Политическое сознание и политическое бытие

Политическое сознание и политическое бытие.Политическое время и политическое пространство.

Политическаяонтология — учение о политическом бытии. В цент­ре внимания политическойонтологии находятся проблемы содержа­ния политического бытия, формы и способыего существования и раз­вития, особенности политического пространства иполитического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче­скогодетерминизма.
Понятие«политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такимипонятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность»,«политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используютсякак синонимы.
Политическойонтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней:уровень возможности политического бытия и уровень действительностиполитического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, онаобладает статусом политиче­ского существования и есть потенциальноеполитическое бытие; по­литическая действительность — актуальноеполитическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются какформы политичес­кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковойяв­ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы­тия»,каковой выступает политическая реальность.
Поспособу существования политическое бытие разделяется на институциональнуюсферу, политические отношения и политическое сознание.
Основныеполитические институты — это государство и полити­ческиепартии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре­гулированиеполитической деятельности, развитие политических про­цессов, а также отвечающиеза социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующиесоциально-политический порядок.
Политическиеотношения — взаимодействие субъектов политики поповоду обладания, исполнения и придания нужной направленности политическойвласти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы,слои, общности, также организации, ин­ституты и государство. Выделяютсяполитические отношения компро­мисса, консенсуса, кооперации, солидарности,соперничества, конфлик­та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из нихотносятся отноше­ния политического управления (между властвующими иподчиненными).
 
Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свойспецифический объект исследования — политиче­ское бытие и входит в основныецелеполагающие детерминанты поли­тической деятельности.
Спецификаполитического сознания в том, что оно не только от­ражает политическуюреальность — его функцией также является политическое целеполагание,прогнозирование и программирование по­литического бытия.
Политическое сознание — явление многогранное ипротиворечи­вое. В его структуре необходимовыделять теоретическое знание, т.е. научное осмыслениеполитических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятиеполитики, не имеющее концептуальной фор­мы,а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненногоопыта, некоторых элементарных политических знаний, со­циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи­чески связаны между собой, а их взаимодействиесоздает широкое и объемноемногообразие различных политических мировоззрений, предс­тавлений иориентации.
Политическое сознание не ограничивается толькоотражением и осознанием политического бытия,но содержит и предметное отноше­ниек нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действияразличных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникаетмно­жество вопросов: почему рациональные, логическивыверенные и впол­не реальные по своим целям и задачамконцепции зачастую игнориру­ются или активно отторгаются, а иррациональные,авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех,подхваты­ваются массами; почему происходитбыстрое забывание негативного историческогопрошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистическихпрактик вдруг захлестывает современное обще­ство, где на первый взгляд ужедавно нет места архаичному прошлому; почемуна место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политическиемифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имеяпредставление о том, что такоесознание и каким образом оно формируется. По этому поводуК. Юнг писал: «… современный человек на самом деле — это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическоесознание имеет сложную многомерную структуру: выделяютсобственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществетеорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей кполитическому строю, системе, а также к деятельностиполитических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как частьчеловеческой психики, находящейся вне прямо­го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, аохватывает сум­му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше­ния к власти. Политическое бессознательноесохраняется в форме ар­хетипов — эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми­фологических образах и отражающих взаимоотношенияс областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательногоисследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизмего формирования.
Актуальная и потенциальная политические реальностисуществу­ют в пространстве и времени.Политическое пространство в качестве формы существования политического бытиярассматривается полити­ческой философиейкак место, где разворачиваются политические про­цессы, как цель политических действий и как средстводля достиже­ния конкретных политических целей.
Политическое пространство — это многоуровневый, многомер­ныймир, в котором разворачиваются политические отношения по по­воду завоевания, использования и удержаниявласти.
Уточним,что в данном случае речь идет о политическом прост­ранстве как местесуществования политического бытия, о пространст­венном измерении политики.
Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизниэтноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, гдепроживает этнос, где формируются политические институ­ты, где добывают ииспользуют ресурсы, это «жизненное пространст­во», которое во многом определяетособенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьбаза пространство в большинстве случаев является главной причиной войн иконфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политическогопространства как цели или как средства условно можно выделить нес­колько его уровней по следующимкритериям:
— на политическом пространстве находятся политическиесубъекты;
— заполитическое пространство ведется борьба между политиче­скими субъектами;
— посредством политического пространства осуществляютсяполи­тические цели.
С развитием технических возможностей человекаполитическое пространство расширяется.
Политическоепространство структурно можно представить как:
— наземное пространство;
— водное пространство;
— воздушное пространство;
— космическое пространство;
— информационное пространство.
Можнотеоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства иполитического бытия:
— влияние пространства на формирование культуры, этноса,госу­дарстваи его политического устройства;
— пространство как цель политических интересов, отсюдагеостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмырасширения территории и защиты границ;
— пространство как совокупность взаимодействующихгосударств;
— пространство как взаимодействие цивилизаций имежцивилизационного пространства, гдеграницы этих образований определяют­ся социокультурным и религиозным факторами;
— пространство как территория государства, задачейкоторого явля­ется:
а)       обеспечитьбезопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон ирегионов;
б)       согласованиеинтересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепленияего безопасности;
–        пространство как совокупность регионов, где сучетом политической стратегии государства разрабатываются и используются при­родныересурсы.
Политическоепространство изучается геополитикой, геоэкономикой,политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остроощущается необхо­димость не толькодальнейшего развития этих направлений, но и — с учетом результатов ихисследования — формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политическогопространства, что возможно только при использовании методологии философскогоанализа.
Политическое пространство — это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастуюпротивополож­ные по своей направленности.Это временные потоки различных циви­лизаций, культур, поколений, а такжесоциальных, профессиональных, религиозных,национальных групп, у каждой из которых свой ритм про­живания и свое ощущение времени. Возможна ли координацияэтих вре­менных потоков и как она должна осуществляться в рамках политичес­кой деятельности, как воздействует политическоепространство/время на политическоебытие в целом и на субъектов политического простран­ствав частности?
Политическая онтология не только исследует типы времени,вре­менные ритмы и темпы развития политического бытия, но ивыявляет механизмы корреляции икоординации временных ритмов различных субъектовполитического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политическиепротиворечия.
Общетеоретическими принципами философского учения о поли­тическом бытии как составляющей бытия являютсяпринципы систем­ности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическаяон­тология исследует политическое бытие как развивающуюся,организо­ванную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы поз­воляютисследовать политическое бытие как постоянно претерпеваю­щее изменения, что ставит проблему соотношениязакономерности и случайности в егоразвитии и функционировании. Целью политичес­кой онтологии является также исследование диалектического взаимо­действия политического с другими сферами бытия,выявление их форм и механизмов взаимосвязи.
Возможно выделить несколько уровней измеренияполитического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтоло­гией; антропологическое — политической антропологией;нравствен­ное — политической этикой;ценностное — политической аксиологией.
 
Политическоевремя
Исследованиясовременной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается»субъектами различно, в зависимости от характераи особенностей конкретной системы: в биологической сис­теме временные ритмы детерминируютсяфизиологическими процес­сами; вэкономической системе оно определяется временем протека­ния экономических реформ и технологическихукладов; в социальной системе — детерминировано социокультурным кодом, сформирован­ным культурнойматрицей.
Хронополитика,исследуя временные характеристики культур, определяющихтемп и ритм политических и экономических процессов.
сталкиваетсяс тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных раз­ным поколениям и этническим, религиозным исоциальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастуюпротивополож­ные временные потоки, но и скоординировать их, сформировавобщую перспективу развития социума какединого организма.
Каждая цивилизация имеет свое историческое время, тоускоряя, то замедляя его темп, тоотставая, то приближаясь к общеисторическо­му времени. Это является причинойнесовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно яркоподтвердил миро­вой опыт модернизации. Большинство странлибо вынуждено отказать­ся от опытамодернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальныхособенностей, и одна из причин — различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближениеи объединение в «цивилизационныеузлы» возможно только для тех.социальных сис­тем, культура которых имеетсходные временные ритмы. Ускорение глобализационныхпроцессов усиливает важность и актуальность ис­следований в областихронополитики.
Хронополитикаисследует темпы и ритмы политического разви­тиясоциума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязьмежду типом распределения общественного вре­мени и социальными иполитическими процессами.
Политическая сфера — область, где пересекаются и взаимодейст­вуютразличные аспекты бытия, поэтому исследование феномена по­литического временивозможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, атакже характер его протекания в различ­ных системах и в разных фазах ихразвития.
 
Типывремени
Проблемавремени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены вфилософском споре. Пер­вую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и еепринято называть субстанциальной концепцией:пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующиенаряду с материей и неза­висимо от нее, а отношение между пространством,временем и матери­ей представлялось как отношение между самостоятельнымисубстан­циями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств про­странства и времени от характера и динамикипротекающих матери­альных процессов. Согласно теории Ньютона,«абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности,безо всякого отношения к чему-либо внешнему,протекает равномерно и иначе на­зывается длительностью»1.Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, какпространственное качество.
Вторуюконцепцию называют реляционной (от relation- отноше­ние). Аристотель, Лейбниц, Гегель иих последователи понимали прост­ранствои время не как самостоятельные сущности, а как системы отно­шений, образуемых взаимодействующими материальнымиобъектами.
Всовременной науке реляционная концепция имеет естественно­научное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственнуюсвязь прост­ранства и времени с движущейся материей и друг сдругом.
Теория относительности обнаружила существенную сторонупространственно-временных отношений материального мира, выявив глу­бокуюсвязь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельнопространство и от­дельно времявыступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости отхарактера движения тел.
Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущеевезде и всегдаодинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, теммедленнее идет вре/>мя в данной системе по сравнению с другой системой, движущейсяс меньшейскоростью.
Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит:про­странство и материя не существуют без материи, их метрические свой­ства создаются распределением и взаимодействиемматериальных масс, т.е. гравитацией.Геометрия пространства-времени определяется харак­тером ноля тяготения, которое в свою очередь определеновзаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение отевклидовой метрики) и замедление ходавремени. Заданной геометрией пространст­ва-времени задается ихарактер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматическизадается характер простран­ства-времени. Степень искривления зависит отмассы тела, а поскольку, теорииотносительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и навремя в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структурапространст­ва-времени зависит отраспределения вещества во Вселенной.
Благодаря специальной и общей теории относительности всовре­менную физику вошли такие новые представления о времени,как мно­гомерность,обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событийво времени и т.д.
В80-е гг. XX столетия физики пришлик выводу, что специальная теорияотносительности не только не отрицает существование частиц, движущихсябыстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили названиетахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событийможет иметь как прямое, так и обратное направление (о взаи­мопревращениипричины и следствия в диалектике говорилось давно).
Оригинальноетолкование времени содержалось и в трактовке по­зитрона как электрона,движущегося вспять во времени. По мнению отечественногоученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространствоже мо­жет обладать не только геометрическими свойствами, но у него могутбыть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать… что увремени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам времяможет воздей­ствовать на физические системы, на вещество и становиться активнымучастником мироздания».
Наибольшуюроль в современных представлениях о времени игра­ет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимыхпроцессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача,трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал круше­ние линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожийпоследовательно раз­вил концепциювнутреннего времени для классических динамических систем с сильнойнеустойчивостью (это может быть Вселенная, в кото­рой распространяютсядиспергирующие световые волны, либо химиче­ский реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социаль­наясистема).
С точки зрения синергетического подхода любаясамоорганизую­щаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физическо­говремени в системе происходят различные изменения (фазовые пере­ходы,бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, услож­нение, иерархическая перестройка и т.д.), которыепорождают собст­венное время системы. Это время есть выражение динамики измене­ний системы как целого. Поскольку самоорганизующаясясистема про­ходит через точки бифуркации ив эти моменты характер поведения системыкардинальным образом изменяется, то и значения времени сис­темыбудут меняться.
Согласноданному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбран­ного ине реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каж­дый моментвремени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии — пото­ков энергии, освобождающейся в ходе разложениявысокоорганизо­ванной материи в низкоорганизованную. Тем самым системавладеет информацией о многих состояниях: какпрошлых, так и будущих. В те­чение своей жизни система проходит ряд ключевыхбифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивыхветвей даль­нейшего развития системы.Информация об этом моменте переносится доследующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот моментобладает свойствами этого момента времени»2.
В точке бифуркации существует целая комбинация возможныхсос­тояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытыхсистем генерируетсяновая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» — этодеградированное «прошлое».
Этатеория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует мно­жество открытых систем и находятся они в разныхфазах своего воз­раста,индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.

Политическое сознание и политическое бытие

Политическое сознание и политическое бытие.Политическое время и политическое пространство.

Политическаяонтология — учение о политическом бытии. В цент­ре внимания политическойонтологии находятся проблемы содержа­ния политического бытия, формы и способыего существования и раз­вития, особенности политического пространства иполитического времени, типы измерения политического бытия, специфика политиче­скогодетерминизма.
Понятие«политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такимипонятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность»,«политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используютсякак синонимы.
Политическойонтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней:уровень возможности политического бытия и уровень действительностиполитического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, онаобладает статусом политиче­ского существования и есть потенциальноеполитическое бытие; по­литическая действительность — актуальноеполитическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются какформы политичес­кого бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковойяв­ляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бы­тия»,каковой выступает политическая реальность.
Поспособу существования политическое бытие разделяется на институциональнуюсферу, политические отношения и политическое сознание.
Основныеполитические институты — это государство и полити­ческиепартии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и ре­гулированиеполитической деятельности, развитие политических про­цессов, а также отвечающиеза социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующиесоциально-политический порядок.
Политическиеотношения — взаимодействие субъектов политики поповоду обладания, исполнения и придания нужной направленности политическойвласти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы,слои, общности, также организации, ин­ституты и государство. Выделяютсяполитические отношения компро­мисса, консенсуса, кооперации, солидарности,соперничества, конфлик­та, вражды, войны и т.д. К числу центральных из нихотносятся отноше­ния политического управления (между властвующими иподчиненными).
 
Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свойспецифический объект исследования — политиче­ское бытие и входит в основныецелеполагающие детерминанты поли­тической деятельности.
Спецификаполитического сознания в том, что оно не только от­ражает политическуюреальность — его функцией также является политическое целеполагание,прогнозирование и программирование по­литического бытия.
Политическое сознание — явление многогранное ипротиворечи­вое. В его структуре необходимовыделять теоретическое знание, т.е. научное осмыслениеполитических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятиеполитики, не имеющее концептуальной фор­мы,а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненногоопыта, некоторых элементарных политических знаний, со­циально-психологических установок. Эти пласты восприятия органи­чески связаны между собой, а их взаимодействиесоздает широкое и объемноемногообразие различных политических мировоззрений, предс­тавлений иориентации.
Политическое сознание не ограничивается толькоотражением и осознанием политического бытия,но содержит и предметное отноше­ниек нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действияразличных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникаетмно­жество вопросов: почему рациональные, логическивыверенные и впол­не реальные по своим целям и задачамконцепции зачастую игнориру­ются или активно отторгаются, а иррациональные,авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех,подхваты­ваются массами; почему происходитбыстрое забывание негативного историческогопрошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистическихпрактик вдруг захлестывает современное обще­ство, где на первый взгляд ужедавно нет места архаичному прошлому; почемуна место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политическиемифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имеяпредставление о том, что такоесознание и каким образом оно формируется. По этому поводуК. Юнг писал: «… современный человек на самом деле — это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическоесознание имеет сложную многомерную структуру: выделяютсобственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществетеорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей кполитическому строю, системе, а также к деятельностиполитических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как частьчеловеческой психики, находящейся вне прямо­го рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, аохватывает сум­му психического опыта всех предшествующих поколений и их отноше­ния к власти. Политическое бессознательноесохраняется в форме ар­хетипов — эмоциональных моделей, находящих свое выражение в ми­фологических образах и отражающих взаимоотношенияс областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательногоисследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизмего формирования.
Актуальная и потенциальная политические реальностисуществу­ют в пространстве и времени.Политическое пространство в качестве формы существования политического бытиярассматривается полити­ческой философиейкак место, где разворачиваются политические про­цессы, как цель политических действий и как средстводля достиже­ния конкретных политических целей.
Политическое пространство — это многоуровневый, многомер­ныймир, в котором разворачиваются политические отношения по по­воду завоевания, использования и удержаниявласти.
Уточним,что в данном случае речь идет о политическом прост­ранстве как местесуществования политического бытия, о пространст­венном измерении политики.
Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизниэтноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, гдепроживает этнос, где формируются политические институ­ты, где добывают ииспользуют ресурсы, это «жизненное пространст­во», которое во многом определяетособенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьбаза пространство в большинстве случаев является главной причиной войн иконфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политическогопространства как цели или как средства условно можно выделить нес­колько его уровней по следующимкритериям:
— на политическом пространстве находятся политическиесубъекты;
— заполитическое пространство ведется борьба между политиче­скими субъектами;
— посредством политического пространства осуществляютсяполи­тические цели.
С развитием технических возможностей человекаполитическое пространство расширяется.
Политическоепространство структурно можно представить как:
— наземное пространство;
— водное пространство;
— воздушное пространство;
— космическое пространство;
— информационное пространство.
Можнотеоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства иполитического бытия:
— влияние пространства на формирование культуры, этноса,госу­дарстваи его политического устройства;
— пространство как цель политических интересов, отсюдагеостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмырасширения территории и защиты границ;
— пространство как совокупность взаимодействующихгосударств;
— пространство как взаимодействие цивилизаций имежцивилизационного пространства, гдеграницы этих образований определяют­ся социокультурным и религиозным факторами;
— пространство как территория государства, задачейкоторого явля­ется:
а)       обеспечитьбезопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон ирегионов;
б)       согласованиеинтересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепленияего безопасности;
–        пространство как совокупность регионов, где сучетом политической стратегии государства разрабатываются и используются при­родныересурсы.
Политическоепространство изучается геополитикой, геоэкономикой,политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остроощущается необхо­димость не толькодальнейшего развития этих направлений, но и — с учетом результатов ихисследования — формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политическогопространства, что возможно только при использовании методологии философскогоанализа.
Политическое пространство — это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастуюпротивополож­ные по своей направленности.Это временные потоки различных циви­лизаций, культур, поколений, а такжесоциальных, профессиональных, религиозных,национальных групп, у каждой из которых свой ритм про­живания и свое ощущение времени. Возможна ли координацияэтих вре­менных потоков и как она должна осуществляться в рамках политичес­кой деятельности, как воздействует политическоепространство/время на политическоебытие в целом и на субъектов политического простран­ствав частности?
Политическая онтология не только исследует типы времени,вре­менные ритмы и темпы развития политического бытия, но ивыявляет механизмы корреляции икоординации временных ритмов различных субъектовполитического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политическиепротиворечия.
Общетеоретическими принципами философского учения о поли­тическом бытии как составляющей бытия являютсяпринципы систем­ности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическаяон­тология исследует политическое бытие как развивающуюся,организо­ванную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы поз­воляютисследовать политическое бытие как постоянно претерпеваю­щее изменения, что ставит проблему соотношениязакономерности и случайности в егоразвитии и функционировании. Целью политичес­кой онтологии является также исследование диалектического взаимо­действия политического с другими сферами бытия,выявление их форм и механизмов взаимосвязи.
Возможно выделить несколько уровней измеренияполитического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтоло­гией; антропологическое — политической антропологией;нравствен­ное — политической этикой;ценностное — политической аксиологией.
 
Политическоевремя
Исследованиясовременной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается»субъектами различно, в зависимости от характераи особенностей конкретной системы: в биологической сис­теме временные ритмы детерминируютсяфизиологическими процес­сами; вэкономической системе оно определяется временем протека­ния экономических реформ и технологическихукладов; в социальной системе — детерминировано социокультурным кодом, сформирован­ным культурнойматрицей.
Хронополитика,исследуя временные характеристики культур, определяющихтемп и ритм политических и экономических процессов.
сталкиваетсяс тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных раз­ным поколениям и этническим, религиозным исоциальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастуюпротивополож­ные временные потоки, но и скоординировать их, сформировавобщую перспективу развития социума какединого организма.
Каждая цивилизация имеет свое историческое время, тоускоряя, то замедляя его темп, тоотставая, то приближаясь к общеисторическо­му времени. Это является причинойнесовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно яркоподтвердил миро­вой опыт модернизации. Большинство странлибо вынуждено отказать­ся от опытамодернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальныхособенностей, и одна из причин — различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближениеи объединение в «цивилизационныеузлы» возможно только для тех.социальных сис­тем, культура которых имеетсходные временные ритмы. Ускорение глобализационныхпроцессов усиливает важность и актуальность ис­следований в областихронополитики.
Хронополитикаисследует темпы и ритмы политического разви­тиясоциума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязьмежду типом распределения общественного вре­мени и социальными иполитическими процессами.
Политическая сфера — область, где пересекаются и взаимодейст­вуютразличные аспекты бытия, поэтому исследование феномена по­литического временивозможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, атакже характер его протекания в различ­ных системах и в разных фазах ихразвития.
 
Типывремени
Проблемавремени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены вфилософском споре. Пер­вую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и еепринято называть субстанциальной концепцией:пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующиенаряду с материей и неза­висимо от нее, а отношение между пространством,временем и матери­ей представлялось как отношение между самостоятельнымисубстан­циями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств про­странства и времени от характера и динамикипротекающих матери­альных процессов. Согласно теории Ньютона,«абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности,безо всякого отношения к чему-либо внешнему,протекает равномерно и иначе на­зывается длительностью»1.Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, какпространственное качество.
Вторуюконцепцию называют реляционной (от relation- отноше­ние). Аристотель, Лейбниц, Гегель иих последователи понимали прост­ранствои время не как самостоятельные сущности, а как системы отно­шений, образуемых взаимодействующими материальнымиобъектами.
Всовременной науке реляционная концепция имеет естественно­научное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственнуюсвязь прост­ранства и времени с движущейся материей и друг сдругом.
Теория относительности обнаружила существенную сторонупространственно-временных отношений материального мира, выявив глу­бокуюсвязь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельнопространство и от­дельно времявыступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости отхарактера движения тел.
Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущеевезде и всегдаодинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, теммедленнее идет вре/>мя в данной системе по сравнению с другой системой, движущейсяс меньшейскоростью.
Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит:про­странство и материя не существуют без материи, их метрические свой­ства создаются распределением и взаимодействиемматериальных масс, т.е. гравитацией.Геометрия пространства-времени определяется харак­тером ноля тяготения, которое в свою очередь определеновзаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение отевклидовой метрики) и замедление ходавремени. Заданной геометрией пространст­ва-времени задается ихарактер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматическизадается характер простран­ства-времени. Степень искривления зависит отмассы тела, а поскольку, теорииотносительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и навремя в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структурапространст­ва-времени зависит отраспределения вещества во Вселенной.
Благодаря специальной и общей теории относительности всовре­менную физику вошли такие новые представления о времени,как мно­гомерность,обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событийво времени и т.д.
В80-е гг. XX столетия физики пришлик выводу, что специальная теорияотносительности не только не отрицает существование частиц, движущихсябыстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили названиетахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событийможет иметь как прямое, так и обратное направление (о взаи­мопревращениипричины и следствия в диалектике говорилось давно).
Оригинальноетолкование времени содержалось и в трактовке по­зитрона как электрона,движущегося вспять во времени. По мнению отечественногоученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространствоже мо­жет обладать не только геометрическими свойствами, но у него могутбыть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать… что увремени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам времяможет воздей­ствовать на физические системы, на вещество и становиться активнымучастником мироздания».
Наибольшуюроль в современных представлениях о времени игра­ет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимыхпроцессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача,трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал круше­ние линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожийпоследовательно раз­вил концепциювнутреннего времени для классических динамических систем с сильнойнеустойчивостью (это может быть Вселенная, в кото­рой распространяютсядиспергирующие световые волны, либо химиче­ский реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социаль­наясистема).
С точки зрения синергетического подхода любаясамоорганизую­щаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физическо­говремени в системе происходят различные изменения (фазовые пере­ходы,бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, услож­нение, иерархическая перестройка и т.д.), которыепорождают собст­венное время системы. Это время есть выражение динамики измене­ний системы как целого. Поскольку самоорганизующаясясистема про­ходит через точки бифуркации ив эти моменты характер поведения системыкардинальным образом изменяется, то и значения времени сис­темыбудут меняться.
Согласноданному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбран­ного ине реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каж­дый моментвремени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии — пото­ков энергии, освобождающейся в ходе разложениявысокоорганизо­ванной материи в низкоорганизованную. Тем самым системавладеет информацией о многих состояниях: какпрошлых, так и будущих. В те­чение своей жизни система проходит ряд ключевыхбифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивыхветвей даль­нейшего развития системы.Информация об этом моменте переносится доследующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот моментобладает свойствами этого момента времени»2.
В точке бифуркации существует целая комбинация возможныхсос­тояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытыхсистем генерируетсяновая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» — этодеградированное «прошлое».
Этатеория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует мно­жество открытых систем и находятся они в разныхфазах своего воз­раста,индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.