Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Е С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы Е Н О Р М Ы
У К Р А И Н Ы
Г Р А Д О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О
П Л А Н И Р О В К А И З А С Т Р О Й К А
Г О Р О Д С К И Х И С Е Л Ь С К И Х
П О С Е Л Е Н И Й
Д БН 360 — 92 **
К и е в 2002
ДБН 360-92 ** является переизданием ДБН360-92*
с учетом изменений № 4 — № 10 сразрешения Госстроя Украины
(письмо от 19.03.2002 г. № 1/52-170)
РАЗРАБОТАНЫ: НИПИградостроительства (д-р арх., проф. В.Ф. Макухин, д-р арх. Г.И. Фильфаров-руководители; д-р т.н.: Е.Е.Клюшниченко, И.К. Быстряков; д-р арх. Т.Ф. Панченко; канд. арх.: Ю.А. Бондарь,Б.В.Павлышин, Е.Д. Симонова, Н.Ю. Войко; канд. техн. наук: Г.А. Заблоцкий, Н.М.Христюк; канд. геогр. наук С.Н. Проценко; канд. мед. наук Л.И. Литвинова; канд.с-х наук Я.Л. Садовенко, Ю.В. Авдеев, Н.А. Байбакова, Р.И.Бесшейко, А.М.Григор, Е.А. Добрунова, И.Я. Панченко, Н.Х. Соковнина, А.И.Сташук, В.И.Тымчинский, С.Н. Трегуб, Т.В. Устенко, В.Н. Христофоров, Б.А.Циткин,А.Л.Чечик)
при участии:
Госстроя Украины (канд. арх.:Т.С.Нечаева, Л.И. Тузова; А.А. Экономов, Г.А. Урусов, А.Б. Крищук, Т.Г.Друцкая);
Гипрограда(д-р геогр. наук В.И. Нудельман, к.т.н. Э.В. Шаповалов; Б.В. Скоробогатов, Л.А.Акимова, О.А. Мищук, С.И. Крылова);
КиевНИИТИАГ(канд. арх. Т.А. Трегубова);
КНУСА (д-р арх. И.А. Фомин);
«Киевгенплан» ОАО Киевпроект(Е.Е. Лишанский, Е.И.Курило);
КиевЗНИИЭП(д-р арх. Л.Н. Ковальский, канд. арх. С.И. Лапоногов, В.В. Куцевич,И.Н.Алферова, Б.Н. Губов, Н.Н. Кирьянова, Л.Г. Крамаренко, О.И. Сахно,Л.И.Сырова);
УкрНИИПграждансельстроя(д-р арх. З.В. Моисеенко; канд. арх.: Г.Н. Рогожин, Г.Н.Блинова);
КрымНИИпроектf (Б.Д. Ябчаник, канд. арх. Т.Л. Жебровская, канд. техн. наукЭ.Я. Кильвандер, канд. техн. наук В.В. Костецкий, А.Г. Гагаркин, А.А.Гордашник, Б.А. Могильников, В.И. Приступа, К.М. Харин, Л.Б. Шапиро);
Украинского гигиенического центра(д-р мед. наук И.С. Киреева, канд. мед. наук И.Г. Чудова);
Киевского филиала Одесскогоэлектротехнического института связи (Л.И.Долинский, Б.В. Каток);
Минэнерго Украины(И.Н. Катренко, А.Г. Николаенко);
Укргипронефтетранса(Л.И. Сало);
ГУГПО МВД Украины(А.А. Евсеенко);
УГАИ МВД Украины(Е.И. Кравченко);
УНГЦ Минздрава Украины(д-р мед. наук И.С. Киреева)
В ДБН 360-92*
были внесены
изменения:
№ 1 — утвержденное приказом Мининвестстроя Украины от 22 января 1993 г. № 8;
№ 2 — утвержденное приказом Минстройархитектуры Украины от 23 июня 1993 г. №91;
№ 3 — утвержденное приказом Минстройархитектуры Украины от 17 декабря 1993 г. №231;
В ДБН 360-92**
кроме изменений
№ 1, № 2, № 3, внесены
изменения:
№ 4 — утвержденное приказом Госкомградостроительства Украины от 29 апреля 1996г.№ 73;
№ 5 — утвержденное приказом Госкомградостроительства Украины от 11 марта 1997 г. №33;
№ 6 — утвержденное приказами Госкомградостроительства Украины от 25 сентября 1997 г. №164 и Госстроя Украины от 25 ноября 1997 г. № 29;
№ 7 — утвержденное приказом Госстроя Украины от 2 февраля 1999 г. № 21;
№ 8 — утвержденное приказом Госстроя Украины от 16 сентября 1999 г. № 227;
№ 9 — утверждено приказом Госстроя Украины от 11 апреля 2001 г. № 89;
№ 10 — утверждено приказом Госстроя Украины от 18 июля 2001 г. № 145.
Пункты,таблицы, примечания и дополнения, в которые внесены изменения или которыми дополнентекст Норм (изменения № 1 — № 10),обозначены звездочкой: *.
С изданием ДБН 360-92** прекращаетраспространение ДБН 360-92*.
ДБН 360-92** прошел экспертизу ТК«Будтехнормирование»
(акт от 19 апреля 2002 г.)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ
Градостроительство. ДБН 360-92**
Планировка и застройка городских и сельских поселений
Государственные строительные нормы«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городскихи сельских поселений Украины.
Настоящие нормы обязательны для органовгосударственного управления, местного и регионального самоуправленияпредприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственнойподчиненности, общественных объединений и граждан, которые осуществляют проектирование,строительство и благоустройство на территории городских и сельских поселений.
Настоящие нормы рассчитаны на переходный период-до разработки общей концепции нормативной базы Украины в областиградостроительства и капитального строительства.
При проектировании поселений Украины наряду сположениями настоящих норм следует также руководствоваться СанПиНом«Планировка и застройка населенных мест Украины», ДБН Б.2.4-1-94 «Планування і забудова сільськихпоселень», требованиями других действующих нормативно-инструктивныхдокументов.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Проектирование городских и сельскихпоселений должно основываться на законах Украины, имеющих основополагающеезначение для градостроительства, и региональных программах по решению важнейшихсоциальных, экологических и экономических проблем.
1.2 Городские и сельские поселения следуетпроектировать как элементы единой системы расселения Украины с учетомтерриториально-административного деления, социально-экономического и природно-градостроительногорайонирования.
Физико-географическое и градостроительноерайонирование территории Украины приведены в приложениях 1.1, 1.2.
1.3 В качестве основы проектирования, планировкии застройки городских и сельских поселений должна служить предварительноразрабатываемая концепция их социально-экономического развития, обеспечивающаяреализацию прав и свобод населения в соответствии с Конституцией Украины.
Концепция должна разрабатываться наальтернативной основе и до утверждения рассматриваться и обсуждатьсяпрофессиональными и общественными организациями, жителями населенных пунктов.
1.4 Развитие систем расселения должно опиратьсяна сложившуюся сеть городских и сельских поселений, включая существующие иформирующиеся агломерации. Проектирование новых поселений предусматривается всвязи с необходимостью размещения новых промышленных предприятий, разработки полезныхископаемых и пр., а также в связи с отселением населения из зон происшедших илипотенциальных катастроф, экологических бедствий и пр.
Примечание. Размещение дачных поселенийи садоводческих товариществ в пригородных зонах предусматривается на землях,которые не могут быть использованы для перспективного территориальногоразвития городских и сельских поселений.
1.5. Городские и сельские поселения взависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяютсяна группы (таблица 1.1).
1.6 Для обеспечения территориальных условийразвития городов на долгосрочную перспективу, а также размещения истроительства сооружений, связанных с функционированием городского хозяйства,следует на прилегающих к городу территориях выделять пригородные зоны многофункциональногоназначения. В их составе необходимо выделять территории зеленых зон городов,предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата,состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
Пригородную зону следует проектироватьодновременно с генеральным планом города как единый хозяйственный ипланировочный комплекс с разработкой предложений, нацеленных на экономическое и социально-культурноеее развитие и структурно-территориальную организацию.
Таблица 1.1
Группы поселений
Население, тыс. чел.
городов
сельских поселений
Крупнейшие
Свыше 1000
Крупные
Свыше 500 до 1000
Свыше 5
Свыше 3 до 5
Большие
Свыше 250 до 500
Свыше 1 до 3
Свыше 0,5 до 1
Средние
Свыше 100 до 250
Свыше 50 до 100
Свыше 0,2 до 0,5
Малые*)
Свыше 20 до 50
Свыше 10 до 20
До 10
Свыше 0,05 до 0,2
До 0,05
–
*) В группу малых городов включаются поселки городского типа
1.7 Уровень социально-экономического развития проектируемогопоселения определяется с учетом приоритетности социальных и экологическихкритериев на основе комплексной оценки территории, исходя из полного раскрытияпотенциальных ресурсных возможностей и потребностей населения, планов социально-экономическогоразвития данного поселения. При этом следует установить виды деятельности, развитиекоторых должно быть стимулировано, прекращено или ограничено в проектируемомпоселении или в группе взаимосвязанных поселений, а также определить сдвиги вотраслевой структуре сложившегося народнохозяйственного комплекса по числузанятых и изменения в функциональном использовании территории. Развитиесоциальной инфраструктуры должно быть намечено, исходя из обеспечения целевыхпоказателей жизненных условий.
2 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙФункционально-планировочная структура городскихпоселений
2.1 Территория города по функциональному назначению и характеруиспользования подразделяется на селитебную, производственную, в т.ч. внешнеготранспорта, и ландшафтно-рекреационную.
2.2 Селитебная территория включает участки жилых домов,общественных учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных,научно-исследовательских и других институтов без опытных производств,внутриселитебную улично-дорожную и транспортную сеть, а также площади, парки,сады, скверы, бульвары, прочие объекты зеленого строительства и места общегопользования.
2.3 Производственная территория предназначена для размещенияпромышленных предприятий и связанных с ними производственных объектов, в т.ч.комплексов научных учреждений с опытными предприятиями, коммунально-складскихобъектов, предприятий (по производству и переработке сельскохозяйственныхпродуктов; санитарно-защитных зон промышленных предприятий; объектовспецназначения (для нужд обороны); сооружений внешнего транспорта и путейвнегородского и пригородного сообщения, внутригородской улично-дорожной итранспортной сети; участков общественных учреждений и мест общего пользованиядля населения, работающего на предприятиях города.
Примечание. Промышленные предприятия,которые не выделяют в окружающую среду экологически вредных, токсичных,пылеобразных и пожароопасных веществ, не создают повышенных уровней шума, вибрации,электромагнитных излучений, не требуют подъездных железнодорожных путей,допускается размещать в пределах селитебных территорий или в непосредственнойблизости к ним с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарныхтребований.
2.4 Ландшафтно-рекреационная территория включает озелененные иводные пространства в границах застройки города и его зеленой зоны, а такжедругие элементы природного ландшафта. В ее состав могут входить парки, лесопарки,городские леса, охраняемые ландшафты, земли сельскохозяйственного использованияи другие угодья, которые формируют систему открытых пространств; загородныезоны массового кратковременного и длительного отдыха, межселенные зоны отдыха;курортные зоны (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы).
2.5 Совершенствование и развитие планировочной структуры городаследует увязывать с исторической зоной города, его историко-архитектурнымопорным планом и зонами охраны памятников истории, культуры и природы (раздел11).
2.6 Для обеспечения необходимыхфункциональных связей мест расселения с местами приложения труда и отдыха,учреждениями культурно-бытового обслуживания, а также для снижения затратвремени на передвижение населения следует формировать относительно устойчивыйтрудовой баланс проживающих и работающих в пределах основныхструктурно-планировочных элементов города (планировочных районов, зон).
Примечание. Функциональную организацию,величину, емкость, границы основных структурно-планировочных элементов города,количество последних следует определять исходя из местоположения и концентрацииосновных функций.
В малых, средних и больших городах с компактной планировочнойструктурой трудосбалансированность может достигаться в масштабе всего города.
2.7 При определении емкости основных структурных единиц города — планировочных районов в больших и крупных городах — необходимо ориентироватьсяна следующие показатели: численность населения должна составлять от 100 до 300тыс. чел.; трудящихся в градообразующем комплексе -от 30 до 100 тыс. чел.; вгородах, характеризующихся сильной расчлененностью планировочной структуры,особенно в городах добывающей промышленности (формирующихся на базе отдельныхтерриториально закрепленных производств и расселения — шахт, бывших шахтерскихпоселков и др.), население планировочного района составляет от 50 до 120 тыс.чел.
В крупнейших городах с численностью населения более 1 млн. жителейпри наличии мощных комплексов машиностроения и тяжелой индустрии,сосредоточенных в крупных промышленных производственных зонах, следуетформировать трудо- и социально сбалансированные селитебно-производственныеобразования — планировочные зоны, численность населения которых не должнапревышать 450-900 тыс. чел.
2.8 Формирование планировочных зон в крупнейших городах с населениемболее 1 млн. жителей следует осуществлять путем сочетания комплексныхселитебно-производственных районов с высокой степенью трудосбалансированности,селитебных, промышленных районов с формированием многофункциональных центровприложения труда и обслуживания.
2.9 Для достижения высокого социально-экономического эффектаформирования планировочной структуры города следует стремиться к компактномуразвитию его плана, что достигается повышением интенсивности использованиятерритории под основные функции. При этом необходимо учитывать неоднородностьфункционально-планировочных качеств городских территорий, которые взначительной мере определяются различной интенсивностью их освоения инеодинаковыми условиями транспортной доступности.
Ценность участка городской территории следует определять пооценкам его доступности относительно жилых районов, мест приложения труда,учреждений обслуживания общегородского значения, мест массового отдыха сучетом их размещения в зонах различного градостроительного качества (приложение2.1).
2.10 В городах со сложными инженерно-геологическими условияминеобходимо предусматривать в пределах их территорий или в пригородных зонахплощадки для размещения части населения этих городов в случае неожиданныхкатастроф, наводнений и т.п. Там же следует предусмотреть комплекс инженерногооборудования, обеспечивающий временное проживание населения.
Система общественных центров городов
2.11 В пределах основных структурно-планировочных элементов городаследует предусматривать территории для размещения объектов и учрежденийкультурно-бытового обслуживания населения. Места их концентрации формируютсякак общественные центры различных уровней. *
Число, состав, размещение общественных центров в плане городапринимаются с учетом его величины, функционально-планировочной структуры,исторических особенностей формирования городского плана, ландшафтно-природныхособенностей, а также роли города в системе расселения.
Примечание. В крупнейших городах навъездах следует размещать общественные центры для обслуживания населенияпригородной зоны.
2.12 Общегородской центр необходимо рассматривать какпространственную систему, в состав которой, кроме центрального ядра иприлегающей центральной зоны, входят взаимосвязанные с ним центры наиболеекрупных планировочных районов, зон или других структурно-планировочныхэлементов.
В зависимости от размеров и планировочной организацииобщегородского центра необходимо в его пределах создавать системувзаимосвязанных общественных пространств с выделением главной площади, улицы,пешеходных улиц и зон.
2.13 При определении площади общегородского центра и его ядранеобходимо учитывать численность населения, административную значимость,масштабы территориального развития города, местные градостроительные иприродные условия.
Для определения площади общественных территорий общегородскогоцентра и его ядра следует ориентироваться на удельный показатель 5-8 м2/чел.,исходя из перспективной численности населения города.
Примечание 1. В южных городах,расположенных в III Б и IV Б климатических подрайонах, следует стремиться к снижениюпоказателя расхода территорий (до 4 м2/чел.), кроме зон повышеннойсейсмичности.
Примечание 2. В городах II В и III В климатическихподрайонов, в малых и курортных городах удельный показатель может быть увеличенна 15-30 %, но составлять не более 10-12 м2/чел.
Удельный вес территории для системы общегородского центра и егоосновных элементов в балансе территорий города и центра составляет, процентов:
Центр города 3,5-5,0для крупнейших и крупных городов
(от площади города) 6,0-8,0 длядругих групп городов
Ядро центра города 30-35для всех категорий городов
(от площади центра)
Общественные территории 70и более
в ядре центра
(от площади центра)
Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точкизрения градостроительной ценности, приводится в таблице 2.1.
Таблица 2.1