитор при­дает значение хозяйственным операцияммежду компанией и взаимосвя­занными с ней сторонами, ибо если суммы этиххозяйственных операций существенны, то они раскрываются в финансовойотчетности. Общепринятые бухгалтерские принципы предписывают раскрыватьсущность от­ношений между взаимосвязанными сторонами и описывать хозяйствен­ныеоперации, включая суммы в долларах и суммы, подлежащие выплате взаимосвязаннымсторонам или получению от взаимосвязанных сторон.
Поскольку хозяйственныеоперации между взаимосвязанными сторо­нами подлежат раскрытию, то важно, чтобыуже на раннем этапе аудита все взаимосвязанные с клиентом стороны былиидентифицированы. Это ускорит обнаружение неучтен­ных хозяйственных операциймежду взаимосвязанными сторонами.
Когда аудиторсталкивается с тем, что требует специальных зна­ний, может возникнутьнеобходимость проконсультироваться со специалистом. В качестве примеров можнона­звать помощь эксперта по алмазам при оценке их восстановительной стоимости и помощь актуария в определенииправильности записи о сто­имости резервов на покрытие страховых потерь. Ещеодин обычный слу­чай использования специалистов — консультации с юристами поповоду правовой интерпретации контрактов и титулов.
Аудитор должен иметьдостаточно хорошее понимание бизнеса кли­ента, чтобы установить, нужна ли емуконсультация того или иного спе­циалиста. Составлять план аудита надлежит такимобразом, чтобы он предусматривал право аудитора в случае необходимостиобратиться за консультацией к специалисту, который был бы одновременно и компе­тентени по возможности независим от клиента.
В начальной фазе аудитапроверяют три тесно взаимосвязанных типа юридических документов и архивов:свидетельство о присвоении статуса корпорации и ее устав, протоколы собранийсовета директоров и акци­онеров и контракты. Определенная информация, напримеро контрактах, должна быть раскрыта в финансовой отчетности. Другая информация(например, о санкциях в протоколах совета директоров) полезна на дру­гих фазахаудита. Ознакомление с этими юридическими документами и свидетельствами нараннем этапе деятельности дает аудиторам возмож­ность интерпретироватьсоответствующие свидетельства на протяжении всего аудита и проверять, правильноли они раскрыты в финансовой от­четности.
Рассматривая в качествесвидетельства результаты работы внутреннего аудита на предмет разрешенности,можно установить их четкую зависимость от: свидетельства, используемого дляопределения существования полномочий на выдачу разрешения для проведенияопределенных операций; мотивации своих действий работниками, выдавшимиразрешение; верности полученного свидетельства на соответствие. С цельюсоздания документального доказательства, т.е. проверки деталей операций и ихсуществования, аудиторы свою работу начинают с проверки источников документов.Однако качество доказательства зависит не только от них, но и от точностиопераций по переносу данных. Для проверки этого часто применяют прием сравнениядеталей, результаты которого находятся в жестко детерминированной связи сточностью, объективностью и независимостью сравниваемых показателей;результатами опросов (обследований); степенью независимости внутреннегооперативного контроля; качеством свидетельства на соответствие. В более широкомсмысле прием сравнения подразумевает рассмотрение всех документов, относящихсяк определенной операции. Кроме того, иногда используют прием сравненияповторного выполнения операций: все имевшие ранее место операции повторяются ирезультаты их сравниваются.
          При анализе последовательности аудитор проверяет по порядкувсе заранее пронумерованные документы. Недостаток их свидетельствует онеполноте финансовой отчетности, а излишек-об учете ненужных операций. Качество полученного свидетельства в этом случаезависит от результатов обследования, проведенного работниками предприятия попропущенным пунктам, последовательности и от сопоставимости данных результатовс итогами проверки на соответствие.
1.3. Аналитические процедуры.
   Аналитические процедуры, представляя собойодин из видов аудиторских процедур по существу, состоят в выявлении, анализе иоценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельностипроверяемого экономического субъекта.
   Применение аналитических процедур основанона существовании явной причинно-следственной связи между анализируемымипоказателями.
  Основной целью применения аналитических процедур является выявлениеналичия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатовхозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска итребующих особого внимания аудитора.
   Целями аналитических процедур такжеявляются:
 а) изучение деятельности экономическогосубъекта;
 б)оценка финансового положения экономическогосубъекта и перспектив непрерывности его деятельности;
 в)выявление фактов искажения бухгалтерскойотчетности;
 г) сокращение числа детальных аудиторскихпроцедур;
 д) обеспечение тестирования в целях полученияответов на возникшие вопросы;
   Аналитические процедуры могут выполнятся напротяжении всего процесса аудита.
Применение аналитическихпроцедур позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на егопроведение.
   На этапе планирования аудита выполнениеаналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемогоэкономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и болееточному определению степени аудиторского риска.При формировании общего плана ипрограммы аудита применение аналитических процедур способствует сокращениюколичества и объема других аудиторских процедур.
   На этапе непосредственного проведенияаудиторской проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры всочетании с другими аудиторскими процедурами при исследовании необычныхотклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
   На этапе завершения аудита аналитические процедурыиграют роль окончательной проверки наличия в отчетности существенных искаженийили других финансовых проблем. В результате они могут выявить области проверки,требующие дополнительных аудиторских процедур.
   В процессе аудита аудитор применяет следующиеаналитические процедуры:
     а) сравнение фактических показателейбухгалтерской отчетности с плановыми показателями, определенными экономическимсубъектом;
    б) сравнение фактических показателейбухгалтерской отчетности с плановыми показателями, самостоятельно определеннымиаудитором;
   в) сравнение показателей бухгалтерскойотчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода снормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством илисамим экономическим субъектом;
   г) сравнение показателей бухгалтерскойотчетности со средне отраслевыми данными;
   д) сравнение показателей бухгалтерскойотчетности с небухгалтерскими данными;
   е) анализ изменений с течением временипоказателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициент