Планирование издержек обращения торгового предприятия

Введение
В условияхрыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основномузвену всей экономики – предприятию, торговому предприятию. Именно на этихуровнях создается нужная обществу продукция, оказываются необоротные услуги. Напредприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаютсявопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительнойтехники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержекпроизводства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяетсямаркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Обращениетоваров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением иреализацией. Эти затраты живого и общественного труда, необходимые для доведениятоваров до потребителей, выраженные в денежной форме, называются издержкамиобращения.
Проблемаиздержек обращения одна из наиболее актуальных и важных проблем политикипредприятия, так как уровень, динамика и структура издержек тесно связаны со всемисторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования иорганизации процесса, движения товаров из сферы производства в сферупотребления.
Изучениеиздержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеетбольшое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность,так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособностьнаходятся во все большей зависимости от уровня затрат.
Правильнаяорганизация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы ихснижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ходвыполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых ифинансовых ресурсов. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торговогопредприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такойанализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения,способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда,основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учетаиздержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередьотысканию дополнительных резервов их сокращения.
Издержкиобращения являются важнейшим и качественным показателем деятельности торговогопредприятия.
Цельюнастоящей работы является анализ механизма формирования издержек обращения ипоиск путей их оптимизации.
Основнымизадачами курсовой работы является:
– датьхарактеристику издержкам обращения;
– привестипримеры основных показателей издержек;
– показатькак прогнозируются и планируются издержки обращения по общему объему и поосновным статьям;
– определитьрезервы снижения издержек обращения на предприятии.
Объектисследования данной курсовой – ПО «Хопер».

1. Общаяхарактеристика издержек обращения
 
Издержкамиобращения называются выраженные в денежной форме текущие затраты живого иовеществленного труда на планомерную организацию доведения и реализации товаровпотребителям. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортированияи хранения, подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управлениеторговыми организациями и предприятиями, на ведение учета.
Текущиерасходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественнойформе. По товарам личного потребления издержки обращения в основном приходятсяна оптовую и розничную торговлю, возмещаются они за счет оптовых и торговыхскидок. Часть этих издержек оплачивает промышленность. Это преимущественнорасходы по сбыту, транспортные расходы и стоимость тары в доле, включаемой воптовую цену промышленных предприятий.
В масштабенародного хозяйства издержки обращения выступают как общественно необходимыезатраты на процесс обращения товаров. Такими затратами принято называть расходына реализацию и доведение товаров до потребителей при общественно нормальныхусловиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников,соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания.
Издержкиобращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства,когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчиваярозничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой ирозничной торговли.
Издержкиобращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговлеопределяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах коптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – впроцентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения– важный качественный показатель торговой деятельности.
Каждая организация (предприятие) прежде чем начать производство продукцииопределяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить.
Прибыль организации (предприятия) зависит от двух показателей: ценыпродукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствиевзаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночногоценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может бытьвыше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравниваетсяавтоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержкипроизводства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объемапотребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организациипроизводства и других факторов.
Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижениязатрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
Что же понимается под издержками производства? В общем виде издержкипроизводства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг)представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производствапродукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на еепроизводство и реализацию.
В издержки производства и реализации продукции включаются
затраты, связанные с:
• непосредственным производством продукции, обусловленные
технологией и организацией производства;
• использованием природного сырья;
• подготовкой и освоением производства;
• совершенствованием технологии и организации производства, атакже улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности идругих эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
• изобретательством и рационализацией, проведением опытно- экспериментальныхработ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторскихвознаграждений и т.п.;
• обслуживанием производственного процесса: обеспечением производствасырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами ипредметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочемсостоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
• обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
• управлением производством: содержанием работников аппарата управленияорганизации (предприятия) и его структурных подразделений, командировками,содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатойконсультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскимирасходами в связи с коммерческой деятельностью организаций (предприятий) и т.п.:
• подготовкой и переподготовкой кадров;
• отчислением на государственное и негосударственное социальное страхованиеи пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения;
• отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
Конечно, результат деятельности организации (предприятия) (прибыльили убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ,услуг), основных средств и другого имущества предприятия (организации) идоходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этимоперациям.
Конечный результат определяется как разница между выручкой отреализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на еепроизводство и реализацию.
Различают понятия валового дохода и валовой прибыли.
обращениеиздержка резерв прогнозирование
2. Классификацияи показатели издержек обращения
Издержкиобращения торговых предприятий классифицируются по:
• участию вобразовании стоимости.
По этомупризнаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.
Чистыеиздержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые, являясьобщественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистыхиздержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров допотребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистымиздержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные срекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.
Дополнительныеиздержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые обусловленыпродолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкамотносятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку,упаковку и др.
В торговыхпредприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержекобращения. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, чтосуществует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастаниядоли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что приналичии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятийстановится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более быстрымитемпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процессаобслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме;
•подотраслям деятельности.
По этомупризнаку можно выделить издержки обращения:
розничныхторговых предприятий;
оптовыхторговых предприятий;
предприятиймассового питания.
Классификацияиздержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностямиторгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Спецификахозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, какправило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий – на предприятияхоптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в составеи структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности(например, в затраты предприятий питания включаются не только издержкиобращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительнойстепени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию;
•выполняемым задачам.
По этомупризнаку все издержки обращения можно разделить на операционные иадминистративно-управленческие.
Операционныеиздержки обращения – это расходы торговых предприятий, которые связаны сосуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственнымпродвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционнымрасходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы поаренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт;расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.
Административно-управленческиеиздержки – это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностьюаппарата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельностиконкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятсярасходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные,канцелярские расходы и расходы по командировкам и др.;
• способураспределения по товарным группам.
По этомупризнаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые ираспределительные (косвенные).
Прямыеиздержки – это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихсядокументов могут быть отнесены к определенной товарной группе бездополнительных расчетов.
Распределительные(косвенные) издержки – это расходы торгового предприятия, которые на основанииимеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе,вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительныхрасчетов;
• степенизависимости от изменений объема товарооборота.
По этомупризнаку все издержки обращения делятся на условно-переменные иусловно-постоянные.
Условно-переменныеиздержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которыхуменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятсятранспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаровк продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.
Условно-постоянныеиздержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которыхостается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постояннымотносятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений иинвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу и др.
Делениеиздержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, таккак учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Однакона величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказываетвлияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различнымв зависимости от конкретной ситуации;
• видамзатрат.
Данныйпризнак классификации издержек обращения является основным. По этому признакузатраты торговых предприятий можно разделить на следующие укрупненные группы:
оплататруда работников торговых предприятий;
оплатауслуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства);
материальноепотребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочныхматериалов, топлива, электроэнергии);
материальныепотери (убыль и потери товаров);
другиерасходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование)
Издержки обращенияхарактеризуются двумя показателями: абсолютной суммой издержек обращения и ихотносительным уровнем.
Абсолютнаясумма издержек обращения представляет собой стоимость показателей ихарактеризует объём затрат на процесс товародвижения.
Относительныйуровень издержек обращения – это затраты на рубль товарооборота, которыеопределяются по формуле:
/>
где Уи –относительный уровень издержек обращения;
И – абсолютнаясумма издержек обращения;
? pq –объём товарооборота.
Информацияоб издержках обращения содержится в данных статистического учёта и бухгалтерии.Сумма издержек обращения отражается в справке №1 к ежемесячному балансу, гдепоказывают их относительный уровень. Форма №5 (квартальная) «Отчёт об издержкахобращения по торговле и общественному питанию» содержит эти данные за квартал ис начала года нарастающим итогом. Для анализа заработной платы можнодополнительно использовать данные, содержащиеся в форме №5-Т «Отчёт овыполнении плана по труду в торговле». В форме №14 «Отчёт о расходах насодержание аппарата управления» содержатся данные поадминистративно-управленческим расходам.
Для анализаструктуры и динамики издержек обращения используются следующие показатели:
1)изменение суммы издержек обращения (? И):
/>
где И1 и И0– сумма издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;
2)изменение относительного уровня издержек обращения (? Уи):
/>
где Уи1 иУи0 – относительный уровень издержек обращения текущего и базового периодовсоответственно;
3) индексотносительного уровня издержек обращения (IУи):
/>

4) темпизменения уровня издержек обращения (ТизмУи):
/>
Данныйпоказатель характеризует интенсивность изменения затрат и применяется длясопоставления изменений относительных уровней издержек обращения различныхпредприятий;
5) суммаотносительной экономии или перерасхода издержек обращения (? Иотн). Этотпоказатель характеризует экономический эффект изменения уровней.
/>
Необходимоотметить, что индексы уровней издержек обращения в фактических и сопоставимыхценах взаимосвязаны между собой в следующей зависимости:
/>
где Ipхарактеризует изменение цен на товары и услуги.
Необходимопонимать, что уровень издержек обращения на разных предприятиях и в разныхторговых системах различается. Это связано с тем, что у них разный объём и структуратоварооборота, условия деятельности и т.д. На уровень издержек обращенияоказывают и другие факторы, которые специфичны для разных предприятий(специализация производства и другие).

Таблица 1.Показатели финансово – хозяйственной деятельности за 2009 год по Саратовскому ОПС № Показатели Ед.изм. 2008 год 2009 год 1. Прибыль (чистая) всего Тыс. руб. 35211 44221 торговля Тыс. руб. 7430 12096 общепит Тыс. руб. 4315 6092 производство Тыс. руб. 8664 10128 рынки Тыс. руб. 2662 2621 прочие Тыс. руб. 12140 13274 2. Валовый объем деятельности Тыс. руб. 1429262 1501539 3. Валовый доход от деятельности Тыс. руб. 312447 339539 в% к валовому объему % 21,86 22,61 4. Уровень реализационного наложения в торговле % 21,2 22,07 5. Уровень расходов в торговле % 19,27 19,65 6. Уровень реализационного наложения в общепите % 37,65 39,46 7. Уровень расходов в общепите % 31,47 33,31 8. Кредиты и займы на 1.01.09 Тыс. руб. 55379 57855 в т.ч. займы от населения Тыс. руб. 44294 46324 9. Дебиторская задолженность Тыс. руб. 48481 49128 10. Кредиторская задолженность, всего Тыс. руб. 93077 99999 в т.ч. поставщикам Тыс. руб. 61658 62038 по оплате труда Тыс. руб. 10764 11441 бюджету Тыс. руб. 17158 20803 11. Начислено налогов Тыс. руб. 80182 88611 в т.ч. ЕСН Тыс. руб. 30441 34633 12. Уплачено налогов включая налог на доходы физ. лиц Тыс. руб. 76963 84966 13. Объем капитальных вложений Тыс. руб. 19484 26504 14. Чистые активы Тыс. руб. 171787 202897 15. Обеспеченность баланса Тыс. руб. 44097 66336 16. Коэффициент ликвидности % 1,30 1,41

Из даннойтаблицы видно, что прибыль в торговле увеличилась на 4666 тыс. руб., уровеньрасходов в торговле увеличился на 0,38% по сравнению с 2008 годом, а уровеньрасходов в общепите уменьшился на 0,16%.
Таблица 2.Показатели издержек обращения по потребительским обществам Саратовского ОПС за 2009 год. Наименование организации
Сумма издержек
(тыс. руб.)
Уровень издержек
(%) ПО «Хопер» (Балашов) 16708,00 22,32 Турковское райпо 5034,00 35,18 Аткарское райпо 17498,00 19,42 Екатериновское райпо 4495,00 18,17 Красноармейское райпо 3176,00 18,03 Лысогорское райпо 2668,00 52,43 Саратовское райпо 5982,00 31,85 И т.д. – –
3. Прогнозированиепланирование издержек обращения по общему объему и по основным статьям.
Планированиеиздержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то,чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшимипотерями.
Важнымнаправлением в формировании затрат является планирование издержек.
Содержаниеплана издержек обращения состоит в определении величины расходов предприятиямидля осуществления ими нормального торгового процесса. В основе плана издержекобращения лежат:
– запланированный объем и структура товарооборота;
– задания по приросту сети;
– изменение в организационной структуре, ставках, тарифах и другихусловиях расчета.
Планированиеиздержек обращения неразрывно связано с планами валовых доходов, прибыли,расчетом потребности оборотных средств и банковских кредитов и т.д.
Приразработке плана издержек обращения делается несколько вариантов расчета, воснову которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбратьоптимальный вариант. Оптимальным называется такое решение, которое в данныххозяйственных условиях является наиболее эффективным.
Припланировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения всвязи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли,внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшенияорганизации труда.
Расчетплановой величины издержек обращения должен быть экономически обоснованным, чтопозволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, приростсобственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия.Следовательно, правильное планирование затрат на предприятии имеет ключевоезначение в системе управления издержками фирмы.
Планированиеиздержек обращения в торговых предприятиях осуществляется в определеннойпоследовательности. Выделяют следующие этапы планирования затрат предприятия:
– анализ издержек коммерческой фирмы в предплановом периоде;
– обоснование основных направлений экономии затрат в плановомпериоде;
– расчет плановой суммы затрат в разрезе отдельных статей;
– распределение общей величины затрат по этапам реализации товаров;
– расчет плановых издержек обращения в разрезе структурныхподразделений.
Припланировании издержек обращения используются различные методы, основными покоторым являются: метод технико-экономических расчетов, вариантных приближений,экономико-математическое моделирование.
Технико-экономическиенормативы используются при определении затрат труда, расходов потранспортированию товаров, расходов на содержание торговых помещений иинвентаря, расходов по таре, величины естественной убыли и т.д. Так, если нужноопределить затраты по перевозке грузов, то учитывается грузооборот и норматарифа за погрузочно-разгрузочные работы. При планировании затрат можетиспользоваться метод прямого счета и аналитический метод.
Методпрямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условияххозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте товара.Сущность его заключается в том, что затраты исчисляются по каждой статьерасходов, исходя из фактического уровня издержек.
Расчетприбыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявитьвлияния отдельных факторов на плановую величину затрат и при большойноменклатуре товаров очень трудоемок.
Аналитическийметод планирования издержек применяется при большом ассортименте выпускаемойпродукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки иконтроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определитьвлияние отдельных факторов на плановую величину затрат. При аналитическомметоде издержки рассчитываются не по каждому виду товаров, предлагаемых впланируемом году, а по всему объему продаж в целом.
Все большееприменение при расчетах издержек находит экономико-математическоемоделирование. С помощью математических расчетов и вычислительной техникиустанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота ииздержками обращения, дальностью перевозок и транспортными расходами и т.д. ивлиянием ограничивающих факторов. Наилучший вариант, полученный путемпостроения математической модели, применяется в плановых расчетах.Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексеметоды вариантных приближений и технико-экономических расчетов.
Припланировании издержек обращения необходимо учитывать резервы их снижения всвязи с действием факторов, особенно за счет улучшения организации торговли,внедрения новых, прогрессивных и более экономичных форм торговли, улучшенияорганизации труда.
Каждый видиздержек обращения имеет свои особенности расчета.
Предприятиепланирует издержки обращения прямым счетом, то есть подсчитывает расходы всоответствии с грузооборотом, численностью работников, договорами по аренде исодержанию помещения и т.д., а также в соответствии с установленными нормами,тарифами, ставками и другими показателями.
Кроме того,при планировании издержек обращения по основным статьям расходов можноиспользовать метод среднего уровня затрат.
Базовымпоказателем расчета в этом случае является средний уровень расходов по статьезатрат по отношению к товарообороту.
Издержкиобращения при использовании данного метода, будут определяться по формуле(3.2):
И = Т * Уср / 100%                                  (3.2)
где Т –товарооборот;
Уср –средний уровень издержек.
Дляопределения среднего уровня затрат используем результаты анализа издержек,данные о товарообороте предприятия.
Например,средний уровень расходов по оплате труда составляет 5,3%. Таким образом,используя формулу (3.2), получаем прогнозную величину затрат на предстоящийпериод.
И = 2644,3* 5,3 / 100% = 140,1.
При прочихравных условиях и неизменности основных статей затрат, общая величина издержекобращения предприятия составит 308,1 тыс. руб.
Рассмотримкоротко расчет отдельных статей издержек обращения.
Так,расходы по перевозке товара исчисляются отдельно по видам перевозокжелезнодорожным, водным и воздушным путем, автомобильным и гужевым транспортом.
Вбольшинстве случаев железнодорожным путем товары поставляются на условияхфранко-станция (пристань) назначения. Транспортные расходы оплачиваются поставщикамипри отгрузке товаров, а торговые предприятия, получая товары, оплачиваютрасходы только по разгрузке вагона на станции назначения и доставке товаровавтотранспортом на торговое предприятие. Поэтому расходы на железнодорожные иводные перевозки планируют только на ту часть товаров, которая будет доставленана условиях цены франко-станция (пристань) отправления. Для этого необходимосначала определить количество груза в тоннах, которое будет поступать на этихусловиях. Это количество грузов умножают на стоимость перевозки (тарифы).Стоимость погрузки и разгрузки товаров исчисляется отдельно на основеустановленных ставок. При постоянном составе иногородних поставщиков можнопланировать расходы по железнодорожным и водным перевозкам на основе фактическископившихся расходов за предплановый год с учетом возможных изменений.
Расходы зааренду помещения определяют из размера площади арендуемых площадей и ставокарендной платы. Прогнозная величина этих расходов соответствует сумме зааналогичный период 2003 г., то есть 49,1 тыс. руб.
Расходы поамортизации основных фондов отчисляют, исходя из стоимости их существующих нормамортизационных отчислений. При расчете принимают во внимание все оборудование,в том числе то, которое поступит в плановом периоде.
Расходы поизносу и содержанию МБП планируют с учетом потребности в них, сроках службы илисостояния физического износа на начало планового периода.
По всемостальным видам издержек обращения расчет производится на основе нормативов илиже размер их устанавливается, исходя из фактической потребности в плановомпериоде.
Припланировании издержек обращения по каждой статье торговым предприятиямнеобходимо широко использовать передовой опыт лучших предприятий, достигшихнаиболее экономного поведения хозяйства, нормативы по отдельным статьям воднородным торговых предприятиях и т.д.
Расходы нарекламу определяются на основе плана рекламных мероприятий в соответствии сосметой и графиком их осуществления.
Расходы натару рассчитываются исходя из объемов товарооборота по отдельным ее видам, нормуценки при ее возврате, норм амортизации по собственной инвентаризации, таре(таре – оборудованию) и планируемой сумме расходов на ее ремонт на предприятии.
Расходы наобязательное страхование имущества определяются исходя из стоимости активовпредприятия, подлежащих страхованию, размеров страховых тарифов и нормативовплатежей страхования.
Оставшаясячасть плановой суммы издержек обращения предприятия (за вычетом их суммыотносимой на запасы товаров на конец планового периода) будет относиться кобъему реализации товаров в плановом периоде и определять его реальнуюиздержкоемкость.

Таблица 3.Показатели прогноза развития потребительской кооперации САРАТОВСКОЙ области на 2010 год
показатели
Единица измерения
2010 год Совокупный объем деятельности
Млн. руб. 2437
В том числе:
Млн. руб. Оборот розничной торговли
Млн. руб. 1370 Оборот общественного питания
Млн. руб. 143 Оптовый оборот
Млн. руб. 45 Объем закупок сельхозпродуктов и сырья
Млн. руб. 460 Объем производства промышленной продукции
Млн. руб. 360 Объем платных услуг населению
Млн. руб. 59
Из них бытовые услуги
Млн. руб. 3,3 Закупки основных видов сельхоз продуктов: Мясо и мясопродукты (живой вес)
тонн 3800 (убойный вес)
тонн 2300 Молоко и молокопродукты
тонн 2100 Яйца
Тыс.шт. 4700 Картофель
тонн 1300 Овощи
тонн 1700 Плоды и ягоды культурные-всего
тонн 700 И т.д. – –
В таблице 3представлены показатели прогноза развития потребительской кооперации на 2010год.
4. Резервыснижения издержек обращения на предприятии
Насовременном этапе в новых экономических условиях исключительно важное значениеприобретает режим экономии, эффективное использование материальных, трудовых ифинансовых ресурсов. Издержки обращения являются одним из качественныхпоказателей работы предприятия, в котором находят отражения итоги хозяйственнойдеятельности, проявляются достижения и недостатки в организации торговли,расходовании средств. Резервы экономии издержек обращения имеются по всемстатьям, выявление и использование которых в значительной степени зависит отуровня аналитической работы. Тщательный анализ издержек обращения, выявлениенеиспользуемых внутрихозяйственных резервов является важной предпосылкойнаучного обоснования текущих затрат торгового предприятия. Поиск резервовснижения издержек обращения должен быть направлен на расходы, которыенепосредственно не связаны с обслуживанием покупателей.
Исходя изтого, что издержки обращения занимают значительное место в торговой надбавке,их сокращение является весомым фактором:
– Уменьшенияторговой надбавки, что способствует снижению цен на товары, повышению ихконкурентоспособности, следовательно, росту оборота розничной торговли;
– Увеличенияприбыли, так как при неизменном размере торговой надбавки предприятиеувеличивает часть доходов, формирующих прибыль.
Несоответствиеассортимента товаров спросу населения и выпуск товаров низкого качествавызывает потери товаров, повышенные издержки обращения по их хранению,транспортировке, по содержанию торговых помещений, нерациональное использованиерабочего времени. Кроме того, наличие неходовых товаров и товаров низкогокаче6ства вызывает замедление оборачиваемости, снижает эффективностьиспользования основных и оборотных средств. Затоваривание ведет к роступроцентов за пользование заемными средствами, вызывает увеличение другихрасходов. Улучшение торгово-оперативной, коммерческой работы будетспособствовать снижению издержек обращения.
Такженаправлением снижения издержек обращения и повышения эффективностиосуществления торговой деятельности является развитие маркетинговой службы.Необходимость проведения маркетинговой работы, направленной на своегопокупателя, для снижения уровня издержек обращения подтверждается практикой. Вэтой связи необходимо принимать меры по совершенствованию службы изученияспроса, расширить торговлю по предварительным заказам населению.
Дляобеспечения конкурентоспособности необходимо систематически следить законъюнктурой рынка, стремиться наиболее полно удовлетворять покупательскийспрос с целью расширения своей доли на рынке. При этом необходимо уделятьвнимание оценке деятельности конкурентов. Исходя из того, что цена товарапредставляет собой совокупную величину затрат и прибыли, токонкурентоспособность торгового предприятия зависит от совокупности егорасходов.
Снижениюиздержек обращения также поспособствует улучшение товародвижения и сокращениевремени обращения товаров. В этих целях необходимо совершенствовать торговоеобслуживание населения, наиболее полно использовать трудовые, материальные и финансовыересурсы. На сокращение издержек обращения также может оказать улучшениетранспортных связей, увеличение грузоподъемности и мощности подвижного состава,повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ на всех видахтранспорта.
Для достижениярежима экономии издержек обращения необходимо организовать работу во всехзвеньях товародвижения. В этой связи необходимо разработать оптимальные схемытовародвижения для различных групп товаров, с учетом устранения нерациональныхперевозок, лучшего использования транспорта и оптимального размещения товарныхзапасов.
На издержкиобращения оказывает влияние ускорение научно-технического прогресса,использование достижений науки, повышение производительности труда, техническоеперевооружение торговли. Оснащение современным торгово-технологическимоборудованием, инвентарем и средствами механизации и автоматизации способствуетповышению эффективности труда работников и снижению издержек обращения приповышении качества торгового обслуживания населения.
Типичныйподход при определении важнейших направлений снижения издержек – это экономиявсех ресурсов, которые потребляются в процессе обращения. Так как затраты наоплату труда в райпо занимают большую долю, то необходимо рациональное иэффективное использование трудовых ресурсов. Это можно обеспечить за счет:
– Качественногоподбора кадров, их подготовки и обучения;
– Созданиядля эффективной работы условий, как технические (свет, тепло), так иорганизационно-психологические (своевременное обеспечение рабочих всемнеобходимым для работы, рациональный режим деятельности, поощрение стремленияработников к творчеству и повышению квалификации, к профессиональному росту,предоставление самостоятельной деятельности).
– Важнымусловием эффективности деятельности работников является создание такойструктуры предприятия, которая учитывала бы требования рынка, возможностипредприятия и в то же время не была бы консервативна.
Дляповышения производительности труда необходимо совершенствовать системуматериального и морального поощрения, внедрение и дальнейшее совершенствованиесдельно-премиальной системы оплаты труда. Рост производительности труда вторговле уменьшает затраты труда, снижает расходы на оплату труда, хранению итранспортировке товаров. Совершенствование системы материального поощрениянаряду с улучшением системы оплаты труда должно быть направлено на повышениеэкономической эффективности торговли, на устранение излишних расходов,непланируемых потерь от уплаченных штрафов за невыполнение договоров.
Важным факторомснижения издержек обращения является внедрение прогрессивных форм торговли,таких как самообслуживание, торговля по заказам покупателей, торговля пообразцам и другие. Но с учетом того, что торговые предприятия Белгородскогорайпо в основном находятся в сельской местности внедрение в предприятияхрозничной торговли самообслуживания на данном этапе невозможно, но можнопредложить другие формы торговли для увеличения оборота розничной торговли. Этонаряду с улучшением режима работы торговых предприятий обеспечит дальнейшееповышение уровня обслуживания населения.
Основныенаправления снижения расходов необходимо изыскивать в совершенствованииторгово-технологического процесса и повышении эффективности использования всехвидов ресурсов, развитии маркетинговой службы. Вытесняемая с городских рынковкооперативная торговля должна больше внимания акцентировать на потребностяхсельского населения. В связи с этим необходимо торговым предприятиям принятьмеры по совершенствованию службы изучения спроса, расширению торговли попредварительным заказам населения, активизировать продажи товаров в периодроста денежных доходов сельского населения. Улучшение торгового обслуживаниянаселения путем организации торговли по образцам, продажи на полевых станах, вбригадах, на фермах.
Такжеорганизациям потребительской кооперации необходимо активизировать работу поформированию фонда развития потребительской кооперации и повыситьответственность руководителей за его целевое использование, а также мотивациютруда, обеспечить более высокую зависимость размера его оплаты от выполненияпланов и конечных результатов деятельности.
Режимэкономии торгового предприятия предполагает снижение потерь товаров в процессеих доставки, хранения и реализации, рациональное использование транспортныхсредств, ликвидацию потерь рабочего времени и потерь по таре, ускорениеоборачиваемости оборотного капитала и т.д.
Важнымрезервом снижения потерь товаров является увеличение объема их расфасовки впромышленности, применение упаковочных материалов более высокого качества. Этопозволит продуктам пройти без потерь весь цикл товародвижения и увеличить ихсрок хранения.
Дляустранения потерь необходимо:
– Улучшитьусловия складирования и хранения товаров;
– Недопускать образования сверхнормативных запасов товаров;
– Усилитьконтроль за сохранностью товаров.
Важнымрезервом экономии издержек обращения является ускорение оборачиваемостисредств, вложенных в товарные запасы, что позволит увеличить долю собственныхсредств в оплате товаров. Также резервом экономии является бережное отношение старой. Правильная организация тарного хозяйства даст возможность ликвидироватьпотери и получить доходы от операций с тарой. Не менее важным резервом экономиииздержек является сокращение и полное устранение не планируемых потерь:штрафов, пеней, неустоек, убытков от списания дебиторской задолженности. Дляэтого необходимо обеспечить четкую организацию учета и контроля за выполнениемдоговорных обязательств.
На каждомпредприятии успех борьбы за строгое соблюдение режима экономии завит оттворческой инициативы и многообразия форм хозяйствования. Важное место в этомделе отводится работникам экономического отдела. Их усилия должны бытьнаправлены на работу предприятия по методу полного хозяйственного ведения, чтобудет служить стимулом для соблюдения режима экономии каждым работником насвоем рабочем месте.
Такимобразом, снижение издержек обращения на торговых предприятиях Белгородскогорайпо должно происходить при одновременном повышении культуры торговли за счетфакторов:
– Повышениекачества товаров и расширения их ассортимента в соответствии со спросомнаселения на основе укрепления межотраслевых хозяйственных связей;
– Экономиивремени и снижения затрат живого труда за счет роста производительности труда;
– Внедрениедостижений научно-технического прогресса, обеспечивающих повышениеэффективности использования материально-технической базы, и заключается в болееполном использовании экономических ресурсов имеющихся на предприятиях иприобретение нового оборудования и инвентаря;
– Совершенствованиеорганизации торговли и труда обеспечивает производительность труда, т.е.экономию затрат живого труда;
– Внедрениепрогрессивных форм торгового обслуживания;
– Совершенствованиесистемы управления и планирования, сокращение расходов на управление;
– Совершенствованиеметодов хозяйствования, повышения роли материальных и моральных стимулов в деледостижения наибольших результатов при наименьших затратах, более широкоговнедрения автоматизированных систем управления;
– Повышенияэффективности использования оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;
– Улучшениетранспортировки, заключение договоров на поставку с продавцами, улучшениеусловий хранения товаров, рационализация товародвижения;
– Повышениеответственности трудового коллектива за качество работы, за обеспечениеритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров.
Выявлениерезервов снижения издержек обращения является важнейшим условием повышенияэффективности и культуры торговли, удовлетворения спроса населения на товарынародного потребления при наименьших затратах.

Заключение
Главныймотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях – максимизацияприбыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всехслучаях ограничены издержками обращения и спросом на реализуемую продукцию.Поскольку издержки обращения это основной ограничитель прибыли и одновременноглавный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководствомпредприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек обращения и ихвеличины на перспективу.
Издержкамиобращения называются выраженные в денежной форме затраты живого иовеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаровпотребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли,транспортирование, хранение, упаковку, посротировку и подготовку товаров кпродаже, а также расходы на организацию закупки и реализации товаров, науправление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением плановторгово-финансовой деятельности, расходы на аренду и содержание зданий,сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, а также расходы нарекламу.
Задачианализа издержек обращения состоят в том, чтобы дать общую оценку выполненияплана издержек обращения, как в целом, так и в разрезе статей, установитьфакторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработатьмероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.
Анализиздержек обращения проводится по данным статистической и бухгалтерскойотчетности, материалам текущего учета, первичным документам, внеучетнымисточникам информации и личным наблюдениям.
Оптимизацияиздержек обращения всегда являлось важнейшим вопросом в экономике. Решению этойзадачи в частности способствует хорошо налаженный учет издержек обращения, ихконтроль и анализ.
Анализиздержек обращения, проделанный в работе, позволил выявить резервы сниженияиздержек обращения и сделать следующие выводы:
– Снижениеуровня издержек обращения обеспечено за счет увеличения объема продаж вдействующих ценах. Рост цен привел к снижению уровня расходов.
– Засчет фактора структура оборота произошло снижение общего уровня издержекобращения.
В целомбухгалтерский учет дает информацию о состоянии издержек обращения. Однакоимеются пути для повышения его эффективности:
– Полнаяавтоматизация всего учетного процесса издержек обращения;
– Первостепенноезначение имеет своевременно и надлежащим образом оформленная первичнаядокументация;
– Припланировании издержек обращения должны быть обеспечены единство и сопоставимостьпоказателей издержек в плане, учете и отчетности.
К основнымрезервам экономии издержек обращения следует отнести:
– Ростоборота розничной торговли, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаровв плановом периоде;
– Эффективноеиспользование материально-технической базы торговли;
– Внедрениепрогрессивных форм торгового обслуживания;
– Повышениепроизводительности труда;
– Своевременныйввод в действие новых, дополнительных рабочих мест;
– Сокращениезвенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизациюпогрузочно-разгрузочных работ;
– Сокращениеи ликвидация потерь продукции и потерь по таре;
– Ускорениеоборачиваемости товаров;
– Усилениеконтроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, неработающих на отдачу;
– Повышениеответственности трудового коллектива за качество работы, за обеспечениеритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров;
– Совершенствованиесистемы материального и морального поощрения, внедрение и дальнейшеесовершенствование сдельно-премиальной системы оплаты труда;
– – нормированиеиздержек с учетом нетоварной издержкоемкости и др.
Реализацияпредложений по совершенствованию учета и по мобилизации резервов сниженияиздержек обращения, выявленных в ходе анализа позволит усилить контроль заиздержками обращения и привести их к оптимальному уровню.
 

Списоклитературы
1. Баскакова О.В. «Экономика организаций (предприятий)»: Учебноепособие – Москва, 2007 г.;.
2. Донцов Л.В.«Совершенствование анализа издержек обращения» – Ми.: Выш. шк., 1991 г.;
3. Петров В. «Издержки обращения на остаток товаров» – «Торговля»,1992 г., №4–6.;
4. Раицкий К.А. «Экономика предприятия»: Учебник – Москва 2002;Сергеев И.В. «Экономика предприятия»: Учебное пособие. – М.: Финансы истатистика, 2002;
5. Фридман А.М. «Экономика предприятий торговли и питанияпотребительского общества»: Учебник, Москва, 2008;
6. Чечевицина Л.Н. «Микроэкономика»: Издание 3-е, дополненное ипереработанное, Ростов-на-Дону 2003.