КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Планирование в рыночнойэкономике»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ЛИТЕРАТУРА
1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕВ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тип смешанного регулирования национальным хозяйством имеетследующие специфические черты.
Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяетустойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворенияобщественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) игибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности дляудовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.
Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяетоптимально сочетать высшие макроэкономические цели:
· эффективностьхозяйствования;
· социальнуюсправедливость;
· стабильностьэкономического роста.
В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупныйспрос и совокупное предложение.
Выделяют следующие основные функции государства в управлениии регулировании национальной экономики.
Прежде всего, государство способствует эффективнойхозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно повышаетэффективность рыночного механизма:
· разрабатываети осуществляет хозяйственное законодательство, устанавливающее «правила игры»всех бизнесменов (создается правовая основа предпринимательства, деятельностибирж, банковской системы, налогообложения и др.);
· обеспечиваетсохранность рыночного механизма (регулярная демонополизация экономики,антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов иуменьшению бюджетного дефицита и др.);
· укрепляетположение дел на отдельных видах рынков (повышает конкурентоспособностьнационального капитала на внутреннем и международном рынках путем осуществленияобщенациональных программ научно-технического прогресса, поощрения экспортакапитала и товаров и т. п.).
Далее, государство старается стабилизировать экономическоеразвитие, сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживатьбезработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисногоспада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможностиполучения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственногоподъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объем государственногокредита, повышается норма процента.
Важной государственной функцией является регулированиесоциальных отношений.
Однако повышение эффективности государственного регулированиязависит от умения использовать научные методы прогнозирования и планирования. Кним в первую очередь относится научно обоснованный метод «затраты-выпуск»,который разработал американский экономист, лауреат Нобелевской премии ВасилийЛеонтьев. Данный метод широко применяется во многих странах.
Существо метода В. Леонтьева – в простом и кратком изложении –таково. В любой стране экономика – это большая система из многих отраслей,каждая из которых производит продукцию и передает другим отраслям. Все онисуществуют потому, что снабжают друг друга результатами своей деятельности.Чтобы надежно прогнозировать развитие экономики в целом, в расчет принимаютсядо 600-700 и более отдельных отраслей страны. Сопоставление различныхсоотношений производственных затрат в отдельных звеньях общей системы ипредполагаемых результатов позволяет выбрать наилучший вариант.
Допустим, необходимо рассчитать эффективность производствахлеба. Тогда делается расчет: сколько на одну тонну хлеба расходовать муки,дрожжей, молока и т. д. по всем компонентам согласно рецепту. Затемопределяются трудовые затраты в нормо-часах. После этих расчетов расходаматериальных ресурсов и трудовых затрат на конкретное изделие в натуральныхпоказателях анализируются и сравниваются предполагаемые результаты в денежномвыражении. С учетом цен и уровня заработной платы выбирается наиболееэффективный вариант выпуска конечной продукции.
Подобные расчеты В. Леонтьев проводил для Японии, Италии,Норвегии и других стран. Этим была подтверждена высокая эффективность метода «затраты– выпуск»[1].
Наибольших успехов в государственном планировании ипрогнозировании добилась Япония, которая имеет более чем 30-летний опытобщегосударственного планирования в условиях рыночного хозяйства. Здесьрегулярно составляются средне- и долгосрочные программысоциально-экономического развития, которые являются индикативными(рекомендательными) и безадресными. На практике большинство компаний взначительной степени строят свою производственно-коммерческую деятельность,исходя из прогнозов и рекомендаций общего плана. С 1956 г. в Японии былосоставлено 10 планов, большинство из них – успешно выполнены.
Помимо рассмотренных типов макрорегуляторов экономики имеетсяеще один тип – командно-административная система управления.Командно-административная система управления – это централизованноегосударственное управление, которое заставляет все предприятия выполнятьплановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и другихвнеэкономических методов.
Эта система руководства макроэкономикой означает, во-первых,непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высшихэшелонов административной власти. Но это сводит на нет самостоятельность идемократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностьюконтролирует производство и распределение продукции, в результате чегоисключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственныйаппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительныхметодов. Тем самым подрывается свободная предприимчивость работников и ихматериальная заинтересованность в результатах труда.
Приказное управление в полной мере утверждается, когдапроисходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется причрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой,голодом. Командное руководство способно быстро сосредоточить материальные илюдские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительнопростые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управленияможет оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
Впервые командное руководство экономикой возникло в разгарпервой мировой войны – в 1916г. – в Германии. Тяжелое военное и хозяйственноеположение вынудило государство взять на себя контроль за производством,распределением дефицитных сырьевых и энергетических ресурсов, а такженепосредственно распределять продовольствие. Центральная власть стала такжерегулировать трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон о трудовойповинности граждан с 16 до 60 лет, установлен военный режим на производстве ивведен 12-часовой рабочий день.
В нашей стране административное управление хозяйством былоустановлено в конце 1918 г., когда началась гражданская война и иностраннаяинтервенция.
В начале 1921 г. чисто административная система управлениябыла упразднена. Однако в конце 20-х – начале 30-х годов вновь произошло полноеогосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральномугосударственному аппарату, и вновь установилась тоталитарная системакомандования народным хозяйством. За более чем 50-летнее существованиекомандно-административная система управления подорвала основы нормальногофункционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашустрану в глубокий застой и экономический кризис.
В самом начале экономических реформ – уже в 1992 г. – былоясно, пожалуй, только одно: надо уходить вперед от командно-административнойсистемы управления национальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегуляторавыбрать? По этому поводу у экономистов и государственных деятелей России небыло единства и согласия.
Выбор был сделан российским правительством в пользу самогобыстрого перехода от одной крайности (командной системы) к противоположной(либеральной рыночной экономике). Реформаторы обосновывали свой выбор, исходяиз классической либеральной и новоклассической модели рыночного саморегулировапия.Весь расчет строился на том, что так называемая «невидимая рука» – свободныйрынок – возьмет на себя все бремя хозяйственного механизма.
В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожило «дооснования» институты административного регулирования производства. Так, былупразднен Государственный плановый комитет (Госплан), который разрабатывалцентрализованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Пересталсуществовать Государственный комитет по материально-техническому снабжению,который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отраслисредствами производства. Таким образом, в ожидании «невидимой руки», образноговоря, отрубили «видимую руку» государственного макрорегулирования. К этомунадо добавить, что еще раньше государство утратило контроль за хозяйственнойдеятельностью тех предприятий, которые находились в рамках государственнойсобственности.
Реформы, сопровождающиеся кризисным спадом экономики, не далижелаемых социальных результатов. В 1992-1999 гг. произошло невиданное в мирноевремя падение уровня жизни народа. Об этом достаточно красноречиво говорят двецифры. По уровню потребления населением продуктов питания страна откатиласьназад на 33 года. Реальная заработная плата в 1999 г. составляла только 36% куровню декабря 1990 г.
В последние годы началось возрождение российской экономики и,в связи с этим начинает осуществляться и планирование ее развития.
В настоящее время актуальными для российской экономики остаютсяследующие задачи:
· усилитьгосударственное регулирование макроэкономики по ее управленческой вертикали;
· болеешироко применять экономические методы регулирования национального хозяйства;
· придатьвсему хозяйственному развитию социальную направленность.
Для этого необходимо:
а) придать преобразования макрорегулятора институциональноенаправление, то есть создать государственные и иные институты (органы), которыеусиливают управляемость национальной экономикой (развить хозяйственноезаконодательство, провести демонополизацию, развивать институты рыночногохозяйства и т.п.);
б) оптимизировать управление в государственном секторе.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКАГОСУДАРСТВА
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «социальноегосударство».
«Социальное государство – это характеристика (принцип),относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающаяконституционное гарантирование экономических и социальных прав и свободчеловека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Даннаяхарактеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключитьили свести к минимуму неоправданные социальные различия». Другие определения:социальным «называется государство, которое берет на себя обязанностьзаботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, ихсоциальной защищенности»; «государство, принимающее на себя ответственность заположение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политикусоциального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций».
Социальная политикагосударства направлена на решение следующих задач:
1) стабилизацияжизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание ростабезработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовыхресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностямобщественного производства;
3) поддержаниестабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционныхмер и индексации доходов-
4) развитие отраслейсоциальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура иискусство).
В западных странах в составе социальной инфраструктурысложилась и функционируют, как правило, три системы государственногообеспечения: социальное страхование, государственное вспомоществование исистема универсального обеспечения. Они создаются главным образом за счетразличного рода налогов и выплат из заработной платы (сами работники черезналоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). Бизнесмены вносятотносительно небольшую часть взносов, причем эти расходы они включают впроизводственные затраты, а тем самым и в цены, по которым покупает товары всенаселение.
Наиболее распространена система социального страхования, покоторой страховые взносы обязательно удерживаются из заработной платыработников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страховогостажа, возраста и некоторых других условий) предоставляется независимо отматериального положения семьи застрахованного. Размер удержаний таких взносовиз зарплаты весьма значителен и непрерывно увеличивается (он составляет вразных странах от 6 до 14%). Главным видом социального страхования являютсяпенсии по старости, которые выплачиваются по достижении пенсионного возраста,необходимого трудового или страхового стажа и, как правило, составляют 25-40%заработка.
Государственное вспомоществование выплачивается целиком изсредств государственного бюджета. Оно достается не всем трудящимся, лишившимсязаработка из-за безработицы или нетрудоспособности, а лишь тем, кто послепроверки доходов всех членов семьи официально признается не имеющим средств ксуществованию. Сумма дополнительно назначаемого в этом случае пособия иминимальная пенсия не превышают размера дохода, соответствующего официальноустановленному уровню бедности.
Наконец, в некоторых странах утвердилась «универсальная»система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граждане,достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца.Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех твердо фиксированных размерах.Средства на выплаты создаются путем взимания особого налога со всех граждан с16-18 лет до пенсионного возраста.
Системы государственной социальной политики в каждой странескладывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть иоднотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах иорганизационном оформлении.
Эти различия особенно заметны при сравнении европейской иамериканской моделей.
Европейская модель социальной политики и социальной защитывплоть до наших дней, базируется на теории «государства всеобщегоблагосостояния». В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека.
Понятие «государства всеобщего благосостояния» вошло в обиходпосле второй мировой войны. Государство всеобщего благосостояния формируетразвитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступностьмедицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненноважных услуг. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои иотличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщегоблагоденствия. Но всеобщим для многих европейских стран является процессперераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида,семьи, общины, благотворительных организаций на институты государства. Пооценке специалистов государство всеобщего благосостояния дорогое,расточительное, к тому же услуги социальной поддержки в европейских и другихстранах предлагают не только государственные, но и частные организации, приэтом у людей появляется возможность выбирать, кому и за какие услуги платить.
Основные постулаты теории «государства всеобщегоблагосостояния» это примерно одинаковые возможности для реализации жизненныхпланов, обеспечения достойного уровня жизни, стремление к нарастаниюсоциального равенства и справедливости.
Однако экономические трудности в западноевропейских странах в90-х годах стали причиной кризиса «государственного благосостояния»,свертывание ряда государственных социальных программ, так, например:экономический спад, растущий дефицит бюджета в Германии в 90 млрд. долларов,государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП, старение населения,удорожание медицинской техники и другие факторы способствовали изменениям вгосударственной социальной политике.
По мнению западных экспертов, идеалы «государстваблагосостояния» в определенной мере устарели и не вполне соответствуютсовременным условиям. В конце XX века модель «государства всеобщегоблагоденствия» подвергается коренной реконструкции. В начале 90-х годовправительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращениегосударственных социальных расходов. Так, во Франции с 1993 года идетсокращение расходов по программе медицинского страхования, то же самое наблюдаетсяв Великобритании, где осуществляется реформа государственной системыздравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. Даже в Швеции, пооценкам мирового сообщества «благополучной в социальном плане», идет «продажа»государственных больниц в частные руки.
Характерной чертой американских поселенцев была опора насобственные силы личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияниена себя государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложилотпечаток и на формирование социальной политики государства в США, началокоторой характеризуется периодом великого кризиса 1928-1933 годов.
В США поворотным моментом в формировании социальной политикибыл 1935 год – год принятия основополагающего закона о социальном страховании врамках «нового курса» президента Ф. Рузвельта. «Великая депрессия» 1929-1932годов, разорившая целое поколение американцев, с ее беспрецедентнойбезработицей и обнищанием, несомненно послужила отправной точкой, с которойначалось и постепенно усиливалось вмешательство государства в регулированиесоциальной сферы. Администрация Рузвельта впервые официально призналаответственность государства за социальную защиту граждан. Были введеныгосударственное социальное страхование в форме двух основных программ (пенсионноеобеспечение и компенсация по безработице) и очень ограниченная программагосударственной помощи самым неимущим, голодным. Однако, убежденность в том,что социальное страхование фактически уничтожает необходимость в прямой помощинеимущим, надолго осталась доминирующим фактором формирования социальнойполитики в США.
США позже, чемевропейские страны, ввели главные социальные программы. После окончания второймировой войны в США сложился общественный либерально-консервативный консенсуспо вопросам целей и методов государственного регулирования, была принята навооружение концепция государства всеобщего благосостояния (Welfare State)основанная на признании того факта, что рыночная экономика не в состоянииустранить неравенство, поэтому в качестве главной цели социальной политикивыдвигалось обеспечение минимального уровня социальной защиты и болееравномерное распределение доходов. Американские исследователи указывали, что«новый социальный контракт» сложился в связи с тем, что на базе ускоренногоэкономического роста государство было в состоянии поставить перед собой задачукомпенсации «социальных издержек» экономического развития.
При подведении итоговпослевоенного развития социального регулирования в США отмечается несомненныйпрорыв (за сравнительно короткий срок) американского общества в направлении ксозданию «государства благосостояния». Параметры этого прорыва многообразны, нонаиболее часто отмечается, что число лиц с доходами ниже официальноустановленного «порога» бедности (poverty line) удалось сократить с 39,9 млн. в1960 г. до 23,0 млн. в 1973 г., или с 22,2 до 11,1% населения, что социальныерасходы в федеральном бюджете увеличились с 28,1 % в 1960 г. до 54,3% в 1980г., а в % к валовому национальному продукту совокупные государственные расходывозросли с 8,8% в 1950 г. до 19,0% в 1975 г., затем их доля падала ивосстановилась только к концу 80х годов (19,2% в 1990 г., 20,5%/о ВНП в 1991г.).
Механизм и масштабсокращения бедности можно продемонстрировать по данным за 1980 г.: процентнаселения с доходом ниже границы бедности в этом году составлял 29,3%, врезультате выплаты денежных государственных пособий по линии вспомоществованияон уменьшился до 13,0%, а с учетом неденежных пособий – до 8,1%.
В зарубежной литературевозникновение кризисной полосы 1975-1985 годов в развитии государственногорегулирования социальной сферы объясняется тем фактом, что в условияхзамедления экономического роста и необходимости технологической перестройкипроизводства и структурной перестройки экономики в целом исчерпалисьвозможности экстенсивного роста. Сама логика экономического развитияпотребовала стимулирования капиталистического накопления и реорганизацииамортизирующих звеньев как рычагов структурной перестройки. По вопросамсоциальной политики в 70-80-х годах в США имел место раскол общества, мнениябыли самые различные от крайне правых до леволиберальных точек зрения. Путирешения общенациональных проблем неоконсерваторы видели во внушительномсокращении финансирования социальных программ, преимущественно за счет нижнихслоев общества, отступления от принципов универсальности, в децентрализации,т.е. в передаче «на места» части государственных социальных функций дляразгрузки центрального бюджета, а далее в приватизации социальной сферы.
Вслед за германскимидеологом неоконсерватизма Р. Дарендорфом правящие круги в США в тот периодприняли к исполнению идеи свертывания государственного вмешательства и опоры набизнес, на рыночный механизм в решении социальных проблем. Упор на приватизациюи индивидуализацию социальных программ встретил поддержку у новых среднихслоев, втянутых в сферу наемного труда. Общая цель неоконсервативногогосударственного регулирования – перераспределение национального дохода впользу прежде всего производственных капиталовложений. Подчеркивалось, чтостабилизирующий эффект государственных социальных расходов превратился вдестабилизирующий фактор, выявилось несоответствие государственных трансфертовпотребностям общественного воспроизводства. Другой важный пунктнеоконсервативной программы – освобождение бизнеса (и высоких частных доходов)от дестимулирующего бремени налогов.
Уже в середине 80-х годовряд влиятельных американских экономистов выразили беспокойство по поводусостояния в стране государственной социально-экономической инфраструктуры. За80-е годы образовался «третий» дефицит после внешнеторгового и бюджетного –дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитиенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданскогоназначения. На фоне обнаружившегося в то время еще до ухода Р. Рейгана смещенияобщественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требованияпреодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет ипереориентировать бюджетную стратегию в пользу «человеческих» ценностей(капиталовложений в человека). «Идеи более милосердного правительства сновавходят в моду», – отмечалось в американской прессе.
Отход от консервативнойконцепции социально-экономического государственного регулирования проявился сприходом в Белый дом республиканца Дж. Буша. Заявив в бюджетном посланииконгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большуюответственность за развитие экономики и социальной сферы, правительствоакцентировало переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочногоэкономического роста, выдвинув в качестве приоритетной программу«капиталовложений в будущее» Америки от военных к гражданским программам, а врамках последних – от трансфертных выплат к инвестициям. Правительствоотказывается от последовательного курса на ослабление регулирования бизнеса,которым следовала предыдущая администрация, в пользу «разумного»регламентирования.
Дж. Буш в немалой степениобязан своей победой на выборах созданию собственного имиджа в качестве«президента – образование» (или: «президента – просвещение»). Уже на 1991 г.были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на программы министерстваобразования, особенно ориентированные на молодежь (новые программы помощимолодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования,детям-инвалидам в получении начального и среднего образования, программа«неограниченные возможности для молодежи», нацеленная на помощь «трудным»подросткам из бедных семей), с выделением крупных средств не только на общее,но и профессиональное образование молодежи, на борьбу с употреблениемнаркотиков, на материальное поощрение лучших школ и учителей, финансирование«негритянских» колледжей и др. Одновременно Дж. Буш предпринял шаги попреодолению тенденции падения федеральных ассигнований на гражданские научныепрограммы. Президент начал финансирование многолетней программы помощималообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.
В целом концепция«капиталовложения в будущее», которая поддерживалась и администрацией демократаКлинтона, определяла в качестве основной задачи государства долгосрочныекапиталовложения по трем направлениям: непосредственно в производительный(физический) капитал, в технологическое развитие и научно-техническиеразработки и в человеческий капитал. Общая цель с помощью мерналогово-бюджетной и кредитно-денежной политики создать условия длядолгосрочного экономического роста в качестве ключевого фактора для «устранениянеопределенности в будущем». Но экономического роста самого по себенедостаточно для борьбы с социальной необеспеченностью. Поэтому кромеперечисленных выше государственных социальных программ, ориентированных намолодежь, было начато финансирование программы профессиональной подготовки исодействия в трудоустройстве для всех получателей пособий из числа бедных семейс несовершеннолетними детьми и для инвалидов, был поднят до 4,25 долл. в часфедеральный минимум зарплаты как одно из средств помощи 6 млн. глав семействтак называемым «работающим беднякам». В рамках объединенного федеральногобюджета был создан целевой интегрированный фонд социального страхования сзапрещением использования средств фонда для финансирования любыхгосударственных программ, кроме страховых. В качестве дополнения кгосударственным и фирменным пенсионным системам были введены льготные программыиндивидуальных сбережений: взносы на так называемые индивидуальные пенсионныесчета были освобождены от уплаты налогов.
Таким образом, накопленный десятилетиями опыт социальнойподдержки населения позволил выявить общее и особенное в практике социальнойдеятельности стран рыночной экономики. Практически, все страны используютсоциальное страхование для большинства населения на случай социального риска:старость, болезнь, инвалидность, безработица и т. д., оказывают социальнуюпомощь неимущим.
Рассмотрим историю социальной политики в нашей стране. Повысказываниям некоторых ученых, в СССР существовала патерналистическая модельсоциальной защиты с финансированием, главным образом, из государственногобюджета 95 и более процентов, ассигнованием с бюрократической системойраспределения фондов социального обеспечения. В этой модели присутствовалиэлементы «государства всеобщего благосостояния».
В 1918 году (впервые после установления Советской власти) поличному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления былапоставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержкигрудящихся в отдельную систему исследования.
В год образования СССР изменилось само понятие «социальноеобеспечение». Оно звучало так – «государственная система материальногообеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полнойили частичной утрате трудоспособности, а так же многодетных семей».Осуществляется за счет государственных и общественных средств.
Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению ипособиям.
К 1929 году Советская власть в законодательном порядкеутвердила полное социальное обеспечение трудящихся, всех видов потеритрудоспособности и, впервые в мире, – от безработицы, за счет нанимателей игосударства, при помощи профессиональных союзов.
Социальное обеспечение, бесплатная медицина, образование нена таком высоком уровне также существовало в нашей стране. До 60-х годов XXвека в нашей стране социальные задачи традиционно включались в экономическуюполитику, и только с конца 60-х годов социальная политика выделяется в особоенаправление партии, хотя и была тесно связана с экономической деятельностью.
Наряду с выплатой пенсий и пособий, существовало немалодругих видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучениеи переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидамбесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств ит. д.
В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельнаяне рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистическойсистемы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование,гарантированность государственных пенсий и т.д. Принцип социальнойсправедливости гарантировал людям работу и заботу, хотя в системе социальнойзащиты СССР были и свои недостатки.
Особенностью концепции государственной социальной политики в 1990-егг. (постсоветский период) является ее направленность на «стабилизацию уровняжизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась нараспределительной и перераспределительной стратегии общественных фондовпотребления[2].
Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основныезадачи:
· усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных группнаселения;
· обеспечение основных социальных гарантий;
· сдерживание массовой безработицы;
· адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.
Современная социальная политика Российской Федерации ориентированана самые различные слои, группы населения и включает в себя: 1) борьбу сбезработицей; 2) государственное регулирование минимального размера оплатытруда; 3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего исреднего профессионального образования в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе,бесплатность высшего образования; 4) бесплатную медицинскую помощь вгосударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) бесплатноепользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещениемузеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учрежденийкультуры.
Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним детям игражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума,установленного для региона, в котором они проживают. Социальное обслуживаниеосуществляется государственными социальными службами в виде материальнойпомощи, социального обслуживания на дому или в стационарных учреждениях, предоставлениявременного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социальногообслуживания, оказания реабилитационных и консультативных услуг. Государствоосуществляет и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатноепредоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и др.
И, тем не менее, деятельность нашего государства в социальной сферепока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемыхэкономических трудностей социальная политика государства не только не гарантируетдостойную жизнь, как это записано в нашей Конституции, но и не обеспечиваетпрожиточный минимум значительной части населения.
Имеются значительные недостатки в реализации и других направленийсоциальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровьянаселения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые впоследние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний,высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическаяобстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, какМосква, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияюти на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь вусловиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальнуюпомощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечитьдостойную жизнь и свободное развитие человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. БулавкоВ. Собственность и справедливость в социальной политике государства. //Экономика. 2006. №1.
2. КузьминК.В., Суторин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России –Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
3. ЛампертX. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М., 2003.
4. ЛеонтьевВ. Экономические эссе. – М., 2005.
5. МакмилланЧ. Японская промышленная система. – М., 2005.
6. Фирсов М.В., Павленок П.Д., Мельников В.П. Социальная работа в СССР. –М: «Юристъ», 2005.
7. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономисъ, 2004.
8. Экономика:учебное пособие для студентов технических специальностей / под ред. А.Г.Сичкачева; Воронеж. гос. арх.-строит. университет. – Воронеж, 2004.