Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Северо– Западная Академия Государственной Службы
Центрускоренного обучения
КафедраКультурологи и русского языка
ДОКЛАД
натему:
ПОЧЕМУКИНО СЧИТАЕТСЯ СИНТЕТИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ
Санкт- Петербург — 2009
Кино — дитяХХ в. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики,химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчаткиглаза десятую долю секунды сохранять впечатление). Рождение кино нельзяобъяснять только техническими и научными достижениями. Его появление и развитиестимулировали социальные особенности новейшего времени: потребностьхудожественно осмыслить общее нарастание динамики жизни, расширение иуглубление взаимозависимости самых разных процессов (быстрое перемещениедействия в географическом пространстве; связь событий, происшедших в одномконце земного шара, с событиями в других его концах; взаимодействие человека сразличными сферами действительности), потребность в раскрытии духовной жизничеловека, потока его сознания и каскада действий.
В созданиипредпосылок кино — достижения традиционных искусств. Широкий жизненный подтекстпьес Ибсена и Чехова, совершенствование актерской техники, открытиеСтаниславским связи физического действия с внутренним состоянием человека, —все это сказалось на выразительных особенностях кино.
Вхудожественной подготовке кинематографа приняли участие также живопись играфика. Живопись открыла разные планы в изображении действительности,использовала крупный план, научилась выделять «стоп-кадр» и строить внутри негохудожественную композицию. Изобразительное искусство стремится зрительнопередать динамику движения народных масс (Суриков, Репин), острохарактерныепрофессиональные движения людей (Дега), взаимопроникновение света и тени(Ренуар, Моне). В графике получает развитие изорассказ (комиксы, например), вкотором события сюжетно развертываются во времени. Все это подготавливало иформировало художественно-изобразительное мышление кино.
Средиискусств не существует иерархии. Кино превосходит театр, литературу, живопись всоздании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современнуюжизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино передает динамикуэпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передатьстремительную смену событий в их внутренней логике. Вместе с тем, кино вомногих отношениях уступает другим искусствам. Так, непосредственный контакт иобратная связь актера с аудиторией — преимущество театра, а способность«остановить мгновение», документально запечатлеть для длительного обозрениясущественное событие — преимущество фотографии.
Кино по своейприроде синтетическое искусство: в кинообраз как его составляющие входят:литература (сценарий, текст песен); живопись (мультфильм, декорации в обычномфильме, а главное — колористический и композиционный опыт изобразительногоискусства); театр (игра киноактеров, которая при принципиальных отличиях отработы актеров в театре тем не менее основывается на театральной традиции иопирается на нее). То есть кино является синтетическим искусством, так какобъединяет изображение, звук, свет, цвет и слово.
Кинематографродился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и Огюст Люмьеры впервыепродемонстрировали «движущиеся картинки» — заснятый эпизод о том, как рабочиевыходят из ворот фабрики, и ряд других коротеньких кинозарисовок. На зрителейэто произвело ошеломляющее впечатление. Огромный успех «синематографа братьевЛюмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Черезпять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Парижесинематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона вувеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении,в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы,начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж»,находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского. Затем, примерночерез месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантанеШарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в НижнийНовгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел,но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6июля 1896 года.
Началисниматься игровые фильмы с незамысловатым сюжетом. Американец Д.У. Гриффит снялих к 1914 году свыше 450. В годы Первой Мировой войны центр мировойкинопромышленности переместился в американский Голливуд в солнечной Калифорнии.Экраны всего мира заполнила продукция голливудских студий. Это были фильмы,различные по жанрам, стилям и качеству. Различной была и их направленность:музыкально-развлекательная, семейно-бытовая, остро социальная.
Любимымактером миллионов людей стал Чарльз Спенсер Чаплин, который комическимгротеском подчеркивал трагедию жизни «маленького человека». Он вырос в Лондонев беспросветной нищете. В 1897 году начал выступать на сцене. Во время турнеего водевильной группы по Америке в 1912 году ему предложили сняться в кино.Уже во второй его картине «Автогонки в Венеции» (1914) он создал образ бродяги,которого он придерживался во многих своих фильмах. Вскоре Чаплин начал ставитькартины, в которых снимался сам: «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большогогорода», «Новые времена». Звезды тогдашнего кино — это в основном американцы:Дина Дурбин, Дуглас Фербенкс, Кларк Гейбл, Герольд Ллойд.
Кинонепосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижнаи меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств.Вначале кино существовало как «великий немой». Изобретение фотоэлементовпозволило записать синхронно звук и зрительный образ. Первые звуковые фильмыпоявились в 1927 г., но кино с трудом художественно осваивало звук. Своюстатью, посвященную звуковому фильму Чарли Чаплин назвал «Самоубийством кино».«Огни большого города», «Новые времена» Чаплин снимал как незвуковые фильмы. Онбоялся, что звук принесет на экран дурную театральщину и исчезнет спецификакино. Однако кризис, связанный с переходом к звуковому кино, был преодолен,звук был освоен как собственно художественное средство. Звук обогатил кинообразсловом и музыкой, которая стала не сопровождением, не дополнением зрительныхвпечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа. От «великогонемого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонииширокого экрана, к синераме, а в будущем к дальнейшему художественному освоениютрехмерного пространства с помощью голографии — этапы расширения художественныхвозможностей кинематографа.
Во второйполовине 30-х годов кино приобрело цвет. Это особенно повышало значимостьзрительного образа, способного передать ту или иную идею. Для кино характерноне столько словесное, сколько зрительное действие, киносценарий во многом ближене к драме, а к эпосу (повести, роману). Киносценарист свободен от ограниченийсцены и ему доступно любое событие, как бы масштабно или мелко оно ни было,какими бы грандиозными размерами во времени и пространстве оно ни обладало.Сцена кинематографа — весь мир; действие может быстро перемещаться во времени ипространстве.
Кино поистиневсемирно. В его рождение и совершенствование внесли свой вклад разные нации.Конструкцию киноаппарата и кинопроектора разработали французские изобретателибратья Люмьер. После художественных открытий С. Эйзенштейна в фильме«Броненосец «Потемкин»» монтаж во всем мире называют «русскиммонтажом», американскому режиссеру Д. Гриффиту принадлежит открытие крупногоплана, русский кинематографист Дзига Вертов раскрыл особенности «киноглаза»(кинозрения), шведский режиссер Бергман сделал кинофотогеничным подсознание.Итальянские кинорежиссеры — М. Антониони освоил пастельный колорит в цветномкино и сделал цвет способом выражения духовного состояния, а Феллини зрительноматериализовал память и мысли человека. Русский режиссер А. Тарковский научилкино проникать в загадки и тайны человеческого бытия. Богатыхудожественно-языковые средства (семиотика) кино: монтаж, смена угла зрения нафиксируемое кинокамерой событие (ракурс), подвижность расстояния между зрителеми зрелищем (крупный план, средний, общий). Крупный план становитсясамостоятельным приемом выделения и подчеркивания вещи как смыслового знака. «Первоэлемент»кинообраза — кадр фиксирует предмет внимания художника; делает упор не на то,как видит мир художник, а на то, что он видит.
Монтаж,напротив, дает качество и характер видения объекта, помогает выделить главное внем. Единица художественного высказывания в кино — монтажная фраза (в немомкино часто сопровождалась титром, а в звуковом — ей сопутствует кадр-эпизод).Монтаж создает в киноречи «акценты», выделением которых и планируютсякинофразы, строящиеся или от детали к общему плану, или от общего плана кдетали. Монтаж — первая форма синтаксиса в фильме. Французский теоретик кино Ж.Митри пишет: «… никакой монтаж не изменит самих вещей, но ритм и порядок,который им придается, их кадрирование, их положение в «поле» делают их«другими», хотя при этом они остаются тем, чем являются, — своего рода жертвамисобственной репрезентации» (Митри. 1984. С. 33). Благодаря монтажу вскрываетсясмысловая связь кадров и передается ритм движения жизни, внутреннее состояниегероя. Временной образ кино обладает своим темпоритмом, определяющимся иактерским поведением, и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержаниеэпизода. «Медленный» монтаж способен передать впечатление спокойногонаблюдателя и раскрыть события, протекающие плавно, без перебоев. «Быстрый»монтаж передает высокую степень напряженности наблюдателя и бурное течениесобытий. Кинокамера и фиксирует, и творчески перерабатывает жизненные картины.Разнообразие форм движения камеры, ракурсов съемки, планов безгранично — в этомкроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональнаявыразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» Калатозовадостигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передаетпоследние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которойон расстается. Грамматика киноязыка, по Пазолини, выглядит следующим образом:докинематографический язык кино — актерская выразительность; собственнокиноязык — система планов, движение камеры, ракурс съемки, пассивность илиактивность кинокамеры по отношению к объекту съемки; монтаж как способ связикадров. Тынянов писал: «Движение в кино существует не само по себе, а какнекоторый смысловой знак» (Тынянов. 1977. С. 322).
Современныйкинематограф овладевает такими высокими открытиями других видов искусства, каксистема Станиславского, метод психологического анализа, поток сознания,интеллектуализм. Мысль человека, его внутренний психологический мир сталифотогеничными. Киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации.Вершины кино стали вровень с вершинами мировой литературы, живописи,скульптуры. Возможности дальнейшего прогресса кинематографа неисчерпаемы.
Такимобразом, кино — искусство синтетическое, искусство зрительных подвижныхобразов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики,искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ееэстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видовискусства.