Планирование деятельности организации

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы планированиядеятельности организации
1.1 Сущность и цели планирования
1.2 Классификация планирования
1.3 Основные принципы планирования
1.4 Основные этапы процессапланирования в организации
1.5 Понятие и виды плана
1.6 Методы планирования
Выводы по первой главе
Глава 2. Анализ системы планирования в кафе «Золотаярыбка»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика системы планированиякафе «Золотая рыбка»
2.3 Анализ факторов внутренней среды кафе «Золотаярыбка»
2.4 Изучение факторов внешней среды кафе «Золотаярыбка»
2.5 SWOT-анализ как основа стратегического планирования
Выводы по второй главе
Глава 3. Совершенствование системы планирования кафе«Золотая рыбка»
3.1 Формулирование миссий и целей
3.2 Разработка стратегии кафе «Золотая рыбка»
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
/>Введение
Планирование в организации — это одна из функций управления,которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей ихдостижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их формсобственности. Механизм планирования включает: принципы, определениеприоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов иконъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесспланирования базируется на знании и использовании объективных экономическихзаконов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночнойэкономики.
Процесс планирования в организации начинается с ясногопонимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития ифункционирования. Успех любого плана зависит от:
качества целеполаганияв основных ключевых вопросахразвития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ееразвития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
качества проведенного предварительного анализадеятельностисамой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения ипроч.;
правильной оценки конкурентоспособностиорганизации;
выбораи реализации стратегии развития, котораяповысит конкурентоспособность организации.
Основное содержание планирования как функцииуправления организацией состоит в обоснованном определении основных направленийдеятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников испроса рынка.
Планирование деятельности организации предусматриваетразработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достиженияконкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использованияресурсов каждого отдела и всей организации в целом.
Актуальность данной работы определяется тем, чтосовременным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды,необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможностьпредвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условиемдля дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и ихреализации.
Объект исследования: система планирования ворганизации.
Предмет исследования: процесс планирования в кафе«Золотая рыбка».
Цель работы: проведение всестороннего анализапроцесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций посовершенствованию системы планирования на примере кафе «Золотая рыбка».
Задачи работы:
провести анализ литературы по теме исследования;
рассмотреть сущность, цели, классификацию, основныепринципы, этапы, методы планирования;
выделить виды плана;
проанализировать систему планирования в кафе «Золотаярыбка», в том числе, осуществить анализ факторов внутренней и внешнейсреды, провести SWOT-анализ;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованиюсистемы планирования в кафе «Золотая рыбка».
Теоретической и методологической основой написанияданной работы послужили: инструктивные и методологические материалы,общеэкономическая, периодическая и специальная литература, внутренняя и внешняяотчетности и др.
Методы исследования: метод анализа, методSWOT-анализа, факторный анализ.
/>Глава 1. Теоретическиеаспекты системы планирования деятельности организации/>1.1 Сущность и цели планирования
 
Планирование — это одна из функций управления,которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей ихдостижения. Именно посредством планирования руководство организации стремитсяустановить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечатединство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основноеместо, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целейорганизации [6, c.43].
Планирование — процесс формирования целей,определения приоритетов, средств и методов их достижения.
По сути, и содержанию функция планирования должна отвечатьна следующие три вопроса [11, c.54]:
1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3. Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способових достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определенияэффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполненияэтих задач и установления их взаимодействия.
Планирование направлено на оптимальное использованиевозможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привестик снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Основная цель планирования — интеграция всех членоворганизации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающихэффективное достижение конечных результатов [1, c.76].
Сущность планирования проявляется в конкретизациицелей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности наустановленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых длярешения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит встремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешниефакторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционированияи развития всей организации в целом./>1.2 Классификацияпланирования
Планирование можно классифицировать по различнымнаправлениям:
1. По степени охвата сфер деятельности [4, c.43]:
общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельностипредприятия;
частное планирование, т.е. планирование определенных сфердеятельности.
По содержанию (видам) планирования:
стратегическое — поиск новых возможностей, созданиеопределенных предпосылок;
оперативное — реализация возможностей и контроль текущегохода производства.
текущее — планирование, в котором увязываются всенаправления деятельности предприятия и работы всех его структурныхподразделений на предстоящий финансовый год.
По объектам функционирования:
планирование производства;
планирование сбыта;
планирование финансов;
планирование кадров.
4. По периодам (охвату отрезка времени):
краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1года работы предприятия;
среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5лет
долгосрочное планирование, охватывающее отрезок временибольше 5 лет.
5. По возможности внесения изменений:
жесткое — не предполагает внесения изменений;
гибкое — при таком планировании внесение изменений возможно.
В качестве оценки эффективности планирования используютнесколько критериев:
полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всехподразделений предприятий;
непрерывность планирования;
гибкость планирования, т.е. возможность оперативнойкорректировки планов;
возможность контроля за выполнением плана;
экономичность планирования;
точность планирования.
Весь процесс планирования в экономической организации можноразделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процессоперативного планирования и процесс текущего планирования.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексноенаучное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие впредстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развитияпредприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направлениядля деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структурумаркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планированияпродукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетнийсрок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата иассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи наустановленный период, например, производственная стратегия предприятия в целоми каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадроваяполитика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и формматериально-технического снабжения. Такое планирование предусматриваетразработку в определенной последовательности мероприятий, направленных надостижение целей, намеченных долгосрочной программой развития [20, c.65].
Текущее планирование осуществляется путем детальнойразработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельныхподразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научнымисследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основнымизвеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные,квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизациюцелей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Вкалендарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихсямощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучениеобслуживающего персонала./>1.3 Основные принципыпланирования
Принципы планирования предприятие может выбиратьсамостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие [2,c.43]:
Гибкость (адаптивность) — реакция на изменчивостьусловий, которая проявляется в придании планам способности менять своюнаправленность с целью противодействия возможному или действительномууменьшению эффективности функционирования экономического объекта — это значит,что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный,производственные мощности, площади).
Непрерывность предполагает, что планирование должноосуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планированиепозволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.
Холизм — объединяет два направления координацию иинтеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой частиорганизации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо отостальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что ворганизации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения сосвоими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя изобщих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью планаподразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма,чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременнои во взаимозависимости.
Оптимальность — выбор из альтернативных вариантовразвития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционированияпредприятия.
Комплексность — взаимосвязь взаимозависимость всехэлементов системы планирования.
Целенаправленность — разработка планов для достижениянамеченных целей.
Точность предполагает, что планы должны бытьконкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо дляуспешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.
/>1.4 Основные этапы процессапланирования в организации
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить нанесколько основных этапов [14, c.87]:
Процесс составления планов, или непосредственный процесспланирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способахих достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатамиэтой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнениереальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок длякорректировки действий организации в нужном направлении.
Таким образом, процесс планирования является первым этапомобщей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов,следующих друг за другом [23, c.32]:
Фирма проводит исследования внешней и внутренней средыорганизации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет теиз них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор иотслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущегосостояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своейдеятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целейпредшествует анализу среды.
Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемыепоказатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающихдостижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощиметодов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и еепроработка.
Подготавливается окончательный стратегический пландеятельности фирмы.
Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы ипрограммы.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочногопланирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Процесс выполнения плана.
Контроль за выполнением плана.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутыйцикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов дореализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированиюплана) связью.
Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмымoтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы — нaибoлeeвaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия — cтepжeнь фиpмы,нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaцияcyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe.
В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaккoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организацииoпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopымиopгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.
В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнapaccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгoили пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaкyтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoмпpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.
Содержание миссии может включать в себя следующие основныепункты [25, c.87]:
описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;
xapaктepиcтики pынкa — opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныxпoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;
цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтaдoxoднocти;
тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиxпpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;
филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды ицeннocти opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции;
внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeтcoбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти,cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;
внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж.
Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии,тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eйвыживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.
Миссия организации является важнейшей составляющейпланирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания,как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии,устанавливаемой высшим руководством.
Формулировка миссии компании должна отражать предвидениекомпании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниямне стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшиеизменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию,если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному путиразвития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее [19,c.43]:
1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг илиизделий, основных рынков и основных технологий;
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяетрабочие принципы предприятия;
3. Культура организации.
Формулирование миссии — это формулирование основной целикомпании: чего она хочет достичь в самом широком смысле.
Формирование целей компании происходит из оценкипотенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.В теории управления цели организации подразделяются на цели общие,разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые поосновным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии [10,c.65].
1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должныбыть разработаны на длительную перспективу; определять основные направленияпрограмм развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;должны ранжироваться по принципу приоритетности.
2. Специфические цели выражаются в количественных икачественных показателях (рентабельность, норма прибыли).
3. Другие специфические цели (подцели):
по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, системараспределения, объем сбыта);
научные исследования и разработки (новые товары, качествопродукции, технологический уровень);
производство (издержки, качество, экономия материальныхресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
финансы (структура и источники финансирования, методыраспределения прибыли, минимизация налогообложения);
Цели должны быть [26, c.87]:
1. конкретными и измеримыми;
2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные,краткосрочными);
3. достижимыми;
4. совместимыми.
Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельнозависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любойфирмы сводятся к следующему [19, c.98]:
1. Повышение контролируемой доли рынка;
2. Предвидение требований потребителя;
3. Выпуск продукции более высокого качества;
4. Обеспечение согласованных сроков поставок;
5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
6. Поддержание репутации фирмы у потребителей;
В заключение следует отметить, что для достижения компаниейпоставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации,которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента./>1.5 Понятие и видыплана
Результатом процесса планирования является система планов. Планвключает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты кконцу планового периода. По сути, план — это набор инструкций для менеджеров,описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процесседостижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этимопределяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить наследующие элементы [6, c.43]:
1. Стратегический план, по-другому называемый генеральнымпланом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленныев продолжение стратегического плана.
2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих всостав фирмы.
3. Оперативные планы организации [24, c.98]:
общефирменные планы текущей деятельности, так называемые«хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываютсяна один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятсяи поставляются на рынок;
текущие планы подразделений, в том числе бюджетные,дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
Помимо планов результатами процесса планирования являютсяпрограммы (или планы-программы) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общиецели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составнойчастью стратегического плана является политика организации. В стратегическийплан входят глобальные программы организации. Стратегический план являетсяориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие целиорганизации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в целитекущей деятельности, называемые задачами [13, c.54].
Кроме того, стратегический план является ограничителем дляпланов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимыхдля решения задач оперативного планирования.
Планы действий любой организации можно охарактеризовать либокак наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагаютразвитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынкисбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычносоздают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.
Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуютсяоборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке ипредупреждение банкротства фирмы.
План развития организации, являясь выражением наступательныхпланов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новыхсфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новыепозиции.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется ввиде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план.Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужныхорганизации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствияна пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельныхтоваров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельныеорганизационные единицы.
Характерной для экономической организации являетсяразработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного изважных аспектов жизни экономической организации. Это могут программы посовершенствованию технологии, программы организации контроля качества,программы учета движения запасов и другие.
Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь наопределенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеютустановленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовыепараметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычнопроекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов иуслуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точныхсроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычносоставляется бизнес-план.
Кроме указанных видов плановых документов организация должнасоставить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организациипланирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий принепредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценкипланов [22, c.43]./>1.6 Методы планирования
 
Методы планирования представляют собой способыпреобразования экономической информации с целью определения темпов иоптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболееэффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагаютобоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельностиорганизации [3, c.65].
Основные методы планирования — балансовый,нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический),экономико-математическое моделирование.
Сущность балансового метода заключается в том, что онпозволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиесяв наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактическиепотребности. Построение различных балансов позволяет определить возможныеконечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболееэффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшенияиспользования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которыхуказываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей вэтих ресурсах — с другой. Экономическое обоснование показателей этих статейпредставляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применениемразличных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, вкотором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.
Применение балансового метода при планировании деятельностиресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции иобъем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктовогобаланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можноопределить так [12, c.43]:
 
П = Р + Е + Зк — Зн,
где П — поступление сырья и товаров;
Р — расход сырья и товаров;
Е — естественная убыль в пределах нормы;
Зк — запасы сырья и товаров на конец периода;
Зн — запасы сырья и товаров на начало периода.
В планировании применяется также нормативный метод,предполагающий использование при расчете показателей планатехнико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этихпоказателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональноеиспользование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются наиспользовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходованияотдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы инормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Этот методприменяется при планировании издержек организации. При этом используются нормырасхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченностиМБП и т.д. планировании численности работников базируется на нормахобслуживания, нормах выработки [18, c.54].
При планировании используются различные индексныепостроения, которые представляют собой определенные расчетные операции,основанные на использовании существующих зависимостей между некоторымииндексами. Как правило, индексные построения отражают взаимосвязь между тремяиндексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод,который заключается в том, что при разработке плана экономические явления ипроцессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяетустановить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствиис имеющимися ресурсами.
Экономико-математическая модель — выражениесущественного в изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений,неравенств, их систем). Модель должна выражать главное — закономерности иосновные взаимосвязи, решающие факторы и условия./>Выводы по первой главе
Подводя итоги по первой главе, следует отметить, что вуправлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующееначало всего процесса реализации целей организации. Процесс планирования ворганизации делится на девять основных этапов. Пepвым и caмым oтвeтcтвeннымpeшeниeм пpи плaниpoвaнии является выбop миccии и цeлeй opгaнизaции. Миccияпoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, вкoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Она определяетосновную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценкипотенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.Результатом процесса планирования является система планов. План включаетосновные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концупланового периода.
/>Глава 2. Анализ системыпланирования в кафе «Золотая рыбка»/>2.1 Характеристикапредприятия
Организацией, рассматриваемой в данной курсовой работе,является кафе «Золотая рыбка» (г. Пермь).
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом,созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целяхудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии сУставом, учредительными документами и законодательством РФ.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в егораспоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Вид деятельности предприятия − розничная торговля,организация общественного питания.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) сомногими предприятиями г. Перми и края на поставку продуктов питания. Предприятиеможет закупать товары у различных российских юридических и физических лиц. Источникамиформирования финансовых результатов предприятия являются прибыль,амортизационные отчисления, средства целевого финансирования.
На предприятии созданы следующие фонды: уставный,социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения.Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имуществопредприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальныхи финансовых ценностей.
Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником,который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяетструктуру управления предприятия и формирует штаты.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальныйразмер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размерыоплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётностьв порядке, установленном законодательством РФ.
Хозяйственно-финансовая деятельность кафе «Золотаярыбка» характеризуется следующими данными:
Размер товарооборота предприятия достиг в 2008 г.3105,2 млн.руб. и увеличился по сравнению с 2007 г. на 18,5%. В товарообороте предприятия преобладающуюдолю занимают продовольственные товары. Так, в 2008 г. их удельный вес втоварообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственныхтоваров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общейсуммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуетсямясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции и др.
Кафе «Золотая рыбка» имеет хозяйственные связи сомногими поставщиками, в частности, с Пермским, Березниковским и Кунгурским мясокомбинатами,хлебозаводами, ОАО «Пермский молочный завод», ОАО «Пермский комбинатпищевых продуктов» и др. Всего от этих и других предприятий в 2008 годупоступило в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсовувеличился по сравнению с 2007 годом на 19,3% или на 513,0 млн. руб.
За 2008 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на510 млн. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в томчисле закуплено мяса — 25 тонн, овощей — 7 тонн, муки — 146 тонн.
Средний срок реализации товаров в 2008 году составил 32 дня.По сравнению с 2007 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы,замедлилась на один день (2007 год — 31 день). Это повлияло на ухудшениефинансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товароввлечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатковтоваров в предприятии на начало и конец 2008 года. Если на начало года суммаостатков возросла на 33,8 млн. руб., то на конец года — на 63,1 млн. руб. Увеличениеостатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборотатоварными ресурсами.
Упрощенный список продуктов, реализуемых предприятиемприведен в таблице 1. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до15 наименований. В кафе «Золотая рыбка» традиционно осуществляетсяторговля элитными сортами товаров.
Таблица 1
Ассортимент продуктов, реализуемых кафе «Золотая рыбка» Наименование продукта Единицы измерения продуктов.
Цены
(в рублях) Кофе Чашка 600 Кофе из свежемолотых зерен Чашка 800 Кофе «капуччино» Чашка 2500 Мороженое Порция От 800 Коктейли молочные 250г От 550 Пирожные шт. От 200 Бутерброды шт. От 250 Горячие блюда порция От 1500 Десертные блюда порция От 1200 Вино бутылка От 7000 Пиво бутылка От 650 Окорочка гриль порция 3500 Салаты порция От 1500 Фрукты 250г. От 900 Пельмени Порция От 1400 Позы Порция (3 шт) 5000 Пицца порция От 2400 Суп 250г. От 900 Борщ 250г. 1000 Шампанское бутылка От 6500
Большое влияние на развитие товарооборота кафе «Золотаярыбка» оказывают состояние, развитие и использованиематериально-технической базы предприятия. В 2008 году была проведенареконструкция обеденного зала. В результате сокращения подсобных и складскихпомещений, перепланировке обеденного зала удалось получить дополнительно 20 кв.м. полезной площади. В 2008 году общая полезная площадь составила 420 кв. м., втом числе площадь обеденного зала — 250 кв. м. Обеденный зал и складскиепомещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовымиаппаратами, электронными весами и др.
Эффективность использования материально-технической базыпредприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв. м. полезной площади.Этот показатель составил за 2008 год 7,8 млн. руб., а в 2007 году он был равен6,6 млн. руб.
Использование материально-технической базы торговлинепосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, сосменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временемобеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до24 часов.
В предприятии работает 28 человек, из них 21 являютсяофициантами. Удельный вес официантов в общей численности работников предприятиясоставляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между численностьюофициантов и административных работников изменилось в пользу официантов (в 2001году — 74%). Растет эффективность труда официантов. Если в 2007 году на одногоофицианта приходилось 131,0 млн. руб. товарооборота, то в 2008 году — 142,0 млн.руб. За счет роста эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммытоварооборота, а за счет увеличения численности официантов (экстенсивный фактор)- 26,7%.
Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режимаэкономии. Уровень издержек обращения составил в 2008 г.16,75% к товарообороту. Посравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (2007 г. — 16,97%),что позволило за счёт этого получить больше прибыли на 7,0 млн. руб. Издержкиобращения (расходы на продажу) распределяются на остаток товаров и реализацию пропорциональнопокупной стоимости товаров.
Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок ипрочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившемсяуровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность2,85% к обороту. За 2008 г. предприятие получило прибыли 88,5 млн. руб. На еёувеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходностипредприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января2009 г., активы кафе «Золотая рыбка» составили на конец года 442,9млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб.
Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширениихозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличениепроизошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 млн. руб. Недвижимоеимущество возросло за год на 32,3 млн. руб.
По состоянию на 1 января 2009 г. у кафе «Золотая рыбка»отсутствуют убытки (раздел III актива баланса).
В кафе «Золотая рыбка» разработана наценочнаяполитика: для детских дошкольных учреждений наценка 20%, столовымобщеобразовательных школ до 45%. На основании полученного товарооборота исреднего % наценки определяется доход предприятия, который и является выручкойот продажи.
На начало года кафе «Золотая рыбка» испытывалонедостаток собственных оборотных средств, но в результате предпринятых мер попривлечению средств достигнут излишек средств в обороте и 39,4 млн. руб. Этосоздало условия для досрочного погашения банковских кредитов.
Способность кафе «Золотая рыбка» своевременнопогашать свои обязательства характеризуется его ликвидностью. По даннымпредприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так каккаждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательствпредприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.2.2 Характеристика системы планирования кафе «Золотаярыбка»
Кафе «Золотая рыбка» занимается розничнойторговлей и организацией общественного питания. В кафе «Золотая рыбка»планы составляются каждый год.
Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочномупланированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному исреднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаютсяколлегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с директором кафе«Золотая рыбка».
Решением основных стратегических задач на предприятиизанимается бывший директор кафе «Золотая рыбка». До этого в еговедении находилось управление оперативными вопросами.
Но как таковое стратегическое планирование в кафе «Золотаярыбка» отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку вовнешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс длядальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексноенаучное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие впредстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развитияпредприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для кафе «Золотаярыбка». К числу слабых сторон кафе, о которых будет говориться чуть позже,относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программапродвижения продукции, а именно стратегический план задает направления длядеятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговыхисследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, еепродвижения, и сбыта, а также планирования цен.
К тому же, учитывая прошлый опыт кафе «Золотая рыбка»,организация уже сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, чтовызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода кгибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкойстратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели изадачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей ирешения возникающих проблем./>2.3 Анализ фактороввнутренней среды кафе «Золотая рыбка»
Изучение факторов внутренней среды.
Внутренняя среда — это та часть общей среды, котораянаходится в поле интересов любой организации. Анализ внутренней среды вскрываетте возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентнойборьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяеттакже лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определитьсмысл и направления деятельности фирмы.
Для полного анализа внутренней среды кафе «Золотаярыбка» необходимо исследовать пять функциональных зон [23, c.98]:
1. Финансовый — использование и движение финансовых средстввнутри компании, обеспечение прибыльности.
2. Производственный — охватывает оказываемые услуги,исследования и разработки новых программ.
3. Персонал — охватывает процессы: взаимодействие менеджерови рабочих, найм, обучение, продвижение по службе, оценка результатов труда,стимулирование труда.
4. Маркетинг — оценивает работы маркетингового отдела,анализирует программу продвижения услуг компании.
5. Имидж и культура фирмы — это обычаи и нравы, правилаповедения в компании. Забота об имидже фирмы в глазах посторонних создают ееуслуги, многолетняя работа и качество обслуживания клиентов.
Финансы.
В 2009 г. было принято решение об увеличении уставногокапитала кафе «Золотая рыбка» до 30 млн. руб.
Кафе «Золотая рыбка» уже сейчас привлекательна дляинвестиций. У компании есть недвижимость, ценные бумаги. А самые весомыеаргументы — перспективы кафе «Золотая рыбка» на рынке предоставленияуслуг общественного питания.
В кафе «Золотая рыбка» создан отдел финансовыхрисков, работники которого заключили договоры с предприятиями торговли. Этимагазины готовы продавать продукты питания, алкогольную продукцию и т.д.
Кадры.
Все вопросы решаются коллегиально. Каждый может высказатьсвое мнение и его мнение будет интересно всем. Поэтому каждый чувствует себяличностью. У специалистов компании есть возможности для профессионального роста.Но он зависит от личных качеств, инициативы.
Основная команда сформировалась при создании компании. Четыречеловека, стоявшие у истоков, продолжают здесь же работать. Остальныенабирались по рекомендациям. Работники должны вызывать доверие, иметьнезапятнанную репутацию.
На сегодняшний день существует два варианта подготовкиспециалистов в кафе «Золотая рыбка»: первый — это переквалифицироватьуспешных специалистов, работающих в других областях. Другой вариант — присматриваться к студентам, обучающимся специализации «повар». Этотметод более длителен, но и более эффективен.
Маркетинг.
Кафе «Золотая рыбка» развивалась как все предприятияобщественного питания до 1997 года, пока все проявления внутреннего кризиса неоказались налицо. Спасти компанию могли только огромные вложения: в образованиеперсонала, создание службы системного менеджмента и маркетинга, PR, рекламу. Решитьсяна это при остром недостатке средств — трудный шаг.
Сегодня одной из особенностей кафе «Золотая рыбка»является работа с массовым клиентом. Кафе «Золотая рыбка» регулярностарается информировать население о деятельности компании.
Также к категории внутренних факторов, т.е. тех, на которыеадминистрация кафе «Золотая рыбка» активно влияет, для того, чтобыдобиться наибольшей эффективности нужно поставить ценовую политику, а именнотри основных пункта, влияющих на ценовую политику.
1. Уровень цен закупки товаров у поставщиков. Как говорилосьранее, крупные торговые объединения могут добиться значительной оптовой скидки,и получить ряд льгот по условиям и срокам поставки товара, это при прочихравных условиях ведет к снижению розничных цен, и используются как элементформирования валового дохода.
Уровень цен закупки обычно колеблется в определенномдиапазоне и устанавливается производителем.
2. Уровень цен реализации товаров. Обычно торговые предприятияустанавливают розничные цены дифференцированно по отдельным товарным группам,исходя из состояния спроса, уровня издержек обращения и ряда других.
3. Объем реализации товара также является одним из основныхкомпонентов влияющих на ценовую политику, т.к дает возможность получитьощутимые скидки.
Остановимся коротко на остальных некоторых других внутреннихфакторах − таких как, например, дополнительный сервис для посетителя вкафе «Золотая рыбка», в который входят, как это не кажетсяпарадоксальным, весь спектр современного торгового оборудования, начиная отсистем охраны и наблюдения, кассовых аппаратов и всех остальных электронныхприборов, призванных облегчить процесс торговли, до «бесплатных» пакетовдля покупок и крытого паркинга. Все вышеперечисленное влияет на величинуторговой наценки, и поэтому к их внедрению нужно подходить только последетального изучения и тщательных расчетов.
Вопросы кадровой работы с персоналом, его подбор, обучение,мотивация к продвижению по служебной лестнице, решаются в кафе «Золотаярыбка индивидуально, исходя из собственных знаний и опыта руководителя.
Требования, предъявляемые современными технологиями продаж всфере общественного питания, невыполнимы без знаний логистики, науки оперемещении материальных ценностей, с целью оптимизации транспортных расходов иэффективного использования торговых и складских помещений.
Несколько слов о рекламе − двигателе торговли. Грамотная,удачно организованная реклама, используемая при оформлении обеденного зала и (или)звучащая по внутренней радиосети кафе „Золотая рыбка“ способнапривлечь внимание посетителей к новым или малознакомым блюдам.
Один из основных факторов повышения эффективности работы кафе»Золотая рыбка” и роста товарооборота − это ассортимент блюд вменю. Ассортимент кафе «Золотая рыбка» способен активно влиять науровень продаж блюд. Широкий ассортимент блюд может удовлетворить самыенеожиданные запросы посетителей, однако неоправданное расширение ассортиментаможет привести к оседанию товара в кафе, снижению оборачиваемости средств, а тои вовсе к «замораживанию» денег.
Вторым неудовлетворительным фактором кафе «Золотаярыбка» является то, что в часы пиковых нагрузок, превышающих пропускнуюспособность кафе, возникают очереди не только у кассовых аппаратов, но и у дверейкафе. Возможно так же временное отсутствие блюда в продаже, не из-за того, чтоего нет в кафе, а из-за того, что ограниченное пространство не позволяетвыложить весь ассортимент в необходимом количестве. Обычно в утренние часыощущается нехватка товаров дешевого ассортимента, а в вечернее время −более дорогих.
Отсутствие блюда в меню − это упущенная выгода иэлемент недовольства со стороны посетителей./>2.4 Изучение фактороввнешней среды кафе «Золотая рыбка»
Анализ внешней среды — необходимый процесс, с помощьюкоторого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешниефакторы, чтобы определить возможность роста фирмы или угрозы для нее.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на чтоможет рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какиеосложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативныевыпады, которые может преподнести ей окружение [15, c.98].
Клиенты.
В кафе «Золотая рыбка» есть VIP-клиенты. Это люди,которые доверяют компании и являются ее преданными клиентами на протяжении рядалет.
Конкуренты.
Что касается цен в кафе «Золотая рыбка», то они однииз самых низких, но вполне конкурентоспособных благодаря качеству обслуживания,отвечающему запросам клиентам. Услугами кафе «Золотая рыбка» наданный момент пользуются более 25 тысяч жителей Перми и Пермского края. Объемдовольно большой и не каждая компания может похвастаться столь широкимколичеством клиентов.
Социокультурный фактор.
Кафе «Золотая рыбка» целенаправленнопридерживается политики социально ответственного бизнеса. Компания традиционнооказывает спонсорскую и благотворительную поддержку проектам, имеющимсоциальную значимость.
На внешние факторы кафе «Золотая рыбка» влияет внезначительной степени.
К таким факторам, в частности, относится диктат со стороныкрупных производителей и поставщиков продуктов питания, диктующих свои условия,как в отношении цен, так и по ассортименту и условиям поставки. Противостоятьтакому диктату могут только крупные сети предприятий питания, обладающиесобственными распределительными центрами. Все остальные участники рынка должныбезропотно принимать поставленные условия. Такое поведение, выбранноепроизводителем, обусловлено выбранной маркетинговой стратегией, основанной наприменяемой технологии и стратегических задачах, стоящих перед производителем.
Вторым внешним фактором кафе «Золотая рыбка» можноназвать конкурентов − предприятие общественного питания, имеющих общую с кафезону обслуживания. Влиять на конкурентов можно только при условии значительногопревосходства, как по оборотам, так и предоставляя посетителям наилучшиекачество и условия обслуживания, по наиболее выгодным ценам.
Следующий пункт − законодательство. С одной стороны,существует большое число законодательных актов, регламентирующих деятельностьучастников рынка общественного питания, а с другой стороны − отсутствие«Закона о торговле» в значительной степени вносит в работу кафе«Золотая рыбка» элементы неопределенности.2.5 SWOT-анализ как основа стратегическогопланирования
SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторонпредприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этомэтапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляютрезультаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у негосуществуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанныевозможности и угрозы бизнесу [2, c.87].
Матрица-SWOT.
Проведя анализ внутренней среды кафе «Золотая рыбка»,можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристикибудут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабыестороны организации». После изучения внешней среды компании можно создатьперечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Этиданные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозывнешней среды». После того как конкретный список слабых и сильных сторонкомпании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этапустановления связей между ними. Для установления этих связей составляетсяматрица SWOT (табл.2).
Составим парные комбинации «сила — возможность»,«сила — угрозы», «слабость — возможность» и «слабость- угроза», которые должны быть учтены при разработке стратегии поведенияпредприятия.

Таблица 2
Матрица-SWOT Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
1. Работа с юр. лицами;
2. Отсутствие конфликтов с местными властями;
3. Сотрудничество с другими организациями
1. Конкуренция со стороны местных предприятий общественного питания;
2. Нестабильность законодательства о торговле;
3. Экономический кризис;
4. Снижение платежеспособности населения.
Сильные стороны организации:
1. Широкий список оказываемых услуг;
2. Практически круглосуточное обслуживание клиентов;
3. Разработка новых блюд;
4. Знания директора в области финансов и банковского дела.
3-1 Выход на новый рынок с новыми меню позволит увеличить число клиентов.
2-3 Заключение договоров о сотрудничестве с организациями в других городах.
4-4 Разработка последовательности действий, способных минимизировать последствия экономического кризиса.
3-1 Пополнение списка услуг новыми меню и ценами.
Слабые стороны организации:
1. Малый охват территории;
2. Слабая программа продвижения товаров;
3. Работники — переквалифицированные специалисты других областей;
4. Отсутствие маркетинговых исследований.
4-5 Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта других организаций.
1-2 Расширение территории посредством покупки мелких местных предприятий общественного питания.
1-1 Совершенствование программы продвижения товаров и услуг.
3-1 Постоянное повышение уровня квалификации персонала, привлечение специалистов в области общественного питания.
На каждом из полей матрицы SWOT необходимо выбрать текомбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведенияпредприятия. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Сила ивозможность», следует разрабатывать стратегию по использованию сильныхсторон компании для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которыепоявились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «Слабостьи возможность», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы засчет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организациислабости. Если пара находится на поле «Сила и угроза», то стратегиядолжна предполагать использование силы предприятия для устранения угроз. Наконец,для пар, находящихся на поле «Слабость и угроза», предприятие должно вырабатыватьтакую стратегию, которая позволила бы ему избавиться от слабости и попытатьсяпредотвратить нависшую над ним угрозу./>Выводы по второй главе
Анализ внутренней и внешней среды кафе «Золотая рыбка»позволил определить сильные и слабые стороны ее деятельности.
Следует отметить, что сильные стороны деятельности кафе«Золотая рыбка» делают его конкурентоспособным и позволяют заниматьлидирующие места среди пермских предприятий общественного питания. Так какрынок услуг общественного питания является растущим и непредсказуемым (из-занепостоянства законодательства), кафе «Золотая рыбка» имеетвозможность, разрабатывая и запуская новые меню, получить хорошую прибыль. Нокомпания имеет также и слабые стороны, к числу которых относится слабаяполитика продвижения товаров услуг, не высокий уровень профессионализмаработников, малый охват территории.
Таким образом, анализ внутренней и внешней среды кафе «Золотаярыбка» указал на необходимость разработки системы мероприятий,обеспечивающих выполнение плана деятельности организаций, которые будутвыделены в третьей главе курсовой работы.
/>Глава 3. Совершенствованиесистемы планирования кафе «Золотая рыбка»/>3.1 Формулированиемиссий и целей
Разработка миссии фирмы является первым этапом планированиядеятельности организации. Организация существует для того, чтобы добитьсячего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организацииясна обычно с самого начала. Однако с течением времени по мере ростаорганизации, программа может потерять свою четкость. Многие фирмы разрабатываютмиссию своей деятельности. Хорошо проработанная миссия позволяет сотрудникамфирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихсявозможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает надостижения [11, c.76].
В миссии организации должна быть четко указана сферадеятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служитьтовары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов.
Миссия организации с позиций рыночной ориентации определяетпредприятия с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групппотребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов.
Кафе «Золотая рыбка» декларирует следующуюфилософию: наша фирма призвана удовлетворять постоянно растущие потребности в оказанииуслуг в области общественного питания на пермском рынке. В дальнейшем кафе«Золотая рыбка» планирует расширить свою сферу деятельности наприлегающие регионы с целью лучшего удовлетворения потребностей населения, приэтом создавая дополнительные рабочие места, достигая тем самым, в конечномитоге, получение большей прибыли. Так же компания стремится выйти на рынок обслуживанияюридических лиц.
Но так как кафе «Золотая рыбка» уже долгое времязанимается розничной торговлей и оказанием услуг в области общественногопитания, и добилась в этом деле определенных успехов, то следует продолжатьдеятельность в этом, же направлении путем разработки новых меню, улучшенияусловий обслуживания и т.п.
Таким образом, миссию кафе «Золотая рыбка» можносформулировать следующим образом: «Самые новые и необычные услуги в областиобщественного питания для физических лиц». В рамках данной миссии можносформулировать цели, стоящие перед организацией.
Цели — конкретное конечное состояние, к которому стремитьсяфирма. Цели имеют большое значение, потому, что [15, c.76]:
Цели — это основы для разработки планов.
Это основа для построения структуры фирмы.
Это точка отсчета при контроле и оценке работыподразделений, менеджеров.
Цели кафе «Золотая рыбка»:
1. Проведение исследования рынка;
2. Разработка новых меню;
3. Удерживать лидирующие позиции среди пермских предприятийобщественного питания;
4. Выход на новые рынки;
5. Привлечь как можно больше клиентов;
6. Повышение профессионализма работников и служащих;
7. Разработка политики продвижения услуг;
8. Обслуживание всех слоев населения;
9. Сотрудничество с российскими и иностранными предприятиями.
3.2 Разработка стратегии кафе «Золотая рыбка»
Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды,можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению состороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Впроцессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозымогут переходить в свои противоположности.
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена намаксимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможнуюзащиту от угроз. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новыестратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должнысоответствовать накопленному потенциалу предприятия. Для того, чтобы выбратьдля кафе «Золотая рыбка» наиболее подходящую стратегию, необходимовспомнить какие стратегии используются современными предприятиями насегодняшний день.
Существуют следующие виды стратегий [8, c.34]:
Стратегия роста присуща молодым предприятиям любой сферыдеятельности, только начинающим свое восхождение или находящимся на остриенаучно-технического прогресса. Им свойственны постоянные темпы увеличениямасштабов производства, объема выпускаемой продукции или услуг, измеряющиеся повсем направлениям деятельности десятками процентов в год. Стратегия умеренногороста характерна для крупных предприятий, твердо стоявших на ногах идействующих в более традиционных сферах. Здесь также имеет место продвижениевперед по большинству направлений, но более замедленными темпами, на несколькопроцентов в год. Быстрый рост здесь уже не нужен и опасен, поскольку из-забольшой инерционности в случае наступления сложных ситуаций могут возникнутьзатруднения в переориентации, т.е. создается угроза благополучию предприятия.
Необходимость следовать стратегии сокращения масштабовдеятельности возникает в период перестройки предприятия, когда нужно провестиего обновление. Она может иметь глобальный характер, затрагивая предприятиецеликом, или локальный, касающийся лишь ряда подразделений, в то время какостальные продолжают функционировать в прежнем режиме.
Комбинированная стратегия включает в себя в том или иномсоотношении элементы предыдущих стратегий, когда одни подразделения растутбыстро, другие медленно, третьи стабилизируются, четвертые сокращают масштабысвоей деятельности. В итоге в зависимости от конкретной ситуации могутнаблюдаться общий рост, общая стабилизация или общее сокращениепроизводственного потенциала предприятия.
Таким образом, рассмотрев возможности кафе «Золотаярыбка», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих извнешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии,можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации. Таккак компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для неенаилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своихконкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение игеографическое развитие рынка.
Компании необходимо провести маркетинговое исследованиесреди физических и юридических лиц, для того, чтобы определить потребности ивозможности существующих и потенциальных клиентов. Следует пересмотреть списококазываемых услуг и выяснить, какие услуги пользуются популярностью и приносятприбыль компании, а какие уже «отжили свое» и нуждаются вкорректировке или ликвидации. Это, прежде всего, позволит сократитьнеоправданные расходы.
Нужно приблизиться к клиенту: распространять свои рекламу всредствах массовой информации, на радио и ТV, на сайтах интернета. Необходимоповышать профессиональный уровень служащих кафе «Золотая рыбка», т.е.отправлять их на всевозможные лекции, семинары, тренинги, практикумы, курсыповышения квалификации, для того, чтобы они знали обо всех изменениях,новшествах и могли к ним приспосабливаться и использовать их в своей работе. Аэто в свою очередь даст компании возможности для развития и процветания.
Пора «завоевывать» новые территории. Чтобыдобиться этого, следует открыть свои представительства не только в Пермскомкрае, но и в соседних регионах. Кафе «Золотая рыбка» нужныиностранные инвестиции и сотрудничество с зарубежными компаниями, поэтому нужносоздавать инвестиционный привлекательный климат. Этого можно добиться врезультате увеличения уставного капитала, финансовой устойчивости и надежности./>3.3 Рекомендации посовершенствованию системы планирования
Кафе «Золотая рыбка» длительное время оказываетуслуги в области общественного питания жителям Перми и Пермского края. Для тогочтобы кафе «Золотая рыбка» не только продолжала существовать на рынкеуслуг в области общественного питания, но и развивалась во всех направлениях,необходимо произвести некоторые изменения.
Поскольку стратегия кафе «Золотая рыбка» былаопределена на основе анализа возможностей компании, ее слабых и сильных сторон,а также анализа угроз внешней среды, то я рекомендую внести изменения, которыепозволили бы избавиться от слабых сторон в организации, препятствующихдальнейшему развитию компании. Для этого следует обратиться к основнымпроблемам, существующим во внутренней среде организации: слабая программапродвижения услуг, необходимость повышения качества услуг, необходимостьповышения профессионального уровня служащих компании.
Итак, на сегодняшний день кафе «Золотая рыбка» простонеобходимо пересмотреть политику продвижения товара, т.к она совершеннонезаметна, а ведь кафе нужно привлекать как можно больше клиентов. Рекомендуетсярекламировать услуги, предоставляемые компанией среди населения при помощисредств массовой информации (радио — и телереклама, создание официального сайтав сети Интернет). Хорошим шагом на этом пути будет также размещение рекламныхщитов на улицах. Также очевидна необходимость проведения маркетинговыхисследований.
Другая проблема состоит в том что, большая часть работников кафе«Золотая рыбка» — это переквалифицированные специалисты другихобластей, которые раньше ничего общего с услугами общественного питания неимели. Повышение профессионализма сотрудников возможно за счет проведенияразличных лекций, семинаров, курсов повышения квалификации. Компании следуетприсматриваться к студентам, обучающимся по специальности «Повар», приглашатьих на практику, а в дальнейшем лучших из них трудоустраивать. Повышениепрофессионализма работников позволит еще больше улучшить уровень обслуживанияклиентов и ускорит разработку новых блюд и меню.
Также мы предлагаем внедрить в систему планирования кафе«Золотая рыбка» следующую модель процесса планирования, отличающуюсянаибольшей эффективностью планирования.
Модель состоит из четырех стадий: формулирование предпосылок;постановка проблем; долгосрочная стратегия; среднесрочные планы.
Стадия 1. Формулирование предпосылок.
Философия и цели компании пересматриваются с участиемакционеров с учетом ресурсов. На основе собранной информации о внешней среде,как в целом, так и о состоянии и развитии отрасли и о конкуренции составляютсяпрогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов выявляет возможности иугрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих итогов выявляетпроблемы и дает информацию для прогнозирования будущего развития фирмы.
Стадия 2. Уточнение проблем.
Исходя из вышеперечисленных предпосылок определяются уровнипритязаний. Например, темпы роста ежегодно должны превышать 10%, затемпрогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующейполитики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы. Вырабатываютсястратегии, позволяющие ликвидировать эти разрывы.
Стадия 3. Долгосрочная стратегия.
Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениямипоказателей и теми, на которые претендует компания, разрабатываются новыестратегии «продукт-рынок», например, исследуются возможности развитияновых производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов,совместных инициатив. Изучаются варианты расширения производства и сниженияиздержек (здесь может использоваться матрица «рост-доля рынка»). Прогнозируютсярезультаты при использовании той или иной из названных выше двух стратегий, ивыясняется, будут ли ликвидированы разрывы. Долгосрочная стратегия состоит изтрех элементов: долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочными стратегиями; долгосрочныестратегические проекты; долгосрочная политика в основных областях.
Стадия 4. Среднесрочные планы.
Исходя из принятого решения относительно долгосрочнойстратегии, намечаются среднесрочные задачи и направления и составляютсясреднесрочные планы. Последние состоят также из трех частей. Во-первых,намечаются среднесрочные проекты и осуществляется их хронологическая привязка,распределяются ресурсы; во-вторых, составляются планы по укрупненнойноменклатуре продукции исходя из изменения номенклатуры и стратегии конкурентнойборьбы для каждой группы продукции. Эта работа выполняется соответствующимиотделениями по продукту. Третий элемент — функциональные планы корпорации,составляемые ее функциональными службами. Сюда входят планы развитияпроизводственных мощностей, планы по труду и прибыли. Таким образом, в условияхрынка кафе «Золотая рыбка» нужны не только краткосрочные, но идолгосрочные, а так, же стратегические и тактические планы своего социально — экономическогоразвития. Выводы по третьей главе
Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутреннейсреды кафе «Золотая рыбка» были сделаны определенные выводы, которыепомогли сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегическогопланирования предприятия на основе выбора и разработки стратегии деятельности компании:
1. Построение комбинированной стратегии, направленной наснижение расходов и на рост и развитие всех других факторов.
2. Снижение расходов компании предполагается провести засчет ликвидации убыточных услуг.
3. Для того чтобы кафе «Золотая рыбка» добилосьнаилучших результатов, необходимо провести некоторые изменения: активноепродвижение услуг в области общественного питания, повышение уровня знанийработников компании, заключение договоров на питание с юридическими лицами.
/>Заключение
В результате проделанной работы нами: проведен анализлитературы по теме исследования; рассмотрены сущность, цели, классификация,основные принципы, этапы, методы планирования; выделены виды плана; проанализированасистема планирования кафе «Золотая рыбка», в том числе, осуществленанализ факторов внутренней и внешней среды, проведен SWOT-анализ; разработанкомплекс мероприятий по совершенствованию системы планирования кафе «Золотаярыбка».
Анализ теоретических и практических аспектов вопросапланирования деятельности организации на примере кафе «Золотая рыбка»позволил сделать следующие теоретические выводы по результатам работы:
1. Сущность планирования состоит в обосновании целей испособов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а такжеопределения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимыхдля выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Процесс планированиязаключается в разработке последовательности действий, в организации действий повыполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны итеснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупностисущество предмета управления, тем результативнее управление.
2. Сам процесс планирования в организации состоит из 9последовательных этапов, на каждом из которых выполняются определенные цели изадачи. Важнейшей составляющей планирования развития любой компании являетсяформулирование миссии. Компания, как правило, начинает свою деятельность сопределения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Миссияопределяет основную цель фирмы.
3. Результатом процесса планирования является система планов.План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнутык концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым являетсяконтроль за его исполнением.
4. Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутреннейсреды кафе «Золотая рыбка» были сделаны определенные выводы, которыепомогли сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегическогопланирования предприятия на основе выбора и разработки стратегии деятельностикомпании. Следует отметить, что сильные стороны деятельности кафе «Золотаярыбка» делают его конкурентоспособной и позволяют занимать лидирующиеместа среди пермских предприятий общественного питания. Так как рынок в областиобщественного питания является растущим и непредсказуемым (из-за непостоянствазаконодательства), кафе «Золотая рыбка» имеет возможность,разрабатывая и запуская новые меню, получить хорошую прибыль. Но компания имееттакже и слабые стороны, к числу которых относится слабая политика продвиженияуслуг, не высокий уровень профессионализма работников, малый охват территории.
5. Для кафе «Золотая рыбка» существует рядвозможностей, которые дают все шансы для дальнейшего развития.
6. Изучив все сильные и слабые стороны кафе «Золотаярыбка», а также открывающиеся возможности была построена комбинированнаястратегия, которая направлена на снижение расходов и на рост и развитие всехдругих факторов. Снижение расходов компании предполагается провести за счетликвидации убыточных услуг. Но маркетинг, уровень профессионализма кадров,охват территорий, иностранные инвестиции должны расти для того, чтобы кафе«Золотая рыбка» могло успешно развиваться.
7. Для того чтобы кафе «Золотая рыбка» добилосьнаилучших результатов, необходимо провести некоторые изменения: активноепродвижение услуг, повышение уровня знаний работников компании, заключениедоговоров на обслуживание с юридическими лицами.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в проведениивсестороннего анализа процесса планирования деятельности организации иразработке рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере кафе«Золотая рыбка», задачи выполнены.
/>Список литературы
1. Алексеева М.М. Планированиедеятельности фирмы. — М.: «Финансы и статистка», 2007.
2. Ансофф И. Стратегическое управление- М.: «Экономика», 2005.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М,2000.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование ипланирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.:ООО Издательство Элит, 2004.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.М.: Экономистъ, 2005.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити,2002.
8. Глухов В.В. Менеджмент. СПб.: ИздательствоЛань, 2002.
9. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегияразвития предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2004.
10. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическаястратегия предприятия. М.: Филинъ: Рилант, 2001.
11. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегическийменеджмент. М.: Экономист, 2004.
12. Ильин А.И., Синица Л.М. Планированиена предприятии Учебное пособие в 2 ч. Ч.2. Тактическое планирование/под общ. ред.А.И.Ильина. — Мн.: ООО «Новое знание», 2008.
13. Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003. — 304 с.
14. Колпина Л.Г. Финансовые планыпредприятия. Минск: Высшая школа, 2007.
15. Кузьмичев Г.О. Планирование ипрогнозирование рыночной экономики. М., 2002.
16. Курс менеджмента / Под ред. Д. Д.Вачугова. Ростов-на-дону Издательство Феникс, 2003.
17. Люкшинов А.И. Стратегическийменеджмент. М.: Юнити-Дана, 2001.
18. Петров Л.Н. Стратегическоепланирование развития предприятия. — С. — Петербург, 2003.
19. Подсолонко Е.А. Менеджмент: теорияи практика/ Под ред.В.А. Подсолонко. М.: — «Высшая школа», 2005.
20. Скриба Н.Н. Бизнес-планированиев торговле: методические подходы и практические рекомендации. М., 2000.
21. Смолкин А.М. Менеджмент: Основыорганизации. М.: ИНФРА-М, 2000.
22. Стратегическое планированиеразвития предприятия: учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. — М.: «Экзамен»,2005.
23. Стратегическое планирование /Под ред. Улькина В.П. СПб, 2001.
24. Стратегическое планирование /под ред.А.Н. Петрова. СПб.: Знание: ГУЭФ, 2004.
25. Стратегическое управление: учебноепособие для вузов / Тренев Н.Н. — М.: «Приор», 2006.
26. Тян Р.Б. Планированиедеятельности предприятия / Учебное пособие М.: «МАУП», 2008.
27. Фатхутдинов Р.А. Стратегическийменеджмент. М.: Дело, 2001. — 448 с.
28. Финансовый менеджмент / Под ред.Стояновой Е.С. М.: Перспектива, 2006.