Политическая стабильность

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО КУРСУ:ПОЛИТОЛОГИЯ
«Политическаястабильность»
САМАРА 2006г.

Политическаястабильность – составная часть общего понятия стабильности государства.Синонимы «стабильности» – «постоянство», «неизменность», «устойчивость».«Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способностьнаселения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренниенеблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в техслучаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагироватьна любые общественно-экономические события» (А.И.Юрьев). К нарушениюпсихолого-политической стабильности приводит увеличение напряжения в проблемныхзонах общества. То есть наличие в обществе и эскалация дестабилизирующихфакторов. Уровень политической стабильности в обществе возможно измерить.Показателем политической стабильности является соотношение уровнясоциальной/политической агрессивности населения и уровня социальной/политическойподчиненности масс. Однако стабильность вовсе не обязательно означаетотсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пустьминимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха.Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться — отбалансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижностии неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделятьне только уровни или степень стабильности — нестабильности, но и различные типыполитической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическуюстабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и,во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую наосновании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой. Примеромпоследней могут быть некоторые политические режимы, функционировавшие вдосоветской и советской России. Российский опыт убеждает в том, чтоавторитарный харазматический лидер способен обеспечить стабилизацию общества напутях прорыва к новым рубежам социального и экономического прогресса. Правлениекого бы из сильных, реформистски настроенных политических лидеров мы не взяли —Петра I, Александра II, раннего Сталина — везде мы видим грандиозные социально-экономическиерезультаты, скорость свершения которых, не идет ни в какое сравнение с теми сроками,в какие подобные преобразования совершались на Западе. Однако стоило энергииверхов по каким-то причинам ослабеть, и развитие общества тормозилось, стабилизация
Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:
— Система связей между разными политическими субъектами, характеризуемая определеннойцелостностью и эффективностью функционирования самой системы.
— Упорядоченные процессы в политике, противоречивость и конфликтность которыхрегулируются с помощью политических институтов.
— Согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методовобщественного развития.
— Состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционированиивсех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованиемструктур, с качественной их определенностью.
— Совокупность политических процессов, обеспечивающих бытие и развитие политическихсубъектов в политической системе.
Следует так же обратиться к наиболее популярным подходам в определении политическойстабильности в западной политологии:
а). Прежде всего, стабильность понимается как отсутствие в обществе реальнойугрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих– в кризисной ситуации – справиться с ним.
Стабильность рассматривается также как функция демократии, включающей в себя,в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданскогообщества.
б). Стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительствав течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно,его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.
в). Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционногопорядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядокплюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития,при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняетсвои сущностные характеристики.
г). Стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системеили как наличие способности управлять ими, Иными словами, в стабильной системе либополитический процесс не приводит к радикальным переменам, либо – если таковые переменывсе-таки наблюдаются – они подчинены стратегии, заранее разработанной правящей элитой.
Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенныхпроблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Этоозначает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихсяусловиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность,устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклоненияв действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированныхнорм.
Политическую стабильность следует также понимать как составную часть общегосостояния стабильности государства. Данная трактовка понятия придает новое измерениеформирующейся концепции «устойчивого развития» общества. Политическая стабильность– обеспечивается не только действием собственно политических факторов, сбалансированностьюэлементов политической системы, устойчивостью политических отношений. Непременнымусловием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающимина территории страны и государства народами.
Стабильность соотносят с ситуативнымии оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость — со стратегическим,историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактическогои временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегическойустойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франциив феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временноеправительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадныхбоях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильностисвязаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественныхсил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующейформулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества.Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики,при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политическихфакторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данногобаланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегическойустойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являютсянеустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамикивыступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающийхарактер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы.Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распадгосударственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующимикланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивостьполитической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции:во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами,дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократическийконтроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политическихинститутов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому,что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резкоизменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость,и таким образом реформы приблизили революцию.
Политическаясистема не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельностьи инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорируетпри этом интересы большинства. В этом случае «она может держаться только насиле, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях». Ее субъективная деятельностьвступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводитк накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.
Конфликтыв функционировании политической системы играют неоднозначную роль. Их возникновениеявляется показателем определенного неблагополучия или обострившегося противоречия.Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политическойсистемы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализацииили разрешения. Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертойобщества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью”.
Этислова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести к межнациональнымконфликтам, которые трудно поддаются, какой бы то ни было, трансформации и последствия,которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины,их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них «существующаяили вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравныйдоступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобиии негативных стереотипов». Возникающее на такой основе межэтническое соперничествоможет приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачиваяустои политической системы общества.
Такимобразом, наличие действительных механизмов быстрого обнаружения, предотвращенияи разрешения конфликтов остается необходимым условием эффективного функционированияполитической системы и показателем ее стабильности.
Политическаясистема, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия,способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателемстабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативныевоздействия извне.
Основнымиформами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемаяспециальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление,шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействияизвне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добитьсяблагоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическуюсистему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарныхтрудностей и нерешенных проблем.
Вместес тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер,если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мировогосообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации,гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающихвыживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшениякачества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практикевызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позициии авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, таки внутри страны.
Функционированиеполитической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развитиямирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульсстабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшимобразом.
Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единстваКонституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФи одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблемасовременной многонациональной России.

Список литературы.
1. Жириков А.А.Политическая стабильность Российского государства. М., 1999.
2. Макарычев А.С.Стабильность и нестабильность при демократии: Методологические подходы и оценки.// Полис. – 1998. – № 1.
3. Павлов Н. А.Национальная безопасность. Этнодемографические факторы // Национальные интересы.– 1998. – №1.
4. Королева Г.И.Россия: в поиске формулы национального возрождения // Социально-политический журнал.– 1994. – № 1-2.