Планирование финансирование расходов на образование подготовку кадров культуру

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине « Государственные и муниципальные финансы»
на тему «Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру»
Выполнил:
Проверил:
Междуреченск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру
1.1 Расходы бюджета
1.1.1 Финансирование расходов на образование
1.1.2 Финансирование расходов на подготовку кадров
1.1.3 Финансирование расходов на культуру
Вывод
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.
Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально — культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально — культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан
права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.
Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат. [2,71]
1. ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКУ КАДРОВ, КУЛЬТУРУ
1.1. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возника­ющие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределе­нием фонда денежных средств государства и его использовани­ем по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов государственного бюд­жета проявляется в том, что они служат активным инструмен­том экономической политики. С их помощью государство воз­действует на перераспределительные процессы, рост нацио­нального дохода, структурное регулирование экономики, раз­витие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневри­рования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следова­тельно, расходы государственного бюджета обеспечивают госу­дарству осуществление его главных функций и задач.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. [1,112]
По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:
расходы на социальные цели;
внешнеэкономические расходы;
экономические расходы;
расходы на оборону страны;
расходы на управление.
1.1.1. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.
В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[5,89].
В компетенции Российской Федерации – формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования.
В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования.
В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования.
На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов – из бюджетов субъектов Федерации.
В общей сумме расходов на образование затраты на детские до­школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10%, на высшее образование — 12% (в соответствии с Рисунком 1.1).
Рисунок 1.1 — Расходы на образование
/>
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99%финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Таким образом, мы видим, что при финансировании затрат на образование между федеральным и региональным источниками финансирования возникает интервал, в который необходимо вместить требуемые расходы.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации.
Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.–PAGE_BREAK–
Негосударственные образовательные учреждения могут предоставлять учащимся дополнительные образовательные услуги (помимо услуг, регламентированных образовательным стандартом). Если такие услуги предоставляются, то они взимают плату с обучающегося не только за дополнительные образовательные услуги, но и в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату персонала, на его совершенствование и развитие.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.
1.1.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ
Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения (колледжи) и высшие учебные заведения (вузы).
Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.
В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.
Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других признаков.
Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.
Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приобретение оборудования и инвентаря.
Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.
В смете приводятся общие сведения о вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингентстудентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
При планировании учитывается возможный отсев студентов.
В расходах на вузы значительный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных к педагогической работе на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-воспитательного и прочего персонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностям определяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фонда заработной платы, установленных для этой категории работников.
1.1.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образова­тельного и культурного уровня.
Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий) ), в том числе финансирование рас­ходов на культуру. В соответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и, прежде всего, с Законом РФ (от 09.10.1992 г. № 3612-1) «Основы законодательства РФ о культуре» ежегодно предусматривается направление не менее 2 % из федерального и 6% из региональных бюджетов.[7]
Помимо указанного Закона нормативная база в сфере финансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК и других нормах законодательства РФ.
Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы для удовлетворения духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).
В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.
Согласно бюджетной классификации расходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию, «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства. Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика.
Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из 2-х разделов:
доходы и поступления;
расходы и отчисления.
В 1-м разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во 2-м – все расходы независимо от источников покрытия.
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством Российской Федерации. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.
В каждом субъекте Российской Федерации имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на 2 части:
для финансирования государственных учреждений,
для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства.
При таком формировании бюджета учреждения культуры применяется методология «от достигнутого уровня».
ВЫВОД
В настоящее время, несмотря на то, что самостоятельность муниципальных финансов провозглашается в различных правовых актах, в реальности муниципальные образования не обладают ею в достаточной степени.
Ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств для осуществления социальной функции государства.
Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны. Во многом это связано с тем, что социальная функция государства долгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратах в социальной сфере.
Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов – это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально — культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе.
Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь – для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.
Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поляк, Г. Б. Финансы: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТА–ДАНА, 2007. – 703с.
Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001.-288с.
Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.-687с.
Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально – гуманитарные знания. – 2003. — №2. – С. 101 – 105.
Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б.Поляка. М.: Юнити, 2006, — 540 с.;
Ходорович, М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2006. – 450 с.
www1.minfin.ru/ru/ — официальный сайт Министерства финансов РФ.
Конституция РФ Ссылки (links):
www1.minfin.ru/ru/