Платёжная система Украины и ее эволюция

Курсовая работа
На тему: «Платёжная система:её эволюция»

Введение
Вопросы,связанные с функционированием платёжных систем, сегодня стали предметомдискуссий во многих странах, в том числе и в Украине, где происходят измененияв этой сфере в направлении мировых стандартов. Это обусловлено, в первуюочередь, тем, что надлежащий уровень функционирования платёжных систем являетсяважным условием строения эффективно действующей экономики страны.
В своейработе я хочу рассмотреть платёжные системы, а именно: теоретические основыплатёжных систем, анализ функционирования платёжных систем в Украине, путисовершенствования платёжных систем в Украине.
В системенациональных научных исследований и соответственно в практике осуществлениятоварно – денежных отношений наблюдается отсутствие квалификационного пониманияплатёжной системы, как экономической категории и явления хозяйственной иобщественной жизни. Актуальность темы определяет, прежде всего, высокий уровеньзависимости реального сектора экономики от объёма экспортно-импортнойдеятельности в Украине. Структура платёжного баланса влияет на стабильностьнациональной денежной единицы – гривны и национальной экономики в общем, асальдо текущих операций является определяющим для оценки размера необходимоговнешнего кредитования, уменьшения или увеличения резервов Национального БанкаУкраины. Финансово – экономический кризис в Украине вызван именно независимымформированием платёжной системы и платёжного баланса.
Платёжнаясистема является определяющей составной экономической системы, центральнымзвеном хозяйственного механизма. Как показывает опыт других стран, рациональнаяорганизация платёжной системы приемлет усовершенствованию товарно – денежных(рыночных) отношений, эффективному функционированию финансовой сферы,обеспечению национальных интересов.
Одним измногих аспектов проблемы платёжных систем является исследование вопроса их становлениеи развития, поскольку это позволяет определять факторы, которые негативновлияют на функционирование платёжных систем, а также определить условия,которые необходимы для организации их эффективной работы.
Следуетзаметить, что в Украине проблема функционирования платёжных систем остаётсямалоисследованной. Отдельные вопросы, связанные со сферой функционированияплатёжных систем, исследовались в научных работах таких отечественных изарубежных специалистов, как М. Вертузаев, В. Голубев, О. Забродская,М. Зубок, Н. Ерёмина, О. Котляровский, В. Кравец, Л. Николаева,И. Новак, Ю. Мельников, и другие.
Вместе с темследует указать, что развитие сферы функционирования платёжных систем Украиныхарактеризуется постоянным усовершенствованием форм расчётов, появлением всвязи с этим новых общественных отношений и принятие ответных нормативно –правовых актов, которые их регулируют. Это является причиной того, что работыуказанных учённых не учитывают полной мерой современное состояние развитияплатёжных систем Украины, что обуславливает необходимость дальнейшихисследований в этом направлении.
Заслуживаетвнимание то, что в Украине в современных условиях функционирует очень многоплатёжных систем, которые отличаются между собой по роли и характеру расчётов.
Объектомисследования данной работы является Платежная система, как наиболее эффективныйспособ разрешения проблемы наличного и ускорения безналичного оборота.Предметом исследования – различные виды Платежных систем.

1.Теоретические основы платёжной системы
 
1.1 Сущностьплатежных систем
Насегодняшний день устойчивая и быстродействующая система платежей и расчетовявляется необходимым условием эффективного функционирования и развития всегонароднохозяйственного механизма, всех его секторов, экономических институтов иотдельных хозяйственных субъектов. Расчеты с использованием наличных денегчрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовымструктурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большогоперсонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов – все этотяжелым бременем ложится на экономику страны. Совершенствование экономическогомеханизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требованияк функционированию денежного обращения, организации расчетного и кассовогообслуживания.
Ростплатежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельнодиктуют необходимость создания принципиально новых механизмов денежногообращения, обеспечивающих быстрорастущие потребности в платежах и ускорениеоборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежногообращения и сокращения трудовых затрат.
Даннаяпроблема не может быть решена при массовом использовании существующих формденег, так как в силу своей физической природы они имеют предел подвижности,обуславливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечиваютнепрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением.
Современныеинструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своихпредшественников – наличные и безналичные деньги. Причины этого процессадостаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеемсейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывноесовершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят ксмене инструментов. К тому же за последние 5–6 лет в нашу жизнь состремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения,бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментамиэлектронных расчетов.
Один из путейрешения проблем наличного и безналичного оборота – использование новыхтехнологий научно-технического прогресса в сфере применения заменителейналичных денег и создания различных систем электронных расчетов или такназываемых электронных платежных систем.
Платежнаясистема – это совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих врамках системы условия для использования платежного инструмента оговоренногостандарта в качестве платежного средства. Это понятие так же раскрывается как «набормеханизмов для выполнения обязательств, принимаемых хозяйствующими субъектамипри приобретении ими материальных или финансовых ресурсов». К числу такихмеханизмов они относят «учреждения, предоставляющие платежные услуги, различныеинструменты, используемые для передачи платежных указаний (включая каналысвязи) и договорные отношения между заинтересованными сторонами» Платежныминструментом может выступать пластиковая карта, «электронный кошелек» в открытойсети или счет в электронной интерактивной банковской системе. Можно датьопределение банковским платежным системам с точки зрения их экономическойсущности. С этой позиции, банковские платежные системы представляют собой частьсистемы безналичных расчетов, основанной на собственных принципах, способахплатежа и формах расчетов и активно взаимодействующей со всей системойбезналичных расчетов.
В рыночныхусловиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежныхрасчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль вхозяйственной жизни предприятия любой формы собственности.
Перестройкаплатежной системы потребовала изменений принципов организации безналичныхрасчетов, использование новых форм и способов осуществления платежей.
Платежнаясистема представляет собой комплекс организаций и учреждений, а также наборинструментов и процедур, необходимых для проведения денежных расчетов между субъектамирасчетных отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров иуслуг. Задача создания новой платежной системы, адекватной развитому рынку,является многоплановой, сложной и ее реализация потребует длительного времени.
Использованиеплатежей и расчётов в Украине регламентируется как минимум в 230 законодательныхактах Верховной Рады Украины, 130 указах и распоряжениях Президента Украины,245 нормативно – правовых актах Кабинета Министров и Национального БанкаУкраины. То есть на современном этапе сформировалась достаточно солидная база,которая требует адекватного политико-экономического подтверждения.
Платёжнуюсистему нельзя рассматривать, как простую совокупность отдельных инструментов исвязей. Система эффективных платежей и расчётов – организм, которыйфункционирует и развивается на базе определённой инфраструктуры.
С взглядаэкономической теории платёжная система является универсальным явлением, котороеприменяется практически во всех сферах общественно – политической жизни. Деньгии другие финансовые ресурсы – важнейший компонент жизнедеятельности экономики иобщества.
Платёжнаясистема в узком понимании, то есть сфера создания денег и обращения денежныхпотоков, является достаточно важной составной экономики.
Платёжнаясистема в её реальном измерении – это, прежде всего, симбиоз денег и финансов,которые непрерывно вливаются и наполняют не только производство, а и весьспектр общественной жизни, осуществляя при этом свой кругооборот.
Другимисловами, предметной сферой национальной платёжной системы с одного бока,производство и вся экономика, с другого – обеспечение других потребностей иинтересов всего населения.
С взгляда насказанное выше, стратегическая цель платёжной системы лежит в обеспечениистабильности жизнедеятельности всего народного хозяйства и общественногоорганизма. В более конкретном плане идётся речь про денежно – финансовое обеспечениерасширенного производства в национальной экономике, устойчивого развития еёсфер, секторов и отраслей; гарантии финансовой самодостаточности регионов,национального хозяйства на микро- и макроэкономическом уровнях;сбалансированность консолидированного, государственного и местного бюджета;финансовую защищённость экономических интересов субъектов предпринимательства играждан Украины.
Платёжнаясистема – это устойчивая совокупность элементов использования средств платежа.Развитие товарообмена приводит к оптимизации процессов расчётов с цельюуменьшения расходов и риска в ходе производственного воссоздания.
Платёжнаясистема в универсальной форме – это деньги.
Институционныеэлементы платёжной системы включают в себя субъектов, которые обеспечиваютосуществление расчётов, и инфраструктуру (механизм расчётов, каналы связи идр.).
Платёжнаясистема в технологическом и институционно – субъективном плане включает:
1.  Национальный БанкУкраины.
2.  Коммерческие банки.
3.  Национальную электронно –расчётную систему.
4.  Министерство ФинансовУкраины.
5.  ГосударственноеКазначейство Украины.
6.  Валютные биржи.
7.  Институции фондовогорынка, которые сопровождают и осуществляют платежно-расчетные операции.
8.  Систему платёжныхкарточек.
Совокупность указанных структур и составляет инфраструктуруплатёжной системы Украины. Одновременно каждый из указанных выше элементов(особенно НБУ и Министерство Финансов) является составляющей полисистемнойструктурой, совокупность функций. Которые выходят за пределы платёжной системы.
Ключевым среди главных элементов платёжной системы являетсябанковская система. Особенное место в национальной платёжной системе занимаетНациональный Банк Украины. Как неотъемлемый и определяющий элемент платёжнойсистемы НБУ осуществляет такие функции:
– разрабатывает и вводит денежно – финансовую политикупутём использования ответных рычагов.
– осуществляет денежную эмиссию, а также обеспечиваетэкономику и общество кредитными и наличными деньгами.
– осуществляет валютную политику, а также контроль засоблюдением лимита внешнего государственного долга Украины.
– накапливает,сберегает и использует валютные ценности.
– составляетплатёжный баланс страны.
– осуществляеткассовое обслуживание государственного бюджета.
Конституционнымобязательством и высшей целью монетарной политики НБУ является обеспечениестабильности и покупательной способности национальной денежной единицы –гривны.
Коммерческиебанки, как органический элемент платёжной системы, осуществляют такие операции:
– привлекаюти размещают денежные вклады и кредиты;
– осуществляютрасчёты по поручению клиентов, банков – корреспондентов и их кассовоеобслуживание;
– финансируюкапитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестиционныхсредств;
– выпускаютплатёжные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, акции, платёжныекарточки и другое);
– покупают,продают и сохраняют платёжные документы, ценные бумаги, а также осуществляютоперации с ними;
– выдаютпоручительства, гарантии и другие обязательства за третьих лиц;
– приобретаютза собственные деньги средства производства для передачи их в лизинг;
– покупаюту организаций и граждан и продают последним иностранную валюту наличными;
– покупаюти продают в Украине и за границей монетарные медали;
– проводятоперации по кассовому обслуживанию бюджетных ресурсов (по поручению КМУ);
Важноезначение для организации функционирования платёжной системы является соблюдениепринципов законности, объединение государственных и региональных, региональныхи общественных интересов, плановости и ответственности лиц, которые возглавляютв ней ответственные структурные звенья.
1.2 Этапыразвития платёжных систем
Прежде всего,отметим, что к системно важным платёжным системам относятся системы, которыемогут передавать системные разрушения в финансовой сфере вследствие величиныили типа отдельных платежей или суммарного объёма платежей, которые ониобрабатывают [1, с. 56].
Эволюциясистемно важных платёжных систем в Украине прошла пять этапов.
К первомуэтапу (1988–1991 гг.) относится период, когда Украина входила в СССР.Во время этого этапа сопровождались элементы рыночной экономики в хозяйственноммеханизме. Но механизмы расчётов не изменялись; они осуществлялись на основебумажных платёжных документов и системы МФО. Государственные специализированныебанки, как субъекты хозяйствования имели все атрибуты юридическисамостоятельных лиц, но при этом включались в единую государственную банковскуюсистему.
На практикенезначительное расширение прав специализированных банков не сопровождалосьнадлежащим разграничением ресурсов.
Сохраниласьтакже централизованная схема управления банковской системой со сторонынеэффективного Госбанка, которая превращала банковские займы на фактическибесповоротные дотации нерентабельным предприятиям. В результате такого«реформирования» в большей степени усилились недостатки в деятельностибанковской системы [2, с. 97].
Госбанк быллишён возможности регулировать денежный оборот и контролировать деятельностьспецбанков, а также применять на финансовом рынке экономические методырегулирования банковской системы. Это свело к нулю попытки проведения денежно –кредитной политики, и именно «монобанк» в лице Госбанка, который был основойодноуровневой банковской системы, был заинтересован в переходе к двухуровневойбанковской системе.
Ключевыммоментом второго этапа (1991–1994 гг.) во время которогопроисходило дезинтеграция советской платёжной системы, является, на мой взгляд,создание Национального Банка Украины, реформирование банковской и платёжныхсистем путём реструктуризации сети банков.
Послепринятия декларации про государственный суверенитет Украины встал вопрос осоздании собственной финансово – кредитной системы.
Законодательнойбазой для формирования банковской и платёжной систем в независимой Украинестало принятие Закона Украины «Про банки и банковскую деятельность» от20.03.1991 г. Основными положениями этого закона были: двухуровневаяорганизация банковской системы, независимый статус Национального Банка Украины иосуществление НБУ контроля и ухода за деятельностью коммерческих банков,освобождение государства от ответственности за обязательствами банков, а банков– от ответственности за обязательства государства.
ПостановлениемВерховной Рады Украины «Про порядок введение в действие Закона Украины «Пробанки и банковскую деятельность» на базе украинского республиканского банкаГосбанка СССР был создан Национальный Банк Украины [4, с. 157].
С моментасоздания Национального Банка Украины одним из наиважнейших направлений егодеятельности было создание информационной среды автоматизации банковской деятельностина базе НБУ, а также создание ряда систем автоматизации банковской деятельностина общегосударственном уровне.
В Украине в1992–1993 гг. использовалась модель межбанковских расчётов закорреспондентскими счетами, которые были открыты в региональных управленияхНационального Банка Украины. Это приводило к тому, что значительные суммыденег, которые находились в межбанковском обороте, не своевременно отражались накоррасчётах, что снижало действенность контроля НБУ за состоянием межбанковскихрасчётов. Сложная, устаревшая, а поэтому не эффективная, система бумажногооборота платёжных документов требовала быстрого изменения.
В 1992 г.Национальный Банк Украины разработал концепцию создания системы электронногоденежного оборота, которая ускорила бы межбанковские расчёты и повысила бы ихнадёжность и безопасность. Первоочередным заданием было внедрение системыэлектронных межбанковских расчётов, что предусматривало внедрение в народноехозяйство Украины новой технологии обслуживания банков, организаций ифизических лиц, основанной на использовании разнообразных платёжных операций побезбумажной компьютерной технологии. Такая система получила название «Системаэлектронного перевода финансовых услуг или электронного денежного оборота» истала продолжением развития традиционных видов платёжных услуг на основе новойметодологии [5, с. 16].
Несмотря нанедостаточный уровень информатизации Украины, отсутствия у коммерческих банковсобственных систем межбанковских расчётов и отсутствие с их бока инициативы посозданию единой сети электронных взаиморасчётов, Национальный Банк Украинывынужден был навязать коммерческим банкам свою политику и технологию в сфересоздания электронной системы межбанковских расчётов. Правовой основой дляраздробления и внедрения этой системы является протокольное поручение ВерховнойРады Украины «Про разработку и внедрение в действие Системы электронныхрасчётов в банковской сфере» от 17.06.1993 г. №04–06/89 [6, с. 29].
Послеответного обрабатывания и усовершенствования программно-техническогообеспечения началось внедрение системы в промышленную эксплуатацию.
Окончательнонедостатки бумажной технологии в функционировании платёжных систем былиустранены на третьем этапе (1994–1996 гг.) становление платёжныхсистем Украины.
Основнымизаданиям внедрённой системы электронных платежей были: удовлетворениепотребностей экономики, которая формируется и развивается; усовершенствованиемонетарной политики, которую проводит НБУ, путём получения оперативной и точнойинформации про перемещение денежных средств и состояние корреспондентскихсчетов; минимизация времени на исполнение межбанковских расчётов и на оборотденежных средств; высокий уровень безопасности межбанковских расчётов и др.
Уже в начале1994 г. Современная СЭП начала действовать на полную мощность, обеспечиваяпрохождение платежей на протяжении одного дня. Существующая система электронныхмежбанковских расчётов целиком удовлетворяла потребностям экономики Украины нато время.
Внедрение СЭПво время третьего этапа подняло банковскую индустрию Украины на качественноновый уровень, и в общем, отвечает мировым стандартам в этой отрасли банковскойсферы. Внедрение СЭП позволило ускорить осуществление текущих расчётов иоборота средств, приблизительно на 20% сократить документооборот.
Значительнымсобытием четвёртого этапа (1996–2000 гг.) становление платёжныхсистем в Украине было внедрение Национальным банком системы срочных переводов.Новая подсистема должна была обеспечить перевод денежных средств между банкамиУкраины в режиме реального времени с немедленным зачислением средств на счётбанка – получателя.
Системасрочных переводов полностью отвечала требованиям дальнейшего развития системыэлектронных межбанковских расчётов в Украине. ССП даёт возможность срочноперевести деньги на корреспондентские счета банков – участников и обеспечиваетзначительно широкий сервис в межбанковских расчётах, чем СЭП [7, с. 44].
Кперспективам такой системы можно также отнести значительное упрощение процедурперевода денег: клиент может осуществлять его с собственного терминала вреальном времени.
Разрабатываяв конце 1992 г. «Концепцию создания системы электронного денежногооборота», Национальный Банк Украины предусмотрел реализацию концепции в дваэтапа:
– созданиесистемы электронных платежей между юридическими лицами;
– внедрениесистемы электронных расчётов с участием физических лиц.
Первый этапбыл достаточно быстро и успешно реализован, и сегодня Украина имеет, по оценкамбольшинства банкиров, одну из эффективнейших систем электронных платежей вЕвропе. Второй этап начался с 1997 г., когда Национальный Банк Украиныпринял решение про создание и внедрение в Украине внутригосударственноймногоэмитетной платёжной системы, основанной на использовании платёжных смарт –карт.
Национальнаясистема массовых электронных платежей – относительно дешёвая, надёжно защищенаавтоматизированная система массовых платежей, которая даст возможность жителямУкраины оплачивать товары и услуги, не используя наличные, хранить деньги вбанках на текущих и карточных счетах [8, с. 66].
НациональныйБанк считает создание НСМЭП завершающей стадией в строении системыэлектронных межбанковских платежей в Украине. НСМЭП по своему масштабу,внедрению и эксплуатации значительно превышает существующую систему электронныхплатежей Национального Банка Украины.
Следуетзаметить, что в периоды, которые рассматривались вопросы, связанные сфункционированием платёжных систем, регулировались подзаконными нормативно –правовыми актами. К недостаткам правового обеспечения платёжных системпредыдущих периодов можно отнести бессистемность законодательства, неожиданнуюопределённость терминов. Поэтому сфера функционирования платёжных системтребовала создание и принятие ответного базового нормативно – правового акта.
Закон Украины«Про платёжные системы и перевод средств в Украине» от 05.04.2001 г. Сталпервым законодательным актом, в котором сделана попытка урегулировать основныеотношения, которые возникают в сфере функционирования платёжных систем. Впервыена официальном уровне было определено понятие «платёжная система», определеныеё элементы.
Принятиеэтого закона, как базового законодательного акта в сфере функционированияплатёжных систем необходимо считать одним из важнейших событий пятого этапа(2000–2004 гг.) становление и развитие платёжных систем в Украине, а такженачалом непосредственного регулирования их функционирования на законодательномуровне.
На этом этапебыла почти завершена работа по созданию в Украине основных видов системноважных платёжных систем. Сегодня можно констатировать, что в Украинефункционирует довольно оперативная, эффективная и надёжнаявнутригосударственная платёжная система – система электронных межбанковскихпереводов Национального Банка Украины, которая отвечает мировым стандартам иохватывает систему электронных платежей, систему моментальных переводов,координацию работы которых обеспечивает система мониторинга техническихрасчётов.
Таким образомСЭМП на текущий момент, в общем, удовлетворяет потребности банковской системынашей страны. Однако, учитывая мировые тенденции развития платёжных систем, вдальнейшем предвидено её реформирование на основе современных информационныхтехнологий и новейших программно – технических средств [9, с. 8–10].
Исследованиепроцесса исторического развития платёжных систем позволяет выделить четырегруппы причин, которые обусловили становление и развитие платёжных систем вУкраине на разных этапах:
– политические.Политические изменения, которые произошли на территории бывшего СоветскогоСоюза привели к дезинтеграции советской платёжной системы, вследствие чегомонобанковская система уступило место двухуровневой банковской системе. РаспадСССР и создание независимых государств привело к созданию отдельных центральныхбанков и пятнадцати комплектов специализированных и сберегательных банков;
– экономические.К ним можно отнести создание в Украине национальной валюты, замедлениерасчётов, что вызвало кризис неплатежей, экономическую переориентацию Украинына формирование свободной рыночной экономики в связи с приобретениемнезависимости;
– технические.Сложная, устаревшая, а поэтому неэффективная система бумажного оборотаплатёжных документов, в которой возникало много ошибок и нарушений, требовалабыстрого изменения, что стало причиной создания и внедрения безбумажнойтехнологии. Необходимость создания в Украине платёжной системы по безналичнымрасчётам населения в торговле и сфере услуг, которая позволила бы уменьшитьобъём наличных в обороте, ускорить денежный оборот, повысить уровень контроляза финансовыми потоками, обусловила создание Национальной системы массовыхэлектронных платежей;
– организационно– правовые. Во время Советского Союза основным признаком и требованиемплатёжной системы был контроль, а не быстрота, удобство или надёжность.Организация системы расчётов через механизм межфилиальных оборотов, которыйсуществовал во время Советского Союза, допускала отсутствие ресурсногоограничения деятельности учреждений банка, так как платёж осуществлялся в любомслучае. В такой ситуации невозможно было чётко разделять ресурсы банков. Всвязи с важностью для государства общественных отношений, связанных сфункционированием платёжных систем, возникла необходимость их законодательногоурегулирования, что обусловило принятие Закона Украины «Про платёжные системы иперевод денег в Украине» и ряда других важных нормативно – правовых актов.
1.3 Цели иметоды наблюдения за платёжными системами
Наблюдение заплатёжными системами – сравнительно новое направление в банковскойдеятельности. Оно возникло в связи с тем, что к платёжным системам во всём мирепредъявляются всё большие требования по обеспечению быстрого и надёжногопрохождения растущих потоков платежей. В развитых странах суммы платежей,равные показателю валового внутреннего продукта, перемещаются платёжнымисистемами за несколько дней: по данным за 1999 г., в США, Франции,Великобритании, Японии – за 3–5 дней.
Вопросынадёжности платёжных систем выходят за рамки внутренних интересов государств,поскольку в связи с глобализацией и либерализацией финансовых рынков повышаетсязависимость национальных экономик от мировых финансовых рынков и международныхфинансовых систем.
Внутригосударственныеинтересы к функционированию платёжных систем основаны на том, что они должныобеспечивать потребности экономики и денежно – кредитной политики страны. Кплатёжным системам предъявляются самые высокие требования по эффективному инадёжному осуществлению расчётов по срочным платежам в режиме реальноговремени. В связи с этим процессом, происходящим в платёжных системах, уделяетсявсё большее внимание, которое постепенно преобразовалось в такую функциюцентральных банков, как наблюдение за платёжными системами.
Термин«наблюдение» в отношении платёжных систем, ввиду своего недавнего появления,ещё не имеет общепринятого определения по причине различных взглядов на цели,методы и область применения наблюдения за платёжными системами.
Международнымифинансовыми институтами предлагается следующее определение данного термина:Наблюдение за платёжными системами – это задача центрально банка, преимущественнонацеленная на содействие надлежащему функционированию платёжных систем и назащиту финансовой системы от возможных «эффектов домино», которые могут иметьместо, когда один или более участников платёжной системы испытывают кредитныепроблемы либо проблемы с ликвидностью. Наблюдение за платёжными системамиориентировано на данную систему (то есть систему денежных переводов), а не наиндивидуальных участников.
Международнымиэкспертами понятие наблюдение за платёжными системами определяется как сборданных, характеризующих состояние платёжных систем, их анализ и принятие наэтой основе решений. Решения могут иметь как оперативный, так и концептуальный,стратегический характер.
Известно, чтов различных платёжных системах может возникать ряд рисков – правовой,кредитный, риск ликвидности, операционный риск. Нарушения в платёжных системах,которые могут произойти в результате реализации перечисленных рисков, могутпоставить под угрозу стабильность системы и финансовых рынков. Банкоммеждународных расчётов такие платёжные системы определены как системнозначимые.
В разныхстранах по-разному определена роль центральных банков в отношении ихнациональных платёжных систем.
Наблюдение заплатёжными системами, равно как и банковский надзор за кредитнымиорганизациями, направлено на обеспечение финансовой стабильности, но есть иразличия. Надзор за кредитными организациями, в частности, направлен на защитуинтересов вкладчиков и кредиторов, нормативно – правовое регулирование, влечётза собой детальную проверку каждой кредитной организации.
Целяминаблюдения за платёжными системами являются:
Во-первых,достижение их стабильного, плавного и эффективного функционирования;
Во-вторых,выявление на ранних стадиях нарушений в платёжных системах и своевременное ихпредотвращение.
Достижениеэтих целей реализуется следующими методами:
– сбор,систематизация и накопление показателей, характеризующее состояние платёжныхсистем и безналичных расчётов;
– систематическийанализ этих показателей как основа для определения ситуаций, складывающихся вплатёжных системах и определение тенденций их развития, т.е. мониторингпоказателей платёжных систем;
– прямоевоздействие на собственную платёжную систему;
– влияниена функционирование частных платёжных систем путём установления правилпроведения платежей.
Систематическийанализ показателей платёжных систем позволяет выявлять ситуации, когдапоказатели, характеризующие текущее состояние платёжной системы, на протяженииопределённого времени резко отличаются от их общей тенденции развития, чтоделает возможным своевременно наметить пути предотвращения негативных явлений.
В то же времяне маловажно при значительных колебаниях значений отдельных показателейопределить допустимые границы минимального и максимального отклонения, т.е.границы нормы, которые бут определять ситуацию как стабильную. Это возможно,поскольку данные отчётности по безналичным платежам являются объективными иоперативными, и в наименьшей степени подвержены искажениям.
1.4 Примерыплатёжных систем Украины
Электронныеплатёжные системы интернета.
Электронныеплатёжные системы – это технология, позволяющая производить расчёты напрямуюмежду контрагентами. В данном случае отсутствует необходимость перевода денег содного счета на другой в банке или другой финансовой организации. Плательщикуне нужно указывать сведения о себе (при оплате услуг или покупке товара, нетребующего доставки, например, PIN – кода). На данный момент расчёты через электронные платёжныесистемы актуальны в отношении операторов сотовой связи, продавцов PIN – кодов, интернет –провайдеров, телефонных компаний и небольшого числа крупных магазинов,торгующих материальными ценностями.
WebMoneyTransfer. С помощью этой системыможно:
· Производитьрасчёты с другими пользователями, оплачивать товары и услуги в сети;
· Обсуждатьс партнёрами условия торговых сделок посредством голосового сервиса,видеоконференции, защищённой WM – почты;
· Получатьи выдавать займы в титульных знаках (в том числе коллективно);
· Автоматизироватьуправление бюджетом вашей совместной деятельности или сетевого предприятия;
· Оплачиватьуслуги мобильных операторов, провайдеров интернет и ТВ, оплачивать подписку наСМИ;
· Создаватьсобственные цифровые чеки для оплаты товаров и услуг в интернет – магазинах имоментальных расчётов вне сети;
· Производитьобмен электронных валют по выгодному курсу;
· Распространятьпрограммные продукты и электронные книги в защищённом от копирования формате;
· Производитьрасчёты по электронной почте, использовать мобильный телефон в качествекошелька.
Эта учётная система обеспечивает проведение расчётов вреальном времени посредством учётных единиц – титульных знаков WebMoney(WM). Управление движениемтитульных знаков осуществляется пользователями с помощью клиентской программы WM Keeper.
При переводесредств используются однотипные кошельки, обмен различных титульных знаковпроизводится в обменных сервисах.
Владельцем иадминистратором системы, обеспечивающим ее организационную и технологическуюцелостность, является компания WM Transfer Ltd., являющаяся разработчиком,владельцем и администратором системы WebMoney Transfer.
Для тогочтобы стать участником системы WebMoney Transfer достаточно установить на своемкомпьютере клиентскую программу WM Keeper и зарегистрироваться в системе,получив при этом WM‑идентификатор и приняв соглашения системы. Процессрегистрации также предусматривает ввод персональных данных и подтверждение ихдостоверности посредством клиентской программы WM Keeper.
В системереализована программа WM‑аттестации. Каждый пользователь имеет WM‑аттестат– цифровое свидетельство, составленное на основании предоставленных имперсональных данных.
Каждыйучастник системы имеет определенный бизнес-уровень (BUSINESS LEVEL). BL – этопубличная интегральная характеристика уровня деловой активности владельца WM‑идентификатора,вычисляемая на основе данных о продолжительности активного использованияWebMoney Transfer; количестве корреспондентов, с которыми у пользователяимелись трансакции; объеме проведенных трансакций, наличии претензий илиположительных отзывов в адрес пользователя. Значение BL воможно увидеть вдиалоге программы WM Keeper при работе с конкретным контрагентом, а также настраницах сервисов системы.
Яндекс. Деньги. Яндекс. Деньги – электроннаяплатёжная система, реализующая идею электронных денег. Обеспечивает проведениефинансовых расчётов между участниками системы (лицами, открывшими счета всистеме) в режиме реального времени. Валюта расчётов – российский рубль.Предназначена для обеспечения функционирования систем электронной коммерции.Система предоставляет возможность работать через веб-интерфейс или сиспользованием программы-кошелька, устанавливаемого на компьютер пользователя(эта возможность доступна только пользователям Windows). Главный офис компаниинаходится в Москве, дополнительный офис в Санкт-Петербурге. Генеральнымдиректором компании является Евгения Завалишина.
В системеиспользуется два типа счета: Яндекс. Кошелек и Интернет. Кошелек. Первый – счёт,доступ к которому осуществляется с помощью web‑интерфейса. Второй – счёт,доступ к которому осуществляется с помощью специальной программы «Интернет. Кошелек».Программа бесплатная, работает под управлением ОС Windows.
Пользовательвносит любым из возможных в системе способов денежные средства на свой счет. Вмомент оплаты товара или услуги система отсылает на счет магазина электронныеденьги со счета пользователя. Получив электронные деньги от пользователя,магазин предъявляет их в процессинговый центр для подтверждения возможности ихиспользования (достоверности). Проверив, что деньги ранее не использовались иявляются подлинными, процессинговый центр подтверждает их платежеспособностьмагазину и высылает «квитанцию» покупателю. Одновременно производится списаниесредств со счета пользователя в процессинговом центре и их зачисление на счетмагазина. Получив подтверждения подлинности и платежности электронных денег,магазин отсылает квитанцию об оплате на кошелек пользователя и производит осуществлениеуслуги или предоставления товара.
Все этипроцедуры производятся практически мгновенно и незаметно для пользователя.
С помощьюЯндекс. Денег можно делать покупки в интернет-магазинах, оплачивать услугисвязи и ЖКХ, делать взносы в благотворительные фонды, рассчитываться за бензинна АЗС. Но не все пользователи системы обращают внимание на то, что нельзяиспользовать Яндекс. Деньги для какой-либо коммерческой деятельности. Службабезопасности Яндекс. Денег имеет право без объяснения причин и без предупреждениязаблокировать кошелек, что часто является неожиданностью для пользователейсистемы, которым предлагается провести процедуру «идентификации» подтверждающуюличность пользователя и включающую письменное объяснение куда и на что онитратят свои Яндекс. Деньги.
PayPal. PayPal (англ. «приятель,помогающий расплатиться») – крупнейшая в мире дебетовая электронная платёжнаясистема. В настоящее время PayPal работает в 190 странах и имеет более 164миллионов зарегистрированных пользователей. PayPal работает с 18 национальнымивалютами.
Платежиосуществляются через защищённое соединение после введения e-mail и пароля,указанных после подтверждения аккаунта. В понятие аккаунт входит адрес, покоторому будут доставляться покупки. Пользователи PayPal могут переводитьденьги друг другу.
Подтверждениеаккаунта включает в себя процедуру снятия денег с карты пользователя суказанием кода, который необходимо сообщить PayPal, что подтверждаетидентичность владельца карты, имеющего доступ к истории платежей, личности,вводящей пароль и остальные данные в систему Paypal.
Использованиесистемы PayPal осуществляется на бесплатной основе: регистрация в системебесплатна, за отправление денежных средств комиссия с пользователя неснимается, за исключением привилегированных статусов (Premier и Business).Комиссия взимается с получателя платежа, размер комиссии зависит отместоположения страны пользователя и статуса.
Интернет. Деньги. Украинская платежнаясистема Интернет. Деньги является небанковской системой расчетов. С точкизрения пользователя (продавца или покупателя), система Интернет. Деньги – этосовокупность электронных кошельков, каждый из которых представляет собойзащищенную клиентскую программу, позволяющую переводить и получать электроннуюналичность из других кошельков, хранить ее в интернет – банке, выводить изсистемы на банковские счета или в другие платежные системы. Платежная системаИнтернет. Деньги основана на технологии PayCash.
Использованиеплатежной системы Интернет. Деньги позволяет:
– оплатитьмобильный телефон;
– оплатитьдоступ в интернет;
– осуществлятьпокупки в интернет – магазинах;
– воспользоватьсярасширенными возможностями для азартных людей;
– принимать платежи(взимается комиссия).

2. Анализфункционирования платёжных систем Украины
 
2.1 Показателиработы системы электронных платежей Национального Банка
За октябрь2009 года в СЭП обработано 27 295 тысяч начальных платежей и электронныхрасчетных сообщений на сумму 523 341 млн. гр., из них:Название количество % 1. Файловый режим 27097 тыс. 99,5 2. Режим реального времени                        16000 тыс. 0,05 3. Электронные расчёты и сообщения 182000 тыс. 0,65
Среднедневнойостаток средств на счетах участников СЭП составил 17,23 млрд. грн.
Среднесуточныйкоэффициент оборота средств по счетам участников системы составил 1,38.
По состояниюна 1 ноября 2009 общее количество участников СЭП составляла 1355 учреждений, изних:название количество 1. Банки Украины 182 2. филлиалы банков Украины 1109 3. органы государственного казначейства Украины 28 4. учреждения НБУ 36
СогласноПоложению о деятельности в Украине внутригосударственных и международныхплатежных систем, утвержденным постановлением Правления Национального банкаУкраины от 25.09.2007 №348, Департаментом платежных систем осуществляется регистрациядоговоров юридических лиц Украины, заключенных с платежными организациямимеждународных платежных систем, и согласование правил платежных систем,созданных банками-резидентами.
В ноябре 2009года Национальным банком Украины зарегистрировано два договора, заключенныебанками Украины о членстве или участии в международных платежных системахAmerican Express, «Юнистрим» и три дополнительные соглашения к договорам,заключенных банками Украины об участии в международной платежной системе «Юнистрим».
Всего посостоянию на 01.11.2009 Национальным банком Украины принято решение осоответствии требованиям вышеупомянутого положения документов 30 платежныхорганизаций международных платежных систем, зарегистрировано 379 договоров,заключенных юридическими лицами Украины о членстве или об участии в этихсистемах, и согласованы правила восьми платежных систем, созданных резидентами.
2.2 Итогидеятельности банков Украины на рынке платёжных карточек
Общееколичество платежных карт срок действия которых не истек составляла 44 641 тыс.штук, из них количество платежных карт по которым была осуществлена хотя быодна операция на протяжении года – 29 547 тыс. шт. Как свидетельствует анализотчетности, за девять месяцев 2009 года уменьшилось количество активных платежныхкарт на 9 028,8 тыс. шт. (23%) из 38 576,0 тыс. шт. до 29 547,2 тыс. штук, аименно:                     Название                      % Количество, тыс. шт. 1.  НСМЭП 8 1288,8 2. MasterCard 30 8762,9 3. VISA 22 17340,9 4. УкрКарт 12 127,5 5. одноэмитентные 14 2026,9 6. другие платёжные системы 56 0,2
За девятьмесяцев 2009 года общее количество: банкоматов, обслуживающих держателейплатежных карт увеличилось на 875 штук и составляла 28 840 шт. из них:название
До апреля 2009 г.
тыс. шт.
С апреля 2009 г.
Тыс.шт 1. с функцией внесения наличных 959 1273 2. внесение и выдача наличных 1006 1297 3. с функцией перевода средств 501 501
4. платёжные терминалы:
– торговые
– банковские
85746


101247
71934
29313
5. импринтеры
– торговые
– банковские
67530


74942
61381
13561
Объем операцийпо получению наличных за девять месяцев 2009 года по сравнению ссоответствующим периодом 2008 года уменьшился на 14 996 млн. грн. и составилболее 240 049 млн. грн. (94,98% от общей суммы операций по карточкам),безналичных платежей – на 732 млн. грн. и составил более 12 691 млн. грн. (5,02%от общей суммы операций по платежным карточкам).
За девятьмесяцев 2009 года по объему операций было осуществлено:
91,82% всобственной сети банков;
5,70% в сетидругих банков-резидентов;
2,48% в сетибанков-нерезидентов.

2.3 Текущеесостояние развития Национальной системы массовых электронных платежей
Национальнымбанком Украины разработаны и утверждены необходимые нормативные документы дляорганизации процесса функционирования НСМЭП, определены отношения междуучастниками системы, утвержден порядок контроля и учета операций с платежнымикартами НСМЭП.
Основныенормативные документы:
• Положение опорядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением,утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 27.08.2001 №367.Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 15 ноября 2001 р. за №954/6145с изменениями и дополнениями.
• ПравилаНациональной системы массовых электронных платежей, которые утвержденыпостановлением Правления Национального банка Украины от 10.12.2004 №620,зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 11 января 2005 р. за №25/10305.
• Озавершении внедрения пилотного проекта и переходе Национальной системы массовыхэлектронных платежей к промышленной эксплуатации, утвержденное постановлениемПравления Национального банка Украины от 26.10.2004 за №512.
• О внесенииизменений к постановлению Правления Национального банка Украины от 12.08.2003 №333,утвержденные постановлением Правления Национального банка Украины от 29.10.2004за №520 и зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 11 ноября 2004 р.за №1438/10037.
• ПостановлениеПравления Национального банка Украины от 14.05.2002 №177 «Об ускорениивнедрения НСМЕП в банковских учреждениях Украины». Банкам-членам НСМЕПпредоставленная возможность отсрочки на 1 год платежей в части стоимостичип-модулей для карточек НСМЕП.
Кроме того,Совет НСМЕП, на первом своем заседании, которое состоялось 28.09.2000, утвердилследующие документы:
• Лимитыплатежных карточек и SAM.
• Размерымежбанковских комиссионных в НСМЕП (с изменениями).
• Бухгалтерскуюмодель НСМЕП (Временный порядок осуществления бухгалтерских операций сбанковскими платежными карточками НСМЕП в банках).
С цельюгосударственной поддержки внедрения массовых безналичных расчетов, в том числеНСМЭП, созданная межведомственная рабочая группа по вопросам развитиябезналичных расчетов в Украине при Государственной комиссии по вопросамвнедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным иденежным обращением. В ее состав вошли также представители:
• Национальногобанка Украины
• Министерстваэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины
• Министерствафинансов Украины
• Министерствапромышленной политики Украины
• Министерстватранспорта Украины
• Министерстваюстиции Украины
• Государственногокомитета связи Украины
• Государственногокомитета по вопросам технической регуляции и потребительской политики Украины
• Антимонопольногокомитета Украины
• Государственнойналоговой администрации Украины
• Службыбезопасности Украины
Основнымзаданием этой группы является обеспечение сокращения части наличных расчетовнаселения и юридических лиц за счет внедрения и развития в Украине современныхэлектронных систем массовых безналичных расчетов с использованием платежныхкарточек.
Вопросвнедрения национальной системы находится под патронатом Президента Украины, вчастности Указом Президента от 9 февраля 2004 г. №174/204.
На данныймомент в Украине эмитировано более 1 млн. платежных карт НСМЭП, все большееколичество предприятий используют карту НСМЭП в «зарплатных» проектах.
Привлеченныересурсы населения, направляются на увеличение доли потребительскогокредитования в кредитном портфеле банка, а также на инвестирование в жилищноестроительство и покупку жилья.
С помощьюплатежных карточек НСМЕП их держатели уже сегодня могут:
• получатьналичность с карточки или карточного счета;
• осуществлятьбезналичные расчеты за товары и услуги на предприятиях
• торговли исферы услуг;
• осуществлятьчерез сеть Интернет расчеты за коммунальные услуги, кабельное телевидение,интернет-услуги, билеты государственных лотерей Украины, пополнения счетов дляпользования мобильными телефонами и тому подобное;
• осуществлятьбезналичную оплату стоимости железнодорожных билетов через систему «Экспресс»;
• осуществлятьинтернет-переводы по указанному адресу с доставкой средств через «Укрпочту» натерритории Украины;

 
2.3 Электронныеплатёжные системы Украины
Мы ужерассматривали электронные платёжные системы в Украине и поэтому сделаем иханализ, приведённый ниже в таблице:Название системы адрес сайта
Функционирование
на данном этапе С какого года существует WebMoney webmoney.ua/ Популярная электронная платёжная система, не являющаяся банковской. Имеет более 10 млн зарегистрированных участников. Сама система не участвует в обмене в качестве одной из сторон, но предоставляет сервис wm.exchanger.ru, в котором участники системы производят обмен друг с другом. Перевод средств возможен только между кошельками одного вида; обмен титульных знаков различных видов производится в обменных сервисах, не относящихся непосредственно к системе WMT. 1997 г. Интернет. Деньги imoney.ua/ Сравнительно молодая система, позволяет оплатить и получить коды доступа в Интернет, пополнить счет мобильного телефона, заплатить за коммунальные услуги, спутниковое и кабельное телевидение и многое другое. С помощью Интернет. Денег можно перечислять деньги на счет другого пользователя и получать деньги с другого счета в системе. 2003 г. Яндекс. Деньги money.yandex.ru/ электронная платёжная система, реализующая идею электронных денег. Обеспечивает проведение финансовых расчётов между участниками системы (лицами, открывшими счета в системе) в режиме реального времени. Валюта расчётов – российский рубль. Предназначена для обеспечения функционирования систем электронной коммерции. 2002 г. /> /> /> /> />
Попробуемрассмотреть электронные платежные системы рунета. Их на данный моментмножество, но если внимательно приглядеться и почитать отзывы, то можноостановиться на двух, WebMoney и Яндекс. Деньги. Они наиболее широкораспространены, имеют удобные способы ввода-вывода, обеспечивают надлежащийуровень безопасности.
Теперьрассмотрим отличия этих платежных систем.
Главнымнедостатком Яндекс. Денег является их ориентация на использование в пределахРоссийской Федерации. Это создает определенные трудности для клиентов, неявляющихся резидентами РФ. Зачастую интересы пользователей заводят их на сайтыразных стран и тут в полной мере проявляется преимущество системы WebMoney, неимеющей данного ограничения. Плюс к этому WebMoney имеет несколько различныхвалют, позволяющих более удобно проводить расчеты в разных ситуациях.
Безопасностьподдерживаемая системой WebMoney превосходит безопасность в системе Яндекс. Деньги.Тоже самое можно сказать и про удобство интерфейса.
Существенныйнедостаток Яндекс. Денег – малое количество сервисов, предоставляемых этойсистемой. Система WebMoney же напротив предоставляет огромное количествосервисов, которые существенно расширяют возможности по приобретению необходимыхсредств. Также предлагаются инструменты, позволяющие зарабатывать деньгипосредством предоставления каких-либо услуг или товаров.
Еще однимотличием у этих систем можно назвать различные подходы к анонимностипользователей. WebMoney имеет систему аттестатов WebMoney, которые обеспечиваютзащиту от мошенничества. Если вы обычный пользователь, то ничто не мешает вамоставаться анонимным, но если вы захотите использовать предоставляемые системойсервисы, то необходимо пройти аттестацию и подтвердить часть своих персональныхданных, количество которых зависит от требований сервиса. Это системасущественно снижает риск потерять деньги в результате мошенничества. Простопроверяйте наличие аттестата и отсутствие претензий у кошелька, на который высобираетесь отправить деньги до перевода, и это избавит вас от множествапроблем. В Яндекс. Деньгах подобной системы нет, что открывает широкиегоризонты для мошенников.
СистемаWebMoney имеет расширение для веб-браузера «WebMoney Advisor», котороепредоставляет постоянный мониторинг открываемых в браузере интернет-сайтов наих принадлежность сообществу интернет-ресурсов WebMoney, информирует онежелательности посещения вредоносного (опасного) интернет-сайта, даетвозможность оставить собственный отзыв о любом сайте. Это еще один инструмент,позволяющий эффективно бороться с мошенничеством.
Конечно,каждый сам выбирает, какой платежной системой ему пользоваться. Но преимуществосистемы WebMoney неоспоримы. Из анализа платежных систем можно делать и другиевыводы, например, о надежности партнера по предлагаемым им платежным системамдля финансового взаимодействия.
Несмотря наналичие платежных систем, которые были рассмотрены выше, по даннымисследования, проведенного нами использование систем онлайн – платежейсоставило лишь небольшой процент.
Еще однимнеудобством, мешающим развитию систем электронных платежей, является то, что внастоящий момент действует закон, разрешающий подписывать электронно-цифровойподписью только юридически значимые документы, в связи с чем подпись некоторыхплатежных документов может быть признана недействительной.
Несмотря наэти недостатки, разработчики систем прогнозируют рост дальнейшего использованиясистем и вовлечения в них большего количества, как онлайн-игроков (магазинов),так и простых пользователей.

3. Путисовершенствования платёжных систем Украины
 
3.1 Проблемыплатёжных систем Украины
Увеличениеколичества терминалов не «поднимет» отечественный рынок пластиковых карт.
В концепрошлого года банковские лоббисты совместно с представителями украинского рынкаплатежных систем в очередной раз пытались реанимировать идею тотальнойтерминализации торговых точек страны. Правда, уже на качественно ином уровне – нев виде проекта соответствующего закона (три версии которого былипроигнорированы ВР), а в виде проекта правительственного постановления. Данныйдокумент снова поднимает вопрос добровольно-принудительного оснащенияплатежными терминалами каждого более-менее крупного магазина, автозаправки илиресторана в каждом более-менее густонаселенном пункте. Правда, теперь акцентсмещается с «добровольного» на «принудительное»: в проекте прописан четкиймеханизм контроля над соблюдением прописанной нормы. Похоже, кризис нанес ощутимыйудар по рынку банковского пластика, раз популярность безналичных расчетов вновьхотят «внедрить в народ» искусственным путем. Впрочем, особой эффективности отэтого механизма (задача реализации которого перешла «по наследству» к новомуКабмину) эксперты не видят: слишком уж много спорных вопросов может возникнутьу всех участников процесса «пластиковой оплаты».
Ввести «пластик»в активное использование в Украине пытаются уже давно. «Попытки внедрениямассовых безналичных расчетов начались с октября 2004 года, когда в ЗаконУкраины «О платежных системах» был включен пункт 14.7 относительнообязательного приема платежных карточек. Для детализации данного положенияКабинет министров своим постановлением №377 с 29.03.2006 года утвердил Условияпереведения предпринимателей, которые ведут хозяйственную деятельность в сфереторговли, общественного питания и услуг, на обязательный прием специальныхплатежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги).
По даннымУкраинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА), за пять лет,которые прошли с момента принятия вышеупомянутых норм, украинские банкиустановили за собственный счет в сетях украинских торговцев около 90 тыс. POS‑терминалов(состояние на 1 января 2010 года), в то время как еще в 2006 году таковых быломеньше 30 тыс. То бишь эффект, конечно, есть. Но не настолько значительный, кактого хотелось бы эмитентам «пластика». Согласно учету налоговой администрации,в нашей стране имеется более 400 тыс. организаций, работающих в сфере торговлии услуг, из которых лишь 5–7% на данный момент предоставляют украинцамвозможность расплачиваться карточкой. «К сожалению, в постановлении №377,действующем до сих пор, отсутствует механизм регулирования контроля еговыполнения. Если для нас было очевидно, что наличие нормы предусматриваетобязательство ее выполнять, то для торговых сетей этого оказалось недостаточно.Чтобы положить конец сомнениям торговцев, в 2006–2008 годах последовательнобыли разработаны три проекта изменений в Закон «О платежных системах»,призванные более четко урегулировать этот вопрос. К сожалению, ни один из нихне был поддержан ВР».
Посему в ЕМАрешили пойти другим путем и, обратившись в Минэкономики, получили поддержку впродвижении проекта правительственного постановления «Вопросы переводаторговцев на осуществление расчетов за проданные товары (предоставленныеуслуги) с использованием специальных платежных средств». Проект является, посути, «перепевкой» последнего законопроекта ЕМА №1463, где также предлагалосьразжечь в торговцах желание устанавливать POS‑терминалы посредствомустановления жесткой системы контроля и штрафных санкций.
Аналогичнаяпозиция была заложена и в законопроекте №1463, отклоненном депутатами в июнепрошлого года. Однако в документах есть и отличия: «В проекте закона нормыпривязывались к классификации: разные категории торговцев, с различным оборотоми торговой площадью в разные сроки должны были бы обеспечить установкутерминалов на предприятиях розничной торговли. В нынешнем проекте идеологиянесколько другая. Так, норма Закона «О платежных системах» говорит, чтопредприятие, имеющее РРО, должно обеспечить прием платежных карт. Во исполнениеэтого закона в проекте четко указано, что POS‑терминалами должны бытьоборудованы абсолютно все торговые точки, проводящие расчеты с помощью кассовыхаппаратов. Внесены исключения, на которых настаивали в Минфине и ГНАУ, такиекак предприятия торговли закрытого типа или заведения, которые организуютпитание студентов, учеников и преподавателей, работников промпредприятий. Длясубъектов малого предпринимательства по просьбе Совета предпринимателейделается отсрочка на полтора года. Кроме того, от обязательного принятияспециальных платежных средств освобождаются субъекты ведения хозяйства внаселенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс., куда банковскаяиндустрия пока, к сожалению, так и не смогла прийти».
Помимонизкого интереса потребителей, преградой на пути к популяризации карточныхрасчетов в нашем государстве является отсутствие на то желания самих субъектовхозяйствования. «Прогрессивный предприниматель, который принял решениеоптимизировать свой бизнес за счет внедрения системы карточного расчета, сразуже сталкивается с рядом весомых препятствий, которые заставляют егопересмотреть свои намерения. Среди таких препятствий – размер комиссионноговознаграждения, которое требуют банки за услуги эквайринга, то есть собственноорганизации расчетов с помощью платежных карточек на предприятиях торговли иуслуг. В данном контексте разработчики будто бы и попробовали решить этупроблему, сформулировав в проекте рекомендацию банкам устанавливатькомиссионное вознаграждение на уровне не выше 2% суммы проданных товаров(услуг), однако вопрос, учтут ли коммерческие банки такое пожелание, остаетсяпод большим сомнением. Как показывает практика, сегодня банки требуют за своиуслуги комиссию на уровне 3,5% и выше. Таким образом, целиком понятнойстановится позиция предпринимателя, которому куда дешевле оплачивать услугиинкассации, чем услуги хоть и удобного, но коммерчески невыгодного эквайринга».
И хотя впроекте рекомендуется рассмотреть вопрос о возможности установления такогооборудования за счет собственных средств банков, логично предположить, чтотакую рекомендацию будут учитывать далеко не все банки. Особенно в свете нормыо том, что количество платежных терминалов в помещениях, где осуществляетсяпродажа товаров или предоставление услуг с помощью РРО, должна составлять неменее 50% количества РРО.
В целом же,по убеждению экспертов, тотальная терминализация вряд ли существенно улучшитситуацию на рынке пластиковых карт Украины, который за время кризиса упал доуровня 2006 года. По данным НБУ, количество активных платежных карт (по которымбыла осуществлена хотя бы одна расходная операция) за последние 12 месяцевсократилось на 25% (с 38,6 млн. до 29,1 млн.). «В связи с кризисом былооптимизировано все, что можно было оптимизировать. С одной стороны, разорилосьопределенное количество предприятий, и, соответственно, зарплатные карты ихработников были закрыты. Также в первом полугодии прошлого года в связи сростом невыплат по кредитам практически было прекращено кредитование иустановка овердрафтов во всех банках. С другой стороны, банки наконец-топерестали, как в соцсоревновании, показывать раздутые цифры карточнойстатистики и открыли реальные данные по используемым картам. Сейчас этоистинные цифры того, что есть на рынке.
Мошенничествос платежными картами в Украине возникло тогда же, когда и сам рынок платежныхкарт, – в начале 90‑х годов. И развивалось вместе с рынком. В конце 90‑хмошенники подделывали карты, перехватывая данные (реквизиты карточного счета,PIN‑код), следующие из банкомата или POS‑терминала в процессинговыйцентр путем присоединения к кабелю. Изза такой незащищенности каналов передачиданных отечественных банков международные платежные ассоциации дажерекомендовали иностранцам не рассчитываться карточками и не пользоватьсябанкоматами в Украине. Два года назад банки усложнили задачу хакерам,обратившись к более продвинутым методам шифровки передаваемой информации.
Тогдамошенники стали искать другие способы получения информации о карточках.Скимминг (копирование данных с магнитной полосы карты и изготовление еедубликата) стал осуществляться с помощью специальных насадок (скиммеров) наклавиатуру банкомата и конвертов, вставляемых в разъем для карты. Этиустройства считывают информацию с магнитной полосы карт, а также фиксируют PIN‑код.
Мошенникистараются упростить себе жизнь, заполучив не только данные о карточном счете,но и PIN‑код, и поэтому все чаще прибегают к установке скиммеров набанкоматы. Отечественные похитители используют и фишинг – рассылку писем,предлагающих посетить web‑страницу банка или виртуального магазина с тем,чтобы уточнить данные о счете или приобрести товары или услуги, например,маркетинговые исследования или базы данных. Недавно клиенты украинских банковповелись на предложение мошенников заработать с помощью Интернета. Их картывпоследствии были использованы в интернет-магазинах для покупки ваучеров пополнениясчетов мобильной связи. Аферисты неоднократно рассылали письма абонентам услугиинтернет-банкинга ПриватБанка. Клиенты банка получали электронные письма якобыот службы безопасности банка с просьбой срочно пройти авторизацию, следуя поприлагаемой ссылке. При этом название мошеннического сайта почти полностьюповторяло адрес портала интернет-банкинга «Приват24».
Проблемыуправления рисками платежных систем раскрываются в нескольких монографиях,разделах учебником, посвященных банковскому делу, статьях и центральныхжурналах, сборниках научных трудов, тезисах докладов на научных конференциях.
Так, вфундаментальной работе Дж.Ф. Синки, мл. обсуждаются вопросы развитияплатежных систем, в том числе технологических новшеств в банках, в системеплатежей и обработки информации, распространения электронных банковских системи автоматизированных клиринговых палат. Автор пристальное внимание уделяет ролитехнологий в банковском деле («в условиях дерегулирования технология становитсяоружием победы в конкуренции»), при этом акцентируя внимание на том, чтобанковская отрасль не является пионером в области освоения новых технологий, иосновными причинами этого являются «бумаги и люди». Рассматривая процессвнедрения инноваций в банковском деле и развития в связи с этим платежныхсистем, автор отмечает, что «эффективно используемые электронные системыплатежей осуществляют мгновенную верификацию и перевод средств, сокращаядорогостоящий бумажный вал, порождаемый учетом операций». Проводится анализпреимуществ и издержек электронных систем платежей, в рамках которогоотмечаются такие аспекты, как «конфиденциальность, обеспечение правасобственности, воздействие на конкуренцию, снижение монополизма, воздействие наденежную политику, развитие и совместное использование систем».
В то же времяобозначена проблема управления рисками, возникающими при функционированииэлектронных систем платежей: отмечается, что для гладкого функционированиямеханизма платежей важнейшее значение имеет уверенность в получении средств,поскольку во многих транзакциях участники буквально ничего не знают окредитоспособности другой стороны. Любой сбой в системе расчетов ведет к хаосу,а крупные платежные системы являются источником громадного глобального риска.Взаимосвязь финансовых институтов посредством клиринговых и расчетных центровприводит к возникновению операционных, кредитных и ликвидных рисков, к впоследние годы наблюдается их значительный рост. При этом вопросы, связанные суправлением рисками электронных платежных систем, в том числе с разработкойметодов оценки и снижения операционных рисков, в работе не рассматриваются.
Вместе с тем,учитывая тенденции увеличения электронного обмена информацией между банками, втом числе и на международном уровне, в монографии, на наш взгляд, недостаточновнимания уделено возникающим в связи с этим рисками и способам управления ими.Так, операционный риск рассматривается только в рамках классификации рисков,возникающих в деятельности банков, и автором обсуждается единственный способминимизации данного риска – «управление качеством – способность первоклассныхуправляющих разрешать возникающие проблемы до того, как они станут серьезнымипроблемами для банка». При этом не подлежат рассмотрению этапы управлениярисками платежных систем, не предлагаются способы их идентификации и оценки.
3.2 Путирешения проблем платёжных систем в Украине
Законамиустановлен общий порядок и режим платежных отношений, также сроки проведенияплатежных операций и ответственность за невыполнение указанных предписаний. Детально,т.е. вопросы практического применения указанных норм, описаны в подзаконных,ведомственных нормативных актах. В итоге мы получаем действующую платежнуюсистему. На практике она показала свою работоспособность. Для существования платежнойсистемы необходимо выполнение некоторых внешних условий, т.е. экономическое содержание,каковым должны выступать: расчетные инструменты (попросту говоря достаточно одного– денежных средств), выполнения субъектами расчетных отношений обязательных предписанийпо осуществлению расчетов, соблюдение платежной дисциплины. Достаточность вышеперечисленныхфакторов гарантирует существование бескризисной платежной системы.
Сложившийся кризисзаставил всех подойти к решению совместными усилиями. Предприятия не перестали отгружатьпродукцию, направленную на выполнение государственного заказа, другие не пересталивыполнять неоплачиваемые заказы, третьи не перестали снабжать города электро- итеплоэнергией. Государство и органы государственной власти на местах подошли квопросу выполнения своих обязательств с точки зрения равенства вовзаимоотношениях. Если еще в январе месяце вопросы о зачете взаимныхобязательств воспринимались как неприемлемая альтернатива ужесточениюфискальной политики, то май месяц принес свои плоды. Расширился круг зачетавзаимных обязательств.
Методы борьбыс неплатежами которыми пользуются на уровне субъектов государства, крупныхпредприятий, мелких предприятий – это не более чем попытка разрешить проблемудля самого себя, комплексного решения нет, да и не может быть. Проблемунеплатежей должно решать правительство, и только оно. Почему такаяисключительность – очевидно. Кризис платежной системы проблема общегосударственная,среди причин кризиса вопросы являющиеся прерогативой Высшей исполнительнойвласти.
В качестве мероприятийпо стабилизации платежного климата предлагается: формирование необходимого объемарасчетных инструментов (на начальных этапах не деньги-суррогаты. Суррогаты являютсябезинфляционным инструментом. Денежная эмиссия приведет к инфляции, т. к.большой недостаток средств в экономике. Отвлечение части средств с финансовогорынка.); ужесточение контроля за оборотом наличной массы; ответственность занарушение платежной дисциплины.

Заключение
Современноесостояние развития отечественной экономики регистрирует определённуюпотребность в скорейшем количественном и качественном развитии финансовойинфраструктуры. Трансформационные процессы обусловлены сопровождением новыхстандартов образования и функционирования платёжных систем. Из за таких обстоятельствзначительно растёт роль специалистов – практикантов рынка финансовых услуг,которые производят непосредственное влияние на процессы, которые направлены наусовершенствование нормативной базы, технического уровня, тарифной политики имеждународных стандартов.
Общиеположения функционирования платёжных систем в Украине, порядок проведенияперевода средств в пределах Украины регулируются законом Украины «Про платёжныесистемы и перевод средств в Украине». Сейчас на рынке банковских услугфункционируют системы межбанковских расчётов, системы массовых платежей ивнутри банковские платёжные системы.
Концепцияплатёжной Украины является совокупностью теоретических обобщений, которыекасаются её главной цели, основных заданий и рекомендаций касающихся ключевыхпринципов организации, введению научно – практической модели и ожидаемыхпоследствий реализации. Цель концепции лежит в том, что с учётом национальнойфинансовой практики, современных достижений экономической мысли и использованиепозитивного зарубежного опыта определить проблемы функционирования платёжнойсистемы в нашей стране, которые требуют немедленного решения.
Платёжнаясистема Украины формировалась с одного бока, под влиянием генетическойнаследственности многих её элементов от административно – командной системыбывшего СССР, а с другого бока, через восприятие так называемого свободногорынка с его регулирующей «невидимой рукой», а, следовательно, фактическимотстранением государства от влияния на ключевые процессы денежно – финансовойполитики.
Пониманиеэтих двух несовместимых противоречий может стать пунктом отправления дляформирования другой парадигмы строения и функционирования платёжной системы вобществе с переходной экономикой.

Список используемойлитературы
1. Закон Украины «ОНациональном банке Украины» / Приложение к журналу «Вестник НБУ», 1999, №7 (сизменениями и дополнениями).
2. Закон Украины «Обанках и банковской деятельности в Украине» от 7.12.2000 (с изменениями идополнениями).
3. Закон Украины «Оплатежных системах и переводе средств в Украине», от 5 апреля 2001 г. №2346‑IIIс изменениями и дополнениями от 6 октября 2004 г. №2056‑IV.
4. Инструкция «О безналичныхрасчетах в Украине в национальной валюте», утв. Постановлением Правления НБУ от21 января 2004 г. №22.
5. Положення прозастосування Національним банком України заходів впливу за порушеннябанківського законодавства. / Затв. постановою Правління НБУ 28.08.2001 р.№369.
6. Правила Национальнойсистемы массовых электронных платежей, утвержденные постановлением правленияНБУ от 10.12.2004 г. №620.
7. Положение НБУ «Овнедрении пластиковых карт международных платежных систем в расчетах за товары,предоставленные услуги и для выдачи наличности» №37 от 24.02.1997 (с изменениямии дополнениями).
8. Банковское дело: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 576 с.
9. Банківська справа:Навч. посіб./ За ред. проф. Р.І. Тиркала. – Тернопіль: Карт-блан
ш, 2001. – 314 с.
10. Прокопенко І.Ф., ГанінВ.І., Соляр В.В., Маслов С.І. Основи банківської справи. – К.: Центрнавчальної літератури, 2005. – 410 с.
11. Платіжні системи: Навч.посібник / Під ред. В.А. Ющенка – К.: 1998. – 416 с.
12. Мазница Национальныеэлектронные «кошельки» // Карт Бланш – 2003. №6 – С. 15.
13. Аналітичний огляд роботиНаціональної системи масових електронних платежів. Берніков В. ВІСНИК НБУ,6/2003 с. 64–66.
14. Берников В.Національна система масових електронних платежів: огляд розвитку у 2003році. //Вісник НБУ, – 2006. – №2. – С. 5–7.
15. Коваль І, Гаврилюк В. Системаелектронних міжбанківських переказів НБУ // Вісник НБУ. – 2005. №1. – С. 8–10.
16. Липис А. И др.Электронная система денежных расчетов: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика,1998. – 269 с.
17. Махаева О. Основныепринципы для системно важных платёжных систем // Весник НБУ. – 2000 –№6.-с. 55–58.
18. Стрельбицкая Л.М.,Стрельбицкий М.П. Основы безопасности банковской системы Украины ибанковской деятельности /За ред. М.П. Стрельбицкого.‑К., 2004 г.
19. Деньги, банки икредит: в схемах и комментариях /За ред. Б.Л. Луцива.-Тернополь, 2004 г.
20. Забродская О.П. Эволюциямежбанковских расчётов / Вестник НБУ. – 1996. – №3.-с. 16–17.
21. Рудинская О.В., Мартынюк О.А.,Квач Я.П. Банковская система в Украине: основные характеристики истратегия рынка. – О., 2001 г.
22. Новак И., Гончаренко Л.,Михайлов В. Система срочных переводов – новый этап развития электронныхмежбанковских расчётов в Украине // Вестник НБУ. – 2001. – №9.-с. 44–49.
23. Околота Л. Операции сиспользованием платёжных карт НСМЭП // Вестник НБУ. – 2003. – №3.-с. 66–67.
24. Коваль И.,Гаврилюк В. Система электронных межбанковских переводов НБУ // ВестникНБУ. – 2005. – №1.-с. 8–10.
25. Логинов О. Историястановления и развития платёжных систем в Украине // ПТ; П. – 2005. –№12.-с. 131–135.
26. Кочеткова Н.М. Цели,методы наблюдения за платёжными системами // Деньги и кредит. – 2003.– №1.-с. 12–15.