Политическая власть. Сущность и структура

/>
Тема:Политическая власть: сущность иструктура.
 
 
 Содержание
 Введение.
2 Природа власти.
3 Структура власти.
7
Виды власти
14 Заключение.
15 Литература.
16
Введение.
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику отдругих сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике,природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятсякому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своейтаинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным ксебе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Попробуем разобраться, что же такое«Политическая власть»,какова ее сущность и структура.   
Природа власти.Поведенческий подход.
Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителемкоторой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью или силой,обладание которой дает право на повелевание. Природа власти объясняетсябиологической и психической природой человека, а для придания ей большейвеличественности и могущества она наделяется такими ценностнымихарактеристиками, как божественный характер, справедливость, ответственность идр.Социологический подход.
Наиболее распространенным (в данном контексте) является определениевласти немецким социологом М. Вебером.
Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господстваи подчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенныхсоциальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлению другогоиндивида.  А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы  социальногосубъекта (до группы, организации, общества), обратил внимание на двехарактерные черты власти.
Первая – это способность принимать решения и добиваться ихобязательного выполнения.
Вторая – это способность общества мобилизовать свои ресурсы длядостижения общих целей. Поведенческое понимание власти.Бихевиоризм.
Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияниена политическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч.Мерриама,  Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Сам политическийпроцесс они рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти,в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических силобеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесияполитических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти. 
Основной тезис данных концепций: власть есть способ господствабессознательного над человеческим сознанием.
Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляярациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминированиеиррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности,стремления к разрушению и деструктивности.
Социологическое понимание власти.
Строится на анализе власти в контексте социальных условий еевозникновения  и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей,традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.Структурно-функциональный анализ.
Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает властькак отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловленовыполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. Приэтом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующеезанимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть выполняет ряджизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности,налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.Социальная конфликтология.
Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господства одногокласса и подчинение другого класса. Природа данного господства обусловленаэкономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системеобщества.
Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем.Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно болеемногообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы сказать: властьоказывается везде, где есть неравенство. 
В связи с этим власть следует отличать от господства.
«Господство» – более узкое понятие, чем «власть», и связано сприменением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии,экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может осуществлятьсяи без применения силы, основываться на авторитете (т.е. вероятностидобровольного подчинения).
Структура власти.
/>

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементыи характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может бытьотдельный человек, организация, общность людей, например, народ или дажемировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер:ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политическиеорганизации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственнопредставляющими во властных отношениях различные общественные группы и весьнарод, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями можетнарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже отприведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.).
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнениеили невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в немтребования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второговажнейшего элемента власти.
Объект власти.
Власть — всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, сдоминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Еслитакого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к нейсубъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствамипринуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пустькрайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, вчастности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть,сражаясь, чем жить на коленях».
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются отожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвованияопределяются, прежде всего, политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим являетсянеравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы властипредставляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать длявлияния на других». Т.е. ресурсы власти — это все те средства,использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии сцелями субъекта.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейшихоснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания илиубеждения.
Структурные основания политической власти — законы, суд,государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитетлидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическимпринципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:
üстрах,
üинтерес,
üубеждение.
Виды власти.
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов)могут использоваться в качестве оснований ее типологий.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ееделение в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:
üэкономическую;
üсоциальную;
üдуховно-информационную;
üпринудительную (которую часто называют политической в узкомзначении этого слова, хотя это не совсем точно);
üполитическую в широком, собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов, власть делится на:
üгосударственную;
üпартийную;
üпрофсоюзную;
üармейскую;
üсемейную и т.п.
По широте распространения выделяются:
üмегауровень — международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
üмакроуровень — центральные органы государства;
üмезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районныеи т.п.)
üмикроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:
üзаконодательная;
üисполнительная;
üсудебная.
 по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –
üдемократическая;
üавторитарная и т.п.
Взаимодействие политической и других властей.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
üлегальностью в использовании силы в пределах государства;
üверховенством, обязательностью решений для всякой иной власти.Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и другихучреждений или вовсе ликвидировать их;
üпубличностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, чтополитическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существуетв небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всемгражданам;
üмоноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. Вотличие от политической власти экономическая, социальная идуховно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическомобществе существует, как известно, много независимых собственником, социальныхфондов и т.п.;
üмногообразием ресурсов. Политическая власть, и особенногосударство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные икультурно-информационные ресурсы.
/>Виды власти
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режимозначает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществленияполитической государственной власти в обществе, характеризует степеньполитической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный типполитической системы, существующей в стране.
Режим — управление, совокупность средств и методов осуществленияэкономической и политической власти господствующего класса.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можнопровести классификацию:
üпо тому, в чьих руках власть;
üпо тому, как эта власть используется.
«Правильные» формы государства (по Аристотелю):
üмонархия (власть одного человека),
üаристократия (власть в руках немногих «лучших»),
üполития (власть большинства из средних в имущественном отношениилюдей).
«Неправильные» формы государства — те, при которых стоящие у властилюди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.
 
К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:
üтирания (власть в руках тирана),
üолигархия (у власти кучка богачей),
üдемократия (контроль общества (большинства) над властью).
Демократия понималась как форма государства, в котором властьпринадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такоепредставление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со временВеликой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам,а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основныхдемократических принципа: свобода и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификацийполитических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные идемократические. Типология политических режимов:
üдемократический политический режим;
üлиберальный политический режим;
üавторитарный политический режим;
üтоталитарный политический режим.
Заключение.
Власть — это специальный социальный институт, который упорядочиваетсоциальные отношения и поведение индивида. Политическая власть — определяетвоздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которымиобладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическаявласть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованныйхарактер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех,в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). Вотличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретнымисубъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массылюдей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общегосогласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединитьсяк властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Литература.
1.  Ильин В.В. Философия власти.МГУ 1993. 
2.  Мухаев Р.Т. Политология. –М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.
3.  Полунина Г.В. Политология. –М.: «Акалис»1996.
4.  Пугачев В.П., Соловьев А.И.Введение в политологию.
–М.,1995.
5.  Радугин А.А. Политология. –М.: Центр 1996.