ГОУВПО «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ(г. Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
КАФЕДРАГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ЖИЛИЩНОЕПРАВО
Вариант№3
(контрольнаяработа)
Выполнила: студентка 4курса 66 группы
полного срока обучения
Рожко СветланаАлександровна
САРАТОВ 2009 г.
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
плата жилой коммунальный субсидия общежитие
Собственник жилого помещения обязан вносить плату за коммунальные услуги и платёж в виде налога на имущество физических лиц (налог на недвижимость), а с нанимателя, помимо платы за коммунальные услуги, взимается плата за наём жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции). Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность возникает у:
а) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
б) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
в) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
г) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
д) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
До заселения жилых помещений расходы на их содержание и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Плата должна вноситься ежемесячно не позднее десятого числа следующего за прожитым месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В понятие оплаты жилья для нанимателя и собственника жилого помещения в многоквартирном доме входят:
— плата за содержание жилья, состоящая из общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши; технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учёта, а также технических помещений жилого дома (центральное отопление, водопровод и канализация, горячее водоснабжение, электроснабжение, специальные общедомовые технические устройства); вывоза бытовых отходов; содержание придомовой территории.
— плата за ремонт жилья, включающая в себя текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и помещений жилого дома, объектов придомовой территории.[1]
— плата за наём жилого помещения – для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.
По ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов, помимо расходов на их содержание и ремонт, также оплачивают коммунальные услуги(водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах).
Содержание жилищного фонда включает в себя комплекс работ и услуг, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния:
— технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (стены и фасады, крыши и водосточные системы, оконные и дверные заполнения, внешнее благоустройство, санитарная уборка жилищного фонда и санитарная очистка придомовой территории);
— выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации;
— незамедлительное устранение аварий и неисправностей и восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей, т.е. обеспечивание сопутствующих работ при ликвидации аварий и аварийное обслуживание водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления и электроснабжения.
— выполнение работ по санитарной уборке и очистке подъездов, чердаков, подвалов и придомовой территории, в том числе по уходу за зелёными насаждениями.
Порядок регулирования тарифов организаций коммунального комплекса для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций определён Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением наймодателю этого жилого помещения.[2] А наниматели в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Члены товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива, либо иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, вносят обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления названных объединений.Остальные собственники этого помещения, не являющиеся членами, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с заключёнными договорами имеющихся сообществ. Собственники помещений, где нет вышеперечисленных наименований, и управление которым осуществляетсяуправляющей организацией, плату за жильё и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. И наконец, для третьего способа управления многоквартирными домами — это непосредственное управление собственниками помещений, где плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по содержанию и ремонту этих помещений происходит в соответствии с договорами, заключёнными с управомоченными на то лицами. Собственники жилых домов по их содержанию и ремонту оплачивают намеченные услуги и работы, а также платят коммунальный платёж в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, занимающимися соответствующим видом деятельности.[3]
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения квартирной платы и коммунального платежа. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Плата за коммунальные услуги для временных жильцов осуществляется нанимателем в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключённым на срок проживания временных жильцов. Наймодатель, управляющая организация обязаны сообщать в письменной форме нанимателям и собственникам жилья об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов.
Должники обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после даты оплаты по день фактической выплаты включительно.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме несёт бремя содержания данного помещения, т.е. обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле, пропорциональной размеру общей площади помещения, если данное помещение является квартирой. Аналогичные требования установлены и для коммунальных квартир. Общее собрание собственников квартир является органом управления домом. На собрании владельцы помещений должны выбрать способ управления многоквартирным домом.В обратном случае орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору способа управления.Обязанность по оплате расходов принадлежит всем, без исключения, собственникам жилья. Решение об оплате расходов на капитальный ремонт принимается с учётом предложений управляющей организацией о сроке начала ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроков возмещения расходов и др. Если решение не было принято, то размер за содержание платы и ремонт устанавливается органом местного самоуправления.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). Величина оплаты за пользование жилым помещением и за его содержание и ремонт определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат). Также учитывается качество, благоустройство и месторасположение дома. Установление размеры платы за пользование жилым помещением не должно приводить к возникновению у плательщика права на субсидию.[4]
Порядок определения размера платы за жильё для граждан, живущих в домах с системой социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате проживают несколько граждан, устанавливается собственниками жилых помещений.
В многоквартирном доме, где не существуют товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, величина оплаты за жилое помещение устанавливается на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое они обязаны проводить ежегодно (ст. 45-48 ЖК РФ).[5] Размер обязательных взносов членов товарищества либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива определяется соответствующим уставом и органами управления.
Малоимущие граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением.
Размер же платы за коммунальные услуги определяется показаниями приборов учёта, а при их отсутствии нормативами потребления коммунальных услуг, утверждёнными местными органами в порядке, установленном Правительством РФ. Тарифы величины оплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления в порядке, установленном ФЗ.
При выполнении ремонтных работ и предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими норму продолжительности, изменение размера платы, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг должно осуществляться с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций на данную оплату в пределах социальнойнормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.[6]
Субсидия — это пособие в денежной или натуральной форме для социально незащищённых слоёв населенияв виде уменьшения их платежа за жильё и коммунальные услуги, предоставляемое государством за счёт средств государственного или местных бюджетов.[7]Субсидии предоставляются:
— нанимателю жилого помещения по договору социального найма и найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
— члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
— собственнику жилого помещения, в то числе члену товарищества собственников жилья;
— гражданину, проживающему в общежитии, относящемуся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.Субсидии не предоставляются семьям, совершеннолетние трудоспособные члены которых не представили сведения о доходах от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, в течение расчётного периода, за исключением периода, когда они имели статус безработного, также не предусмотрены для иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Само право предоставления таких субсидий принадлежит органам государственной власти субъектов РФ и местным органам. При этом собственные расходы граждан, доход которых на одного члена семьи не превышает прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать 0,5 минимального размера оплаты труда. При определении размера субсидий учитываются расходы на оплату жилья (для нанимателей с учётом платы за найм) и коммунальных услуг (с учётом льгот) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, приходящихся на граждан, зарегистрированных постоянно по месту жительства и проживающих в одном жилом помещении.[8]
Срок предоставления субсидий от 3 до 6 месяцев. Досрочное прекращение допускается в случаях изменения постоянного места жительства, дохода семьи,
изменение состава семьи и предоставление гражданами заведомо недостоверной информации о доходах членов семьи.
Расходы квартирной и коммунальной платы уменьшению не подлежат, в случае предоставления льгот по взимаемой оплате в виде денежной компенсации.
В свою очередь, компенсации предполагаются отдельным гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном ФЗ, законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и включаются в совокупный доход семьи при расчёте субсидий (ст. 160 ЖК РФ).
2. Правовое положение жилых помещений в общежитиях
Общежития используются для проживания в период работы или обучения рабочих, служащих, студентов, слушателей, учащихся и других граждан.
Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимых для проживания, занятий и отдыха граждан.Не допускается использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору жилищного найма. Общежития подлежат регистрации районной или городской администрации. Принадлежность помещения к общежитию определяется наличием санитарного паспорта.
Проживающие в общежитии, существенно ограничены в праве распоряжаться занимаемой жилой площадью т.е. – они не вправе требовать раздела, выдела, обмена жилой площади, вселения других членов семьи, сдачи в поднаём и т.д., но им предоставлен ряд полномочий: пользование мебелью, постельными принадлежностями и другими предметами домашнего обихода и культурно-бытового назначения.Правила же внутреннего распорядка в общежитии, после одобрения их на общем собрании проживающих в общежитии, утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом организации или учебного заведения.
Жилая площадь в общежитии предоставляется по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации либо органа кооперативной или другой общественной организации и профсоюзного комитета. На основании принятого решения администрация выдаёт ордер на занятие жилой площади в общежитии. Согласно примерному положению об общежитиях жилая площадь должна предоставляться в размере не менее 6 кв. м. на одного человека. Семьям предоставляются изолированные помещения. Право на жилое помещение у проживающих в общежитии лиц возникает на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета о предоставлении жилой площади, оформляемого выдачей ордера, и вселения в общежитие лица которому выдан ордер, т.е. из односторонних юридических действий. Ордер является не единственным основанием для вселения на предоставленную площадь. Также для вселения и дальнейшего проживания составляется договор найма служебного помещенияв письменной форме, определяющий предмет, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Наниматель вправе осуществлять обмен помещения, а также сдавать его в поднаём. В договоре найма указываются члены семьи нанимателя.
Договор прекращается в связи с утратой (разрушения) жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. Переход права собственности на жилое помещение в общежитии, а также передача его в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влекут за собой прекращение договора найма, за исключением случаев, если новый собственник или юридическое лицо являются стороной трудового договора с работником – нанимателем помещения. Прекращение трудовых отношений, учёбы, увольнение со службы также является основанием прекращения договора социального найма жилого помещения. В случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
При разрешении споров о выселении из общежития, следует проверять, является ли вообще общежитием данное помещение, занимаемое ответчиком.[9] Для этого необходимо выяснять следующие обстоятельства: — находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении истца;
— построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели;
— имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселения как общежития;
— выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади;
— укомплектован ли дом мебелью, специальным оборудованием, инвентарём, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан;
— имеются ли штаты для обслуживания общежития;
— взимается ли плата за пользование им как за общежитие и другое.
Полученные доказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены в совокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяется ли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития.
При рассмотрения дела о выселении из общежития, предоставленного в связи с работой, необходимо выяснять, какой трудовой договор был заключён между истцом и ответчиком и по каким основаниям он был прекращён, имея в виду, что без предоставления другого жилья могут быть выселены прекратившие работу сезонные, временные работники, лица, работающие по срочному трудовому договору, а также работники, уволившиеся по собственному желанию без уважительных причин, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или совершившие преступления.[10]Если общежитие было предоставлено лицу, не относящемуся к гражданам, которые имеют право на предоставление жилой площади, и к указанному лицу предъявлен иск о выселении по этому основанию, необходимо, решить вопрос о признании недействительности ордера.
Часть 2 статья 103 ЖК РФ предусматривает, что без предоставления других жилых помещений не могут быть выселены следующие категории граждан:
1. Члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.
2. Пенсионеры по старости.
3. Члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии и который умер.
4. Инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии илиувечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
Им должны быть предоставлены другие жилые помещения в черте соответствующего населённого пункта, если они не являются нанимателями либо собственниками (членами их семей) жилых помещений по договорам социального найма и должны состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.[11]
Список используемой литературы
Нормативно-правовыеисточники
1. Гражданскийкодекс РФ М., 2009
2. Жилищныйкодекс РФ М., 2009. Принят Государственной Думой 22 декабря 2004, одобренСоветом Федерации 24 декабря 2004 // Собрание законодательства РФ. №1
3. Федеральныйзакон от 5 апреля 2003 №44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевогодохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания ихмалоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003.№14. Ст. 1257
4. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставлениякоммунальных услуг» // СЗ РФ. 2006. №23. Ст. 2501
5. ПостановлениеПравительства РФ от 30 июля 2004 г. №392 «О порядке и условиях оплатыгражданами жилья и коммунальных услуг».
6. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года. №761 «Опредставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изм.и доп.) // СЗ РФ. 2005. №51. Ст. 5547
Учебники иучебные пособия
1. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М.: МЗ-Пресс, 2006. – 99с.
2. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебник. М.: Издательство Эскмо, 2005. – 338с.
3. Грудцына Л.Ю. Заключение, изменение и расторжение договора социального найма жилого помещения // Адвокат. 2005. №11
4. Комментарий к Жилищному кодексу РФ (постатейный) / Ответственный редактор: доктор юридических наук, профессор В.Б. Исаков. – М.: Юрайт, 2006. – 150с.
5. Корнеев С.М. Пользование жилыми помещениями. Договор найма (аренды) жилого помещения // Учебник «Гражданское право» Т. 3. М., 2004. – 235с.
6. Краткий юридический словарь / Под редакцией А.Н. Азрилияна. – 2-е издание доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 939с.
7. Крашенников П.В. Наём жилого помещения // Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Гл. 35. М., 2005. – 351с.
8. Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство – соотношение с гражданским правом // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 2005
9. Лыкова Э.Б. Жилищное право России. Учебное пособие. Воронеж, 2002
10. Льготы по оплате жилья (по новому ЖК РФ) / Л.В. Тихомирова. – М.: Издательство Тихомирова М. Ю., 2005
11. Рамзаева Л.Ю. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений по новому жилищному законодательству. Афтореф. дисс. кандидат юридических наук. Саратов, 2007. — 25с.
12. Седугин П.И. Защита жилищных прав граждан. Сборник нормативно-правовых актов и других документов жилищного права. М., 2005. – 36с.
13. Скрипко В.Р. Право граждан Российской Федерации на жилище // Государство и право. 2006. №2
14. Тихомирова Л.В. Жилое помещение и коммунальные услуги: новые правила оплаты. – М.: «Изд. Тихомирова М. Ю.», 2006
15. Тихомиров М.Ю. Социальный наём жилых помещений: Новые правила – «Изд. Тихомирова М. Ю.», 2005. – 101с.
Судебная практика
— Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 21июля 2000 г. «О расторжении договора социального найма жилого помещения в связис невнесением нанимателем платы за жильё и коммунальные услуги в течение шестимесяцев» // БВС РФ. 2000. №8. С. 22
ПРИЛОЖЕНИЕ
Льготыпо квартирной плате и плате за коммунальные услуги
ГРАЖДАНЕ,КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ, КОММУНАЛЬНЫХ И ИНЫХ УСЛУГ В ВИДЕ50-ПРОЦЕНТНОЙ СКИДКИ
Судьи Конституционного Суда РФ
и сотрудники его аппарата,
имеющие классные чины
Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда и сотрудники их аппарата, которым присвоены классные чины
Судьи, работники аппарата судов РФ, которым присвоены классные чины
Прокуроры, следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины
Персональные пенсионеры
Инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий на территориях других государств
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов
Участники Великой Отечественной войны
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту Ветераны боевых действий на территории других государств
Сотрудники милиции
Ветераны труда Иные категории граждан, установленные законодательством