Планирование тренировочных нагрузок по плаванию в современном пятиборье

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

ВЫЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Москва – 1999г.

РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА   ФЕХТОВАНИЯ

И  СОВРЕМЕННОГО ПЯТИБОРЬЯ

.              Тема  выпускной  квалификационной  работы:

               “Планирование тренировочных нагрузок по

              плаванию  в современном пятиборье в

                подготовительном периоде годичного цикла”

Исполнитель: студентка

4 курса факультета спортивных единоборств

Кузнецова  Е.А.

Научный руководитель:

доцент кафедры фехтования и современного пятиборья

Филимонов С.П.

Москва  –  1999г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Глава 1. Состояние вопроса в научно методической литературе………………………………………………………

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…

2.1. Задачи исследования……………………………………

2.2. Методы исследования.………………………………….

2.3. Организация исследования..………………………….

Глава 3. Результаты исследования…………………………

Выводы……………………………………………………………

Библиография………………………………………………….

Введение

Советские, а теперь российские пятиборцы, как мужчины так и женщины, занимают ведущие позиции на
международной арене. Сохранение этих позиций в условиях неуклонно возрастающего роста спортивных результатов, напряженной конкуренции в борьбе за мировое
первенство требует постоянного совершенствования систем подготовки и, в первую очередь, повышение эффективности тренировочного процесса.

Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высокоих
спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое
обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой
квалификации.

В настоящее время как физиологи, так и специалисты в разных видах спорта концентрируют внимание на
биологической сущности спортивной тренировки и медико-физиологической направленности ее научно-методического обеспечения. Этот подход становится
профилирующим при рассмотрении вопросов о физической нагрузке, ее рациональных объемах и интенсивности в сочетании с отдыхом, восстановлением, реабилитацией.

В современном пятиборье, где необходимо добиваться развития у спортсменов широкого диапозона
физических качеств, двигательных способностей, актуальность проблемы тренировочных нагрузок при построении учебно-тренировочного процесса более чем
очевидна. В особенности это касается полготовки пятиборцев в плавании и беге.

После Олимпийских Игр в Атланте в правилах, программе, режимах проведения соревнований по
современному пятиборью произошли различные изменения. Дистанция плавания была сокращена до 200м и фактически, если до этого дистанцию в плавании в пятиборье
можно было, с достаточным основанием, отнести к средней, стала спринтерской!

Изменение дистанции плавания в сторону спринтерской потребовало внесения необходимых корректив в
методику тренировки. В практике стал накапливаться опыт подготовки пятиборцев в плавании на новой дистанции, однако он еще не получил методического обобщения и
освещения в печатных источниках.

В данной работе предпринята попытка анализа накопленного опыта в аспекте оптимизации
тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительном периоде в соответствии с физиологической направленностью тренировочных упражнений, зонам
энергообеспечения, присущим плаванию на новой дистанции.

Глава 1

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным, явлением, включающим
цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных
показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Как пишет В.Н. Платонов в книге “Подготовка квалифицированных спортсменов”,
спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс,
основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих
спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине (32).

Плавание, наряду с легкоатлетическим кроссом, относится к так называемым “физическим”
видам пятиборного комплекса. Соревновательная и тренировочная деятельность в этих видах пятиборья характеризуется значительными физическими нагрузками.
Каждое упражнение из пятиборья предъявляет к организму спортсмена свои специфические требования. В плавании и беге в основе достижения высокого
результата лежит физическое качество – выносливость.

Как известно, развитие выносливости в циклических видах спорта должно предусматривать
рациональную дозировку тренировочных нагрузок с подбором правильного соотношения объема и интенсивности, а также эффективное планирование этих
нагрузок.

Объем и интенсивность – основные показатели выполняемой тренировочной работы в плавании. Объем
нагрузки является количественным показателем, который может выражаться временем, затраченным на тренировки, числом проведенных тренировок, общей
длиной дистанции проплывания. Интенсивность нагрузки – показатель мощности проделанной тренировочной работы. Он выражается в проплывании отрезков или
дистанции с учетом времени или скорости.

При построении и проведении тренировочного процесса по видам пятиборья следует руководствоваться
общими педагогическими  и спортивными принципами. В то же время в пятиборье при рассмотрении этого вопроса нельзя не
учитывать присущие ему особенности и закономерности. Эти особенности заключаются в следующем.

Своеобразие современного пятиборья состоит в том, что в многоборный комплекс вошли виды
спорта, во многом различающиеся по характеру двигательной деятельности. Однако, несмотря на это, пятиборье следует представлять не как пять видов спорта,
объединенных только правилами соревнований, а как многосторонний спортивный комплекс, включающий пять спортивных различных упражнений.

Учитывая выше сказанное, при подготовке пятиборцев, хорошо представляя закономерности каждого
вида, следует преломлять их сквозь призму единства тренировочного процесса, выражающегося во взаимосовместимости и взаимовлиянии видов пятиборья.

В статье “Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье” заслуженный
тренер, мастер спорта И.И. Александров как практик, рассматривая отдельные вопросы планирования тренировочного процесса пишет, что наблюдения показали;
при равномерном распределении тренировочной нагрузки по пяти упражнениям пятиборья на определенном уровне мастерства рост спортивно-технических
результатов замедляется, а иногда вообще останавливается (1).

Видимо, равномерное распределение тренировочной нагрузки по всем пяти видам пятиборья не создает
нужной концентрации первичных процессов для развития необходимых навыков и качеств. Более целесообразен принцип временной концентрации усилий на
определенных упражнениях пятиборья.

Проблема взаимосовместимости и взаимовлияния во многом предопределяет планирование и
методику подготовки пятиборца. Входящие в пятиборье разнофакторные упражнения оказывают различное воздействие друг на друга. При этом отдельные из них плохо
сосуществуют между собой, в определенной степени оказывают отрицательное воздействие одно на другое, затрудняя совершенствование параллельно в двух или
нескольких упражнениях, поскольку развивает плохо совместимые качества, способности и навыки.

Вместе с этим, если рассматривать эту проблему с точки зрения построения одного тренировочного дня
или недельного тренировочного цикла, то следует также учитывать, что при большом расходе энергетического потенциала в интенсивной тренировке в одном из
видов пятиборья (при 3-5-ти тренировках в день) организм может не успеть восстановиться и прийти в состояние готовности к тренировке в другом, также
требующем значительной затраты энергии.

В том случае, если иметь в виду более длительный по времени тренировочный цикл, то следует брать
во внимание не столько совместимость или нет видов, сколько взаимовлияние тренировочных нагрузок в видах. Например, приведет ли к росту спортивных
результатов параллельно высокие нагрузки в плавании, беге и фехтовании.

Отмечая явление взаимовлияние видов пятиборья следует выделить имеющий место положительный
аспект этого явления, проявляющийся в том, что тренировка в одном виде пятиборья может оказывать и положительное влияние на отдельные стороны
подготовки в другом, однако, как показывает практика, такой положительный перенос распространяется преимущественно на самые общие стороны подготовки,
общие качества, например, общую выносливость, общую физическую подготовку.

Существенным фактором в тренировочном процессе пятиборцев является дефицит времени. Совершенно
очевидно, что пятиборец не имеет возможности уделять ни одному из упражнений пятиборного комплекса столько времени, сколько необходимо уделять при
подготовке в этом виде пловца или фехтовальщика и т.д. Так, годовой объем нагрузки лучших пловцов мира достиг 1200-1600 км, причем 80%, иногда 90% этого
километража они проходят со скоростью, близкой к соревновательной. Разумеется, подобные нагрузки не выполнимы для спортсмена-пятиборца, поставленного перед
необходимостью поднимать и поддерживать уровень спортивных результатов сразу в пяти видах спорта.

Следует также заметить и возникающие траты времени в связи с перемещениями, переездами от
одной спортивной базы к другой, сменой экипировки, отдыхом и восстановлением между тренировками и т. д.

Наконец, в специализированных показателях развития физических качеств, способностей,
анатомических, антропометрических и морфологических данных пятиборцы уступают фехтовальщикам, пловцам и т.д.

Из выше сказанного следует, что одним из основных условий успешной подготовки пятиборцев является
рациональное планирование тренировки, умение найти правильное сочетание всех компонентов спортивной подготовки, т.е. максимальное использование
положительного влияния одного вида пятиборья на другой.

Рациональное планирование предусматривает также правильную дозировку тренировочных и
соревновательных нагрузок (как по объему; так и по интенсивности) подбор наиболее прогрессивных средств и методов тренировки.

Вопрос планирования тренировочной нагрузки в “физических” видах, в частности, в плавании
находил различное освещение и трактовку как в практике, так и в методической литературе по современному пятиборью.

В учебнике для институтов физической культуры говорится, что в подготовительном периоде в
тренировке по плаванию и бегу применяется большой объем нагрузки при относительно невысокой интенсивности с 
задачей развития общей и специальной выносливости. На последующих этапах следует несколько снижать объем и постепенно наращивать интенсивность (37, 38, 39, 41).

Постепенное повышение тренировочных нагрузок должно происходить ступенчатообразно от одного
недельного или двух недельного цикла к другому. При этом в каждом последующем цикле в одних случаях увеличивается объем нагрузок; в других – скорость; в
третьих – сокращается интервал отдыха между отрезками плавания или бега.

По количеству учебно-тренировочных занятий в недельном цикле предусматривалось по всем видам
10-14 занятий при двух-трех тренировках в день, по плаванию – 3-4 тренировки в неделю.

Автор главы учебника по плаванию Крупкин Г.А. рекомендует для общей плавательной подготовки
проплывание дистанций кролем на груди, на спине, брассом и дельфином до 1500-3000м, плавание с помощью одних ног до 1500м, с помощью одних рук до
1500м, в том числе с отягощением до 1000м, плавание в среднем темпе, преимущественно на ногах или руках, до 1500м, проплывание коротких отрезков
25-50м с наибольшей скоростью (28).

Для развития специальной выносливости автор рекомендует доведение метража плавания в одной
тренировке до 4000м с интенсивностью проплывания отрезков или дистанции до 30-40% к общему объему плавания. При этом, если иметь в виду применение
основных методов развития скоростной выносливости, то при тренировке 300-метровой дистанции общая длина отрезков, проплываемых с установленной скоростью
должна превышать длину тренируемой дистанции в 2-4 раза что составляет: 25 м – 40-50 раз, 50м – 15-20 раз, 100м – 6-10 раз, 200м – 3-5 раз, 300м – 2-3 раза.

К концу 60-х годов в современном пятиборье продолжался поиск возможностей повышения спортивных
результатов. Ряд специалистов и тренеров полагали, что резервом роста спортивного результата в плавании должно стать постоянное увеличение
тренировочной нагрузки.

Так, С. Вайцеховский писал, что тенденция постоянно увеличивать тренировочные нагрузки должна
преобладать в планировании подготовки пятиборцев. Увеличение нагрузки должно идти прежде всего по пути наращивания объема тренировочной работы, что является
функциональной базы для повышения интенсивности нагрузки (4, 5, 6).

Л.Надори отмечал, что при осуществлении этого принципа в тренировочной работе возникает определенная
зависимость между компонентами нагрузки. Когда предусматривается увеличение нагрузки за счет интенсивности, этому должно предшествовать оптимальное
увеличение объема. После объемной работы необходимо повышать интенсивность нагрузки (30).

Следует отметить, что в эти годы становится понятным также, что чрезмерное повышение нагрузок может
привести к застою в подготовке спортсмена, напрасной трате усилий. Практики стали высказываться за повышение эффективности воздействия тренировочных
средств, исключение из тренировочной работы выполнение ”холостых” упражнений.

Тренер сборной команды страны на протяжении многих лет А. Ваньков  предупреждает, что повышать объем и интенсивность плавания нужно
весьма осторожно. Он не рекомендует использовать и так называемые “холостые” упражнения, т.е. упражнения в плавании, не способствующие
совершенствованию техники плавания способом кроль на груди.(8, 9, 10, 11).

В эти годы общий объем плавания на тренировке в подготовительном периоде с учетом исключения
“холостых” упражнений составляет 3-4км. Продолжительность занятия в воде 90-120мин. Степень интенсивности плавания -75-80% максимальной скорости. В
основном проплываются серии отрезков 15-20х50м, 10х100м, 5х200м, 3х300м или дистанции 800-1000м. В соревновательном периоде общий объем тренировки
снижается до 3-3,5км. Интенсивность возрастает до 90-95% максимальной скорости. Проплывается серии отрезков 10-12х50м, 6х100м, 3-200м и дистанции до 600м.
Основное внимание уделяется развитию скоростной выносливости с учетом дистанции 300м.

К середине 70-х годов тенденция к планомерному повышению тренировочной нагрузки сохраняется. Однако,
это происходит на фоне стабилизации объема нагрузки за счет, главным образом – регулирования интенсивности.

Метраж проплывания на одном тренировочном занятии варьирует в пределах 3-4км, продолжительность
занятия 1,5-2 часа. И только высоко квалифицированные пятиборцы выходили за эти рамки.

Так, например, выдающийся венгерский пятиборец неоднократный чемпион мира, чемпион Олимпийских
Игр А. Бальцо при подготовке к ответственным соревнованиям доводил объем плавания до 5-6км (44).

Для выражения интенсивности, особенно в практической работе, наряду с такими показателями
регулирования нагрузки как проплывание со скоростью в процентном соотношение от максимальной или  в “полсилы”
, в “две трети”, в “три четверти”, в “полную силу”, тренеры и специалисты стали перебегать к измерению ЧСС. Метод
определения регулирования оценки интенсивности нагрузки в плавании по ЧСС позволяет более точно и избирательно воздействовать на организм спортсмена для
решения определенных задач развития скорости, общей или специальной выносливости.

В зависимости от применяемого метода тренировки метраж интенсивного плавания при интервальной
тренировке в среднем равнялся 1000м или 25-35% от общего метража плавания, при повторной тренировке соответственно 600м и 15-20%, переменный – 600-1000м и
15-35%.

Следует отметить, что на этом этапе развития современного пятиборья при планировании тренировочного
процесса большое внимание уделяется проблеме концентрации и волнообразности тренировочных нагрузок в видах пятиборья и, в первую очередь, в плавании и беге (40).

В годовом планировании по плаванию также стали предусматриваться периоды концентрации тренировочной работы и периоды менее интенсивных тренировок, только поддерживающих
определенный уровень тренированности. Такие периоды увязываются с календарем соревнований, индивидуальной направленностью подготовки пятиборцев и продолжаются
от двух недель до двух месяцев. В период концентрации обычно проводятся три интенсивные тренировки и три “закупки”, а в поддерживающий период –
две тренировки и две “закупки” в неделю (30).

В методических рекомендациях по итогам подготовки и участия советских пятиборцев в чемпионате
мира 1974 года подчеркивалось, что успешное выступление сборной команды страны базировалось на освоении высоких объемов тренировочной работы на основе
использования методов концентрации тренировочных нагрузок. Интенсивность тренировочных нагрузок, с учетом применения методов концентрация,
соответственно изменялась на основе помесячного чередования повышенного и поддерживающего режимов тренировочной работы в фехтовании, плавании и беге. Что
касается верховой езды и стрельбы, то эти виды пятиборья, в общем контексте планирования нагрузки, в меньшей степени, подчас индивидуально, нуждаются в применении принципа концентрации нагрузки (43).

Начиная с середины 80-х годов и к настоящему времени развитие и совершенствование основных
физических качеств в плавании у пятиборцев: скорости, общей и специальной выносливости, рассматриваются в аспекте применения тренировочных упражнений
соответствующей физиологической направленностью. Специалистами плавания отмечается, что проплывание разных по длине дистанций с различной
интенсивностью обеспечивается определенными вкладами аэробных и анаэробных источников энергоснабжения. При этом диапазон интенсивности плавательных
нагрузок принято разделять на четыре основные зоны (с подзонами), различающиеся по преимущественному воздействию на ту или иную систему энергообеспечения
организма спортсмена, и ряду физиологических показателей (2, 10, 11, 14, 45).

Первая зона – тренировочные  упражнения с аэробной направленностью. При выполнении этих упражнений затраты покрываются
полностью аэробным источником энергии. В этой зоне преобладает липидный обмен, с уровнем молочной кислоты в крови не превышающим 1,5-2 ммоль/л, ЧСС – 120-140
уд/мин, уровень потребления кислорода от max МПК – 50-55%.

Для тренировочной работы, выполняемой в этой зоне, характерно длительное плавание с
невысокой скоростью. Проплываются серии отрезков и дистанции от50 до1000 метров в спокойном темпе. Основная направленность такого режима тренировочной нагрузки
– развитие общей выносливости. Плавание в режиме первой зоны практикуется также с целью восстановления, “откупывания” после напряженной тренировочной
работы.

В первой зоне, как правило, выделяют подзону, которая характеризуется как зона
анаэробного порога. Нагрузки в этой подзоне обеспечиваются предельной активацией аэробных процессов вплоть до границы анаэробного образования
энергии. Концентрация лактата колеблется в пределах 2-4 ммоль/л, ЧСС – 140-160 уд/мин, уровень потребления кислорода 60-65%. Выполнение плавательных нагрузок
на уровне анаэробного порога (ПАНО) увеличивает аэробную производительность, способствует улучшению аэробных возможностей, оптимизирует деятельность
сердечно-сосудистой и других систем и, в конечном итоге, приводит к созданию надежного фундамента общей выносливости. При включении в тренировку скоростных
режимов плавания, не превышающих скорости анаэробного порога, можно говорить и о развитии общей скоростной выносливости.

Для подзоны характерно как равномерное дистанционное плавание, так и плавание с
переменной скоростью. Тренировочными упражнениями могут быть проплывание дистанций до 3-3,5км и серий отрезков 25-100м с интенсивностью до 80% от
максимальной скорости.

Вторую зону называют зоной смешанного аэробно-анаэробного воздействия. Здесь принято
выделять подзону, когда в большей мере преобладают аэробные процессы, и подзону , когда значительно активизируется анаэробный гликолиз. Уровень лактата в крови
колеблется от 4 до 8 ммоль/л, ЧСС – 160-180 уд/мин, уровень потребления кислорода до 100%, работа может выполнятся в пределах 3-15 мин. Проплываются
серии отрезков 25-100м и дистанции 1000-1500 метров с интенсивностью от 80-95%. Чем короче отрезки или дистанции проплывов, тем меньше паузы отдыха и больше
повторений. Тренировочные нагрузки этой зоны служат основным средством для создания надежного фундамента общей скоростной выносливости.

Третья зона соответствует анаэробной гликолитической работе с резким усилением
анаэробных процессов энергообеспечения. Её называют анаэробно-гликолитической. В зоне можно выделить три подзоны, когда работа идет за счет гликолитической
емкости, мощности и максимального уровня гликолиза. Концентрация лактата в крови повышается от 8 ммоль/л до максимума, ЧСС – 185уд/мин и выше, уровень
потребления  кислорода снижается, предельное время однократной работы до 3,5мин, общее время проплывания серий
отрезков от 10 до 30 мин.

Нагрузки этой зоны применяются в базовом периоде подготовки для развития скоростной
выносливости. При дозировании нагрузки преимущество отдается интервальному методу тренировки. Упражнениями являются проплывы дистанций 200-300 м и серий
отрезков 25-100м с регулированием скорости проплывания и отдыха между повторениями. Интенсивность проплывания отрезков и дистанций приближается к
максимальной.

Четвертую зону называют анаэробно-алактатной. Источником энергообеспечения является
креатинфосфат. Креатинфосфата, входящего в состав мышечной клетки, в организме не много. При его расщеплении высвобождается много энергии, обеспечивающей
высокую мощность работы, но её хватает лишь на непродолжительное время.

К этому виду нагрузок относятся упражнения скоростно-силового характера при максимальной интенсивности их выполнения и большими паузами отдыха между
проплывами. Время однократной работы – 10-20сек. Такими упражнениями могут быть: повторное проплывание отрезков до25м, “выходы” на дистанцию со старта
или с поворота, проплывание короткого отрезка до 25м с максимальной скоростью. Выполнение этих упражнений способствует повышению мощности гребка и абсолютной
скорости плавания.

В общем распределении тренировочных нагрузок по плаванию в годовом цикле в современном
пятиборье упражнения чисто аэробной направленности в среднем составляет до 30-45% от общего объема плавания, аэробно-смешанной направленности – 55-65%,
анаэробно-гликолитической – 10-15%, анаэробно-алактатной – до 1%.

Для наглядности показатели зон физиологической направленности плавательной нагрузки
сведены в таблицу.

                                                    Таблица 1

Зоны энергетического обеспечения и физиологические показатели

 Показатели
 
Зоны

Особенности процессов энергообеспечения

Концентрация молочной кислоты (ммоль/л)

Уровень потребления О2 от max МПК
(%)

ЧСС мин

рН

Буфферная емкость

Предельное время однократной или серийной работы

Аэробная

Аэробная 1

Аэробная зона с липидным механизмом обеспечения

1,5-2

50-55

120-140

7,40

0

30мин, до 3-4 часов

Аэробная 2

Зона ПАНО, включение аэробного гликолиза жиров

2-4

60-65

140-160

7,38

-3

15-30мин, до 2-х часов

Аэробно-анаэробная, смешанная

Аэробно-анаэробная

Работа на уровне углеводного обмена, аэробный гликолиз, включается анаэробный гликолиз

4-6

70-80

160-170

7,33

-3
-6

10-15мин, до 1часа

Анаэробно-аэробная

Работа на уровне МПК, анаэробный гликолиз до50%

6-8

90-100

170-180

7,28

-12
-14

3-10мин,30-50мин

Анаэробно-гликолитическая

Гликолитическая 1

Зона работы за счет гликолитической емкости

8-12

80-90

180-185

7,28-7,22

-14
-16

2-3,5мин, 30-40мин

Гликолитическая  2

Зона работы за счет гликолитической мощности

12-16

70-80

185-200

7,22-7,14

-16
-17

1-2мин, 10-20мин

Гликолитическая 3

Зона max уровня гликолиза

До20 и выше

60-70

200 и выше

7,14-7,04

До
 -30

45сек- 1,5мин до10 мин

Алактатная

Креатин-фосфатная

Расщепление креотин фосфата

max

50-60

max

До 6,90

max

10-25сек, 2-3мин

В последние годы программа и условия проведения соревнований по современному пятиборью по разным
причинам стали претерпевать существенные изменения (26, 13). В настоящее время все эти изменения свелись к следующему.

Соревнования по всему пятиборному комплексу должны проводится в один день.

В верховой езде с преодолением препятствий особых изменений не произошло, если не считать, что
она заняла четвертую соревновательную позицию.

В фехтовании время боя сократилось до 1мин и оно заняло вторую соревновательную позицию.

В стрельбе вместо скоростной стрельбы из м/к пистолета была введена стрельба из пневматического
пистолета на 10м и с соревнований в стрельбе стали открываться соревнования по всей программе.

В плавании дистанция была сокращена до 200м и оно заняло в порядке очередности третью позицию.

В кроссовом беге дистанция стала равняться 3000м, кроссом соревнования заканчивались.

Учет всех изменений в подготовке пятиборцев вызвал необходимость внесения определенных корректив в
методику обучения и тренировки как по всему комплексу в целом, так и по его отдельным видам.

Сокращение временных рамок ведения фехтовального поединка коснулись, прежде всего, тактики боя и
тактической подготовки.

Изменение программы соревнований по стрельбе потребовало концентрации усилий на овладение основами
стрелкового мастерства.

В беговой подготовке мало что нужно было кардинально менять, т.к. к бегу на 3000м пятиборцы
готовились и ранее, в юном возрасте, до перехода в разряд взрослых спортсменов.

В плавании сокращение дистанции привело, в значительной мере, к повышению скоростного режима ее
преодоления. Если считалось, что плавание в современном пятиборье по своим параметрам соответствовал плаванию на средние дистанции, то в настоящее время
пятиборцы стали стартовать на спринтерской дистанции.

Проплыванию разных дистанций, от 50-1500м и марафонских, соответствуют неодинаковые показатели
уровней развития общей выносливости, абсолютной скорости скоростной выносливости. У разных дистанций имеются и свои приоритеты значимости этих
показателей. Достижение необходимого уровня развития других качеств осуществляется с помощью тренировочных упражнений соответствующей
физиологической направленности, при подборе которых следует учитывать, что проплывание разных по длине дистанций с различной интенсивностью обеспечивается
разными соотношениями вкладов анаэробных и аэробных источников энергетики. Ал.А. Ваньковым приводятся следующие обобщенные данные (10).

                                                    Таблица 2

Вклад анаэробных и аэробных источников энергообеспечения при проплывании различных дистанций.

Дистанция, м

Компонент, %

аэробный

Анаэробный

100

30-40

60-70

200

50-60

50-40

300

60-70

30-40

400

70-80

20-30

1500

90-95

5-10

Из таблицы видно, что по мере сокращения дистанции плавания изменяется соотношения аэробного и
анаэробного компонентов энергообеспечения с четко выраженной обратно пропорцианальной зависимостью. При проплывании дистанции 300м превалирует
компонент аэробного характера до 70%, вклад анаэробного компонента существенно ниже и составляет от 30 до 40%.

Проплывание дистанции 200м требует более значительного вовлечения анаэробных источников
энергообеспечения, а вклад аэробного компонента снижается.

Из сказанного выше, следует, что с переходом пятиборцев в плавании на более короткую дистанцию
просматривается определенный вектор физиологической направленности при подборе тренировочных упражнений при планировании плавательных нагрузок.

В практике стал накапливаться опыт пятиборцев в плавании на новой для них дистанции. Назрела
потребность в обобщении наработанного методического материала, практических рекомендаций тренеров и спортсменов. Однако, этот вопрос еще не получил
освещения в методических источниках, направленных методических разработках. Учитывая это, в работе предпринята попытка на базе изучения практического опыта
конкретизировать изменения характера тренировочных нагрузок у пятиборцев, в связи с сокращением соревновательной дистанции плавания.

Глава 2

Цель нашей дипломной работы – планирование тренировочных нагрузок по плаванию в современном
пятиборье в подготовительном периоде.

2.1. На основании изученных литературных источников мы поставили в дипломной работе следующие
задачи:

1. Изучить особенности планирования тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в
подготовительном периоде.

2. Выявить различия в тренировочных нагрузках пятиборцев при подготовке в плавании на 300м
и 200м .

3. Обобщить и разработать практические рекомендации по планированию тренировочных нагрузок
в плавании у пятиборцев в подготовительном периоде с учетом изменения соревновательной дистанции.

2.2. В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Обобщение и анализ передового опыта сильнейших советских и зарубежных пятиборцев и
пловцов путем изучения специальной литературы, анкетного опроса, бесед с тренерами и спортсменами.

3. Педагогические наблюдения за процессом тренировки и выступления в соревнованиях
спортсменов-пятиборцев.

4. Метод математической статистики.

Важная роль метода анализа литературных источников для решения задач данной работы заключалась
в необходимости изучить и обобщить опыт, накопившийся у тренеров по данной проблеме. Для этого были изучены и проанализированы учебники, учебные и
методические пособия и статьи, в которых авторами рассматривался вопрос о планировании тренировочных нагрузок. Этот метод широко применялся в первой
главе.

Обобщение и анализ практики сильнейших зарубежных и советских спортсменов путем изучения литературы, а так же бесед с тренерами
проводились с целью выявления общих взглядов на планирование тренировочных нагрузок в плавании у пятиборцев в подготовительный период.

Анкетный опрос был проведен с тренерами сборной России и Москвы: Т. Чернецкой, С. Шаляпиным, О. Хаплановым, К. Сдобниковым, А.
Клюевым, Е. Сальниковым А. Макушиным, В. Жуковым, Д.Бутковым, Л. Гинзбургом; который включал в себя следующие вопросы:

1) Изменился ли подход в подготовке по плаванию в связи с уменьшением соревновательной
дистанции.

2) Изменился ли общий объем нагрузки по плаванию в годичном цикле.

3) Изменилась ли интенсивность тренировочной нагрузки при годовом планировании.

4) Изменились ли методы тренировки.

Педагогические наблюдения имели своей целью установить с помощью опроса тренеров-практиков ведущих клубов Москвы,
изучения личных журналов, планов нагрузки, дневников спортсменов-пятиборцев, годовых отчетов в спорткомитете тренеров сборных команд России мужской и
женской, таких спортсменов как двукратный чемпион Мира Д. Сватковский, чемпионка мира Е. Суворова и т.д., как влияет изменение проплываемой
соревновательной дистанции с 300м до 200м на годовое планирование тренировочной нагрузки по плаванию, в частности, на распределение нагрузки в подготовительном
периоде. С помощью каких упражнений, в каких режимах энергообеспечения решаются текущие задачи в подготовительном периоде.

В течении всего подготовительного периода проводился хронометраж тренировочных занятий и
визуальные наблюдения основной и дополнительной тренировки по плаванию для определения общей нагрузки занятия, интенсивности тренировки и зон
энергообеспечения, в которых выполнялись упражнения.

Для объективного анализа
результатов педагогического наблюдения использовались некоторые методы математической статистики: среднее арифметическое значение х, табличное представление
экспериментальных данных, графическое представление экспериментальных данных (гистограмма, полигон частот).

2.3.Организация исследования.

Для решения задач данной дипломной работы проводились педагогические наблюдения на тренировочных
занятиях в бассейне ” Нептун ” – одной из баз спортивного интерната. Контингент наблюдаемых – спортсмены-пятиборцы групп спортивного
совершенствования, учащиеся этого интерната 15-18 лет в количестве восьми человек. Двое имеют спортивный разряд КМС и шесть МС, три из которых кандидаты
в молодежную сборную команду России. Личные результаты в плавании на 200м – 2,08-2,10.

К исследованию была привлечена также женская сборная команда России по пятиборью в составе четырех
человек. Наблюдения велись занятиях в бассейне СК “Динамо”. Возрастной диапазон 19-23 года. Все МСМК.

Так же проводились наблюдения на тренировочных занятиях и соревнованиях в СДЮШОР профсоюзов КСБ ”Битца”. Контингент
наблюдаемых – спортсмены-пятиборцы учебнотренировочных групп и групп спортивного совершенствования – 12-17 лет в количестве восьми человек.

Глава 3

При изучении и анализе годовых  планов распределения плавательной нагрузки в подготовительном периоде до перехода пятиборцев с 300м
дистанции на 200м и после перехода записывались данные по плавательной нагрузке (объему и интенсивности) в таблицы (таб. 3 и 4).

При подготовке пятиборцев к проплыванию дистанции 300м общий объем плавательной нагрузки V в течение общеподготовительного
периода плавно повышался с 25км в октябре до 50 км к концу декабря.

Интенсивное плавание wt начиналось примерно с 3-ей недели октября и составляло в октябре 2км, то уже к 3-ей неделе декабря – 4км в
неделю, а за декабрь – 15км. В процентном отношении wt нагрузки от V возрастала с 8% в октябре до 28%
в ноябре и стабилизируется на уровне 30% от общего объема плавания в декабре.

В специально-подготовительном периоде общий объем нагрузки V удерживался на уровне 18-20км в
месяц (в неделю 4-6км), т.е. значительно возрастал по сравнению с общеподготовительным периодом. Но в процентном отношении wt
от V
стабилизируется на уровне 32-33% в месяц на протяжении всего специально-подготовительного периода
(таб. 3). При подготовке пятиборцев к плаванию на дистанцию 200м наблюдались следующие показатели (таб. 4):

Таблица № 3      Распределение нагрузки  по месяцам и неделям  в подготовительном периоде при подготовке

                                к  дистанции 300м.

Показатели  периоды

общеподготовительный

Специально-подготовительный

Месяцы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Февраль

Март

V – объм нагрузки  

25км

35км

50км

60км

55км

60км

Wt- интенсивность нагрузки

2км

10км

15км

20км

18км

20км

%    wt от   V

8%

28%

30%

33%

32,7%

33%

Показатели         недели

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

v- объем  нагрузки

3

6

7

9

8

9

9

9

9

12

13

16

14

16

15

15

15

16

12

12

14

16

16

14

Wt- интенсивность   нагрузки

0,8

1,2

1

2,5

3

3,5

3,5

3,5

4

4

4

5

7

4

4

6

4

4

4

5

5

6

%    wt   от   V

11,4

12,4

12,5

27,7

33,3

38,8

38,8

29,6

30,7

25

28,5

31,2

46,6

26,6

26,6

40

33,3

33,3

28,5

31,2

31,2

42,8

Таблица № 4    Распределение нагрузки по месяцам и неделям в подготовительном периоде
при подготовке к дистанции 200м.

Показатели

                                                   периоды

Общеподготовительный период

Специально-подготовительный

месяцы

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

v- объем нагрузки

25км

36км

42км

52км

48км

46км

Wt –  интенсивность нагрузки

2км

12км

15км

20км

20км

25км

% wt  от   V

7%

33%

35,7%

38,4%

41,6%

54,3%

Показатели

       недели

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

V –  объем нагрузки

4

6

8

9

9

9

9

9

10

10

11

11

12,6

14,4

15

10

14

14,4

13,8

4,8

13

13

12

11

Wt – интенсивность нагрузки

0,5

1,5

2

3

3,5

3,5

3

4

4

4

4,5

4,5

5,5

5,5

5

5

5

2

5

6

7

7

%   wt от  V

6,2

16,6

22,2

33,3

38,8

38,8

30

40

36,3

36,3

37,5

32,1

36,6

36,6

35,7

35,7

38,4

41,6

38,4

46,1

56

60

общий объем плавания V в подготовительном периоде увеличивается постепенно до середины января. В
специально-подготовительном периоде наблюдается плавное снижение недельных объемов плавания.

интенсивная работа начинается с 3-ей недели октября и плавно повышается каждую неделю,
достигая небольшого “плато” в декабре – январе. До конца февраля wt стабилизируется
на отметке 5 км в неделю, при незначительном уменьшении общего объема плавания в процентном отношении wt от V идет постепенное увеличение интенсивности
тренировочных занятий.

В конце специально-подготовительного периода, при дальнейшем небольшом снижении общего
объема плавания, интенсивность плавания увеличивается до 7км в неделю и достигает за март 50%.

Обобщая и анализируя собранные данные по планированию нагрузки при подготовке спортсменов-пятиборцев
к соревновательной дистанции 300м и 200м, необходимо проанализировать эти данные с точки зрения фаз энергообеспечения.

Если дистанция 200м кролем на груди считается спринтерской, и источниками энергообеспечения
являются  анаэробно-гликолитические, то дистанция 300м стоит ближе к средней дистанции, и в ее энергообеспечении
начинают участвовать окислительные источники – анаэробно-аэробная фаза. Но окислительные процессы только начинают происходить в организме, и спортсмен
проплывает оставшуюся дистанцию 75-100м с большим кислородным долгом и большим количеством продуктов распада в крови.

Из всего выше сказанного можно выявить различия в планировании и распределении нагрузки в
подготовительном периоде при подготовке пятиборцев к дистанции 300м и 200м.

I.а) Анализ данных таблиц показал, что общий объем плавательной нагрузки при подготовке к
дистанции 300м остается на высоком уровне, достигнутом к концу общеподготовительного периода, а при подготовке к дистанции 200м плавно снижается в
специально-подготовительном периоде.

б) Интенсивность нагрузки в абсолютных величинах нарастает до января в том и другом случае и
удерживается на одном уровне до марта. Но в относительных величинах, т.е. % wt от V при подготовке к дистанции 300м
наблюдается “плато”, а к 200м дистанции увеличение интенсивности нагрузки к общему объему плавания с 34% в январе до 50% в марте.

II. Изучение индивидуальных планов и годовых отчетов тренеров, а так же наблюдения за
тренировочным процессом выявили ряд различий в содержании тренировок при подготовке пятиборцев к дистанции 300м и 200м (таб. 3-5).

        Таблица №5. Сравнительная таблица параметров подготовки пятиборцев к дистанции 300м и
200м в подготовительном периоде.

300м

Сравниваемые показатели

200м

Общеподготовительный период 13км                                       
Специально-подготовительный период 16км

V- объем нагрузки  в неделю

Общеподготовительный период 11км                                  специально-подготовительный период 12км

Общеподготовительный период  4км                                    специально-подготовительный
период 5км

wt – интенсивность нагрузки в неделю

Общеподготовительный период   4км                                      
специально-подготовительный период 7км

Общеподготовительный период30,7%                                специально-подготовительный период 31%

% wt от V в неделю

Общеподготовительный период36,3%                                специально- подготовительный период 56%

период

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Дни тренировок

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

о

1

3

1

3,6

0,8

3,6

V – объем нагрузки по дням ( км )

0,5

3

0,5

3,5

0,5

3

с

1

4

1

5

0,6

4

1

3

0,8

3,2

1

3

о

1

1,5

1,5

wt – интенсивность нагрузки по дням   (км)

1,5

1,5

1

с

1,5

2

1,5

1,8

2,2

2

о

20

7

13

% нагрузки, выполняемой на воспитание скорости

23

17

25

с

6,6

5

6,6

15

10

10

о

50

66

60

% нагрузки, выполняемой на воспитание общей выносливости

40

45

40

с

40

40

40

20

20

20

о

30

27

27

% нагрузки, выполняемой на воспитание скоростной выносливости

37

38

35

с

53

50

53

65

70

70

”с”- специально–подготовительный период .”о”– общеподготовительный период

Таблица № 6 Недельная работа по плаванию для дистанции 300м в специально-подготовительном периоде.

Дни недели

Содержание тренировочного занятия

Понедельник

200м – разминка
4х25м в/с
200м откупка
8х50м R-1мин ¾ силы
200м откупка
4х100м R – 2мин с улучшением результата
200м откупка
200м в/с  ¾ силы

Вторник

500м – вольным стилем
200м-вольным стилем на ногах

Среда

400м разминка
4х50м в/с R – 1мин ¾ силы
200м откупка
4х100м R- 1,5мин ¾ силы
200м откупка
2х(150м+50м) отдых м/ду сериями 30сек
200м откупка
2х25м с улучшением результата
200м откупка

Четверг

400м вольным стилем
200м упражнения на технику

Пятница

200м разминка
4х25м в/с
2х(4х50м) в/с 1-я серия R – 1мин; 2-я – R – 45сек
200м окупка
4х100м R – 1,40 с удержанием результата
100м откупка
4х25 в/с

Суббота

600м вольный стиль
200м вольный стиль на технику

Таблица №7 Недельная работа по плаванию для дистанции 200м в специально-подготовительном периоде.

Дни недели

Содержание тренировочного занятия

Понедельник

200м разминка
4х25м в/с
200м откупка
8х50м R – 1мин ¾ силы
200м откупка
4х100м R – 2 мин с улучшением результата
200м откупка
200м в/с ¾ силы

Вторник

500м вольный стиль
200м вольным стилем на ногах

Среда

400м разминка
4х50м в/с R – 1 мин ¾ силы
200м откупка
4х100м R – 1,5мин ¾ силы
200м откупка
2х(150м+50м) отдых м/ду сериями 30сек
200м откупка
2х25м в/с с улучшением результата
200м в/с

Четверг

400м вольный стиль
200м упражнения на технику

Пятница

200м разминка
4х25м в/с
2х(4х50м) в/с 1-я серия R-1мин; 2-я серия – R-45сек
200м откупка
4х100м R-1,40 с удержанием результата
100м откупка
4х25м в/с

Суббота

600м вольный стиль
200м вольный стиль упражнения на технику

Для примера взяты 3-я неделя декабря – завершение общеподготовительного периода и 3-я неделя марта –
завершение специально-подготовительного периода. И примерные упражнения недельного цикла при подготовке к дистанции 300 и 200м в
специальном-подготовительном периоде.

а) Распределение V-объема нагрузки в недельном цикле на протяжении всего подготовительного периода отличается тем, что объем
плавания в “не основные дни”, т.е. дни когда нет работы на интенсивность, километраж при подготовке к 300м дистанции больше, чем при
подготовке к дистанции 200м.

Это объясняется тем, что уделяется больше внимания работе на воспитание общей выносливости,
используя равномерное проплывание дистанции с акцентированием на технику выполнения упражнения.

б) В общеподготовительном периоде упражнения, направленные на воспитание скоростных
качеств, при подготовке к дистанции 300м составляют примерно 13%, к дистанции 200м – примерно 20%.

В специально-подготовительном периоде эти величины составляют примерно 6% и 11%
соответственно с использованием повторных методов проплывания отрезков в 25-50м с около предельной скоростью с большими интервалами отдыха.

Процент упражнений, направленных на воспитание общей выносливости, в недельном цикле распределяется
так:

общеподготовительный период – подготовка к дистанции 300м примерно 60% километража тренировочного занятия, к
дистанции 200м – 40-45% – это работа на технику плавания и равномерное проплывание длинных отрезков.

специально-подготовительный период – соответственно 40% и 20% километража от общего объема нагрузки в
тренировочном занятии.

Упражнения, выполняемые на воспитание скоростной выносливости (с использованием интервального метода,
т.е. многократное проплывание отрезков 300м, 200м, 100м, 50м с околопредельной скоростью с жестким режимом отдыха), составляют соответственно: для дистанции
300м в общеподготовительном периоде 28-30%, в специально-подготовительном 50-52%; для 200м дистанции – 38-40% и 65-70% от общей тренировочной нагрузки
соответственно.

В связи с уменьшением соревновательной дистанции произошли некоторые изменения в
подборе упражнений при использовании того или другого метода тренировки, а так же в соотношении тех или иных методов в тренировочном процессе. Для сравнения
рассмотрим методы и их содержание при подготовке к дистанции 300м и 200м.

1. Равномерный метод. Применяется для развития общей выносливости. Подразумевает равномерное
проплывание дистанции 400м,600м, 800м, 1000м , или повторно-равномерный – проплывание несколько раз этих дистанций с равномерной скоростью 1/4 от max.

При подготовке к 300м дистанции это был один из основных методов подготовки, т.к. с
помощью него решались сразу две задачи – воспитание общей выносливости и работа над техникой. До 50% всех заданий проплывалось этим методом.

При подготовке к дистанции 200м доля заданий проплываемых этим методом сократилась
до 30-40% (особенно в конце специально-подготовительного периода и в соревновательном). Уменьшились отрезки 
проплываемые этим методом . Он используется как разминка (400-600м комплексное плавание) и как работа над техникой (400м упражнения на руках, 400м
ноги в/с равномерно).

2.Интервальный метод. Применяется для развития специальной (скоростной) выносливости. Его
суть заключается в многократном проплывании отрезков (меньше соревновательной дистанции) с заданной скоростью и заданными интервалами отдыха. Этот метод был
и остается одним из основных методов подготовки пятиборцев в плавании, особенно в специально-подготовительном периоде.

С изменением дистанции изменилось и содержание этого метода. Если при подготовке
к 300м применялись в основном такие отрезки: 8х100м в режиме проплывания 1,50-2мин или 20х50м в режиме 50сек.-1мин,3х300м, то после Атланты в этом
методе используются отрезки 4х100м в режиме 1,30-1,40мин, 8х50м в режиме 45сек. А при подготовке женской сборной России используются разнообразные “горки”
с различными интервалами отдыха 2х(150+100+50) или 50+100+150+200+150+100+50м.

2. Повторный метод. Применяется для развития собственно скоростных качеств. Он содержит повторное проплывание
отрезков 25-50м с максимальной скоростью и большими интервалами отдыха.

Роль этого метода возросла с уменьшением дистанции, т.к. скоростные качества играют большую роль
в проплывании спринтерской дистанции. Увеличился процент применения этого метода в тренировке пятиборцев с 6-7% до 15-16% при подготовке к 200м
дистанции.

3. Соревновательный метод. Контрольное проплывание  соревновательного отрезка с
максимальной скоростью. В сборной Росси с середины специально-подготовительного периода применяются еженедельные тестирования пятиборцев.

   В результате бесед и анкетирования было выявлено, что наряду с тренерами, которые начали перестраивать планирование тренировочных
нагрузок, есть и такие, которые считают, что нет существенной разницы в планировании при подготовке к дистанции 300м и 200м.

Выводы

1. С изменением программы и регламента соревнований по современному пятиборью
возникла необходимость внесения определенных корректив, как в планирование тренировочных нагрузок, так и в методику обучения и тренировки пятиборцев в
плавании. В первую очередь изменение коснулось планирования нагрузок по объему и интенсивности.

2. При подготовке пятиборцев к дистанции 200м уменьшился общий суммарный объем
тренировочной нагрузки по плаванию с 3-3,5км до 2-2,8км в среднем за одну тренировку, что составляет примерно 20-30%. Снижение объема нагрузки происходит
за счет сокращения длины проплываемого отрезка и за счет исключения тренировочных упражнений, не способствующих непосредственно совершенствованию
гребковых движений в кроле на груди, таких как плавание брассом и кролем на спине.

3. Интенсивность нагрузки при подготовке к дистанции 200м в абсолютных величинах, т.е. км, до
середины специально-подготовительного периода изменялась незначительно, но ближе к началу основных стартов сезона возрастает значительно с 18 до 25км в
месяц. Процентное соотношение интенсивности к объему возросло на 34-46% в месяц.

4. Изменилась физиологическая направленность, применяемых тренировочных упражнений. Так как
сокращение дистанции плавания с 300м до 200м явилось, по сути, переходом от плавания на дистанцию, приближенную к средней, к плаванию на спринтерскую
дистанцию, то в тренировке стали использоваться преимущественно упражнения анаэробного характера и упражнения в зоне ПАНО. На практике увеличилась работа
на воспитание скоростных качеств, скоростной выносливости, уменьшилась работа на воспитание общей выносливости.

5. Набор методов притерпел небольшие изменения. В меньшей степени стал применятся
равномерный метод, а основными остались интервальный, переменный и повторно-переменный.

Список литературы

1.     Александров И.С.  Вопросы спортивной тренировки в современном пятиборье // Теория и практика физической
культуры. – 1970.-№ 11.- с.11.

2.     Булгакова Н.Ж.  Отбор и подготовка юных пловцов. – М.: ФиС, 1986.

3.     Бутович Н.  Основы тренировки пловца // Сборник трудов ЛНИ. – 1946.

4.    Вайцеховский С.М.  Планирование подготовки пятиборцев // Теория и практика физической
культуры. – 1969. – №4.

5.    Вайцеховский С.М.  Физическая подготовка пловца. – 2-е изд. – М.: ФиС, 1976.
– с. 142.

6. Вайцеховский С.М., Абсалямов Т.М., Сайгин М.И. Проблема совершенствования силовой подготовки
квалифицированных пловцов // Плаваниие.-1983.- № 1.- с.23-28.

7.  Ваньков А., Инясевский К.  Говорят мастера плавания. – М.: ФиС, 1962.

8. Ваньков А.А.  Плавание / Глава пособия под ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. – М.: ФиС, Будапешт: Спорт, 1969.

9. Ваньков А.А.  Плавание. – М.: ФиС, 1976.

10. Ваньков А.А.  Совершенствование подготовки пятиборцев в плавании: учебное пособие для студентов институтов физ. культуры. – М.: ФиС,
1962.

11. Ваньков А.А.  Плавание. – М.: ФиС, 1985.

12.  Варакин А.П.  Специальная работоспособность. Развитие физических качеств в современном пятиборье: учебное
пособие для институтов физ. культуры. – М.: ФиС, 1983.

13. Варакин А.П.  Oсновы отбора и построения тренировки в современном пятиборье: методическое пособие для тренеров и
спортсменов пятиборья. – М.: ФиС, 1994.

14. Волков Н.И.  Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности:  Автореферат. – М., 1969.

15. Вржевский И.В.  Плавание. – М.: ФиС, 1954.

16. Вржевский И.В.  Последствие нагрузки, полученной во время тренировочного урока и построение малого цикла
тренировки // На голубых дорожках. – М.: ФиС, 1996. – с. 32-46.

17. Дрюков В.А.  Тренировка в современном пятиборье. – Киев: Здоров’я,1988.

18. Дрюков В.А.  Cтруктура построения годичного цикла в современном пятиборье: методические рекомендации
по современному пятиборью. – Киев: Здоров’я, 1989.

19. Зациорский В.М.  Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1986, с. 200.

20. Зенов Б.Д., Вайцеховский С.М.  Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. – М.: ФиС,
1986.

21. Зимкин Н., Коробков А.  Физиологические основы физической культуры и спорта. – М.: ФиС, 1953.

22. Инясевский К., Никитский Б.  Тренировка пловца. – М.: ФиС, 1958.

23. Инясевский К., Гордон С.  Общие основы спортивной тренировки пловцов. – М.: ФиС, 1962. – с. 22-35,153-176.

24. Инясевский К. Тренировка пловцов высокого класса. – М.:ФиС, 1970

25.  Каунсилмен Д.  Наука о плавании. – М.: ФиС, 1972.

26. Козарь В.М.  Пятиборье от Олимпиады к Олимпиаде. – М.: РИО Реалисты, 1997.

27. Коробков А.В.  Физиологические основы применения различных форм физических упражнений в спортивной тренировке.
– М.: ФиС, 1960.

28. Крупкин Г.А.  Плавание. – М.: ФиС, 1967.

29. Логофет О.Н.  Современное пятиборье. – М.: Госиздат, 1956.

30. Надори Ласло.  Тренировка пятиборца / Глава пособия под ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. – М.: ФиС,
Будапешт: Спорт, 1969.

31. Плавание.  Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Бутовича Н.А.
– М.: ФиС, 1965.

32. Платонов В.Н.  Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: ФиС, 1986.

33. Подготовка сильнейших пловцов мира. / Под ред. Вайцеховского С.М.- М.: ФиС, 1972.

34.  Поляков П.В.  Опыт работы с мастерами современного пятиборья ЦСКА // Доклад на Всесоюзной методической конференции тренеров /  рукопись. – М., 1962.

35. Попов В.Г., Чернышев А.  Плавание. – М.: ФиС, 1955.

36. Попов Ю.А.  Исследование средств силовой подготовки в связи с развитием специальной выносливости: Автореферат дис. канд. пед. наук. – М.,1970.

37. Современное пятиборье: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. – М.: ФиС, 1967.

38. Современное пятиборье.  Учебное пособие / Под общ. ред. С. Вайцеховского и Л. Широкманя. – М.: ФиС, Будапешт:
Спорт, 1969.

39. Современное пятиборье.  Программа для ДЮСШ ,СШМ и ШВСМ. – М.: ФиС, 1973.

40. Современное пятиборье. Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. – М.: ФиС, 1976.

41. Современное пятиборье. Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. А.Н. Варакина. – М.: ФиС, 1985.

42. Тимакова Т.Е.  Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. – М.: ФиС, 1985.

43. Чувилин О.Н.  Методические рекомендации о подготовке и участии советских пятиборцев в чемпионате Мира
1974г. – М.: Союзспортобеспечение, 1975.

44. Шандор Д.  Бальцо. Звезды зарубежного спорта. – М., Будапешт: ФиС, 1976.

45. Ширковец Г.А.  Управление тренировкой пловцов путем определения зон мощности по лактатной кривой //
Сборник статей по плаванию. – М.: ФиС, 1988.

46. Эбель Е.И. Что такое современное пятиборье. – М.: ФиС, 1953.