Подследственность уголовных дел

Введение
Подследственностьв досудебном производстве играет немалую роль в регламентации защиты правучастников уголовного процесса, являющуюся, по сути, назначением уголовногосудопроизводства. На институт подследственности в досудебном производствевозложен ряд функций: с одной стороны, это обеспечение процессуальных гарантийправ и законных интересов личности в уголовном процессе, а с другой стороны,наиболее эффективная организация государством предварительного расследованияпреступлений.
Учеными,разрабатывавшими данную проблему, неоднократно отмечалось, что обоснованноеразграничение законодателем подследственности способствует сокращению сроковрасследования, повышению его качества, позволяет избежать дублирования в работеорганов, осуществляющих предварительное расследование. Нарушение норм оподследственности неизбежно ведет к затягиванию сроков расследования, признаниюдоказательств, полученных с нарушением правил подследственности, недопустимымии нивелированию тем самым затраченных на данное расследование сил и средств.Проблемы правоприменения, правовые пробелы и коллизии в реализацииследователем, руководителем следственного органа (далее РСО), дознавателем,прокурором процессуальных норм о подследственности на стадии предварительногорасследования приводят к тому, что сама цель уголовного преследования – установлениеистины – оказывается под угрозой[1].
Такимобразом, для того, чтобы наиболее полно и объективно рассмотреть институтподследственности, в данной работе будут рассмотрены вопросы, посвящённыепонятию и признакам подследственности в уголовном процессе, а также такимважным, с практической точки зрения, вопросам как подследственность уголовныхдел органов предварительного следствия и органов дознания.

1. Понятиеподследственности в уголовном процессе
подследственность уголовный следствие дознание
Говоря опонятии подследственности и его эволюции во времени, важно заметить, что утакого правового института (и термина) как «подследственность уголовных дел»богатая история.
Ещё вуголовно – процессуальном законодательстве РСФСР содержался ряд норм, в которыхпрямо упоминался термин «подследственность». К таким нормам, в частности,относились статьи 109, 114, 126, 132 УПК РСФСР. Кроме них в уголовно –процессуальном законодательстве имелись и другие нормы, которыми регулировалисьуголовно – процессуальные отношения между надлежащими органами и должностнымилицами при разрешении ими вопросов, связанных с подследственностью, но сам этоттермин в них не употреблялся. К ним относились статьи 3, 5, 28, 29, 30 Основуголовного судопроизводства СССР и союзных республик[2].
Кроме того,важно заметить, что в юридической литературе того времени (речь идёт о 80-хгодах) содержание понятия подследственности интерпретировалось различнымиавторами по-разному.
Так,отдельные авторы ограничивались только перечислением видов подследственностиуголовных дел[3].
М.С. Строгович,В.Д. Даев и В.В. Шимановский определяли подследственность как «свойстводела, состоящее в том, что оно относится к ведению того или иного следователяили категории следователей». Аналогичным образом подследственность определяетсяв Комментариях к УПК РСФСР. C. В. Бородин, в свою очередь, утверждал, чтоподследственность – это «совокупность признаков уголовного дела, в зависимостиот которых закон относит его к компетенции того или иного органапредварительного следствия или дознания». Подобным образом определяласьподследственность иногда и в учебной литературе того времени[4].
Анализируяправовую литературу того времени, можно сделать вывод о том, что среди учёных –процессуалистов бытовало мнение о подследственности, как о свойстве дела,влекущем отнесение его к ведению определённой категории следователей. Важнозаметить, что такое определение подследственности является неточным, так как,соглашаясь с мнением З.З. Зинатуллина, можно смело сказать, что такойподход не учитывает тот факт, что подследственностью ещё охватываются иполномочия следователей. Нельзя также и забывать о том, что подследственностьопределяет не только полномочия следователей, но и органов дознания.
Говоря же онашем времени, важно заметить, что к понятию подследственности в теорииуголовно – процессуального права учёные относятся неоднозначно, хотясущественных расхождений по данному вопросу нет. В частности, А.С. Александрови А.Д. Марчук дают следующее определение: «Подследственность можноопределить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела,указанных законом, которая определяет, какой орган должен производитьпредварительное расследование по этому делу». Данное определение являетсядалеко не полным, поскольку охватывает лишь одну составляющую подследственности– орган, который в силу закона наделен полномочиями по расследованиюконкретного вида преступления. Более широкое определение подследственности даютученые – процессуалисты А.В. Победкин и В.Н. Яшин, отмечая, что«подследственность означает совокупность установленных уголовно-процессуальнымзаконом признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется формарасследования и компетенция органа, полномочного вести расследование по данномууголовному делу»[5].
Как и в ранеедействовавшем УПК РСФСР, так и в действующем уголовно – процессуальномзаконодательстве содержится немало норм, в которых упоминается термин«подследственность». Подследственности по уголовным делам посвящена специальнаястатья 151 УПК РФ. Наряду с этим ч. 3 ст. 150 УПК РФ устанавливаетподследственность органов дознания. Вопросы, связанные с подследственностью преимущественновозникают в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, когда принимаютсярешения о возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений. Нормы,регламентирующие правила подследственности, содержатся в главе 21 УПК РФ «Общиеусловия предварительного расследования»[6].
Посправедливому мнению 3.3. Зинатуллина, М.С. Салахова и Л.Д. Чулюкина,тот факт, что в уголовно-процессуальном законе имеется много норм,регламентирующих подследственность уголовных дел, является одним изсвидетельств наличия соответствующего правового института. Нормы данногоинститута определяют полномочия органов предварительного следствия и дознанияпо расследованию определенной категории уголовных дел, условия, основания ипорядок их передачи от одного органа расследования к другому, процессуальныйпорядок разрешения споров, возникающих между органами расследования по поводуподследственности, правовые последствия, наступающие в случае нарушения правилподследственности[7].
В науке уголовногопроцесса под подследственностью принято понимать совокупность признаков(юридических свойств) уголовного дела, в соответствии с которымиуголовно-процессуальный закон определяет, какой орган должен вести следствие идознание по данному делу.
Следует вочередной раз подчеркнуть, что по вопросу понимания содержания термина«подследственность» среди ученых – процессуалистов нет существенныхрасхождений. Схожее определение подследственности, в частности, дается А.И. Сергеевым,по мнению которого, «подследственность» (в уголовном судопроизводстве РФ) – устанавливаемаязаконом совокупность признаков преступления, позволяющая определить, в какойформе должно вестись досудебное производство по уголовному делу и какойконкретно орган предварительного расследования должен вести следствие илидознание по уголовному делу»[8].
Подследственностьрассматривается 3.3. Зинатуллиным, М.С. Салаховым и Л.Д. Чулюкиным вкачестве уголовно – процессуального института, обусловленного необходимостьюразграничения полномочий органов расследования по ведению определеннойкатегории уголовных дел. Подследственность нельзя свести к компетенции иподведомственности, так как последние, более широкие категории. Ее нельзя такжеопределять как полномочия органов дознания и следствия в стадиипредварительного расследования. Эти полномочия гораздо шире, чем полномочия порасследованию определенного круга дел. Под подследственностью указаннымиавторами понимается система установленных законом полномочий органов расследованияпо ведению определенного круга уголовных дел в зависимости от их юридическихсвойств в целях достижения четкости и оперативности при производствепредварительного расследования[9].
Опираясь навсё вышесказанное, можно сформулировать собственное понятие подследственностиуголовных дел. Таким образом, подследственность – это совокупность признаков(юридических свойств) уголовного дела, в соответствии с которымиуголовно-процессуальный закон определяет, какой орган должен реализовывать своиполномочия по ведению следствия и дознания по конкретному уголовному делу.
2.Признаки подследственности
Существуют различные признаки подследственности, и часть учёныхдаёт классификацию видов подследственности в зависимости от её признаков.Однако представляется наиболее правильной позиция Р.Л. Мифтахова поданному вопросу, который считает, что использованиетермина «вид» не совсем правильно, так как при определении подследственностиучитываются все признаки, а не один из них, поэтому выделять видподследственности на основе только одного признака не совсем убедительно.Каждое уголовное дело характеризуется признаками, совокупность которыхпозволяет определить конкретный орган, который должен осуществлять по немупредварительное расследование.
Можно согласиться с мнением Р.Л. Мифтаховао том, что каждое уголовное дело характеризуется тремя основными признаками:предметным (родовым), персональным (специальным) и территориальным (местным).Совокупность данных признаков влияет на содержание подследственности[10].
Как известно,каждое преступление характеризуется определенными признаками: противоправность,общественная опасность, виновность, уголовная наказуемость. В зависимости отконкретного признака, например от общественной опасности, законодатель относиттот или иной состав преступления к подследственности того или иного органарасследования. Когда разграничение проводится по признаку общественнойопасности, налицо предметный признак подследственности. Если же имеется признаксубъекта преступления, можно говорить о персональном признакеподследственности.
Большинствоисследователей выделяют четыре признака, определяющих подследственностьуголовных дел. Так, А.И. Сергеев выделяет в качестве таких признаков:предметный (родовой); персональный (личный); территориальный (местный); иальтернативный (по связи дел)[11].
Б.Т. Безлепкинполагает, что действующий уголовно-процессуальный закон дает основания длявыделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой);альтернативный (смешанный); персональный и территориальный[12].
Не вызываетсомнения, что несмотря на некоторые терминологические расхождения, касающиесяназваний, речь фактически идет о тех же признаках.
Представляется,что указанные признаки подследственности являются основными и требуютспециального более подробного рассмотрения.
По общемуправилу, основным признаком подследственности является предметный, учитывающийобщественную опасность преступлений. Не случайно в основу разграниченияподследственности преступлений между дознанием и предварительным следствиемзаконодателем положена общественная опасность деяния (ст. 15 УК РФ),согласно которой выделяются преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие иособо тяжкие преступления. Этот признак подследственности определяется согласнонорме уголовного права, являющейся юридической оценкой факта. Содержаниепризнака предметной подследственности характеризуется наличием двух элементов:а) видом совершённого преступления; б) юридическими свойствами деяния. Припомощи предметного признака подследственности проводится разграничениеподследственности уголовных дел между органами дознания и предварительногоследствия; между органами дознания различных правоохранительных органов, атакже между различными органами предварительного следствия[13].
Следовательили дознаватель должны установить, содержит ли деяние в уголовном деле признакиуголовно-наказуемого действия, подлежащего расследованию определенным органомрасследования. Эти признаки устанавливаются с позиций уголовного права, нормамикоторого определяется ответственность за те или иные действия, квалифицируемыекак преступление. Рассматривая содержание данного признака подследственности,важно обратить внимание на то, что он наиболее изменчив, так как в моментвозбуждения уголовного дела может усматривается одна квалификация содеянного, ана этапе предъявления обвинения – другая; и окончанию расследования по делуможет усматриваться уже третья квалификация. Если изменение квалификации невлияет на определение подследственности, то дело расследуется последовательноодним и тем же лицом, если возникают вопросы об изменении квалификации,влияющей на подследственность, то обязательно быть должен решаем вопрос опередаче уголовного дела из одного органа расследования в другой[14].
Следующийпризнак подследственности уголовных дел – это территориальный или «местный»признак. Назначением данного признака подследственности является определениеоргана предварительного расследования, наделенного определенными правами ипроцессуальными возможностями, обязанного осуществить производство поконкретному уголовному делу. Основным фактором, позволяющим определитьподследственность уголовного дела по территориальному признаку, является местосовершения преступления, под которым понимается то место, где совершены иокончены все преступные действия, независимо от того, в каком месте наступилиобщественно опасные последствия. В качестве дополнительного признакатерриториальной подследственности выступает место обнаружения преступления[15].
Границамирайона обслуживания для районного или городского правоохранительного органа(без районного деления) являются границы муниципальной территории. Территориюможно рассматривать в узком и широком смысле. Если речь идет о расследованиидела районным или городским правоохранительным органом, то в этом случаетерритория рассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании деласледственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации,то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границамитерритории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта РоссийскойФедерации, будут выступать территориальные границы данной области, края,республики, автономной области и т.д.[16]
Важно такжезаметить, что при определении места расследования уголовного дела, в которомсоединены несколько дел о преступлениях, совершенных на территориях разныхрегионов, необходимо учитывать не только количество уголовных дел, совершенныхна территории одного района, но и количество потерпевших по каждомупреступлению, а также количество лиц, принимавших участие при совершениикаждого из общественно опасных деяний.
Говоря оперсональном или специальном признаке подследственности, важно обратитьвнимание на то, что не всякий специальный субъект влечет за собой изменениеподследственности. В основе выделения специальной (персональной)подследственности лежит характеристика субъекта преступления, как лица, котороев силу выполнения своих служебных обязанностей нуждается в рассмотренииуголовного дела иным органом расследования, который в состоянии дать должнуюоценку с учетом имеющихся специальных знаний произошедшим событиям[17].
Представляетсятакже правильной позиция В.Н. Ягодинского о том, что к субъектам, которыхнеобходимо защищать посредством использования персонального (специального)признака подследственности, надо относить лиц, которые затрудняютсясамостоятельно представлять свои права и законные интересы: а)несовершеннолетних; б) лиц, имеющие физические и психические расстройства, неисключающие вменяемости; в) лиц, признанных невменяемыми на момент совершениядеяния, либо заболевшими психическим расстройством, исключающим дееспособностьпосле совершения преступления, в отношении которых решается вопрос о применениипринудительных мер медицинского характера. Данные уголовные дела должнырасследоваться только органами предварительного следствия[18].
Персональныйпризнак подследственности определяется содержащимся в уголовно – процессуальномзаконе указании на специфику субъекта преступления, в зависимости от которойуголовное дело относится к подследственности определенного органапредварительного следствия. При этом учитываются должностное положение,профессиональная деятельность, отношение к воинской службе, состояние здоровьяи другие предусмотренные законом обстоятельства.
Всоответствии с этим признаком следователям прокуратуры, например,подследственны дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации идепутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатамизаконодательного органа государственной власти субъекта РФ и другие.Дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ подследственны уголовные дела о преступлениях,предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231частью первой и т.д.[19]
Различаютсятакже факультативные признаки подследственности – альтернативный признак ипризнак связи расследования уголовных дел. Альтернативный признак допускаетвозможность проведения предварительного следствия по делам одной и той же категорииследователями различных ведомств. Согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ поперечисленным там составам преступлений предварительное следствие можетпроизводиться (имеется в виду, что наряду с предметным признаком) такжеследователями органа, выявившего это преступление[20].
Подследственностьпо связи расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 6 ст. 151УПК РФ, предусматривает проведение предварительного следствия следователямитого органа расследования, к чьей подследственности отнесено то преступление, всвязи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело. При соединении водном производстве уголовных дел, подследственных разным органампредварительного расследования, подследственность определяется прокурором поправилам, установленным ст. 151 УПК РФ[21].
В случаях,когда дознаватель или следователь устанавливает, что находящееся в егопроизводстве уголовное дело ему не подследственно, то им выполняются неотложныеследственные действия, после чего дело передается прокурору для направления поподследственности[22].
Такимобразом, можно выделить пять признаков подследственности уголовных дел. Три изних являются основными, такие как: предметный признак, территориальный признаки персональный признак, а оставшиеся два факультативными, так как основываютсяони на вышеперечисленных трёх признаках. Факультативными признаками являются:альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Нельзятакже забывать и о том, что все эти признаки всегда учитываются в совокупности,прежде чем решается вопрос о передаче уголовного дела в производствосоответствующего уполномоченного лица органа дознания, следствия илипрокуратуры.
А теперь целесообразнобыло бы рассмотреть вопрос, посвящённый подследственности уголовных дел органовпредварительного следствия и органов дознания. Что и будет сделано далее вданной работе.
3.Подследственность уголовных дел органов предварительного следствия
Подследственностьмежду различными органами предварительного следствия распределяется путемперечисления в различных частях и пунктах ст. 151 УПК категорийпреступлений, отнесенных к ведению следователя того или иного ведомства.Подпункт «а» п. 1 ч. 2 данной статьи устанавливаетподследственность следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. К ихкомпетенции отнесены уголовные дела об особо тяжких и тяжких преступленияхпротив жизни (убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, преступления противполовой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления противконституционных прав человека и гражданина, должностные и воинские преступленияи др.)[23].
Пункт 2 ч. 2ст. 151 УПК устанавливает подследственность дел следователям органовфедеральной службы безопасности. На них возложено расследование большинства дело преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства(государственная измена, шпионаж, диверсия и др.), о незаконном пересеченииграницы РФ, о производстве или распространении оружия массового поражения ит.д.[24]
Пункт 3 ч. 2ст. 151 УПК устанавливает подследственность для следователей органоввнутренних дел РФ. Они, в частности, проводят расследование преступлений противличности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, не повлек неосторожное причинениесмерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью; неоказание помощибольному; торговля несовершеннолетними и т.д.), против собственности (кража,мошенничество и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство ит.д.), против общественной безопасности и общественного порядка, и пр.[25]
В п. 5 ч. 2ст. 151 УПК предусмотрены категории преступлений, дела о которыхподследственны следователям органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ[26].
Подходя кданному вопросу с практической точки зрения, важно заметить, что приодновременном наличии предметного и персонального признаков подследственностизаконодатель на практике в определении органа расследования исходит изприоритета персонального признака, однако и здесь есть свои исключения. Признакперсональной подследственности не применяется по четырем составам преступлений:государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ),разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), утрата документов,содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), предварительноеследствие по уголовным делах о которых относится к исключительной компетенцииследователей ФСБ (ч. 4 ст. 151УПК РФ)[27].
Говоря такжеоб альтернативном признаке подследственности, нельзя забывать о том, что напрактике альтернатива выбора подследственности проявляется двояко: во-первых, вслучаях, непосредственно указанных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ, а,во-вторых, в ситуации конкуренции предметного признака подследственности междунесколькими ведомствами. Так, уголовные дела о терроризме (ст. 205 УК РФ),об организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ)подследственны следователям СК при прокуратуре РФ, органов ФСБ и ОВД охалатности (ст. 293 УК РФ), взяточничестве (ст. 304 УК РФ) – следователямСК при прокуратуре РФ, ОВД; уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотическихсредств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере (ч. 2ст. 228 УК РФ) – следователям ОВД, следователям органов по контролю заоборотом наркотических средств я психотропных веществ, что порой также являетсяпроблемной ситуацией на практике[28].
Некоторымиучеными – процессуалистами в рамках предметного признака подследственностивыделяется также смешанный признак подследственности отдельных видовпреступлений, расследование которых производит тот орган, который выявил этопреступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ), или к признаку подследственностикоторого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующееуголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ)[29].
Говоря обизменениях законодательства в этой области, невозможно не отметить важностьпоправок, внесенных в УПК РФ ФЗ №87. Данным законом предусматривалось созданиесистемы следственных комитетов при прокуратуре РФ, состоящей из следующихэлементов: главного следственного управления, следственных управлений посубъектам РФ, приравненных к ним специализированных следственных управлений, втом числе военных следственных управлений, а также следственных отделов порайонам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов,в том числе военных следственных отделов. В названных следственных органахсосредоточено производство предварительного следствия по уголовным делам, ранееподследственным следователям прокуратуры[30].
Даннымзаконом был изменён процессуальный статус прокурора в досудебном производстве.За прокурором сохранились в полном объеме функции надзора за соблюдениемзаконности при производстве дознания и частично – предварительного следствия.Изменения, внесенные в УПК РФ ФЗ №87, значительно увеличили противоречия, и таксуществующие в процессуальных нормах о подследственности. Так, если органдознания самостоятельно возбудил уголовное дело и производит по нему неотложныеследственные действия, то оно в соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФпосле окончания их производства и не позднее 10 суток со дня возбуждения направляетсяРСО (п. 3 ст. 149 УПК РФ), а не прокурору (в ред. закона №87-ФЗ). Посмыслу ч. 5 ст. 152 УПК РФ следователь, установив, что уголовное делоему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чегопередает дело РСО, а вот дознаватель – прокурору для его направления поподследственности. К тому же, за прокурором отчасти сохранены полномочия поопределению подследственности возбужденного уголовного дела (ч. 3 ст. 146УПК РФ)[31].
На основаниивышеизложенного, можно сделать вывод, что по действующему уголовно –процессуальному законодательству подследственность органов предварительногоследствия делится на четыре вида: подследственность следователей следственногокомитета при прокуратуре, подследственность органов федеральной службыбезопасности, подследственность органов внутренних дел, подследственностьорганов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В уголовно – процессуальномзаконодательстве институт подследственности представлен широко, онфункционирует в практической деятельности органов расследования и соответствуетреальной правовой действительности, несмотря на выявленные практикойпротиворечия, которые являются сегодня предметом обсуждения среди ученых – процессуалистов.
Тем не менееинститут подследственности нуждается в усовершенствовании, так как зачастуюнекоторые правовые ситуации, связанные с разграничением подследственностиуголовных дел, не находят своего регламентированного в законе решения.
4.Подследственность органов дознания
Распределениеподследственности между органами дознания по предметному признаку имеет место вч. 3 ст. 151 УПК, где наряду с указанием органа, уполномоченного напроизводство уголовно-процессуальной деятельности, определяется и категорияпреступлений, отнесенных к компетенции данного органа[32].
Согласно ч. 3ст. 151 УПК РФ по подследственности дознание производится: дознавателями(следователями) органов внутренних дел Российской Федерации – по всем уголовнымделам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ: по уголовным делам опреступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118,119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частьюпервой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 – 157, 158 частямипервой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частьюпервой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой ивторой, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 203, 207, 213частью первой, 214, 218, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частямипервой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 240 частью первой, 241частью первой, 242, 243 – 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частьюпервой, 257, 258, 260 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой,313 частью первой, 314, 319, 324 – 326, 327 частями первой и третьей, 327.1частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – пописьменному указанию прокурора[33].
По письменномууказанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей статьи151 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Дознавателямипограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях,предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычиводных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральнойслужбы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении,предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органамифедеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов РоссийскойФедерации); дознавателями органов службы судебных приставов Министерстваюстиции Российской Федерации, указанных в пункте 2 части первой статьи 40настоящего Кодекса, – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренныхчастью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и315 Уголовного кодекса Российской Федерации; дознавателями таможенных органовРоссийской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренныхчастью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
дознавателямиорганов Государственной противопожарной службы – по уголовным делам опреступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частьюпервой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации; дознавателями(следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренныхстатьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой, 232частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодексаРоссийской Федерации[34].
Практикаприменения обновлённого в 2007 году УПК РФ показала, что он далек отсовершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызываютдвоякое толкование норм, что явно не способствует единообразномуправоприменению. Отмеченные недостатки коснулись и института подследственности,нормы которого были изменены[35].
Не секрет,что вопросы подследственности относятся не только к стадии предварительногорасследования, но и к стадии возбуждения уголовного дела.
Так, п. 3 ч. 1ст. 145 УПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщенияо преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор могутпередать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение опреступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно издвух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, –о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела?Получается, что орган, принявший сообщение о преступлении и установивший припроверке признаки состава преступления, расследование которого долженпроизводить другой орган предварительного расследования, вправе, а в рядеслучаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157УПК РФ, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления,по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознаниявозбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В тоже время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правилподследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такиеуголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела опреступлениях «не своей» подследственности обладают только органы дознания[36].
Следователюданное полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157УПК РФ, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1ст. 146 УПК РФ, согласно которому при наличии повода и основанияследователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело только в пределахкомпетенции, установленной настоящим Кодексом. Наряду с этим ч. 4 ст. 20УПК РФ предоставляет следователю с согласия прокурора возбудить уголовное делоо любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, тоесть уголовные дела частного и частно – публичного обвинения, при условии, чтопреступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии илипо иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащимиему правами[37].
Говоря ополномочиях по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела посообщению о преступлении «не своей» подследственности, важно заметить, чтокаких-либо ограничений по органам, уполномоченным принимать такое решение, УПКРФ не содержит. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указано, что дознаватель,орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение олюбом совершенном или готовящемся преступлении[38].
Эта норма несодержит указания на необходимость соблюдения подследственности. В пределахсвоей компетенции указанные должностные лица и орган дознания обязаны принятьтолько решение по поступившему сообщению. В то же время, если в ходе проверкине будет установлен состав какого-либо преступления, то любое должностное лицоили орган дознания вправе принять решение об отказе в возбуждении уголовногодела[39].
На практикеочень часто возникают споры о том, как процессуально оформить передачусообщения о преступлении по подследственности. УПК РФ не закрепляетпроцессуальную форму такого решения, что также является проблемным вопросом вобласти правоприменения.
Коллизиивозникают при определении подследственности уголовных дел, в ходе расследованиякоторых обнаруживаются также признаки другого преступления, расследованиекоторого подследственно другому органу.
Закрепление вУПК РФ подследственности дознавателей различных органов дознания выявило ещеодну проблему: следователь какого ведомства должен расследовать уголовное делов случае, если: виновное лицо не установлено, или если истекли сроки дознания[40].
Такой вопросвозникает по уголовным делам, дознание по которым производят дознавателиорганов Пограничной службы РФ (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ),дознаватели органов службы судебных приставов МЮ РФ (п. 4 ст. 151 УПКРФ), дознаватели таможенных органов РФ (п. 5 ст. 151 УПК РФ),дознаватели органов Государственной противопожарной службы (п. 6 ст. 151УПК РФ). Эта проблема также требует законодательного решения. А пока прокурорамостается разрабатывать свои критерии определения подследственности такихуголовных дел для практического применения[41].
Такимобразом, можно сделать вывод, что по действующему уголовно – процессуальномузаконодательству Подследственностьорганов дознания классифицируется по УПК РФ на: подследственность дознавателейОВД РФ, подследственность дознавателей пограничных органов ФСБ,подследственность дознавателей органов федеральной службы судебных приставов,подследственность дознавателей таможенных органов РФ, подследственностьдознавателей органов государственного пожарного надзора федеральнойпротивопожарной службы, подследственность органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ.
Правовойинститут отрасли уголовно – процессуального права, регулирующий вопросыподследственности органов дознания довольно сложен и содержит в себе коллизии,перечисленные выше. Поэтому, представляется верным, что в целях правильногоприменения норм уголовно – процессуального права, касающихся подследственностиорганов дознания, работникам ОВД нужно руководствоваться не только законом, нои обстановкой и условиями расследования конкретного уголовного дела.

Заключение
На основаниивышеизложенного, можно сделать вывод о том, что подследственность – этосовокупность признаков (юридических свойств) уголовного дела, в соответствии скоторыми уголовно – процессуальный закон определяет, какой орган долженреализовывать свои полномочия по ведению следствия и дознания по конкретномууголовному делу.
Кроме того,можно выделить пять признаков подследственности уголовных дел. Три из нихявляются основными, такие как: предметный признак, территориальный признак иперсональный признак, а оставшиеся два факультативными, так как основываютсяони на вышеперечисленных трёх признаках. Факультативными признаками являются:альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Нельзятакже забывать и о том, что все эти признаки всегда учитываются в совокупности,прежде чем решается вопрос о передаче уголовного дела в производствосоответствующего уполномоченного лица органа дознания, следствия илипрокуратуры.
Подействующему уголовно – процессуальному законодательству подследственностьорганов предварительного следствия делится на четыре вида: подследственностьследователей следственного комитета при прокуратуре, подследственность органовфедеральной службы безопасности, подследственность органов внутренних дел,подследственность органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ.
Подследственностьорганов дознания классифицируется по УПК РФ на: подследственность дознавателейОВД РФ, подследственность дознавателей пограничных органов ФСБ,подследственность дознавателей органов федеральной службы судебных приставов,подследственность дознавателей таможенных органов РФ, подследственностьдознавателей органов государственного пожарного надзора федеральнойпротивопожарной службы, подследственность органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ.
Вуголовно-процессуальном законодательстве институт подследственности представленшироко, он функционирует в практической деятельности органов расследования исоответствует реальной правовой действительности, несмотря на выявленныепрактикой противоречия, которые являются сегодня предметом обсуждения средиученых – процессуалистов.
Тем не менееинститут подследственности нуждается в усовершенствовании, так как зачастуюнекоторые правовые ситуации, связанные с разграничением подследственностиуголовных дел, не находят своего регламентированного в законе решения (речьидёт обо всех коллизиях, связанных с подследственностью как органов следствия,так и дознания).
Представляетсяединственно верным осуществление более детальной правовой регламентации нормУПК РФ о подследственности. Кроме того, было бы целесообразно разработатьзаконодательное название подследственности и её видов. Необходимо такжепересмотреть все противоречащие друг другу нормы о подследственности, о которыхговорилось выше.
В даннойкурсовой работе были рассмотрены вопросы, посвящённые понятию и признакамподследственности в уголовном процессе, а также таким важным, с практическойточки зрения, вопросам как подследственность уголовных дел органов предварительногоследствия и органов дознания. А также высказано предположение о возможныхнаправлениях совершенствования норм УПК РФ, касающихся подследственности.
Цель даннойкурсовой работы считаю достигнутой.

Списокиспользуемых источников
1. Актуальные вопросыприменения уголовно – процессуального и уголовного законодательства в процессерасследования преступлений (к 90 – летию со дня рождения профессора И.М. Гуткина):Сб. матер. межвуз. науч – прак. конф.: в 2-х ч. – М.: Академия управления МВДРоссии, 2009. Ч. 1.
Александров А.,Марчук А. Подследственность уголовных дел // Российская юстиция. – 2003. –№10.
2. Безлепкин В.Т. Процессуальныйпорядок определения подследственности // Вестник Иркутского университета. №7.Серия Правоведение. 2006.
3. Гирько С.И. Новоеуголовно-процессуальное законодательство России и проблемы его применения вдеятельности органов предварительного следствия и дознания МВД России //Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборникматериалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. –С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003.
4. Дознание в ОВД:Учебное пособие / Сергеев А.Б. – Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВДРоссии, 2003.
5. Досудебноепроизводство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства,доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание ипредварительное следствие): Учебно-практическое пособие / Пан Т.Д., Якимович Ю.К.– С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003.
6. Мифтахов Р.Л. Подследственностьуголовных дел: Автореф. …дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
7. Рыжаков А.П. Комментарийк Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд., перераб.). –Система ГАРАНТ, 2009.
Сергеев А.И. Конкуренцияподследственности уголовных дел // Право: теория и практика: Материалынаучно – практической конференции. Ижевск, 2008.
8. Соловьёв А.Б., Токарева М.Е.,Власова Н.А. Общие условия предварительного расследования.Монография. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2005.
9. Уголовный процессРоссийской Федерации: учебник / отв. ред. проф. А.П. Кругликов. – М.:Проспект, 2009.
10. Уголовный процесс:учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. – 2 – еизд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.
11. Уголовный процесс: Учебникдля вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) – 3-е изд., перераб. и доп. – «ЮридическийДом «Юстицинформ», 2009.
12. Уголовный процесс:Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под общ. ред. В.М. Лебедева.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
13. Ягодинский В.Н. Предварительноерасследование: предварительное следствие и дознание: Учебное пособие. – М.,2007.