Подарки – этикет дарения

Название: Подарки – этикет дарения Учебная работа по дисциплине: – Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика 18 Введение Подарок выражает почтение, уважение, любовь. Этикету дарения уделяется много внимания в любой культуре. В русской культуре сюжетная линия подарка ярко отражена в пословицах («любила, а ничего не подарила»,
«не дорог подарок, дорога любовь», «любишь подарки, люби отдарки» и т.д.). Современное восприятие подарка – это культурный символ внимания, радости дарения, средство сохранить и укрепить дружбу. Нормам этикета противоречит представление о подарке как обременительной обязанности, которую выполняют, чтобы не показаться невежливым. Не желают вникать в суть этого символа те люди, которые дарят подарки только в надежде получить эквивалентную
компенсацию. Воспитанный человек никогда не будет демонстрировать через подарок свое благополучие. Общепринятые нормы требуют, чтобы подарок не был слишком дорогим или слишком дешевым, он должен быть к месту и ко времени. По подарку можно судить о дарящем человеке, о его отношении к тому, кому предназначен подарок, о стиле жизни дарящего, его воспитании, интеллекте, бескорыстии, степени юмора. Социальный опыт свидетельствует о том, что взрослые более рациональны к акту дарения, а дети более
естественно относятся к тем, кого любят, выражая в подарке и творческое начало (поют песни, читают стихи, рисуют, дарят любимую игрушку и т.д.). В современном этикете выделяют множество видов подарков: а) подарки на дни рождения (индивидуальные и групповые); б) подарки любимой девушке или любимой женщине; в) подарки хозяевам дома; г) подарки жене (мужу), детям к торжественным дням; д) подарки коллегам после путешествий; е) подарки среди деловых людей; ж) свадебные подарки. Знание правил дарения для каждой из перечисленных групп поможет избежать неловких ситуаций. Среди подарков особая роль принадлежит такому красивому символу внимания как цветы, где значение придается не только виду, цвету, числу, но и соответствующей композиции. К примеру, сложно представить себе молодого человека, идущего на свидание к девушке с пышным букетом, или наоборот, идущего на юбилей к друзьям с одной розой в руке.
Иными словами, каждый букет должен «соответствовать», и только в этом случае может появиться уверенность, что он доставит радость. В современном этикете символика цветов занимают видное место и ее надо знать. Таким образом, умение дарить подарки важно не только в личном, но и в деловом общении, что и обусловливает актуальность темы данной работы, целью которой является исследование правил и этикета дарения. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы общие правила и этикет дарения; 2. показаны нежелательные и желательные подарки. Поставленные цель и задачи обусловили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1. Этикет дарения Начиная с эпохи раннего средневековья огромную роль играл ритуальный обмен подарками. Очень многие события в жизни человека, например, вступление в брак, посещение гостей, заключение сделок,
подписание мира, а также похороны, сопровождались взаимным вручением подарков. Дары могли иметь значительную материальную ценность, но могли быть и символическими. Самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или признательности. Подарки считались важным средством поддержания общественных связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь приглашать к себе на более пышный пир. Традиция преподносить подарки восходит к древним временам. Но всегда заботились не только и не сколько о ценности преподносимой вещи, сколько о том, чтобы обрадовать ею человека. Наиболее распространенный подарок – это цветы. Но, как правило, вместе с букетом мы дарим и ещё что-либо. Мужчина протягивает хозяйке дома или имениннице цветы левой рукой, оставляя правую свободной для рукопожатия
Сафронов В.И. Культура общения: Конспект лекций М.: Изд-во «Мир книги», 1992 108 с Какие бывают подарки? – официальные (цветы, срезанные или в корзине; художественно оформленное издание, хорошее вино, хрусталь, конфеты) – предметы гардероба (сумка, шарф, тапочки, мужская рубашка, перчатки, ремень, очки) – гастрономические (торт, чай хорошего сорта, кофе, шоколад) – курящему приятелю (зажигалка, красивая пепельница, коробка сигар) – зарубежному гостю (национальные
художественные произведения, альбомы с национальными произведениями искусства) – ювелирные изделия (ожерелье, браслет, серьги, кольцо) – живые подарки (щенок, котенок, золотая рыбка) – косметика (духи, пудреница, крем для бритья) – подарки «в хозяйство» (утюг, чайник, скатерть) – всякие (альбом для марок, ручка хорошего качества, бумажник, ваза) Этика общения М.: Знание, 1991. Ко дню рождения подарки делают обязательно.
Каковы они – это зависит от взаимоотношений именинника с гостем. Подарок всегда вручают в упаковке. Это не только придает ему больше прелести и очарования, но и делается согласно традиции. К тому же у дарителя или получателя не всегда возникнет желание демонстрировать подарок, отражающий степень вашей близости, глубину и характер отношений. Вручение подарка без упаковки – это демонстрация пренебрежения и неуважения. Полиэтиленовый пакет, пусть даже с эмблемой фирмы, нельзя считать подарочной упаковкой. В пакетах раздают гуманитарную помощь, а не презенты. Настройтесь на то, что дарение – это церемония. Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями, а получение – словами благодарности. Подготовьте эти несложные фразы, найдите не лишенные новизны слова, постарайтесь, избегая штампов, выразить чувства искренне, без тривиальных формулировок.
Отправляясь в гости в дом семейного человека, обязательно захватите презент хозяйке. Хорошо, если подарок будет соответствовать ее пристрастиям (новый журнал по вязанию или цветоводству, нитки для вышивания, фотоальбом, компакт-диск любимого певца). Если же увлечения хозяйки вам неизвестны, можно преподнести ей шоколад, конфеты, цветы (букет или цветочный горшок), ликер (а не вино или шампанское). Если подарок не вручается, а пересылается (по почте, с курьером),
то к нему прилагается визитка или открытка в конверте. Собираясь поздравить с праздником сразу нескольких подруг или сотрудников, знакомых между собой, помните, что подарки для них должны быть разными. Если вы не рассчитывали на получение подарка, и он доставлен нежданно-негаданно, а вы чувствуете необходимость ответить тем же, знайте, что не опоздали, поскольку вручать подарки и отсылать поздравления можно в течение десяти дней после «красной» даты.
Коллеге по работе достаточно цветов и книги. Молодой человек не может дарить девушке предметы туалета, бельё – это далеко не всегда моет быть правильно истолковано. Неприлично говорить о том, сколько стоит подаренная вещь кстати, рекомендуется заранее снять ярлык, бирку и проследить, чтобы именинник не получил подарок вместе с чеком. Принимая подарок, нужно сразу же в присутствии дарящего снять обёртку, посмотреть, похвалить. Подарки на свадьбу зависят от того, насколько близко дарящий знаком с молодоженами и их семьями. Лучше всего на свадьбу дарить предметы, которые переменно понадобятся в хозяйстве. Желательно, вручая подарок, не молча пожать руку, а сказать несколько теплых, согласно торжеству, фраз – поздравлений, пожеланий. Совершенна мысль о том, что цена подарка зависит, главным образом, от 3-х условий: во-первых, от чувств, с которыми его дарят, во-вторых, то того, насколько он подходит к празднику
и личности; и, в-третьих, от манеры дарить. Подарок нужно преподносить в упаковке. Если это крупногабаритная вещь, то нужно позаботиться о доставке, причем заказать ее на определенное время. Подарок нужно обязательно развернуть в присутствии дарителя и искренне обрадоваться, даже если презент вам не пришелся по душе. Ни в коем случае не сравнивайте подарки разных людей – не все имеют одинаковые финансовые возможности, поэтому не стоит выделять вип-подарки среди всех остальных.
Если вы преподносите презент начальнику в присутствии коллег, то личные вещи недопустимы. К тому же, очень шикарный подарок может быть воспринят как взятка или желание выделиться из всего коллектива. Постельное белье дарят только молодоженам, либо ближайшим родственникам. И вообще – это очень личная вещь, поэтому лучше склониться в сторону более нейтрального подарка. Несколько слов о цветах. Букеты дарят особы противоположного пола.
Если составлена композиция, то целлофан или бумагу убирать с букета не нужно, если же просто какое-то количество одинаковых цветов, то обертка убирается до вручения. Если праздник у вас, то заранее приготовьте несколько ваз с водой, чтобы цветы можно было сразу туда поставить. Принимать подарки желательно в большой комнате, после того как гости снимут верхнюю одежду, переобуются, дамы – поправят макияж и прическу. Чтобы процесс вручения подарка был более приятен, заранее подготовьте поздравительную речь. Ни в коем случае не говорите, что дарите, что можете; что времени не было выбирать; что дешево, но сердито. Это просто неэтично. Сладости – это подарок не для мужчин (ну, если только, конечно, вас об этом не попросили), а дамам не дарят крепкие спиртные напитки, зажигалки, пепельницы и прочее. При выборе подарка, попробуйте представить свою реакцию, если бы его преподнесли вам: то, что вам не
понравится, вряд ли придется по вкусу имениннику. И помните, дарение и принятие подарка должно приносить только удовольствие! Праздничные мероприятия можно условно разделить на персональные (юбилеи, дни рождения, свадьбы), ведомственные (юбилеи учреждения, фирмы и профессиональные праздники) и традиционные (восьмое марта, Новый год и т.д.). Классическими и беспроигрышными подарками являются книги, альбомы и цветы. Особенно следует сказать о цветах. Сегодня уже не придают значения их количеству: за редким исключением
можно дарить любые цветы и в любом количестве. На дом принято посылать свежесрезанные цветы, не оформленные в букет, чтобы хозяева могли составить композицию по своему вкусу. На работе или официальном приеме принято преподносить цветочные композиции. Нужно лишь помнить о некоторых национальных особенностях. Например, в Венгрии гортензии и хризантемы символизируют скорбь, а красные розы дарят самым близким
людям. В Мексике и других странах Латинской Америки красный цвет, наоборот, олицетворяет кровь и смерть, и, следовательно, партнерам из этих стран лучше дарить белые цветы. В Китае и Турции не любят сочетаний белого и синего, букеты же из этих цветов различных оттенков красного в сочетании с декоративной зеленью пользуются большой популярностью. Лучше выглядят букеты, составленные из цветов одного типа, а сочетание полевых цветов и роз будет скорее свидетельствовать о плохом вкусе дарителя, нежели об оригинальности букета. Совершенно необязательно преподносить большие букеты, можно ограничиться маленькими симпатичными букетиками или одним цветком, например, розой с маленьким бутоном и длинным стеблем. «Один цветок лучше, чем сто, передает свое великолепие» говорят японцы Шепель В.М. Секреты личного обаяния М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,
1994 Язык и музыка цветов получили особое развитие в Японии, откуда искусство аранжировки цветов – «икэбана» (ассиметричный букет) распространилось по всему миру, в том числе и в России. Японцы, как, пожалуй, ни один из народов, не только строго придерживаются упорядоченной символики цветов, но и внимательно относятся к популяризации этой традиции в школах, колледжах и университетах, где читаются курсы истории искусства «икэбаны», деятельности основных школ искусства
«икэбаны», практические курсы составления букетов на основе «икэбаны». Знакомство с основными элементами искусства «икэбаны» позволяет по достоинству оценить эту красивую традицию японцев Васнева Н.Н. Этикет как феномен культуры. М 2003 Очень щекотливый вопрос – цена делового подарка. Он должен стоить, по западным правилам приличия, от 10 до 100 долларов.
Вручая слишком ценный презент, вы ставите человека в неловкое положение: он будет считать, что обязан отблагодарить вас и преподнести вам не менее дорогую вещь. Наконец, нельзя дарить подарки, которые могут быть расценены как взятка, компенсация за оказанную помощь или попытка оказать давление. При вручении презента следует быть предельно деликатными, чтобы у партнера не возникло никаких подозрений. 2. Нежелательные и желательные подарки
Неправильный выбор подарка может стать намеком совсем не на те отношения, которые имеет в виду дарящий. Прежде всего это касается предметов туалета и одежды (нижнее белье, носки, галстуки и др.). Во-первых, это дело вкуса, а во-вторых, одежда и аксессуары – часть того имиджа, который осознанно формирует сам человек, преследуя определенную цель. Цель эта не всегда известна и понятна, и ваш подарок может быть либо «не в тему», либо истолкован превратно – как намек на недостатки человека или ущербность его вкуса. Может быть, парфюмерия? Скажите, вам легко выбрать себе подходящий аромат? Так почему же вы думаете, что угадаете вкусы другого? На мой взгляд, вы рискуете, преподнося «чувств изнеженных отраду, духи в граненом хрустале» человеку с иными имиджевыми установками. То же самое и с украшениями.
Дорогой подарок всегда к чему-то обязывает, например, традиционно вручаемое женихом обручальное кольцо. Если хотите сохранить свою независимость, никогда не принимайте как знак внимания ювелирное украшение. Дарить же бижутерию и ширпотреб – значит, обнаружить недостаток вкуса или средств. Косметика? Что ж, можете подарить подруге крем от морщин, а она в ответ осчастливит вас дезодорантом от пота. Неплохо, не правда ли? Ну, а если серьезно, то косметика – это личная, даже интимная, часть
жизни: кто-то борется с перхотью, кто-то с обильным выпадением волос, кому-то досаждают веснушки, а кто-то приходит в отчаяние от еще одного прыщика. Разве хочется, чтобы это замечали, даже если и вручают нам баночку очередного «чудодейственного» средства? Нет, давайте лучше будем дарить косметику себе сами! Преподнося спиртные напитки, вы должны знать, что состояние здоровья и убеждения человека не запрещают
ему употреблять алкоголь. Опасным подарком могут быть религиозные атрибуты (кресты, иконы, четки и т.п.) или изделия c изображениями религиозных символов (картины, поздравительные открытки и т.п.). Человек, которому адресуется подарок, или люди из его окружения могут быть атеистами, либо представителями разных конфессий. Только будучи абсолютно уверенным во взаимопонимании и единомыслии с вашим партнером, реально оценивая ситуацию, вы можете сделать подобный презент. К нежелательным подаркам можно отнести и те, которые требуют специальной или постоянной заботы: щенки, котята, аквариумные рыбки, птицы и т.д. Дарить деньги также не всегда уместно. Человек со скромными доходами потратит их на повседневные покупки и не ощутит радости и исключительности события. Пожалуй, лишь молодые супружеские пары, чьи планы приобретений намного превосходят их возможности, и пенсионеры, которые едва сводят концы с концами, с радостью примут такой подарок.
Не стоит дарить острые и колющие предметы – кинжалы, шпаги, перочинные ножи, так как во многих странах это является дурной приметой. Спиртное также не считается хорошим подарком деловому партнеру: на подобный шаг можно решиться только в том случае, если вы хорошо знаете человека и уверены, что предложенный напиток действительно отвечает его вкусам Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004 324 с
Ценность подарка не в его денежной стоимости, а в необычности, уникальности и в том, насколько учтены интересы партнера. Иностранцам дорог сувенир, лучше ручной работы: декоративные керамические блюда, сервизы и подносы, например, керамика, скульптура малых форм из глины, деревянные изделия в этническом стиле, изделия из художественного стекла, кожи (фотоальбомы, обложки для книг), для женщин подойдут шкатулки и прочие изящные вещицы. Главное, чтобы это был не фабричный ширпотреб, а вещи высокого художественного
качества. Избегайте конъюнктурных изображений церквушек, матрешек и самоваров. Вышивкам также не стоит отдавать предпочтение; в «рейтинге» интересов они занимают самые последние позиции, к тому же могут быть предназначены только для представительниц прекрасного пола. Не задаривайте приезжих партнеров книгами и альбомами репродукций: это достаточно тяжелая кладь для перевозок. Не следует дарить антикварные вещи, это может создать проблемы на таможне. Авторскую картину (живопись, графику) приезжему можно дарить без рамы и сопроводить справкой о разрешении на вывоз. Подарки к юбилеям (дни рождения, годовщины фирмы и др.) должны быть более солидными и предназначаться всей фирме – авторская картина, дорогой письменный набор, фотоаппарат, видеокамера. По случаю других праздников (профессиональных, национальных, религиозных) дорогих подарков можно не делать. Избавьтесь от стереотипов «что обычно дарят», будьте оригинальны, а в качестве подарка подойдут:
Подписка на иллюстрированный журнал. Такой подарок (кстати, с большим диапазоном цен!) приносит истинное удовольствие. Билеты в театр, на шоу-представление, концерт, в филармонию, консерваторию (в зависимости от интересов того, кому адресован подарок). Вместе с поздравительной открыткой или визиткой, предварительно сделав на ней необходимую пометку, вложите в изящный конверт из красивого почтового набора два билета и отошлите его по почте или курьерской службой. Выраженное столь изысканным образом внимание дарителя,
несомненно, произведет впечатление. Набор видеокассет. Коллеги могут порадовать друг друга видеокассетами с записями спектаклей МХАТа: «Гроза», «Чайка», «Горе от ума». А может, кто-то из ваших друзей и партнеров тоже был бы рад иметь в своей видеотеке концерты Пугачевой и Жванецкого, спектакли с участием Фаины Раневской, записи исторических футбольных матчей?
Компакт-диски (если вы знаете музыкальные вкусы вашего партнера). Количество зависит от ассигнуемых на это средств. Недорогая антикварная вещица (нож для бумаги, подсвечник, пресс-папье, чернильница, кожаная папка для бумаг со старинной инкрустацией) считается модным аксессуаром и на современном деловом столе. Образец продукции вашей фирмы (но он не должен быть с явно доминирующим рекламным акцентом). Обратите внимание: блокноты, авторучки и календари с логотипом вашей фирмы ни для кого интереса не представляют, такие мелочи не вручают боссам. Это всего лишь рекламные сувениры, они предназначены для журналистов, переводчиков, секретарей. Подарки сотрудникам Большую часть времени мы проводим на работе. И вполне естественно, что общими становятся не только производственные проблемы и конфликты, но и праздники, знаменательные даты в жизни сотрудников.
Чаще всего в этом случае мы делаем коллективные подарки. Постарайтесь, чтобы они соответствовали стилю жизни того, кому предназначены. Если сотрудник занимается спортом, можно подарить что-то из спортивного инвентаря, любителю путешествовать – рюкзак, дорожный фен или утюг; дачнику – складной стол и стулья, подвесные качели или гамак; меломану – годовой абонемент в филармонию, подставку для компакт-дисков.
Среди прочего могут быть картриджи для электронных видеоигр или что-то из программного обеспечения, путевка для трехдневной туристической поездки, кожаный портфель или атташе-кейс, набор рюмок и бокалов. Приятной неожиданностью станет и приглашение в ресторан, где можно коллективно отпраздновать знаменательную дату, а затем оплатить счет. Подарки, которые делают сотрудники друг другу (неколлективные), лучше вручать в нерабочей обстановке, чтобы остальные ваши коллеги не почувствовали себя обделенными вниманием.
Не следует делать личные подарки начальнику: это всегда имеет оттенок заискивания или принуждения относиться к вам иначе, чем к другим. Лучше, если руководитель получит подарок от всего коллектива, предпочтительно что-то из письменных или курительных принадлежностей, набор фирменных алкогольных напитков, картину, альбом в кожаном переплете, подставку для цветов, подписку на журнал. Такой презент не должен быть слишком дорогим и претенциозным, лучше, если он соответствует финансовым возможностям сотрудников Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991 Поздравительные открытки Стоит использовать любой уместный повод, для того чтобы напомнить партнеру о себе и продемонстрировать, что вы не забываете о нем. И это не только благодарственные письма после успешно проведенных переговоров и деловых встреч, отправка новых информационных и рекламных материалов, но и поздравления с праздниками.
Заведите специальный журнал (для этого можно использовать обычный ежедневник), где будут расписаны все знаменательные даты ваших партнеров. Регулярно обращайтесь к этому журналу: вносите дополнения и коррективы, информацию о новых партнерах, заранее рассылайте поздравления. Сделайте соответствующие записи и в личном органайзере о друзьях, приятелях и родственниках (о предстоящем событии делайте пометки за несколько дней). Вы должны иметь образцы официальной (для вышестоящих и малознакомых
партнеров) и неофициальной форм поздравления и всякий раз вносить в текст небольшие изменения. Кроме того, сейчас выпускают открытки с уже готовым текстом, и вам остается лишь от руки сделать приписку, к примеру, «С наилучшими пожеланиями…», «Искренне Ваш…», и поставить подпись. Личные поздравления нужно персонифицировать: получатель должен чувствовать, что слова эти предназначены именно для него, и написаны они тем единственным человеком, с которым сложились
особенные отношения. Открытки, которые прилагаются к подарку, вкладываются в конверт, заклеивать который стоит лишь в том случае, если текст поздравления представляет собой сугубо личное послание Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д 2001 Благодарственные письма за подарки Часто приходится слышать, что иностранцы не такие душевные и чуткие люди, как мы. Но почему я ни разу не получал благодарственного письма от соотечественников, а от зарубежных приятелей получаю постоянно? Мне представляется поучительным рассказ одного американца: «Мой друг начал в Голливуде многообещающую карьеру продюсера. Между тем проходило время, а профессиональных успехов он так и не добился. Отсутствие хороших манер только ускорило его падение. Никогда я не слышал от этого человека слов благодарности за еду, билеты на спектакль, рекомендации для потенциальных работодателей и пр. Наконец, и я поступил также, как все его знакомые: просто перестал
что-либо для него делать. Если один игрок своим грубым поведением оскорбляет остальных, его исключают из игры». Благодарственное письмо, написанное от руки, принято отправлять в течение 24 часов после получения подарка. В письме следует сказать немного о презенте (что он для вас значит, чем понравился), не забыв о самом дарителе (внимательный, чуткий, знает ваши интересы). Используйте естественные выражения, избегая канцелярского стиля, и не стесняйтесь эмоциональности слога
– представьте, что вы с глазу на глаз общаетесь с дарителем. Отправить такое письмо нужно, даже если подаренная вещь кажется вам нелепой или экстравагантной или, к примеру, в шкафу уже хранятся три такие же книги. В этом случае этикет – единственная разрешенная форма неискренности. Мы принимаем подарки как должное и только изредка прибегаем к помощи телефона, чтобы к непременному
«Ой, слушай» добавить несколько бессвязных слов, которые необходимо принять за «спасибо». Объясняем мы свою душевную черствость и неучтивость к дарителю, конечно, занятостью и спешкой. Да, наше «нет времени» – надежное прикрытие неорганизованности, лени и наплевательского отношения к тем, кто проявляет внимание, заботу, кто потратил не только деньги, но и свое время ради того, чтобы сделать нашу жизнь радостней и человечней. Слова благодарности могут быть коротки, но у них бесконечное эхо Этикет М.: Цитадель-Триада, 1995 Заключение Преподнесение презента определяется специальными правилами этикета. Тяжелые, крупногабаритные вещи обычно доставляют за счет фирмы, поэтому нелишним будет заранее договориться в магазине о желательном времени прибытия машины. Остальные предметы, заранее оформленные должным образом, несут в руках или кладут в пакет, который убирают уже перед дверью в квартиру одариваемого. Вручать подарки в тесной прихожей не рекомендуется.
Гости должны снять верхнюю одежду, переобуться, если есть необходимость – поправить прически и макияж, и лишь, после этого проследовать в комнату, где будет происходить празднование. Презенты вручают до того, как хозяин приглашает всех присутствующих разместиться за столом. На свадьбах и банкетах чаще всего предусматривается специальный столик, на который приглашенные складывают свои подарки, заранее снабженные карточками или открытками с указанием фамилии дарителя.
Так же подарки создают в трудовом коллективе хорошую атмосферу. Деловой презент – вещь совершенно особенная, так как предназначен, как правило, малознакомым людям, о вкусах и интересах которых мы мало что знаем, да и в принципе знать не обязаны. В то же время – согласно этикету – наше символическое подношение должно быть приятным и полезным, недорогим, но и недешевым, желательно – со смыслом. Согласитесь, критериев много, поэтому порадовать коллегу на
праздник, да так, чтобы самому не остаться на мели задача не из простых. Тем не менее, проявив фантазию и руководствуясь основными правилами служебного этикета, ее можно решить с блеском. И главное – следует помнить, что деловой презент в первую очередь служит для поддержания доброжелательной атмосферы в коллективе. 1. Подарок не должен быть дорогим – чтобы не нарушить равновесия деловых взаимоотношений и чтобы ничем не напоминать ни подкуп, ни, упаси боже, взятку. Не надо забывать, что на работе мы все – должностные лица. 2. Подарок не должен быть интимным. То есть никакого белья, мыла, чулок, парфюма. 3. Упаковка не может затмевать подарок. 4. По служебному этикету во всем мире не принято, чтобы подчиненные одаривали своего начальника. Лучше всего скинуться и сделать коллективное, опять-таки чисто символическое, подношение. Например, вручить вашему впередсмотрящему макет корабля, которым он сможет украсить свой
кабинет. Или как вариант – фляжку из нержавеющей стали или барометр. Также это может быть альбом по искусству или кофейный набор. Список использованной литературы 1. Васнева Н.Н. Этикет как феномен культуры. М 2003. 2. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004 324 с.
3. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д 2001. 4. Сафронов В.И. Культура общения: Конспект лекций М.: Изд-во «Мир книги», 1992 108 с. 5. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991. 6.
Шепель В.М. Секреты личного обаяния М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. 7. Этика общения М.: Знание, 1991. 8. Этикет М.: Цитадель-Триада, 1995.