Планирование и распределение прибыли 2

–PAGE_BREAK–
           
Источники получения прибыли
     В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию. [9, с.211]

     Выделяют три основных источника получения прибыли:

1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

2. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под нее. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

     Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

3. Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
           
Факторы, оказывающие воздействие на величину прибыли

     
     Прибыль является основным показателем безубыточной работы предприятия. Ее относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Вместе с тем анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет собой значительный интерес.    Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

     Себестоимость продукции является важнейшим из выше перечисленных факторов. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. С другой стороны, снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны, свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

     На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые постатейно анализируют себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

     Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

     Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятия направляют все большую их часть на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

     Прибыль предприятия растет высокими темпами, главным образом за счет роста цен. Среднемесячные темпы прироста, превышая темпы роста цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижение объемов ее выпуска, прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

     Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

     При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.

     В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить за счет снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

     В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, а также уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

     На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

— часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовке к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов;

— остатки отгруженных товаров, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов, имеет свои недостатки;

— продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

    Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты. Однако теперь, когда предприятие вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например, безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной для накопления.

     Финансовый результат от реализации иного имущества может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не только из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции.

     Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

    Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями: предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками.
2.    
Методы планирования прибыли
           
Метод прямого счета
     Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

     Планирование прибыли  проводится раздельно по всем видам деятельности организации:

— от реализации товарной продукции;

— от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

— от реализации основных фондов и другого имущества;

— от внереализационных доходов и расходов.

     Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции.

     Метод прямого счета – в его основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

     Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции по укрупненному методу используется универсальная формула:

, где

  — объем реализованной продукции, исчисленный по ценам продаж и по полной себестоимости;

  — остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода;

  — объем выпуска товарной продукции, исчисленный в двух оценках.
     После этого прибыль от реализации  рассчитывается как разница между ценой и себестоимостью: , где

  — выручка от реализации продукции;

  — себестоимость реализованной продукции.

     Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок. [7, с. 63]
           
Аналитический метод
     Аналитический метод планирования прибыли используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. Его преимущество в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой  в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех этапов:

1. Определение базовой рентабельности , где

  — ожидаемая прибыль за отчетный период;

  — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости продукции, повышения ее качества, изменения ассортимента и т.д.

     План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IVквартал).

     Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение  истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового. [8, с. 313]

     На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

     Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, но только при наличии стабильных условий хозяйствования.
           
Метод, основанный на эффективности операционного рычага
     Данный метод планирования прибыли основывается на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С их помощью рассчитывается маржинальная прибыль – дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах. [7, с. 59].

Из выручки от реализации продукции вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

     Для этого необходимо найти точку безубыточности. Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка (Рис. 1).

Рис.1. Определение точки безубыточности
     Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.

     После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно- постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

     Метод воздействия операционного рычага в современных условиях широко используется в планировании прибыли. Он открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.
3.    
Распределение и использование прибыли на предприятии
     Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника.

     Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений. Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой.

     По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях (Рис. 2).

Рис.2. Направления распределения прибыли
     Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

     Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

— прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;

— прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;

— величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

— прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление. [8, с. 297-298]

     На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

     В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы.

     Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного, научно-технического, социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). [9, с. 44]

     Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

     К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним.  Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

     Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного значения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий.

     К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям.

     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

     Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития. [7, с. 70]    продолжение
–PAGE_BREAK–
II
Расчетная часть

Смета
I
затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью

Таблица 1

№ стр.

Статья затрат

Вариант сметы

1.2.

всего на год

в т.ч. На IV квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

33000.00

8250.00

2

Затраты на оплату труда

17440.00

4360.00

3

Амортизация основных фондов*

1981.00

495.00

4

Прочие расходы — всего,* в том числе:

5914.00

1479.00

4.1.

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

360.00

100.00

4.2

б) налоги, включаемые в себестоимость,* в том числе:

5294.00

1324.00

4.2.1.

единый социальный налог (26%)*

4534.00

1134.00

4.2.2.

прочие налоги

760.00

180.00

4.3.

в) арендные платежи и другие расходы

260.00

65.00

5

Итого затрат на производство*

58335.00

14584.00

6

Списано на непроизводственные счета

715.00

267.00

7

Затраты на валовую продукцию*

57620.00

14405.00

8

Изменение остатков незавершенного производства*

404.00

101.00

9

Изменение остатков по расходам будущих периодов

20.00

5.00

10

Производственная себестоимость товарной продукции*

57196.00

14299.00

11

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

5266.00

1413.00

12

Полная себестоимость товарной продукции*

62462.00

15616.00

13

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

88000.00

24000.00

14

Прибыль на выпуск товарной продукции*

25538.00

6385.00

15

Затраты на 1 рубль товарной продукции*

0.71

0.18

Заполняем табл. 1. Все зачисления за IVквартал вычисляются путем деления «Всего на год» на 4.

п.3 – рассчитан в табл.3.

п.4.1. ЕСН=17440*26%=4534

п.4.2. Налоги, включаемые в себестоимость = ЕСН + прочие налоги = 4534+760= 5294

п.4 = 360+5294+260=5914

п.5 Итого затрат на производство = Мат. Затраты + оплата труда + амортизация + прочие расходы = 33000+17440+1981+5914=58533

п.7 Затраты на валовую продукцию = 58335-715=57620

п.8 – рассчитан в табл. 10

п.10 Производственная себестоимость = Затраты на валовую продукцию – остатки будущих периодов – изменение остатков незавершенного производства = 57620-404-20=57196

п.12 Полная себестоимость = п.10+ коммерческие расходы = 57196+5266= 62462

п.14 Прибыль на выпуск товарной продукции = Товарная продукция в отпускных ценах – п.12 = 88000-62462= 25538

п.15 Затраты на 1 рубль товарной продукции = п.12/п.13= 62462/88000=0,71
Таблица 2

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды
     Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года, — 15530 тыс. руб.

февраль

май

август

ноябрь

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

4100

3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.

6360

1070

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) – 1030 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 14%.
Таблица 3

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ стр.

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года

15530.00

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

3717.00

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

4067.00

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах)

1030.00

5

Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) — всего

14150.00

6

Средняя норма амортизации

0.14

7

Сумма амортизационных отчислений — всего

1981.00

8

Использование амортизационных отчислений на кап. вложения

1981.00

п.1 – данные табл.2 – 15530

п.2 = ((4100*(12-2))/12)+((3600*(12-11))/12)=3417+300=3717

п.3 = ((6360*(12-5))/12)+((1070*(12-8))/12)=3710+357=4067

п.4 – данные табл.2 – 1030

п.5 = 15530+3717-4067-1030=14150

п.7 = 14150*14%=1981
Таблица 4
Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ стр.

Показатель

вариант сметы 1.2.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

 

1.1.

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500.00

1.2.

б) по производственной себестоимости

1950.00

2

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

 

2.1.

а) в днях запасах

7

2.2.

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)*

1867.00

2.3.

в) по производственной себестоимости*

1112.00

Прочие доходы и расходы

3

Выручка от реализации выбывшего имущества

7600.00

4

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

940.00

5

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

866.00

6

Расходы от реализации выбывшего имущества

5340.00

7

Проценты к уплате*

576.00

8

Расходы на оплату услуг банков

70.00

9

Доходы от прочих операций

10960.00

10

Расходы по прочим операциям

9100

11

Налоги, относимые на финансовые результаты

1504

12

Содержание объектов социальной сферы — всего,* в том числе:

1220

12.1.

а) учреждения здравоохранения

200

12.2.

б) детские дошкольные учреждения

730

12.3.

в) содержание пансионата

290

13

Расходы на проведение НИОКР

200

* Определить

п.2.2. = Товарная продукция в отпускных ценах* п. 2.1./90=24000*7/90= 1867;

п.2.3. = Производственная себестоимость* п. 2.1./90= 1112;

п.7. из табл.8 – 576;

п.12 = п.12.1+ 12.2+12.3= 200+730+290= 1220.
Таблица 5

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года

 

1.1.

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500.00

1.2.

б) по производственной себестоимости

1950.00

1.3.

в) прибыль

550.00

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)

 

2.1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

88000.00

2.2.

б) по полной себестоимости

62462.00

2.3.

в) прибыль

25538.00

3

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

 

3.1.

а) в днях запасах

7

3.2.

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

1867.00

3.3.

в) по производственной себестоимости

1112.00

3.4.

г) прибыль

755.00

4

Объем продаж продукции в планируемом году

 

4.1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

88633.00

4.2.

б) по полной себестоимости

63300.00

4.3.

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

25333.00

Таблица 6

Показатели по капитальному строительству

№ стр.

Показатель

смета I

1

2

3

1

Капитальные затраты производственного назначения, в том числе:

8100.00

1.1.

Объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

3500.00

2

Капитальные затраты непроизводственного назначения

3120.00

3

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

9.41

4

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710.00

5

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

18

Таблица 7
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Данные к расчету потребности в оборотных средствах

№ стр.

Показатель

Вариант сметы

1

2

3

1

Изменение расходов будущих периодов

20.00

2

Прирост устойчивых пассивов

230.00

3

Норматив на начало года:

 

3.1.

Производственные запасы

3935.00

3.2.

Незавершенное производство

236.00

3.3.

Расходы будущих периодов

15.00

3.4.

Готовая продукция

501.00

4

Нормы запаса в днях:

 

4.1.

Производственные запасы

45

4.2.

Незавершенное производство

4

4.3.

Готовые изделия

7

Таблица 8

Расчет источников финансирования кап. вложений, тыс. руб.

 № стр.

Источник

Капитальные вложения производственного назначения

Капитальные вложения непроизводственного назначения

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

 

 

2

Прибыль, направляемая на кап. вложения

2750.00

2250.00

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1981.00

 

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

329.00

 

5

Поступления средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

710.00

6

Прочие источники

 

 

7

Долгосрочный кредит банка

3040.00

160.00

3200.00

8

Итого вложений во внеоборотные активы

8100.00

3120.00

9

Проценты по кредиту к уплате (по ставке 18% годовых)

547.00

29.00

576.00

п.4 Плановые накопления по смете на СМР= объем строительно-монтажных работ, выполняемых хоз. способом *норму планов. накоплений = 3500*9,41%= 329;

п.7 Долгосрочный кредит = кап. затраты производ. назначения – прибыль на кап. вложения – амортизация – планов. отчисления по смете на СМР = 8100 – 2750 – 1981- 329 = 3040;

Долгосрочный кредит = кап. затраты непроизвод. назначения – прибыль – поступления средств на жилищн. строительство = 3120 – 2250 – 710 = 160;

п.9 находим 18% от величины долгосрочного кредита:

— 3040*18% = 547;

— 160*18% = 29.

Таблица 9

Данные к распределению прибыли

№ стр.

Показатель

Вариант сметы 1.2.

1

2

3

1

Отчисления в резервный фонд

3000.00

2

Реконструкция цеха

2750.00

3

Строительство жилого дома

2250.00

4

Отчисления в фонд потребления — всего*, в том числе:

3020.00

4.1.

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120.00

4.2.

б) удешевление питания в столовой

1000.00

4.3.

в) на выплату дополнительного вознаграждения

900.00

5

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980.00

6

Погашение долгосрочных кредитов**

3200.00

** Самостоятельно принять решение по данному показателю
Таблица 10

Расчет потребности в оборотных средствах

№ стр.

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс.руб.

Затраты IV., тыс.руб., всего

Затраты IV., тыс.руб./день

Нормы запасов в днях

Норматив на конец года, тыс.руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3935.00

8250.00

92

45

4140

205

2

Незавершенное производство

236.00

14405.00

160

4

640

404

3

Расходы будущих периодов

15.00

х

х

х

35

20

4

Готовые изделия

501.00

14299.00

159.00

7

1113

612

5

Итого

4687.00

х

х

х

5928

1241

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы

230.00

7

Прибыль

1011.00

Таблица 11

Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР

№ стр.

Показатель

Вариант сметы тыс. руб.

1

2

3

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

50.00

2

Средства целевого финансирования

100.00

3

Общая сумма средств, направляемых на содержание детских дошкольных учреждений

730.00

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200.00

5

Общая сумма средств, направляемых на НИОКР

200.00

Таблица 12

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году

88633.00

2

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году

63300.00

3

Прибыль (убыток) от продажи

25333.00

2. Операционные расходы и доходы

4

Проценты к получению

940.00

5

Проценты к уплате

70.00

6

Прочие операционные доходы

7600.00

7

Прочие операционные расходы

5340.00

8

Доходы от участия в других организациях

866.00

Итого

3996.00

3. Прочие доходы и расходы

9

Прочие доходы

10960.00

10

Прочие расходы — всего, в том числе:

12024.00

10.1.

а) содержание учреждений здравоохранения

200

10.2.

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

10.3.

в) содержание пансионата

290

10.4.

г) расходы на проведение НИОКР

200

10.5.

д) налоги, относимые на финансовый результат

1504

10.6.

е) прочие расходы

9100

Итого

-1064.00

11

Прибыль (убыток) планируемого года

28265.00
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Таблица 13

Расчет налога на прибыль

№ стр.

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

2

3

1

Прибыль — всего, в том числе:

28265.00

1.1.

Прибыль, облагаемая по ставке 9%

866.00

1.2.

прибыль, облагаемая по ставке 20%

27399.00

2

Сумма налога к уплате по ставке 20% — всего, в том числе:

5480.00

2.1.

в федеральный бюджет — 2%

548.00

2.2.

в бюджет субъекта Федерации — 18%

4932.00

2.3.

в местный бюджет

 

3

Сумма налога к уплате по ставке 9% — всего, в том числе:

173.00

3.1.

в федеральный бюджет

17.00

3.2.

в бюджет субъекта Федерации

156.00

3.3.

в местный бюджет

 

4

Общая сумма налога в федеральный бюджет

565.00

5

Общая сумма налога в бюджет субъекта Федерации

5088.00

6

Общая сумма налога в местный бюджет

 

7

Итого сумма налога на прибыль (по ставкам 20% и 9%)

5653.00

8

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (по ставкам 20% и 9%)

22612.00

Расчет налога на прибыль производится согласно Статьи 284 НК РФ:

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи.    При этом:

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таблица 14

Распределение прибыли планируемого года

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Всего прибыль

28265.00

2

Отчисления в резервный фонд

3000.00

3

Кап. вложения производственного назначения (реконструкция цеха)

2750.00

4

Кап. вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома)

2250.00

5

Отчисления в фонд потребления — всего, в том числе:

3020.00

5.1.

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120.00

5.2.

б) удешевление питания в столовой

1000.00

5.3.

в) на выплату вознаграждения по итогам года

900.00

6

Прирост оборотных средств

1011.00

7

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980.00

8

Налог на прибыль 20%

5480.00

9

Налог на прочие доходы 9%

173.00

10

Погашение долгосрочного кредита

576.00

11

Остаток нераспределенной прибыли до выплаты дивидендов

9025.00

12

Выплата дивидендов*

9025.00

13

Нераспределенная прибыль после выплаты дивидендов

 
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Таблица 15
Проверка соответствия доходов и расходов

–PAGE_BREAK–