Подготовка педагогов к реализации функции социальной защиты ребенка

Подготовка педагогов к реализации функции социальной
защиты ребенка

М. А. Ковальчук

Традиционно
официальной задачей средней школы в нашей стране признается образование
ребенка, то есть формирование у него определенной системы знаний, умений и
навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и
системы ценностей. Ведущая роль обучающего компонента отражается уже в
существующей системе оценивания ученика – это пятибалльная шкала отметок. В
школьной практике сложилось, что все учебные предметы делятся на
“основные” и “неосновные”. К последним относят
изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности
жизнедеятельности и другие, хотя именно эти предметы могут способствовать
расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и
эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа,
действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые
люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но
люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях
социальной реальности, увлеченные, обладающие чувством социальной защищенности,
должна обеспечить социальную защиту ребенка в школе через деятельность
педагогов в данном направлении. Содержание деятельности вообще и педагогической
деятельности в частности определяется реализуемыми в ее ходе функциями. Функцию
педагогической деятельности по обеспечению социальной защиты ребенка в школе
целесообразно рассматривать как одну из целевых функций этой деятельности.

Под
социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно
регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных,
политических, правовых, психолого-педагогических, экономических,
медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и
ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования,
функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и
человеческого достоинства.

Реализация
функции социальной защиты учащихся в деятельности педагогов предполагает
обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих
социально-экономических условиях. При этом деятельность педагогов по социальной
защите ребенка – это деятельность не только непосредственных исполнителей, но и
координаторов, помогающих получить детям и их родителям социальную помощь и
социальные услуги.

Социальная
защита как функция педагогической деятельности – это, в первую очередь,
комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное
развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим
социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, необходимо идти от
острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз,
отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно
рассматривать социальную защиту в педагогической деятельности в широком и узком
смысле слова. В узком смысле – это педагогическая деятельность, направленная на
защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных
семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и остальные, которые больше других нуждаются
в экстренной социальной защите. В широком смысле слова – это социально-защитная
работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно,
объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо
от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к
различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным
категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В
качестве критерия эффективности педагогической деятельности может служить
реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно
оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные –
это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных
условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания,
быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д.

В
качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень
удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей.

Организуя
работу по социальной защите ребенка, необходимо ориентироваться на четыре
основных направления. Данные направления выделяются доктором философских наук,
профессором В.Т.Лисовским.
Социальная защита процесса формирования и развития
личности ребенка и его индивидуальности

Человек,
как известно, развивается и формируется в соответствии с объективными законами,
выработанными в ходе длительной эволюции, проходя различные периоды, циклы и
фазы. Задача педагогов – создать оптимальные условия, позволяющие развиваться
личности ребенка и формироваться его индивидуальности: помочь ему найти свое
“Я” и реализовать его, сформировать у школьников качества самостоятельности,
умение ориентироваться в сложной социальной действительности.

Важно
при этом не потерять индивидуальность каждого ребенка, помочь ему
самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни.

Социальная
защита среды формирования и развития ребенка

В
рамках данного направления внимание педагогов должно быть сосредоточено на
среде обитания человека и на тех ее элементах, которые способствуют или
препятствуют процессу формирования и развития в самом широком диапазоне, от
экологических элементов среды до социальных, экономических и нравственных.

Можно
выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности
ребенка:

а)
формирование самой среды обитания человека;

б)
стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на
процесс формирования личности.

В
реализации данного направления очень важно сотрудничество педагогов с семьей
ребенка и другими институтами воспитания.
Защита прав учащихся

Это
очень важное направление работы по социальной защите ребенка. Оно нацелено на
правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого
процесса формирования и развития личности.
Целевая социальная защита

Под
целевой социальной защитой понимается деятельность педагогов по оказанию
адресной помощи нуждающимся в ней детям, а также профилактическая работа с
целью предотвращения возникновения различных проблем у всех категорий детей.

Рассмотрев
вопрос о реализации в педагогической деятельности функции социальной защиты
ребенка, необходимо отметить, что педагоги образовательных учреждений не
подготовлены в достаточной мере к реализации вышеназванной функции, поэтому на
сегодняшний день для школьной практики актуальной является задача подготовки
педагогов к реализации функции социальной защиты учащихся.

Основными
компонентами, которые находят отражение в уровне подготовленности, могут
выступать: знание, мотивы, ценностные ориентации, личностные качества, умения и
навыки. Подготовка участников педагогического процесса к реализации функции
социальной защиты ребенка интегрирует в себя три компонента.

Психологическая
подготовка соотносится с формированием такого психологического образования
личности, как установка, и включает в себя положительное восприятие и
направленность на реализацию в ходе своей деятельности вышерассматриваемой
функции.

Теоретическая
подготовка заключается в накоплении знаний о процессе социальной защиты ребенка
и его обеспечении, направлениях работы по реализации функции социальной защиты,
формах и методах социально-защитной деятельности.

Практическая
подготовка состоит в приобретении умений и навыков обеспечения социальной
защиты ребенка.

Для
подготовки педагогов к реализации функции социальной защиты учащихся можно
использовать различные психолого-педагоги-ческие средства.

Для
обеспечения психологического компонента подготовки педагогов целесообразно
использовать тренинговые занятия, имеющие целью сформировать установку на
положительное восприятие деятельности по социальной защите ребенка и оказанию
ему разного рода и вида помощи и позитивную мотивацию к реализации функции
социальной защиты ребенка в ходе педагогической деятельности.

Теоретическая
подготовка может быть обеспечена такими психолого-педагогическими средствами,
как лекционные и семинарские занятия, диспуты, беседы, круглые столы по
проблемам социальной защиты ребенка. Использование данных средств позволит
педагогам приобрести определенные знания о процессе социальной защиты учащихся
и его методических основах.

В
ходе практической подготовки можно использовать занятия-практикумы,
имитационные и деловые игры.

В
качестве основных аспектов подготовки педагогов и реализации функции социальной
защиты учащихся можно выделить следующие:

Координационный
аспект – каждый участник педагогического процесса, реализуя функцию социальной
защиты в своей деятельности, должен уметь координировать и обеспечивать
согласованность действий всех участников педагогического процесса.

Информационный
аспект – формирование способности получать, перерабатывать и оптимально
использовать информацию как внутреннюю, т.е. от самого ребенка, так и
поступающую извне.

Коммуникационный
аспект – формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
эффективность функционирования субъекта в системе взаимоотношений
педагог-учащийся.

Субъектно-действенный
аспект связан с реализацией субъект-субъектного подхода, который заключается в
том, что эффективным процесс подготовки будет только тогда, когда каждый его
участник будет выступать как активный субъект процесса подготовки.
Принципы, лежащие в основе подготовки.

Принцип
субъектности:

Каждый
участник процесса подготовки не только объект подготовки, но и ее активный
субъект.

Принцип
вариативности:

В
зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий используются при
подготовки те или иные формы, методы и средства.

Принцип
индивидуализации:

Данный
принцип требует учета индивидуальных особенностей каждого участника процесса
подготовки к реализации в педагогической деятельности функции социальной защиты
ребенка.

Подготовка
педагогов осуществляется на трех уровнях:

Макроуровень
– на уровне города;

Мезоуровень
– на уровне района;

Микроуровень
– на уровне отдельного образовательного учреждения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru