Политическое сознание и политическое бытие.Политическое время и политическое пространство.
Политическаяонтология — учение о политическом бытии. В центре внимания политическойонтологии находятся проблемы содержания политического бытия, формы и способыего существования и развития, особенности политического пространства иполитического времени, типы измерения политического бытия, специфика политическогодетерминизма.
Понятие«политическое бытие» в политической философии стоит в одном ряду с такимипонятиями, как «политическая действительность», «политическая реальность»,«политическое существование», поэтому они часто рассматриваются и используютсякак синонимы.
Политическойонтологией политическое бытие рассматривается как состоящее из двух уровней:уровень возможности политического бытия и уровень действительностиполитического бытия. Возможность политического бытия не есть небытие, онаобладает статусом политического существования и есть потенциальноеполитическое бытие; политическая действительность — актуальноеполитическое бытие. Эти уровни политического бытия иногда трактуются какформы политического бытия: «потенциальная форма политического бытия», каковойявляется политическое сознание, и «актуальная форма политического бытия»,каковой выступает политическая реальность.
Поспособу существования политическое бытие разделяется на институциональнуюсферу, политические отношения и политическое сознание.
Основныеполитические институты — это государство и политическиепартии, обеспечивающие воспроизводство, стабильность и регулированиеполитической деятельности, развитие политических процессов, а также отвечающиеза социальные политические связи внутри и вне общества, контролирующиесоциально-политический порядок.
Политическиеотношения — взаимодействие субъектов политики поповоду обладания, исполнения и придания нужной направленности политическойвласти. Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы,слои, общности, также организации, институты и государство. Выделяютсяполитические отношения компромисса, консенсуса, кооперации, солидарности,соперничества, конфликта, вражды, войны и т.д. К числу центральных из нихотносятся отношения политического управления (между властвующими иподчиненными).
Политическое сознание, одна из составляющих общественного сознания, имеет свойспецифический объект исследования — политическое бытие и входит в основныецелеполагающие детерминанты политической деятельности.
Спецификаполитического сознания в том, что оно не только отражает политическуюреальность — его функцией также является политическое целеполагание,прогнозирование и программирование политического бытия.
Политическое сознание — явление многогранное ипротиворечивое. В его структуре необходимовыделять теоретическое знание, т.е. научное осмыслениеполитических реалий, и эмпирическое обыденное (чувственное) восприятиеполитики, не имеющее концептуальной формы,а складывающееся на уровне мироощущений, непосредственного жизненногоопыта, некоторых элементарных политических знаний, социально-психологических установок. Эти пласты восприятия органически связаны между собой, а их взаимодействиесоздает широкое и объемноемногообразие различных политических мировоззрений, представлений иориентации.
Политическое сознание не ограничивается толькоотражением и осознанием политического бытия,но содержит и предметное отношениек нему, выступает сильным мотивационным фактором поведения и действияразличных политических сил.
При исследовании проблемы политического бытия возникаетмножество вопросов: почему рациональные, логическивыверенные и вполне реальные по своим целям и задачамконцепции зачастую игнорируются или активно отторгаются, а иррациональные,авантюристические идеи, не имеющие теоретически никакого шанса на успех,подхватываются массами; почему происходитбыстрое забывание негативного историческогопрошлого и нежелание извлечь уроки; почему волна суеверий, мистическихпрактик вдруг захлестывает современное общество, где на первый взгляд ужедавно нет места архаичному прошлому; почемуна место «разрушенных богов» приходят новые; почему старые политическиемифы не умирают? Эти «почему» можно продолжать до бесконечности.
Ответить на эти вопросы возможно, лишь имеяпредставление о том, что такоесознание и каким образом оно формируется. По этому поводуК. Юнг писал: «… современный человек на самом деле — это ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Политическоесознание имеет сложную многомерную структуру: выделяютсобственно политическое сознание как совокупность распространенных в обществетеорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей кполитическому строю, системе, а также к деятельностиполитических институтов и лидеров, и политическое бессознательное как частьчеловеческой психики, находящейся вне прямого рассудочного контроля, которая не сводится только к биологически детерминированным, инстинктивным слоям психики, аохватывает сумму психического опыта всех предшествующих поколений и их отношения к власти. Политическое бессознательноесохраняется в форме архетипов — эмоциональных моделей, находящих свое выражение в мифологических образах и отражающих взаимоотношенияс областью политического. Поэтому для анализа политического бессознательногоисследуются древние мифологические сюжеты, позволяющие понять механизмего формирования.
Актуальная и потенциальная политические реальностисуществуют в пространстве и времени.Политическое пространство в качестве формы существования политического бытиярассматривается политической философиейкак место, где разворачиваются политические процессы, как цель политических действий и как средстводля достижения конкретных политических целей.
Политическое пространство — это многоуровневый, многомерныймир, в котором разворачиваются политические отношения по поводу завоевания, использования и удержаниявласти.
Уточним,что в данном случае речь идет о политическом пространстве как местесуществования политического бытия, о пространственном измерении политики.
Вряд ли что еще имеет более важное значение для жизниэтноса и государства, чем такая категория, как «пространство». Это не только место, гдепроживает этнос, где формируются политические институты, где добывают ииспользуют ресурсы, это «жизненное пространство», которое во многом определяетособенности ментальное™ народа и его культуры, темп и ритм его проживания. Борьбаза пространство в большинстве случаев является главной причиной войн иконфликтов в истории человечества. В зависимости от рассмотрения политическогопространства как цели или как средства условно можно выделить несколько его уровней по следующимкритериям:
— на политическом пространстве находятся политическиесубъекты;
— заполитическое пространство ведется борьба между политическими субъектами;
— посредством политического пространства осуществляютсяполитические цели.
С развитием технических возможностей человекаполитическое пространство расширяется.
Политическоепространство структурно можно представить как:
— наземное пространство;
— водное пространство;
— воздушное пространство;
— космическое пространство;
— информационное пространство.
Можнотеоретически выделить несколько уровней взаимосвязи пространства иполитического бытия:
— влияние пространства на формирование культуры, этноса,государстваи его политического устройства;
— пространство как цель политических интересов, отсюдагеостратегические задачи, определяющие внешнюю политику, форму и механизмырасширения территории и защиты границ;
— пространство как совокупность взаимодействующихгосударств;
— пространство как взаимодействие цивилизаций имежцивилизационного пространства, гдеграницы этих образований определяются социокультурным и религиозным факторами;
— пространство как территория государства, задачейкоторого является:
а) обеспечитьбезопасность, отсюда стратегия укрепления геостратегических зон ирегионов;
б) согласованиеинтересов и контроль федерального центра за деятельностью административно-территориальных единиц в целях сохранения устойчивости государства и укрепленияего безопасности;
– пространство как совокупность регионов, где сучетом политической стратегии государства разрабатываются и используются природныересурсы.
Политическоепространство изучается геополитикой, геоэкономикой,политической регионалистикой, политической глобалистикой, мировой политикой. Тем не менее, сегодня остроощущается необходимость не толькодальнейшего развития этих направлений, но и — с учетом результатов ихисследования — формирования более полной и объективной картины современного развивающегося политическогопространства, что возможно только при использовании методологии философскогоанализа.
Политическое пространство — это сложный «часовой механизм», в котором взаимодействуют временные потоки, зачастуюпротивоположные по своей направленности.Это временные потоки различных цивилизаций, культур, поколений, а такжесоциальных, профессиональных, религиозных,национальных групп, у каждой из которых свой ритм проживания и свое ощущение времени. Возможна ли координацияэтих временных потоков и как она должна осуществляться в рамках политической деятельности, как воздействует политическоепространство/время на политическоебытие в целом и на субъектов политического пространствав частности?
Политическая онтология не только исследует типы времени,временные ритмы и темпы развития политического бытия, но ивыявляет механизмы корреляции икоординации временных ритмов различных субъектовполитического пространства, что позволяет предотвратить или нивелировать многие социальные и политическиепротиворечия.
Общетеоретическими принципами философского учения о политическом бытии как составляющей бытия являютсяпринципы системности, развития, самоорганизации и детерминизма. Политическаяонтология исследует политическое бытие как развивающуюся,организованную и способную к самоорганизации систему. Эти принципы позволяютисследовать политическое бытие как постоянно претерпевающее изменения, что ставит проблему соотношениязакономерности и случайности в егоразвитии и функционировании. Целью политической онтологии является также исследование диалектического взаимодействия политического с другими сферами бытия,выявление их форм и механизмов взаимосвязи.
Возможно выделить несколько уровней измеренияполитического бытия: пространственное; временное, изучаемое политической онтологией; антропологическое — политической антропологией;нравственное — политической этикой;ценностное — политической аксиологией.
Политическоевремя
Исследованиясовременной науки подтверждают, что время воспринимается и «переживается»субъектами различно, в зависимости от характераи особенностей конкретной системы: в биологической системе временные ритмы детерминируютсяфизиологическими процессами; вэкономической системе оно определяется временем протекания экономических реформ и технологическихукладов; в социальной системе — детерминировано социокультурным кодом, сформированным культурнойматрицей.
Хронополитика,исследуя временные характеристики культур, определяющихтемп и ритм политических и экономических процессов.
сталкиваетсяс тем, что и внутри каждого социокультурного организма взаимодействуют несколько временных потоков, свойственных разным поколениям и этническим, религиозным исоциальным группам. Задача не только в том, чтобы учитывать эти зачастуюпротивоположные временные потоки, но и скоординировать их, сформировавобщую перспективу развития социума какединого организма.
Каждая цивилизация имеет свое историческое время, тоускоряя, то замедляя его темп, тоотставая, то приближаясь к общеисторическому времени. Это является причинойнесовпадения временных ритмов взаимодействующих социумов, что достаточно яркоподтвердил мировой опыт модернизации. Большинство странлибо вынуждено отказаться от опытамодернизации европейских стран, либо корректировать его с учетом национальныхособенностей, и одна из причин — различие временных ритмов социальных систем. Современные цивилизационные процессы свидетельствуют о том, что сближениеи объединение в «цивилизационныеузлы» возможно только для тех.социальных систем, культура которых имеетсходные временные ритмы. Ускорение глобализационныхпроцессов усиливает важность и актуальность исследований в областихронополитики.
Хронополитикаисследует темпы и ритмы политического развитиясоциума, распределение государством общественного времени, а также взаимосвязьмежду типом распределения общественного времени и социальными иполитическими процессами.
Политическая сфера — область, где пересекаются и взаимодействуютразличные аспекты бытия, поэтому исследование феномена политического временивозможно, только если будут выявлены и учтены особенности типов времени, атакже характер его протекания в различных системах и в разных фазах ихразвития.
Типывремени
Проблемавремени вызывает интерес с глубокой древности. Есть две точки зрения, которые представлены вфилософском споре. Первую отстаивали Демокрит, Эпикур, Ньютон, и еепринято называть субстанциальной концепцией:пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующиенаряду с материей и независимо от нее, а отношение между пространством,временем и материей представлялось как отношение между самостоятельнымисубстанциями. Этот подход привел к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера и динамикипротекающих материальных процессов. Согласно теории Ньютона,«абсолютное истинное математическое время само по себе и по своей сущности,безо всякого отношения к чему-либо внешнему,протекает равномерно и иначе называется длительностью»1.Ньютоновская механика время определяет через движение без изменения, какпространственное качество.
Вторуюконцепцию называют реляционной (от relation- отношение). Аристотель, Лейбниц, Гегель иих последователи понимали пространствои время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальнымиобъектами.
Всовременной науке реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной в начале XX в. А. Эйнштейном теории относительности, подтвердившей непосредственнуюсвязь пространства и времени с движущейся материей и друг сдругом.
Теория относительности обнаружила существенную сторонупространственно-временных отношений материального мира, выявив глубокуюсвязь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельнопространство и отдельно времявыступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости отхарактера движения тел.
Теория Эйнштейна ликвидировала всеобщее, т.е. текущеевезде и всегдаодинаково, время и поставила его в зависимость не просто от движения, а от скорости. Чем выше скорость, теммедленнее идет вре/>мя в данной системе по сравнению с другой системой, движущейсяс меньшейскоростью.
Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит:пространство и материя не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействиемматериальных масс, т.е. гравитацией.Геометрия пространства-времени определяется характером ноля тяготения, которое в свою очередь определеновзаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение отевклидовой метрики) и замедление ходавремени. Заданной геометрией пространства-времени задается ихарактер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматическизадается характер пространства-времени. Степень искривления зависит отмассы тела, а поскольку, теорииотносительности, время не может быть отделено от пространства, то присутствие тел оказывает влияние и навремя в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структурапространства-времени зависит отраспределения вещества во Вселенной.
Благодаря специальной и общей теории относительности всовременную физику вошли такие новые представления о времени,как многомерность,обратимость, замкнутость, разветвленность, представление о попятном движении во времени, удвоение событийво времени и т.д.
В80-е гг. XX столетия физики пришлик выводу, что специальная теорияотносительности не только не отрицает существование частиц, движущихсябыстрее света, но и подтверждает его. Подобные частицы получили названиетахионов. Гипотеза о наличии тахионов привела к пересмотру временной структуры причинно-следственной связи: цепь событийможет иметь как прямое, так и обратное направление (о взаимопревращениипричины и следствия в диалектике говорилось давно).
Оригинальноетолкование времени содержалось и в трактовке позитрона как электрона,движущегося вспять во времени. По мнению отечественногоученого Н.А. Козырева, «геометрическое представление о времени является недопустимо упрощенным. Пространствоже может обладать не только геометрическими свойствами, но у него могутбыть и физические свойства, которые мы называем силовыми полями. Поэтому совершенно естественно полагать… что увремени могут быть физические свойства. Благодаря этим свойствам времяможет воздействовать на физические системы, на вещество и становиться активнымучастником мироздания».
Наибольшуюроль в современных представлениях о времени играет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимыхпроцессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплопередача,трение, диффузия и т.д.). Этот переход вызвал крушение линейно-причинной парадигмы и становление новой (нелинейной, циклопричинной, синергетической). И. Пригожийпоследовательно развил концепциювнутреннего времени для классических динамических систем с сильнойнеустойчивостью (это может быть Вселенная, в которой распространяютсядиспергирующие световые волны, либо химический реактор, в котором идет нестационарная реакция, либо социальнаясистема).
С точки зрения синергетического подхода любаясамоорганизующаяся система имеет свой «системный архетип». В течение физическоговремени в системе происходят различные изменения (фазовые переходы,бифуркации, трансмутации, структурогенез, морфогенез, усложнение, иерархическая перестройка и т.д.), которыепорождают собственное время системы. Это время есть выражение динамики изменений системы как целого. Поскольку самоорганизующаясясистема проходит через точки бифуркации ив эти моменты характер поведения системыкардинальным образом изменяется, то и значения времени системыбудут меняться.
Согласноданному подходу, в бифуркационной фазе «прошлое» актуализируется в форме одного из вариантов «будущего», не выбранного ине реализованного в предыдущем развитии системы. Так в каждый моментвремени в открытой диссипативной системе происходит сегрегация энтропии, т.е. использование потоков негэнтропии — потоков энергии, освобождающейся в ходе разложениявысокоорганизованной материи в низкоорганизованную. Тем самым системавладеет информацией о многих состояниях: какпрошлых, так и будущих. В течение своей жизни система проходит ряд ключевыхбифуркаций, где осуществляется выбор одной из возможных устойчивыхветвей дальнейшего развития системы.Информация об этом моменте переносится доследующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот моментобладает свойствами этого момента времени»2.
В точке бифуркации существует целая комбинация возможныхсостояний прошлого и будущего. В будущих состояниях открытыхсистем генерируетсяновая информация, в отличие от замкнутых систем, где «будущее» — этодеградированное «прошлое».
Этатеория объясняет и механизм образования многослойности временных потоков. Поскольку в мире одновременно сосуществует множество открытых систем и находятся они в разныхфазах своего возраста,индивидуального системного времени, постольку мир политем-порален.