Содержание.
Введение
3
Раздел 1. Понятие «политический конфликт», его классификация и функции
5
1.1. Понятие «конфликт»
5
1.2. Типология конфликта по различным критериям
5
1.3. Функции политического конфликта
8
Раздел 2. Стадии политического конфликта
10
2.1. Предконфликтная стадия
10
2.2. Конфликтная стадия
10
2.3. Разрешение конфликта
12
2.4. Послеконфликтная стадия
14
Раздел 3. Разновидности политических конфликтов: войны и революции
15
3.1. Война: понятие и классификации
15
3.2. Революции
16
Заключение
19
Библиографический список
20
Введение
Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Онаоформилась как самостоятельная наука лишь в конце 40-х годов ХХ века. Большоевлияние на становление политической науки оказала философия, социология, теориягосударства и права, история, политическая география[4.стр.11].
Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтовявляется политическая сфера, в которой развертываются многообразные властныеотношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
Проблема политического конфликта – одна из самых актуальных проблемсовременного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос овозможности управления политическими конфликтами и о способах их регулирования.
Однако прежде, чем ставить вопрос орегулировании политического конфликта, следует разобраться в его сущности какопределенного социального явления. Вполитологической литературе вопросу о понятии конфликта посвящено значительноеколичество работ как отечественных, так и зарубежных политологов. Однако,анализируя ее, следует констатировать, что одного более менее четкого,отражающего все стороны и признаки этого многогранного явления, определениянет. Единое, что присуще всем источникам, это указание на наличие стойкогопротивоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил.
Одно из определений политическогоконфликта содержится в «Политологическом словаре»: «Политическийконфликт – столкновение двух или более разноправленных сил с целью реализацииих интересов в условиях противодействия»[2.стр.142].
Конфликты могут возникнуть по многимпричинам. В качестве основных можно назвать следующие: различиенамерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий; зависть; ненависть; расовая,национальная и религиозная неприязнь;нехватка средств к существованию, вызывающая недовольство, протесты,забастовки, митинги и т.д., что нагнетает напряженность в обществе;следствиенепродуманной политики (принятие властными структурами поспешногорешения может вызвать недовольство большинства народа и способствоватьвозникновению конфликта) и др.[7].
Политический конфликт может иметьразрушительный характер, а может, наоборот, нести созидательную функцию, т.е.он в некоторых случаях позволяет преодолевать политические и социальныекризисы.
Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентациипридерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества,которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно,возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальныеконфликты исчезнут[7].
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, чтосуществование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнююфилософскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частьюбытия, главным двигателем общественного развития. Это значит, что конфликт — неаномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни,который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождаясоциальные изменения различного масштаба[7].
В современных условиях очень важно уметь решать конфликт с помощьюполитических компромиссов, исключая всякую вооруженную борьбу.
Раздел 1. Понятие «политический конфликт», его классификацияи функции
1.1 Понятие «конфликт»
Политические отношения носят разнообразный характер. Социальнаядифференциация общества, различие уровней дохода, власти, престижа и т. д.нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частьюобщественной жизни. Широкое распространение этого явления и обостренноевнимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальнойотрасли гуманитарного знания – конфликтологии. Конфликтология развиваетсяусилиями социологов, правоведов, экономистов, этнографов, историков, филологов,специалистов по проблемам управления и т. д. Значительная роль в развитии этойотрасли знания принадлежит и политологии. Перед политологией стоит задачанаучить людей управлять конфликтами, выработать способы и методы ихбезболезненного для общества разрешения. Но для того, чтобы решить эту задачу,необходимо, прежде всего, разобраться в природе социального конфликта вообще иполитического конфликта в частности[4.стр.280].
Само понятие «конфликт» берет свое начало от латинского слова «conflictus» — столкновение. Следуяэтимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс даеттакое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу междудействующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбыи средства, мобилизуемые каждой из сторон». Понятие политического конфликтаозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ кпринятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своихинтересов и признание их общественно необходимыми. Короче говоря, борьба за всето, что составляет власть и политическое господство[4. стр.280].
1.2. Классификация конфликта по различным критериям
Социальная жизнь насыщена многообразными конфликтами. Существуетмножество типологий конфликтов. В зависимости от сферы проявления различают экономические,социальные, культурные, конфессиональные, политические конфликты.
Политические конфликты многообразны, однако можно по различным критериямвыделить их определенные типы.
1. С точки зрения и областей проявления политические конфликты делятся на:
а) внутриполитические конфликты подразделяются на институциональные ивнеинституциональные, позиционные и оппозиционные, раскрывающие взаимодействиямежду различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитой,конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью),отражающей характер политических процессов, по которым разгорается спориндивидов и групп в сфере государственного управления или других сферобщественной жизни[4.стр.291].
б) внешнеполитические конфликты происходят в сфере международныхотношений. Субъектами внешнеполитических конфликтов могут выступать отдельныегосударства, группы государств или международные организации. Эти конфликтымогут проходить в виде локальных и мировых войн. Специфическими формамивнешнеполитических конфликтов выступают так называемые экономические войны:«торговая война», «таможенная война» и т. д.[4.стр.291].
2. С точки зрения места конфликта в политической системе выделяются:
а) институциональные, т.е. осуществляемые в рамках политической системы,субъектами выступают политические институты, организации, осуществляющие властьи руководство в рамках данной системы, подчиняющиеся единым правиламполитической игры, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы изанятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти,институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов – отдельныеэлементы политической системы и политика правящих кругов, не соответствующие вполной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Ихразрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Политическая жизнь современной Россиинаполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтовявляется длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт междуисполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельныхреспубликах и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходилпо линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик иместных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всехуровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавыесобытия октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликтаявляются выборы депутатов Федерального Собрания, а также исполнительной изаконодательной власти в регионах[4.стр.291-292].
б) субъектами неинституциональных внутриполитических конфликтов выступаютв одной стороны правящие элиты, выражающие их интересы партии, государственныеинституты, организации, лидеры, а с другой – внесистемная оппозиция: народныемассы, политически активные группы, радикальные организации власти идействующие за рамками общепринятых правил политические игры. Предметомконфликта в данном случае являемся существующая система государственной властив целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта либо победаправящего режима и уничтожение внесистемной оппозиции, либо смена политическойсистемы[4.стр.291-292].
3. По масштабу политических преобразований и характеру решаемых проблемполитические конфликты могут быть:
а) частичными. Их источником являются противоречия по поводу неосновных,конъюнктурных интересов и ценностей. В этих конфликтах участвуют лишь некоторыеинституты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные или незаинтересованныев разрешении определенных политических проблем[4.стр.292].
б) радикальными. Источником радикального конфликта являются противоречиямежду коренными политическими интересами и ценностями крупных социальных групп.Они вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институтыи значительные массы людей[4.стр.292].
4. С точки зрения публичности противоборствующих сторон следует различать:
а) открытые конфликты,выражающиеся в явных, внешнефокусируемых формах взаимодействия конкурирующихсторон. Например, в различных формах массового участия граждан в политическойжизни в виде манифестаций, забастовок и т.д.[4.стр.292]..
б) закрытые конфликты. В нихдоминируют теневые, закрытые для внешнего наблюдения взаимодействия соперничающихсторон при принятии политических решений. На поверхности они могут проявлятьсяпозже, например, в виде отставки видного чиновника, министра или кабинетаминистров и т.д.[4.стр.292]…
5. По формам разрешения политические конфликты могут быть насильственныеи мирные[4.стр.292].
6. По временным характеристикам конкурентные взаимодействия сторон могутбыть:
а) долговременными. Такой конфликт длится в течение большого периодавремени. Например, военно-политический конфликт в виде мировой войны[4.стр.292].
б) кратковременными. Конфликт может возникнуть и быть разрешен впредельно короткое время. Например, отставка министра в связи с публичнымразоблачением его неприглядной деятельности, порочащей правительство[4.стр.292].
7. В соответствии со строением и организацией формы правления можновыделить:
а) вертикальные конфликты характеризуют противоборство субъектов,принадлежащих к различным уровням власти, центральным и региональным элитам,органам федерального и местного самоуправления[4.стр.293].
б) горизонтальные конфликты характеризуют конкретное взаимодействиеоднопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, междуправящими партиями, членами одного политического объединения и т.д. [4.стр.293].
8. Содержательная типология предполагает выделение конфликтов похарактеру порождающих их причин. Здесь можно выделить национальные, расовые,религиозные конфликты, которые всегда принимают политический характер истановятся этнополитическими[4.стр.293].
1.3. Функции политического конфликта
Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов»подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную)функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяетосновные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются наактуальном состоянии общества и способствуют его развитию[4. стр.296]:
а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физическихграниц групп;
б) установление и поддержание относительно стабильной структурывнутригрупповых и межгрупповых отношений;
в) социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;
г) создание и поддержание баланса сил и, частности, власти;
д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иныхпроблемах и недостатках);
е) стимулирует нормотворчество и социальный контроль.
Среди основных функций конфликта, названных Л. Козером, хотелось быособенно подчеркнуть важное значение для политической жизни обществаинтегративной, информативной и инновационной функций.
Интегративная функция: политический конфликт влияет на соотношениеиндивидуальный и групповых интересов, способствует группообразованию, формированиюопределенных политических общностей. Соперничество тех или иных субъектов содними силами. как правило, вырастает в сотрудничество с другими силами. Таким образом,политический конфликт стимулирует формирование политических союзов, коалиций[4.стр.296].
Информационная функция. Эта функция имеет две стороны: сигнализирующую икоммуникативную. Сигнальная сторона заключается в том, что государственнаявласть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источникомконфликтов, предпринимать какие-то меры для решения этих проблем.Коммуникативная сторона заключается в том, что для обеих конфликтующих стороннеобходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии итактике своего соперника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя свой информационныйобмен, стороны волей-неволей усиливают коммуникативный обмен друг с другом,подавая гораздо больший объем информации о фактах и причинах, интересах ицелях, позициях и программах своего соперника Обмен информацией стимулируетдействия, способные поставить ситуации под контроль и тем самым преодолеть возникшеевозбуждение в политических процессах[4. стр.296].
Инновационная функция. С помощью конфликта можно преодолеть препятствияна пути экономического, социального или духовного преобразования общества ипродвинуться в его развитии. В результате конфликта происходит разрушение старыхобщественных противоречий, переход общества в новое качественное состояние. Подвоздействием конфликта формируются новые государственные институты, принимаютсяновые законы и иные правовые акты[4. стр.297].
Раздел 2. Стадии политического конфликта
2.1. Предконфликтная стадия
Политический конфликт, как и всякий другой конфликт, представляет собойдинамический процесс, который проходитнесколько этапов разрастания и разрешения.
Начальная фаза – предконфликтная – характеризуется формированиемконфликтной ситуации и обострением противоречий в системе межличностных игрупповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей иустановок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говоритьо скрытой фазе развития конфликта[4. стр.285].
Значительная группа отечественных конфликтологов (А.Зайцев, А.Дмитриев,В.Кудрявцев, Г.Кудрявцев, В.Шаленко) считают необходимым охарактеризовать этустадию понятием социальная напряженность. Социальная напряженность – это особоесоциально-психологическое состояние общественного сознания и поведенияиндивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуациявосприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональнойвозбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. Вкаждой форме социального конфликта могут быть свои специфические индикаторысоциальной напряженности. В политическом конфликте социальная напряженностьпроявляется в нарастании акций протеста: демонстраций, митингов, забастовок с требованиямиотставки правительства и президента, смены политического курса и т.д. Эти акциичасто носят несанкционированный характер, а организаторы и участники акцийигнорируют требования власти об их прекращении. Обострение социальнойнапряженности означает начало новой фазы развития конфликта[4. стр.285].
2.2. Конфликтная стадия
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнегособытия, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазепроисходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположностиих интересов, целей, ценностей и т. д. Конфликт переходит в открытую стадию ивыражается в различных формах конфликтного поведения[4. стр.286].
Конфликтное поведение – характеризует вторую, основную стадию развитияконфликта. Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобыпрямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей,намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознаниесвоих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формированиеустановки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установкиявляется задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этойфазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группыне только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжаяразрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий иотношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастаниемагрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, к откровеннойвраждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Такимобразом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протеканияконфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтноеповедение. Социальное напряжение на этой стадии может перерасти в политическийкризис. Политический кризис в масштабах политической системы – это основанноена нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее (массовое) недовольство ивозмущение деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали своюнеспособность решать проблемы, стоящие перед страной, народом, важнейшиевопросы их жизнедеятельности. Политический кризис означает потерю доверия масск своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партиии т. д. [4. стр.286-287].
Первая фаза конфликтного поведения порождает тенденцию к усилениюконфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешенияконфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазыконфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Делов том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтнойситуации, представления об оппоненте, его намерениях и ресурсах, о реакциивнешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтнойситуации, а не сама реальность является непосредственной психологическойдействительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтноговзаимодействия мог существенно изменить представления сторон, а себе, друг одруге и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны илиодна из них исчерпала свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служитстимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения.Следовательно, фаза «переоценкиценностей» является вместе с тем и фазой «выбора» [4. стр.287].
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения[4.стр.287]:
1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведениеконфликта до более высокой степенинапряженности;
2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию,переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне;
3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третьяпрограмма поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта – стадияразрешения.
2.3. Разрешение конфликта
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективнойситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменениесубъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Как ужеотмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полноеразрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективномуровнях, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этомслучае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяетсяориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяетсятолько внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительныеустановки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумнымиаргументами, либо санкцией третьей стороны[4. стр.287-288].
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможноуспешное разрешение конфликтов. Одним из важных условий является своевременныйи точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективносуществующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зренияанализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менееважным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречийна основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонамконфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг кдругу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждойгруппы и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы наболее широкой основе. Третьим, непременным, условием является поиск путейпреодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств иметодов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры сучастием третьей стороны и т. д.[4. стр.288].
Сейчас необходимо перейти к рассмотрению путей разрешения конфликтов и ихпоследствий. Решить конфликт можно двояко: социально-редуктивным (выключение,разъединение конфликтующих партий) и социально-продуктивным способом (усиление илидифференциация социальных отношений). Исключительно силовой подход к разрешениюконфликта, основанный на принципе «Если враг не сдается, то его уничтожают»,большинством кофликтологов признается как крайне непродуктивный. Ориентация наликвидацию противника в определенных случаях могла бы быть оправданнойстратегией. Но чаще всего она наносит ущерб самому победителю (если таковойимеется). В комплексном и динамическом обществе возможна только такая стратегияповедения и разрешения конфликта, которая не только исключает поражение, ноуказывает направления мобилизации социальной энергии, иными словами, решениеконфликта посредством изменения и дальнейшего развития социальных и предметныхсвязей[4. стр.289].
В конфликтология рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможныхсредства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешениюконфликта[4. стр.289-290]:
1. Средство убеждения. Они возможны, если противник готов действоватьиначе, поскольку пришел к убеждению, что это полено для него самого, непринимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанныхизменением внешней ситуации, а, также, не обращая внимания на то, что егозаставляют брать на себя какие-то обязательства по изменению своих действий.Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
2. Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь наинтересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся наобычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможностипредсказания поведения соперников. Основной недостаток – отсутствие достаточнойгибкости.
3. Материальное стимулирование – используется в зависимости от ситуации.Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперникисогласны на частичное достижение цели и хотят как-то компенсировать своипотери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которогоможно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимуществоэтого способа – а его гибкости. Недостаток – в его молом практическомприменении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.
4. Использование власти – применяется только ситуативно и только посредствомнегативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительностиприменяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваютсямежду собой.
Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чемлучше понимании, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространстводействий.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряетпроцесс разрешения конфликта[4. стр.290]:
1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждения содержательныхвопросов;
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальнойнапряженности;
3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
4) участники переговоров должны стремиться превратить содержательную искрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрываяпозиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обменамнениями;
5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисспредставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующиестороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либоуступок слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказатьобоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
2.4. Послеконфликтная стадия
Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этойстадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречийинтересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженностьи прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшениюсоциально-психологических характеристик, как отдельных групп, так имежгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровеньидентификации их членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе стем он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучшепонять их интересы, цели и побуждения[4. стр.290-291].
Раздел 3. Разновидности политических конфликтов: войны иреволюции
3.1. Война: понятие и классификация
Средиполитических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность этаобъясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт естьвойна, но всякая война — это конфликт. В военном энциклопедическом словаредается такое понятие войны: «Война – общественное политическое явление,продолжение политики насильственными средствами. Она затрагивает все сферыжизни и деятельности общества»[1. стр.151].
Войны классифицируются поопределенным группам на основании общности их однородных существенныхпризнаков. По социально-историческим признакам, прежде всего по политическомусодержанию, различают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные иреакционные. На основе разрешаемых в ходе вооруженной борьбы социальныхпротиворечий, характерных для каждой исторической эпохи, войны разделяют на гражданские,национальные, освободительные. По военно-техническим признакам: сиспользованием обычных средств войны и средств массового поражения; по способамведения военных действий: маневренные и оппозиционные; по масштабу – мировые илокальные; по продолжительности — скоротечныеи затяжные; по составу воюющих государств – двусторонние и коалиционные[1.стр.335].
В настоящее время остро стоит проблема терроризма. Терроризм – это однаиз форм вооруженных политических конфликтов. По словам Н.А.Петухова, зам. ПредседателяВерховного Суда, генерала-полковника юстиции: «В последние десятилетия в мирепроисходят процессы усиления терроризма, представляющего собой новую формуорганизованного насилия, направленного против демократических процессов вгосударстве и обществе, против государственного строя, общественнойбезопасности. Возникнув в 60-е годы, терроризм охватил одно за другим почти всегосударства Запада.… Государство должно делать все возможное, чтобыпредупредить террористические акции. уничтожить терроризм, как негативноеантичеловечное явление, искоренить источники поддержки и финансированиятерроризма»[5. стр.3].
Каждый год происходят дерзкие нападения террористов в разных странах.2005 год не является исключением. Одно из нападений в России случилось 13октября 2005 года в Кабардино-Балкарии. Вот как об этом нападении рассказано вгазете «Власть»: «Одновременное нападение сразу на 10 зданий, в которыхрасполагаются правоохранительные органы Кабардино-Балкарии началось около 9часов утра. Объектами атаки ваххабитов стали три городских отдела внутреннихдел, республиканские МВД и УФСБ, Центр по борьбе с терроризмом, управлениеисполнения наказаний, ОМОН, полк патрульно-постовой службы и Нальчикскийпогранотряд. Большую часть бандиты просто обстреляли, сосредоточив основнойудар на управлении ФСБ., Центре по борьбе с терроризмом и 3-м городском ОВД.Сотрудники именно этих ведомств понесли самые большие потери. Погибли и мирныежители, попавшие под шальные пули. Всего, по официальным данным, в Нальчикепогибло 12 мирных жителей и столько же сотрудников правоохранительных органов,более ста человек были ранены. По словам силовиков, было убито более 60боевиков, 17 взяты в плен»[6. стр.17].
3.2. Революции
Социальные изменения бывают двух типов – постепенные и скачкообразные. Постепенноепреобразование политического режима власти, общественного устройства, экономическогоуклада, образ и уровня жизни людей принято зазывать реформой. Напротив,глубокое качественное изменение в развитии общества или познания, связанное суничтожением основ прежней структуры, именуют революцией (от позднелатинского revolutio – переворот). Революция– это не путь количественного накопления признаков, а качественнаятрансформация прежнего уклада. Она затрагивает не форму, а содержаниеобщественной жизни. Революция – полное или комплексное изменение всех илибольшинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социальногостроя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход обществаиз одного качественного состояния в другое. Революции различаются масштабом,или своими размерами, областью принадлежности, субъектами осуществления иисторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не изменяются,то оценка реформы или революции может измениться на прямо противоположную. Такпроизошло с оценкой Октябрьской революции 1917 года[3. стр.320].
Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительнымпроцессом в истории человечества была, так называемая, неолитическая революция.Она представляла собой качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершилапереход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему(земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства икультуру. Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множествостран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят ккачественному изменению общества. Революция представляет одну из формколлективного сопротивления. Кратковременные революционные события именуюттакже социальными революциями, которые зачастую сопровождаются илиподготавливаются политическим переворотом. Социальная революция, затрагивающаяинтересы больших социальных групп в области культуры, называется культурнойреволюцией. В 1966 – 1976 годах в Китае проходила «культурная революция». Этаграндиозная компания было направлена против партийно-бюрократической иерархии.Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров ипоголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна[3. стр.321-3220].
Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другоемогут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная исоциалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкамотносятся научная революция, революция управляющих, революция в моде, революцияв сознании людей и т. п.
Самуэль Хантингтон (род. в 1927 г.) рассматривает революцию лишь как эпизод в глобальномпроцессе модернизации. Она выполняет несколько важных функций, в частностиреволюция ускоряет экономическое и социальное развитие общества, продвигает егопо пути индустриализации[3. стр.350].
Революции возникают там, где экономические и социальные реформы обгоняютполитические. Обычно сюда относят традиционное общество, вступившее на путьпреобразований. В нем недостаточно развиты политические институты, которыеоткрывают путь к политической карьере новым группам населения. Революция темвероятнее, чем больше пропасть между уровнем политической модернизации иуровнем политической активности граждан. Любой социальный класс, который невключен в политическую систему, потенциально революционен, полагает С. Хантингтон[3.стр.350].
Его типология революций включает два вида – западную и восточную. Упервых в состав