Плановые расчеты и показатели в системе планирования

Содержание
Введение
1. Плановые расчеты и показатели
2 Система планов предприятия, их взаимосвязь
3. Прогноз и план
4. Государственное планирование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнеммире настолько высоки, что планирование представляется единственным способом формальногопрогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средствсоздания плана деятельности как на перспективный, так и на текущий периоды и даетоснову для принятия управленческих решений.
Формальное планирование способствует поиску наиболее подходящихнаправлений действий, обоснованию и систематизации плановых решений, снижению рискапринятия неправильных решений из-за ошибочной или недостаточной информации о возможностяхорганизации или о внешней среде. Планирование, поскольку оно служит для формулированияустановленных целей и разработки путей их реализации, помогает создать единствообщих целей внутри организации и тем самым является организующим началом в деятельностипредприятия.
Учитывая всевозрастающую ограниченность ресурсов, очень важнодобиваться их максимально эффективного использования. План должен быть разработаннастолько умело, чтобы использование ограниченных ресурсов было оптимальным.
Важную роль в деятельности предприятия играют капитальные вложения.Они должны давать прибыль как можно раньше. Это обстоятельство еще раз подчеркиваетнеобходимость разработки плана и его строгого выполнения.
Вследствие возрастающих издержек, усложнения производственно-хозяйственныхсвязей, роста цен и динамичного изменения факторов внешней среды растет элементриска в деятельности предприятия. Кроме обоснования технической реализуемости планадля нормального функционирования предприятия необходимы также аргументированныеграфики и расчетные оценки в качестве доказательств его способности и возможностиэффективно достигать поставленных целей. Поэтому в план деятельности предприятиядолжны быть включены разделы, относящиеся к его организационно-техническому развитию,основной деятельности, ее обеспечению и обслуживанию, планы по себестоимости, прибылии рентабельности, а также финансовый план.
На процесс реализации плана влияют изменения внутренних и внешнихусловий. Поэтому предусматривается оперативное планирование, в котором учитываютсяпоследствия изменившейся ситуации. Оно используется для принятия решений в любойвозникшей ситуации. Планирование является динамическим в том смысле, что в начальныйплан вносятся изменения с целью отражения изменившихся условий. Следует подчеркнуть,что изменения возможны лишь при условии существования самого плана.
Управление реализацией плана состоит в анализе информации и принятиирешений. Поэтому не вызывает сомнения необходимость включения в план раздела, относящегосяк контролю деятельности предприятия.
Планирование ради планирования бессмысленно. Ценность плана проявляетсяв процессе его выполнения. Прогресс в его реализации должен быть сопоставлен с запланированнымицелями, относительно которых корректируются отклонения в деятельности предприятия.Если корректировка не может привести работу предприятия в соответствие с планом,то последний должен быть пересмотрен. Разработанный график деятельности предприятияи бюджет плана выдерживаются благодаря наличию управления, которое важно не менее(если не более), чем исходный план.
1. Плановые расчеты и показатели
Показатель — это форма выражения конкретного задания, содержащегосяв управленческом решении.
Плановые показатели не могут устанавливатьсяпроизвольно. Чтобы выполнять свою функцию — выражать меру развития того или иногосоциально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствоватьопределенным требованиям. Система показателей должна:
охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;
обеспечивать единство и обязательность определенных показателей(утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);
обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;
быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования,тенденциях их развития;
ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорцийи рост социально-экономической эффективности;
соответствовать ориентации предприятияна поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном,международном, региональном, местном);
иметь ограничения в рамках обоснованнойдостаточности.
Показатели плана подразделяются на утверждаемые и расчетные;количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные.
Натуральные показатели характеризуютвещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах,метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковойпо назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условноготоплива, тыс. условных банок и т.д.).
С помощью стоимостных показателей выражают стоимостную структурувоспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитываютв текущих и неизменных (сопоставимых) ценах.
Количественные и качественные показателивыражаются как в натуральной, так и в стоимостной формах. Эти показатели характеризуютпроизводственные и экономические процессы с разных сторон: количественные отражаютобъем, размеры, масштаб производства, качественные — интенсивные и структурные факторы,эффективность производства, качество работы.
Качественные показатели подразделяют на экономические и технико-производственные.К первым относятся показатели производительности труда, издержек производства иобращения, капиталоотдачи и т.д. Технико-производственные показатели применяют длявыражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметовтруда, а также рабочего времени. К ним относятся различные показатели (нормы производительностиоборудования, использования производственных площадей, производственных мощностей,расходования сырья, топлива, затрат рабочего времени на производство единицы продукциии т.д.).
При планировании на предприятии используютсякак абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуютсодержание плановых заданий в абсолютных величинах (объем производства, размер заработнойплаты, число голов скота и т.д.). Они определяются как в натуральном, так и в стоимостномвыражении.
Относительные показатели характеризуют динамику соответствующихвеличин и их структуру. Эти показатели измеряются в относительных величинах (в процентахроста или прироста, снижения издержек производства, в долях отдельных статей затратсебестоимости продукции и т.д.). Они дают обобщенное представление о динамике показателейза ряд лет и позволяют выявить сложившиеся и будущие тенденции развития.
Подавляющая часть показателей являетсярасчетными. Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов (формирования фондов,платежей, денежных средств); лимитов (допустимых предельных величин, потребленияресурсов и др.) и объемов бюджетного финансирования. К утверждаемым показателямотносятся те, по которым оценивается выполнение плана. Они отражают наиболее существенныестороны развития предприятия. Число их ограничено. Для предприятия утверждаемыепоказатели обязательны. Их обоснование осуществляется на основе расчетных показателей,число которых не регламентируется.
Выделение в системе плановых показателей частных и обобщающихпозволяет наиболее обоснованно оценить выполнение плана, выявить причины, сдерживающиеего эффективную реализацию. Частные показатели отражают конкретное представлениеоб отдельном экономическом явлении. Они не дают системного видения процесса воспроизводствана предприятии. Эту функцию выполняют обобщающие показатели. Этими показателямизавершается разработка плана, в них отражается результат проведенных расчетов.
Под плановыми расчётами понимают увязкуплановых показателей с поставленной стратегической целью. Сущность плановых расчетовзаключается в обосновании динамики плановых показателей на основе анализа составляющихих величин.
Плановые расчеты применяют как в текущем,так и в перспективном планировании. При этом используют различные способы и приемырасчетов. Наибольшее распространение в практике планирования получили следующиеметоды: обоснования плановых показателей по фактически достигнутому уровню; планированияна основе укрупненных экономических расчетов.
Метод обоснования плановых показателейпо фактически достигнутому уровню основан на вычислении произведения базовогопоказателя и предполагаемого темпа его роста (снижения). Однако этот метод имеетсущественный недостаток. Он не учитывает изменения, которые могут произойти в будущем.
планирование расчет стратегическая цель
Метод планирования на основе укрупненныхэкономических расчетов предполагает обоснование планового показателя путем анализасоставляющих его величин и определяющих их факторов.
Особую роль плановые расчеты играютв решении проблем сопряженности различных видов планов и стадий их разработки.2 Система планов предприятия, их взаимосвязь
Система планов предприятия определяется функциями предприятияи его внутренней административно-хозяйственной системой. Ситуация усложняется тем,что каждая структурная единица разрабатывает свой план, который увязывается в рамкахобщего плана предприятия.
Система планов основывается на сложном механизме взаимосвязиплановых расчетов на всех стадиях процесса планирования, определенном сопряжениипланов во времени.
Для средних и крупных предприятий можно представить следующуюгруппировку планов (рис.1):
/>
Рисунок 1 — Группировка планов
Целевую ориентацию системы планов рассмотрим на примере группировкипланов по срокам и целям исполнения (рис.2)
/>
Рисунок 2 — Группировка планов по срокам исполнения
Перечисленные виды планов, разработанные на основе долгосрочнойцелевой программы, находятся в организационно-иерархической соподчиненности.
Стратегический план — основной документ, формирующий главныецели предприятия на перспективу, конкретные задачи с учетом особенностей предприятия,привязанные по времени и экономическим ресурсам, задающий необходимые пропорции,альтернативные варианты и направления экономического развития предприятия в соответствиис миссией и обеспечивающий адаптацию предприятия к прогнозируемым изменениям внешнейсреды, достижение надежной позиции на рынке и финансовую устойчивость предприятияв условиях конкуренции.
Таким образом, стратегический план определяет важнейшие видыпродукции, объемы финансирования, эффективность. В тоже время долгосрочные планыопределяют укрупненную номенклатуру производства.
Среднесрочные планы уже основываются на заказах потребителя иукрупненных стоимостных и натуральных нормах и нормативах.
Текущий план основывается на натуральных нормативах по видамизделий и детальных стоимостных и трудовых нормативах.
Система оперативного планирования представляет собой совокупностьметодов и способов расчета основных планово-организационных показателей, необходимыхдля согласованной работы всех подразделений предприятия, регулирования хода производстваи потребления товаров и услуг с целью достижения запланированных рыночных результатовпри наилучшем использовании экономических ресурсов и рабочего времени. Оперативно-календарныйплан распространяется на все цехи, участки, бригады, основан на подетально-натуральныхнормах и нормативах.
Координация планов осуществляется на протяжении всего периодаразработки и выполнения долгосрочного плана. После освоения производства новых изделийвсе, что связано с их разработкой исключается из долгосрочного плана и повторновключается в систему оперативно-календарного объекта действующего производства.На отдаленную перспективу включаются новые цели и все повторяется сначала.
Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорноеи предпринимательское.
Директивное планирование осуществляется посредством установленияадресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителейплана. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование,лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственныезаказы.
Индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельныхсубъектов ранка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программразвития и позволяет гармонизировать интересы государства и частного капитала. Индикативныйплан является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей.В этой части он носит рекомендательный характер. Показатели плана используются вкачестве индикаторов при принятии решений о стратегическом или экономическом поведении.
Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектоврынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями,объединениями, банками. Органами власти и управления. Договорные отношения формируютустойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условияиз выполнения и создают механизм планомерности в условиях рынка.
Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов опоставках, системы участия в других формах. Для обеспечения договорного планированияслужат соответствующие экономические и правовые предпосылки: законодательные нормы,независимая судебная система.
Предпринимательским планированием является функция предприятий,фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленнаяна обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменныепланы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегическиезадачи.
Поскольку планы в качестве одного из важнейших элементов должнысодержать предлагаемые “решения” сложных проблем, они сами должны быть не менеесложны, чем эти проблемы. Из этого следует, что простой план или их простая иерархияне могут служить адекватным средством решения проблем современного банка. Скорее,это должна быть система взаимосвязанных и взаимозависимых частных планов, отражающихи учитывающих различные аспекты тех сложных проблем, с которыми встретится предприятиев будущем, возможности их разрешения, влияние разных групп клиентов банка, а такжесвязи между теми или иными элементами этих планов.
Можно выделить четыре вида взаимосвязанных планов, играющихподчиненную роль по отношению к сводному плану.
а) Основные направления развития и стратегия на обозримое будущее.
б) Перспективный план, выходящий за пределы одного года и обычновключающий перспективы совершенствования продукции и услуг, а также перехода к выпускунового поколения услуг, выполняемых банком.
в) Производственный (краткосрочный) план, разрабатываемый обычнона один-два года и охватывающий в основном текущую деятельность банка.
г) Специальные планы (проекты), конкретизирующие такие особыецели, как разработка новых видов услуг, проникновение на новые рынки, внедрениеновых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельныхподразделений банка, слияний с другими банками и так далее.
Эти виды планов предназначены для согласования результатов планирования,получаемых на различных уровнях управления и в разных подразделениях предприятия,а также охватывающих разные периоды времени.
В основных направлениях развития предприятия фиксируется стратегиядостижения генеральных целей, основные направления его деятельности. Перспективныйплан предприятия разрабатывается в более детальной разбивке. Он охватывает длительныйпериод времени, учитывает возможности введения новых услуг и использования новыхресурсов. В производственном плане горизонт планирования гораздо уже, но по другимпараметрам этот план не уступает предыдущему. Специальные планы (проекты) имеютразличные временные горизонты, но уже по направленности, ориентированы на достижениеограниченного числа конкретных целей и использование узкого круга ресурсов. Двавида планов названных первыми являются основным выходом системы стратегическогопланирования. Однако они должны опираться на текущие планы проектов, программ ипроизводства. Их следует трансформировать в будущие производственные и специальныепланы (проекты). Два последних вида планов также являются частью системы стратегическогопланирования. Не менее важно, чем взаимосвязь различных планов, входящих в системупланирования, их содержание. Каждый из этих планов должен включать механизм адаптации,позволяющий предприятию приспосабливаться к будущим условиям, расти или наоборот,сворачивать деятельность.
3. Прогноз и план
Прогноз — это комплекс аргументированных предложений (выраженныйв качественных и количественных формах) относительно будущих параметров экономическойсистемы. Задача прогноза — дать объективное, достоверное представление о том, чтобудет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковыйпрогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы)при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным.В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство небудет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковыйпрогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства,направленного на преодоление негативных процессов.
План — это:
1) замысел, предусматривающий ход,развитие чего-либо;
2) инструмент претворения в жизньэкономической и социальной политики.
По отношению к производству принятосчитать, что план — это документ, отражающий цели, содержание, комплекс заданий,программы развития фирмы (предприятия). Он включает предвидимое и подготовленноена известный период жесткое расписание методов, последовательности проведения работс четким указание сроков выполнения этапов работ, объемов, исполнителей работ, объемомфинансовых работ, конечных и промежуточных результатов.
4. Государственное планирование
Государственные проекты включаются в программы, финансируемыеиз бюджета. Проекты, реализуемые частными лицами, служат для них видом плана, дополняемогобизнес-планом или ТЭО. Согласно Постановления Правительства РФ от 4 января 1999г.№ 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики» в разделпрогноза социально-экономического развития России «Проектировки развития государственногосектора экономики» включаются показатели по:
· Государственным унитарным предприятиям
· Государственным учреждениям
· Хозяйственным обществам с долей госсобственности, превышающей 50%уставного капитала
В соответствии с установленным порядком в РФ разрабатываютсягосударственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозысоциально-экономического развития отражают демографические, научно-технические,экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другиепараметры сфер деятельности. Наиболее важные, имеющие общенациональное значениепрогнозные и плановые документы утверждаются Федеральным собранием РФ; другие — Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы:
1. Проект федерального бюджета на очередной год
2. Прогнозы:
· Социально-экономического развития РФ на очередной год
· Параметры социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу
· Консолидированный бюджет РФ на очередной год
· Сводный финансовый баланс по территории РФ на очередной год
· Основные характеристики и структура доходов и расходов федеральногобюджета на среднесрочную перспективу
3. Программы:
· Федеральные целевые программы и федеральные программы по развитиюрегионов
· Федеральная адресная инвестиционная программа
· Программа приватизации государственного и муниципального имущества
· Программа внутренних заимствований для финансирования дефицита федеральногобюджета, структура госу4дарственного внутреннего долга
· Программа государственных внешних заимствований, структура внешнегодолга по видам задолженности и государствам
4. основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год
5. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетамисубъектов РФ.
6. Расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам иподразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета
7. Расчеты по предоставлению средств федерального бюджета на возвратной основе
8. Международные договоры РФ, вступившие в силу и содержащие финансовые обязательствастраны
К плановым документам, утверждаемым исполнительными органамивласти России и субъектов РФ относятся:
1. Мобилизационный план
2. Перспективный финансовый план
3. Баланс финансовых ресурсов и др.
Заключение
Итак, процесс планирования охватывает не только определение контрольныхцифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, нои тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономикинародного хозяйства страны.
Стратегическое планирование является систематизированным и логическимпроцессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследованияи выбора необходимых альтернатив.
Стратегический план позволяет определить реальные возможностиразвития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планированияявляются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состоянияэкономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственныхмощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные (от 5 до 15 и более лет),среднесрочные (от 2 до 5) и текущие планы (на 1 год). В зависимости от того, ктопринимает решения, планирование может быть децентрализованное (снизу — вверх), централизованное(сверху — вниз), и интерактивное (во взаимодействии).
При составлении стратегического плана необходимо учитывать, чтостратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельностькоторого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятиявзаимосвязаны.
Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, научно-исследовательскихи опытно — конструкторских работ, производства организационных изменений, а такжефинансовая, социальная и экологическая стратегия.
Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:
1. Цель и задача предприятия.
2. Текущие и долгосрочные задачи.
3. Базовая стратегия и основные стратегические альтернативы.
4. Функциональные стратегии.
5. Описание наиболее важных программ.
6. Описание внешних операций.
7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.
8. Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующаядокументация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убыткипо структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общемуобъему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план;баланс на конец последнего года плана.
Список использованной литературы
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово экономической деятельности предприятия. Учебно-практическоепособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. — 4-е изд., испр. — М.: Издательство«Дело и Сервис», 2006. — 256с.
2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В.Мельник, А.Д. Шеремет; Под ред. М.И. Баканова. — 5 — е изд., перераб. и доп. — М.:Финансы и статистика, 2006. — 536 с.: ил.
3. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?/ И.Т. Балабанов — М.: Финансы и статистика, 2005. — 384 с.:
4. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский — М.: ИНФРА-М,2006. — 240с. — (Серия «Высшее образование»).
5. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:Учеб. пособие. /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская — М.: ИНФРА-М, 2007. — 366с. — (Высшееобразование).
6. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный анализ хозяйственной деятельности):Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; Под ред. Л.Е. Басовского.- М.: ИНФРА-М, 2006. — 222с. — (Серия «Высшее образование»)
7. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. / И.А. Бланк — К.: Ника-Центр,Эльга, 2006. — 528с.
8. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. / Л.М.Бурмистрова — М.: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.
9. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник/ Л.С. Васильева, М.В. Петровская.- М.: КНОРУС, 2006. — 544 с.
10. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. / М.А. Вахрушина — М.: Омега — Л, 2005. — 432с. — (Оптимизация бизнес-проектов).
11. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. проф.О.И.Волкова и доц. О.В. Деветкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.- 601с. — (Серия «Высшее образование»)
12. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:учеб. /Л.Т. Гиляровская (и др.). — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 360 с.
13. Гинзбург, А.И. Экономический анализ. / А.И. Гинзбург — СПб.: Питер, 2003.- 176с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
14. Горфинкель, В.Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф.В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 608с.
15. Грузинов, В.П. Экономика предприятий: Учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д.Грибов — 3-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 208с.
16. Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учеб. для вузов/ В.П. Грузинов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 795с.
17. Ендовицкий, Д.А. Финансовые резервы организации: анализ и контроль: научноеиздание / Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исанеко; под пред. Проф. Д.А. Ендовицкого. — М.:КНОРУС, 2007. — 304 с.
18. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/ Г.А.Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. — Мн.: Современнаяшкола, 2005. — 476 с.