Плата за землю и оценка земли

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – ИНСТИТУТ
Дисциплина: Земельное право
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Плата заземлю и оценка земли»
Выполнил:
Студентгруппы Л-Ю-06-4
КислыхАртемий Сергеевич _________________
 «___»________________ 2007 г.
Проверил:
Доцент
ТолпышевГеннадий Владимирович _________________
 «___»_________________ 2007 г.
Содержание
Введение
1. История развития платы за землю
2 Плата за землю
2.1 Формы платы за землю
2.2 Плательщики земельного налога и арендной платы за землю
2.3 Порядок исчисления и уплаты земельного налога
3 Порядок оценки земельного участка
3.1 Рыночная стоимость земельного участка
3.2 Кадастровая стоимость земельного участка
3.3 Нормативная цена земли
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Земля, ее недра, леса,животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.
Россия обладаетуникальными богатствами созданными самой природой, и эти богатства её земли. Навсемирной выставке в Париже наши земли богатые чернозёмом были признаны эталономпочвы.
Проблемасовершенствования правового регулирования земельных отношений в России впоследнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых нетолько среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом.Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном:действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностямрегулирования земельных отношений.
В настоящее времяпрактически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальноеухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется внашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего,и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит подвоздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненнойнеобходимостью всёвозрастающая активная деятельность человека поприспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит кнеобходимости принятия мер по сохранению как самих земель так и их ценныхкачеств.
Целью написания этойработы является рассмотрение такого вопроса как плата и оценка земли.
Плата за землю в Россиина современном этапе была введена после периода, когда про такое понятиепрактически никто не слышал, поэтому введение её породило различные кривотолкипри освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгоевремя в нашей стране существовал стереотип, как поведения так и мышления, чтовсё общественное, а значит ничьё.
Но последние глобальныепреобразования и изменения системы ценностей породило некий интерес общества кпродуктам своей деятельности. Общество, если можно так сказать, обратило свойвзор на экологию, и на причины которые влияют на её ухудшение. Земля жеявляется неотъемлемой частью экологической обстановки, а сама плата за землюэто тот материальный стимул который ещё мало-мальски, но оказывает влияние налюдей.
И поэтому я бы хотелосветить вопрос который стал интересовать всё большие слои населения.
В этой курсовой работеданы наряду с определениями и понятиями платы за землю и её составляющих, такжеистория развития и оценка земельного участка.
1. История развития платы за землю
Истории развития какземельных отношений вообще, так и платы за землю.
Вообще земельныеотношения зародились очень и очень давно, ещё в те времена, когда человек был ине совсем похож на настоящего человека, но уже обрабатывал землю. Но это былосовсем давно, и я хотел бы остановиться на временах более близких к нам. И такв России в девятнадцатом веке земельные отношения развивались весьма быстро и ябы сказал хаотично. В тогдашней России можно было усмотреть как феодальные таки капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладенияи правовое регулирование земель зачастую находившихся по соседству, нопринадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Такнапример земли казарм, транспорта и крепостей регулировались нормами административногоили полицейского законодательства; церковные, монастырские, удельные ичастновладельческие, нормами феодально-сословного права, а вот купчие игородские, нормами гражданского права. На этом этапе исторического развитияможно было сказать, что плата за землю касалась более или менее состоятельныеслои населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы, припокупки или продажи земли. Но положение резко изменилось после провозглашенияманифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьянеосвобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. И в это время крестьяне,можно сказать, узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землюне в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. И таккрестьяне работали на земле и платили помещику как раз ту самую плату за землю,кто деньгами, кто продуктами, а кто и работал на помещика, только за то чтобыостаться на своей земле.
Спустя полвека Россияболее развитой в правовом смысле страной и крестьяне, которые работали на землекак сообща (общиной), так и единолично, понимали, что земля нужна им всобственность. Этот факт дал бы сразу же огромный стимул, и для повышения плодородияземли, да и просто более бережного её использования. Так земельные отношения вРоссии к началу двадцатого столетия стали приобретать иную окраску иперерождаться в качественно иные.
2 Плата за землю 2.1 Формы платы за землю
плата земля участок налог
Согласно ст. 65 3К использование земли являетсяплатным. Порядок исчисления и взимания земельных платежей определен в Законе РФот 11 октября 1991 г. «Оплате за землю»[1].Действует также Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»[2](с изм. и доп.).
Существуют две формы платы за землю: земельный налог иарендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кромеарендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Статья 15 Налоговогокодекса РФ относит земельный налог к местным налогам. Земельный налог в будущемдолжен быть заменен налогом на недвижимость.
Арендная плата взимается за земли, переданные варенду. Комплекс вопросов, связанных с взиманием арендной платы за пользованиеземлями, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектовФедерации или муниципальной собственности, регулируется соответственно ПравительствомРФ, органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления.Что касается арендной платы за пользование частными землями, то условия еевзимания регулируются в договоре аренды, заключенном между частнымсобственником и арендатором.
Законодательство, которое действовало до принятия ЗК,в качестве формы платы за землю признавало нормативную цену земли. Нормативнаяцена земли по своей правовой природе является своеобразным методом расчетаплатежей за использование земельных участков. В связи с этим законодатель отказалсяот признания нормативной цены в качестве формы платы за землю.
В настоящее время понятие «нормативная цена земли»заменено понятием «кадастровая стоимость земельного участка», которая также неявляется формой платы за землю. Важно иметь в виду, что в соответствии с п. 13ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РоссийскойФедерации» в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, применяетсянормативная цена земли.
Законодательство декларирует, что цели взимания платыза землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны иосвоения земель, повышения плодородия почв. Применение такого инструмента, какплата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствованияна землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах,формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.
В основу правового регулирования платы заиспользование земель заложен принцип отсутствия зависимости определения размераземельного налога от экономических результатов использования земель. Размерземельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельностисобственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается ввиде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Пересмотрставок земельного налога возможен при изменении условий хозяйствования,например, загрязнении, эрозии почв и др., т.е. по причинам, не зависящим отлица, использующего землю.
Объекты налогообложения — земельные участки, частиземельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности наземельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность,владение или пользование.
Такими объектами признаются следующие виды земельныхучастков, находящихся в составе различных категорий земель и предоставленных юридическими физическим лицам:
земли для ведения сельскохозяйственного производства иподсобного сельского хозяйства;
земельные участки для веления личного подсобногохозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства,огородничества и животноводства;
земельные участки садоводческих, огороднических иживотноводческих кооперативов;
служебные земельные наделы, предоставленные категориямработников отдельных отраслей хозяйства (транспорта, лесной промышленности,лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства);
земельные участки для жилищного, дачного, гаражногостроительства и иных целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда, на которых заготавливаетсядревесина, а также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе этойкатегории земель;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственнойдеятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные врекреационных целях.
Земельный налог взимается в расчете на год соблагаемой налогом земельной площади, в которую включаются земельные участки,занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, атакже санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они непредоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживаниястроения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физическихлиц, земельный налог начисляется отдельно какому пропорционально площадистроения, находящегося в их раздельном пользовании. За участки, предназначенныедля обслуживания строения, являющегося общей собственностью нескольких организацийили физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственниковсоразмерно их доле на эти строения. Если земельные участки не используются илииспользуются не по целевому назначению, то ставка земельного налогаустанавливается в двукратном размере.2.2 Плательщики земельного налога и арендной платы за землю
Уплата земельного налога и арендной платы —обязанность организаций независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства,которые используют землю на титулах права собственности, пожизненного наследуемоговладения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорийлиц, указанных в ст. 12 Закона «О плате за землю».
Освобождены от уплаты земельного налога организации,использующие земли, деятельность которых связана с обеспечением общегосударственныхнужд; пользователи земель, занятых полосой слежения вдоль Государственнойграницы РФ; государственные предприятия связи, государственные предприятияМинистерства транспорта РФ, государственные учреждения и организации морского иречного транспорта и ряд других; предприятия, научные организации инаучно-исследовательские учреждения, обеспечивающие хранение материальныхценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ; учреждения и органыисполнительной системы; профессиональные аварийно-спасательные службы,профессиональные аварийно-спасательные формирования; земли, используемыепожарной охраной; государственные унитарные предприятия, осуществляющиеэксплуатацию и строительство государственных мелиоративных систем; лесхозы;заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и др.
Не являются плательщиками земельного налога запользование землями органы государственной власти и управления. Министерствообороны РФ, внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войскагражданской обороны.
К этой же категории лиц относятся различныенаучно-исследовательские и учебные организации: научные организации сельскохозяйственногои лесохозяйственного профиля; высшие учебные заведения, научно-исследовательскиеучреждения и др.
Не должны платить земельный налог организации,деятельность которых связана с искусством, образованием, культурой и здравоохранением:учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственныеи муниципальные учреждения социального обслуживания, детские оздоровительныеучреждения; государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры,учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма; санитарно–курортныеи оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственнойи муниципальной, а также профсоюзной собственности, и некоторые др.
От уплаты налога за землю освобожден ряд категорийграждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды 1 и II групп; гражданеподвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС идругих радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военногоназначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных слюбыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по определенным основаниям,и ряд других категорий граждан; Герои Советского Союза, Герой РоссийскойФедерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, ТрудовойСлавы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и другие категории граждан.
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплатыземельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимаетсяземельный налог с площади, переданной в аренду.
Для некоторых юридических лиц и граждан установленывременные рамки освобождения от уплаты налога при определенных условиях. Организации,а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации,не должны платить земельный налог в течение первых 10 лет пользования.Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, такжеосвобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с моментапредоставления им земельных участков.
Льготы имеют организации железнодорожного транспорта.Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий,учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставкиземельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
Порядок установления дополнительных льгот заключаетсяв следующем. Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право вводитьдополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога,находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Что касается органовместного самоуправления, то они вправе устанавливать льготы по земельномуналогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты,понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммыналога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местногосамоуправления.

2.3 Порядок исчисления и уплаты земельного налога
Обязанность уплаты земельного налога возникает смомента приобретения нрава на земельный участок. Основанием для установления ивзимания налога и арендной платы за землю служит документ, удостоверяющий правособственности, владения, пользования, аренды на земельный участок.
Пункт 2 ст. 65 ЗК предусматривает, что порядокисчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогахи сборах. В законодательстве определен порядок исчисления земельного налога припереходе в течение года права собственности, права пожизненного наследуемоговладения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участкамиот одного плательщика налога к другому. В таких случаях земельный налогисчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу,землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил правона земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца,следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. За земельныеучастки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие понаследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, смомента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления сроканалогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.
Земельный налог юридическим лицам и гражданамисчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденныхставок земельного налога.
Законодательство о плате за землю устанавливаетразличные принципы взимания земельною налога и определения ставок земельногоналога в зависимости от того, к какой категории земель относятсясоответствующие земельные участки, являются ли они землямисельскохозяйственного или несельскохозяйственного назначения, а также взависимости от их местоположения.
Статья 4 Закона «О плате за землю» предусматривает,что с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственныхпредприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятийвзимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к нимне применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственнойдеятельности, превышающий 25%, это положение не распространяется.
Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа(птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы идругие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органамизаконодательной (представительной) власти субъектов Федерации, кроме налога наземлю, уплачивают и другие налоги к установленном порядке.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодьяустанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения(ст. 5 указанного Закона). Средние размеры налога с одного гектара пашни дифференцированыпо субъектам Федерации согласно приложению № 1 к Закону РФ «О плате за землю».Например, земельный налоге 1 гектар пашни в Республике Адыгея (Адыгея)составляет 39,85 руб.; в Республике Алтай — 7,99; Республике Башкортостан — 18,63;Республике Бурятия — 11,39; Республике Дагестан — 22,03; Республике Ингушетия —25,43 руб. и т.д.
Органами законодательной (представительной) властисубъектов Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни икадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налогапо группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и другихсельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной(представительной) власти субъектов Федерации.
При исчислении сумм земельного налога для плательщиковвводится коррективы на местоположение их земельных участков.
Земельный налог за участки в границах сельскихнаселенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для веденияличного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошенияи выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкамналога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам вграницах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельногоучастка в размере 14,4 коп. за квадратный метр.
Органы местного самоуправления вправе с учетомблагоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 4 Закона,повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Этот порядок дифференцирован в зависимости откатегорий земель. Статья 8 Закона «О плате за землю» предусматривает, что налогза городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставоксогласно приложению № 1 (таблицы 1, 2) к указанному Закону (за исключениемземель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйствоми жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативнымигаражами, в отношении которых действует иной порядок исчисления налога).Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различнойградостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральнымипланами городов.
Налог за земли, занятыежилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным,индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами вграницах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельногоучастка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселкахгородского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр.
Налог за земли для садоводства, огородничества, животноводства(включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской,поселковой черты устанавливается в размере 14,4 коп. за квадратный метр. Налогза земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой)черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственныеугодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенных пунктов землипромышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью),транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспеченияустанавливается в размере 20% средних ставок земельного налога для земельпоселений численностью до 20 тыс. человек.
За земли водного фонда, как покрытые, так и непокрытые водой, вне населенных пунктов налог взимается с земель,предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, посредним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на периодлесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения,на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы запользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налогопределяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкамглавного пользования и лесовосстановительным рубкам, и входит в состав лесныхподатей.
Что касается налога за сельскохозяйственные угодья всоставе лесного фонда, то он устанавливается по тем же ставкам, что и дляземель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по среднейставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные длярекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину наэтой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон. Стоимость древесинырассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательнойвласти субъектов РФ, за древесину, отпускаемую на корню.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами,исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахожденияоблагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем годупо установленной форме. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельномуучастку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение илипользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жиломудому. Земельный налоге юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца,следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков иисчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.
Земельный налог граждан исчисляется государственныминалоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают имплатежные извещения об уплате налога.
Юридические лица и граждане уплачивают земельный налогравными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Плата за землю перечисляется плательщиками земельногоналога за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданныев их ведение, на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления.Платежи за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли,переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель,переданных в ведение сельских органов местного самоуправления в соответствии сустановленными законодательством РФ долями, перечисляются на бюджетные счета РФв федеральном казначействе, субъекта РФ и соответствующая часть средств — набюджетные счета органов местного самоуправления. На бюджетные счета РФ вфедеральном казначействе, соответствующего субъекта РФ перечисляются средства,составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных Законом «О платеза землю».
3 Порядок оценки земельного участка 3.1 Рыночная стоимость земельного участка
Рыночная стоимость земельного участка устанавливаетсяв соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. I ст. 66ЗК). Вопросы оценки недвижимости, в том числе и земельных участков, регулируютсяФедеральным законом от 29 июля 1998г.№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности вРоссийской Федерации»[3].
Закон определяет правовые основы регулированияоценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектамФедерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам,для совершения сделок с объектами оценки (ст. 2 Закона).
Под оценочной деятельностью понимается деятельностьсоответствующих субъектов, направленная на установление опенки рыночной илииной стоимости объектов.
Основная задача законодательства об оценочнойдеятельности — определение стоимости объектов оценки, к которым ст. 5 Законаотносит отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющихимущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое,в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имуществоили отдельные вещи из состава имущества и др. В отношении объектов оценки законодательствомРФ должна быть предусмотрена возможность их участия в гражданском обороте.
Субъектами оценочной деятельности признаютсяюридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), которыезанимаются оценочной деятельностью. Закон именует их оценщиками. Соответственносубъектами оценочной деятельности являются потребители услуг оценщиков, т.е.заказчики.
Статья 6 Закона закрепляет право РФ, субъектовФедерации, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведениеоценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях иусловиях, предусмотренных Законом. Это право носит безусловный характер.
В законодательстве установлены случаи, когда оценкаобязательна. Согласно ст. 8 Закона оценка требуется в случае вовлечения всделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектамФедерации либо муниципальным образованиям. Такими основаниями являются случаи,когда необходимо определить стоимость объектов, находящихся в федеральнойсобственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в целях ихприватизации, передачи в доверительное управление, в аренду; при использовании указанныхобъектов в качестве предмета залога; при их продаже или ином отчуждении; припереуступке долговых обязательств, связанных с данными объектами. Оценканеобходима, когда объекты передаются в качестве вклада в уставные капиталы,фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта, втом числе: при национализации имущества, ипотечном кредитовании физических лици юридических лиц в случае споров о величине стоимость предмета ипотеки; присоставлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов потребованию одной или обеих сторон, если возникает спор о стоимости имущества.
Кроме того, оценка обязательна при выкупе или иномпредусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников длягосударственных или муниципальных нужд и при оценке в целях контроля за правильностьюуплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемойбазы.
Некоторые вопросы оценки земельных участков отражены вФедеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[4].Так, согласно ст. 35 Закона учет паевых взносов ведется кооперативам встоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившимв кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и иногоимущества либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов производится правлениемкооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собраниечленов кооператива может утвердить методику денежной оценки передаваемогоимущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организоватьработу по денежной оценке указанного имущества. Результаты оценки подлежат утверждениюнаблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членовкооператива выносятся только спорные вопросы по оценке земельных участков,земельных и имущественных долей и иного имущества. По решению общего собраниячленов кооператива денежная оценка паевых взносов может быть подвергнута независимойэкспертной проверке.
Статья 3 Закона выделяет два основных вида стоимостиобъекта: рыночную стоимость и иную его стоимость. В условиях рыночной экономикивозникают различные ситуации, когда необходимо определить реальную стоимостьнедвижимого имущества, т.е. рыночную стоимость. Без определения рыночнойстоимости недвижимости нельзя совершить сделку купли-продажи, получить кредитпод залог земельного участка, сдать его в аренду и т.д.
В ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельностив Российской Федерации» закреплено понятие рыночной стоимости. Под рыночной стоимостьюобъекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объектоценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когдастороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а навеличине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Стоимость имущества является рыночной при соблюденииследующих условий:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объектоценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки идействуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в формепубличной оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждениеза объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки счьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В каких ситуациях требуется установить рыночнуюстоимость имущества, в том числе земельного участка? В соответствии со ст. 7Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» этонеобходимо, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательногопроведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объектаоценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки; в этом случае установлениюподлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежитприменению и в случае использования в нормативном правовом акте непредусмотренных данным Законом или стандартами оценки терминов, определяющихвид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость»,«разумная стоимость», эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др.Статья 66 ЗК прямо предполагает определение рыночной стоимости земельного участка.
Согласно ст. 281 ГК при определении выкупной цены заземельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, в неевключаются рыночная стоимость участка и находящегося на нем недвижимогоимущества. Статья 344 ГК устанавливает правило о том, что залогодержательотвечает за утрату предмета залога в размере его действительной стоимости, а заего повреждение — в размере суммы, на которую эта стоимость понизилась,независимо от суммы, в которую был оценен предмет залога при передаче егозалогодержателю.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельныйучасток и недвижимое имущество, находящиеся в совместной собственности либо всобственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческогообъединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут бытьс согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренномзаконодательством РФ, а вырученные средства за указанные земельный участок инедвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях. Приопределении выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимогоимущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческогообъединения в нее включаются рыночная стоимость указанных участка и имущества,а также все убытки, причиненные собственнику указанных участка и имущества ихизъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочнымпрекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В законодательстве урегулирован порядок оценочнойдеятельности. Основанием для оценки объекта является договор между оценщиком изаказчиком (ст. 9 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации»).
Договором между оценщиком и заказчиком может бытьпредусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного или несколькихобъектов либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. В случаях,предусмотренных законодательством РФ, оценка объекта, в том числе повторная,может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражногосуда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. При этом суд,арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы,связанные с оценкой, а также денежное вознаграждение оценщику подлежатвозмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством РФ.3.2 Кадастровая стоимость земельного участка
От рыночной стоимости земельных участков следуетотличать нормативно-рассчитываемую стоимость. Такой стоимостью п. 5 ст. 65 ЗКпризнает кадастровую стоимость земельного участка, которая должнаустанавливаться в процентах от рыночной стоимости участка и применяться главнымобразом в целях налогообложения.
Для установления кадастровой стоимости земельныхучастков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК). Вслучаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимостьземельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Правила проведения государственной кадастровой оценкиземель утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316[5].Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральной службойземельного кадастра России, его территориальными органами, а также находящимисяв их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могутпривлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель проводится дляопределения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению ивиду функционального использования. При оценке земель принимаются по вниманиесервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей,установленные в законодательном, административном и судебном порядке.
Государственная кадастровая оценка земель городских исельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединенийосуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информацииоб объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Оценкасельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земельлесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентногодохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселенийосуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя иззатрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержанияценности их природного потенциала.
В процессе государственной кадастровой оценки земельпроводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается частьземель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования иблизких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости оттерриториальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границамиземельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещениялинейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог идр.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. Порезультатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон иустанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данныхземельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результатыгосударственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельныйкадастр.
Органы исполни тельной власти субъектов Федерации попредставлению территориальных органов Федеральной службы земельного кадастраРоссии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.Методические и нормативно-технические документы, необходимые для государственнойкадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органомисполнительной власти государственного управления земельными ресурсами по согласованиюс уполномоченным органом контроля за оценочной деятельностью в РФ изаинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Споры,возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются всудебном порядке. 3.3 Нормативная цена земли
Роль нормативно-рассчитываемой стоимости продолжаетиграть нормативная цена земли. Нормативная цена земли — показатель, характеризующийстоимость участка определенного качества и местоположения, исходя изпотенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятие нормативной ценыземли было установлено для обеспечения экономического регулирование земельныхотношений при передаче земли в собственность, по наследству, при дарении иполучении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены земли регулируетсяпостановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определениянормативной цены земли»[6].
Нормативная цена земли применяется в случаях,предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органамиисполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения пооценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местногосамоуправления могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и ихграницы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Приэтом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены натипичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Заключение
Я считаю, что Плата заЗемлю в будущем останется насущной и актуальной темой и можно предположить,будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно ивведению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостнымнарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.
И в силу этого я бывыделил ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденцияхразвития платы за землю.
Первая причина состоит втом, что в последнее время большое развитие получило так называемоесадово-огородническое и фермерское движение, а значит появились и люди, которыевоспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Онинецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают еекачество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можносказать, что в ближайшее время плата за землю будет применяться как стимулятордля более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина этопоявившийся интерес иностранных фирм к земле в России. И появилась возможностьполучить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам.И я думаю, что это будет придавать плате за землю окраску некой экономическоймеры и немаловажного пункта в бюджете страны.
Третья причиназаключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас встране.
Последней причинойразвития платы за землю я бы назвал вопрос о земле, как частной собственности.
Переход от социализма крыночной экономике изменил все, в том числе и земельно-правовые отношения.Буквально за последние года была принята масса указов, постановлений президентаи правительства, но с течением времени всё стареет и стареет, и хотелось бычтобы земельные отношения всё-таки были полностью урегулированы.
И в заключении я бы хотелсказать, что плата за землю довольно молодая тема.
Поэтому я считаю, чтонадо не только развивать эту тему, но и заниматься поднятием правовойграмотности населения. Заинтересовывать людей, заставлять их быть не толькопаразитами при использовании природных ресурсов, а ещё и быть созидателями наземле.
Список используемой литературы
1. Земельный Кодекс РФ 2006 года.
2. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля1991 года .
3. Закон РСФСР “ О плате за землю “от 11 октября 1991 года.
4. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации “ О порядке определения нормативной цены земли “ от 3ноября 1994 года.
5. Консультантплюс Закон «Оплате заземлю» 2002 года.
6. О.И. Крассов “Земельное право”изд. 2005г Москва В.В.Петров “ Земельное право России “ изд.1995 года.
6. Б.В.Ероофеев “ Земельное правоРоссии (общая часть) “ изд. 1994 года.
7. Основы земельного законодательстваСоюза ССР и союзных республик от 1968 года.
Приложения
Средниеразмеры земельного налога с 1 га пашни, указанные в Приложении N 1 к Закону РоссийскойФедерации «О плате за землю», применяются в 2002 году по субъектамРоссийской Федерации в следующих размерах:Субъекты Российской Федерации Земельный налог с 1 га пашни (руб.) Субъекты Российской Федерации Земельный налог с 1 га пашни (руб.) Республика Адыгея 39,85 Камчатская область 7,78 Республика Алтай 7,99 Кемеровская область 16,15 Республика Башкортостан 18,63 Кировская область 13,99 Республика Бурятия 11,39 Костромская область 12,15 Республика Дагестан 22,03 Курганская область 13,66 Ингушская Республика 25,43 Курская область 25,06 Кабардино — Балкарская Республика 41,90 Ленинградская область 24,95 Республика Калмыкия 12,69 Липецкая область 20,90 Карачаево — Черкесская Республика 27,54 Магаданская область 7,18 Республика Карелия 17,28 Московская область 21,49 Республика Коми 13,12 Мурманская область 5,94 Республика Марий Эл 19,44 Нижегородская область 17,60 Республика Мордовия 15,82 Новгородская область 9,99 Республика Саха 8,37 Новосибирская область 13,55 Республика Северная Осетия 44,50 Омская область 14,04 Республика Татарстан 19,33 Оренбургская область 11,12 Республика Тыва 8,05 Орловская область 19,98 Удмуртская Республика 13,99 Пензенская область 13,77 Республика Хакасия 10,15 Пермская область 12,64 Чеченская Республика 25,43 Псковская область 10,31 Чувашская Республика 24,19 Ростовская область 25,38 Алтайский край 12,37 Рязанская область 16,47 Краснодарский край 53,46 Самарская область 15,50 Красноярский край 17,06 Саратовская область 11,34 Приморский край 15,50 Сахалинская область 14,69 Ставропольский край 31,05 Свердловская область 16,85 Хабаровский край 12,15 Смоленская область 13,55 Амурская область 9,61 Тамбовская область 19,66 Архангельская область 11,77 Тверская область 13,99 Астраханская область 12,37 Томская область 15,39 Белгородская область 28,24 Тульская область 22,09 Брянская область 15,61 Тюменская область 17,23 Владимирская область 17,23 Ульяновская область 18,52 Волгоградская область 13,01 Челябинская область 13,01 Вологодская область 14,58 Читинская область 9,83 Воронежская область 21,22 Ярославская область 13,12 Ивановская область 15,28 Еврейская авт. обл. 9,61 Иркутская область 16,36 Агинский Бурятский авт. ок. 9,83 Калининградская область 25,00 Коми — Пермяцкий авт. округ 12,64 Калужская область 14,20 Усть — Ордынский Бурятский авт. округ 16,36
Средние ставки земельногоналога в городах и других населенных пунктах, исходя из Приложения N 2 таблицы1 к Закону Российской Федерации «О плате за землю», на 2002 год составляют:
(коп./кв. м)Экономические районы Численность населения (тыс. человек) до 20 20 – 50 50 – 100 100 – 250 250 – 500 500 – 1000 1000 – 3000 Свыше 3000 Северный 72 158,4 172,8 201,6 216 – – – Северо — Западный 129,6 201,6 230,4 244,8 273,6 – – 504 Центральный 144 216 244,8 259,2 288 331,2 – 648 Волго — Вятский 115,2 187,2 216 230,4 259,2 – 345,6 – Центрально — Черноземный 129,6 201,6 230,4 244,8 273,6 316,8 – – Поволжский 129,6 201,6 230,4 244,8 273,6 316,8 360 – Северо — Кавказский 115,2 187,2 216 230,4 259,2 302,4 345,6 – Уральский 100,8 172,8 201,6 216 244,8 288 331,2 – Западно — Сибирский 86,4 172,8 187,2 216 230,4 273,6 302,4 – Восточно — Сибирский 72 158,4 172,8 201,6 216 259,2 – – Дальневосточный 86,4 172,8 187,2 216 230,4 273,6 – –
Для сведения сообщаем,что в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ «Обиндексации ставок земельного налога» ставки арендной платы, указанные вдоговорах аренды земель, находящихся в государственной и муниципальнойсобственности, заключенные до 2002 года, применяются в 2002 году для всехкатегорий земель с коэффициентом 2.