Политическая философия Т. Гоббса

/>Содержание
Введение
1. Философская система политики Т.Гоббса
2. Основные идеи политической философии Т. Гоббса. Роль,функции и специфика философии
3. К политике Т. Гоббса
Заключение
Список литературы
Введение
Томас Гоббс (1588-1679) –крупнейший английский материалист XVII века. Сын сельского священника и крестьянки. Он уже в детские годывеликолепно освоил латинский и греческий языки. В дальнейшем окончил одни изколледжей Оксфордского университета, где изучал традиционную аристотелевскуюлогику и физику. Он не раз бывал на континенте (Франция, Италия), где вступал вличные контакты с виднейшими деятелями философии и науки. В 1640 году, когдаанглийский король Карл I былвынужден созвать парламент («Долгий»), и в стране фактически началасьреволюция, Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж, где пробылдо 1651 года. Здесь у него окончательно созрел план его философской системы,названной «Основы философии» и задуманной в трех частях – «О теле», «Очеловеке», «О гражданине». Однако события начавшейся революции и гражданскойвойны на родине заставили Гоббса начать реализацию этого замысла с третьейчасти (1642 г.). К концу пребывания Гоббса в Париже, когда революция в Англиипришла к диктатуре Кромвеля. Представлявшей государственную властьгосподствовавших классов буржуазной ориентации, направленную против народныхнизов английского общества. Философ разошелся с роялистской партией и вернулсяв Лондон. Здесь в 1651 году он опубликовал «Левиафан». В 1655 году он публикуетпервую часть своей философской системы – сочинение «О теле», трактующее вопросыметодологии, гносеологии, логики и физики. Вторая часть системы, «О человеке»,появилась в 1658 году. В последующие годы в жизни Гоббса происходилизначительные осложнения и неприятности. После смерти Кромвеля (1658) свершиласьреставрация Стюартов, снова объявивших англиканство официальной религиейкоролевства. Это сопровождалось усилением клерикальной реакции. Придворнаяклика не могла простить Гоббсу ни его примирения с Кромвелем, ни его атеизма.«Левиафан», «О гражданине» были внесены в папский «Индекс запрещенных книг».Против Гоббса начали судебное дело, но Карл II ограничился лишь запретом на печатание каких-либо новых книгфилософа.
Цель работы – изучитьполитическую философию Т. Гоббса.
Задачи работы:
1) охарактеризоватьсистему философии Т. Гоббса;
2) обозначить основныеидеи философии Т. Гоббса;
3) рассмотретьполитические взгляды Т. Гоббса.
1. Философскаясистема политики Т. Гоббса
Т. Гоббс не тольковоспринял антисхоластическую направленность учения Бэкона, но и способствовалдальнейшему отмежеванию философии от схоластики.
Во-первых, если Бэкон,отказавшись от так называемых целевых причин, которыми оперировала схоластикадля обоснования телеологического воззрения на природу, продолжает использоватьпонятие формы, то Гоббс отказывается и от бэконовских «форм», придавая значениелишь материальным и действующим причинам. Поэтому методологическое значениеГоббсова определения философии состоит в том, что познаниепричинно-следственных связей провозглашалось целью философской науки.Во-вторых, если философия, по Бэкону, изучает природу. Бога и человека, тоГоббс решительно преодолевает «теистические предрассудки» бэконовскогоматериализма в понимании предмета философии. Резко противопоставляя философиютеологии, Гоббс исключает из предмета науки всякое знание, имеющее своимисточником божественное откровение. Предметом философии является «всякое тело,происхождение и свойства которого могут быть познаны нами». Показательно то,что Гоббс, утверждая о несовместимости философии и теологии, не отказываетпоследней в праве на существование. Он просто исключает теологию из сферынаучного знания, которое в принципе для него является также и философскимзнанием.
Гоббс выделяет два видаявлений: естественные, поскольку они суть предметы природы; явления, которыевозникли благодаря человеческой воле и называются государством. Философия,таким образом, распадается на философию природы и философию государства.
2. Основныеидеи политической философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
Политическая философия,согласно Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мерерассуждает о каких-нибудь вещах». Но лишь немногие отваживаются обратитьсяк философии новой, оставившей позади прежние предрассудки. Вот этим-то людямГоббс и хотел придти на помощь. Философия, — по определению Гоббса, — естьпознание, достигаемое посредством правильного рассуждения (recta ratiocinatio)и объясняющее действия, или явления из известных нам причин, или производящихоснований, и наоборот, возможные производящие основания — из известных намдействий”. Итак, философия трактуется у Гоббса достаточно широко, дажерасширительно: как причинное объяснение. Для дальнейшего понимания того, чтотакое философия, по Гоббсу, требуется вникнуть в его толкование«правильного рассуждения». «Под рассуждением я подразумеваю исчисление.Вычислить — значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток привычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то же самое,что складывать или вычитать». Вот как Гоббс расшифровывает свое на первыйвзгляд не вполне обычное, но тем не менее распространенное в его веке и совсемне чуждое нашему столетию понимание рассуждения как «исчисления»мыслей, понятий (сложения и вычитания). Предположим, мы видим издали какой-топредмет, но видим его неясно. Но в своем «безмолвно протекающем мышлении»мы относим его к телам («складываем» с телами). Подходя ближе, видим,что это существо одушевленное и, услышав его голос и т.д., убеждаемся, чтоимеем дело с разумным существом. «Когда мы, наконец, точно и во всехподробностях видим весь предмет и узнаем его, наша идея его оказываетсясложенной из предыдущих идей, соединенных в той же последовательности, в какойязык складывает в название разумное одушевленное тело, или Человек, отдельныеимена — тело, одушевленное, разумное». Если мы складываем, скажем,представления: четырехугольник, равносторонний, прямоугольный, то получаемпонятие квадрата. Значит, дело состоит лишь в том, чтобы усвоить отдельнокаждое из представлений, понятий, а затем научиться складывать и вычитать их.Операция исчисления ни в коей мере не сводится к действиям с числами.«Нет, складывать или вычитать можно и величины, тела, движения, времена,качества, деяния, понятия, предложения и слова (в которых может содержатьсявсякого рода философия)». Прибавляя или отнимая понятия, мы мыслим.
Философия, толкуемаятаким образом, не сводится к чисто умственным, далеким от действительностидействиям — сложению, вычитанию, т.е. рассуждению или мышлению. Эта нашадеятельность позволяет уяснять действительные свойства, которыми одни телаотличаются от других тел. А благодаря такому познанию, благодаря теоремамматематики или знаниям физики человек способен достичь практического успеха.«Знание есть только путь к силе». В центр философии Томас Гоббсставит понятие тела. «Телом», согласно Гоббсу, может быть названа ибольшая совокупность вещей и явлений — например, можно говорить о«государственном теле». «Тело» — это то, что имеетсвойства, что подвержено возникновению или уничтожению. Опираясь на такоепонимание, Гоббс прежде всего изгоняет из философии целые разделы, которыепрежде в нее включались: философия исключает теологию, учение об ангелах,всякое знание, «имеющее своим источником божественное внушение илиоткровение». Философию Гоббс разделяет на две основные части — нафилософию природы (она «охватывает предметы и явления, которые называютестественными, поскольку они являются предметами природы») и философиюгосударства, в свою очередь подразделяемую на этику (которая «трактует осклонностях и нравах людей») и политику. Философия государства охватывает«предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силудоговора и соглашения людей».
На деле же оказывается,что философское исследование и изложение Гоббс начинает отнюдь не с физики и нес геометрии. А начинает он философию с глав и разделов, которые по традициисчитались всего лишь второстепенными частями, даже прикладными темамифилософии. Это учение «о наименованиях» (о «метках»,«знаках вещей») и концепция метода. Таким образом, проблемы слов,речи, знаковых средств, «обмена» мыслями оказались для Гоббсовойфилософии поистине фундаментальными.
Вместе с Декартом иСпинозой Гоббс признает, что человеческий индивидуальный познавательный опыт,поставленный перед необозримым множеством вещей и явлений, должен опираться нанекоторые «вспомогательные средства». Гоббс также считаетсубъективное, «конечное», индивидуальное познание внутренне слабым,смутным, хаотичным. «Каждый из своего собственного и притом наиболеедостоверного опыта знает, как расплывчаты и скоропреходящи мысли людей и какслучайно их повторение». Но обычная для того времени мысль обограниченности, конечности индивидуального опыта самого по себе отнюдь незаставляет Гоббса прибегнуть, как это делает Декарт, к вмешательству«бесконечного» божественного разума. Человек сам вырабатываетспециальные вспомогательные средства, во многом преодолевающие конечность,локальность, индивидуальность его личного познавательного опыта, — таковавесьма важная идея Гоббса. Каковы же эти средства? Для того чтобы избежать необходимостикаждый раз вновь повторять познавательные опыты, касающиеся одного и того жеобъекта или ряда сходных объектов, человек своеобразно использует чувственныеобразы и сами наблюдаемые чувственные вещи. Эти последние становятся, поГоббсу, «метками», благодаря которым мы в соответствующих случаях какбы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данногообъекта. Так осуществляется аккумуляция знаний: в каждом данном познавательномакте мы «оживляем», используем в сокращенной, мгновенной деятельностинаш собственный прошлый опыт. Познание индивида становится единым,взаимосвязанным процессом. Уже эта глубочайшая идея, которая пронизываетисследования Гоббса, делает его философию провозвестницей и непосредственнойпредшественницей усилий Локка и Юма, Лейбница и Канта.
Но Гоббс идет дальше.Если бы на земле существовал один-единственный человек, то для его познаниябыло бы достаточно меток. Но поскольку этот человек живет в обществе себеподобных, его собственная мысль с самого начала ориентирована на другогочеловека, других индивидов: замечая в вещах правильность, регулярность,повторяемость, мы обязательно сообщаем об этом другим людям. И тогда вещи ичувственные образы становятся уже не метками, а знаками. «Разница между меткамии знаками состоит в том, что первые имеют значение для нас самих, последние же — для других». Мы видим, что Томас Гоббс без всякой мистики связываетвоедино индивидуальный и социальный познавательный опыт.
Подобно тому как«реальностью» знака является для Гоббса имя, слово, эта единицаязыка, так и «реальностью» познания оказывается речь. Последняя исоставляет, по мнению Гоббса, специфическую «особенность человека».Соглашение людей относительно знаков и слов — вот единственное упорядочивающее,организующее начало, ограничивающее произвол речевой деятельности. Овладевречью, этой специфически человеческой формой социально обусловленного знания ипознания, человек приобретает, согласно Гоббсу, некоторые важные преимущества.Прежде всего, Гоббс, в соответствии с устремлениями современной ему науки,упоминает о пользе числительных, тех имен, которые помогают человеку считать,измерять, рассчитывать. «Отсюда для человеческого рода возникают огромныеудобства, которых лишены другие живые существа. Ибо всякому известно, какуюогромную помощь оказывают людям эти способности при измерении тел, исчислениивремени, вычислении движении звезд, описании земли, в мореплавании, возведениипостроек, создании машин и в других случаях. Все это зиждется на способностисчитать, способность же считать зиждется на речи». Во-вторых, продолжаетГоббс, речь «дает возможность одному человеку обучать другого, т.е.сообщать ему то, что он знает, а также увещевать другого или советоваться сним». «Третье и величайшее благодеяние, которым мы обязаны речи,заключается в том, что мы можем, приказывать и получать приказания, ибо безэтой способности была бы немыслима никакая общественная организация средилюдей, не существовало бы никакого мира и, следовательно, никакой дисциплины, ацарила бы одна дикость».
«Истина, — говоритГоббс, — не есть свойство вещей… она присуща одному только языку». Еслимышление сводится к произвольному обозначению вещей и сочетанию имен впредположениях, то истина неизбежно превращается в особое свойство высказываний,предложений, в свойство языка. И поскольку истинное мышление реализуется вязыковой форме, постольку Гоббс прав: мышление отдельного человека, несомненно,зависит от такого важного и универсального явления социальной реальности, какязык. В ходе Гоббсова анализа по сути дела отодвигается в сторону другойвопрос, над которым бьются Декарт и Спиноза: как, благодаря чему истинадобывается и обретает внутреннюю достоверность? При этом речь идет не о«принципах», «истинах» здравого смысла, но об основах тогдашнейнауки. Вопрос, следовательно, стоит иначе, чем у Гоббса: каковы свойства истины(и истинного познания), которые только обнаруживаются, а не формируются впроцессе коммуникации, т. е. в процессе «обмена» знаниями ипознаниями.
Но и Гоббс в своем произведении«О теле» в конце концов оставляет в стороне знаково-коммуникативную концепцию икак будто переходит собственно к физическому телу — к таким проблемам, каксвойство тела (акциденция), величина и место его, движение тел, пространство ивремя и т.д. Не будем забывать, что рассмотрение всей этой проблематики — частьГоббсовой философии природы.
Гоббса нередко именуютматериалистом, особенно в физике — в понимании физической вещи. В книге «Отеле» он — явно в противовес Декарту — дает такое определение: «теломявляется все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-точастью пространства или имеет с нею равную протяженность». Это определениетела сближает Гоббса с материализмом. Однако при «распутывании» такихсложных проблем, как, скажем, протяжение или материя, Гоббсу приходитсяотступать от прямолинейно материалистических позиций. Так, Гоббс различаетвеличину как действительное протяжение, а место — как протяжение воображаемое.О протяжении, пространстве, материи в целом он высказывается в духе ранее ужеразобранного и характерного для него способа мышления, который можно назвать«коммуникативно-знаковым номинализмом». «За исключением именинет ничего всеобщего и универсального, а следовательно, и это пространство вообщеесть лишь находящийся в нашем сознании призрак какого-нибудь тела определеннойвеличины и формы».
Первая часть философииприроды у Гоббса сводится к рассуждению о движении, где действительноглавенствует философия, тогдашней механистической физики и геометрии. Эта перваячасть также сводится к применению таких категорий, как причина и действие,возможность, и действительность. Для Гоббса это скорее«материалистическая», чем собственно физическая часть философииприроды. Но вот Гоббс переходит к разделу четвертому книги «О теле» — «Физика,или о явлениях природы». И он начинается опять не с тел физики, а с раздела «Обощущении и животном движении». Задача исследования тут определяется так:«исходя из явлений или действий природы, познаваемых нашими чувствами,исследовать, каким образом они если и не были, то хотя бы могли бытьпроизведены». «Феноменом же, или явлением, называется то, что видимо,или то, что представляет нам природа».

3. К политике Т. Гоббса
От природы все люди равныи имеют право на все. Поэтому, пока люди живут вне государства, находятся вестественном состоянии, вследствие их страстей, их равенства и права на всенеобходимое имеет место война всех против всех, состояние, в котором всепозволено, нет ничего правого или неправого. Но такое право никак не полезнолюдям, ибо оно имеет почти такое же действие, как если бы не было вовсеникакого права. Поэтому взаимный страх людей друг перед другом, вызываемыйтаким состоянием, и убеждение в крайнем вреде войны всех против всех и вневозможности достижения общей цели — сохранения жизни побуждают людей выйти изтакого состояния и искать мира. Поэтому люди отказываются от своего права навсе, связывают себя договорами, которые диктуются естественным и нравственнымзаконом, сохранять и осуществлять мир, который также предписывается разумом иестественным или нравственным законом для действий сообща. Но для этой цели, аименно для безопасности, сохранение которой требуют предписанные природой илиразумом законы, обусловливающие мир, недостаточно простою соглашения илиобщества без общей власти, которой подчиняются отдельные люди из страханаказания. Для этой цели требуется формальное единение (unio), которое связанос полным подчинением воли отдельных лиц единой воле. Поэтому единственноесредство к установлению и сохранению мира состоит в том, чтобы каждый всю своюсилу и власть перенес на одного человека или единое собрание людей и такимпутем все воли свелись бы к единственной, то есть, чтобы один человек (илисобрание) перенял на себя личность каждого отдельного человека, и каждыйпризнал себя ответственным за все действия, выполняемые этим лицом, и подчинялбы свою волю его воле и суждению.
Таким образом, всесоединяются в одну личность, и это соединение происходит путем договора, которыйкаждый заключает с каждым, как будто каждый говорит каждому: я переношу наэтого человека (или это собрание) мою власть и мое право управлять самим собойпри условии, что и ты перенесешь свою власть и свое право на то же лицо. Такимпутем толпа превращается в одну личность и возникает государство, тот великийЛевиафан, или смертный бог, которому мы обязаны всяким миром и всякой защитойпод властью бессмертного бога. Ни один гражданин, ни все вместе, за исключениемтого, чья воля означает всеобщую волю, не могут считаться государством.Государство лишь одна личность, воля которой, согласно договорам многих, имеетсилу всеобщей воли, чтобы она использовала силы и способности отдельных лиц дляобщей защиты и мира.
Собрание или человек,чьей воле отдельные люди подчинили свою волю, имеет абсолютно неограниченную,безраздельную власть в государстве. Ибо он имеет в своих руках меч правосудия,он законодатель, он назначает магистраты и государственных служащих,определяет, что справедливо или несправедливо, что есть зло или добро, изапрещает вредные для мира учения и мнения. Все, что он делает, должнооставаться безнаказанным. Он не связан законами государства, так как они егоповеления. Граждане не имеют ничего собственного, на что он не имел бы права,ибо его воля определяет волю отдельных лиц, и лишь государство есть источниксобственности. Те, кто имеет верховную власть в государстве, не могут причинитьгражданам несправедливости, ибо она состоит лишь в нарушении договоров, аверховная власть не связана никакими договорами. Ибо если, например, монархиявыводится из власти народа, который переносит свое право, то есть верховнуювласть на одного человека, то в этот момент, когда монарх получил от народасвою власть, народ перестает быть народом, то есть личностью, когда же исчезаетличность, исчезают и обязательства по отношению к ней.
Поэтому государствоолицетворяется в короле или вообще в верховной власти. Но чтобы получитьпонятие о государстве, весьма существенно различать народ и толпу. Народ один,имеет единую волю, ему можно приписать единое действие, но этого нельзя сказатьо толпе. Народ управляет в каждом государстве, народ господствует даже вмонархиях посредством воли одного человека, так как сам хочет этого; толпа жесостоит из граждан, подданных. В демократии и аристократии курия есть народ, атолпа — граждане. А в монархии подданные — толпа, король же народ. Поэтомусовершенно неправильно говорят, что государство взбунтовалось против короля,ибо это невозможно, только толпа может взбунтоваться против народа.
Впрочем, так какгосударство основано не ради себя самого, но ради граждан, ибо люди добровольновступили в государство, чтобы жить возможно приятнее, то единственный и высшийдолг правителей есть забота о благе народа.
Заключение
Гоббс одним из первых вфилософии нового времени прочертил ту линию, которая затем привела ккантовскому учению о явлении. Логика Гоббсова философствования здесь«физическая», «естественная», даже натуралистическая, новряд ли просто материалистическая: он полагает, что сначала надо рассмотретьчувственное познание, или ощущение, — т.е. начать надо с явления, феномена. Безэтого нельзя перейти собственно к исследованию тел Вселенной, т.е. к такимдействительно физическим сюжетам, как Вселенная, звезды, свет, теплота, тяжестьи т.д. Аргумент в пользу означенного порядка рассмотрения у Гоббса таков:«Если мы познаем принципы познания вещей только благодаря явлениям, то вконце концов основой познания этих принципов является чувственное восприятие».
Итак, философия Гоббса(что относится и к ряду других его современников) по замыслу должна былаотправляться от философии природы. И она отдала немалую дань проблемам, методамфизики и геометрии.
Однако при болеевнимательном подходе оказывается, что философия человека и человеческогопознания, учение о методе у Гоббса, как и во многих философских концепциях XVIIв., логически и теоретически выдвигались на первый план.
Внутри философии человекамыслители XVII в.
Списоклитературы
1. Агафонов В.П.,Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003. – 718 с.
2. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.: ТЕИС, 2003. — 504 с.
3. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000. – 648 с.
4. Гоббс Т. Избранныепроизведения: в 2 т. – М., 1964. Т. 1. – 448 с.
5. Философскийэнциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. — 2-е изд. — М.: Сов.энциклопедия, 2002. — 814 с.