Контрольная работа
Тема «Планирование и учет в тренировкеюных спортсменов в избранном виде спорта»
1. Планирование в физическом воспитании
Планирование физического воспитания – это предварительнаяразработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач,содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательногопроцесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды:
– перспективное планирование – это планирование на длительныйсрок;
– текущее планирование охватывает этапы работы;
– оперативное планирование – осуществляется на ближайшеевремя.
Планированиеспортивной тренировки – это предвидение условий, средств и методов решения техили иных задач, которые ставятся перед боксерами для достижения предполагаемыхспортивных результатов. Правильно спланированный процесс спортивной тренировкипомогает тренеру и боксеру определить конкретные задачи по овладениютехническими и тактическими навыками, специальными физическими и психическимикачествами.
Требованияк планированию в физическом воспитании:
– Целеваянаправленность педагогического процесса.
– Всесторонностьпланирования задач педагогического процесса.
– Учетзакономерностей физического воспитания.
– конкретностьпланирования.
Методическаяпоследовательность планирования.
1. Сборсведений о контингенте занимающихся (анкетирование, контрольные испытания,данные врачебно-физкультурного обследования).
2. Определениецели и задач учебно-воспитательного процесса применительно к конкретномуконтингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Установканормативов и требований.
4. Определениеразделов программы занятий и расчет учебного времени на разработкутеоретического и практического содержания программы, ее прохождение.
5. Планированиепоследовательности прохождения учебного материала.
6. Определениеобщей организации работы по реализации плана, подбор методов и форм занятий.
7. Сводноетекстуально-описательное или табличное оформление плана.
Основнымидокументами планирования в физическом воспитании являются:
учебныйплан, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план,расписание занятий, планы-конспекты занятий.1.1 Планирование занятий
Приразработке годовых планов учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочныхгрупп необходимо реализовать следующие основные положения;
· непрерывность и круглогодичность процесса тренировки;
· четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятийпо отдельным периодам и этапам тренировочного года;
· определение для каждой группы занимающихся средств и методовфизической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствиис их спортивной квалификацией и задач по росту спортивного мастерства;
· определение содержания и средств морально-волевой ипсихологической подготовки занимающихся;
· четкая организация воспитательной работы;
· организация врачебного и педагогического контроля;
· определение для каждой группы плана подготовки и участия вкалендарных соревнованиях года;
· установление уровня тренировочных и соревновательных нагрузок дляотдельных групп занимающихся.
Тренер-преподавательдолжен вести документы планирования, руководства и контроля заучебно-тренировочным процессом для каждой группы занимающихся: учебный план,программу, рабочий план на определенный период с указанием упражнений и ихинтенсивности, конспект занятий, расписание занятий, журнал учета посещаемостии содержания занятий, журнал учета спортивных результатов и календарьспортивных мероприятий. Для боксеров высших разрядов составляютсяиндивидуальные планы подготовки, куда входит перспективный план подготовки кответственным турнирам, периодические и текущие планы.1.2 Учебный план
Учебныйплан представляет собой основной (исходный) документ, на основе которогоосуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяетсяосновное направление и продолжительность учебной работы для того или иногоконтингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохожденияматериала, содержание основных разделов (темы занятий), количество часов покаждому разделу (табл. 2).
Таблица2. Примерныйучебный план учебно-тренировочных групп по боксу
№ пп
Содержание
Количество часов
Новички
III разряд
II разряд
I разряд
Теоретические занятия 1 Физическая культура и спорт в РФ 2 2 Краткий обзор развития бокса в РФ и за рубежом 2 3 Травмы в боксе и их профилактика 2 2 4 Гигиена, медицинский контроль и самоконтроль в боксе 2 2 5 Спортивная форма боксера и пути ее достижения 2 2 6 Стиль и манера ведения боя выдающихся боксеров СССР, РФ, Европы и мира (демонстрация кинофильмов) 2 4 4 4 7 Правила соревнований по боксу 2 2 2 2 8 Средства и методы развития отдельных физических качеств 2 2 2 9 Физиологические основы бокса 2 2 4 10 Психологическая подготовка боксера 2 2 4 11 Тактика в боксе 2 2 4 12 Спортивные снаряды и их назначение 2 2 13 Обсуждение подготовки к предстоящему бою 2 2 4 4 14 Разбор проведенных боев 2 2 4 6 15 Планирование тренировки 16 Методика обучения и тренировки новичков и боксеров III разряда
2
4 17 Особенности обучения и тренировки юношей и подростков 2 18 Оборудование и инвентарь для занятий боксом 2
Итого
18
16
24
36 Практика проведения учебно-тренировочных занятий боксерами старших разрядов 20
Практические занятия 1 Общая физическая подготовка со специальной направленностью 60 80 60 60 2 Развитие отдельных физических качеств, необходимых боксеру: силовой и скоростной выносливости, быстроты, ловкости, координации, точности движений и др. Обучение и совершенствование координации движений в ударах, защитных действиях и передвижении 20 10 10 10 3 Обучение технике и тактике одиночных ударов и защите от них, их практическое применение и совершенствование в бою на дальней дистанции 36 20 14 4 Техника и тактика боя на дальней дистанции, одиночные прямые и левый боковой (правый боковой при правостороннем боевом положении), удары в голову и туловище в атаках и контратаках. Защита от них подставками с одиночными ответными прямыми ударами в голову и туловище 34 30 20 30 5 Техника и тактика ведения боя на дальней и средней дистанциях. Одиночные боковые удары в голову и туловище в атаках и контратаках. Защиты от них подставками, нырками, уклонами и шагами назад с одиночными ответными контрударами прямыми, боковыми и снизу в голову и туловище 30 30 20 20 6 Техника и тактика ведения боя на средней дистанции. Атака одиночными ударами снизу в голову и туловище. Защита подставками, уходами и накладками с последующей контратакой одиночными ударами: прямыми, боковыми и снизу в голову и туловище 20 30 30 20 7 Атака двумя последующими ударами в разных сочетаниях на дальней и средней дистанциях. Применение усвоенных защит и контратак одиночными и двойными ударами 20 30 30 30 8 Атаки одиночными, двумя и тремя последующими ударами (прямыми, боковыми и снизу в разных сочетаниях). Встречные контратаки одиночными и двумя последующими ударами с применением изученных защит 30 30 30 9 Техника и тактика ведения боя на ближней дистанции. Техника входа и выхода из нее. Боевые положения на маневренность, блокировка действий партнера, короткие удары и защиты от них 20 30 30 40 10 Сложные тактические формы ведения боя на разных дистанциях. Атака с вызовом партнера на контратакующее действие с последующей контратакой и повторным ее развитием. Действия одиночными, двумя и тремя последующими ударами в ответной и встречной форме 36 40 11 Техника и тактика ведения боя с разными по стилю и манере партнерами. Бой с активно наступающим партнером, «нокаутером». Бой с партнером быстрым, контратакующим. Бой с партнером обыгрывающего стиля 18 30 40 12 Техника и тактика ведения боя с партнерами, находящимися в разных боевых позициях (левосторонней и правосторонней) 10 20 20 24 13 Совершенствование спортивного мастерства. Совершенствование элементов техники и тактики, развитие отдельных физических и волевых качеств 40 14 Упражнения на специальных боксерских снарядах 20 30 30 40
Итого
270
358
360
444
Всего часов
288
384
384
480
Учебно-тренировочныезанятия в секциях бокса планируются на основе учебного плана и годовых графиковрасчета учебных часов: для новичков три раза в неделю по 2 часа; дляспортсменов I и II разрядов – четыре раза по 2 часа; для спортсменов I разряда,кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта не менее пяти раз в неделю свыделением специальных занятий по общей физической подготовке со специальнойнаправленностью (в зале и на открытом воздухе).1.3 Учебная программа
Программасоставляется на основании учебного плана и определяет объем знаний и навыков,которые должны быть усвоены занимающимися.
Впрограмме раскрыты формы и методы педагогической работы, дается основноесодержание учебного материала по теории и практике для определенных контингентовзанимающихся (ДЮСШ, ШВСМ, секции и клубов
Весьматериал излагается по годам обучения и в определенной методическойпоследовательности. Определяются цели и задачи педагогического процесса(спортивной тренировки); объем знаний, умений и навыков, которыми долженовладеть занимающийся в планируемый срок занятий, и перечень основныхфизических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленныхзадач; уровень теоретической, общефической и спортивной подготовленности,выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должныдостигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения.
Программа,как правило, состоит из следующих разделов:
а)пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физическоговоспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуютсяметоды и формы занятий, даются указания оп планированию и учету и др.;
б)учебный материал по теоретическому и практическим разделам, зачетные требованияи нормативы по освоении двигательных действий и развитию физических качеств;
в)учебные нормы и требования;
г)приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцыпланов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования,необходимого для обеспечения занятий, примерные карты физическойподготовленности и развития учащихся и др.
Программа– это документ, все требования которого являются обязательными для выполнения(допускаются уточнения тех или иных задач и средств их выполнения в зависимостиот условий работы).
1.4План-график учебного процесса
План-графикучебного процесса определяет наиболее целесообразность прохождения материалатеоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделямна протяжении годичного цикла спортивной подготовки. В плане-графике такжеуказывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределениевременных затрат на прохождение материалов разделов по неделям в течении года.Главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материалапрограммы являются педагогические закономерности процесса физическоговоспитания.
Программныйматериал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастаниятребований к занимающимися как по сложности техники выполнения упражнений, таки по физической нагрузке.1.5 Рабочий план
Рабочийплан составляют на основе учебного плана и программы. Он может бытьтематическим (материал излагается по темам, которые могут быть включены внесколько занятий в методической последовательности) и поурочным. Рабочий плансоставляют на полгода, три или один месяц (в зависимости от условий занятий икалендаря соревнований). В рабочем плане указывается тема, содержание материала(перечень упражнений), объем тренировочных нагрузок. Наиболее часто поурочный рабочийплан составляют в виде плана-графика (табл. 3).
Таблица3. Примерная схема тематического рабочего плана
Количество занятий
Тема
Упражнения
Время мин 10 Изучение и совершенствование прямого удара левой в голову, защиты от него руками и шагами назад и в стороны и контрудары прямыми левой в голову 1. Техника выполнения ударов и защит 60 2. Прямые удары и защиты подставками правой открытой ладони 80 3. Прямой удар левой в голову и защита шагом назад 60 4. Прямой удар и защита отбивом вправо и влево 80 5. Прямой удар, защита открытой ладонью и ответ прямым левой в голову 80 6. Прямой левой, защита шагом назад и с шагом вперед контрудар левой в голову 80 7. Прямой левой, защита отбивом правой вправо или влево и контрудар левой в голову 80 8. Условный бой 60 9. Упражнения в ударах по мешку 60 10. Упражнения в ударах по груше 60 11. Упражнения в ударах по лапам 40 12. Упражнения со скакалкой 30 13. Упражнения по общей физической подготовке 80 14. Упражнения по специальной физической подготовке 80 15. Разбор проведенных занятий 20
Наопределенный период подготовки (от месяца до трех в зависимости от календарясоревнований) составляется план-график тренировки учебной группы, в которомуказываются все виды упражнений на этот период времени, показанаориентировочная кривая интенсивности нагрузки на каждое занятие.
Специализированныеупражнения в ударах поданы в раундах, расстояния – в метрах, общиеспециализированные упражнения – в минутах, силовые упражнения с отягощениями – вкилограммах.
1.6 Конспект занятий
Наосновании рабочего плана тренер составляет конспект на каждое занятие (табл.4). В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность каксредства для решения задач, раскрывает методические приемы, строгорегламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущихзанятий, условий, в которых будет проведено занятие.
Конспектына каждое занятие свидетельствуют о качественной подготовкетренера-преподавателя к проведению занятий.1.7 Расписание занятий
Расписаниеопределяет дни, часы и место проведения занятий (табл. 5). Кроме того, в немуказывается преподаватель, проводящий занятия. Расписание является важныморганизационным началом в работе учебной группы по боксу, и при его составлениинеобходимо учитывать характер обучения занимающихся в общеобразовательнойшколе.
Расписаниедолжно быть стабильным: составлено на продолжительный срок и не подвергатьсячастым изменениям.
Большоезначение в планировании подготовки боксеров имеет календарный план соревнований(табл. 6).
Таблица6. Примернаяформа плана спортивных мероприятий№ пп. Наименование мероприятий Дата проведения Место проведения Кто допускается к участию Ответственный за проведение
Соревнованияпо боксу являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Онизавершают тренировочный период и являются своеобразным отчетом юных спортсменов,тренеров-преподавателей за проделанную работу.
Присоставлении плана спортивных мероприятий (календаря соревнований) в основуберутся планы вышестоящих спортивных организаций, чтобы избежать проведениясоревнований в одно и то же время или с малым промежутком времени между ними. Всоревнованиях спортсмены выступают согласно своей квалификации.
2Учет в тренировке юных спортсменов
Осуществляяфизическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать иучитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития,результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. К учетупредъявляется ряд требований: своевременность, объективность, точность идостоверность, полнота и наглядность. В учебно-тренировочном процессеприменяются следующие виды учета: предварительный (до начала организациипедагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия кзанятию) и итоговый (по завершению периода работы, учебного года).
Всодержание текущего учета входит регистрация: посещаемость занятий; пройденногоматериала и выполнение объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебныхтребований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений осостоянии здоровья занимающихся.
Основнымдокументом учета служит журнал учета учебной работы группы.
Этиданные подвергаются систематическому анализу, творческому осмыслению иобобщению и должны использоваться в будущей работе. Именно на такой основевнедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса,обогащение его средств и рационализация методики.
Таблица7. Примернаяформа учета спортивных результатовДата соревнований Характер и масштаб соревнований Кол-во участников в этой весовой категории Противники, их квалификация и спортивные результаты Характер выигрыша или проигрыша Замечания по проведенному бою
Контрольные нормативы пообщей физической подготовке
Процессповышения уровня физической подготовки и развития физических качеств немыслимбез систематического педагогического контроля.
Действеннымсредством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей испециальной физической подготовке.Контрольные упражнения потехнической подготовке
Контрольныетехнические нормативы устанавливаются в соответствии с характеристикой боксера:какими ударами и защитами он предпочитает пользоваться, какие приемы удаютсяему лучше других; что успешнее у него получается – атака или контратака, бой надальней, средней или ближней дистанциях, одиночные, двойные или серия ударов.Одним из показателей уровня спортивной подготовленности является результатсоревнований.
Группыновичков.
1. Передвижение в боевой стойке одиночными и слитыми шагами вразличных направлениях (без партнера).
2. Передвижение перед партнером на дальней дистанции для определения боевогорасстояния, с которого можно нанести удар с шагом вперед, назад и в стороны.
3. Атака и контратака одиночными, двойными ударами и защитныедействия (приемы) на дальней дистанции.
4. Упражнения в ударах на снарядах.
Группыбоксеров III разряда.
1. Передвижение перед партнером в собранной боевой стойке на среднейдистанции для определения расстояния, с которого можно нанести удар без шага.
2. Различные сочетания ударов и защит на средней и ближнейдистанциях, умение контратаковать.
3. Вход в среднюю и ближнюю дистанции.
4. Приемы боя против левши на дальней и средней дистанциях.
5. Упражнения в ударах на боксерских снарядах.
Группыбоксеров II и I разрядов.
1. Приемы и способы боя во всех дистанциях, их тактическиеприменения.
2. Маневренность и передвижение по рингу, умение атаковать иконтратаковать в различных ситуациях боя.
3. Ведение боя с боксерами, отличающимися той или инойнаправленностью своей манеры и тактики.
Припланировании тренировки следует учитывать данные педагогического контроля засостоянием и поведением спортсмена в процессе занятий.