ПЛАН
Введение
1. Задачи государственного планирования природопользования
2. Сущность программно-целевого метода планирования природопользования
3. Планирование природопользование в порту Ванино
Заключение
Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Природопользование – это рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана. Общественная полезность каждого элемента природной среды есть потребительное благо, которое должно быть оценено, подсчитано, использовано в виде норматива экологического управления (защиты) природной среды. Продуктом капиталовложений природоохранного характера является продукт особого рода – экологически чистая природная среда, сохранение и приумножение темпов прироста воспроизводства ресурсов.
Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу. Первостепенная роль в создание основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.
2. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В последние годы экологический фактор сталь реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни и т.п. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и все более новые экологические проблемы. Все это свидетельствует о кризисе государственной политики природопользования.
Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностей и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер.
Можно выделить следующие стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:
* последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий;
* последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего системе оценок генетического здоровья населения;
* восстановление и сохранение биосферного равновесия, генетического фонда животного мира;
* рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала России.
Планирование природопользования представляет собой комплекс действий и решений, разработка специфических стратегий, предназначенных для реализации поставленных целей. Основными этапами планирования в любой сфере деятельности (при условии, что цели определены) являются сбор и анализ информации, прогноз изменения ситуации в будущем, разработка конкретных мероприятий для достижения определенного результата, формирование организационной структуры для реализации мероприятий, распределение ресурсов и выбор источников финансирования.
В свете перечисленных выше целей задачами государственного планирования природопользования являются:
1. Определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды.
Разработка целей и направлений государственной политики относится к исключительной компетенции Федерального собрания РФ.
2. Формирование достоверной базы данных о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации, сбор системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (Российская Федерация, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
В настоящее время, для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации формируется система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР). Порядок формирования КТКПР регламентируется Приказом Министерства Охраны Окружающей Среды и природных ресурсов РФ № 326 от 17 августа 1995 года.
3. Разработка конкретных программ, планов, мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональное природопользование в следующих сферах:
* экологически безопасное развитие производства и размещение производительных сил;
* создание здоровой среды обитания населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
* оздоровление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России;
* решение глобальных экологических проблем, международное сотрудничество в области природоохранной деятельности.
4. Своевременное обеспечение намеченных мероприятий и программ нормативно-правовой базой. Разработка стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности (при всех формах собственности), антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей человека среды.
В условиях перехода к рыночным отношениям управление природопользованием осуществляется, в основном, через систему регламентаций режимов природопользования, которая устанавливается территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Регламентации и ограничения имеют ряд градаций от тех, нарушение которых абсолютно недопустимо, до наиболее оптимальных.
5. Формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования, которые призваны осуществлять единую экологическую политику России на различных уровнях планирования – на уровне страны, регионов, конкретных проектов и программ.
6. Разработка эффективной системы финансирования мероприятий, направленных на охрану природы и рациональное природопользование.
Меры по стабилизации финансовой системы страны, выразившиеся в резком сокращении расходной части федерального бюджета, не позволяют в нужной мере задействовать его средства для финансирования природоохранных мероприятий. На средства из федерального бюджета осуществляются природоохранные мероприятия, только включенные в состав государственных программ. Централизованно за счет государства финансируется также основная деятельность природоохранных министерств и ведомств (Минприроды России, Росгидромета, Роскомзема, Роскомвода и др.).
Основными источниками финансирования в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности, аккумулируемые посредством отчислений во внебюджетный федеральный экологический фонд, сбор платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Основными методами планирования природопользования на государственном уровне являются нормативный и программно-целевой методы.
Экологический норматив определяет степень максимально допустимого вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия на природную среду, которые приводят к опустыниванию. Указанные ограничения в хозяйственной деятельности человека или ограничение влияний нооценозов на природную среду определяются желательными для человека состояниями нообиогеоценоза, его социально-биологической выносливостью и хозяйственными соображениями. В качестве примера экологического норматива можно привести биологическую продуктивность биогеоценоза и хозяйственную производительность. Общим экологическим нормативом для всех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости.
Другое, одно из важнейших средств осуществления экологической политики России, — программный механизм реализации мер по охране окружающей среды
2. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Сущность программно-целевого метода планирования состоит в комплексном подходе к достижению заданной цели с помощью особой программы, в которой предусматривается организационный механизм реализации программы. Первым этапом программно-целевого планирования является постановка и четкая формулировка определенной задачи; под конкретную задачу разрабатывается и утверждается план действий (программа) с детальным описанием мероприятий и лиц (организаций), ответственных за проведение каждого мероприятия. Программа должна предусматривать источники финансирования, этапы реализации, критерии оценки достигнутых результатов.
Программно-целевой метод планирования природопользования на уровне государства представляет собой пакет нормативных актов (Планов, Программ, Мероприятий и т.д.), рассчитанных, как правило, на долгосрочной основе (2-5 лет).
В конце 1993 г., в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию, был разработан национальный план действий России по окружающей среде, который в 1994 г. стал основой подготовки базисных документов, определяющих экологическую политику страны.
4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации одобрены “Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”. Во исполнение этого Указа был разработан и утвержден план действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 гг. (от 18.05.94 г. №496), а также проведен конкурс на разработку проекта Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.
План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды представляет собой перечень конкретных мероприятий – законодательных и нормативных актов, программ и других проблем, подлежащих разработке и реализации в установленные сроки ответственными исполнителями. Из 96 работ, предусмотренных планом действий Правительства, 30 (29%) – это законопроекты, 47 (45%) – федеральные целевые программы (подпрограммы) и 19 (26%) – прочие нормативные документы. В сфере решения проблем взаимодействия общества и природы, сохранения природных богатств, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления окружающей среды большое место отводится федеральным целевым программам. Они являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы для достижения конечных социально-экономических результатов.
Минприроды России разработано 11 федеральных программ и подпрограмм (включая “Экологическая безопасность России”), две программы утверждены (одобрены) в 1994 году Постановлениями Правительства Российской Федеpации, а именно: от 06.07.94 г. №809 “Снижение уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников” (“Радон”) и от 25.11.94 г. №1306 “О комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна”.
По ряду федеральных программ экологической направленности государственными заказчиками являются другие министерства и ведомства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 г. №574-р по заказу Комитета Российской Федерации по водному хозяйству головными организациями – разработчиками (Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия, Институт водных проблем РАН, ИЦ “Союзводпроект”) совместно с ведущими научными организациями России завершается разработка федеральной целевой программы “Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна” (“Возрождение Волги”).
Исходя из основных положений программы, каждая отрасль и отдельные субъекты хозяйственной деятельности, имеющие свои объекты в бассейне реки, должны разработать и реализовать энерго-, ресурсосберегающие технологии и проекты, удовлетворяющие действующим экологическим требованиям и ограничениям, а также определить экономические и финансовые условия поэтапного доведения технологий до экологически допустимого уровня, с указанием конкретных результатов их эффективности по каждому году.
Основной проблемой реализации разработанных программ является финансирование. Уровень финансирования программ из федерального бюджета в 1997 году не превышал 5-6% от общих затрат, это вдвое ниже предусмотренного при утверждении программ.
Осуществление ранее утвержденной программы “Конверсия – экологии” срывается из-за отсутствия финансирования. Между тем ее реализация могла бы повысить экологическую безопасность России, снизила бы риск крупных техногенно-экологических катастроф, особенно в условиях переходного периода, характеризуемого дестабилизацией промышленного производства и нарушениями технологических регламентов. Например, в результате реализации программ «Диоксины», ЕГАСКРО, «Заповедники» В 1997 году предотвращен экологический ущерб на сумму около 2 млрд. рублей.*
Развитие программно-целевого метода решения природоохранных проблем является важнейшей задачей государственного регулирования природопользования. В этой связи должна найти свое решение проблема повышения эффективности использования зарубежных кредитов Всемирного банка, выделяемых под реализацию Проекта по управлению окружающей средой (ПУОС), Проекта ГЭФ по поэтапному сокращению потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и других.
Впрочем, в условиях социально-политического и экономического кризиса в стране, грозящего России дефолта, основной упор следует делать на локальные источники финансирования, то есть на средства предприятий и граждан.
3. ПЛАН ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПОРТУ ВАНИНО
Основным видом деятельности стивидорных компаний, работающих в порту Ванино (ОАО «Порт Ванино», ЗАО «Трансбункер» является организация и производство погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиторское обслуживание каботажных, внешнеторговых и транзитных грузов.
Основными видами грузов, проходящими через ОАО «Порт Ванино», являются лесные, генеральные грузы, руда и металлы. ЗАО «Трансбункер» перерабатывает, в основном, нефтепродукты. В связи с этим приоритетным направлением в области охраны окружающей среды на в Администрации порта Ванино является очистка акватории порта.
Основными моментами плана по поддержанию акватории в нормальном санитарном состоянии являются:
1. Предотвращение загрязнения акваторий порта.
Основными мерами по предотвращению загрязнения акваторий порта являются установление нормативов качества воды и регламентация правил обслуживания судов, которые закрепляются в соответствующих руководящих документах, изданных Морской Администрацией. Указанные правила отражены в «Своде обычаев порта Ванино», доведены до сведения всех судовладельцев. В частности, судну запрещается сбрасывать на акватории порта Ванино мусор и льялые воды. Сбором отходов с судов занимается специализированное плавсредство.
2. Организация проведения работ по регулярной очистки акваторий порта.
Общие требования к качеству воды акваторий портов установлены Санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод и морей. Для оценки степени загрязненности устанавливаются контрольные участки размером от 50 до 100 м2 (не менее 3 участков). Оценку степени загрязненности акватории плавающими примесями производят визуально в баллах. Общая оценка степени загрязненности принимается по худшему параметру (высшему баллу) любой плавающей примеси. При степени загрязненности акватории, превышающей 2 балла, производится очистка воды силами и техническими средствами Морской администрации. Следует отметить, что финансирование мероприятий по поддержанию акватории порта в нормальном состоянии происходит минуя федеральный бюджет, а именно – за счет средств предприятий и организаций. Ежеквартально предприятия перечисляют на специальный экологический счет районной администрации платежи за сбросы загрязняющих веществ в акваторию порта. 90% платежей идет по предоплате за плановый период (квартал) Например, сумма перечислений ОАО «Порт Ванино» по указанной позиции составила 25000 руб. за 1998 год.
3. Организация работ по ликвидации разливов нефти и их последствий.
Для предупреждения разлива нефти участок, на котором осуществляется бункеровка судов (территория ЗАО «Трансбункер») защищена стационарными боновыми заграждениями. В случае разлива нефтепродуктов боновые заграждения устанавливаются вокруг судна, вокруг нефтяного пятна либо по дуге с обхватом нефтяного пятна. Основным методом сбора нефти при ликвидации разливов в порту Ванино является механический метод, при котором жидкость с поверхности акватории собирается специально оборудованном нефтесборщиком.
Расходы по локализации и ликвидации разлива нефти возмещаются, как правило, стивидорной компанией либо судовладельцем.
План природоохранных мероприятий ОАО «Порт Ванино» на 1999 год
План рационального природопользования в стивидорной компании ОАО «Порт Ванино» разрабатывается и утверждается ежегодно комитете экологии Ванинского района. На 1999 год намечены следующие природоохранные мероприятия:
1. Консервация котлов на твердом топливе на 15-м причале. Установка бойлера KSO-200R, работающего на дизельном топливе. Общая сметная стоимость приобретения и установки бойлера – 3600USD. Ожидаемый эффект – уменьшение выбросов в атмосферу.
2. Обустройство автозаправочной станции на территории ППК-1 производственно-ливневой канализацией. Реконструкция поливомоечного автомобиля на базе автомобиля ЗИЛ-130. Общая сметная стоимость – 8000 руб. Ожидаемый эффект – уменьшение выбросов в атмосферу, предотвращение загрязнения почвы.
3. Проведение лесопосадок*. Устройство противопожарных разрывов. Подготовка почвы под посадку. Общая сметная стоимость, включая приобретение саженцев у Северного лесничества, составляет 168900 руб. Ожидаемый эффект –восстановление лесного покрытия на территории площадью 80 га.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели, задачи и важность планирования природопользования определены давно. Однако, как бы хорош и реалистичен не был план, его трудно реализовать в условиях глобального дефицита средств (глобального в масштабах России). В связи с этим, эффективность государственного регулирования природопользования неуклонно снижается. Начиная с 1991 года, на первом плане в Правительстве стоят такие проблемы, как инфляция, кризис производства, погашение внешнего долга.
Экологические последствия такой политики будут самыми катастрофическими. Например, принятые энергетические программы, развитие атомной энергетики, ориентация на увеличение добычи полезных ископаемых позволят повысить валовой внутренний продукт. Однако очевидны и чрезвычайно негативные экологические последствия такого курса для многих регионов страны. В экономике необходима ориентация на конечные результаты, а не на промежуточные валовые показатели. Поэтому планирование природопользование должно осуществляться в рамках общего планирования народохозяйственной деятельности. И наоброт, каждый план, либо программа по развитию объектов промышленности, сельского хозяйства, энергетики должен предусматривать мероприятия по рациональному природопользованию.
Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад Председателя Госкомэкологии России «Итоги десятилетия. Приоритетные задачи на будущее»// ЭКОС-информ. 1998. №2
2. Итоги работы Госкомэкологии России за 1996 год и задачи на 1997 год// ЭКОС-информ. 1997. №1-2.
3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. “Экономика природопользования и рынок”, Москва, 1997г.
4. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология, здоровье и природопользование в России», Москва, Финансы и Статистика, 1995г.
5. Пыльнева Т.Г. “Природопользование”, Москва, 1997г.
6. Резолюция Международногшо симпозиума «Стратегия развитии России в третьем тысячелетии»// ЭКОС-информ. 1997. №12
* Экос-Информ, 1997г., № 12, стр. 14
* К неосновным видам деятельности ОАО «Порт Ванино» относится заготовка деловой древесины. Ежегодно предприятие заготавливает до 30000 кбм. круглого леса.