Подмосковные поселок Перловка и его храм

Подмосковные поселок Перловка и его храм

М.В.Нащокина

Поселок
Перловка относится к числу самых старых подмосковных дачных местностей. Это
неудивительно, поскольку он находился в ближайших городских окрестностях –
всего в 15 верстах от центра Москвы (сейчас сразу за Окружной дорогой). Места
эти славились чистым здоровым воздухом, прекрасным купанием на Яузе,
великолепным сосновым лесом и живописными окрестностями.

Поселок
был образован знаменитым московским чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым
на земле своего имения. Сначала дач в Перловке было немного, но они были весьма
комфортабельны, а потому дороги. Их могли снимать только люди с достаточными
средствами.

Развитию
дачных поселков в Подмосковье особенно способствовало открытие движения по
строившимся железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860 года
железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом сразу сделал
доступными многие местности, которые ранее казались отдаленными. Дешевизна и
быстрота железнодорожного сообщения обусловили то, что уже в 1870-1880-х годах
Северная железная дорога оказалась наиболее густо заселена дачниками.

Первоначальные
дачные поселки возникали на основе старых сел или деревень, а их новая застройка
была достаточно хаотичной. К примеру, в территорию поселка Перловка, кроме
перловского имения, вошли и крестьянские земли деревни Малые Мытищи. Когда
количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали правила по
предварительной разбивке застраиваемых территорий на кварталы, с дорогами
шириной в 10 саженей для удобства проезда и пожарной безопасности. Внешние
границы поселка, совпадавшие, как правило, с границами землепользования, были
зачастую очень причудливы. Границы Перловки относительно более правильны – с
запада их определяла река Яуза, с востока – Московское (Ярославское) шоссе.

В
конце 1880-х годов Перловка стала весьма оживленным дачным поселком. Вот как
его описывал современник: “Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем
В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь
лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по которым можно
гулять даже в сырую погоду, вскоре после дождя. По окраине дач протекает река
Яуза с устроенными на ней купальнями (на Яузе была устроена запруда. – М.Н.).
(…)Устройство дач со всеми приспособлениями к летней жизни привлекает сюда
москвичей, которые так полюбили эту местность, что каждое лето все дачи бывают
переполнены жителями, а угодливый хозяин для развлечения своих жильцов
приглашает музыку, которая играет в Перловке два раза в неделю”1.

Центром
таких поселков часто становился общественный парк – место отдыха и прогулок
дачников. Нередко он располагался рядом со станцией, также являвшейся
сосредоточением дачной жизни. В Перловке обширный сад для гуляния был разбит
неподалеку от станции в западной части поселка. К нему вели аллеи, посаженные
вдоль железной дороги, – липовая и хвойная (из елей и сосен). В общественном
саду Перловки в 1895-1896 годах был выстроен новый деревянный храм во имя
Донской иконы Божией Матери2.

Кроме
того, в саду располагались небольшой копаный пруд, танцевальный павильон и
летний деревянный театр в “мавританском стиле”, в котором в
1900-1910-х годах выступала антреприза Н.Н.Чукмалдина, обслуживавшая и поселок
Пушкино. В свободные от спектаклей дни в театре устраивались балы и сеансы
синематографа3. Около станции в Перловке уже в начале 1890-х годов к
услугам дачников работали почтово-телеграфная станция, телефон, лавки, сновало
множество разносчиков.

Поселок
славился и архитектурой дач. Среди них выделялась по своей отделке дача самого
В.С.Перлова, где были комнаты в “японском”,
“малороссийском” и “русском” стилях4. В 1910-х
годах, когда уже было около 200 дач, появилось несколько в стиле
неоклассицизма. Например, дача Л.Собинова в восточной части поселка.

План
поселка, опубликованный в 1930 году, показывает его непростую планировку,
сложившуюся еще в предреволюционные годы, имевшую лишь элементы регулярности,
что красноречиво говорит о возрасте поселка, возникшего в 1860-х годах.
Застройка Перловки вдоль железной дороги слилась с дачами Тайнинки.

Послереволюционная
жилищная нужда тоже отразилась на плане Перловки – в юго-восточной части
поселка вдоль Московского (теперь Ярославского) шоссе легко заметить пятнадцать
параллельных прямых улиц с мелкой нарезкой на участки. Эта часть была несколько
перепланирована и застроена в 1920-е годы, когда началось бурное уплотнение
жилья и застройки. Статистика тех лет насчитывала в Перловке более 400 дач,
большая часть которых использовалась уже для постоянного проживания. Многие
большие дачи превратились в коммуналки, а их обширные участки были разделены на
более мелкие, где также появились постройки. В эти годы началась интенсивная
вырубка деревьев, которая сегодня привела к полному уничтожению прекрасного
соснового леса, бывшего достопримечательностью Перловки.

В
1880-1890-е годы, когда складывались основные черты застройки подмосковных
дачных пригородов, во многих поселках появились новые храмы, часто из дерева.
Жители Перловки и ее дачники относились к приходу Благовещенской церкви села
Тайнинского, но ходить туда было далековато. Приход обратился в Московскую
духовную консисторию с инициативой строительства своего поселкового храма.
Место для него было выбрано примерно в 150 км от железной дороги.

План
поселка 1930 года показывает, что территория храма была выделена – церковный
участок правильной квадратной формы окружен дорожками, соединявшими храм с
улицей к северу от него, с аллеей вдоль железной дороги и линией Мытищинского
водопровода. Площадка, на которой был возведен храм, была обсажена по периметру
соснами и другими деревьями.

Архивные
документы свидетельствуют, что проект перловской церкви был утвержден 30 ноября
1894 года Строительным Отделением Московского Губернского правления и,
вероятно, начал осуществляться уже в следующем году, а в 1896 году был
закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: “…богатые
крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма,
сооруженного недавно рядом с Перловкой”5.

Проект
церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) –
Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича
Зыкова (1821-1887) – выпускника, а затем и преподавателя Московского Дворцового
архитектурного училища, одного из самых плодовитых московских зодчих. (Среди
множества работ Зыкова-отца можно назвать проекты храмов и церковных
интерьеров, несколько десятков (!) иконостасов для храмов в разных городах и
селах страны.)

Зыков-сын
первоначально, видимо, не предполагал заниматься архитектурой – в 1874 году он
окончил физико-математический факультет Московского университета. Однако
семейная традиция и склонности привели его сразу после Университета в Санкт-Петербургскую
Академию художеств, учебу в которой он успешно завершил в 1877 году со званием
художника 1-й степени. В течение своей не очень длинной жизни П.П.Зыков-второй
занимал разные административные должности – был архитектором Московского
попечительного комитета о бедных, архитектором Мариинской больницы,
сверхштатным техником Строительного отделения Московского Губернского
правления, сотрудником попечительства Усачевско-Чернявского училища.

Объем
созданного им в архитектуре был значительно меньше, чем у Зыкова-первого, но
храмостроительство занимало в творчестве сына, пожалуй, более значительное
место, чем у его отца, который и передавал ему строительный и архитектурный
опыт в этой сфере. Зыков-сын, например, наблюдал за строительством по
отцовскому проекту колокольни церкви Спаса Преображения на Большой Спасской, а
вскоре сам создал проект колокольни при храме Святого Трифона в Напрудном (не
сохранилась) и звонницы церкви Святой Троицы при Черкасской богадельне. Кроме
того, он построил церковь близ станции Фаустово Казанской железной дороги,
осуществил перестройку Никольской церкви в селе Покровском, пристройки к церкви
Богоявления Господня в Елохове, осуществил и другие церковные заказы. Будучи
глубоко религиозным человеком, он состоял в 1880-х годах старостой московской
церкви Святого Алексия в Глинищах.

Деревянная
церковь во имя Донской иконы Божией Матери была, безусловно, одним из самых
значительных архитектурных произведений П.П.Зыкова-второго. Это был небольшой
одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма
распространенному в средневековой Руси типу – “восьмерик на
четверике”. Другими словами, кубический объем главного храмового
пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной
главой, крытым деревянным лемехом (по-старинному!).

Подобные
деревянные церкви в конце XIX – начале XX века появились во многих подмосковных
поселках – Удельной, Клязьме, Малаховке, Шереметевке, Петровском-Разумовском,
Сокольниках. Все они восходили в своей основе к деревянным шатровым храмам
Русского Севера, красота которых особенно стала привлекательна на рубеже веков,
а в декоре использовали мотивы московского узорочья середины XVII века.
Впрочем, несмотря на типологическое и конструктивное родство, все возводившиеся
в то время подмосковные церкви были неповторимы.

План
перловской церкви представлял собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин
(приблизительно 16 х 16 м) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным
в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5 х 8,5 м), над
которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы)
приблизительно равный высоте стен четверика.

Храмовый
четверик, прорезанный тремя окнами с трех сторон, окружали обширные
галереи-паперти. В отличие от своих средневековых прообразов они с самого
начала предполагались закрытыми. Их широкие проемы были застеклены, что делало
этот зимний храм, в котором изначально было задумано отопление, еще более
теплым. Галереи-паперти роднили церковь в Перловке с уже упоминавшимся храмом
Святого Тихона Задонского в Сокольниках, который возвел еще в 1864 году
П.П.Зыков-первый. Многократно перестраивавшаяся и находящаяся в настоящее время
в процессе реставрации, эта церковь обнаруживала некоторое сходство с
перловским храмом.

Оригинальной
особенностью перловской церкви были треугольные по форме световые кокошники (с
окошками), создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика)
и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Мотив этих кокошников,
разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского
храма. Ярус крошечных кокошничков располагался и у основания шейки главы храма.
Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме
кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в
галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для
размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и
разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного
храмостроительства второй половины XIX века.

Сохранившийся
авторский проект храма в Перловке6 показывает его иконостас.
Архитектор задумал его трехъярусным, тябловым, тем самым ориентируясь на
русские традиции. Как известно, тябловый иконостас – наиболее устойчивый и
распространенный в период средневековья тип алтарной преграды.

После
завершения строительства храм Донской иконы Божией Матери в Перловке стал не
только выразительной архитектурной доминантой поселка, но и подлинным центром
духовной жизни его жителей. Разрушенный до основания в послереволюционные годы,
он возрождается в наши дни благодаря усилиям местного прихода. Дай Бог, чтобы
судьба обновленного храма была более долговечной и счастливой!
Список литературы

1.
Захаров М.П. Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге. М., 1887.
С.1-2.

2.
. Кончаловский П. От Москвы до Архангельска по
Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. М., 1897. С.38.

3.
Дачник. М., 1912, № 1. С.14.

4.
Захаров М.П. Указ. соч. С.2.

5.
Кончаловский П. Указ. соч.

6.
ЦИАМ, ф.54. Проект деревянной церкви в дачной местности под названием
“Перловка”. 1894. Найден О.Н.Русиной.