Планирование развития систем теплоснабжения

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
 
В.Г. Семенов, главный редакторнаучно-технического журнала «Новости теплоснабжения»,
В.В. Ковальчук, вице-президент НекоммерческогоПартнерства «Российское теплоснабжение»

Исторически сложилось так, что при всей своей социально-экономическойзначимости теплоснабжение в регионах является одной из самых проблемных тем дляорганов власти. Деструкция плановой экономики страны эхом отразилась на всехуровнях народного хозяйства. Развитие систем коммунальной инфраструктуры сталоисключительно прерогативой местных властей, у которых не было для этогозачастую ни финансовых, ни кадровых ресурсов. В результате системы коммунальнойинфраструктуры и, прежде всего, системы теплоснабжения стали развиватьсяисключительно в логике решения локальных задач со сроком выполнения максимумдва–три года. Усугубляла положение ведомственная и коммерческая разобщенностьучастников систем теплоснабжения, когда различные звенья технологически единойсистемы теплоснабжения населенного пункта оказались в собственности различныхсубъектов, преследующих свои цели.
Принятыеновые редакции Жилищного и Градостроительного кодекса, а также принятие Закона«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»кардинально меняют ситуацию и существенно усиливают роль региональных и местныхорганов власти в части управления развитием коммунальной инфраструктуры исоздают правовой инструментарий для реализации политики обеспечения надежного икачественного теплоснабжения.
Всоответствие с ФЗ-210 «Об основах регулирования тарифов организацийкоммунального комплекса» начиная с 2006 года для всех муниципальных образованийявляется обязательной разработка программ комплексного развития системкоммунальной инфраструктуры, определяющей развитие этих систем в соответствии спотребностями жилищного и промышленного строительства. В свою очередь данныепрограммы являются основанием для выдачи местными органами власти техническихзаданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунальногокомплекса, определяющих конкретные мероприятия по модернизации систем илиновому строительству. Инвестиционная программа и расчет необходимых для еереализации финансовых средств является основанием для органа регулированиямуниципального образования по установлению инвестиционных надбавок и тарифов наподключение. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным законом органы местногосамоуправления наделяются широкими полномочиями по определению направленийразвития инфраструктуры и определению источников их финансирования. Фактическиразвитие системы коммунальной инфраструктуры определяется решениями органовместного самоуправления и осуществляется за счет средств городского бюджета идополнительных тарифов для потребителей. Контроль исполнения инвестиционныхпрограмм, в том числе и за расходованием средств, осуществляется на основедоговоров с организациями коммунального комплекса, определяющих условияреализации утвержденной программы.
Особохотелось бы обратить внимание на ряд новаций ФЗ-210, значение которых до сихпор не находит ясного понимания у многих энергетиков и, прежде всего, упредставителей «большой энергетики»:
— законвводит понятия «организации коммунального комплекса» и «систем коммунальнойинфраструктуры», в соответствии с которыми ТЭЦ, котельные, теплосети АО-энергомогут быть отнесены к таковым, т. к. «осуществляют эксплуатацию системкоммунальной инфраструктуры для электро-, теплоснабжения, расположенных(полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований ипредназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований»;
— вводятсяпонятия «программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры»,«инвестиционная программа организации коммунального комплекса»,«производственная программа», являющиеся основой для установления тарифов ипланирования развития;
— вводятсяпонятия «тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры» и«надбавка к тарифу», легализующие финансовый ресурс для целевого финансированияразвития организаций коммунального комплекса;
— законоставляет порядок регулирования тарифов на электро- и тепловую энергию всоответствии с ФЗ № 41 «О государственном регулировании тарифов наэлектрическую и тепловую энергию в РФ» и законодательством обэлектроэнергетике, но при этом в закон № 41 внесены изменения, согласно которымнадбавки к тарифам и тарифы на подключение относятся к ведению органов местногосамоуправления и падают под действие настоящего закона.
Такимобразом, в руках органов местного самоуправления сконцентрированы полномочия нетолько по установлению планов развития систем теплоснабжения, но и, что болееважно, эти полномочия подкреплены правом установления соответствующих тарифов.Основой для всего этого является наличие у поселения обязательной Программыкомплексного развития системы теплоснабжения. И здесь возникает огромнаяопасность, заключающаяся в отсутствии методологической основы для разработкитаких Программ. В результате можно прогнозировать появление в ближайшее времяогромного количества Программ, разработанных представителями различныхорганизаций, с различной компетенцией, со своим видением содержания такойПрограммы. К сожалению, наработки советских времен (например, «Эталон схемытеплоснабжения города или промышленного узла», «Положение о порядке разработки,рассмотрения и утверждения схем теплоснабжения») не применимы в полном виде,так как они ориентированы на иную модель управления отраслью и в основномопределяют только технические аспекты функционирования систем теплоснабжения.Планирование развития современных систем должно включать техническуюсоставляющую, но не ограничиваться этим. Важно учесть эффекты взаимодействия системытеплоснабжения с иными системами комплекса городского хозяйства, рассмотретьэкономические, административные и инвестиционные аспекты функционирования иразвития систем коммунальной инфраструктуры.
ОАО«ВНИПИэнерпром» с советских времен остается ведущей научно-проектнойорганизацией, реализующей на практике решения по оптимизации системтеплоснабжения регионов и населенных пунктов. Имея огромный практический опыт всфере теплоснабжения, институт совместно с Некоммерческим Партнерством«Российское теплоснабжение» принимает активное участие в разработкенормативно-технической документации в развитие вышеуказанных правовых актов. Вчастности, в настоящее время разрабатываются «Правила разработки программкомплексного развития систем теплоснабжения», учитывающих как практическийопыт, так и новые современные технологии и подходы к управлениютеплоснабжением. Программа комплексного развития систем теплоснабжения(централизованные, нецентрализованные) должна охватывать все элементы системытеплоснабжения города независимо от формы собственности на элементы системытеплоснабжения, а также учитывать системные эффекты от реализации тех или иныхрешений. Основными результатами реализации «Программы комплексного развитиясистемы теплоснабжения города (схемы теплоснабжения)» должны стать разработка ипринятие ряда технических, экономических, административных иструктурно-организационных решений, направленных на обеспечение качественного инадежного теплоснабжения потребителей наиболее экономичным образом, при соответствиитребований экологических стандартов.
Текущаядеятельность системы теплоснабжения, действия по ее улучшению, планированиеперспективного развития должны ориентироваться на достижение сформулированнойвыше цели, на снижение или устранение явных и скрытых проблем. В процессетеплоснабжения принимают прямое и косвенное участие множество субъектовзачастую с противоречивыми интересами. В целом, Программа являетсяинструментом, определяющим единую политику по организации деятельности иперспективному развитию и служащую для координации действий и согласованияинтересов основных участников теплоснабжения (теплоснабжающие и теплосетевыеорганизации, администрация и надзорные органы, регуляторы, потребители, будущиепотребители, инвесторы и т. д.). Можно выделить следующие основные задачи,решение которых должно быть предопределено Программой:
— снижениеиздержек системы теплоснабжения;
— повышениенадежности и качества теплоснабжения;
— обоснованиеэкономической и технологической возможности развития системы теплоснабжения;
— разработкаконкретных мероприятий по повышению эффективности и оптимальному развитиюсистемы теплоснабжения;
— повышениеэнергоэффективности и развитие энергосбережения;
— обеспечениесбалансированности коммерческих интересов субъектов теплоснабжения ипотребителей;
— координациядействий и решений всех субъектов теплоснабжения и прочих интересантов;
— развитиеконкурентных отношений (выделение элементов конкуренции);
— обеспечениедоступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов инадбавок.
Разрабатываяметодологические подходы к разработке Программы, необходимо очень четкопонимать сложность данной работы, которая заключается в необходимости соблюдатьследующие принципы:
— Соотнесениес поставленной целью – если решение или мероприятие, разработанное в рамкахПрограммы, не приводит к решению проблем (их снижению) для потребителей, то оноизбыточно и не необходимо.
— Комплексныйподход – система должна рассматриваться как единое целое во взаимосвязи свнешней средой. Решения, принимаемые потребителями (например, строительствособственного источника), застройщиками (место застройки) и т. д., оказываютсильное влияние на всю систему теплоснабжения.
— Системность– всевозможное изменение любого элемента системы имеет прямой и косвенныйэффект, обусловленный влиянием всех элементов друг на друга.
— Акцент наповышении внутренней эффективности системы или эффективности потребления –альтернативой строительству новых мощностей, увеличению диаметра труб и т. д.практически всегда может быть снижение потерь, повышение энергоэффективности,повышение энергосбережения и т. д. у потребителей.
— Анализразработки и применения решений в смежных сферах – увязка Программы ссоответствующими (при наличии) программами реформы ЖКХ населенного пункта,программами энергосбережения и т. д. (за счет учета и увязки со смежнымипрограммами возможно решать вопросы софинансирования тех или иных мероприятий,если они дают одинаковый результат).
Более того,учитывая, что Программа является основой для принятия общегородских решений поразвитию и служит базой для разработки производственных и инвестиционныхпрограмм организаций коммунального комплекса, при разработке Программы важнопонимать, что ее пользователями будут являться все участники процесса теплоснабжения.Очень важно, чтобы итоговая Программа обеспечивала простоту и доступностьизложенных в ней мероприятий, возможность гибкого изменения программы взависимости от изменения внутренних и внешних факторов, регулярный контроль зареализацией Программы всеми участниками системы теплоснабжения и возможностьпринятия решений по ее корректировке.
Упрощенныйалгоритм разработки Программ комплексного развития имеет следующий вид:
1. Детальныйанализ существующей организации системы теплоснабжения и выявление насущныхпроблем. Цель – формирование целостного понимания условий функционированиясистемы теплоснабжения города (как единой системы жизнеобеспечения). В рамкахэтого этапа проводится детальный инженерно-технический, экономический иорганизационный анализ системы теплоснабжения.
Порезультатам анализа вышеперечисленных вопросов становится возможнымформирование заключения о текущем состоянии системы теплоснабжения иформулировка основных проблем существующей системы в разрезе: надежность(готовность, безотказность, живучесть), качество (на соответствие нормамобеспечения и характеристикам тепловой энергии), стоимость (доступность дляпотребителей (население и бюджетные организации)) и экономическая выгодность(прочие потребители), экологичность (соответствие установленным нормам итребованиям). Также формируется набор базовых характеризующих параметровсистемы теплоснабжения для использования в дальнейшем для оценки изменений исравнения с системами теплоснабжения других регионов.
По итогамизучения существующей ситуации рекомендуется смоделировать условия, при которыхсуществующая система работала бы на уровне «идеальной организации» (нормативныепотери, нулевые аварийные затраты, полный срок службы оборудования и т. д.).Таким образом возможно определить потенциальный резерв сокращения издержеквследствие улучшения условий организации деятельности существующей системы, т.е. реализации мероприятий и решений, направленных на снижение затрат в системе.Анализируя структуру такого резерва снижения затрат и оценивая вклад основныхфакторов в существование такого резерва, формируется набор приоритетныхнаправлений, в которых необходимо искать решение основных проблем существующейсистемы теплоснабжения.
Целесообразнымявляется разработка электронной схемы системы теплоснабжения города,позволяющей оперативно оценивать режимы системы, издержки, качество инадежность в системе теплоснабжения. Данная схема должна в наглядной идоступной форме (визуализация) представлять условия функционирования системытеплоснабжения, моделировать текущие и перспективные режимы и условия, в томчисле по строительству новых мощностей и появлению новых нагрузок и т. д.Посредством схемы возможно проведение оценки возможности реализацииинвестиционных проектов и последствий для системы от их реализации.
2.Прогнозирование развития существующей системы с учетом роста нагрузок иподключения новых потребителей. Цель – определение на кратко- и среднесрочнуюперспективу условий развития существующей системы теплоснабжения по стандартнойметодологии. То есть для решения основных проблем системы и обеспечениявозможности подключения новых потребителей формируется классический наборрешений (замена источников и сетей, выработавших свой ресурс, строительствоновых источников и сетей для подключения новых потребителей и т. д.), без учетавозможности повышения энергоэффективности существующих элементов, повышенияэнергосбережения. Основной акцент делается на обеспечении надежного икачественного теплоснабжения существующих и подключения новых потребителей, безанализа возможности снижения издержек.
В рамкахданного этапа проводится обобщение и анализ изменений во внешней среде, иопределение зон возможного дефицита ресурсов (генерация и транспорт)существующей системы теплоснабжения для обеспечения потребностей растущих иновых нагрузок, включая:
— анализпланов застройки города;
— анализпроизводственных программ промышленных потребителей;
— анализвозможности обеспечения существующей системой новых потребностей (по наличиютранспортных мощностей, по гидравлическим режимам и пропускным способностям, погенерирующим мощностям, реконфигурацией транспортных потоков и т. д.).
По итогамданного этапа формируются зоны дефицита / избытка генерирующих и транспортныхмощностей в наложении на планируемый график роста нагрузок и подключения новыхпотребителей и возможные решения по ликвидации данного дефицита.
3. Разработкамероприятий и решений по улучшению системы и их реализация. Цель данного этапа– разработка ряда технических, экономических, административных иструктурно-организационных решений в рамках единого подхода ко всей системетеплоснабжения города с учетом интересов всех основных участников процессатеплоснабжения (теплоснабжающие и теплосетевые организации, РЭК, администрациямуниципального образования, надзорные органы, потребители, инвесторы, будущиепотребители, прочие инфраструктурные организации (водоканал, горгаз, кабельныесети и т. д.)). Основной акцент на данном этапе делается на поиске решений,направленных на снижение издержек в системе, на решения в области повышенияэнергоэффективности и энергосбережения (критерий «наименьшие затраты наулучшение / наибольший эффект от улучшения»), с учетом проявления системныхэффектов от реализации решений в смежных сферах (в том числе с учетом возможностисофинансирования).
Разрабатываемыемероприятия и решения можно выделить в четыре больших группы: технические,экономические, административные, структурно-организационные. Многие решениямогут одновременно принадлежать разным группам.
Техническиерешения – заключаются в использовании при стандартных процессах новых(современных) более эффективных технических и технологических решений.
Экономическиерешения – заключаются в материальном (экономическом) стимулировании участниковтеплоснабжения к повышению эффективности.
Административныерешения – координация городских программ с целью софинансирования проектов,преследующих одинаковые цели. Применение административных ресурсов и рычагов(льготы, преференции и, наоборот, штрафы, ужесточение требований, направленныхна поощрение субъектов теплоснабжения повышать свою эффективность).
Структурно-организационныерешения – решения в области организации функционирования системытеплоснабжения, организации системы управления и координации системы. Эторешения, направленные на снижение дублирующих издержек, на повышениепрозрачности деятельности и повышение качества управленческих решений в системетеплоснабжения.
При анализевышеперечисленных решений принципиально важным является учет проявления нетолько прямых, но и косвенных эффектов в системе теплоснабжения. Многие решениямогут по результату дублировать друг друга, при этом за счет косвенных эффектовсущественно отличаться друг от друга. При прочих равных условиях приоритетдолжен отдаваться решениям, направленным на повышение энергоэффективности иэнергосбережения, решениям, которые могут давать больший системный эффект, втом числе и для прочих сфер (улучшение ЖКХ, экология, и т. д.).
Остановимсяподробнее на ряде принципиальных вопросов, которые трудно формализуемы исодержательно существенно шире рамок методологии разработки Программкомплексного развития систем теплоснабжения, но без решения которых практическиневозможно рассчитывать на положительный эффект от реализации Программы.
I.Принципиально важным при разработке и реализации Программы является созданиесистемы взаимодействия и координации всех участников теплоснабжения, в рамкахкоторой достигаются компромиссные решения, удовлетворяющие всех, и, преждевсего, потребителей. В противном случае Программа станет полем битвы и в этихусловиях бессмысленно рассчитывать на положительный эффект. Ситуация кратноусложняется с каждым новым участником, в системе имеющего собственныекоммерческие интересы. Основными проблемами, с которыми столкнутся разработчикиПрограмм, будут являться:
— Проблемаотсутствия необходимой информации. Как показывает практика, даже запрашиваяосновную технико-экономическую информацию предприятия теплоснабжения,рассчитывать приходится, в лучшем случае, на половину необходимой информации. Вотношении же инженерно-технической информации положение складывается простокатастрофическое. Как правило, данные, хранящиеся в различных подразделениях,или неполны, или противоречат друг другу. Достаточно распространенной являетсяситуация, когда даже базовые инженерно-технические данные отсутствуют. Так дляодного города, чтобы проследить всю топологию сетей, пришлось заказыватьтепловизионную аэрофотосъемку, когда по температуре смогли определить, гдепроложены трубы. Таким образом, зачастую сбор информации заключается вобобщении и сведении информации от множества источников, что невозможно приотсутствии должной координации.
— Проблемапротиворечивых интересов. Исторически теплоснабжающие организации,администрация и регуляторные органы находятся по разные стороны баррикад. Такоепротивостояние объективно необходимо, но зачастую оно перерастает в открытыйконфликт. Очень важно в процессе разработки Программы создание понимания у всехучастников общности интересов. Зона компромиссных решений достаточно узка. Еслиадминистрация и РЭК устанавливают слишком низкие тарифы, то в конечном счетеэто обуславливает снижение надежности и качества и заканчивается недовольствомпотребителей. Если наоборот, интересы теплоснабжающей организации преобладают итарифы растут бесконтрольно, то в конечном итоге начинается процесс отключенияи соответствующего роста удельных издержек.
II.Исполнение Программы должно быть подкреплено соответствующими финансовымиресурсами. В противном случае Программа превращается в декларацию. Существуетдве крайности, которые с завидной регулярностью проскальзывают при обсужденияхпроблем разработки Программ. Первая – давайте все включим в тариф. Даже элементарныерасчеты показывают, что включение всех капиталоемких мероприятий по развитию втариф на подключение или инвестиционную надбавку приведут к тому, что системастанет просто недоступной для потребителя. Проще будет топиться отпечки-буржуйки. Вторая точка зрения – не надо ничего включать в тарифы. Придетинвестор и все сделает. Идеальная ситуация, но практически не реализуемая всегодняшних правовых условиях. Сегодня отсутствуют механизмы, позволяющиечто-либо гарантировать инвестору более чем на срок работы мэра / губернатора. Азачастую сам мэр может по своему усмотрению изменить условия.
Очень важноеще на этапе рассмотрения вариантов развития системы особое внимание уделитьвозможности финансирования предлагаемых мероприятий. Существует достаточномного возможных схем, которые в различных условиях работают с разнойэффективностью. Практически в каждом случае при определении источниковфинансирования мероприятий необходимо исходить из условий наличия следующихосновных схем финансирования. В зависимости от конкретной ситуации могутприменяться различные комбинации методов финансирования:
1. За счетсобственных ресурсов (амортизация) и в ходе выполнения производственнойпрограммы (тариф, производственная программа, внутри которой присутствуютмероприятия по модернизации в рамках текущей деятельности).
2. За счетизменения технологических процессов и освобождающихся в результате этогоресурсов. (Пример: переход с ЦТП на ИТП с последующей продажей ЦТП,использование более дорогих и качественных труб, но при этом экономия напотерях и ремонтах и т. д.).
3. За счетпроведения энергосберегающих мероприятий, приводящих к снижению потребленияТЭР, но при условии фиксирования потока оплаты (т. е. удельная стоимость Гкалрастет, но платеж потребителя остается неизменным).
4. За счеттарифа на присоединение.
5. Целевыеинвестиционные надбавки к тарифам.
6. Частныеинвестиции, кредиты, концессионные схемы.
7. Продажачасти систем ЦТ (сначала приводится в порядок, продается, на вырученныесредства приводится в порядок другая с последующей продажей). Продажа должнасопровождаться строгим контролем со стороны муниципалитета над дальнейшейэксплуатацией СЦТ, условиями и характеристиками теплоснабжения.
8. Целевыевозвратные бюджетные ссуды.
Выбор той илииной схемы финансирования реализации решений Программы развития теплоснабженияво многом будет зависеть от платежеспособности потребителей и состояниямуниципального бюджета. Во многих регионах тариф достиг практически предельногоуровня платежеспособности и его дальнейшее увеличение способно привести кпадению уровня платежей. В этой ситуации наиболее целесообразным являетсяосуществление финансирования мероприятий Программы за счет внешних источников(кредиты, ссуды и т. д.), а окупаемость и возврат средств обеспечивать за счетповышения внутренней эффективности, снижения издержек (внутренние резервы). Вдальнейшем сэкономленные средства от снижения издержек можно направлять нафинансирование прочих мероприятий. Стоимость подключения новых потребителейтакже имеет свой предел, после которого подключение для потребителя теряетэкономический смысл. В этой ситуации стоимость подключения необходимоопределять не только исходя из прямых материальных затрат, но и за счетповышения доходов в целом по системе (появление новых потребителей снижаетудельные затраты по системе и этот эффект необходимо учитывать при определениистоимости подключения). Во многих странах потребителей подключают к системетеплоснабжения бесплатно (или за символическую плату), а если потребитель понеспри подключении к системе затраты, то ему их компенсируют (например,Казахстана).
III.Программа развития по определению опирается на некие заданные сценарные условияразвития, как самой инфраструктуры, так и внешней среды. Чрезвычайно важнымстановится максимизировать качество таких прогнозов. Основным источником данныхдля прогнозирования развития системы теплоснабжения муниципального образованиядолжна являться градостроительная документация и прогнозысоциально-экономического развития территорий. Дополнительным источникоминформации являются производственные программы промышленных предприятий,являющихся крупными потребителями в системах ЦТ.
Приразработке сценариев развития необходимо исходить по крайней мере из трехвариантов: оптимистического, пессимистического и реалистического. Огромноемножество примеров, когда мощности строились исходя исключительно изоптимистических сценариев, и в результате трубы превращались в отстойники,источники работали с низкой загрузкой (что неэффективно) и т. д. Классически всценарные условия включают параметры со следующей классификацией:
— макроэкономические;
— экономический рост территории;
— бюджетные;
— социально-демографические;
— инженерно-технические.
Особоевнимание необходимо обратить на тенденции, которые могут повлиять на изменениеплатежеспособного спроса на тепловую энергию. Они могут проявляться и вулучшении благосостояния граждан, и в улучшении конъюнктуры отраслевых рынков,на которых работают градообразующие предприятия.
IV. Программаразвития системы теплоснабжения не является самоцелью. Программа являетсясоставной частью процессов управления городским комплексом и обеспеченияжизнедеятельности всего сообщества. Городское хозяйство является сложнейшиммеханизмом, в котором одновременно происходит множество процессов в различныхсистема коммунальной инфраструктуры. Учитывая ограниченные бюджетные ресурсы,зачастую принципиально важным является выделение приоритетов и возможностькоординации мероприятий в рамках различных городских программ. Даже простейшийанализ методом анализа иерархий позволяет оптимизировать вложения средств в городскиепрограммы с учетом их социальной значимости, возможных рисков и угроз.
Простейшимпримером корреляции программ является согласование местных программ поэнергосбережению и энергопланированию или согласование программ застройкиселибельных территорий с программой развития энергетических мощностей. Ксожалению, готовых рецептов по согласованию и увязке программ не существует,так как в каждом конкретном населенном пункте ситуация развиваетсяиндивидуально.
V. ЛюбаяПрограмма перестает работать, если отсутствуют простые и понятные показатели,позволяющие оценить происходящие в системе изменения и качество этих изменений.Особенность таких показателей (применительно к Программе), что они должны поминимуму характеризовать систему как набор физических характеристик, а основнойакцент должен быть сделан на оценку эффективности системы и динамику изменений,происходящих в ней. Примерами показателей, которые можно использовать дляоценки эффективности системы, являются: доля потребителей присоединяемых в зонеЦТ к автономным источникам (чем меньше такой показатель, тем лучше), долявыработки тепловой энергии на когенерационных источниках в системе ЦТ,плотность тепловой нагрузки и т. д. Еще одним свойством таких показателейявляется возможность использовать их для сравнения с другими системами ЦТ (втом числе и в соседних населенных пунктах), что позволяет косвенно оценивать икачество работы теплоснабжающих организаций в разных городах. Еслипервоначально фактические значения таких показателей рассчитываются при разработкеПрограммы в рамках первого этапа (детальный анализ существующей системы), тодальнейшее прослеживание динамики их изменения возможно только в процессенепрерывного мониторинга хода исполнения Программы.
Завершая,хотелось бы отметить сложность процесса разработки Программ комплексногоразвития. Однако эта сложность полностью компенсируется результатами. Какпоказывает опыт, в подавляющем большинстве случаев предпочтение в развитиисистем теплоснабжения отдается самым простым и, казалось бы, очевидныммероприятиям, заключающимся в наращивании мощностей системы. К сожалению, этолишь усложняет и удорожает систему, не внося никаких качественных улучшений.Самое простое – это сделать дорого. И разработка Программ, даже при наличиисоответствующей методологической базы, будет оставаться во многом большезадачей с неочевидными и слабо формализуемыми решениями, так как ситуацияпрактически всегда уникальна и применять одинаковый шаблон на всех неправильно.Во много качество разработки и исполнения Программ комплексного развития системтеплоснабжения будет определяться профессионализмом и компетентностьюразработчиков, представителей администрации и всех тех, кто участвует в этомпроцессе.