–PAGE_BREAK– ПТ х Ч ПТ (2), таким образом уровень расходов на оплату труда можно рассчитать, используя средние показатели товарооборота и заработной платы.
Существует экономическая закономерность между средней зарплатой и производительностью труда. Для обеспечения эффективности расходов на оплату труда необходимо, чтобы зарплата росла, но медленнее чем производительность труда, в противном случае предприятие будет иметь перерасход по заработной плате, уменьшение прибыли и ухудшение своего финансового состояния.
Уровень расходов снизился – это положительный результат, который обусловлен тем, что рост производительности труда превысил рост заработной платы.
Из вышесказанного следует, что рост заработной платы не должен превышать роста производительности труда.
1.3
Издержки обращения, их сущность и классификация.
Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.
Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов труда, а также фонда потребления работников торговли.
В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.
Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.
Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижается, соответственно растет доля общественного питания и организаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.
К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.
Чистые издержки обращения — это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).
В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление издержек торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального производства, правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.
Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловливают объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе. Комплексное развитие народного хозяйства в экономических районах страны, приближение производства к районам потребления, вовлечение в товарооборот изделий местной промышленности способствуют значительному сокращению важнейшего вида дополнительных издержек — транспортных расходов.
Классификация издержек обращения
Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки.
Внешние связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, то есть все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации предприятия величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль составляет элемент издержек.
Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства: на постоянные и переменные.
Постоянные (Fc) издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся: оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также зарплата управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны, некоторые виды налогов и т.п.
В отличие от постоянных, переменные (Vc) издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции.
Они состоят из затрат на: сырье; материалы; энергию; заработную плату работникам; транспорт и т.д.
Для целей учета, анализа и планирования издержек обращения установлена их номенклатура для розничной и оптовой торговли. Согласно этой номенклатуре к прямым затратам магазинов, оптовых баз и складов относятся следующие расходы:
— на железнодорожные, водные и воздушные перевозки;
— автомобильный и гужевой транспорт;
— заработную плату (основную и дополнительную), аренду и амортизацию основных средств;
— содержание зданий, помещений, сооружений и инвентаря;
— текущий ремонт;
— на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, содержание холодильных установок;
— проценты за кредит;
— рекламу;
— недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм, а также сверх норм убыли;
— расходы и потери по таре; отчисления на подготовку кадров и др.
1.4
Валовой доход, его значение и показатели измерения.
Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов, полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость.
В условиях либерализации цен торговым предприятиям предоставляется право самостоятельно определять торговые надбавки на товары, реализуемые по свободным розничным ценам.
Существуют два метода определения валового доход: планируемый период — метод прямого счета и аналитический.
Исходными данными для прямого счета являются плановый объем товарооборота отдельных товаров (группы), величина надбавок и норм торговых скидок по отдельным видам товаров (групп).
Исходными данными для аналитического метода являются результаты экономического анализа величины и состава доходов за период, предшествующий планируемому. На основе этого определятся средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту за период, предшествующий планируемому. Для повышения точности расчетов на планируемый год базовую величину валового дохода корректируют на возможные сдвиги в структуре товарооборота, изменения цен, торговых скидок и надбавок.
При определении валового дохода необходимо учитывать наряду с доходом от торговой деятельности доходы от других видов деятельности, а именно:
1) от выполнения ремонтно-строительных работ и оказания платных услуг в размере сметной стоимости;
2) доходы автотранспортных, сельскохозяйственных предприятий, а также коммунального хозяйства, тарных баз и других предприятий.
Величина дополнительных доходов исчисляется по каждому виду деятельности исходя из объема работ и их стоимости или на основании отчетных данных за период, предшествующий плановому, и прибавляется к общей сумме валовых доходов.
Валовой доход корректируется на сумму внереализационных доходов и расходов.
Внереализационные доходы включают:
— доходы от долевого участия в совместных предприятиях от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
— штрафы, получаемые с поставщиков за недопоставку и нарушение качества товаров, за нарушение договорных условий, пени, полученные от покупателей за несвоевременную оплату счетов;
— суммы частичного возмещения ущерба, неустойка в размере одного процента от стоимости вещей, сданных на комиссию, при возврате их сдатчикам;
— суммы, поступившие от ранее списанных долгов и дебиторской задолженности.
В состав внереализационных расходов включаются:
1) штрафы и пени, уплаченные за простой транспортных средств, нарушения договорных условий;
2) пени, уплаченные за несвоевременную оплату счетов;
3) суммы потерь по таре;
4) потери от списания дебиторской задолженности;
5) потери от стихийных бедствий.
Прибыль торгового предприятия определяется как разность валового дохода, внереализационного результата и издержек обращения. Особенностей в использовании прибыли торгового предприятия нет.
Характерным является сезонный характер реализации многих товаров. Если они не реализованы вовремя, то по ним дается скидка.
Предприятия торговли делают отчисления в фонд регулирования цен (покрытие потерь от транспортировки). Формируется самостоятельно каждым предприятием из чистой прибыли.
Рентабельность торговых предприятий определяется двумя показателями.
1. Процентное отношение прибыли к товарообороту.
2. Процентное отношение прибыли к издержкам обращения.
Однако первый показатель, скорее, характеризует не степень эффективности работы торгового предприятия, а долю прибыли в цене реализованных товаров.
Поэтому представляется, что отношение прибыли к издержкам обращения полнее отражает рентабельность розничной торговли.
Уровень валового дохода (средний % торговой надбавки) рассчитывается по формуле:
сумма ВД х100
У ВД = Т
Уровень валового дохода показывает, какой доход в копейках предприятие получает с каждого рубля товарооборота.
На сумму валового дохода влияют следующие факторы:
1. Объем товарооборота — чем больше объем товарооборота, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
2. Структура товарооборота — чем больше в товарообороте доля товаров с высоким уровнем торговой надбавки, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
3. Размер торговой надбавки – чем выше ее процент, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
Планирование валового дохода
Целью составления плана валового дохода является определение необходимого дохода для возмещения расходов и получения прибыли.
Планирование валового дохода может осуществляться 2 методами.
Экономико-статистический метод.
При этом методе используются данные об уровне валового дохода за несколько прошлых лет (обычно за 3 года), а также изменения, которые могут произойти в деятельности предприятия в предстоящем периоде. На основании данных за прошлые периоды рассчитывается среднегодовой темп изменения валового дохода, который и берётся за основу.
Расчёт производится в следующем порядке.
1. Определяется плановый уровень валового дохода:
Факт. Увд х ( 100 +,- темп изменения Увд )
План. Увд = 100
2. Определяется плановая сумма валового дохода:
сумма ВД план. = Т план. х Увд план.
100
Метод экономико-статистический целесообразно применять при стабильной экономике, когда нет колебания цен.
Нормативный метод или метод технико-экономических расчётов.
При этом методе используются плановые показатели и нормы:
– плановый объём товарооборота в целом по предприятию и товарным группам (структура товарооборота);
– установленный организацией размер торговых (оптовых) надбавок;
– материалы анализа валового дохода за предшествующий период.
Порядок расчёта:
1. Определяется сумма валового дохода (торговых надбавок) по отдельным товарным группам:
Т х % ТН (ОН)
Сумма ВД = 100 + % торговой надбавки
2. Определяется общая сумма валового дохода путём сложения суммы торговых надбавок по всем товарным группам.
3. Определяется плановый уровень валового дохода: сумма ВД план*100%
План. Увд = Т план.
1.5
Прибыль, её значение. Виды прибыли.
В народнохозяйственной практике и экономической литературе денежными накоплениями называют чистый доход общества, реализуемый в денежной форме на предприятиях сферы материального производства. Чистый доход – это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочный продукт — это продукт, созданный трудом людей на предприятии, который выступает как чистый доход общества.
В любом общественном производстве труд всегда делится на две части – необходимый и прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей.
Прибавочный продукт всегда выступает в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительской стоимости) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную категорию — денежные накопления.
Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и медицинское страхование и пр. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта. Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.
Воспроизводственная функция — один из источников финансирования расширенного воспроизводства.
Стимулирующая — источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива.
Контрольная — один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль — важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Виды прибыли и их состав
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
— как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;
— как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо других счетах.
Основными показателями прибыли являются:
— общая прибыль отчетного периода — балансовая прибыль;
— прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
— прибыль от финансовой деятельности;
— прибыль от прочих внереализационных операций;
— налогооблагаемая прибыль;
— чистая прибыль.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
— штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
— процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
— курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
— прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
— убытков от стихийных бедствий;
— потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
— поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
— прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.
При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
-отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
— рентных платежей в бюджет;
— доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
— доходов от казино, видеосалонов и пр.;
— прибыли от страховой деятельности;
— прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
— курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
— прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охото -хозяйственной продукции.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль — это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании — сумма торговых набавок (скидок) и наценок.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. продолжение
–PAGE_BREAK–
2.
Расчет экономических показателей торговой организации на планируемый год.
Сведения о магазине.
ОАО Универсам «Серебристый» с универсальным ассортиментом товаров. Площадь торгового зала магазина-1120 кв.м. Часы работы магазина- с 8 до 21 часов, без обеда и выходных, время на подготовку и уборку рабочих мест продавцов 30 минут в день.
1. Планирование показателей товарооборота.
1.1 Определяем общий объем товарооборота на планируемый год и распределяем его по кварталам на основании следующих данных:
— в планируемом году общий объем товарооборота увеличился на 8.9%.
-при распределении товарооборота по кварталам необходимо учесть, что удельный вес товарооборота Iквартала уменьшится на 0,6%, IIквартала- на 0,3%, удельный вес III квартала увеличится на 1,5% (размеры изменений), удельный вес IVквартала определяется расчетным путём.
Расчеты плана товарооборота:
164366.8*1,089=178995,4 – товарооборот планируемого года.
Определяем объем товарооборота планируемого года по кварталам:
I квартал = 34895,5*0,994 = 34686,1 т.р.
II квартал = 41578,6*0,997 = 41453,9 т.р.
III квартал = 39263,3*1,015 = 39852,2 т.р.
IV квартал = 178995,4-34686,1-41453,9-39852,2 = 62878,5 т.р.
Удельный вес рассчитывается квартал/итог*100
Текущий год:
I квартал = 34895,5/164366,8*100 = 21,2 %
II квартал = 41578,6/164366,8*100 = 25,3 %
III квартал = 39263,3/164366,8*100 = 23,9 %
IV квартал = 48629,4/164366,8*100 = 29,6 %
Планируемый год:
I квартал = 34686,1/178995,4*100 = 19,4 %
II квартал = 41453,9/178995,4*100 = 23,2 %
III квартал = 39852,2/178995,4*100 = 22,3 %
IV квартал = 62878,5/178995,4*100 = 35,1 %
План в % к товарообороту текущего года рассчитывается: товарооборот планового года/товарооборот текущего года*100
I квартал = 34686,1/34895,5*100 = 99,4 %
II квартал = 41453,9/41578,6*100 = 99,7 %
III квартал = 39852,2/39263,3*100 = 101,5 %
IV квартал = 62878,5/48629,4*100 = 129,3 %
Итого = 178995,4/164366,8*100 = 108,9 %
Таблица 1
Текущий год
Планируемый год
Кварталы
Товарооборот, т.р.
Удельный вес, %
Товарооборот, т.р.
Удельный вес, %
План в % к товарообороту текущего года
I
34895,5
21,2
34686,1
19,4
99,4
II
41578,6
25,3
41453,9
23,2
99,7
III
39263,3
23,9
39852,2
22,3
101,5
IV
48629,4
29,6
62878,5
35,1
129,3
Итого
164366,8
100
178995,4
100
108,9
1.2 План товарооборота по товарным группам разрабатываем на основании следующих данных:
Мясо и мясопродукты: за счёт увеличения объема поставок товарооборот увеличился на 4%.
Рыба и рыбопродукты: за счёт увеличения объема поставок и расширения ассортимента объема товарооборот увеличился на 5%.
Молоко и молочные продукты: численность обслуживаемого населения увеличилась на 3%, среднедушевое потребление увеличится на 1,5%, средняя цена возрастает на 2%.
Кондитерские изделия: численность обслуживаемого населения увеличилась на 3%, средняя цена возрастает на 4%.
Мука, крупа, макаронные изделия: объём товарооборота увеличится на 2198,7 тысяч рублей.
Овощи: объём товарооборота намечено увеличить на 4%.
Фрукты: объём товарооборота определите расчетным путём.
Расчеты:
Мясо и мясопродукты = 37575,4*1,04 = 39078,4 т.р.
Рыба и рыбопродукты = 25634,1*1,05 = 26915,8 т.р.
Молоко и молочные продукты = 29478,1*1,066 = 31423,7 т.р.
Индекс численности = 100+3/100 = 1,03
Индекс среднедушевого потребления = 100+1,5/100 = 1,015
Индекс средней цены = 100+2/100 = 1,02
Индекс общий = 1,03*1,015*1,02 = 1,066
Кондитерские изделия = 17637,9*1,071 = 18890,2 т.р.
Индекс численности = 100+3/100 = 1,03
Индекс средней цены = 100+4/100 = 1,04
Индекс общий = 1,03*1,04 = 1,071
Мука, крупа, макаронные изделия = 8258,3+2198,7 = 10457 т.р.
Овощи = 12985,9*1,04 = 13505,3 т.р.
Фрукты = 178995,4-13505,3-10457-18890,2-31423,7-26915,8-39078,4 = 38725 т.р.
План в % к товарообороту текущего года рассчитывается: товарооборот планового года/товарооборот текущего года*100
Мясо и мясопродукты = 39078,4/37575,4*100 = 104 %
Рыба и рыбопродукты = 26915,8/25634,1*100 = 105 %
Молоко и молочные продукты = 31423,7/29478,1*100 = 106,6 %
Кондитерские изделия = 18890,2/17637,9*100 = 107,1 %
Мука, крупа, макаронные изделия =10457/8258,3*100 = 126,6 %
Овощи = 13505,3/12985,9*100 = 104 %
Фрукты = 38725/32797,1*100 = 118 %
Итого = 178995,4/164366,8*100 = 108,9 %
Таблица 2
Товарная группа
Товарооборот текущего года, т.р.
Товарооборот планового года, т.р.
План в % к товарообороту текущего года
Мясо и мясопродукты
37575,4
39078,4
104
Рыба и рыбопродукты
25634,1
26915,8
105
Молоко, молочные продукты
29478,1
31423,7
106,6
Кондитерские изделия
17637,9
18890,2
107,1
Мука, крупа, макароны
8258,3
10457
126,6
Овощи
12985,9
13505,3
104
Фрукты
32797,1
38725
118
Итого
164366,8
178995,4
108,9
1.3 По данным таблицы 3 рассчитываем норматив товарных запасов в сумме и в днях в целом по торговой организации:
При расчетах удельный вес товарооборота IV квартала по всем товарным группам берем из таблицы 1.
Плановые расчеты:
Планируемый товарооборот за
IV квартал = Планируемый товарооборот за год по каждой группе * на удельный вес планируемого года за
IV квартал.
Мясо и мясопродукты: 39078,4*0,351 = 13716,51+7,3 = 13723,8 т.р.
Рыба и рыбопродукты: 26915,8*0,351 = 9447,4+7,3 = 9454,7 т.р.
Молоко и молочные продукты: 31423,7*0,351 = 11029,8+7,3 = 11037,1 т.р.
Кондитерские изделия: 18890,2*0,351 = 6630,5+7,3 = 6637,8 т.р.
Мука, крупа, макаронные изделия: 10457*0,351 = 3670,4+7,3 = 3677,7 т.р.
Овощи: 13505,3*0,351 = 4740,4+7,3 = 4747,7 т.р.
Фрукты: 38725*0,351 = 13592,5+7,2 = 13599,7 т.р.
Разницу в 51 т.р. раскидываем равными частями на каждую группу.
Однодневный товарооборот = Товарооборот за
IV квартал/90 дней (в месяце 30 дней, в кватрале 3 месяца 30*3=90)
Мясо и мясопродукты: 13723,8/90 = 152,5 т.р.
Рыба и рыбопродукты: 9454,7/90 = 105,1 т.р.
Молоко и молочные продукты: 11037,1/90 = 122,6 т.р.
Кондитерские изделия: 6637,8/90 = 73,8 т.р.
Мука, крупа, макаронные изделия: 3677,7/90 = 40,9 т.р.
Овощи: 4747,7/90 = 52,8 т.р.
Фрукты: 13599,7/90 = 151,1 т.р.
Норматив товарных запасов (т.р.) = однодневный товарооборот группы*норматив товарных запасов (дни)
Мясо и мясопродукты: 152,1*7 = 1067,5 т.р.
Рыба и рыбопродукты: 105,1*6 = 630,6 т.р.
Молоко и молочные продукты: 122,6*14 = 1716,4 т.р.
Кондитерские изделия: 73,8*35 = 2583 т.р.
Мука, крупа, макаронные изделия: 40,9*33 = 1349,7 т.р.
Овощи: 52,8*5 = 264 т.р.
Фрукты: 151,1*4 = 8215,6 т.р.
Таблица 3
План товарооборота
Товарные группы
IVквартал
Однодневный товарооборот, т.р.
Норматив товарных запасов, дни
Норматив товарных запасов, т.р.
Мясо и мясопродукты
13723,8
152,1
7
1067,5
Рыба и рыбопродукты
9454,7
105,1
6
630,6
Молоко, молочные продукты
11037,1
122,6
14
1716,4
Кондитерские изделия
6637,8
73,8
35
2583
Мука, крупа, макароны
3677,7
40,9
33
1349,7
Овощи
4747,7
52,8
5
264
Фрукты
13599,7
151,1
4
604,4
Итого
62878,5
698,8
11,8
8215,6
1.4 На основе данных о плане товарооборота по общему объему и по товарным группам, товарных запасов на начало и конец планируемого года составляем товарный баланс товарооборота и определяем необходимое поступление товаров, используя формулу товарного баланса: Зн + П = Р + Зк
Планируемый товарооборот и норматив товарных запасов берем из таблиц 2 и 3.
Всего = Планируемый товарооборот + норматив товарных запасов
Мясо и мясопродукты: 39078,4+1067,5 = 40145,9 т.р.
Рыба и рыбопродукты: 26915,8+630,6 = 27546,4 т.р.
Молоко и молочные продукты: 31423,7+1716,4 = 33140,1 т.р.
Кондитерские изделия: 18890,2+2583 = 21473,2 т.р.
Мука, крупа, макаронные изделия: 10457+1349,7 = 11806,7 т.р.
Овощи: 13505,3+264 = 13769,3 т.р.
Фрукты: 38725+604,4 = 39329,4 т.р.
Планируемые поступления = всего – товарные запасы на начало планируемого года.
Мясо и мясопродукты: 40145,9-584 = 39561,9 т.р.
Рыба и рыбопродукты: 27546,4-86 = 27460,4 т.р.
Молоко и молочные продукты: 33140,1-742 = 32398,1 т.р.
Кондитерские изделия: 21473,2-2613 = 18860,2 т.р.
Мука, крупа, макаронные изделия: 11806,7-1661 = 10145,7 т.р.
Овощи: 13769,3-191 = 13578,3 т.р.
Фрукты: 39329,4-532 = 38797,4 т.р.
Таблица 4
Потребность в товарах
Источники товарного обеспечения
Товарные группы
План, товарооборот
Норматив товарных запасов
Всего
Товарные запасы на начало планируемого года
План поступления
Мясо и мясопродукты
39078,4
1067,5
40145,9
584
39561,9
Рыба и рыбопродукты
26915,8
630,6
27546,4
86
27460,4
Молоко, молочные продукты
31423,7
1716,4
33140,1
742
32398,1
Кондитерские изделия
18890,2
2583
21473,2
2613
18860,2
Мука, крупа, макароны
10457
1349,7
11806,7
1661
10145,7
Овощи
13505,3
264
13769,3
191
13578,3
Фрукты
38725
604,4
39329,4
532
38797,4
Итого
178995,4
8215,6
187211
6409
180802
продолжение
–PAGE_BREAK–