Реферат пообществоведению
Политика и власть.
Понятие властиявляется одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманиюполитических институтов, политических движений и самой политики. Определениепонятия власти, её сущности и характераимеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства,позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественныхотношений.
Разгадка феноменавласти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмахвластвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первыепопытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти былипредприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.Например, то, что древнегреческое «архе»,обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – первоначалоили первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутнойдогадкой о природе власти.
Парадоксполитической власти, способной оборачиваться для человека одновременно ицелесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов иписателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философскихкатегориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далекоеще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
Власть появилась свозникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегдасопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, длявоспроизводства человеческого рода. Семейно-родоваяформа власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлостипостепенно утверждалась племенная власть. Формирование властитерриториальной обусловлено необходимостью организации общественногопроизводства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, атакже потребностью регулирования социальных отношений между людьми. Споявлением классов и государства кровные, родовые связи былиразрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичнойвласти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Во все временаразвития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики ивласти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании обществаявляется исходным для всех современных социальных я политических теорий.Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединенавзаимодействием, обменом и властью.
Уже в Древнем КитаеКонфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную иестественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость еесуществования как механизма поддержания порядка в общении между людьми,регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. дон.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальномуее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданнымиотеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э)придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едвали ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее«естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Изблизкого Мо-Цзы взгляда на сущность политическойвласти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», чтовластный механизм необходим для организации и регулирования «общения междулюдьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядкомгосударственного управления…». В том же трактате Аристотель (в отличие отКонфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественнойили политической.
Но уже в раннююэпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феноменавласти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасностьзлоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властныхвозможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецептыпреодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов«смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделениявластей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов»(Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидациисистемы государственно-публичной власти вместе с самим государством.
Т. Гоббс определялвласть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставилтакую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желаниевсе большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницшеутверждал, что жизнь — это воля к власти.
В истолкованиивласти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Ужесам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из нихфиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальномпроцессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Для Ницше власть – это воляи способность к самоутверждению.
М. Вебер основнойаспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределениивласти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести кборьбе за власть и сопротивление ей.
В мировойполитологии современное понимание власти в целом, политической в особенности,является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласнозападной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, какпроизвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой,вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя ибольшим числом субъектов.
Характерна, например следующая мысль: «политическая наукастановится равнозначной исследованию власти. Это наука о действительной воле квласти и её рациональной координации в обществе».
Любое общество не может нормально существовать, если любомупредставляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал В. Соловьев:«Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагаетстеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечестванесовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоложные для отвлеченной мысли, но одинаковообязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из ихвстречи рождается право».Власть вовсе не является непременно результатом тольконасилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложнойнатуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог быподчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека надругого, сила, соединяющая людей в общество.
Таким образом, властьнеизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако кактолько проявление власти приобретает общественный характер, главной ее цельюстановится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступаетвласть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно еепринять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Исканиепорядка, как правило, сопровождается исканием власти.
Да, власть требуетподчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.
Исходя извышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смыслеесть способность и возможность оказывать определенное воздействие надеятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета,права, насилия.
Отсюда можно сделатьследующий вывод: власть — это один из важнейших видов социальноговзаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумясубъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результатеэтого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Нередко власть ипринуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости отвнешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когдачеловек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается начужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людейподобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным отобщества.
Качества объектаполитического властвования определяются, прежде всего, политической культуройнаселения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная иподданническая типы политических культур.
Преобладание в обществе людей, привыкшихповиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средойавторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объектвластвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутреннихпобуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это оченьсильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают,что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямопропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Более стабильнойявляется власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованностьпобуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишнимконтроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивациейподчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимостиподчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либодругими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения передавторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации,отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властныхотношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютнодоверяет своему руководителю.
Сила власти, подчиненность объекта субъектузависит также еще от одного важного фактора — неравенства.
В основе подчиненияодного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, —возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характермежличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинениеконкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособнымпродемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будутвыполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает своюперсонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряженияначальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физическиили слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер.Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правомна принятие решений, обязательных для подчиненных.
Правители всегда стремились создатьвпечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одноправительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарантсогласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноватьсялишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит кмассовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольногосогласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти сполным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют вжизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то,что справедливо считается частным и личным.