О подходах к поэтапному формированию платежного союза Общие принципы платежного союза в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты, изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя взаимное признание национальных валют и осуществление их официальных котировок осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк введение механизма согласованного взаимного кредитования
дефицитов платежных балансов взаимную конвертируемость национальных валют по текущем операциям. Однако целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано. Идет поиск подходов к этой проблеме, учитывая, что российским экспертам поручено подготовить для рассмотрения на Совете глав государств стран СНГ проект многостороннего соглашения о платежном союзе. На данном этапе, после того, как прошла вторая волна введения национальных валют и денежных знаков
Казахстан, Узбекистан, Молдова, и на период до становления национальных валют и достижения их свободной взаимной конвертируемости, на первый план выдвигаются вопросы нормализации уже в ближайшее время, в текущем году, платежно-расчетных отношений России и других государств СНГ в обоюдных интересах развития их торгово-экономического сотрудничества. При этом следует учитывать, что учрежденный Межгосударственный банк стран
СНГ практически может начать функционировать в лучшем случае не ранее 1995 г. Сложившаяся ситуация требует срочно, не дожидаясь целостного построения платежного союза и начала работы Межгосударственного банка, уже в начале 1994 г. ввести в действие платежно-расчетный механизм с целью нормализации и развития экономических связей между государствами СНГ. И сделать это возможно прежде всего на двухсторонней основе со странами ближнего зарубежья в русле
экономического пространства. Двусторонние платежные отношения мы рассматриваем как малые платежные союзы, как необходимый и реальный первый этап к будущему построению многостороннего платежного союза и Межгосудартвенного банка на завершающей стадии формирования Экономического союза. Исходя из этих предпосылок в Министерстве сотрудничества России с государствами
СНГ подготовлен проект концепции двусторонних платежно-расчетных отношений России с государствами – участниками Экономического союза. Этот проект учитывает предложения Центрального банка России, Министерства финансов России, экспертов Европейского союза и в принципе поддержан, в частности экспертами правительства Национального банка Казахстана.
Основные условия и принципы построения платежно-расчетных отношений по этой концепции сводят к следующему. Государства на ряду с Россией создают гарантийные залоговые фонды и соответствующий механизм для проведения межгосударственных расчетов – фонд межбанковских расчетов ФМР в согласованной сумме с СКВ с равным долевым участием Сторон. Залог каждой Стороны блокирует на ее счете в
Межгосударственном банке, и по нему начисляется обычный процентный доход, однако национальным банкам государств, поместивших залог, запрещается осуществлять с ним финансовые операции, не связанные с функциями этого залога, т.е. с обслуживанием механизма платежно-расчетных отношений договаривающихся Сторон. Международному банку, как агенту, Стороны передают исключительное право распоряжаться залогом в соответствии с их совместным соглашением о механизме межбанковских расчетов.
Согласуется также валюта текущих межгосударственных межбанковских расчетов, осуществляемых через ФМР. Предлагается использовать для этой цели безналичный российский рубль или расчетный доллар. Юридические лица государства осуществляют межгосударственные платежи в национальной валюте через местную банковскую систему и свой национальный банк в сумме, достаточной для покупки товаров у контрагентов другого государства после ее перевода по курсу в валюту расчетов
ФМР. Платежи в национальной валюте переводятся в валюту текущих межгосударственных расчетов в соответствии со складывающимся курсом на местных валютных биржах. Правительства и центральные банки государств определяют приоритетные торговые операции, платежи по которым в первую очередь осуществляются через ФМР. Круг операций зависит от величины ФМР и возможностей предоставления взаимных краткосрочных расчетных
кредитов в дополнение к прямым платежам в валюте расчетов. Поясним на условном примере, как работает механизм взаимных расчетов через ФМР. Допустим, Россия и Казахстан согласовали долевое участие в ФМР по 200 млн. долларов, разместили свои залоги в Межгосударственном банке как целевые депозиты. Устанавливается следующая шкала расчетов в твердой валюте
и за счет краткосрочного кредита, который каждая из Сторон может предоставить другой Стороне – партнеру по ФМР. Предположим, что расчетный период определен в 15 дней, а наш условный партнер – Казахстан каждые 15 дней имеет дефицит в платежах с Россией в 10 млн. долларов, который вначале покрывается полностью кредитом
России до 5-й позиции, а затем по мере увеличения дефицита доля кредита постепенно уменьшается, а доля платежей в валюте возрастает. Нарастающий дефицит грозит исчерпанием права нашего условного партнера на получение кредита. Следовательно, должны быть определены причины и приняты заранее меры к сбалансированности расчетов пересмотр обменного курса, девальвирование валюты, сокращение кредитной экспансии и др. В нашем условном партнере по итогам пятого расчетного периода
Казахстан должен был покрыть дефицит в 10 млн. долларов за счет платежей в рублях или в валюте на сумму 2 млн. долларов и 8 млн. долларов получить в кредит от России, а всего долг составил 48 млн. долларов, и на эту сумму начисляются проценты в пользу России. Если платеж в валюте не был произведен, то до погашения просрочки в сумме 2 млн. долларов кредит больше не предоставляется и взыскиваются определенные повышенные проценты.
Возможно, в этой ситуации наш условный партнер должен будет перечислить из своего валютного залога 2 млн. долларов, т.е. уменьшится его залог 200-2 и пропорционально – право на дальнейшее получение кредита Преимущество этой системы расчетов в том, что каждые 15 дней отслеживается ситуация, есть возможность принять предупредительные меры, кредит строго лимитируется и не может автоматически увеличиваться до опредеиЛЫнЗ9 ЕКа, а также есть полная гарантия его погашения за счет залога твердой валюты в
Межгосударственном банке. Вопросы равноправного участия национальных валют во взаимных расчетах и их переводимости друг в друга на двусторонней основе по курсам определяются специальными межбанковскими соглашениями о мерах по стабилизации курсов национальных валют. Устанавливаются пределы возможных отклонений курсов покупки и продажи валют банками обеих сторон от официальных котировок, а также условия снабжения коммерческих банков двух государств наличной валютой
для проведения наличного денежного обмена для граждан. Необходимым условием решения проблемы межгосударственных расчетов является формирование полноценных валютных рынков в государствах по продаже-покупке национальных валют. Главное назначение валютного рынка заключается в определении реального курса национальных валют. Когда начнут работать валютные рынки, центральные банки государств смогут достичь договоренности о
взаимном паритете своих валют. Паритет необходимо будет поддерживать объединенными усилиями в течении определенных периодов времени, возможно пересматривать паритет валют ежеквартально, допуская колебание курса в пределах 7-10 . При этом Стороны обязуются поддерживать курс национальных валют в пределах установленных соотношений путем применения соответствующих мер на внутренних валютных рынках. Банки Сторон должны обеспечивать регулярные котировки рыночного курса своих национальных валют друг
к другу и к доллару на основе складывающегося спора и предложения на внутренних валютных рынках. Для стабилизации курса национальной валюты к рублю и обеспечивая возможности проведения интервенции на национальном валютном рынке государства, которые ввели национальную валюту, могут приобрести российские рубли следующим путем на коммерческой основе путем покупки за СКВ покупать у Банка России по фиксированному курсу рубли на условиях
СВОП, т.е. на определенный срок с последующее обратной продажей, с условием, что эти средства не могут использовать на другие цели, кроме обеспечения сбалансированности расчетов между национальными банками государств получать государственные кредиты от Правительства Российской Федерации на эти цели. На основе спроса и предложения Стороны должны создать максимальные благоприятные условия для взаимной торговли.
Национальные банки создают свои стабилизационные фонды для регулирования обменных курсов. Потребуется специальное соглашение о взаимном обмене средствами в безналичных национальных валютах для поддержания курса валют. Перечисленные вопросы, на наш взгляд, составляют основу как для двусторонних платежно-расчетных отношений, так и будущего формирования платежного союза на многосторонней основе с функционированием Межгосударственного банка. По нашему мнению, недопустимо ждать целостного платежного
союза и начала работы Межгосударственного банка. Представляется, что на первом этапе можно организовать в Центральном банке России расчетную плату вначале для двусторонних расчетов с отдельными заинтересованными государствами и согласовать с ними механизм расчетов не основе предлагаемой концепции. При дисбалансе торговли и платежей между странами СНГ хозяйствующие субъекты не могут все решить сами, им нужна помощь правительств и центральных банков,
от которых требуется разработать и внедрить в ближайшее время нормально работающий механизм платежно-расчетных отношений в интересах всех участников Экономического союза, в том числе с учетом заинтересованности России в сохранении и развитии хозяйственных связей с государствами СНГ. В предполагаемой концепции учтены разработки Центрального банка России и экспертов Комиссии ЕС. Что касается практической реализации предлагаемой концепции и начала
переговоров с государствами СНГ, то, по нашему мнению, требуют решения следующие поочередные вопросы о возможности и сумме залога валюты в СКВ со стороны России о предоставлении Центральному банку России выдавать другим национальным банкам краткосрочные расчетные кредиты на вышеизложенных условиях механизма ФМР, ибо постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 30 июня 1993 г. Центральному банку России запрещена выдача каких-либо кредитов другим государствам СНГ. Либо решить вопрос о направлении в 1994 г. части государственных кредитов Правительства России на эту цель определить приоритетные для России торговые операции, расчеты по которым будут проходить в первую очередь через механизм ФМР создать в Центральном банке России специальный расчетный центр, обслуживающий механизм
ФМР, который в будущем станет основой Межгосударственного банка. Если данная концепция будет одобрена и решения по указанным поочередным вопросам будут приняты, станет возможным проведение двусторонних переговоров с заинтересованными государствами СНГ для заключения платежно-расчетных отношений уже в этом году.