Эссе на тему
«Почему позицию Аввакума можно назвать
изоляционистской и национально-консервативной?»
Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили
достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить
духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский
церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и
духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства. Это не означало
только, что Россия сближается с Европой. Россия становилась на путь так
называемого «обмирщения», она двигалась таким образом к светскому обществу.
Благодаря этой реформе утверждались светские формы жизни, общество постепенно
изменялось, государственная жизнь освобождалась от регламентации церкви.
С другой стороны, основной целью церковной реформы
было именно сближение с Европой, где политическая и социально-экономическая
деятельность была освобождена от религии. Благодаря особой консервативности,
русское православие находилось в изоляции от католичества, протестантства, а
также от европейского православия. Естественно, это не могло не отражаться на
внешней политике России. Церковная реформа стала главным средством выхода из
этой изоляции.
Церковную реформу можно отнести к числу важных
переломных моментов в истории России. Вероятно, если бы не эти преобразования в
такой сложной сфере жизни как духовная и, как результат, сближение с Европой,
то невозможны были бы реформы Петра I, не было бы почвы для них.
Поэтому позицию противника реформы Аввакума можно
назвать изоляционистской и консервативной.
Аввакум описывает в своем сочинении «Житие
Аввакума» знамения, свидетельствующие о «божием гневе». Для него (и сторонников
старообрядчества) реформы были «ересью», потому что сближали русскую церковь с
греческой, а это для традиционного православия выглядело нарушением основы
церковного закона, «святой церкви»: ведь всех, кто не принадлежал русской
православной церкви, считали еретиками. Истоки таких взглядов лежали в
консервативности православия. В Стоглавом соборе 1551 г. утверждались верность
древности, незыблемость старых обрядов, невозможность каких-либо
изменений. Аввакум был типичным человеком Московского государства XVII века, с
его любовью к обрядам и обычаям, которые казались ему условием спасения и в
этой жизни, и в будущей; он был узколобым фанатиком. Поэтому церковная реформа
была воспринята им более чем враждебно.
Аввакум, собственно, олицетворял то старое
православие, которое не принимало никаких изменений и было полностью
изолированно от Европы. Эти черты и отразились на его позиции.