Политическое устройство Кубы

Содержание.
1. Введение
2. Политическое устройство Кубы
3. Структура органов власти
4. Права и обязанности граждан
Основные политические партии и движения
5. Вывод
6. Приложение № 1
1. Введение. 1. Общая характеристикаРеспублика Куба – первое социалистическое государство в западном полушарии. Куба расположена в Вест-Индии на стыке Северной, Центральной и Южной Америки. По конфигурации территории, протянувшейся с запада на восток на 1250км, Кубу не редко сравнивают с ящерицей. На юге Куба омывается водами Карибского моря. Куба расположена на важнейших морских и воздушных путях Атлантики.Площадь Республики Куба – 111 000 кв. км., в том числе остров Куба – самый крупный в Вест-Индии и давший название всей стране. По площади Куба равна Болгарии, а по численности население превосходит ее. Кубинцы с законной гордостью называют свою Родину «Первой свободной территорией Америки », а друзья Кубы во всем мире называют ее «Островомсвободы ». Социалистическая Куба в исторически короткие сроки прошласложный и славный путь. 2.История Кубы.Заселение Кубы началось в четвертом тысячелетии до нашей эры. Индейцы знали земледелие, выращивали корне клубневые (Юку),кукурузу и другие продовольственные культуры, охотились на птиц, грызунов, добывали черепах и рыбу. К моменту испанского завоевания Кубы в начале 16-го века основная масса индейцев проживала в условиях разложения первобытнообщинного строя. Двадцать восьмого октября 1492-го года первая экспедиция Колумба, отправившаяся на поиски богатых заокеанских земель и положившая начало эпохи Великих географических открытий, достигла Северо-восточного побережья Кубы. В тот же день он записал в дневнике, что прекраснее этого острова еще не видели глаза человека. В 1510-ом году началась испанская колонизацияКубы. К 1514-му году испанцы основали семь городов от первой столицы Баракоа на крайнем востоке до Гаваны. Позже все они, кроме Баракоа, сменили местоположение. Колонизация острова сопровождалось почти полным уничтожением индейцев. Они оказывали героическое сопротивление испанцам под руководством своих вождей – Атуэя и Гуамы. Испанцы нашли на Кубе небольшие запасы золота, но запасы его быстро истощились. Основной специализацией колонии стало плантационное хозяйство тропических культур и скотоводство. Гавана превратилась в главный порт испанских колоний в Америке. Испанцы принесли на Кубу феодальные порядки, которые тесно переплетались с рабовладением. Установилось так называемое плантационное рабство. Важной специализацией Кубы с 17-го века становится производствопервосортного табака. Табаководы вели упорную борьбу против грабительскойполитики испанской монархии и местных помещиков скотоводов. В 1762-1763 годах Гавана была захвачена англичанами, что способствовало росту плантационного хозяйства сахарного тростника. Производство сахара постепенно становилось основной отраслью Кубинской экономики, чему внемалой степени способствовала революция рабов в Гаити в 1791-1803гг, где в связи с этим резко сократилось производство сахара и кофе. В начале 19-го века была освоена и заселена примерно четверть острова.Испанская корона считала Кубу одной из самых важных своих колоний. Но гнет метрополий, систематическое ограбление Кубы вызывали все более широкий протест различных слоев и этнических групп населения. К 1809-1810 годов, то есть к началу борьбы испанских колоний в Америки за независимость, относятся и первые выступления кубинских патриотов, направленные, на освобождение от гнета Испании. Но Куба тогда не смогла завоевать независимости. США всячески препятствовали освобождению Кубы, преследуя далеко идущие корыстные цели. США укрепили позиции на рынке сахара, который в 19-ом веке стал важным товаром. В жизни каждой страны есть несколько имен и дат, с которыми связанынаиболее славные страницы истории. Одна из таких вех Кубинской истории – День 10-ое октября 1868-го года, когда патриот Карлос Мануэль Де Сеспедес, поднял всех соотечественников на восстание против господства Испании. Десять лет, с 1868 по 1878 год, кубинские повстанцы вели борьбу с испанцами под лозунгом «Независимость или смерть!». Десятого апреля 1869-го года была принята первая Конституция Кубы. Она провозгласила свободу рабов-негров. Многие тысячи негров стали повстанцами. Но Куба не смогла победить. Среди причин поражения оказались непоследовательность руководителей, разнородность состава восставших и разобщенность различных районов страны. К тому же у испанцев численность войск была примерно в 20 раз больше, чем уповстанцев. Во второй половине 19 века приобрел остроту конфликт между развивающимся капитализмом и сохраняющимся рабовладением. В 1866-ду рабство было отменено, что ускорило развитие капитализма. Кубинские патриоты не прекращали борьбу за независимость. Идеологам, организаторам и вдохновителям этой борьбы стал Хосе Марти. В 1892-ом году им была создана первая революционная партия. В апреле 1895-го на Кубе высадились отряды Хосе Марти развернувшие активные боевые операции. 19 мая в бою с испанцами Хосе погиб. Но борьба продолжалась, охватывая все новые районы страны. 16 сентября 1895-го года повстанцы провозгласили создание Кубинской Республики и отделения её от Испании. Война 1895-1898гг была тяжелым испытанием для кубинского народа. Затем страна оказалась оккупированной американцами. Первого января 1899 года они установили на Кубе режим военной оккупации. Началась эпоха господства США на Кубе, длившиеся ровно 60 лет. В этот период усилилось разграбление природных богатств Кубы. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелейший удар по всей хозяйственно системе Кубы. 10 Марта 1952-го года генерал Батиста осуществил очередной военный переворот. Фидель Кастро и его соратники в 1952 году приступили к созданию революционной подпольной молодежной организации. Был разработан план организации вооруженной борьбы. 26-го Июля 1953 года в направлении Сатьяго-де-Кубы двинулась колонна машин с повстанцами. Восстание было жестоко подавлено превосходящими силами диктатуры. Фидель Кастро и его сподвижники были вынуждены из-за преследований бежать в Мексику и там преступили к подготовке нового вооруженного восстания. В Мексике к ним присоединился аргентинский врач Эрнесто Че Гевара. 25 ноября 1956 года от берегов Мексики тайно отошла шхуна. Второго декабря отряд Фиделя начал бои за Батистовцами. Попытки Батисты при помощи американского орудия разгромить армию повстанцевполностью провалились. Революция на Кубе победила. Кубинская революция уже на своем начальном этапе полностью восстановиланациональный суверенитет, разрушила буржуазный государственный аппарат, ликвидировала всесилие монополий США и режим эксплуатации трудящихся города и деревни. В 1959 – 1960 годах на Кубе были осуществлены национализация промышленности, транспорта, банков, торговли, а так же приняты меры по ликвидации безработицы, передача жилья трудящимся и улучшению условий их труда и жизни. В это тяжелое время на помощь Кубе пришла Россия. Куба добилась огромных, признаваемых всеми успехов в социальной области. Куба и кубинский народ прошли длительный и трудный путь развития от первообщинного строя доколумбовой эпохи до превращения в первое социалистической государство в западном полушарии. Кубинская нация сложилась из разнородных этнических элементов в процессе хозяйственного развития. В длительных битвах против испанских завоевателей, а с конца 19 века против господства американского империализма и реакционных режимов. У кубинской социалистической нации славная история и достойное будущее.
2.Политическое устройство Кубы.
1. Форма правления.
Куба является республикой. Это форма правления , при которой верховная власть осуществляется выборными на определенный срок группой лиц, избирающихся народом. На Кубе верховным органом власти является Народная Ассамблея Народной власти, которая представляет и выражает суверенную волю всего народа[1]. НА избирается сроком на пять лет[2]. В Республике Куба вся власть принадлежит трудовому народу, который осуществляет ее через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы или же непосредственно[3]. Куба является президентской республикой. Во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства[4] и главы исполнительной власти[5].
2. Форма политического режима.
Куба имеет авторитарный режим, который характеризуется сохраняющейся монополией на власть, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, с некоторыми элементами демократии. Коммунистическая партия является высшей руководя щей силой государства и общества[6]. Но народ от власти не отчужден – он осуществляет свою волю через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы или же непосредственно[7]. В системе разделения властей происходит централизация законодательной и исполнительной власти в руках одного человека, а конкретно главы государства (гл. 8, ст. 72 и ст. 94). [8]Но вместе с этим государственные органыразвивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, единства власти и демократического централизма.[9]
3. Форма устройства.
Куба является федерацией. Национальная территория в политико-административных целях делится на 14 провинции и специальную муниципию остров Хувентуд.[10] Ассамблеи делегатов народной власти, образуемые в политико-административных единицах, на которые в соответствии с законом делится национальная территория, являются высшими органами государственной власти на местах.[11] Местные Ассамблеи народной власти облечены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах.[12]
4.Формы интеграций.
Республика Куба входит в мировое социалистическое содружество, что является одной из основных предпосылок ее независимости и всестороннего развития. Куба основывает свои отношения с Союзом Советских Социалистических Республик и другими социалистическими странами на принципах социалистического интернационализма, на общих целях строительства нового общества, братской дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Куба поддерживает дружественные отношения со странами, которые, имея другой политический, социальный и экономический строй, уважают ее суверенитет, соблюдают нормы сосуществования между государствами, придерживаются принципов взаимной выгоды и строят свои отношения с нашей страной на основе взаимности. Куба стремится к сплочению со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, освободившимися от иностранного господства и внутреннего угнетения, в великое содружество народов, породненных историческими традициями и совместной борьбой против колониализма. Куба развивает отношения братства и сотрудничества со странами, которые стоят на антиимпериалистических и прогрессивных позициях.[13] В настоящее время Куба поддерживает дипломатические и экономическиеотношения с такими супердержавами, как Россия, США, Китай, Канада, рядведущих стран Европы. В сумме отношения поддерживаются со 165 странами ( в основном в сфере медицины, спорта, образования).
3. Структура органов власти.
1.Законодательная власть.
Верховная государственная власть принадлежит Национальной Ассамблее. Она представляет и выражает суверенную волю всего трудового народа. Национальная Ассамблея Народной Власти является единственным органом, обладающим учредительной и законодательной властью в Республике. Она составляется из депутатов, избираемых муниципальными Ассамблеями народной власти на срок 5 лет способом и в пропорции, которые определяются законом. Этот срок можно будет продлевать только по постановлению самой Ассамблеи в случае войны или в силу других исключительных обстоятельств, препятствующих нормальному проведению выборов, и до тех пор, пока существуют такие обстоятельства. Через тридцать дней после выборов всех депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти она собирается по собственному праву под председательством старейшего по возрасту депутата, которому помогают в качестве секретарей два самых молодых депутата. На этом заседании проверяется действительность выборов депутатов; они приносят присягу и избирают Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Национальной Ассамблеи Народной Власти, которые немедленно приступают к исполнению своих обязанностей. Национальная Ассамблея Народной Власти избирает из числа своих депутатов Государственный Совет, который состоит из Председателя, Первого заместителя Председателя, пяти заместителей Председателя, Секретаря и еще двадцати трех членов. Председатель Государственного Совета является Главой государства и Главой Правительства. Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной Власти, который представляет ее в период между сессиями, исполняет ее постановления и осуществляет другие функции, которыми его наделяет Конституция. Он имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство Кубинского государства внутри и вне страны.[14]
2. Исполнительная власть
Совет Министров является высшим исполнительным и административным органом и образует Правительство Республики. Число, наименования и функции министерств и центральных ведомств, которые входят в состав Совета Министров, определяются законом. Совет Министров состоит из Главы государства и Правительства, который является его Председателем, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, Председателя Центрального совета планирования, министров, Секретаря и остальных членов, определяемых законом. Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя Совета Министров образуют его Исполнительный комитет. Члены Исполнительного комитета контролируют и координируют по секторам работу министерств и центральных ведомств. Когда этого требует неотложность дела. Исполнительный комитет может решать вопросы, отнесенные к ведению Совета Министров. Совет Министров ответствен и периодически отчитывается во всей своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти.[15]
3.Судебная власть.
Функция отправления правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени Народным Верховным Судом и другими судами, учреждаемыми законом. Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными. Суды образуют систему государственных органов, построенных на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненных только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету. Все суды действуют коллегиально. В деятельности по отправлению правосудия участвуют с равными обязанностями и правами профессиональные судьи и заседатели.[16]
Таким образом, две ветви власти (исполнительная и законодательная) сосредоточены в руках одного человека, а конкретно главы государства, т. к. он является Председателем Совета Министров (исполнительного органа) и Председателем Государственного Совета (законодательного органа, который представляет Народную Ассамблею между ее сессиями). Это говорит о централизации власти, что характерно для гос-ва с авторитарным режимом власти, но высший орган власти (Народная Ассамблея) продолжает оставаться выборным органом, значит, народ в какой то степени может контролировать гос. власть. Помимо этого государственные органыразвивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, единства власти и демократического централизма, которые проявляются в следующих формах[17]:
а) все органы государственной власти, их исполнительные органы и все суды периодически избираются и обновляются;
б) народные массы контролируют деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц;
в) выборные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед своими избирателями, и те имеют право отзывать их, если они не оправдывают оказанного им доверия;
г) каждый государственный орган широко развивает в рамках своей компетенции инициативу, которая направлена на использование местных ресурсов и возможностей и на вовлечение в свою деятельность массовых общественных организаций;
д) акты вышестоящих государственных органов обязательны для нижестоящих;
е) нижестоящие государственные органы ответственны перед вышестоящими и отчитываются перед ними в своей деятельности;
ж) местные исполнительные и административные органы действуют на основе системы двойного подчинения: подчинения органу народной власти соответствующего уровня и подчинения вышестоящему органу, ведающему административными вопросами, которые входят в компетенцию местного органа;
з) свобода обсуждения, осуществление критики и самокритики и подчинение меньшинства большинству действуют во всех коллегиальных государственных органах.
Таким образом, система разделения властей и ее организация в гос-ве Куба говорит об авторитарном режиме, совмещающем в себе некоторые демократические институты.
4.Местные органы власти.
Национальная территория в политико-административных целях делится на провинции и муниципии, число, границы и названия которых устанавливаются законом. Ассамблеи делегатов народной власти, образуемые в политико-административных единицах, на которые в соответствии с законом делится национальная территория, являются высшими органами государственной власти на местах. Местные Ассамблеи народной власти облечены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах. С этой целью и в пределах своего круга ведения они осуществляют государственное управление; через образуемые ими органы они руководят непосредственно подчиненными хозяйственными организациями в сферах производства и услуг и развертывают необходимую для удовлетворения потребностей коллектива территории, на которую распространяется юрисдикция каждой Ассамблеи, деятельность в области снабжения, хозяйства, культуры, образования и развлечений. Кроме того, они оказывают помощь в развертывании деятельности и выполнении планов организациям, расположенным на подведомственной Ассамблеям территории, но им не подчиненным. Для осуществления своих функций местные Ассамблеи народной власти опираются на инициативу и широкое участие населения и действуют в тесном сотрудничестве с массовыми общественными организациями. В пределах своей компетенции провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти:
а) исполняют законы и акты общего характера, которые исходят от вышестоящих органов государства, и обеспечивают их исполнение;
б) принимают постановления и издают распоряжения;
в) отзывают, приостанавливают или изменяют, в зависимости от обстоятельств, постановления и распоряжения подчиненных им органов, нарушающие Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения или резолюции, которые изданы вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивающие интересы других сообществ или общие интересы страны;
г) избирают свой исполнительный комитет и определяют в соответствии с законом его организацию, деятельность и задачи;
д) отзывают мандат членов соответствующих исполнительных комитетов;
е) определяют организацию, деятельность и задачи административных управлений по отраслям социально-экономической деятельности;
ж) назначают, заменяют и освобождают от должности руководителей своих административных управлений;
з) формируют и распускают рабочие комиссии;
и) избирают и отзывают в соответствии с положениями закона судей народных судов в своих соответствующих территориальных единицах;
к) рассматривают отчетные доклады, представляемые им исполнительными комитетами, судебными органами и непосредственно
нижестоящими Ассамблеями, дают оценку этим отчетам и принимают по ним соответствующие решения;
л) охраняют права граждан и социалистическую собственность;
м) ведут работу по укреплению социалистической законности, поддержанию внутреннего порядка и повышению обороноспособности страны;
н) осуществляют другие полномочия, возложенные на них Конституцией и законами.
Во второе воскресенье после выборов всех делегатов в муниципальную Ассамблею народной власти она собирается под председательством старейшего по возрасту делегата для проверки действительности выборов делегатов и после такой проверки избирает исполнительный комитет и делегатов в провинциальную Ассамблею. На этом заседании действуют в качестве секретарей два самых молодых делегата. Остальные местные Ассамблеи конституируются в том же порядке и в срок, указанный в законе. Очередные и внеочередные заседания местных Ассамблей народной власти проводятся открыто для народа. Только когда на них речь идет о вопросах, содержащих государственную тайну или затрагивающих честь отдельных лиц, Ассамблея сможет постановить о проведении заседаний при закрытых дверях.
Для правомочности заседаний местных Ассамблей народной власти требуется присутствие более половины всего их состава. Их постановления принимаются простым большинством голосов.
Административные управления подчиняются соответствующей Ассамблее, ее исполнительному комитету и вышестоящему органу соответствующей отрасли администрации.
Ассамблеи обновляются периодически—каждые два с половиной года, что составляет срок продолжительности мандата делегатов. Этот срок можно будет продлевать только решением Национальной Ассамблеи Народной Власти в случаях, указанных в статье 70. Мандат делегатов отзывается только избирателями, которые могут осуществлять это право в любой момент в соответствии с порядком, устанавливаемым законом. В законе определяются также случаи и порядок замены делегатов, когда имеются препятствия для выполнения ими своих функций.
Исполнительный комитет является коллегиальным органом, избираемым провинциальными и муниципальными Ассамблеями народной власти для выполнения функций, которыми его наделяют Конституция и законы, и задач, поручаемых ему Ассамблеями. Исполнительный комитет состоит из членов, число которых определяется законом. Они избирают председателя, заместителя председателя и секретаря, которые утверждаются Ассамблеей и являются в то же время председателем, заместителем председателя и секретарем самой Ассамблеи. Выборы членов исполнительных комитетов муниципальных и провинциальных Ассамблей должны производиться из числа делегатов соответствующей Ассамблеи. Председатель каждого муниципального исполнительного комитета является, кроме того, по собственному праву делегатом соответствующей провинциальной Ассамблеи народной власти. Исполнительный комитет периодически отчитывается о своей деятельности перед соответствующей Ассамблеей и перед непосредственно вышестоящим исполнительным комитетом. Мандат, вверенный исполнительным комитетам, прекращается с конституированием новых соответствующих провинциальных и муниципальных Ассамблей народной власти.
4.Основные права, гарантии и обязанности граждан республики Кубы.
Основные права, гарантии и обязанности граждан республики Кубы прописаны в Конституции Республики Кубы, одобренной всенародным референдумом 15 февраля 1967г. и вступившей в силу 24 февраля 1967г., с поправками от июля 1992г:
1. Гражданские права (глава 6,ст.54-63; глава 5,ст.40-43):
– равенство перед законом и судом
– неприкосновенность личности
– презумпция невиновности
– свобода совести
– неприкосновенность жилища
– неприкосновенность переписки
2. Политические права (глава 6, ст. 52,53):
3. Экономические (глава 6, ст. 44-46):
– право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий – право на отдых
– право на труд
– право на вознаграждение за труд
– защита от безработицы
4. Социальные (глава 6, ст. 45 – 50):
– право на соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца
– право на медицинскую помощь
– право на образование (глава 4,ст.39)
5. Культурные права (глава 4,ст.38)
Даже по сравнению с концом 90х, Куба сделала большой шаг в развитии прав и свобод граждан. В 1999 году доступ к Интернету, а следовательно и к последним новостям, общению с иностранцами, светской жизни, имели единицы и этот доступ строго контролировался. Эта ситуация жестко освещалась в мировой прессе, США также делала на это свои ставки, подчеркивая тем самым минусы существующего политического режима на Кубе. Кубинскому правительству пришлось менять получившуюся ситуацию, и на недавней Всемирной встрече в верхах Общества Информации был представлен доклад: Куба: информационные и коммуникационные технологии для всех, в котором ясно описывается нынешнее положение и политика, проводимая в этой области.В стране сегодня имеется примерно 270.000 компьютеров, из которых 65 процентов подключены к сети. В этом плане проводится политика предоставления привилегий использованию сети сетей в социальной сфере, здравоохранении, образовании, науке, технике, прессе, в национальном и местном телевидении, культуре, банковской деятельности, в наиболее важных отраслях экономики, а в самое недавнее время – и в оказании услуг населению с учетом специфического экономического положения Острова, имеющейся плотности телефонной сети (6,37 на сто человек) и пока еще неудовлетворительного состояния сетей, что затрудняет совершенно эффективный доступ к Интернету. Кроме того, создаются условия в стране для умножения использования информатики. Во-первых, с помощью прилагаемых усилий в преподавании компьютеризации, начиная с дошкольного возраста: во всех школах в стране имеются компьютеры, которые используются в учебно-воспитательлном процессе, в том числе в 2.368 школах – благодаря применению солнечных батарей, а среди них 93 – это такие , где имеется всего по одному ученику. В высших учебных заведениях имеется один аппарат на каждые 12 студентов, которые массово используют эту технологию.Так же предпринимаются усилия для развития кубинской индустрии software с упором на здравоохранение, образование, банковское дело, телекоммуникации, туризм, культуру. В ближайшем будущем использование кубинского software станет повседневной практикой в телемедицине и телеобразовании.На Кубе существует только два телеканала, причем оба они государственные, но теперь многим кубинцам стало доступно еще и спутниковое телевидение, и если несколько лет назад за наличие спутниковой тарелки взимался крупный штраф, а тарелка конфисковалась. После кризиса 90-х годов на Кубе многое изменилось и в отношении запрещенных ранее излишеств, которые проникали на остров с запада. Раньше трудно было встретить на улице кубинца в сандалиях на голую ногу – за такими сразу же следовали неодобрительные взгляды, а то и открытые упреки в ненормальной сексуальной ориентации. Длинноволосых на острове тоже недолюбливали, даже отращивать длинную бороду считалось нежелательным. Сейчас на Кубе значительно терпимее относятся к молодежной моде, которая после переориентации национальной экономики на привлечение иностранных туристов все больше стремится за западными нововведениями. Среди определенной части кубинской молодежи распространилось дажеколлекционирование татуировок. Часто можно встретить кубинцев, увешанных цепями, амулетами и другими украшениями. Также характерной для молодого поколения стала мода на сотовые телефоны: пройдя по любому курорту можно встретить множество молодых кубинцев, даже детей с сотовыми, играющимися с ними. За последние несколько лет кубинское общество сильно изменилось: активные вложения кубинского правительства на общественные нужды дают свои плоды. В наше время кубинская медицина является одной из лучших в мире, притом бесплатной. Развитие фармацевтики тоже благотворно влияет на уровень здоровья среди кубинского населения. За несколько лет на Кубе практически пропали эпидемии, характерные для тропических и субтропических стран. Даже уровень количества больных СПИДом на Кубе самый низкий среди латиноамериканских стран. Одной из причин таких хороших показателей стала программа кубинского правительства по улучшению здоровья нации, начавшаяся в 1998 году. Была открыта Латиноамериканская Школа Медицины, направленная на обучение высококлассных специалистов по медицинской части. Выпускники должны обеспечить первоклассную помощь всем нуждающимся по всей территории Кубы.Это направление достаточно перспективно для молодых кубинцев, так как медики там получают высокие зарплаты, а также обучение и проживание там целиком обеспечивает правительство, то есть это полностью бесплатно, плюсстипендия. Параллельно обеспечивается разностороннее обучение студентов: спорт, участие в культурной жизни острова, дополнительные курсы по выбору студента и т.д Одним из приоритетных направлений нового правительства после революции также стало и образование: его уровень был тогда низок, да еще и позволить себе его могли далеко не все. После революции образование стало доступно всем и за несколько лет число безграмотных упало до минимума. Одним из больших достижений Кубы стало то, что 100% детей с ограниченными возможностями имеют возможность учиться: для этого существует 425 специальных школ по всему острову, и 13 600 учителей работают с такими детьми. За 1999-2000 год количество учащихся на Кубе составило 2,238,700 человек. На каждые 42 гражданина Кубы приходится один учитель, этот показатель является одним из высших в мире.Все обучение на Кубе бесплатно, правительство платит за обучение каждого ребенка в начальной школе 368 конвертируемых песо, 281 в средней школе, 285 в старшей, 530 в техническом колледже, 1848 в спортивнойшколе, 1079 в школе для детей с ограниченными возможностями, 977 в педагогических институтах, 2000 в университетах. Итого около 7% всего ВВП страны идет на обучение. Все дети, окончившие школу, и удовлетворительно сдавшие экзамены, получают возможность обучения в университете. Каждый студент, окончивший университет будет обеспечен работой, в зависимости от факультета и успеваемости.В конце октября 2003 года в кубинской системе образования были сделаны некоторые изменения – так, например, в учебный процесс включены телевидение, видео и 37 компьютерных программ. Кубинские эксперты отмечают, что и прочие новшества – сокращение классов до 15-20 учеников, сдвоенные уроки и школьные обеды также дают положительный эффект.
Существующая система прав и обязанностей в республике Куба характеризует ее как развитое правовое государство, в котором право господствует над государством и верховные позиции занимают свобода и равенство людей в правах и в обществе. Государство гарантирует человеку свободу и достоинство во всей его полноте, пользование правами, осуществление и выполнение обязанностей и всестороннее развитие личности, а так же утверждает идеологию и правила общежития и поведения, присущие обществу, свободному от эксплуатации человека человеком. В конституции республики Куба прописаны и соблюдаются на практике права первого и второго поколений, что говорит о демократическом характере конституции, о ее социальной направленности и ее соответствии международным конвенциям и декларациям по правам человека. Основные политические партии и движения.
На Кубе признается лишь одно политическое движение – коммунизм, которое характеризуется общественной собственностью на средства производства, исключающей деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком. Правительство такого государства направляет свою деятельность на создание высокоорганизованного общества свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, и труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью. Официальная политическая оппозиция на Кубе отсутствует. Коммунистическая партия Кубы — организованный марксистско-ленинский авангард рабочего класса — является высшей руководящей силой общества и государства, которая организует и направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу. Помимо, на Кубе развивает свою деятельность Союз молодых коммунистов (организация передовой молодежи), который ведет под руководством партии работу по подготовке в своих рядах будущих ее членов и содействует воспитанию новых поколений на идеалах коммунизма, приобщая их к учебе и к патриотической, трудовой, военной, научной и культурной деятельности. Кубинское социалистическое государство признает, охраняет и поощряет такие массовые общественные организации, как Профцентр трудящихся Кубы, который объединяет в своих рядах основной класс нашего общества, Комитеты защиты Революции, Федерация кубинских женщин. Национальная ассоциация мелких земледельцев, Федерация университетских студентов. Федерация учащихся средних учебных заведений, Союз пионеров Кубы и другие организации, которые, возникнув в ходе исторического процесса борьбы народа, объединяют в своих рядах различные слои населения, представляют их специфические интересы и приобщают их к решению задач строительства, укрепления и защиты социалистического общества.[18]
6. Вывод Куба – единственное социалистическое государство в Западном полушарии. Также, это независимое суверенное социалистическое государство, организованное как единая демократическая республика. В административном отношении Куба подразделяется на 14 провинций, которые в свою очередь делятся на 169 муниципий. В соответствии с конституцией 1976 года высшим органом законодательной власти является однопалатная Национальная Ассамблея народной власти, которая избирается сроком на 5 лет. В перерыве между сессиями она представлена Государственным советом и его исполнительным органом, Советом Министров. Председатель Государственного Совета и Совета министров – доктор Фидель Кастро Рус – глава государства и правительства. Функция отправления правосудия осуществляется Народным Верховным Судом.
Кубинцы гордятся своей политической системой. Все дело в том, что она не имеет аналогов в мире. Кубинцы создали свое новое политическое устройство, которое появилась вследствие социо-политических, эволюционных процессов в политике, взяли все самое лучшее и объединили в одно целое. На Кубе доминирует Коммунистическая Партия Кубы.
На Кубе провозглашаются права и свободы граждан республики, что характеризует ее как развитое демократическое государство, в котором большое значение уделяется интересам человека и общества. Гарантии свобод и достоинства человека во всей их полноте, пользование правами, осуществление и выполнение обязанностей, и всестороннее развитие личности на Кубе подтверждено законом.
Куба добилась огромных, признаваемых всеми успехов в социальной области. Куба и кубинский народ прошли длительный и трудный путь развития от первообщинного строя доколумбовой эпохи до превращения в социалистической государство. Республика за последние несколько лет уже изменилась на столько, что ее порой трудно узнать. Остается надеяться, что она не остановится на этом и продолжит свое развитии в русле независимого, сильного правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. «Фидель, герой или диктатор» Клаудия Фуриати 2001г.
[1] Согласно конституции республики Куба глава 8, статья 67.
[2] Согласно конституции республики Куба глава 8, статья 70.
[3] Согласно конституции республики Куба глава 1, статья 4.
[4] Согласно конституции республики Куба глава 8, статья 72.
[5] Согласно конституции республики Куба глава 8 , статья 94.
[6] Согласно конституции республики Куба глава 1, статья 5.
[7] Согласно конституции республики Куба глава 1, статья 4.
[8] Согласно конституции республики Куба глава 8, статьи 72 и 94.
[9] Согласно конституции республики Куба глава 7, статья 66.
[10] Согласно конституции республики Куба глава 9, статья 100.
[11] Согласно конституции республики Куба глава 9, статья 101.
[12] Согласно конституции республики Куба глава 9, статья 102.
[13] Согласно конституции республики Куба глава 1, статьи 11 и 12.
[14] Согласно конституции республики Куба глава 8, статьи 67-72.
[15] Согласно конституции республики Куба глава 8, статьи 93-95.
[16] Согласно конституции республики Куба глава 10, статьи 121,122.
[17] Согласно конституции республики Куба глава 7, статья 66.
[18] Согласно конституции республики Куба глава 1, статьи 5-7.