Т.В. Яркина
1. Государственное экономическое регулирование
1.1. Экономические функции государства
Мировойопыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованычерез рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимодополнять системой государственного вмешательства, которой свойственнауправленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органоввласти.
Государствоопределяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсына этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям,регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции,укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляетсянепрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.
Основныепринципы государственного регулирования экономики:
— минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
— влияние на развитие социально-экономических процессов, установлениегосударством экономических регуляторов и нормативов.
Функциигосударства в области регулирования экономики:
— разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формированияи функционирования элементов рыночного механизма;
— стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
— регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий,определение основных направлений научно-технического прогресса;
— создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложенияи ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;
— перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики исоциальная защита населения (установление минимальных размеров заработнойплаты, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулированиедопустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансированиеобразования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
— регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды,гарантирование экологической безопасности, разработка и реализацияэкологических программ.
1.2. Макроэкономическое планирование
Основнымзвеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование- определение стратегических направлений развития народного хозяйства.
Основнымипринцами макроэкономического планирования являются:
— щ изучение социально-экономических процессов в государстве, определениеконкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этоговлияния;
— информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозахсоциально-экономического развития государства (региона);
— применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всехсубъектов рыночных отношений;
— реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средствагосударственного бюджета.
Планыи прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительностраны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства,приоритеты и программы.
Типовыеразделы макроэкономического плана:
1)природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективноесостояние;
2)изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции иприоритеты;
3)перспективы развития отраслей и межотраслевых связей;
4)направления социального развития общества, социальная защита населения;
5)перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение;
6)развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков вперспективе, характер их конъюнктуры;
7)формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторови нормативов.
Всистеме макроэкономического планирования важное значение имеет государственныйзаказ — форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей.Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органамигосударственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральныедоговоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями ипотребителями продукции.
Выгодностьгосударственного заказа для производителя обеспечивается:
1)договорной ценой;
2)материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которойразмещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором;
3)льготами по налогу на прибыль;
4)гарантией реализации произведенной продукции.
1.3. Бюджетная и кредитная политика государства
Государственныйбюджет — это роспись денежных доходов и расходов государства на определенныйпериод (обычно 1 год), утвержденная в законодательном порядке.
Доходыгосбюджета: налоги; поступления от внешнеэкономической деятельности;поступления средств от приватизации имущества предприятий; централизация частиамортизационных отчислений; поступления средств от продажи военного имущества;сборы и другие налоговые доходы.
Расходыгосбюджета: народное хозяйство; финансирование науки, культуры,здравоохранения; социальная защита населения; финансирование мероприятийгосударственного регулирования цен; внешнеэкономическая деятельность;финансирование обороны; содержание органов власти; субвенции местных бюджетам ит.д.
Всистеме бюджетного планирования важно решить проблему дефицита госбюджета за счетувеличения доходов и уменьшения расходов. С целью снижения бюджетного дефицитанеобходимо изыскивать неэмиссионные средства, например, выпуск государственныхценных бумаг -облигационных заемов и казначейских обязательств.
Развитиерыночных отношений возможно при условии наличия активно действующейденежно-кредитной системы.
Денежнаясистема — это установленная государством форма организации денежного обращения.
Государствоопределяет денежную единицу страны, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, формы безналичного платежного обращения, масштаб цен, курснациональной валюты (гривни) по отношению к иностранным.
Кредитнаясистема отображает совокупность кредитных отношений.
Кредитныминазываются отношения, складывающиеся по поводу мобилизации временно свободныхденежных средств предприятий (организаций), бюджета, населения.
Принципыкредитования: срочность, возвратность, целевой характер, платность,обеспеченность займов, кредитоспособность заемщика, равноправие сторон вкредитных отношениях.
Взависимости от субъектов кредитных отношений различают банковский,государственный, международный, потребительский, внутрихозяйственный кредит. Взависимости от сроков пользования кредитными средствами, кредиты могут бытькраткосрочными (1 год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (более 3-хлет).
Эффективностьденежно-кредитной системы зависит от осуществляемой в стране кредитной политики- системы мер центрального (национального) банка государства для регулированияденежного обращения и достижения экономических и социальных целей. Основными еенаправлениями является политика кредитной рестрикции (уменьшение кредитования)и экспансии (расширение кредитования). К важным элементам кредитной политикиотносятся: изменение банковского (депозитного) процента, регулирование нормыобязательного резерва коммерческих банков в Национальном банке Украины и т.п.
Совершенствованиекредитной системы предусматривает: введение в действие государственногоконтроля за целевым использованием кредитных ресурсов на выполнениенароднохозяйственных программ, отработку системы управления кредитнымиресурсами коммерческих банков, созданных за счет средств государственногосектора, внедрение валютного регулирования, создание системы инвестиционных иинновационных банков.
1.4. Система налогообложения
Налоги- это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридическихлиц.
Ониявляются основным источником средств госбюджета, внебюджетных фондов и местныхорганов управления.
Системаналогообложения — совокупность взимаемых налогов, методов и форм их построенияи взыскания, а также соответствующих государственных органов, занимающихсяуправлением этой деятельностью.
Принципыналогообложения:
— стимулирование предпринимательской производственной деятельности иинвестиционной активности — введение льгот по налогообложению прибыли (дохода),направленного на развитие производства;
— обязательность для всех;
— равнозначность и пропорциональность взимания налогов (чем выше доходы — тембольше налоги);
— равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации поотношению к субъектам хозяйствования;
— социальная справедливость при определении и осуществлении налогов, сборов иобязательных платежей;
— стабильность — обеспечение неизменности налогов и их ставок, а также налоговыхльгот в течение бюджетного года;
— экономическая обоснованность;
— равномерность уплаты — установление сроков уплаты налогов;
— единый подход к разработке налоговых законов;
— доступность — обеспечение доходчивости норм налогового законодательства дляплательщиков налогов.
Основныевиды общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) на территорииУкраины: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыльпредприятий, налог на доходы физических лиц, пошлина, государственная пошлина,налог на недвижимое имущество, плата (налог) за землю, рентные платежи, налог свладельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за загрязнениеокружающей природной среды, сбор в фонд Чернобыля, сбор на обязательноесоциальное и пенсионное страхование, сбор в государственный инновационный фонди др.
Кместным налогам и сборам относятся: налог с рекламы, коммунальный налог,гостиничный сбор, курортный сбор и другие.
Дляпредприятий важно, за счет каких источников оно может оплачивать различныеналоги. В связи с чем их подразделяют на:
— налоги, расходы по которым относятся на себестоимость;
— налоги, относящиеся на выручку от реализации продукции (услуг);
— налоги, относящиеся на финансовые результаты.
Источникиуплаты налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаютсясоответствующими законами о налогах.
2. Планирование деятельности предприятия
2.1. Общая характеристика планирования
Планирование- это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализспособов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основныепринципы планирования:
1)Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
— хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
— производственно-технологические, определяющие функциональное назначениепредприятия;
— научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
— социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурныхпотребностей работников предприятия;
— экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции безнегативного воздействия на окружающую среду.
2)Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую системупланов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3)Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса иприменения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видовресурсов;
4)Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего иперспективного планирования;
5)Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствиемежду взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями вресурсах и их наличием;
6)Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона длявсех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшимицелями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило,являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
Видыпланирования.
Взависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное(долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочноепланирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяетобщую стратегию предприятия в рамках, «продукт-рынок». Присоставлении плана изучаются варианты расширения производства и сниженияиздержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняетсяполитика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировкадолгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочнойполитики в основных областях.
Среднесрочноепланирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений наоснове их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу,план производства, план по труду и финансовый план.
Текущеепланирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объемпроизводства, план по труду и заработной плате, планированиематериально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности ит.д.
Впланировании используются следующие основные методы:
— нормативный — на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
— балансовый — целенаправленное согласование направлений использования ресурсов систочниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанныхматериальных, финансовых и трудовых балансов;
— экстраполяции — выявленные в прошлом тенденции развития предприятияраспространяются на будущий период;
— интерполяции — предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее,определяет промежуточные плановые показатели;
— факторный — на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановыхпоказателей;
— матричный — путем построения моделей взаимосвязей между производственнымиподразделениями и показателями;
— экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
2.2. Стратегия развития предприятия
Цельюразработки стратегии развития предприятия является выявление основныхнаправлений его эффективного функционирования на основании максимальнойреализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи свнутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Основнымизадачами формирования стратегии предприятия являются:
— выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходиморазвивать;
— определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых дляосуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
— оценка результатов отдачи.
Стратегическийплан предприятия составляется в такой последовательности:
1.Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2.Определение хозяйственной политики предприятия.
3.Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4.Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства,организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическаястратегия.
Стратегическийплан предприятия состоит из следующих разделов:
1)Цели и направления деятельности;
2)Текущие и долгосрочные задачи;
3)Базовая стратегия;
4)Функциональные стратегии;
5)Описание наиболее важных программ;
6)Описание внешних операций;
7)Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
8)Формулировка резервных стратегий.
Присоставлении стратегического плана используется следующая информация: объемгодовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурнымподразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объемупродаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конецпоследнего года плана; финансовый план.
Стратегияпредприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости отстепени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи,отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3до 10 лет).
Существуютследующие разновидности базовых стратегий:
— стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства,продаж, капитальных вложений и т.п.;
— стратегия стабилизации — это план деятельности предприятия в условияхнестабильности объемов продаж и доходов;
— стратегия выживания — это оборонительная стратегия, применяемая в условияхглубокого кризиса деятельности предприятия.
Однойиз важнейших составных частей стратегии предприятия является планированиериска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровняпротиводействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.
Методывыбора стратегии:
— метод PIMS — моделирование влияния стратегических факторов на показателиэффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
— метод кривых освоения — строится на зависимости размеров затрат на производствоот его объема;
— метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост,зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления идействия;
— метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующимиоценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая даннымпредприятием доля рынка;
— метод «мак-кинси» (матричный), основными оценочными показателямислужат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) ипривлекательность рынка (аналогичные три оценки).
2.3. Содержание средне и краткосрочных планов
Планыпредприятия включают следующие основные разделы:
— маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг)и в целом по всей продукции;
— производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции внатуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной иреализуемой продукции) с учетом повышения качества;
— план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий,внедрению новой техники и технологии;
— план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала покатегориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовыйрасчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ееобеспечения;
— план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных истроительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод вдействие основных фондов и производственных мощностей;
— план материально-технического обеспечения: определение потребности производствав материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетамипо снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
— план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимостьосновных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; сметазатрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и вцелом по предприятию;
— финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание поускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения сбюджетом, кредитные отношения;
— план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда,отдыха и быта работников предприятия;
— план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природныхресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водныхресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использованиеминеральных ресурсов.
Показатели,применяемые в планирования и, подразделяются:
— по экономическому содержанию — на натуральные, трудовые и стоимостные;
— по экономическому назначению — на количественные и качественные(производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
— по способу характеристики предмета — абсолютные (прибыль) и относительные(рентабельность).
Оперативноепланирование
Оперативноепланирование — это детальная разработка планов предприятия и его подразделений.Оно соединяет:
1)Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия идоведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы играфики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждыйчас;
2)Диспетчеризацию, обеспечивающую:
— сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранениенеполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
— организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок,инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контрольисправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организациюконтроля качества.
Различают:
— межцеховое оперативное планирование — обеспечивающее скоординированнуюдеятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятияв соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетомфункций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
— внутрицеховое оперативное планирование — осуществляющее распределение работ поучасткам и рабочим местам. Основная задача распределения — обеспечение полногои четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичнойработы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
2.4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-планпозволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие приреализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственнойсреде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Онориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономическойдеятельности.
Бизнес-планявляется основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами ивозможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению,форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющейзаинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела иперспективах своего участия в нем.
Структураи содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложитьследующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); местонахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности,характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция иконкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность;стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработкипродукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала;материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план;эффективность проекта.
Несколькоиная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в банке. Следуетзаручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение побизнес-плану должен сделать аудитор.
Вмеждународной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяетсянесколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность;внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежныйотток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязанс источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размерпартии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулеваяприбыль», доход от продажи равен издержкам производства).
3. Мотивация и оплата труда
3.1. Мотивация трудовой деятельности
Мотивациятруда — это стимулирование работника или группы работников к деятельности подостижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Напредприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринималисвой труд как осознанную деятельность, являющуюся источникомсамосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Главныерычаги мотивации — стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренниеустановки человека).
Отношениек труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданнымина предприятии и применяемыми стимулами.
Системамотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
— занятость всех работников трудом;
— предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;
— согласованность уровня оплаты с результатами труда;
— создание условий безопасности труда;
— поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Методымотивации можно классифицировать на:
1)экономические (прямые) — повременная и сдельная оплата труда; премии закачественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия;оплата обучения и др.;
2)экономические (непрямые) — предоставление льгот в оплате жилья, транспортногообслуживания, питания на предприятии;
3)неденежные — повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участиев принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкиерабочие графики выхода на работу и др.
Основнымиформами мотивации работников предприятия являются:
1.Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результатыдеятельности предприятия.
2.Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты застаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставлениебеспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно,льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам посебестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемыхотпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию,предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время ит.д.
3.Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда,самостоятельность и ответственность работника.
4.Устранение статусных, административных и психологических барьеров междуработниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5.Моральное поощрение работников.
6.Повышение квалификации и продвижение работников по службе.
3.2. Современная политика оплаты труда
Оплататруда — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении,которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им органвыплачивает работнику за выполненную им работу.
Размероплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы,профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда ихозяйственной деятельности предприятия.
Расходына оплату труда состоят из:
1)основной заработной платы — вознаграждения за выполненную работу в соответствиис установленными нормами труда. Она устанавливается в виде тарифных ставок(окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;
2)дополнительной заработной платы — вознаграждения за труд сверх установленнойнормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. В неевходят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты,предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнениемпроизводственных заданий и функций;
3)других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогамработы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные идругие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующегозаконодательства либо которые проводятся сверх установленных указанными актаминорм.
Воснову организации оплаты труда положены следующие основные принципы:
— осуществление оплаты труда в зависимости от количества и качества труда;
— дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника,условий труда и отраслевой принадлежности предприятия;
— систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темповроста номинальной заработной платы над инфляцией;
— превышение темпов роста производительности труда над темпами роста среднейзаработной платы;
— предоставление предприятиям максимальной самостоятельности в вопросахорганизации и оплаты труда.
Оплататруда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительнаяфункция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочемместе (стимулирующая функция).
Организацияоплаты труда на предприятии состоит из следующих элементов: формирование фондаоплаты труда; нормирование труда; установление тарифной системы; выбор форм исистем оплаты труда.
Государственнаяполитика оплаты труда реализуется путем установления: минимальной заработнойплаты; государственных норм и гарантий в оплате труда (за работу в сверхурочноевремя, праздничные и выходные дни и за время выполнения государственныхобязанностей); условий определения части дохода предприятия, направляемого наоплату труда; межотраслевых соотношений в оплате труда; условий и размеровоплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях; максимальных размеровдолжностных окладов руководителей государственных предприятий; уровняналогообложения предприятий и доходов работников.
Минимальнаязаработная плата регулируется с учетом уровня экономического развития, уровняпроизводительности труда, уровня средней заработной платы и стоимостнойвеличины минимального потребительского бюджета (черты малообеспеченности).
Реализацияполитики оплаты труда осуществляется на основе договорного регулирования путемзаключения системы тарифных соглашения на трех уровнях:
— межотраслевом (генеральное тарифное соглашение);
— отраслевом или региональном;
— производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективногодоговора).
Тарифноесоглашение — это договор между представителями сторон переговоров по вопросамоплаты труда и социальных гарантий, предметом которого на уровне предприятияявляются: формы и системы оплаты труда для различных категорий работников;минимальная тарифная ставка; размеры тарифных ставок и должностных окладов поразрядам работ и должностям работников; виды и размеры доплат, надбавок, премийи др.
3.3. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда
Соизмерятьразнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, позволяеттарифная система.
Приорганизации оплаты труда рабочих основными элементами тарифной системыявляются:
— тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых определяют разрядработы и разряд рабочего;
— тарифная сетка — перечень тарифных разрядов, тарифных коэффициентов и тарифныхставок;
— тарифный разряд определяет степень сложности работы и в зависимости от этого — размер оплаты труда рабочего;
— тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка данногоразряда больше тарифной ставки I разряда;
— тарифная ставка, которая определяет размер оплаты труда рабочего каждогоразряда за единицу времени.
Тарифнаясистема предполагает две формы оплаты труда: сдельную и повременную.
Присдельной оплате заработок меняется в зависимости от количества произведеннойпродукции по сдельным расценкам (за единицу продукции). Существуют такие еесистемы:
— Прямая сдельная (индивидуальная и коллективная). При ней рабочим оплачиваетсяих выработка: расценка за единицу продукции умножается на количествовыработанной продукции.
— Сдельно-прогрессивная. В этом случае выработка продукции в пределах нормыоплачивается по обычным расценкам, а сверх этой нормы — по повышенным,возрастающим прогрессивно, в зависимости от размера выполнения норм.
— Сдельно-премиальная. Предусматривает кроме заработка по прямым сдельнымрасценкам выплату премии за качественные и количественные показатели в работе.
— Косвенно-сдельная. Используется при оплате труда вспомогательных рабочих, их заработокзависит от выработки тех основных рабочих, которых они обслуживают.
— Аккордная. При ней расценка устанавливается на весь объем работ (а не наотдельную операцию), оговаривается срок выполнения работ.
Приповременной оплате заработок складывается из тарифных ставок за фактическуюпродолжительность рабочего времени. Существует две системы повременной оплаты:
— Простая повременная. В таком случае заработок определяется умножением часовойтарифной ставки на количество отработанных часов.
— Повременно-премиальная. Оплата, когда кроме заработной платы по тарифу (окладу)начисляют премии за высокие показатели в работе.
Напредприятиях, применяющих коллективные формы организации труда, широкоераспространение получила подрядная форма оплаты труда (заработок бригадыопределяется умножением бригадной расценки за единицу продукции на фактическивыполненный бригадой по договору объем работ).
Вусловиях перехода к рыночным условиям хозяйствования нашла применениебестарифная система оплаты труда, которая зависит от ряда факторов:квалификационного уровня работника (от директора до рабочего), коэффициентатрудового участия (КТУ) и фактически отработанного времени.
Некоторыепредприятия ориентируют систему материального стимулирования на фактическуюквалификацию работника — способность не только выполнять свои непосредственныеобязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться влюбом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия. Такие работникиполучают фиксированное жалование за квалификацию.
Набольшинстве предприятий оплата труда служащих осуществляется в соответствии сустановленным им по штатному расписанию окладом и в соответствии с действующейсистемой премирования.
Разновидностьюбестарифной системы оплаты труда является контрактная система.
Извсего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда предприятие выбираетте, которые в большей степени соответствуют конкретным условиям производства:характеру выпускаемой продукции, применяемой технологии, уровню управления,рынку сбыта, объему спроса и т.д.
3.4. Системы участия работников в прибылях (доходах)предприятия
Участиев прибылях (доходах) состоит в распределении определенной их части междуработниками предприятия, которое может быть срочным (например, ежемесячныевыплаты) или выступать в форме распространения между работниками акцийпредприятия.
Дополнительныевыплаты с прибылей зависят от уровня затрат на производство и цен,конкурентоспособности продукции и финансового состояния предприятия. Их размерыопределяются специальным документом (соглашением), прилагаемым к коллективномудоговору.
Можновыделить следующие системы участия работников в прибылях (на основе оценкизаслуг):
1)по результатам общей деятельности предприятия:
а)системы стимулирования конкретных объемов работ, объемов продаж и др.;
б)системы участия в прибылях в зависимости от продуктивности;
в)системы премиальных выплат (бонусов);
2)на основе отношений собственности:
а)системы предоставления своим работникам акций предприятия;
б)системы совладения активами предприятия под посредничеством инвестиционныхфондов;
в)системы распространения опционов акций.
/>p — сумма всехчастот хронометражного ряда.
Если/>, то рядмодальный и качественный и, следовательно, можно исчислять среднююпродолжительность выполнения каждого элемента операции (которая будет принятаза норму) по формуле средней арифметической взвешенной:
/>
4. Фотография рабочего времени, виды и методикапроведения. Обработка результатов
Фотографиярабочего времени — это наблюдение, измерение и последовательная запись всех безисключения затрат времени на протяжении рабочей смены или другого периода.
Еслипериод наблюдения совпадает с продолжительность рабочего дня, это будетфотография рабочего дня.
Фотографиярабочего времени используется для выявления потерь рабочего времени и причин,которые их вызывают, а также для установления соотношения между отдельнымивидами затрат времени. Полученные данные используются как исходные принормировании.
Объектомфотографии могут быть рабочие, машины или производственный процесс в целом.Если объектом наблюдения является один рабочий, то фотография рабочего времениявляется индивидуальной, а если группа рабочих — групповой. Когда же затратырабочего времени фиксируются самим рабочим, имеет место самофотография рабочеговремени с целью изучения потерь рабочего времени и их причин.
Фотографиярабочего времени проводится в три этапа. На первом этапе проводитсяпредварительное изучения работы, выбор объекта наблюдения. Объект выбирается взависимости от цели наблюдения. Если надо получить устойчивые показателиобразцовой работы, то выбирается лучший рабочий, а если необходимо изучитьпричины невыполнения норм, то отстающие рабочие.
Второйэтап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени сточность до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательныхлистах. При этом виды работ и перерывы по мере их регистрации вносятся в графу«Наименование затрат времени», а момент их окончания — в графу«Текущее время».
Натретьем этапе на основании данных наблюдательного листа составляются таблицаодноименных затрат и фактический баланс рабочего времени. В заключениепроводится анализ результатов проведенных наблюдений, устанавливаютсянерациональные затраты и прямые потери рабочего времени, которые исключаютсяпри составлении проектируемого баланса, а также определяется коэффициентвозможного повышения производительности труда за счет устранения потерь инерациональных затрат рабочего времени.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/