Подземные дворцы(Петербургское метро)
Мосты чугунные через воды
Шагнут широкою дугой.
Раздвинем горы. Под водой
Пророем дерзостные своды…
А. С. Пушкин
Петербургское метро в сравнении с лондонским (1863), будапештским (1896) ипарижским (1900) совсем юное. Ого открыли осенью 1955 года. Сегодня ипредставить невозможно, что когда-то в Ленинграде — Петербурге не было метро.
История нашей подземки, как это ни удивительно, началась около двухсот летназад. В начале 19 века некто «мещанин Торгованов» предложил построить в городе«проезд с Адмиралтейской стороны на васильевский остров под Невою». Ноимператор Александр 1 эту идею отклонил.
Сооружение ленинградского метро началось лишь в январе 1941 года. К томувремени Московское метро работало уже 15 лет. Возглавил строительство опытныйинженер — путеец И. Г. Зубков. Но из — за войны строительство былоприостановлено и возобновлено только в 1948 году.
Многие подземные станции петербургского метро представляют собойсвоеобразные памятники зодчества. Архитекторы, художники, скульпторы,украшавшие подземные сооружения старались подобрать свой художественный иидейный образ той или иной станции. Вубранстве подземных интерьеров широко применялся, как камень, так и современныеотделочные материалы — искусственные смолы, металлы, керамика, стекло.Декоративные панно из цветовых смальт, скульптурные и рельефные изображения избронзы, гипса и металла дополняют и усиливают красоту натурального камня.
Идейно — смысловая тематика оформления станций обширна и отражает духэпохи. Не забудем, что ленинградский метрополитен (большинство станций)сооружался в годы советской власти и потому в его оформлении преобладает идеяпрославления революционных, воинских и трудовых подвигов россиян, выдающихсясвершений в науке и искусстве.
Вокзалы питерской подземки оформленыс большим художественным вкусом. В этом проявилась традиционность нашегоградостроительства. Особенно торжественны и нарядны построенные первыми восемьстанций — от «Площади Восстания» до «Автово».
Расположенный на пересечении Невского и Лиговского проспектов наземныйвестибюль станции «Площадь Восстания» был построен в стиле неоклассицизма,который доминировал в ту пору в советской архитектуре. Круглое в плане зданиеукрашено колонами дорического ордера. Они вырезаны из желтого известняка.События 1917 года нашли отражение не только в названии первой станциипетербургского метро, но и в её подземном убранстве. Поддерживающие свод заламассивные пилоны, в своей нижней части облицованы коричневатым с белыми и кремовымижилками мрамором. Бронзовые рельефы, размещенные в верхней части пилонов,повествуют о революционных событиях. На одном из них можно видеть В.И. Ленинана броневике, выступающего перед солдатами и матросами у Финляндского вокзала.Так же на рельефах «повествуется» об историческом выстреле крейсера «Аврора» иштурме зимнего дворца.
Наземный вестибюль станции метро «Владимирская», расположенный напротиводноименной православной церкви, что неподалёку от Кузнечного рынка, встроен ицокольный этаж старинного старого здания. В полуциркульной нише над эскалаторомустановлено красочное панно из цветных смальт «Изобилие», выполненное вмозаичной мастерской Академии художеств. Подземный зал станции отделанбелым мрамором и украшен фризом излатуни. Мягкий, спокойный цвет стен дополнен светло — серыми и чёрнымигранитными плитами, которыми вымощен пол.
В оформлении подземной станции «Пушкинская» зодчие Л.М. Поляков и В.А.Петров применили мотивы русской архитектуры начала 19 века. Отделка зала решенав нежной цветовой гамме, где господствуют белые и кремовые тона. О началепушкинской эпохи напоминают стоящие у оснований пилонов торшеры с хрустальнымичашами, декорированные щитами и копьями.
В торце станции установлено панно с изображением одного из чудеснейших уголковстарого Царскосельского сада (художница М.А. Энгельке). Панно подсвечено так,что создаётся ощущение раннего летнего утра. На фоне панно установленабеломраморная фигура Пушкина (скульптор М.К. Аникушин). Поэт изображен сидящиму пруда на камне.
У пересечения загородного и Московского проспектов, в здании, где находитсяУправление Петербургского метрополитена, расположена станция «Технологическийинститут». Цокольная часть здания облицована мощными «скальными» блоками темно- красного гранита, а стены второго и 3-го этажей, украшенные массивнойколоннадой, отделаны желтым известняком. Архитекторы А.М. Соколов и А.К.Андреев посвятили эту станцию отечественным ученым и инженерам. Над колонамиможно увидеть 24 скульптурных медальона с изображением М.В. Ломоносова, Н.И.Лобачевского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, А.С. Попова и другихвеликих мужей науки.
Наземный вестибюль станции «Балтийская», следующей за «Технологическиминститутом», украшают скульптурные медальоны с портретами прославленных русскихфлотоводцев — Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова.Архитекторы — проектировщики использовали для отделки стен и пола один изкрасивейших мраморов — голубовато-серый камень с тёмными и светлыми полосамисвоим цветом и рисунком напоминает волны Балтийского моря. Панно «1917год» сизображением крейсера «Аврора» с развевающимся красным знаменем призванопрославить подвиг балтийцев. Художники Г.И. и И.Г. Рублёвы выполнили панно втехнике флорентийской мозаики, применив крупные куски мрамора и разнообразныевиды поделочного камня.
Миновав Балтийский вокзал, поезд метро попадает на территорию бывшейНарвской заставы. Оформление подземного зала метро «Нарвская» посвященотрудовой славе народов СССР. Горельефы с изображением людей разных профессий — рабочих-метростроевцев, Металлургов, учёных, моряков, лётчиков, учителей,шахтёров — установлены на пилонах станции.
Прямо напротив главной проходной крупнейшего в Петербурге Кировского завода(в прошлом Путиловского) расположен наземный вестибюль станции с одноименнымназванием. Солидное прямоугольной формы здание построено по проекту архитектораА.К. Андреева. Подземный зал станции «Кировский завод» — большой и светлый — разделён двумя рядами колонн, смонтированных впервые в истории метрополитена изчугунных тюбингов, облицованных светло-серым, с
искринкой, идымчато-серым мрамором. Колонны соединены пологими арками. В их верхней частиустановлены металлические горельефы с индустриальной эмблематикой.
Сорок пять лет назад первая в северной столице линия метро заканчивалась вАвтово. Между жилыми домами на проспекте Стачек нарядным выглядит наземныйпавильон станции, украшенный шести колонным дорическим портиком и куполом. Сосени 1941 и до середины января 1944 года неподалёку проходила линияЛенинградской обороны. Вот почему убранство станции посвящено героизмусоветских воинов и ополчения. Плоские своды метровокзала, расположенногонеглубоко от поверхности земли, поддерживают 46 колонн, установленных попарновдоль перрона. В торце перрона, установлено панно «Победы» выполненное измозаики.
Позднее в Петербурге были открыты ещё 3 линии метро со станциямииспользующими различные художественные оформления. Новые станции также отражалите или иные события, творчество писателей их имена и тематику.
Петербург пока значительно отстаёт по общей протяженности своих подземныхтрасс (сегодня общая длина линий составляет 98.62 километра, а число станций58) от таких городов, как Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк. Однако разнообразиев отделке станций и их творческие художественные достоинства, несомненно,сделали петербургское метро одним из самых красивых в мире.