Военно-морской институтрадиоэлектроники имени А. С. Попова
На правахрукописикурсант Нестеров Михаил Андреевич
ПОЛИТИКА ПРИГРАНИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ
В ОТНОШЕНИИ СССР В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СТРАНЫ
Предмет – Отечественная история
Конкурсная работа
Работа выполнена на кафедре
Тактики ВМФ и Военнойистории
Научный руководитель —
кандидат военных наук,доцент
капитан 1 ранга КобчиковЕвгений Юлианович
Петродворец
2007
Оглавление
Введение. Истоки «холодной войны» 3
Глава 1 СССР и государства,прилегающие к Северо-западным границам страны в годы «холодной войны» 6
Глава 2 Международныеотношения между СССР и НАТО на Северо-западе СССР в годы «холодной войны» 12
Глава 3 Измененияторгово-политической стратегии пограничных государств Северо-западного регионав ходе «холодной войны» 16
Глава 4 Социокультурныевзаимоотношения между СССР и пограничными государствами Северо-западногорегиона в годы «холодной войны» 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Приложения
Приложение 1. Лист№ 1 Доклада Штаба объединенного планирования по операции «Немыслимое» 22 мая 1945 г. 33
Приложение 1-а.Лист № 1 Доклада Штаба объединенного планирования по операции «Немыслимое» 22мая 1945 г.(перевод). 34
Приложение 2.Направление главных ударов сухопутной кампании в Северо-Восточной Европе поплану операции «Немыслимое». 35
Приложение 3.«План Маршалла». Рисунок Б.Е. Ефимова — советского художника-графика, мастераполитической карикатуры. 1947 г. 36
Приложение 4.Соотношение сил НАТО и Организации стран Варшавского договора (ОВД) в Европе в 1955 г. 37
Приложение 5.Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Хельсинки, 1975 г. 38
Приложение 6.Опытная атомная подводная лодка проекта 627 «К-3» (1958 г.). Боковой вид.
Приложение 7. Атомнаяподводная лодка проекта 941 типа «Акула». 39
Приложение 7-а. Атомнаяподводная лодка проекта 949 типа «Антей»
Приложение 8.Территории Финляндии, отошедшие к СССР после второй мировой войны. 40
Введение. Истоки «холодной войны».
В 1999 г. правительство Великобританиирассекретило план операции «Unthinkable» — «Немыслимое» (см. Приложения 1, 1-а),разработанный 22 мая 1945 г.на тот случай, если СССР не остановится на согласованных границах зоноккупации, а продолжит свой марш на Запад вплоть до Атлантического океана. Датаначала войны определялась — 1 июля 1945 г. Цель операции «Немыслимое» заключаласьв необходимости принудить СССР подчиниться воле США и Британской империи. Наиболеепредпочтительным считалось наступление в северо-восточной части Европы (см. Приложение2).
По разнымпричинам план «Немыслимое» практически не состоялся. Но противостояние бывшихсоюзников, впоследствии названное «холодной войной», уже началось [25, с. 6]. Практическаяреализация интересов стран Запада в различных точках земного шара сталавстречать сопротивление со стороны Советского Союза.
Принципиальныеполитические и идеологические различия двух мировых систем, стремление каждойсистемы к усилению своего влияния в мире, политика насаждения различным странами народам своих ценностей, своего порядка (строя), готовность каждой из сторонзащищать свои позиции всеми возможными средствами (экономическими, политическими,военными), политика угроз — уже в первое послевоенное десятилетие привели квзаимному недоверию и формированию каждой стороной «образа врага». Таковым послевторой мировой войны стало новое состояние мира. Быстрее других это осознал У.Черчилль, впервые применив термин «холодная война».
Термин«холодная война» был введен в обращение У. Черчиллем в его выступлении в г.Фултоне (США) 5 марта 1946 г.Уже не являясь лидером своей страны, У. Черчилль, тем не менее, оставался однимиз самых влиятельных политиков мира. В своей речи У. Черчилль констатировал,что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западнуюцивилизацию объявить войну коммунизму.
В то же время послевторой мировой войны, при желании ослабить своих бывших союзников поантигитлеровской коалиции, стало очевидным: противники настолько сильны, асредства ведения войны столь разрушительны, что выяснять отношения прежнимиметодами слишком опасно.Соперничествосверхдержав в годы «холодной войны» носило военно-политический характер, но приэтом и та, и другая стороны стремились избежать открытого военного конфликта.
Характерныепредложения по этому поводу были высказаны А. Даллесом в 1945 г. на заседании Советапо международным отношениям (СМО) [4, с. 29-31], составившие основу разработкидирективы 20/1 Совета Национальной безопасности (СНБ) США от 18 августа 1948 г. по ведению «холоднойвойны», более известной как «план Даллеса» [14, 34, 35]. Новая политикавыражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммунистическим, втом числе антидемократическим режимам против коммунизма.
В Вашингтонесчитали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Европе выгодны дляСША экономически и необходимы политически. Президент Г. Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г. в американскомконгрессе изложил новую внешнеполитическую доктрину США. Она получила название«доктрины Трумэна». Так начинался длительный период «холодной войны».
Противники«доктрины Трумэна» опасались, что её осуществление может привести квооружённому столкновению с СССР. Тем не менее, 22 мая 1947 г. «доктрина Трумэна» вступила всилу. В общем большом плане «холодной войны» «доктрина Трумэна» представлялалишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этойвойне Вашингтон в то время считал Западную Европу.
После всестороннего обсуждения доктрины Государственный секретарьСША Дж. К. Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5июня 1947 г.в Гарвардском университете. Так зародился «план Маршалла». Этот план преследовал далеко идущиеэкономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европаслужила не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма.Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономическоговозрождения разрушенной войной Европы. «План Маршалла» был одобрен намеждународной конференции в Париже (12 июля – 22 сентября 1947 г.). СССР в конференциине участвовал, так как расценил этот план как экономическое закабаление ЕвропыАмерикой (см. Приложение 3). СССР оказывал давление на восточноевропейскиестраны, чтобы они отказались от участия в реализации «плана Маршалла».
В итоге план подписали только 16 западных стран. Он начал осуществлятьсяс апреля 1948 г.,когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве»,предусматривавший 4-х летнюю программу экономической помощи Европе. Общая суммаассигнований по «плану Маршалла» составила около 12,4 млрд. долларов. При этомСША в качестве предварительного условия предоставления помощи потребовали выведениякоммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 г. ни в одномправительстве Западной Европы коммунистов не было.
Основнымикомпонентами ведения Западом «холодной войны» против СССР и других социалистическихстран были:
1. гонкавооружений;
2.психологическая война.
Периоду«холодной войны» между СССР и США посвящено много исследований. Целью даннойработы является исследование истории «холодной войны» на Северо-западе СССР. Этотрегион представляется наиболее интересным для исследования политики пограничныхгосударств в отношении СССР в годы «холодной войны», поскольку границы междукоммунистическим СССР и капиталистическими странами Западной Европы пролегализдесь непосредственно.
Глава 1. СССР и государства,прилегающие к Северо – западным границам страны в годы «холодной войны».
Одна изтенденций современной отечественной исторической науки характеризуетсяувеличением исследований истории малых стран. Реферат рассматривает отношенияСССР, как великой державы с огромными людскими и природными ресурсами, а такжеодним из самых внушительных в мире ядерных потенциалов, с такими малыми государствами как, например, Норвегия и Финляндия,напротив, не имеющих возможности самостоятельно осуществлять какую-либо военнуюполитику за пределами собственных границ.
Длительное время повышенноевнимание в работах советских исследователей уделялось изучениюсоветско-финляндского сотрудничества во второй половине ХХ в. Авторырассматривали двухсторонние взаимоотношения сугубо через призму анализа «Договорао дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» 1948 г. Считалось, что этот документ навсегдапредопределил развитие советско-финляндских связей на основе добрососедства [30].Однако после крушения СССР в российской историографии наблюдаетсяотход от категорично положительной оценки Договора 1948 г. Предпосылки егопоявления и историческое значение были подвергнуты критическому осмыслению [19,с. 233-249].
Большое количествопубликаций посвящёно изучению и анализу советско-финляндских отношенийпослевоенного периода и в зарубежной историографии. Очевидным отличием работ1990-х гг. от предшествующих изданий является также значительно болеекритическое осмысление Договора 1948 г., как во многом навязанного Финляндии и, в первую очередь,выгодного СССР. Тем не менее, большинством исследователей Договор всё-такипризнаётся естественным следствием итогов второй мировой войны [24, с. 61-89].
Тема советско-норвежскоговзаимоотношений времён «холодной войны» в советской научной литературе освещенаслабо. Если это и осуществлялось, то обычно в узком контексте военно-политическогопротивостояния [9].
Экономические связи СССРс североевропейскими странами в 1960-х-начале 1980-х гг., их достижения,проблемы и перспективы изучались Н. Герасимовым, В. Тополя, Ю. Пискуловым. Авторыпришли к выводу о прогрессивных тенденциях в данном виде двухстороннегосотрудничества [11, с. 147-149; 29, с. 82-88].
Взаимодействие СССР совсеми североевропейскими странами в период «холодной войны» советскими исследователямирассматривалось сквозь призму соотношения военно-политических сил на СевереЕвропы, или так называемого «северного баланса». Например, Ю. Лавров признавалсуществование «северного баланса» и считал его реально действующей системойбезопасности, сложившейся во второй половине ХХ в. [21, с. 112-120].
По мнению С. Моргачёва,концепция «северного баланса» в виде модели саморегулирующейся системыбезопасности вряд ли совместима с действительностью. Он считал, что если под«северным балансом» понимать определённую стабильность, устойчивость иравновесие, то таковые показатели отсутствовали, ибо на Севере Европыперманентно повышался уровень военно-политической напряженности [22, с. 102-108].Схожую оценку дал и другой советский исследователь Л. Воронков. Более того, онполагал, что «северный баланс» являлся серьёзным препятствием к углублениюсотрудничества и развитию безопасности в регионе. По его мнению, теория«северного баланса» предназначалась для того, чтобы оправдать членство в НАТОтрёх скандинавских стран (Дании, Исландии и Норвегии) интересами обеспечения ихбезопасности и запугиваниями «советской угрозой» удержать их в блоке [9]. Подобногомнения придерживался и Ю.Д. Комиссаров [17, с. 65-74].
Изучению проблем системыбезопасности на Севере Европы в 1990-е гг. ряд работ посвятил К. Воронов. Поего оценке, окончание холодной войны и сохранение НАТО привело квоенно-политическому дисбалансу. Тем самым, сохранилась высокая степеньнапряжённости в регионе, что, в свою очередь, негативно сказывалось на развитиисотрудничества России со странами Северной Европы [10, с. 265-284].
Проблемы двухстороннихсоветско-норвежских связей в годы «холодной войны» нашли своё отражение вработах норвежских историков С. Хольтсмарка, Й. Хольста и др. Указанные авторыотмечали, что данные отношения оказали большое влияние на формирование общейстратегии норвежской внешней политики во второй половине ХХ в. При этомосновной акцент они ставили, в первую очередь, на выявление и анализ отрицательныхэлементов двухсторонних взаимоотношений: противоречий и идеологического противостояния,вина за которые в основном возлагалась на советскую сторону. Такой взгляд наводитна мысль о политической предвзятости и идеологической тенденциозности работэтих исследователей.
Особую важность дляпонимания развития взаимоотношений СССР с Норвегией и Финляндией имела группаопубликованных источников, куда вошли как сборники документов, так и отдельныедокументы разных изданий [27, 28]. Хотя сборник по советско-норвежским отношениям1917-1955 гг. и не затрагивает прямоисследуемый период, содержащиеся в нём документы дают возможность проследитьгенезис изучаемых проблем. Сборник документов по советско-финляндскимотношениям 1948-1983 гг. использовался дляизучения базовых договоров, регламентировавших политическое, экономическое икультурное сотрудничество этих государств — вплоть до начала периода «перестройки».На основе рассмотрения доступных документов по теме исследования охарактеризованыобщие принципы и особенности политики СССР в отношении Финляндии и Норвегии, атакже их взаимосвязь с генеральными тенденциями в развитии международных отношений.
Осмыслениювнешнеполитической деятельности СССР способствовала и информация, содержащаясяв статистических сборниках, энциклопедиях, справочниках, стенографическихотчетах и программных бюллетенях [6].
Ко многим современнымофициальным российским и иностранным источникам открыл доступ Интернет. Егосайты стали хорошим дополнительным ресурсом информации в исследованиимеждународных отношений на Европейском Севере в целом. Сайты предлагают текстысоглашений, договоров, протоколов, брифингов, пресс-конференций руководителейстран, статистическую информацию и т.д. Сопоставление имеющейся в данной группеисточников информации позволило подробно и качественно проследить динамикувзаимодействия СССР со странами Скандинавского полуострова в разные историческиепериоды.
Одной из главных задач советскойвнешней политики после Второй мировой войны было создание максимальноэффективной системы безопасности, частью которой должен был стать своего рода«оборонительный барьер» между СССР и западными соперниками. Инициированный СССРпроцесс предлагал включение в орбиту советской политики не только странВосточной, но и Северной Европы. После 1945 г. и, тем более, после 1949 г. в создавшихся геополитическихусловиях североевропейское направление было хоть и не доминирующим, но и немаловажнымво внешнеполитической деятельности СССР.
За период 1950-1960 гг.был накоплен неоценимый опыт взаимоотношений СССР со странами Скандинавскогополуострова, каждая из которых имела свой собственный, во многом принципиальноотличный от других государств внешнеполитический курс. Первые послевоенныедесятилетия продемонстрировали способность советского правительстваориентироваться, находить компромисс, достигать поставленных целей в сложноймеждународной обстановке на Европейском Севере.
К концу 1960-х гг.советское руководство окончательно убедилось в том, что оформившуюся в регионесистему распределения военно-политических сил принципиально изменить в своюпользу уже не представлялось возможным. В то же время непосредственное соприкосновениеСССР и НАТО, милитаризация наземных и водных пространств, начало активногопоиска и разработки природных энергоресурсов способствовали возрастанию ролиЕвропейского Севера в развивающейся системе послевоенных международныхотношений.
В условиях постоянноусиливавшейся военно-политической напряжённости мировое сообщество осозналонеобходимость снижения степени конфронтации путём налаживания добрососедскихотношений и взаимовыгодного сотрудничества. С целью способствования развитиютаких отношений при активной поддержке советского руководства был инициированобщеевропейский процесс, который выражался в созыве и деятельности Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (см. Приложение 4).
Принципы Заключительногоакта и механизм СБСЕ выдержали испытание «холодной войной», несмотря на всесложности, с которыми пришлось столкнуться государствам-участникам в первоедесятилетие деятельности Совещания. По словам бывшего Генерального секретаряОБСЕ В. Хойнка, «Совещание сыграло ключевую роль в происходящих позитивныхизменениях в Европе». Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участниковпоявился постоянный канал для взаимного общения, кодекс норм поведения (в межгосударственныхи внутригосударственных отношениях), а также долгосрочная программасотрудничества. Тем самым дух Хельсинки способствовал как укреплению стабильности,так и мирным переменам в Европе.
В результате в годы «холоднойвойны», когда в международном общении периоды обострения чередовались спериодами неуверенной «разрядки напряженности», СБСЕ позволило добитьсяреальных качественных изменений в отношениях между Востоком и Западом. Оновнесло элементы многосторонности в биполярную ситуацию, «европеизировало» ее,подключив нейтральные и неприсоединившиеся страны к системе европейскойбезопасности наравне с членами военных союзов. Совещание расширило сферумежгосударственных отношений, включив в нее новые области сотрудничества,самыми важными из которых были права человека и охрана окружающей среды. Кконцу 1980-х гг. в рамках Хельсинкского процесса появилось «человеческоеизмерение», получившее достойное развитие после окончания холодной войны.
В заслугу СБСЕ можнопоставить также снижение военной напряженности за счет мер укрепления доверия,позволивших проводить в Европе инспекции вооружений и военной деятельности впериод, когда именно недоверие было во многих случаях источником угрозыбезопасности.
Всё это определило катализирующуюроль СБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества в Европе и в преодоленииидеологического раскола, царившего в ней в 1970-е и 1980-е годы. К концу 1980-хгг. Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейскогосотрудничества на основе общих европейских ценностей, разделяемых как Западом,так и Востоком. И после 1991 г. СБСЕ долгое время оставалось форумом длядиалога по выработке новой системы безопасности в Европе.
Разрядка оказала большоевлияние на развитие взаимодействия СССР со странами Скандинавского полуострова.Интенсивность двухсторонних связей в 1970-е – первой половине 1980-х гг.достигла за всю историю этих взаимоотношений наивысших показателей во всехсферах сотрудничества. Экономические, научно-технические, гуманитарныеотношения своей насыщенностью значительно разбавили собой политические,обогатили содержание всего международного развития на Европейском Севере. Вдвухсторонних отношениях участвовали главы государств и правительств,руководители министерств и ведомств, партийные и профсоюзные организации,культурные, просветительные и научные учреждения и даже целые города.
Высокая значимостьсевероевропейского направления в процессе реализации концепции «новогополитического мышления» была предопределена рядом обстоятельств. События начала1980-х гг. отчётливо продемонстрировали, что проблема ослабления военно-политическойнапряжённости оставалась нерешённой, а на Европейском Севере в связи соспецифическим соотношением сил и мощной милитаризацией региона она ощущаласьособенно. К 1980-м гг. стали приобретать большое значение и проблемы экологическойбезопасности. Важную роль сыграли и те обстоятельства, что столица Финляндии Хельсинкиявлялась родиной СБСЕ, а в столице Швеции Стокгольме в середине 1980-х гг. состояласьконференция, посвящённая обсуждению комплекса мер по укреплению доверия ибезопасности, включая уменьшение военного противостояния в Европе [32].
Глава 2. Международныеотношения между СССР и НАТО на Северо-Западе СССР в годы «холодной войны».
Послеокончания второй мировой войны единство бывших союзников сменилоськонфронтацией и состоянием «холодной войны». Были созданы так называемыесистемы коллективной безопасности – военные блоки. В апреле 1949 г. был создан НАТО,куда входили США, Канада и страны Западной Европы, в мае 1955 г. – Организация стран Варшавскогодоговора (ОВД).
СтраныЗападной Европы и США объединились против СССР, а СССР, в свою очередь, стремясьобезопасить себя, создал у своих границ своего рода буфер, окружив себястранами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветскиеправительства (см. Приложение 4).
Важность северо-западного направления определялась, прежде всего,соприкосновением СССР с блоком НАТО на советско-норвежской границе, наличиемхарактерной для эпохи «холодной войны» структуры военно-политическогоравновесия и безопасности, именуемой «северным балансом».
На Европейском Севере зародились новые тенденции: Север Европы стал местом проведенияСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Хельсинки был подписанего Заключительный акт, развивалось региональное сотрудничество. Дальнейшеебыстрое возрастание значимости региона, а с ним и всего североевропейского направлениясоветской внешнеполитической деятельности определялось и тем, что на шельфеБаренцева моря северными странами началось активное освоение нефтегазовыхместорождений.
10 сентября 1952 г. Совет Министров СССРпринял закрытое постановление о строительстве первойотечественной атомной подводной лодки проекта 627 «К-3» (см. Приложение 6). В то время, как американский «Наутилус» уже штурмовал Арктику, первая советская ПЛА ещёстояла у заводского причала. 17 декабря 1958 г., когда первая советская атомнаяподводная лодка была принята в опытную эксплуатацию, в составе ВМС США насчитывалосьуже 6 ПЛА. Разница в сроках строительства свидетельствовала, что СССР первоначальнобыло трудно угнаться за США всоперничестве технологий.
К началу 1980-х гг. подводные силы и в целомВМФ СССР достигли высшей точки своего развития. Советский Союз обладал самым многочисленнымв мире подводным флотом. К этому времени, в относительно короткие сроки были построены и в 1980-1981 гг. переданы флоту головныеатомные подводные лодки проекта 941 типа «Акула» — с 20 баллистическимиракетами РСМ-52 и проекта 949 типа «Антей» — с 24 сверхзвуковыми крылатымиракетами «Гранит» (см. Приложение 7, 7-а). Работы по их созданию напроизводственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» вСеверодвинске шли круглосуточно [9].
С созданием Советским Союзом морской составляющей ядерной триады иусилением Северного флота Кольский полуостровпревратился в место базирования одного изсильнейших в мире военных флотов и местом размещения огромного арсенала ядерныхвооружений, а также складирования массы отработанного ядерного топлива своенных кораблей, ледоколов и других ядерных отходов. Наличиемежконтинентальных баллистических ракет морского базирования с ядерными разделяющимися головными боевыми частями ирадиусом действия до 11 тыс. км,наличие носителей – атомных подводных лодок с неограниченной дальностьюи продолжительностью плавания, наконец,особое геостратегическое положение Арктики, доступной только для атомных субмарин – всёэто в совокупности объясняет роль и значение для мировых держав мощных атомных подводных флотов. Отсюда можно держать «на мушке» всё северноеполушарие: встокилометровой прибрежнойполосе Мирового океана сосредоточеныкрупные города мира и более 80% населенияЗемли, основные центры высшегогосударственного и военного управления.
Накопленный за годы «холодной войны» ядерный потенциал был огромен,но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на ихпроизводство и хранение росли. В итоге гонка вооружений была впоследствиидобровольно приостановлена противоборствующими сторонами.
В периодмежду установлением независимости Финляндии иначалом второй мировой войны напряженности в пограничных районах Норвегии, Финляндиии России не было. После советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Финляндияуступила СССР часть территории Карелии и современной Ленинградской области, апосле второй мировой войны – и свои северные территории: район пос. Петсамо (ныне — Печенга Мурманской области) изападную часть полуострова Рыбачий, утратив, таким образом выход к Баренцевуморю [31, с. 96]. В итоге послевоенного передела государственных границ Норвегияи СССР стали непосредственно граничить друг с другом (см. Приложение 8).
У Норвегии, каки у СССР, имелись собственные стратегические интересы, привязанные к близлежащимтерриториям. По этой причине в 1948-1949 гг. для защиты своих интересов врегионе Норвегия и Финляндия предприняли попытку создать военную организацию –Скандинавский оборонительный союз, однако эта попытка закончилась неудачей. Дляобеспечения защиты своей небольшой территории, по сравнению с СССР, Норвегиибыл необходим союз с более мощной в военном отношении державой. Таким образом,Норвегия стала союзницей США и одним из государств — основателей НАТО. В послевоенный период, начиная с 1949 г., политический курсНорвегии в основном и определялся её участием в НАТО и был направлен на тесноеполитическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими державами этогоблока (США, Великобританией, Германией).
Придерживаясьфундаментального принципа миролюбивого подхода к международным отношениям,Норвегия содержала скромную по размерам военную структуру, предназначеннуюисключительно для целей самообороны и для участия в международных операциях поподдержанию мира и по оказанию гуманитарной помощи.
В целом, приняв политику ограниченного автономного сдерживания вотношении военной активности на норвежской территории, Норвегия внесла свой посильныйвклад в усилия по снижению уровня напряженности. Вфеврале1949г., то есть ещё до вступления в НАТО, правительствоНорвегии информировало СССР о том, что оно не станет участником договора,который включал бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз длявооруженных сил иностранных государств, если Норвегия не станет объектом нападенияили угрозы нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерноеоружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также проводилаполитику, в соответствии с которой военные и воздушные учения НАТО не должныпроводиться ближе 500 кмот российской территории, которая исключает передвижения иностранных воинскихчастей вблизи границы. В связи с окончанием «холодной войны» эти ограничениябыли в определенной степени модифицированы, однако их основные положения сохранились.
Сегодня между Россией и странами — членамиНАТО ведётся дискуссия о будущей конфигурации Организации Североатлантическогодоговора и о формах сотрудничества между НАТО и Россией.
Такимобразом, во время «холодной войны» военные обязательства НАТО и США обусловилироль атлантической Скандинавии. Конфронтация между США и СССР в военнойстратегии явилась причиной того, что северо-западные государства постаралисьдополнить основную европейскую ориентацию традиционными атлантическими связями.Сила вооружённого противостояния СССР и стран Скандинавии зависела от уровня военнойнапряжённости в Северной Европе. Именно по этой причине финские и шведскиедипломаты нередко консультировались и с Норвегией и с Советским Союзом, чтобы получитьнаиболее объективную информацию о тенденциях международной политики в Скандинавии.
Реально СШАмогли сохранять значительное влияние в данном регионе только в той мере, вкакой сохранялась военная напряжённость. Другими словами, цель усиления НАТОтребовала стратегии напряжённости, и некоторые силы США и СССР, вынуждены былипостоянно находиться в противодействии друг к другу на границах сопредельныхгосударств. Все эти противодействия в известной мере осложнялиСоветско-Скандинавское сотрудничество пограничных государств в годы «холоднойвойны» на Северо-западе СССР.
Глава 3. Изменениеторгово-политической стратегии пограничных государств в ходе «холодной войны».
Было бы совершенно неоправданным отрицать тот факт, что в историисоветско-финляндских связей было немало примеров того, как решения, касающиесявопросов экономического сотрудничества, принимались преимущественно исходя изполитических мотивов. Достаточно указать на использование СССР торговли вкачестве одного из методов, с помощью которых он добивался отфинского правительства отказа от участия в «планеМаршалла». Именно с помощью «торговых рычагов» на смену в 1950 г. и в 1957 г. вместо недружественно настроенного к СССР правительствапришло правительство социал — демократического премьер — министра К.Фагерхольма.
Огромныезатраты, которые несли сверхдержавы в ходе «холодной войны», не моглипродолжаться бесконечно. В итоге противостояние двух систем решилось в экономическойсфере.Экономика Запада поддерживала не только военный и политический паритет,но и удовлетворяла растущиепотребности современного человека, которыми в силу чисто рыночныхмеханизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же времятяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средствпроизводства, экономика СССР не собираласьконкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось наполитическом и идеологическом уровне противоборства. СССР началпроигрывать борьбу не только за влияние в странахтретьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.
На рубеже 1970-1980-х гг. резкий рост цен нанефть и газ подарил нашей стране – экспортеру энергоносителей(составлявших тогда и составляющих сегодня ещё в большей мере основу экспорта)часть дополнительных валютных поступлений. Без особого преувеличенияможно сказать, что эти так называемые «нефтедоллары» были «шальными».С одной стороны, для их получения наши внешнеторговые организации исоответствующие отрасли промышленности никаких специальныхдополнительных усилий не прикладывали. С другой стороны, реакция СССРна появление нового источника доходов едва ли являласьрациональной и продуманной, поскольку основу импортных поставокв СССР составляли не так называемые «высокие» технологии, ненеобходимое для развития перспективных отраслей народного хозяйстваоборудование, а потребительские товары.
Будучиодним из крупнейшихзападных партнеров СССР, Финляндия в полной мере ощутила на себе всюпротиворечивость и неустойчивость экономики своего соседа, темболее, что торговля между нашими странами базировалась наклиринговой основе.В значительной мере по инициативе СССР, клиринговая системавзаиморасчётов в советско-финляндской торговле была ликвидирована в начале 1990-хгг. Даже в этих условиях советская сторонаимела возможность записыватьвозникшую в результате роста цен на энергоносители задолженность финнов наособый счёт, что называется до лучших,