Подводнаяч лодка "Сом" (б. "Fulton")

Подводнаячлодка «Сом» (б. «Fulton»)
Тип «Сом»
Подводная лодка «Fulton» спущена на воду 2 июня1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. «Fulton»вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». Всамом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадалинесколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки врекламных целях продолжались до 1904 г. По свидетельству современников эталодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половинойчасов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себяпривязать к судну, т.к. они не в состоянии были держаться на ногах. При этомлодка находилась в море около 12 часов». 28 апреля 1904 г. с Невскимзаводом, как с представителем фирмы «Голланд», был заключен договорна покупку «Fulton» с доставкой ее в готовом и исправном виде безторпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г. приказомМорского ведомства эта лодка получила название «Сом». Она былаотправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием«паровой котел» 13 июня 1904 г. и прибыла в Кронштадт 1 июля в адресдиректора Невского завода. Из Кронштадта «груз» отправили в Петербургна Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые притранспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиромлодки был назначен лейтенант В.В. Трубецкой. 26 сентября подводная лодка«Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания.Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октябряподводная лодка перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей.
15 ноября подводная лодка была погружена на специальнуюжелезнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря1904 г. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана иготова к плаванию 1 февраля 1905 г., однако ее боевое использование задержалосьиз-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодокиностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75торпед калибром 45 см и длиной 355 см. 9 февраля к Владивостоку близко подошлияпонские корабли. Подводной лодке «Сом» был дан приказ выйти в море иатаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. Вэтот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении попреодолению противолодочных сетей.
Командир подводной лодки «Сом» в своем рапортеписал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 ф. и, идя соскоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, неслушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушатьсярулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал ивсю ее вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивостоктолько 29 марта. Боевая деятельность подводной лодки «Сом», как идругих подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближнейразведки и охране своего побережья в районе Владивостока. Подводная лодка«Сом» за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшаяпродолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкамв районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военныекорабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда подводные лодки«Дельфин», «Касатка» и «Сом» находились в районебухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.
Подводная лодка «Сом», несколько отставшая отдругих, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки«Сом» была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий влодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, «Сом» началаманеврировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ,командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку впозиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.
В декабре 1914 г. подводные лодки «Сом» и«Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе скомандами отправили в Севастополь, куда они прибыли в первой половине января.«Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу,где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука»поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту, вплоть до июля1915 г.
В июле 1915 г.«Сом» была погружена на железнодорожную платформу и отправлена наБалтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариехамн. «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром нарассвете, с темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра«Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла приподводном столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Какзасвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся надводой на 1м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затемповернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход.Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части.Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — 2офицера и 16 нижних чинов.
Тактико-технические элементыДлина, м 19,8 Ширина, м 3,6 Осадка, м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 105 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х160 / 1х70 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,5 / 6,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 500 / 30 Глубина погружения, м 30
Вооружение 37 мм артиллерийское орудие (установлено по прибытии на Балтику) 1 Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате 1
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.navy.ru/