Планирование уроков внеклассного чтения в средних классах

Содержание
Введение
Глава 1 Особенности подготовки и проведенияуроков внеклассного чтения
1.1 Отечественная методология внеклассного чтения
1.2 Уроки внеклассного чтения
1.3 Внеклассное чтение на уроках литературы
Глава 2 Планирование системы уроков внеклассногочтения в средних классах
2.1 Основные требования к урокам внеклассногочтения
2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-9классах
2.3 Примерный план урока внеклассного чтения попоэме Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде» в 7-8 классах
Заключение
Список литературы

Введение
 
Актуальность:Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. Вметодике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что урокилитературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитиючитательской самостоятельности учащихся, формированию их читательскихинтересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, являетсяопорой школьного курса.
Опытпередовых педагогов прошлого и творчески работающих современныхучителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение,постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет ихчитательских интересов -это тот резерв литературного образования, использованиекоторого может дать положительный эффект.
Заметноеоживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда всредних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг,самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целыециклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемывнеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсыи т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специальнопредназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника.
Сегодня наблюдаетсяослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания,и классической детской литературы, и модернизированной, все-таки, чтениеотводится на второй план. Предпочтение дается телевидению, компьютерным играм,музыке, Интернету подросткам среднего звена (7-8 классов). Таким образом,актуальность работы обусловлена данной проблемой.
Цель курсовойработы — выявить особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтенияв средних классах.
Задачи:
-Рассмотретьнаучную литературу, посвященную методологии проведения внеклассного чтения;
-Раскрытьособенности подготовки и проведения внеклассного чтения на уроках литературы;
-составитьплан урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о Дожде» дляучащихся 7-8 классов.
Новизна исследовательскойработы состоит в том, что впервые составлен план урока внеклассного чтения попоэме Б.Ахмадулиной «Сказка о Дожде» для учащихся 7-8 классов.
Методисследования: для достижения поставленной цели нами были использованы методисследования и анализа.
Структуракурсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы

Глава 1 Особенностиподготовки и проведения уроков внеклассного чтения
 
1.1 Отечественнаяметодология внеклассного чтения
Путьотечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Егохарактеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизодысотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.
Словесникипостепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учетачитательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методикаизучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д.Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлоговынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в которомпреобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, нои тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияютна воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» [12;16].
Особыйинтерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся вначале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособлениясписков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются»,и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей [5;76].
В начале 20-хгг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения встране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике«Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А.Рыбникова.
В 60-70-егг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый циклкрупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга ичтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села»,«Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), вкоторых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторыпоследнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие опреобладании интереса к литературе среди других художественных интересовшкольников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуетсялитература, однако реально они прежде всего интересуются кино» [14;35].
Интересныйматериал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работахпсихологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской,Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана,Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последниегоды исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживаетсямысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, оботсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя вформировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложилаучащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах.Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники — мать, отец,одноклассники, родственники и книги, а далее — учитель, сам школьник ибиблиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всегородители, реже — друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе неупоминаются [3;67].
Современнаяметодика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимойпредпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучениялитературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работыучителей-словесников?
В ходефронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможновыяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе,о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценкилитературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьникииногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающиммоментом в установлении контакта между учителем и учеником.
Анализ письменныхработ учащихся(сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанныхкнигах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературногопроизведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и послеанализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательскойкультуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать иоценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека»,«Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительныйматериал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые втаких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальнойбеседе.
Читательскиебиографии,широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителюинтереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересовшкольников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы ввоспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускномклассе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас.Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самомуинтересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учительограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остаетсявремени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученикав голове чаще вывески, чем произведения».
Читательскийдневник,дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературнымразвитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однакострого оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, неучитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многомспособствовали дискредитации данной формы работы [16;382].
Между темизвестно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели быпланировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища.Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V-VI классахшкольники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учительподходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательскиедневники пятиклассников — это чаще всего красочно оформленные альбомы, вкоторых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткиеаннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения,литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокамвнеклассного чтения.
Изучениебиблиотечных формуляров, популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно вгородских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемыхучащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.
Анкетирование получает все большеераспространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроковвнеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе,подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтениемможно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, чтоих мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их повозможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, какэто иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся канкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общенияс читателем-школьником [116;379].
Тестирование, особенно популярное впоследние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности наразных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные врезультате проведенного тестирования, также должны дополняться,корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальнойбеседы, изучения письменных работ или др.).
1.2 Уроки внеклассногочтения
Урокивнеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без нихтеперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и дажепраздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкоеиспользование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений дляобсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиямклассики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним вниманиеучителей и учащихся.
Заметноеоживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда всредних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг,самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целыециклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемывнеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсыи т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специальнопредназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работуучителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая«возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальныепубликации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выборпроизведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждымвсякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока,заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.
Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением ссоциально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2)расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3)совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока,целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления,однако каждый этап имеет и свои специфические задачи [9;45].
В младшихклассах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности вчтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский всвоей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу втом, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились куединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это неодиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оновозможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека какдуховная потребность» [11;78].
В среднихклассах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтениевливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складываетсядифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задачаформирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствованиечитательского восприятия, развития художественного вкуса.
В старшихклассах особенно важной становится задача развития личностного подхода клитературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересыстаршеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценкаэтого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведенийдля обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате котчуждению между учеником и учителем.
Обычноучителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения междуотдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала.Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима.Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новиноклитературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру илиинтересной журнальной публикации.
Наиболеепоследовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связимежду уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всегоучителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе,и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываютсяклассика и современная литература, исследуются преемственность, традиции иноваторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».
Значительнореже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самойраспространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассногочтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, иликниги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтенияобсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания,имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературногонаправления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняетпробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемывзаимодействия литератур, литературных связей и влияний.
Уроквнеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомитучащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние нарусскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельнымисценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена сяблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор огероическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «ТарасБульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды облагородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает вниманиечитателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использованиеиндивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В.Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков [13;24].
Мало вниманияуделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного ивнеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существеннорасширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах,средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.
Помимовнутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены ишироко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с урокамиистории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходяттакие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Историческиесобытия и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей»,обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «ИсторияОтечества», «Жизнь в искусстве» и др.
1.3 Внеклассное чтение науроках литературы
Уроки поосновному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. Наэто нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные,предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставлениесамостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом.М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема,предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем большесвязей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимаетсякаждое из встретившихся в курсе произведений» [15;45].
Какие путисближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программногоматериала можно наметить?
Во-первых,систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и наразных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшиеобзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материалевнеклассного чтения).
Во-вторых,организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной имитемой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой втечение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этойработы в уроки по программе.
В-третьих,планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ,выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализсамостоятельно прочитанных произведений и т.д.
Обращение квнеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу описателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, илитературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарнойлитературы и отзывов критики [15;72].
Навступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классезачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества(из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента?Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места ивремени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть,заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, которыйпервоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это тольконачало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обеповести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы,детали и подумать над тем, что отличает эти повести.
Напоследующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизнизапорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбезапорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбахглавных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группыучащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихсярешать на уроке литературы более сложные задачи.
На уроках,посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскомуопыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом,более глубокого постижения программного материала, особенно висторико-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературныйконтекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуетсясамим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфык произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан скойдочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболеехарактерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самымдополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих нашевосприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди,наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века,не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениямиПушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.
Т. Маннговорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцовлитературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым онстремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющеечтение» и для читателя, познающего литературный текст [16;204].
Важностьдополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесникипрошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем нетолько проблемно-тематического (преобладающего в современной методическойлитературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики,сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изученияво многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения,индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системысамостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочиненийрекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н.Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и«Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерамна хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К.Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» ит.п.
Задачизаключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителюснова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательскиеинтересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведенийписателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, исопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последнихпубликаций, связанных с изучаемым литературным материалом.
Идеязаключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующейлюбви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищениечитателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографиии творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая длясамостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовитурок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкогопсихолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».
Опора насамостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории иистории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность»(В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы.Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной,нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникамможно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течениеучебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы влитературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»;«Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.
Результатысамостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки поосновному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устногоэкзамена по литературе [12;376].
Обращение квнеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых,от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальнойчитательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом нетолько учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но итактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобыосвоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» [14;23].

Глава 2 Планированиесистемы уроков внеклассного чтения в средних классах
 
2.1 Основные требования курокам внеклассного чтения
Припланировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
— разумноесочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
— тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир»,«Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
— сочетаниепроизведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а такжеинтересами самого учителя и учащихся);
— чередованиеразных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт,семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемовактивизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповыеи индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметныхсвязей, технических средств обучения);
— систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой(работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование,работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Все измененияв реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд лисможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открытадля всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно этоотносится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы нетолько традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры,консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования иконсультации [12;35].
Основнуюработу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативнаягруппа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступаютв роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов,библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий междуодноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.
Вопросы изадания для самостоятельной работы
1.Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения.Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Какрезультаты научных исследований могут быть использованы в практике работыучителя-словесника?
2.Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения,рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки саналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в.(В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.).Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном изклассов.
3. Подготовьтевариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов,учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.
Задачиуроков внеклассного чтения 7-9 классы
Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят всоставлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада,написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал ипостроить рассказ о писателе, художнике [12;38].
Требования к урокам внеклассного чтения
1. Список литературы для внеклассного чтения долженбыть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по ихжеланию.
2. В классе все учащиеся класса должны бытьраспределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основнаяработа делается во внеурочное время.
3. Уроки внеклассного чтения должны бытьпраздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета дляпроведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)
4. За две недели до урока внеклассного чтениядолжны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы ит.д.
5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урокапомогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.
6. Уроки-игры, семинары, конференции, концертыпроводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться,сплачивает класс.
7. На уроке-игре никогда не должно быть простозрителей. Обязательны задания для зрителей.
8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями,которые он сделал, читая данный текст.
9. Сотворчество, содружество. Учащиеся – это творцыурока [12;40].
2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-8классах
Возможностиуроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся ксамостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческиеспособности.
Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассныхзанятий на основе проблемно-тематического принципа.
Урокивнеклассного чтения в 5-9 классах можно провести по темам:
I. Устноенародное творчество и мифы Древней Греции. (7-8 кл.)
II.  Дети и взрослые. Темадетства в творчестве писателей XIX – XX в.(7-8кл.)
III.  Боль за все живое. Темамилосердия в русской литературе. (7-8 кл.)
IV.  Зарубежная литература XIX-XX в. (7-8кл.)
 
7 классПримерный срок проведения
Предшествующий
программный материал Урок внеклассного чтения
Сентябрь
1ч.
Устное народное творчество. Былины.
Пословицы и поговорки
Урок-игра по устному народному творчеству.
(см. приложение)
Октябрь
1ч. Древнерусская литература “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Урок-рекомендация
·  Моление Даниилы Заточника.
·  Повесть о Шемякином суде.
Ноябрь
2ч.
Русские писатели XIX в.
А. С. Пушкин
“Полтава”.
“Медный всадник”.
“Борис Годунов”.
(читать без сокращений)
Урок-исследование по произведениям А. С. Пушкина
“Медный всадник”
“Борис Годунов”
“Полтава”
Игра (см. приложение)
Январь
1ч.
Н. В. Гоголь
“Тарас Бульба”. Н. В. Гоголь. Сопоставительный анализ повестей “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
Февраль
1ч.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. М. Е. Салтыков-Щедрин
Урок-исследование.
Сатира и гротеск в сказке “Дикий помещик”.
Март
2ч Л. Н. Толстой
“Детство”.
“Счастливая, невозвратимая пора детства…”
Научная конференция по теме “Детство в творчестве писателей XIX и XX в. ”
План: (см. приложение)
Март-апрель
2ч.
М. Горький
“Детство”.
“Но вырастет он — если богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему.” Урок – анализ по рассказам
Л. Андреева “Ангелочек”, “Петька на даче”, “Гостинец”, “Алеша- дурачок.”
Апрель
1ч.
М. Горький
“Легенда о Данко”.
А. Грин “Алые паруса”.
“Нет сказки причудливее, чем сама жизнь”.
Апрель-май
1ч.
Л. Андреев
“Кусака”.
“Добро мертво без боли, выстраданное дороже и крепче”.
Урок-анализ по произведениям Петра Краснова “Шатохи” из сб. “По причине души”. и Троепольского “Белый Бим, Черное Ухо”.
8 класс
Сентябрь
1ч. Устное народное творчество. Лирические и исторические песни.
Урок – концерт.
Обрядовые песни.
Сентябрь
1ч. Житийный жанр в древнерусской литературе. “Житие Сергия Радонежского”.
“Всю сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле…” Урок-лекция
“Житие Серафима Саровского”.
Лит. в школе.2000г. №2
Октябрь
1ч.
А. С. Пушкин
“Капитанская дочка”.
А. С. Пушкин “Пиковая дама”.
Урок-исследование
Что роднит Германа с Наполеоном и Мефистофелем?
Октябрь-ноябрь
1ч.
М. Ю. Лермонтов
“Мцыри”.
 “Демон” М. Ю. Лермонтова и
“Демон” Врубеля.
Ноябрь
1ч.
Н. В. Гоголь
“Ревизор”.
Гибель души человеческой.
Урок-анализ по повести
Н. В. Гоголя “Портрет”.
Декабрь
1ч.
И. С. Тургенев
“Ася”. И. С. Тургенев
“Первая любовь”.
Январь

В. Г. Короленко
“Парадокс”.
В. Г. Короленко
“Слепой музыкант”.
Февраль
1ч.
М. Горький
“Ма-аленькая”.
М. Горький. Повесть ”В людях”.
Урок-исследование.
Работа в группах:
1 гр. биографы
2 гр. словесники
3 гр. социологи
4 гр. аналитики
Март
1ч.
А. Грин.
“Зеленая лампа”.
Рассказ А. Грина
“Вокруг света”.
Лит. в школе 1995 г. №6
Апрель
2ч.
А. Т. Твардовский
Поэма “Василий Теркин”.
Урок-рекомендация
(читательская конференция)
Книги о Великой Отечественной войне. Май
А де Сент-Экзюпери
“Маленький Принц”.
Проба на человечность.
Урок по рассказам Д. Лондона
“Белое безмолвие”.
“Любовь к жизни”.
“Там, где расходятся пути”.
Лит. в школе. №3 2001г.
Примерныйплан урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде» в 7-8классах
«Мы из однойкупели, все мы братья…» Белла Ахмадулина «Сказка о дожде…»
Предисловие: ИмяБеллы Ахмадулиной среди имен современных поэтов стоит в особом ряду. За своюдолгую творческую жизнь поэтесса не изменила ни своим высоким представлениям онравственности и человеческом достоинстве, ни своему исповедальному дару. Ее лирическаягероиня сохранила по –детски доверчивый взгляд на окружающее, ВТО же времянапитав его вечной мудростью человека, который не случайно получил в наградуталант проникать в самую суть явлений и событий. Для нее не существуетневажных, проходных вещей -любая деталь достойна осмысления, любования,уважения: будь это цветок или снежинка, высочайшее лирическое откровение илилепет ребенка…
ТворчествоАхмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашейжизни, поэтому обязательно должно найти свое место на уроках словесности [1;36]
«Сказка одожде в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей» может бытьпредложена к изучению на уроках литературы или же внеклассном чтении в 7 и 8классах. Ранняя лирика поэтессы близка подросткам по мироощущению. Ихчитательский опыт уже позволяет решать серьезные эстетические и нравственныепроблемы. Жанр такого урока размышление. Основные вопросы, на которыенеобходимо будет ответить в результате прочтения и анализа произведения,учащиеся получают заранее:
Определитесвои читательские ожидания, прочитав заголовок поэмы? На что он указывает?Какой вы представляете себе лирическую героиню этого про изведения, опишите ее.Как вы воспринимаете образ Дождя? Есть ли у него характер? С какой целью авторвводит в свою поэму эпизоды, на первый взгляд не имеющие к развитию сюжетаникакого отношения? В чем заключается трагедия лирической героини? Какие мыслии чувства вызвала у вас «Сказка о дожде…» Попробуйте выразить их письменно.
Урок начинаемс выразительного чтения поэмы. «Сказка о дожде…» состоит из тринадцатинебольших главок, выразительное чтение определит тональность разговора опроизведении.
Заголовокдает возможность читателю сразу же определиться в своих ожиданиях. Это«сказка», значит, в поэме есть вымысел, фантастика; главным героемфантастической истории, вероятно будет дождь. Однако «Сказка» не обычная, а « внескольких эпизодах с диалогами ихором для детей». Автор как бы подсказываетзаранее, где могут скрываться ответы на вопросы, которые неизбежно возникнут.Учителю следует воспользоваться этой подсказкой, планируя композицию урока.
Урок, на нашвзгляд, следует разделить на три части в соответствии с проблематикойпроизведения. Работу целесообразно проводить в нескольких группах. Выделениеосновных мотивов поэмы — одно из главных составляющих беседы с учащимися.
Каждыйотдельный этап урока предваряет комментарий учителя.
1. часть.«Героиня и Дождь. В кафе».
Ахмадулинаумеет любить мгновения бытия, ощущать свое родство с природой. В ее раннейлирике находим: « Я нашла тебе собрата-Листик с веточкой одной», « В апрелеизменения погоды/Объединяют всех людей с людьми».Для нее нет ничегосправедливее, добрее, мудрее и беззащитнее природы («Справедливая природа»,«вьюг справедливых»). Не случайно поэтесса в своих лирических стихотворенияхчасто сравнивает ее с ребенком («Нас одурачил нынешний сентябрь/ С наивностью ихитростью ребенка», « Природа, прислоняясь к моим плечам/ Объявит свои детскиесекреты»). Белла Ахмадулина живет, ощущая себя частью природы, ее голосом. Он аспособна услышать свою волю цветка, луны, снегопада, травы. Лирической героиненесвойственно заносчиво-пренебрежительное отношение к окружающему миру, главноекачество ее характера — чувство благодарности за каждый миг бытия [6;35].
Анализ 1-2-йглав поэмы. Вопросы: В чем состоит смысл сравнения Дождя с ребенком? Почему извсех прохожих Дождь выбрал именно лирическую героиню? Случайна ли такаяпривязанность?
Мотив-Нерасторжимая связь человека с природой.
2 часть. «Доми его хозяева».
Обратим вниманиена то, что уже в начале главы, посвященной описанию посещения дома, авторприбегает к сравнениям предметного мира с миром природы. Ахмадулиной всегдабыло свойственно разговаривать не только с природой, но и предметами, ощущатьза ними нечто родственное человеческой душе. Настораживает нас лишь, чтовлюбленный Дождь, похожий на зверька или дитя, не мог пойти вместе с ней.Предстояла мучительная разлука из-за того, что для героини поэмы приглашение вдом, где над янтарным озером паркета/ Всходила люстры чистая луна», былочрезвычайно важно и нужно -она как честь оценивает это приглашение. Но общение смиром вещей в доме где нет свой балет всегда вершила легкость, для неоказывается гораздо важнее общения с людьми живущим в нем. Неискренность,притворство, следование не душевному порыву, а неким правилам характеризуетлюдей этого мира. Тема сиротства, одиночества. Покинутости начинает звучать впоэме все более отчетливо. Героиня постепенно утрачивает детские черты.
Анализ 3-4 йглав. Вопросы: Какими словами характеризуется мир того дома где куда явилась поприглашению лирическая героиня? Что привлекает ее в этом доме? Могла ли героиняотказаться от приглашения? Почему дождю нет места в том мире, куда пришла егоподруга?
Анализ 5-7 йглав. Вопросы: На какие темы беседует героиня с хозяевами и гостями этогодома? В чем заключается смысл «диктанта» Дождя?
Анализ 8-10глав. Вопросы: Перечитайте «Хор детей». Чем особенно страшна пошлость?Прокомментируйте начало 10 й главы: «Лень. Как болезнь, во мне смыкала круг.Мое плечо вело чужую руку…» В чем героиня обвиняет хозяйку- любящую мать своихдетей?
Мотив-пошлостьи бездуховность существования.
3 часть.«Гибель Дождя». Преступление.
Темы жизни,смерти, творчества –сквозные в лирике Ахмадулиной. Все они присутствуют впоэме, финал которой, безусловно, трагический. Дождь. Проливающийся с небес какблагодать, воспринимается людьми как помеха. Они не могут понять, что природа-не просто окружающая среда, а нечто самоценное. Для лирической героини мирприроды и мир собственной души равновелики и сообщаемы. Это мир нежности,доброты, душевного такта. Доверия к людям. Она не может принять условий,которые выдвигают перед ней хозяева дома [7;25].
Потерявшая чувствосамосохранения в чуждом ей окружении, героиня зове в дом оставшегося на порогетоварища: « Я Вас люблю без меры и стыда! Как небеса, круглы мои объятья/Мы изодной купели. Все мы братья. Мой мальчик Дождь! Скорей иди сюда» Кульминацияразвитии действия почти совпадает с развязкой -картина уничтожения Дождяпотрясает. Не замечая его живой природы, изначального родства со всем сущим наземле, Дождь убиваю, как что –то омерзительное, не имеющее права насуществование. Поэтому прогноз на будущее столь неутешителен: « О, вашим детямжить в беде и муке! Слепые, тайн не знающие руки/ зачем вы окунули в кровьДождя?» Ахмадулина через образ дождя-природы, загнанной, опороченной,уничтоженной человеком, -видит гибель самого человека, его духовной сущности.
Анализ 11-13йглав. Вопросы: Можно ли сказать, чо финал поэмы трагический? Почему лирическойгероине не удалось защитить, спаси своего друга? Есть ли ее вина в гибелиДождя? Какие слова в конце произведения подтверждают непоправимостьпроизошедшего?
Мотив-Ответственностьчеловека за свои поступки.

Заключение
 
Итак,исследовав и обобщив необходимую информацию по теме исследования, мною сделаныследующие выводы:
Методологическойбазой внеклассного чтения послужили вышедшие в 50-70-х гг. работах психологов иметодистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г.Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А.Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др.
Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением ссоциально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2)расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3)совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока,целевая ориентация определенного типа книги на определенную категориючитателей. На каждом этапе литературного образования реализуются все этинаправления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи (ЛеонтьевА.А. 1975).
В среднихклассах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтениевливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складываетсядифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задачаформирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствованиечитательского восприятия, развития художественного вкуса. На этом этапенеобходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связныхвысказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей вгазету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ описателе, художнике.
Припланировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
— разумноесочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
— тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир»,«Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
— сочетаниепроизведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а такжеинтересами самого учителя и учащихся);
— чередованиеразных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт,семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемовактивизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповыеи индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметныхсвязей, технических средств обучения);
— систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой(работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование,работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Дляпримерного плана урока внеклассного чтения мною выбрана поэма Б.Ахмадулиной,так как она дает прекрасную возможность решения очень важных этических проблем.Читатели подростки способны заметить, что Беллу Ахмадулину отличаетнеповторимость интонации, свой стиль. Что составляет эту неповторимость, онивыявляют с помощью учителя: ассонансную рифму, пятистопный ямб, четверостишия сопоясывающей рифмой. В «Сказке о Дожде…» своеобразный поэтический и синтаксический:строение фраз, порядок слов, инверсии. Перенос фразы из строки в строку,разъясняющие повторы, частые восклицания, обращения к предметам, явлениям — всеэто создает особую экспрессию, проникновенность и доверительность интонации.
Такимобразом, в заключении можно сказать, что цель и задачи курсовой работыдостигнуты.
Использованная литература
 
1.Айзенштейн Е. Мгновенья бытия (О поэзии Б.Ахмадулиной)//Нева.-2000-№С.193-197
2.Ахмадулина Б.Избранное. -Ростов-на-Дону. 1998
3.Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности// Советская педагогика. — 1989 — № 10
4.Внеклассная и внешкольная работа по литературе/ Под ред. Я.А. Ротковича. — М., 1970
5.Голубков В.В., Рыбникова М.А. Изучениелитературы в школе II ступени. — М., 1930
6.Губайловский В. Нежность к бытию: (О поэзииБ.Ахмадулиной)// Дружба народов.-2001-№8
7.Ерофеев Н. Новое и старое: Заметки о творчествеБ.Ахмадулиной// Октябрь-1987-№5-С.190-194
8.Исследование художественных интересовсовременных школьников.- М., 1974
9.Леонтьев А.А.Проблемы социологии и психологиичтения.- М., 1975
10. Мустафин И. Поиск алгоритма: Заметки о поэзииБ.Ахмадулиной//Дружба народов.-1985-№6-С.245
11.Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. — М.,1975
12.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев,1974
13.Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим яобязан книгам. -М., 1990
14.Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе(IV-VIII кл.). — М., 1980.
15.Уроки внеклассного чтения /Под ред. Я.Г.Нестурх. -М., 1980
16.Уроки литературы.2007-№6