Содержание
Введение
1.Издержки производства
1.1. Сущность и структура издержек
1.2.Управление издержками производства
1.3. Анализ структуры затрат в процессе управления издержками производства
2. Планирование издержек производства
2.1. Содержание планирования издержек производства. Планирование снижения себестоимости продукции
2.2. Планирование разработки калькуляции единицы продукции
2.3. Планирование сметы затрат на производство
3. Планирование издержек производства на примере предприятия ООО «Камелот»…
3.1.Планирование постоянных, переменных и общих издержек на предприятии ООО «Камелот»
3.2. Планирование средних и предельных издержек на предприятии ООО «Камелот»
3.3. Планирование снижения себестоимости продукции на предприятии ООО «Камелот»
Заключение
Список литературы
Расчетная часть
Пояснительная записка
Введение
Рассматриваемая в данной работе тема планирования издержек – одна из наиболее актуальных на сегодняшних день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержек производства и их эффект на масштабы производства рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: “Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?” Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.
В работе использован научный опыт ученых (используемая литература), превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколений и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в основу прогрессивного развития экономики, что и является предметом данной работы. Объектом являются же сами издержки производства, планирование, их значение, влияние на производство и т.д.
На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.
Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе и изучении планирования затрат, динамику их соотношения с уровнем цены на продукт, что и является задачами моей работы. Целью же является изучить сами издержки, их планирование, структуру и сущность.
При системе свободного предпринимательства производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными потребителями данного общества. Мы склонны так действовать, поскольку это выгодно нам самим. Ожидание вознаграждения (для предприятия – это прибыль) стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.
Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы курсовой работы.
1. Издержки производства
1.1. Сущность и структура издержек
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений основным руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу [1].
Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под «альтернативным использованием» понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги и т.д.
Издержки – это совокупность затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходов по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности.
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости продукции.
Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки – это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
Существуют следующие виды издержек. Прежде всего, выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает труд работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все, что она не производит сама для создания данного изделия[3].
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Владелец данной фирмы получает так называемую «нормальную» прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль составляет элемент издержек.
Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства.
Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся: оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п.
В отличие от постоянных издержек, переменные издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату, транспорт и т.д[2].
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой.
Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки. Предельные издержки – это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.
Постоянные издержки не зависят от количества произведенной продукции, переменные издержки непосредственно зависят от объема производства продукции. Различные составляющие переменных издержек по-разному влияют на их общую величину[5].
Так, при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующей квалификации легко увеличить объем производства за счет массы живого труда. Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительных ресурсов сырья или энергии.
По степени однородности затраты делятся на простые и комплексные. Простые – это однородные по экономическому содержанию затраты на материалы, зарплату, топливо со стороны и др. Комплексные состоят из нескольких однородных экономических элементов (цеховые, общехозяйственные расходы).
Группировка затрат по местам возникновения (по цехам основного производства и вспомогательных производств, другими подразделениями, отдельным производствам, филиалам и т.д.) производится с целью правильного формирования себестоимости отдельных видов продукции, обеспечения базы для осуществления внутризаводского хозрасчета, повышения ответственности каждого подразделения за правильное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдение ими норм, нормативов и смет.
Группировка затрат по видам продукции производится для определения плановой и фактической себестоимости отдельных видов продукции, анализа рентабельности и снижения себестоимости, а также для установления цен [10].
Также все издержки производства делятся на две группы – явные и неявные (имплицитные).
Явные издержки – это издержки, принимающие форму прямых денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. К явным издержкам относится зарплата рабочих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
К неявным издержкам относятся издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными.
1.2. Управление издержками производства
Любой хозяйствующий субъект в процессе свей деятельности осуществляет определенные виды расходов, связанных с производством продукции[8].
В сфере материального производства предприятия осуществляется довольно сложный комплекс затрат, связанных:
· с использованием основных фондов;
· с приобретением сырья, материалов;
· с покупкой полуфабрикатов;
· с оплатой труда работников;
· с расходами на топливо, энергию и другими затратами на производство и реализацию продукции.
В связи с этим каждое предприятие для нормального осуществления своей деятельности должно располагать определенной суммой денежных средств для осуществления выше и уметь ими управлять.
Управление издержками производства включает в себя следующие моменты:
· умение четко определять величину расходов предприятия (включая знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия);
· умение определить дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство;
· умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.
Учитывая вышесказанное, процесс управления издержками производства можно определить следующим образом: управление издержками – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них [9].
Что же дает предприятию эффективное управление издержками производства?
Ответы на данный вопрос у каждого хозяйствующего субъекта могут быть свои, в зависимости от того, какие задачи ставились в этой области. Вместе с тем зарубежная и отечественная практика дает возможность сформулировать ряд преимуществ эффективного управления издержками производства, которое позволяет обеспечить:
· производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
· наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиций на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
· возможность использования гибкого ценообразования;
· предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
· возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;
· принятие обоснованных и эффективных решений.
При этом следует иметь в виду, что при управлении издержками предприятия различают два момента[11]:
1. управление производственной себестоимостью;
2. управление себестоимостью реализованной продукции.
Возникает проблема: чем должен руководится хозяйствующий субъект, решая вопрос о том, как должен быть организован процесс управления издержками производства применительно к нашим условиям хозяйствования.
В этом случае целесообразно обратится к «Методическим рекомендациям по разработке финансовой политике предприятия».
В этом документе даются рекомендации финансового менеджмента на предприятии, определяются основные направления разработки финансовой политики предприятия, в частности, и такое направление, как управление издержками производства[20].
В соответствии с методическими рекомендациями процесс управления издержками производства должен строиться следующим образом:
· предприятие должно использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают представление об уровне издержек предприятия и их влиянии на уровень рентабельности предприятия;
· при разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее полное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов;
· экономические службы должны периодически проводить анализ структуры издержек производства, при этом необходимо проводить сравнение с базовыми данными (за различные периоды времени), выявляя причины отклонений от них;
· при планировании издержек производства необходимо либо правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования, либо выбрать метод косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.
1.3. Анализ структуры затрат в процессе управления издержками производства
Любая работа предприятия с затратами должна начинаться с четкого определения состава и структуры затрат на производство в соответствии с законодательством, при этом следует помнить о двух основных моментах: во-первых, существует ряд затрат, которые являются затратами для предприятия, но в себестоимость включатся не могут, так как имеют свои источники финансирования; во-вторых, для правильного определения величины себестоимости в целях налогообложения необходимо ряд расходов предприятия включить в себестоимость в пределах норм, лимитов, нормативов, установленных налоговыми органами. Кроме того, в составе затрат на производство продукции в отдельных отраслях могут соответствовать определенные элементы, так, в горной, нефтяной, газовой промышленности отсутствует такой элемент, как «сырье и основные материалы».
Определив состав затрат на производство по предприятию, следует особое внимание уделить такому вопросу, как структура затрат на производство. При этом следует знать, что существуют статистические и динамические структуры затрат[17].
Под статистической характеристикой понимается доля каждой статьи затрат в общем объеме затрат на определенную дату.
Под динамической характеристикой понимается изменение доли для конкретной статьи затрат в общем объеме затрат в течение анализируемого периода.
При рассмотрении структуры затрат предприятия необходимо оценивать каждую статью с позиций ее значимости и контролируемости.
Определяя значимость статьи, следует иметь в виду следующее:
· нельзя получить существенную экономию по статье издержек, составляющей около 1% от всех расходов;
· для получения 80% эффекта, достаточно проанализировать 20% видов издержек – это известное правило 80\20.
Определяя контолируемость статьи, необходимо учитывать следующие моменты:
· не каждая значительная (по удельному весу) статья дает практическую возможность для экономии (например, расходы на социальные нужды);
· кроме пристального изучения и анализа значимых статей финансовый менеджер должен сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь больших размеров в ближайшее время.
Проводя анализ издержек производства, следует особое внимание уделить анализу накладных расходов[16].
Самыми важными составляющими производственных накладных расходов являются:
· амортизация;
· затраты на текущий ремонт;
· расходы по содержанию зданий и сооружений (данная статья имеет тенденцию к быстрому росту).
Важнейшими общезаводскими накладными расходами является:
· зарплата общезаводского персонала;
· стоимость телефонной связи;
· заработная плата работников административно-управленческого аппарата;
· заработная плата прочего общезаводского персонала.
В целях аналитического и производственного учета издержки производства необходимо определенным образом классифицировать[15].
Затраты на производство классифицируются по определенным признакам, основными из которых являются:
· способ отнесения на себестоимость;
· связь их с объемом производства;
· степень однородности затрат.
В процессе управления издержками производства важное место занимает операционный анализ. Он основан на отслеживании зависимости финансовых результатов деятельности фирмы от издержек и объемов производства продукции.
Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой, объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
Постоянные издержки в целом не меняются с изменением объемов производства. Уровень операционного рычага определяется удельным весом постоянных затрат в общей сумме затрат.
Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров, работ, услуг[21].
Изучая динамику переменных и постоянных издержек, необходимо выделять релевантный период, так как структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в течение определенного периода и при определенном объеме продаж.
Деление затрат на постоянные и переменные дает возможность финансовому менеджеру:
· определить сроки окупаемости затрат;
· определить запас финансовой прочности предприятия;
· рассчитать оптимальную величину прибыли предприятия.
Зная величину и соотношение постоянных и переменных затрат, финансовый менеджер может определить изменения выручки от реализации продукции на величину прибыли.
Ключевыми моментами операционного анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ нацелен на поиск наиболее выгодной комбинации переменных и постоянных издержек, цены и объема продаж в натуральных единицах[18].
В данной главе была рассмотрена природа издержек производства. Экономические издержки включают в себя все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы гарантировать стабильные поставки этих ресурсов для определенного производственного процесса. Под ними подразумеваются, рассмотренные нами выше, внешние издержки, выплачиваемые в пользу поставщиков, а также внутренние издержки, трактуемые как компенсация за самостоятельное использование предприятием собственных ресурсов. Важным элементом издержек является нормальная прибыль предпринимателя, как вознаграждение за выполняемые им функции. Также является очень важным в процессе производства управление издержками для рационального их распределения. Управление издержками осуществляется множеством методов, однако самым рациональным и актуальным в современном мире стал операционный метод.
2. Планирование издержек производства
2.1. Содержание планирования издержек. Планирование снижения себестоимости продукции
Целью планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов роста прибыли и повышения рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов[22].
При планировании себестоимости выполняются следующие расчеты:
· определяется плановая себестоимость товарной продукции на основе расчета влияния на уровень затрат важнейших технико-экономических факторов;
· уточняются сметы на подготовку и освоение новых видов продукции и услуг вспомогательных цехов;
· разрабатываются сметы расходов по обслуживанию производства и управлению;
· рассчитываются сметы транспортно-заготовительных и коммерческих расходов;
· калькулируется себестоимость единицы по видам продукции, себестоимость всей товарной продукции;
· составляется смета затрат на производство и свод затрат.
При этом полная себестоимость товарной продукции, рассчитанная по технико-экономическим факторам, должна соответствовать показателям плановой калькуляции и сметы затрат на производство[27].
В процессе функционирования предприятие осуществляет различные по своему составу и назначению затраты. Их отнесение на себестоимость осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
В зависимости от источников покрытия расходы (издержки) подразделяются на:
· включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг);
· относимые за счет прибылей и убытков (на уменьшение балансовой прибыли);
· возмещаемые из чистой прибыли (т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, а также за счет других целевых источников (фондов, резервов и др.).
Планирование снижения себестоимости на промышленных предприятиях осуществляется в соответствии с характером производимой продукции и применяемыми показателями себестоимости. Исходя из этого, рассчитывается [26]:
· снижение себестоимости сравнимой товарной продукции;
· снижение затрат на рубль товарной продукции;
· снижение себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.
К сравнимой товарной продукции относятся все ее виды, производимые на данном предприятии в отчетном году. Для определения снижения себестоимости все виды сравнимой продукции, запланированные к выпуску, оцениваются по плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за отчетный год. Если ассортимент продукции слишком широк, то расчет ведется через затраты на рубль продукции.
Процент снижения (увеличения) затрат на рубль товарной продукции (∆З) определяется по формуле:
(1),
где , – затраты на рубль товарной продукции соответственно базисного (отчетного) и планового года.
Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам позволяет увязать план по себестоимости с планом технического и организационного развития предприятия[23].
Расчет экономии затрат по отдельным факторам производится по следующим направлениям[6].
1. Экономия затрат в результате повышения технического уровня производства рассчитывается по плану технического развития организации производства.
Экономия от снижения материальных затрат () определяется по формуле:
, (2)
где – норма расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции до и после проведения соответствующего мероприятия; Ц – цена единицы сырья, материалов, топлива, энергии; – количество продукции, выпускаемой с момента проведения мероприятия до конца планируемого года.
Уменьшение расходов на заработную плату и отчислений в фонд социальной защиты в результате снижения трудоемкости продукции () определяется следующим образом:
, (3)
где – трудоемкость единицы продукции в нормо-часах до и после проведения мероприятия; , – среднечасовая тарифная ставка рабочего до и после внедрения мероприятия; – средний процент дополнительной заработной платы для данной категории рабочих; СЗ – установленный процент отчисления в фонд социальной защиты.
2. Экономия обеспеченная изменением специализации производства , рассчитывается по формуле:
(4)
где – производственная себестоимость отдельных изделий; Ц – оптовая цена, по которой эти изделия будут поступать со специализированных предприятий; Т – транспортно-заготовительные расходы на единицу соответствующих изделий; В- количество изделий, полученных по кооперации с момента проведения специализации до конца планируемого года.
3. Снижение себестоимости продукции за счет влияния структурных сдвигов за счет влияния структурных сдвигов определяются следующим образом:
, (5)
где С – себестоимость изделия в базисном году; Ц- оптовая цена изделия в базисном году; В,В- объем производства в натуральном выражении соответственно в базисном и плановом периодах.
4. Снижение себестоимости продукции за счет влияния изменения объема производства определяется по формулам:
А). экономия по условно-постоянным расходам (Э):
(6)
Б). экономия на амортизационных отчислениях (Э):
(7)
где АО, АО – общая сумма амортизационных отчислений в базисном и плановом периодах; – объем товарной продукции в базисном и плановом периодах [27].
5. Сумма переходящей на планируемый год экономии , получаемой от мероприятий, внедренных в предыдущем периоде, определяется по формуле:
(8)
где С, С- переменные затраты на единицу продукции до ипосле проведения мероприятий; В, В- количество продукции, произведенной в базисном году до и после проведения мероприятий; В – количество продукции, производимой в планируемом году.
2.2. Планирование разработки калькуляции единицы продукции
Калькуляция готовой продукции – это расчет затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или на объем выполняемых работ в разрезе статей калькуляции[24].
Определение себестоимости единицы продукции необходимо для расчетов рентабельности отдельных ее видов, для установления цен на продукцию, для организации коммерческого расчета.
Объект калькулирования определяется характером продукции и типом производства.
Различают поиздельные, позаказные, попередельные, сортовые калькуляции.
Калькуляции могут быть сметные, плановые, отчетные. Сметные составляются на новые виды продукции, на основе проектных норм расхода ресурсов[3].
Плановые калькуляции учитывают конкретные условия планового периода.
Отчетные калькуляции себестоимости отражают фактические затраты на производство и реализацию продукции[10].
При разработке калькуляции применяется группировка затрат по статьям расходов:
· сырье и материалы;
· возвратные отходы;
· покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
· топливо на технологические цели;
· энергия на технологические цели;
· основная заработная плата производственных расходов;
· дополнительная заработная плата производственных рабочих;
· отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
· расходы на подготовку и освоение производства;
· износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
· общепроизводственные расходы4
· общехозяйственные расходы;
· потери от брака;
· прочие производственные расходы;
· коммерческие расходы.
Сумма этих статей образует полную себестоимость[14].
Затраты по статьям «Сырье и материалы», «топливо и энергия на технологические цели» – прямые, они определяются на основе технически обоснованных норм расхода на производство данного изделия и цен приобретения ресурсов.
Возвратные расходы – это всевозможные остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию.
Дополнительная заработная плата определяется по нормативам к основной, включая премии по премиальным системам.
Отчисления в бюджет от средств на оплату труда рассчитываются по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в фонд занятости, чрезвычайный фонд, фонды ведомственных дошкольных учреждений[18].
Расходы на подготовку и освоение производства включает затраты на освоение новых видов продукции, технологических процессов и другие затраты, перечень которых дается в отраслевых инструкциях.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы рассчитываются путем составления соответствующих смет с их последующим распределением по видам продукции.
В «Прочие производственные расходы» включаются затраты на гарантийное обслуживание и ремонт обслуживание.
Коммерческие расходы включают затраты предприятия по сбыту продукции.
Существуют следующие методы калькулирования:
· Метод исключения затрат предполагает, что вся получаемая при переработке сырья продукция делится на основную и попутную. Из затрат на переработку исходного сырья исключается стоимость попутной продукции, оставшиеся относятся на себестоимость основной продукции;
· Метод распределения затрат применяется, когда из исходного сырья производится несколько основных продуктов и отсутствуют попутные. Затраты распределяются пропорционально научно обоснованным коэффициентам.
· Комбинированный метод используется там, где получается несколько основных и попутных продуктов. Он интегрирует оба выше рассмотренных метода.
В рыночных условиях эффективным является программно-целевой метод планирования себестоимости, при котором разрабатывается программа достижения поставленной цели на предприятии[21].
2.3. Планирование сметы затрат на производство
Смета затрат на производство представляет собой совокупность затрат по экономически однородным элементам: сырье и основные материалы, в том числе покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топлива и энергия со стороны, заработная плата, отчисления в бюджет от средств на оплату труда, амортизация основных фондов, прочие денежные расходы.
На основе сметы затрат на производство определяются важнейшие показатели по себестоимости продукции; сумма затрат на производство в целом по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, структура себестоимости[7].
Смета затрат на производство имеет важное значение для согласования различных частей плана себестоимости, осуществления увязки издержек производства с другими разделами плана предприятия, для расчета отдельных экономических показателей.
В смету на производство включаются все расходы предприятия с производством и реализацией продукции, а также услугами на сторону, своему капитальному строительству и капитальному ремонту.
Смета затрат на производство составляется по следующей схеме:
Определяется производственная себестоимость валовой продукции. Для чего:
· из общей суммы плановых затрат на производство исключаются затраты на работы (услуги), не включаемые в валовую продукцию;
· учитывается изменение остатков расходов будущих периодов: при увеличении остатка суммы прироста вычитается из суммы затрат на производство, при уменьшении – прибавляется;
· учитывается изменение остатков предстоящих расходов: прирост прибавляется к итогу затрат на производство, уменьшение – вычитается.
Определяется производственная себестоимость товарной продукции. Для чего сумма затрат на производство валовой продукции корректируется с учетом изменения остатков незавершенного производства[16].
Определяется полная себестоимость товарной продукции. Для чего к ее производственной себестоимости прибавляются коммерческие расходы.
Определяется себестоимость реализуемой продукции – прибавляется изменение себестоимости остатков нереализованной продукции на начало и конец периода.
Методы составления сметы затрат на производство различны в зависимости от условий производства и конкретных задач планирования. В современных условиях применяются следующие методы:
Сметный метод. Предполагает разработку сметы затрат на производство в целом по предприятию на основе затрат по экономическим элементам, рассчитанным в различных разделах плана предприятия. Этот метод дополняется разработкой сводной сметы по предприятию на основе цеховых смет-затрат на производство.
Широко используется на практике разработка сметы затрат на производство калькуляционным методом, т.е. на основе калькуляции себестоимости товарной продукции. Смета затрат на производство может быть рассчитана укрупненным методом. Этот метод используется на начальных стадиях планирования. С помощью него определяется изменение себестоимости: снижение себестоимости за счет сокращения материальных затрат () определяется по формуле:
(9)
где – индекс норм расхода материалов; – индекс цен на материалы, включая транспортные расходы; – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, в процентах.
Снижение себестоимости за счет сокращения затрат на обслуживание и управление производством () определяется по формуле:
(10)
где – индекс расходов по управлению и обслуживанию; – индекс объема производства; – удельный вес по управлению и обслуживанию в себестоимости продукции, в процентах.
Снижение себестоимости за счет повышения производительности труда () определяется по формуле:
(11)
где – индекс заработной платы; – индекс производительности труда; – удельный вес заработной платы в себестоимости продукции, в процентах.
В целом планирование себестоимости должно быть организовано так, чтобы была возможна группировка затрат по следующим направлениям: видам производств, структурным подразделениям, видам, группам продукции, экономическим элементам затрат, калькуляционным статьям расходов, постоянным и переменным расходам[19].
Планирование издержками на предприятии в современном мире являются очень важным элементом управления производством. Ведь затраты на производство и реализацию продукции формируют себестоимость продукции, которая в последствии характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Важной составляющей планирования издержек являются: расчет снижения себестоимости продукции, умение правильно спланировать смету затрат на производство, также планирование калькуляции единицы продукции и всей товарной продукции. Планирование издержек помогает отражать все положительные и отрицательные стороны в работе предприятия.
3. Планирование издержек производства на примере предприятия
ООО « Камелот»
3.1. Планирование постоянных, переменных и общих издержек на предприятии ООО «Камелот»
ООО «Камелот» занимается производством компьютерных томографов.
Чтобы определить общие издержки производства различных объемов производства томографов на предприятии, необходимо объединить данные о производстве, включенные в закон убывающей отдачи, с информацией о ценах на ресурсы для производства томографов. Некоторые ресурсы, как уже отмечалось, связанные с техническим оборудованием предприятия, остаются неизменными. Количество других ресурсов может изменяться. Отсюда следует, что различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным[17].
Постоянные издержки (TFC) связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. В таблице 1 в колонке 2 показана сумма постоянных издержек фирмы «Камелот», которая составляет 100 тыс. руб. Нужно обратить внимание и на то, что, согласно определению, показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой. В таблице 1, колонке 1 показано количество произведенной продукции за определенные промежутки времени.
Переменные издержки (TVC) фирмы «Камелот» это затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. В колонке 3 таблицы 1 представлены переменные издержки фирмы «Камелот». Видно, что сумма переменных издержек меняется в зависимости от объема производства. Однако прирост суммы переменных издержек на предприятии не является постоянным. Сумма переменных издержек будет увеличиваться нарастающими темпами[10].
Таблица 1.
Показатели общих издержек фирмы «Камелот»
1
2
3
4
Количество
произведенной
продукции, томографы
(Q)
Сумма
постоянных
издержек, тыс. руб.
(TFC)
Сумма
переменных
издержек, тыс. руб.
(TVC)
Сумма
общих
издержек, тыс. руб.
(TC)
0
100
0
100
1
100
90
190
2
100
170
270
3
100
240
340
4
100
300
400
5
100
370
470
6
100
450
550
7
100
540
640
8
100
650
750
9
100
780
880
10
100
930
1030
Общая сумма издержек (TC) – это сумма постоянных и переменных издержек на предприятии при каждом данном объеме предприятия. В таблице 1 она показана в колонке 4.
Следовательно, общая сумма издержек определяется по формуле:
TC = TFC + TVC (12)
При нулевом объеме производства общая сумма издержек равна сумме постоянных. Затем при производстве каждого дополнительного томографа – с первого по десятый, – общая сумма издержек изменяется на ту же величину, что и сумма переменных издержек.
При производстве одного томографа:
TC = 100+90=190 тыс. руб.
При производстве двух томографов:
TC = 170+100=270 тыс. руб. и т. д. (расчеты приведены в таблице 1).
На рисунке 1 данные о постоянных и переменных издержках ООО «Камелот» представлены графически.
Рис. 1. График динамики постоянных и переменных издержек
Нужно обратить внимание, что сумма переменных издержек изменяется по вертикали от горизонтальной оси, а сумма постоянных издержек каждый раз прибавляется к вертикальному измерению суммы переменных издержек предприятия для получения кривой общей суммы издержек (рис. 1.).
Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для фирмы «Камелот».
3.2. Планирование средних издержек и предельных издержек на ООО «Камелот»
Предприятию «Камелот» также важны и средние издержки, то есть издержки в расчете на единицу продукции. В частности, именно показатели средних издержек обычно используются предприятием для сравнения с ценой, которая всегда указывается в расчете на один произведенный фирмой томограф [17].
Планируемые предприятием средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки, предельные издержки показаны в колонках 2, 3, 4, 5 таблицы 2.
Таблица 2.
Показатели средних издержек фирмы «Камелот»
1
2
3
4
5
Количество
произведенных
томографов
(Q)
Средние
постоянные
издержки,
тыс. руб.
(AFC)
Средние
переменные
издержки,
тыс. руб.
(AVC)
Средние
общие
издержки,
тыс. руб.
(ATC)
Предельные
издержки,
тыс. руб.
(MC)
0
–
–
–
–
1
100,00
90,00
190,00
90,00
2
50,00
85,00
135,00
80,00
3
33,33
80,00
113,33
70,00
4
25,00
75,00
100,00
60,00
5
20,00
74,00
94,00
70,00
6
16,67
75,00
91,67
80,00
7
14,29
77,14
91,43
90,00
8
12,50
81,25
93,75
110,00
9
11,11
86,67
97,78
130,00
10
10,00
93,00
103,00
150,00
Рассмотрим, каким образом рассчитываются эти показатели средних издержек и как они изменяются в зависимости от объема производства на предприятии ООО «Камелот».
Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукции (Q). То есть:
AFC = TFC/Q (13)
Поскольку сумма постоянных издержек, по определению, независима от объема производства, AFC будут падать по мере увеличения количества производимой продукции. С ростом объема производства данная сумма постоянных издержек, равная 100 тыс. руб., распределяется на большее и большее количество произведенных томографов. При производстве двух автомобилей сумма постоянных издержек в 100 тыс. руб. дала бы 50 тыс. руб. средних постоянных издержек в расчете на один произведенный томограф (100/2 = 50 тыс. руб.), затем 33,33 тыс. руб. при распределении 100 тыс. руб. на три произведенных томграфа; 25 тыс. руб. при производстве четырех автомобилей и так далее (расчеты представлены в таблице 2, колонке 2).
Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведенной продукции (Q):
AVC = TVC / Q (14)
При производстве 1 томографа:
AVC = 90/1 = 90 тыс. руб.
При производстве 2 томографа:
AVC = 170/2 = 85 тыс. руб. и т. д. расчеты представлены в таблице 2, колонке 3.
Средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти. На графике, это дает нам круглую дугообразную кривую AVC, которая и показана на рисунке 2.
Средние общие издержки (ATC) можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции (Q) или же, проще, путем сложения AFC и AVC для каждого из 10 возможных объемов производства. То есть:
ATC = TC /Q = AFC + AVC (15)
При производстве 1 томографов:
ATC = 100 + 90 = 190 тыс. руб.
При производстве 2 томографов:
ATC = 50 + 85 = 135 тыс. руб., расчеты представлены в таблице 2, колонке 4.
На рисунке 1 кривая ATC получена путем сложения по вертикали AFC и AVC. Поэтому разница в высоте кривых ATC и AVC зависит от величины АFC при каждом данном объеме производства.
Рис. 2. Кривые средних издержек
Рассмотрим еще одну очень важную концепцию издержек производства томографов на предприятии ООО «Камелот» – концепцию предельных издержек.
Предельны е издержки (МС) можно определить для каждой добавочной единицы продукции, заметив то изменение суммы издержек, которое явилось результатом производства этой единицы продукции (томографа).
Поскольку в нашем примере изменение в количестве производимых томографов всегда равно единице, постольку мы и определили МС как издержки на производство еще одного томографа [12].
Из таблицы 2 видно, что производство первого томографа увеличивает сумму общих издержек со 100 до 190 тыс. руб. Поэтому добавочные, или предельные издержки производства этого первого томографа составляют 90 тыс. руб. Предельные издержки производства второго томографа составляют 80 тыс. руб. (270 тыс. руб. – 190 тыс. руб.); МС производства третьего томографа равны 70 тыс. руб. (340 тыс. руб. – 270 тыс. руб.) и т. д. МС производства каждого из десяти томографов представлены в колонке 5 таблицы 2.
На рисунке 3 изображен график предельных издержек. Нужно обратить внимание, что кривая предельных издержек круто опускается вниз, достигает своего минимума, а затем довольно круто идет вверх. Это отражает тот факт, что переменные издержки, а следовательно, и общие издержки производства томографов сначала растут нарастающими темпами, а затем убывающими.
Рис. 3. Зависимость предельных издержек от средних общих и средних переменных издержек на ООО «Камелот»
3.3. Планирование снижения себестоимости продукции на предприятии ООО «Камелот»
Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости производимой мощности металлообрабатывающего станка [17].
На основании данных приведенных в таблице 3 произведем расчет снижения себестоимости производимых компьютерных томографов на предприятии ООО «Камелот».
Таблица 3.
Данные для расчета снижения себестоимости производимых автомобилей на ООО «Камелот»
Наименование статьи
Количество
томографов
Себестоимость
томографа, тыс. руб.
Себестоимость
выпуска всех томографов, тыс. руб.
Экономия,
тыс. руб.
Прошлого
года
Планового
года
Прошлого
года
Планового
года
1
2
3
4
5
6
7
Полная
себестоимость
10
106,00
103,00
1060,00
1030,00
30,00
Себестоимость одного томографа прошлого года составляет 106 тыс. руб., следовательно, себестоимость всех автомобилей прошлого периода составляет 1060 тыс. руб. (106 тыс. руб. * 10 томографов = 1060 тыс. руб.) (таблица 3 колонка 5).
Себестоимость одного автомобиля планового года составляет 103 тыс. руб., следовательно, себестоимость всех томографов планового года составит 1030 тыс. руб. (103 тыс. руб. *10 = 1030 тыс. руб.) (таблица 3 колонка 6).
Таким образом, экономия в плановом году составит 30 тыс. руб. (1060 тыс. руб. – 1030 тыс. руб. = 30 тыс. руб.).
Теперь, рассчитаем изменение себестоимости производимых ООО «Камелот» томографов или процент снижения себестоимости. Для расчета процента снижения себестоимости производимых томографов необходимо экономию себестоимости выпуска томографов в планируемом году по сравнению с прошлым годом (таблица 3 колонка 7) разделить на себестоимость выпуска томографов в прошлом году (таблица 3 колонка 5) и умножить на 100 %. То есть:
(30 тыс. руб. / 1060 тыс. руб.) * 100% = 2,8 %.
Таким образом, процент снижения себестоимости производства томографов на ООО «Камелот» в плановом году составит 2,8 %.
Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области — одна из основных проблем современной экономики [18].
На основании произведенных расчетов по предприятию «Камелот» можно сделать следующие основные выводы:
· плановая сумма общих издержек на предприятии при производстве 10 томографов составит в плановом периоде 1030 тыс. руб.;
· плановые средние общие издержки при производстве 10 томографов составят 103 тыс. руб.;
· плановые предельные издержки при производстве аналогичного количества томографов составит 150 тыс. руб.;
· процент снижения себестоимости составит 2,8 %.
Издержки производства компьютерных томографов на данном предприятии зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии – от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект планирования издержек мы и попытались рассмотреть в данной главе.
Заключение
Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики.
Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств, как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы предприятий к лучшему уже сейчас. Конечно перечисленные аспекты не панацея от всех бед, но ту роль какую они играют в процессе производства, они должны выполнять правильно, тем самым, разгружая остальные этапы производства. Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии. На практике прибыль есть излишек выручки над затратами капитала. Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый предприниматель, а издержки производства – затраты на достижение этой цели.
В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория “себестоимость”. Себестоимость соответствует рассмотренным бухгалтерским издержкам, т.е. не учитывает неявные (вмененные) издержки. С развитием предпринимательства в России экономисты переходят от использования понятия “себестоимость” к использованию понятия “экономические издержки”, но в настоящее время первое сохраняет свое значение.
Хотелось бы верить, что уже в скором будущем правильный подход, с точки зрения рыночной экономики, к проблеме издержек сможет привести к желаемым успехам в восстановлении производственной сферы России и ее значения на мировом уровне.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. – Метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 246.
2. Анискин Ю.П. Планирование текущей деятельности и развития предприятия/Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2002.- с. 152.
3. Афитов Э. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие для студентов вузов: Доп. Мин. образов. Респ. Беларусь. – Минск: Вышейш. шк., 2001. – с.286.
4. Баканов М.И., Капелюш С.М. Калькуляция издержек обращения в торговле/ М.И. Баканов, С.М. Капелюш. – М.: Экономика, 2000. – 320 с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М: Финансы и статистика, 2002. – 415 с.
6. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 259.
7. Белякова Е.В. Издержки обращения как фактор повышения конкурентоспособности продукции/ Е.В.Белякова. – Красноярск, 2000. – 21 с.
8. Булатов А.С. Издержки фирмы/ Учебное пособие.-М.: Юристъ, 2002. с.212-227.
9. Васькин А.А. Розничная книжная торговля/ А.А. Васькин. – М.: Спутник, 2002. – 71 с.
10. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2001. – с. 308.
11. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – с.400.
12. Войгов А.Г. Планирование //Экономика. Общий курс: Учебник: – 3-е издание перераб. и доп. :М: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 – с. 366.
13. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. пособие / Ин-т междунар. эконом. связей. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.333.
14. Долбилин А.С., Пронина Л.А. Издержки, доходы и прибыль торговых предприятий и потребительских обществ: Учеб. пособие/ А.С. Долбилин, Л.А.Пронина. – М., 2001. – 168с.
15. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебное пособие.- 9-е изд., перераб. и доп. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –с. 640.
16. Лященко В. П. Планирование деятельности акционерного общества/ – М.: Новый Век, 2001. – с. 112.
17. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В2 томах.: Пер. с Английского. 11-го изд. Т.2.- М.: Республика, 1998.-с.400.
18. Планирование хозяйственной деятельности// Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник/ Под редакцией Брагина Л.А. – М: ИНФРА,2001. – с. 433.
19. Плотников, Гордеева Себестоимость продукции научно-производственного холдинга//Ф и БК.- 2003.-№1.-С.29-36.
20. Прогнозирование и планирование экономики. Под ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кондауровой. – Минск: ООО «Интерпрессервис», 2001. – с. 380.
21. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 14с.
22. Райзенберг Б.А. Издержки производства и прибыль//Уч. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. с. 227-230.
23. Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм: Учебник /Под редакцией Ильенковой. – М., 2001 – 8с.
24. Филатова Т.В. Управление издержками предприятия (в сфере материального производства)//Финансы и кредит. -2000. – №5. – С.12.
25. Шепеленко Г. И. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие – Ростов н/Д.:март, 2002. – с.301-535.
26. Шуремов Е. Планируемые факты // Бухгалтер и компьютер. – 2003. №5. – С. 29-30.
27. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Уч. пособие в. 2.ч Тактическое планирование/Под ред. А.И. Ильина: ООО «Новое здание», 2000. – с. 416.
Расчетная часть
Требуется составить баланс доходов и расходов предприятия здравоохранения.
Данные для расчета и составления баланса доходов и расходов на предприятии здравоохранения представлены в следующих таблицах:
Таблица 1.1
Смета затрат на производство продукции, тыс. руб.
Статьи затрат
Вариант IX
за год
за IV квартал
1. Сырьё, основные материалы
11661
3498
2. Вспомогательные материалы
792
238
3. Топливо
737
280
4. Энергия
498
151
5. Затраты по использованию природного сырья
146
56
6. Амортизация основных средств*
2095,7
523,4
7. Затраты на оплату труда
7618
1919
8. Единый социальный налог. Всего*
1980,7
498,9
В т.ч. – в ПФ (28 %)
1523,6
383,8
– в ФГСО (4,0 %)
243,8
61,4
– в ФОМС (тер)(3,4 %)
152,4
38,4
– в ФОМС(федер) (0,2 %)
60,9
15,4
9. Прочие расходы
973
300
10. Итого затрат*
26501,4
7464,3
11. Списано на непроизводственные счета
210
66
12. Затраты на валовую продукцию*
26291,4
7398,3
13. Увеличение (-), уменьшение (+) остатков незаверш. пр-ва
-150
-45
14. Увеличение (-), уменьшение (+) остатков по расходам будущих периодов
28
7
15. Производственная себестоимость товарной продукции*
26413,4
7436,3
16. Внепроизводственные (коммерческие) расходы
90
38
17. Полная себестоимость товарной продукции*
26503,4
7474,3
18. Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)
38720
8407
Таблица 1.2
Плановый ввод в действие ОФ, тыс. руб.:
Вариант сметы
I кв
II кв
III кв
IV кв
IX
110
–
67
600
Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года:
13820 тыс. руб.
Плановое выбытие основных фондов для всех вариантов в III квартале, тыс. руб.:
120 тыс. руб.
Средняя норма амортизационных отчислений:
15%
Таблица 1.3
Данные к расчёту реализации и валовой прибыли, тыс. руб.
№
Показатель
IX
1.
Остаток готовой продукции на складе, отгруженной и на ответственном хранении на начало года:
а) по производственной себестоимости
б) по отпускным ценам предприятия
660
900
2.
Остаток готовой продукции на складе, отгруженной на конец года (в днях запаса)
12
3.
Доходы от внереализационных операций
( доходы от ценных бумаг)
50
4.
Прибыль от прочей реализации
50
5.
Налог на имущество
70
Таблица 1.4
Данные к расчёту потребности предприятия в собственных
оборотных средствах
СМЕТА
Производственные запасы
Незавершённое производство
Расходы будущих периодов
Готовые изделия
Потребность в оборотных средствах на н.г., тыс. руб.
Норма запаса, дни
Потребность в оборотных средствах на н.г.,тыс. руб.
Норма запаса, дни
Потребность в оборотных средствах на н.г., тыс. руб.
Норма запаса, дни
Потребность в оборотных средствах на н.г., тыс. руб.
Норма запаса, дни
IX
2222
55
180
3
8
–
298
5
Таблица 1.4 (продолжение)
Вариант сметы
Производственные запасы за IV квартал
Прирост расходов будущих периодов на конец года, тыс. руб.
Прирост устойчивых пассивов, тыс. руб.
IX
4101
2
48
Таблица 1.5 (продолжение)
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, тыс. руб.
Показатель
IX
Всего расходов, в том числе за счёт:
230
1. Поступления по договорам
140
2. Прибыли*
90
Таблица 1.6 (продолжение)
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений, тыс. руб.
Показатель
IX
Всего расходов, в том числе за счёт:
120
1. Средств родителей
22
2. Прибыли*
98
Таблица 1.7
Показатели по капитальному строительству, тыс. руб.
СМЕТА
Объём капитальных вложений производственного назначения
Капитальные затраты непроизводственного назначения
Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемые хоз. способом, в %
Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве
Всего
В т.ч. объём СМР, выполняемых хозяйственным способом
IX
4321
2500
1880
9,4
523
Ниже представлены таблицы с данными, рассчитанными на основе вышеупомянутых таблиц:
Таблица 2.1
Расчёт плановой суммы амортизационных отчислений и её распределение
Показатель
Сумма, тыс. руб.
1. Стоимость амортизируемых ОФ на начало года
13820
2. Среднегодовая стоимость вводимых ОФ
196,4
3. Среднегодовая стоимость выбываемых ОФ
45
4. Среднегодовая стоимость амортизируемых ОФ
13971,4
5. Средняя норма амортизационных отчислений, %
15
6. Сумма амортизационных отчислений
2095,7
7. Использование амортизационных отчислений на кап. вложения
2095,7
Таблица 2.2
Расчёт объёма реализации и прибыли предприятия
Показатель
Сумма,тыс.руб.
1. Остаток нереализованной продукции (на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении) на начало года
а) по производственной себестоимости
660
б) в отпускных ценах
900
в) прибыль
240
Таблица 2.2 (продолжение)
2. Товарная продукция на плановый год
а) по полной себестоимости
26413,4
б) в отпускных ценах
38720
в) прибыль
12306,6
3. Остаток нереализованной продукции (на складе, в товарах отгруженных) на конец года в днях
а) по производственной себестоимости
3521,8
б) в отпускных ценах
5162,7
в) прибыль
1640,9
4. Реализация продукции в планируемом году
а) по полной себестоимости
23551,6
б) в отпускных ценах
34457,3
в) прибыль
10905,7
5. Прибыль от прочей реализации
50
6. Доходы (расходы) от внереализационных операций
50
7. Налог на имущество
70
8. Валовая прибыль
10935,7
Таблица 2.3
Расчёт налога на прибыль
Показатель
Сумма, тыс. руб.
1. Прибыль, всего
В том числе доходы от ценных бумаг
10935,7
2. Льготы по налогу на прибыль
–
3. Налогооблагаемая прибыль
10935,7
4. Ставка налога,%
24
5. Сумма налога на прибыль
2624,6
6. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
8311,1
Таблица 2.4
Расчёт плановой потребности в собственных оборотных средствах
Статья затрат
Потребность в оборотных средствах на нач. года, тыс. руб.
Затраты на
IV квартал
Норма запаса, дни
Потребность в оборотных средствах на конец года, тыс. руб.
Прирост (+), снижение (-) потребности в оборотных средствах, т. р.
Всего
В день
1.Производ. запасы
2222
4101
45,6
55
2508
286
2.Незавершённое производство
180
7398,3
82,2
3
246,6
66,6
3.Расходы будущих периодов
8
–
–
–
10
2
4.Готовая продукция
298
7436,3
82,6
5
413
115
ИТОГО
2708
18935,6
210,4
63
3172,6
469,6
Таблица 2.5
Источники финансирования прироста норматива оборотных средств
Показатель
Сумма, тыс. руб.
1. Прирост устойчивых пассивов
48
2.Чистая прибыль
421,6
ИТОГО
469,6
Таблица 2.6
Определение показателей рентабельности
Показатель
Сумма, тыс. руб.
1. Полная себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб.
23551,6
2. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
10905,7
3. Рентабельность реализованной продукции, %
46,3
4. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
34457,3
5. Рентабельность продаж, %
31,6
6.Среднегодовая стоимость основных и оборотных материальных производственных фондов, тыс. руб.
16911,7
7. Чистая прибыль, тыс. руб.
8311,1
8. Рентабельность производственного капитала, %
49,1
Таблица 2.7
Расчёт источников финансирования капитальных вложений, тыс. руб.
Показатель
Капитальные вложения производственного назначения
Капитальные вложения непроизводственного назначения
1.Прибыль направляемая на капитальные вложения
1990,3
1357
2.Амортизационные отчисления на основные производственные фонды
2095,7
–
3.Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом
235
–
4.Поступления средств на жилищное строительство в порядке долевого участия
–
523
5.Прочие источники финансирования
–
–
ИТОГО
4321
1880
Таблица 2.8
Баланс доходов и расходов (балансовый план) на 2005год, тыс. руб.
Разделы и статьи баланса доходов и расходов
Код строки
План на 2005 год
Структура баланса в%
I. Доходы и поступления
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), в т.ч.:
001
34457,3
97
─ амортизационные отчисления
002
2095,7
─ прибыль от реализации товарной продукции
003
10905,7
Прибыль от прочей реализации
004
50
0,14
Доходы (расходы) от вне реализационных операций (без налогов, относимых на финансовые результаты)
005
50
0,14
Плановые накопления по смете на строительно-монтажные работы, выполняемые хозяйственным способом
006
235
0,66
Средства на жилищное строительство, поступающие в порядке долевого участия
007
523
1,47
Прирост устойчивых пассивов
008
48
0,14
Поступления по договорам на НИОКР
009
140
0,39
Поступления от родителей на содержание детей в ДУ
010
22
0,06
Долгосрочный кредит банка на кап. вложения, в том числе:
011
–
–
─ на производственное строительство
012
–
–
─ на непроизводственное строительство
013
–
–
Итого доходов и поступлений
014
35525,3
100
II. Расходы и отчисления средств
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за вычетом амортизационных отчислений
015
21455,9
60,4
Таблица 2.8 (продолжение)
Капитальные вложения, в том числе:
016
6201
17,46
─ на производственное строительство
017
4321
─ на непроизводственное строительство
018
1880
Прирост норматива оборотных средств
019
469,6
1,32
Расходы на научно-исследовательские работы
020
230
0,65
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений
021
120
0,34
Прочие расходы
022
–
–
Нераспределённая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
023
4354,2
12,26
Убытки и потери
024
–
–
Итого расходов и отчислений
025
32830,7
Превышение доходов над расходами (+) или превышение расходов над доходами (-)
026
2694,6
III. Платежи в бюджет
Налог на прибыль
027
2624,6
7,39
Налог на имущество
028
70
0,2
Прочие налоги и платежи
029
–
–
Итого платежей в бюджет
030
2694,6
Всего доходов и поступлений
031
35525,3
100
Всего расходов, отчислений и платежей в бюджет
032
35525,3
100
Пояснительная записка
По данным вышеперечисленных таблиц составим баланс доходов и расходов предприятия здравоохранения:
1. Требуется рассчитать плановую сумму амортизационных отчислений за год и за IV квартал и ее распределение.
1.1. Стоимость амортизационных отчислений на начало года составляет 13820 тыс. руб.
Для того чтобы рассчитать стоимость вводимых ОФ за год, нужно рассчитать стоимость вводимых ОФ за каждый квартал (I, II, IV), затем полученные данные суммируются. Плановый ввод в действие ОФ за каждый квартал представлен в таблице 1.2.
Среднегодовая стоимость вводимых ОФ:
110*((12-1,5)/12) +67*((12-7,5)/12)+600*((12-10,5)/12) =196,4 тыс. руб.
1.2. Рассчитаем среднегодовую стоимость выбываемых ОФ (плановое выбытие ОФ в III квартале составляет 120 тыс. руб.):
120 * ((12-7,5)/12) = 45 тыс. руб.
1.3. Рассчитаем среднегодовую стоимость амортизируемых ОФ. Это сумма ОФ на начало года и стоимости вводимых ОФ, за вычетом среднегодовой стоимости выбываемых ОФ:
13820 + 196,4 – 45 = 13971,4 тыс. руб.
1.4. Рассчитаем сумму амортизационных отчислений при средней норме амортизационных отчислений составляет 15%:
13971,4 * 0,15 = 2095,7 тыс. руб.
1.5. Использование амортизационных отчислений на капитальные вложения составляет также 2095,7 тыс. руб.
Все расчеты представлены в таблице 2.1.
1.6. Рассчитаем сумму амортизационных отчислений за IV квартал:
Для расчета суммы амортизационных отчислений за IV квартал требуется рассчитать стоимость ОФ на начало четвертого квартала – это сумма стоимости ОФ на начало года, стоимости вводимых ОФ за I, II кварталы:
13820 + 96,3 + 25,1 = 13941,4 тыс. руб.
Стоимость ОФ на конец IV квартала – это сумма стоимости ОФ на начало IV квартала и стоимости, вводимых ОФ за IV квартал за вычетом стоимости ОФ выбываемых:
13941,4 + 75 – 45 = 13971,4 тыс. руб.
Средняя стоимость ОФ за IV квартал составит:
(13941,4 + 13971,4)/2 = 13956,4 тыс. руб.
Сумма амортизационных отчислений за IV квартал (средняя норма амортизационных отчислений – 15%):
13956,4 * 0,15 = 2093,5 тыс. руб.
2093,5 / 4 = 523,4 тыс. руб. (т.к. в году четыре квартала).
Сумма амортизационных отчислений за IV квартал заносится в смету расходов (таблица 1.1).
2.
2.1. Рассчитаем единый социальный налог (ЕСН) (всего), ставка ЕСН составляет 26%, затраты на оплату труда – 7618 тыс. руб. (таблица 1.1):
7618 * 0,26 = 1980,7 тыс. руб.
Отчисления в пенсионный фонд составят (приставке 20%):
1980,7 * 0,2 = 1523,6 тыс. руб.;
В ФГСО (3,2%):
1980,7 * 0,032 = 243,8 тыс. руб.;
В ФОМС территориальный (2%):
1980,7 * 0,02 = 152,4 тыс. руб.;
В ФОМС федеральный (0,8%);
1980,7 * 0,008 = 60,9 тыс. руб.
2.2. Рассчитаем итого всех затрат (строка 10 таблица 1.1). Это сумма затрат на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, затраты по использованию природного сырья, амортизация ОФ, затраты на оплату труда, ЕСН (всего), прочих расходов (таблица 1.1). В результате сумма составит 26501,4 тыс. руб.
2.3. Затраты на валовую продукцию (строка 12 таблица 1.1) рассчитываются следующим образом – это итого всех затрат за вычетом затрат списанных на непроизводственные счета (строка 11 таблица 1.1):
26501,4 – 210 = 26291,4 тыс. руб.
2.4. Производственная себестоимость товарной продукции (строка 15 таблица 1.1) рассчитывается следующим образом – сумма затрат на валовую продукцию, остатков незавершенного производства (в результате их увеличения) (строка 13 таблица 1.1) за вычетом остатков по расходам будущих периодов (в результате их уменьшения) (строка 14 таблица 1.1):
26291,4 + 150 – 28 = 26413,4 тыс. руб.
2.5. Полная себестоимость товарной продукции (строка 17 таблица 1.1) рассчитывается как сумма производственной себестоимости товарной продукции и внепроизводственных расходов (строка 16 таблица 1.1):
26413 – 90 = 26503,4 тыс. руб.
Пункты 2.1; 2.2; 2.3; 2,4;2,5 за IV квартал считаются аналогично.
Все расчета представлены в таблице 1.1.
3. Произведем расчет объема реализации и прибыли предприятия:
3.1. Нам дано, что на складе существует остаток нереализованной продукции на начало года: по производственной себестоимости – 660 тыс. руб., в отпускных ценах – 900 тыс. руб. (таблица 1.3.). Прибыль составила:
900 – 660 = 240 тыс. руб.
3.2. Рассчитаем стоимость товарной продукции на плановый год:
· по полной себестоимости: 26413,4 тыс. руб. (таблица 1.1 строка 15 рассчитанная нами ранее);
· в отпускных ценах: 38720 тыс. руб. (таблица 1.1 строка 18).
3.3. Рассчитаем остаток нереализованной продукции на конец года в днях:
· по полной себестоимости (притом, что остаток готовой продукции на складе в днях составил 12 дней (таблица 1.3.)) – это произведение товарной продукции на плановый год по полной себестоимости и остатка готовой продукции на складе в днях, деленное на 90 дней (количество дней в квартале):
(26413,4 * 12)/90 = 3521,8 тыс. руб.;
· в отпускных ценах – это произведение товарной продукции на плановый год и остатка готовой продукции на складе в днях, деленное на 90 дней:
(38720 * 12)/90 = 5162,7 тыс. руб.;
· прибыль составит:
5162,7 – 3521,8 = 1640,9 тыс. руб.
3.4. Рассчитаем сумму реализованной продукции в планируемом году:
· по полной себестоимости – это сумма остатка нереализованной продукции на начало года по полной себестоимости и суммой товарной продукции на плановый год по полной себестоимости за вычетом остатка нереализованной продукции на конец года:
660 + 26413,4 – 3521,8 = 23551,6 тыс. руб.
· в отпускных ценах – это сумма остатка нереализованной продукции на начало года в отпускных ценах и суммой товарной продукции на плановый год в отпускных ценах за вычетом остатка нереализованной продукции на конец года в отпускных ценах:
900 + 38720 – 5162,7 = 34457,3 тыс. руб.
· прибыль составит:
34457,3 – 23551,7 = 10905,7 тыс. руб.
3.5. Валовая прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции в планируемом году, прибыли от прочей реализации, доходов от внереализационных операций за вычетом налога на имущество (данные представлены в таблице 1.3). Она составит:
10905,7+50+50+70 = 10935,7 тыс. руб.
Все расчеты представлены в таблице 2.2.
4. Рассчитаем налог на прибыль (заполним таблицу 2.3):
4.1. Прибыль, всего составит 10935,7 тыс. руб. (строка 8 таблицы 2.2);
4.2. Льготы по налогу на прибыль отсутствуют;
4.3. Налогооблагаемая прибыль также составит 10935,7 тыс. руб.;
4.4. Ставка налога составляет 24%;
4.5. Сумма налога на прибыль составляет:
10935,7 * 0,24 = 2624,6 тыс. руб.
4.6. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия – это прибыль, всего за вычетом суммы налога на прибыль:
10935,7 – 2624,6 = 8311,1 тыс. руб.
Все расчеты представлены в таблице 2.3.
5. Рассчитаем плановую потребность в собственных оборотных средствах на основании данных представленных в таблице 1.4:
5.1. Затраты за IV квартал в день – это отношение затрат за IV квартал всего к количеству дней в квартале (90):
4101 / 90 = 45,6 тыс. руб.
5.2. Затраты в день за IV квартал на незавершенное производство – это отношение затрат (всего) на незавершенное производство (таблица 1.1 строка 12) к количеству дней в квартале:
7398,3 / 90 = 82,2 тыс. руб.
5.3. Расходы будущих периодов за IV квартал всего и в день отсутствуют;
5.4. Затраты на IV квартал на готовую продукцию – это отношение затрат на IV квартал на готовую продукцию всего (строка 15 таблица 1.1.) к количеству дней в квартале:
7436,3 / 90 = 82,6 тыс. руб.
5.5. Итого затрат за IV квартал всего и в день составят: 18935,6 тыс. руб., 210,4 тыс. руб. соответственно.
5.6. Потребность в оборотных средствах на конец года в производственных запасах – это произведение затрат за IV квартал в день на норму запаса в днях в производственных запасах. Она составит:
45,6 * 55 = 2508 тыс. руб.
Потребность на конец года в оборотных средствах на незавершенное производство и готовую продукцию считается аналогично и составит 246,6 тыс. руб., 413 тыс. руб. соответственно.
Потребность в оборотных средствах на конец года на расходы будущих периодов – это сумма потребности в оборотных средствах на начало года для расходов будущих периодов и прироста потребности в оборотных средствах для расходов будущих периодов:
8+2 = 10 тыс. руб.
Итого в потребности в оборотных средствах на конец года составит 3172,6 тыс. руб.
5.7. Прирост потребности в производственных запасах – это разность между потребности в производственных запасах на конец года и на начало года:
2508 – 2222 = 286 тыс. руб.
Прирост потребности на конец года в оборотных средствах на расходы будущих периодов и на готовую продукцию составят: 66,6 тыс. руб., 115 тыс. руб. соответственно.
Итого прироста потребности в оборотных средствах по всем статьям составит 469,6 тыс. руб.
Все расчеты представлены в таблице 2.4.
6. Рассчитаем прирост норматива оборотных средств:
6.1. Прирост устойчивых пассивов составляет 48 тыс. руб.
6.2. Рассчитаем чистую прибыль – это разность между итого прироста потребности в оборотных средствах и суммой прироста устойчивых пассивов:
469.6 – 48 = 421,6 тыс. руб.
Расчеты представлены в таблице 2.5.
7. Рассчитаем показатели рентабельности:
7.1. Полная себестоимость реализуемой продукции составляет 23551,6 тыс. руб. (таблица 2.2. п. 4а);
7.2. Прибыль от реализации продукции составляет 10905,7 тыс. руб. (таблица 2.2 п. 4в).
7.3. Рентабельность реализованной продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализуемой продукции выраженной в процентах:
(10905,7 /23551,6) * 100% = 46,3%;
7.4. Выручка от реализации продукции – это сумма полной себестоимости реализуемой продукции и прибыли от реализации продукции:
23551,6 + 10905,7 = 34457,3 тыс. руб.
7.5. Рентабельность продаж – это отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции:
10905,7 / 34457,3 = 31,6%;
7.6. Рассчитаем среднегодовую стоимость основных и оборотных материальных производственных фондов:
Рассчитаем среднегодовую потребность в собственных оборотных средствах – это сумма итого в потребности в оборотных средствах на начало года и на конец года и все это деленное на два:
(2708 +3172,6)/2 = 2940,3 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных и оборотных средств – это сумма среднегодовой потребности в оборотных средствах и среднегодовой стоимости амортизируемых ОФ:
13971,4 + 2940,3 = 16911,7 тыс. руб.
7.7. Чистая прибыль составляет 8311,1 тыс. руб. (таблица 2.2 строка 6);
7.8. Рентабельность производственного капитала – это отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных фондов, выраженных в процентах:
(8311,1 / 16911,7) *100 = 49.1%.
Все расчеты представлены в таблице 2.6.
8. Произведем расчет источников финансирования капитальных вложений на основании данных представленных в таблице 1.7:
8.1. Амортизационные отчисления на основные производственные фонды составляют 2095,7 тыс. руб.4
8.2. Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом – это произведение СМР выполняемых хозяйственным способом и нормы плановых накоплений по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом в % (для расчетов проценты переведем в коэффициент):
2500 * 0,094 = 235 тыс. руб.;
8.3. Прибыль, направляемая на капитальные вложения производственного назначения, рассчитываются следующим образом – это капитальные вложения производственного назначения всего по всем показателям за вычетом амортизационных отчислений на основные производственные фонды и плановых накоплений по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом:
4321 – 2095,7 – 235 = 1990,3 тыс. руб.
8.4. Прибыль на капитальные вложения непроизводственного назначения – это капитальные вложения непроизводственного назначения всего по всем показателям за вычетом поступлений на жилищное строительство в порядке долевого участия:
1880 – 523 = 1357 тыс. руб.
Все расчеты приведены в таблице 2.7.
9. На основании произведенных расчетов составим баланс доходов и расходов (балансовый план) на 2005 год.
При составлении баланса нужно обратить внимание на следующие статьи баланса:
9.1. Затраты на производство и реализацию продукции за вычетом амортизационных отчислений составляют:
23551,6 – 2095,7 = 21455,9 тыс. руб.;
9.2. Нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – это чистая прибыль за вычетом прибыли от НИОКР (таблица 1.5), прибыли от содержания детских дошкольных учреждений (таблица 1.6), чистой прибыли от прироста норматива оборотных средств (таблица 2.5), прибыли направляемой на капитальные вложения непроизводственного и производственного назначения:
8311,1 – 90 – 98 – 421,6 – 1990,3 – 1357 = 4354,2 тыс. руб.
Баланс приведен в таблице 2.8.
Можно сделать следующие основные выводы:
· доходы и поступления составили в сумме 35525,3 тыс. руб., наибольший удельный вес в структуре доходов и поступлений составила выручка от реализации продукции (97%), на втором месте – средства на жилищное строительство, поступившие в порядке долевого участия (1,47%);
· расходы и отчисления составили в сумме (без налогов) – 32830,7 тыс. руб., наибольший удельный вес здесь занимают затраты на производство и реализацию продукции за вычетом амортизационных отчислений (60,4%), затем расходы на капитальное вложение (17,46%) и нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (12,26%);
· платежи в бюджет составили 2694,6 тыс. руб.;
· всего расходы, отчисления и платежи в бюджет составили 35525,3 тыс. руб.;
· превышение доходов над расходами составило 2694,6 тыс. руб., что говорит о безубыточном организации производства;
· долгосрочный кредит банка на капитальные вложения и, прочие расходы и прочие налоги и платежи также отсутствуют, что свидетельствует о том, что предприятие в достаточной степени обеспечено финансовыми ресурсами и источниками их формирования;
· рентабельность реализованной продукции составляет 46,3%, рентабельность продаж – 31,6%, рентабельность производственного капитала – 49,1%, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе предприятия.
С целью еще большего увеличения объема производства и снижению издержек предприятию нужно обратить внимание на то, чтобы :
1. усовершенствовать систему бухгалтерского учета, в частности перейти на машинно-автоматизированную систему бухгалтерского учета;
2. не допускать замены одного сырья другим, приобретать именно то сырье, которое заложено в рецептуре изделия;
3. не допускать переплаты налогов в бюджет, а использовать имеющиеся средства для увеличения оборачиваемости капитала;
4. не привлекать заемных денежных средств (ссуды);
5. не допускать простоев;
6. до минимума сократить непроизводственные потери сырья;
7. рассмотреть возможность увеличения доходов от не основных видов деятельности, в частности от сдачи в аренду площадей;
8. перейти к ценообразованию, основанному на нормах адекватно отражающих реальные затраты предприятия, для чего разработать и внедрить новые современные научно обоснованные нормы расхода материальных ресурсов;
9. рассмотреть возможность снижения постоянных расходов, в частности за счет сокращения численности рабочего персонала;
10. внедрить систему планирования затрат с целью снижения себестоимости и повышения эффективности использования средств.