Оглавление
Введение. 2
Глава1. Политический менеджмент как форма управления. 4
1.1 Понятиеполитического менеджмента. 4
1.2 Политико-технологическийпроцесс. 5
Глава2. Управление процессами коммуникации в политике. 8
2.1Политическая коммуникация. 8
2.2Роль СМИ в политико-коммуникативном процессе. 14
Глава3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности. 17
3.1.Понятиеполитической культуры… 17
3.2Роль политической культуры в политико-технологическом процессе. 23
Заключение. 26
Списоклитературы. 28
/>Введение
В этой работе рассматривается тема взаимоотношенияполитической культуры с политическими технологиями в рамках политическогоменеджмента.
Хочется отметить, что аналогичных исследований проведеноочень мало, в силу того, что политические дисциплины, особенно такиеузкоспециализированные как политический менеджмент или сравнительнаяполитология находятся только на стадии развития.
Тем не менее, этот факт ничуть не умаляет актуальноститемы исследования, а даже наоборот — открывает безграничные возможности дляпроведения исследования и всевозможных сравнений. Актуальность темы исследованияобусловлена тем, что политический процесс в современной
России носит многоуровневый и «многожанровый» характер,испытывает на себе давление различных факторов. В числе наиболее активных — политическаякультура, являющаяся модификатором политического процесса. Будучи компонентомполитической системы, политическая культура активно влияет на ее функцию — политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевыеустановки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социальногоразвития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.
Политическая культура как сложносоставной феноменрассматривается в этой работе с точки зрения политико-технологическогопроцесса. Политическая культура как отражение результатов коммуникативнойдеятельности информационного процесса является объектом исследование. Цельисследования состоит в доказательстве непосредственной связи между объектамиполитического менеджмента и политической культурой как результатомполитико-технологического процесса.
В первой главе рассматривается понятие политическогоменеджмента, его основные стороны и характеристики, приводится понятиеполитико-технологического процесса с точки зрения проведения коммуникационнойдеятельности в ходе политических событий. Во второй главе рассматриваетсянепосредственно этап политической коммуникации как центральной частиполитико-технологического процесса, приводятся примеры такой деятельности иосновные методы достижения цели в результате коммуникации. Описывается роль СМИв политическом процессе.
В третьей главе описывается политическая культура, еепонятие и роль в жизни общества, приводятся основные подходы к описаниюклассификации политической культуры, ее сущности и месте в политическомпроцессе.
В работе использованы материалы конференций, учебныепособия.
Междисциплинарный характер темы работы повлиял на формированиеего теоретической и методологической базы. Использованы диалектические, системно-исторические,онтологические подходы, совокупность принципов сравнительного, структурно-функционального,поведенческого, генетически-эволюционного, типологического анализа. Исходнымпараметром единства и неразрывности политической культуры и политического процессаавтор определяет политическую систему: политическая культура является ееорганичным компонентом, политический процесс — функцией. Исследование базируетсяна политологической, социально-философской, культурологической исоциологической научной традиции рассмотрения мира как единого целого в его взаимозависимости,преемственности, развитии и взаимосвязи. Также использован синтез методовполитологии, социологии, философии, культурологии, политической психологии, аксиологиии теории коммуникации.
/>Глава1. Политический менеджмент как форма управления
/>1.1 Понятиеполитического менеджмента
Политические процессы проистекают в условиях неопределенныхсобытий, начиная с предвыборных кампаний, когда основы демократического обществапредоставляют базу равноправной конкуренции. Наиболее вероятными выступаютустойчивые события, но и они не дают гарантий возможности избрания кандидата. Вистории человечества будущее никто не может гарантировать, есть только опытпрошлого. И даже когда тот или иной кандидат победил на выборах, опираясь нагарантии реализации своих возможностей и обещаний, заявленных в своейпредвыборной программе, может их не реализовать, по простой причине –отсутствия эффективного механизма их реализации. Политический менеджмент несет всебе специфические принципы неопределенности и отличается от других сфер менеджмента.Развитие институтов местного самоуправления в государственной системе России сиспользованием технологий политического менеджмента дает возможность более полноиспользовать людские ресурсы, как администрации, так и населения даннойтерритории.
Исследование политического менеджмента в настоящее времяосуществляется учеными-политологами, социологами, психологами. Для каждой изперечисленных групп ученых здесь есть свое поле научной деятельности.Политологи рассматривают политический менеджмент как прикладную политическуюнауку, как то ее направление, где осуществляется непосредственное соединениетеории и практики политической жизни. Социологи склонны видеть в политическомуправлении особый случай социального взаимодействия и готовы использовать дляего изучения богатейший методологический инструментарий, наработанный за последниедесятилетия. Психологи также не могли пройти мимо политического менеджмента,так как последний представляют собой особый случай психологического воздействияна личность. И даже управленческие науки, недавно обретшие самостоятельныйстатус, также касаются проблематики политического менеджмента.
Научное знание о политическом менеджменте предполагаетисследование факторов, подталкивающих людей воспроизводить данный видполитического управления в обществе, а также изучение особенностей этоговзаимодействия, тенденций его развития и условий эффективности, в том числеприменительно к конкретной ситуации.
В процессе становления и развития политическогоменеджмента стало появление специалистов, менеджеров, которые обладаютспециальными знаниями, умениями и навыками решения задач, направленных наповышение авторитета государственных и политических деятелей, на формирование вобщественном мнении позитивного образа политических организаций, на проведениелоббистских акций, на достижение политических союзов и выход из конфликтныхситуаций. Появление профессионалов в этой области стало возможным благодаря а)повышению значения политико-технологического управления, что привело к ростуспроса на соответствующих специалистов; б) «эмпирической революции в науке», позволившейна качественно новой основе готовить таких специалистов[1].
Другими словами, политический менеджер – это связующеезвено, которое обеспечивает связь между политиком – субъектом – и населением –объектом. Процесс, в который вовлечены эти три стороны получил название политико-технологическогопроцесса.
/>1.2 Политико-технологическийпроцесс
Управление, даже если с его помощью решается какая-то весьмаконкретная задача, всегда представляет собой процесс, т.е. определеннуюпоследовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие иреализацию управленческого решения. Политический менеджмент – не исключение, онобладает всеми общими чертами управленческого процесса, но вместе с тем имеет иряд своих особенностей. Политико-технологический процесс представляет собойпоследовательность взаимодействий, в которые, с одной стороны, осознанновступает субъект управления, преследующий определенные цели, а с другой –вовлекается объект, от действий которого зависит достижение поставленных целей.Политико-технологический процесс как сам оказывает влияние на политическийпроцесс, протекающий вокруг него, так и испытывает на себе влияние других, внешнихфакторов. Во-первых, культура, в которой человек вырос и развивался, традиции,в том числе политические, экология, экономика, географические факторы и пр.
Политико-технологический процесс – это прежде всеговзаимодействие между субъектом и объектом политических отношений в пространствеи времени. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер. Например,личные встречи с избирателями, и пр. Часто взаимодействия между управляющимсубъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта,а опосредовано, например, в виде телевизионной рекламы, газетных публикаций,распространяемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не меняет сутивоздействия на объект – в любом случае – преследуется определенная цель,которая достигается тем или иным образом.
Специфика управленческого взаимодействия заключается втом, что субъект играет в нем активную роль. Он стремится вовлечь вовзаимодействие определенные слои населения или социальные группы, предпринимаядля этого различные усилия. Однако управление в политике никогда неограничивается одним актом взаимодействия. Это – определеннаяпоследовательность взаимодействий разного характера, так как достижениеполитических целей требует от субъекта многоплановых действий, без которых обычноневозможно добиться изменения поведения объекта в нужном направлении. Основнымстержнем в модели политико-технического взаимодействия являетсякоммуникационный процесс – именно он обозначен причинами мотивации объекта,выражает его действия и направлен на достижение цели путем структуризацииинформации и донесения ее до объекта. Итак, процесс коммуникации является однимиз важных в политике – надо уметь его построить и донести основные идеи доцелевой аудитории. Именно обмен информацией способен создать устойчивые,прогнозируемые отношения между субъектом и объектом управления.
Рассмотрим подробнее процесс коммуникации в политике –основные моменты его построения.
/>Глава2. Управление процессами коммуникации в политике
/>2.1Политическая коммуникация
Политическая коммуникация представляет собой совокупностьпроцессов и явлений информационного воздействия и взаимодействия в сфереполитики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторовв обществе. Это некий процесс обмена информацией в социуме. Коммуникациявозникает при наличии информации, которая имеет источник и адресата.Коммуникация обладает целью управления имеющимися или планируемымиполитическими процессами.
Любой вид управления подразумевает коммуникацию, когда в роликоммуникатора обычно выступает субъект управления. Его умение организоватьдвижение потоков информации влияет в конечном счете на успех выполнения задач,решение которых было целью исходящей от него информации. На современном этапеполитико-технологическое управление основывается на цивилизованных способахманипуляции, где основным является коммуникационный процесс. В результатеименно он получает значимость в построении поведения и имиджа политическогодеятеля. Рассмотрим подробнее модель коммуникативного взаимодействия междусубъектом и объектом политических отношений.
Информация, планируемая к трансляции должна бытьотфильтрована и нести в себе определенную смысловую нагрузку. Она должна бытьнацелена на результат и ее содержание во многом зависит от объектовнаправленности воздействия. Если коммуникатор желает до биться определенногоэффекта, то он должен достаточно четко представлять себе, что он хочетсообщить. В политической управленческой деятельности этот этап самыйответственный, потому что именно на этой ступени, субъект управления,выступающий в роли коммуникатора, должен не только знать, что он хочет(например, победить на выборах), но и способ достижения поставленной цели (какпровести избирательную кампанию). Содержание его информационных сообщенийдолжно быть направлено не только на достижение поставленной цели, но и на обзорпроблем, решение и рассмотрение которых может заинтересовать потенциальногоучастника политической акции, избирателя, на которого направлена информационнаядеятельность, повлиять на его мотивацию.
Нередко случается так, что коммуникатор бывает заинтересованв сокрытии своих истинных целей и намерений. В этом случае, для того чтобыскрыть истинные намерения, подбор тем для информационной экспансии осуществляетсяс особой тщательностью. В любой серьезной политической кампании за содержаниеинформации, предназначенной для трансляции в массы отвечает не один человек, ацелая группа специалистов.
Уже готовая информация предоставляется для целевойаудитории в двух видах – вербальном и невербальное. Вербальная форма подачиинформации протекает в виде речи, невербальное – с помощью различных знаков,символов и звуков. Зачастую, используется смешанный поток вербальной иневербальной информации – например, видеоряд, сопровождающийся речью.
Вербальные коммуникации более естественны длячеловеческого сообщества, само мышление человека есть ни что иное, каквыражение своих ощущений, желаний в словах. Однако превращение информации изосмысленной идеи в сообщение требует известных усилий. Информацию необходимооформить с помощью языка, понятного целевой аудитории. К примеру, речь,изобилующая специфическими терминами более уместна для подготовленной аудитории,которая знает определение терминов и без труда сможет понять суть речи. Еслиречь идет о массовом слушателе, то следует использовать общеупотребительнуюлексику.
Отдельная информация изначально обладает крайне сложнойструктурой и не может уложиться в рамки привычных для обывателя понятий.Поэтому, облекая информацию в вербальное сообщение, ее отправитель устанавливаетрамки своей аудитории, либо прибегает к дополнительным невербальным средствам,чтобы сделать более эффективным достижение цели.
Но даже некоторые очевидные словосочетания могутсовершенно по-разному трактоваться людьми. Так, например, Фонд «Общественноемнение» решил выяснить, что понимается под словосочетанием «партия власти»,столь популярного у различных политиков и телекомментаторов. Оказалось, что 47%опрошенных не знают, что такое «партия власти». Подавляющее большинство имеетневерное представление. И только 6% опрошенных приблизились в своих определенияхк тому содержанию, которое вкладывают в это понятие те, кто его изобрел ипустил в ход, — «партия, на которую опирается власть», «власть поддерживающая»,«которая поддерживает президента»[2].В этом случае мы сталкиваемся не просто с отсутствием политической образованностиосновной массы населения, но и с отсутствием общей информированности людей. Ктовиноват и что делать в данной ситуации сказать сложно – никто не может обязатьграждан смотреть новости или интересоваться политикой – в этом случае имеетместо быть незаинтересованность в политической жизни собственной страны, чтообуславливается различными факторами, такими как нежелание политическихдеятелей принимать участие в просветительской деятельности, отсутствиеинформационной культуры у политических акторов – выступление большинствакоторых воспринимается несерьезно. В итоге, все эти факторы приводят котсутствию политической активности в обществе, а значит, к выводу о скудности иограниченности политической культуры общества.
В последнее время все чаще используются невербальныекоммуникации — это узнаваемые в социуме звуки, символы и знаки. К невербальнымкоммуникациям относятся также мимика, жесты, позы, способные передать внутреннееэмоциональное состояние человека. Невербальные коммуникации нередко позволяютпередавать значительно больше информации, чем хотелось бы. К примеру, жестымогут дать дополнительную информацию о темпераменте, культуре и здоровьечеловека и т.д.
Основная проблема коммуникативного взаимодействиязаключается в том, что получаемая объектом информация зачастую отличается отисходной. Имеет место быть искажение информации, посторонние шумы. В теорииинформации явление, связанное с искажением информации, называется шумом.
Для искажения информации может быть несколько причин.
Во-первых, искажение или прерывание поступленияинформации может быть следствием воздействия объективных внешних факторов –технического сбоя, неблагоприятной экологической ситуации, некомфортнаяобстановка, которая может препятствовать сосредоточению слушателей и пр.
Во-вторых, в искажении информации может быть повинен самотправитель, к примеру, если он оказался неспособным адекватно и понятно донестиее до получателя или выбрал не те каналы трансляции, не те печатные издания ипр.
В-третьих, препятствием может служить личность получателяинформации. Утомленность, ценностные ориентации, эмоциональные переживания,ограниченный словарный запас, отсутствие интереса — все это может помешатьвосприятию информации и все труды свести к нулю.
Коммуникативное взаимодействие становится болееэффективным, если между отправителем и получателем информации устанавливаетсяобратная связь. В этом случае идет отдача информации, что показывает насколькокорректно она дошла до получателя. Однако при проведении больших политическихкампаний, когда информация предназначается для широких масс и распространяетсяпри помощи технических средств, организация обратной связи выглядит оченьпроблематичной, ведь речь идет о миллионных аудиториях. Социологические опросы,мнения экспертов лишь отчасти позволяют уловить реакцию населения на ту илииную информацию.
Рассмотренная нами модель коммуникативного взаимодействияпозволяет понять общую логику развития коммуникационных процессов, связывающихсубъекта и объект политического управления. Знание этой логики помогает ввыявлении задач, которые необходимо уметь решать субъекту управления, чтобыобеспечить максимальную эффективность политико-технологического процесса.
В политико-технологическом процессе субъект управления лишенправа приказывать, принуждать. Он должен убеждать, склонять к определенномумнению, побуждать к действию, а для этого необходимо подкреплять основные идеиполитической кампании аргументами, фактами. Вот почему следующим шагом вуправлении коммуникационными процессами является разработка выбранных тем. Этотпроцесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема)начинают отрастать многочисленные ветви (сюжеты). Например, если одна из темпредвыборной кампании – честность кандидата, то разработка сюжетной линииозначает поиск или создание конкретных примеров, подтверждающих указанноекачество кандидата. Такими примерами могут быть: отказ кандидата от участия вакции, подготовленной лицами с сомнительной репутацией; разоблачение имвзяткодателя; публикация сведений о его доходах, его отказ участвовать внезаконной приватизации и т.п.
Итак, для политического деятеля, основные задачи во времяорганизации своего выступления сводятся к предварительной работе над речью –грамотному ее составлению, подбору лексики, использованию невербальныхспособов, выбора средства подачи информации. Обеспечение обратной связи вполитико-технологическом процессе также имеет очень важную роль. Во-первых,именно получая ответ на коммуникативную деятельность можно получить информациюоб ее эффективности, во-вторых, только организуя связь с объектом влияния можнополучить информацию о настроениях, политических симпатиях, установках,намерениях тех социальных групп, в отношении которых предпринимаетсяинформационное воздействие. Коммуникационные процессы по своей природе носятдвусторонний характер – иначе они теряют всякий смысл.
Люди, в отношении которых предпринимается управленческоевоздействие, являются источниками важной для субъекта управления информации,без которой невозможно выработать эффективную стратегию политической кампании,предпринять конкретные шаги по ее реализации. Однако сами люди, как источникинужной субъекту политиго-технологического управления информации, обычнопассивны, да и не обладают возможностями для публичного выражения своихнастроений, ценностных ориентаций, стереотипов и убеждений, поэтому дляполучения обратной связи субъекту управления приходится предпринимать особыеусилия[3].
Процесс организации обратной связи подчинен желанию, целисубъекта управления получить вполне определенное знание об объекте. Поэтомууправленческие усилия направляются на то, чтобы дать возможность индивидамвысказать и довести до сведения управляющего субъекта нужную ему информацию.Для этого создаются каналы для передачи такой информации, а также оказываетсяпомощь в ее кодировании, т.к. нередко люди испытывают затруднения при передачесмысла своих ощущений, бессознательных импульсов.
Однако искусство управления обратной связью заключаетсяне столько в создании разветвленной коммуникационной сети, сколько в уменииполучать нужную информацию своевременно. В ходе электоральных кампаний,например, неоднократно фиксировалось, что симпатии избирателей могут меняться,и если информация об этих колебаниях запаздывает, не доходит вовремя докандидата, то многие его тактические приемы просто перестают срабатывать.
Следует также учитывать и то, что внутри объектаполитико-технологического управления складываются и развиваются собственныекоммуникационные процессы. Люди общаются между собой, делятся новостями,рассказывают о своих политических симпатиях и антипатиях, по-своемуинтерпретируют телевизионные передачи и газетные статьи, передают слухи. Этикоммуникационные процессы неподконтрольны субъекту политико-технологическогоуправления, и даже хорошо налаженная обратная связь не позволяет уловить всехих особенностей и нюансов. Они создают особое шумовое поле, нередко причудливымобразом искажающее, распространяемую субъектом управления, информацию. В этомслучае политико-коммуникативный процесс становится просто захламленным.
Основным источником политико-коммуникативного процесса,который включает в себя этапы политико-технологического управления, обратнуюсвязь, элементы политического маркетинга, являются наиболее развитоеинформационное средство – Средства массовой информации (СМИ). Это могут бытьпечатные издания, радио, телевидение, а также реклама, которая окружает нассегодня всегда и везде.
/>2.2Роль СМИ в политико-коммуникативном процессе
СМИ являются частью современной действительности со всемиее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводятих. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастуюнесовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельнаягруппа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, нипокупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемымимнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.
Несомненно, совокупность программ и материалов СМИоказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его.
Общественность является не однородной массой, апредставляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек,включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками,установками, ориентациями, ценностями и вкусами.
Телевидение или газета — лишь один из многих элементов,связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать зату или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексомфакторов, среди которых социальная структура и форма политической системы,политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественногомнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- ивнешнеполитические условия, состояние экономики и т.д[4].
Главной особенностью развернувшейся в настоящее времяинформационной, или телекоммуникационной, революции стала замена одностороннейсвязи между отправителем и получателем информации многофункциональной идиалоговой связью, о чем говорилось выше, обеспечивающей новые возможности дляучастия в информационном обмене. Диалоговая связь организует обратную связь,делает коммуникативный обмен информацией доступным.
Взаимоотношения правительства и средств массовойинформации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о какихорганах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный периодвремени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация вмире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степенижурналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иныеценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки. Необходимоотметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственнойполитики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическимдеятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств являющихсяисточником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая частьжурналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитыхкапиталистических стран.
В то же время, СМИ достаточно активно используются вразличных политических играх, в политических баталиях и дискуссиях, припроведении политических выборов с целью политагитации и пр.
В этом случае, СМИ выступает в роли локомотива, которыйпродвигает вперед те или иные идеи, за которые заплачены деньги.
/>Глава3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности
/>3.1 Понятиеполитической культуры
Политическая культура представляет собой комплексисторически сложившихся устойчивых отношений в обществе, которые воплощают всебе опыт предыдущих поколений, установок, политических убеждений, моделейповедения в рамках политического процесса. Эти отношения обеспечиваютфункционирование и преемственность политической жизни общества. Политическаякультура определяет политическое настроение общества, способствует формированиюполитического мнения в обществе. Хотя и сам термин политической культурыпоявился лишь в прошлом веке, с древних времен идет формирование этого понятия.Все время существование политической власти в каком бы то ни было обществесопровождалось потребностью в изучении поведения руководимого общества – и вомногом наличие или отсутствие ответной реакции на тот или оной тип правленияявлялось результатом целенаправленной деятельности политического лица,направленной на общество.
Политическая культура — это не просто явление в обществе,это величина измерения политической активности общества, которая выполняетопределенные функции:
ценностно-ориентационную (интерпретация смыслаполитических значений);
нормативно-поведенческую (определение «рамок»политического поведения);
интеграционную (сплочение определенной социальнойобщности);
коммуникационную (осуществление взаимодействия субъектови институтов на основе символов и стереотипов);
воспитательную (формирует определенный тип политическогоповедения, адекватный данной политической системе).
Многие исследователи по разному подходят к определениюклассификации политической культуры. Трактовка политической культуры обладаетшироким спектром мнений, формулировок, разного рода определений:
Так, к примеру, психологический подход Г. Алмондарассматривает политическую культуру как набор психологических ориентаций насоциально – политические объекты и процессы, другими словами – как отношениеобщества к политическому процессу – оно может быть активным, участным илибзучастным. Это наиболее распространенная точка зрения на политическуюкультуру.
Комплексный подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер) политическойкультуре приписывает все происходящее в политике. Она либо идентифицируется сполитическим отношением, но своего содержания не имеет.
Объективистская (нормативная) трактовка (Д. Пол).Политическая культура определяется как совокупность принятых политическойсистемой норм и образцов политического поведения.
Эвристическая концепция С. Хантингтона понимает подполитической культурой гипотетическую нормативную модель желательногоповедения.
Социологический подход (Р. Карр, Д. Гарджер, Ю.Тихомиров) определяется политическую культуру как установочную поведенческуюматрица, в пределах которой функционирует политическая система.
Все эти подходы к определению политической культуры имеютместо быть, прежде всего, по причине того, что все они описывают поведение иреакцию общества в рамках политического процесса.
Политическая культура отдельной страны, как правило,формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способовполитического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способовобщественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората,а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационногоразвития общества и государства. Так, например, история государственногоразвития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма идемократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловиладостаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическуюактивность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность киспользованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокийпатриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая жевсеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимностивластей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность гражданк символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поискусогласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германииотличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовымрегуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элитза исполнение своих обязанностей и т.д.
В России также сложились определенные особенностиполитической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическимположением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительнойдистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политическойролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в.;на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожениетоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарнойинтеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторовразвития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это нетолько нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций,преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни,но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировымсообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству иразвитию российской цивилизации[5].
Другая причина, которая может объединять все эти подходызаключается в том, что политическая культура является реакцией на политическуюдеятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит татонкая грань, которая разделяет две стороны – политиков-акторов – которые врамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента иобъектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина вотдельности. Рассмотрим это подробнее.
Познавательные элементы политической культуры включаютзнание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных,государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и другихзаконов страны, программных положений крупных политических партий и другихобщественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений,происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структурыгосударственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан вобщественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущихполитических процессов международной жизни[6].
В настоящее время политическая культура российскогообщества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладаютнормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкийгражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизнинад механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертойсложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность кнесанкционированным формам политического протеста, предрасположенность ксиловым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованностьграждан в использовании консенсусных технологий властвования. Это состояниелегко объяснит тем, что с точки зрения политического режима и смены власти –России пришлось пройти сложный и тернистый путь от монархии до демократии закороткий срок. Мало кто заботился о сохранении «политического здоровья» нации,когда власть можно было взять практически голыми руками.
В результате, нам приходится строит все с нуля, сегодня восновном ориентируясь на западную модель общества. Политическая культура любогогосударства – это, прежде всего, набор составных элементов, которые составляютобщую целостность и ценность.
Ценностные элементы политической культуры воплощают:общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическимявлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретнойдеятельности в сфере политики; политическую самооценку. Т.е. все перечисленныеэлементы политической культуры отражают ту или иную политическую деятельность.
Поведенческие элементы политической культурыхарактеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственныхдокументов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборахсубъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различныхгосударственных и общественных органов и организаций (в штате или наобщественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятияхобщественно-политической деятельности, а также членство в политических партияхи общественно-политических организациях.
Каждый структурный элемент предполагает наличие ииспользование общих достижений человечества в политической сфережизнедеятельности общества. Можно сказать, что политическая культура – этошироко распространенные представления о политике, управлении и правительстве,образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Понимание этогопредставления приходит в общество из информации, которая поступает из СМИ. Мыможем судить о политической деятельности по поступкам и выполненным обещаниямтех политических деятелей, которых мы выбрали в момент, когда осуществлялсяпроцесс коммуникативного управления нашим выбором. А значит, последствия этоговыбора являются отражением действия политических менеджеров. Наиболее удачныедостигли своей цели и теперь формируют наше представление о власти. Но не стоитзабывать о том, что есть обратная связь и она как молот может качнутьсяобратно. Недобросовестные политики за всю истории России принесли множествонегативных моментов в современную политическую культуру российского общества.Именно благодаря потери веры в политическую справедливость на протяжении многихлет была низкая политическая активность у населения – было ощущениябезнадежности голосования и выборов как института вообще, поскольку былараспространена информация о фальсификации выборов и подсчета голосов. Этаситуация пугающая во многом – и не исключено, что неактивность населения былатоже чей-то запланированной PR-компанией. Эта ситуация ушла в прошлое – и это клучшему. Потому что нет ничего страшнее для государства, чем отсутствие веры внего людей.
Однако, не стоит путать гражданскую и политическуюкультуру. «Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В еерамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другиеиграют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт,что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных иприхожан не полностью вытеснены».[7]Поэтому будет функциональной известная степень пассивности и неучастия гражданв политической жизни.
Понятно, что политическая культура является достаточносложным феноменом, и ее нельзя сводить только лишь к пониманию поведения электората.Но в рамках раскрытия нашей темы, можно считать, что рассмотренная областьявляется следствием воздействия определенных факторов влияния политическихинформационных технологий.
/>3.2Роль политической культуры в политико-технологическом процессе
Политическая культура неразрывно связана с политическойдеятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ееосуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальныхгрупп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтомуполитическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупностьнекоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектовполитики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретныхполитических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах ирезультатах их действий[8].
Политическая культура — это не только один из важнейших институтов,составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей,формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющийна все сферы государственного и гражданского бытия. Анализ политической культурыкак фактора развития политического процесса позволяет найти ответы на ряд вопросов,имеющих значение для объективной оценки хода реформ, уточнения стратегии итактики развития страны.
Наибольшее влияние на формирование политической культуры,оказывают те ценностные установки, которые органично сочетают в себе традиционные,общечеловеческие, внеклассовые, внекорпоративные ценности и новую группу ценностей,носителями которых являются различные ассоциации, в том числе политические партии.Через систему выборов ценностные ориентации политических партий выносятся на судэлектората, что содействует «отбору» аксиологических компонентов политики.
Изменения в системе ценностей, в политической культуре вомногом предопределены социально-экономическими преобразованиями в обществе. В социумедоминирует идеологический подход к оценке экономических явлений, что обостряетпротиворечивый характер социально-экономического и политического процессов. С однойстороны, утверждение плюрализма собственности и расширение условий дляпредпринимательской деятельности способствует формированию и закреплению всоциуме компонентов политической культуры гражданского участия, с другой, — расслоениенаселения по уровню доходов и отношению к собственности порождает повышеннуюконфликтность политического процесса, замедляет процесс становления политическойкультуры гражданского согласия. Экономическая детерминация развития политическойкультуры проявляется в возникновении политических субкультур. В этом случае,политическая культура выступает в роли почвы для возникновения конфликтов. Сдругой стороны. Эти конфликты могут быть тем переломным моментом, которыйсподвигнет власти на действия, что может привести к смены направления развитияполитической культуры в целом.
Также стоит отметить, что сложившиеся в России культура политическогоуправления (политико-организационная характеристика управленческой деятельности)и политическая культура управления (политико-аксиологическая характеристика)воздействуют на выработку принципов управленческой деятельности, обеспечивают адаптациюсобственно управления по отношению к социальной системе. Демократические традициии ценности, утверждающиеся в основании политической культуры общества, модифицируютхарактер политического управления, выполняют роль своеобразного социальногорегулятора.
Как мы рассмотрели – политическая культура может бытьотражением протекающего политико-технологического процесса. Но поскольку этотпроцесс протекает в сильной зависимости от окружающей среды – от культуры, отсостояния общества и т.п., то можно также отметить, что этот процесс иразвивается в рамках существующей политической культуры. Получается, чтополитическая культура не только впитывает в себя результаты политико-технологическогопроцесса, но и сама порождает их. Мы имеем дело с взаимозависимостьюполитических методик друг от друга, что естественно в рамках развитиясовременного общества, где все взаимосвязано.
Политический процесс в современной России развивается подвоздействием ряда факторов, важнейшим из которых является политическаякультура. Будучи компонентом политической системы, она материализуется в политическомучастии и оказывает модифицирующее воздействие на
политический процесс, являющийся функцией политической системы.При этом сама политическая культура постоянно находится в состояниитрансформации, что, тем не менее, не мешает ей быть одним из ведущих факторовразвития политико-технологического процесса, и обеспечивать связь с другимиполитическими процессами.
/>Заключение
Рассмотренная в работе роль политической культуры в жизниобщества привела к заключению, что существует неразрывная связь междуполитической культурой и политико-технологическим процессом.
Политическая культура современного российского обществаоткрывает широкие возможности модифицирующего влияния на политическую сферу, материализуетсяв политической практике, во многом воздействует на характер и направленность политическогопроцесса, может определять политическое поведение индивидуумов и социальных групп.Одновременно с этим, возникает тенденция преобразования самой политическойкультуры под воздействием российских реформ.
Сущностные характеристики политической культуры современногороссийского являются фактором, влияющим на развитие политического процесса,преобразования в политической сфере. Политическая культура представлена как динамично,но противоречиво развивающийся феномен, который, с одной стороны, модифицируетполитический процесс, а, с другой, под влиянием реформ, обретает новоекачество.
А значит, политическую культуру можно рассматривать врамках политико-технологического процесса, воспринимать ее как первопричинувида коммуникативной функциональности между объектами и субъектами политическогопроцесса, а также как отражение политико-коммуникативно реальности.
Представляется, что подобный подход имеет «право на жизнь»по крайней мере в силу двух обстоятельств. Во-первых, политика, как и любаясфера человеческой деятельности, изначально содержит в себе коммуникационноеначало, которое проявляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «общения»различных субъектов политики – индивидов, различных социальных групп ивыражающих их интересы институтов по поводу установления, функционирования иизменения власти в обществе. Во-вторых, сущностной стороной феномена власти,ключевого предмета исследования в политической науке, являются, как известно,отношения руководства – подчинения.
Рассмотрение данной темы достаточно актуально на данныймомент, поскольку в современной России только начинают развиваться аспектыполитических технологий, утверждаться понятия и значения политической культуры,политического менеджмента и политического маркетинга.
В работе отмечается, что немаловажным фактором политико-культурологическогосвойства, оказывающим воздействие на управленческую деятельность в политическойсфере, является установление открытых и доверительных отношений между органами власти,местного самоуправления и управляемым населением. Внятность управленческих решений,предсказуемость власти, ожидаемость вариантов ее поведения в социуме — все это самымнепосредственным образом отражается на характере политического процесса.
В политическом управлении на одно из ведущих мест сегоднявыходит фигура политического менеджера, способного уловить основные закономерностиразвития общества, вектор социального прогресса, найти опору и поддержку впрогрессивных общественных слоях. Создание благоприятного образа власти, персоныуправленца, необходимость установления доверительных отношений между субъектом иобъектом — задача самой власти. Диалог власти и общества, основанная надемократических принципах модель управления, квалифицированный политическийменеджмент есть условие развития всей социальной системы, обретения нового качественногоуровня политической жизни.
В этом направлении предстоит проделать еще много работы,например, предусмотреть новые образовательные стандарты для полученияквалифицированных специалистов в сфере политического менеджмента.
/>Списоклитературы
1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. Т. II.М. 2000.
2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современнойРоссии: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.
3. Баталов Э.Я. Политическая культура: понятие и феномен. // Политика:проблемы теории и практики. – Вып. 7. – Ч. 2. – М., 1998.
4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М. 2000.
5. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки. М. 2000.
6. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М. 2002.
7. Мельник А.В. Политология. М. 2008.
8. Пеньков В.Ф. Проблемы российской модернизации: политико-культурный аспект// Общественно-политическая жизнь российской провинции. ХХ век. — Тамбов:Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 1996. Вып. II.
9. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М. 2002.
10. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М. 2000.