Политология, ее методы и направления

План
1. Понятие политологии
2. Объект и предмет политологии
3. Методы и направления исследования политологии
4. Роль и значение политологии как науки и как учебнойдисциплины
5. Функции политологии
6. Возникновение и становление политической науки
Список литературы
1. Понятие политологии
 
Политология — наука о политике, о закономерностях возникновенияполитических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах ихфункционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическомсоздании, культуре и т.д.
По поводу существования закономерностей в политике существуютдве противоположные точки зрения. Так, А.И. Соловьев, не отрицаявозможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей,тем не менее, не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общихзакономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов,В.А. Мальцев, Н.М. Марченко, В.В. Желтов и др.) считают, чтов политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например«закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитиюуровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархииР. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.
Существует много определений понятия «политология».Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, какнауку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знанийо политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупностьполитических наук: политическая философия, политическая экономика, политическоеправо и др. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходитпонятие «политические науки».
В узком смысле под политологией понимается наука, призваннаянепосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политическиеинституты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.
Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой,в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебнойдисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможнобольшему количеству людей.
 2. Объект и предмет политологии
Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования.Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающегосубъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направленоисследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, какуже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимостиот целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).
Один и тот же объект может исследоваться различными науками.Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология,социальная психология, социология, политология, этнология и др. но каждая из этихнаук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия,как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческогобытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных историческихсобытий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.
Политология изучает, прежде всего, политическую сферу жизнедеятельностилюдей: политическую структуру, политические институты и отношения, политическиекачества личности, политическое поведение, политическую культуру и т.д. Следовательно,объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящаяот исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политическогоисследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например,политическую культуру граждан или политические институты.
Итак, предметом политологии являются политические институты иотношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы,политические конфликты, политическая культура, политические классы и т.д.3. Методы и направления исследования политологии
Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованияхона использует различные направления и методы.
Одним из основных направлений является исследование политическихинститутов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическаявласть, право, политические партии, политические и общественно — политические движенияи другие, формализованные и неформализованные политические институты.
Политические институты (от лат. institutum- установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций,принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например,институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы егокомпетентности, способы переизбрания или отстранения его от должности и т.д.
Другим направлением является исследование политических процессови явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законови закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различныхполитических технологий для их практического применения.
Третьим направлением является исследование: политическогосознания, политической психологии и идеологии, политической культуры, политическогоповедения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всемиэтими явлениями.
В качестве самостоятельного направления можно выделить политическиеисследования внешнеполитической деятельности государства и международного политическогопроцесса.
Применение тех или иных методов в политической науке обусловленоходом её исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретныхметодов исследования.
Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывалисьна философско-этических идеях и представлениях. Представителей философско-этическогонаправления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реальногогосударства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когда в ЗападнойЕвропе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамкахтеологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировалиськак одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.
Зарождение гражданской концепции политической мысли (17-18 вв.)дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политическихпроцессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институциональногометода в политологии. В 19 — начале 20 в. этот метод был одним из ведущих в политическихисследованиях.
Институциональный метод ориентируется на исследованиеполитических институтов: государства, партий, политических организаций и движений,избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политическогопроцесса.
Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизациии формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Онопредполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность)данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальныхотношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечиваетпредсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональныйметод способствует исследованию процесса институционализации.
В политологии институциональный метод используется для исследованияполитических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимностии взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеетключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональныхнорм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований,может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный методпозволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющихсвои «институционализированные» структуры и правила функционирования.
С возникновением социологии как науки в середине 19 в. социологическиеметоды начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используютсяи в настоящее время.
Социологические методы предполагают выявление социальнойобусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти,определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанныена конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологическиеметоды заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применениерезультатов исследования.
Сравнительный (компаративный) метод использовался ещев античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политическихрежимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государстваи конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению,формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широкоиспользуется в политических исследованиях. а сравнительная политология являетсяотносительно самостоятельным научным направлением в структуре общей политическойнауки.
Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении)однотипных и различных политических явлений, например, политических режимов, партий,движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политическихрешений и т.д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах,более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развитиянаблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующихпроблем, Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которыхобладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всегомногообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходныечерты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использоватьопыт других стран и народов.
Это не означает, что исследователи и политики должны заимствоватьудачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам.Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическоеявление и находить способы решения возникших проблем.
Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познаетсяв сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяетсвое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравненийи сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравненияс другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.
Сравнение способствует росту национального самосознания. Еслиграждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, тоу них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многомпо этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободновыезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».
Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представленияо политических явлениях и мыслить аналитически.
Бихевиористический метод основывается на эмпирическихнаблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдаетсяизучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электоральногоповедения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительныйвклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлениюи развитию прикладной политологии.
К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритетисследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурнойсреды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципыв угоду «голой» рациональности. По мнению А.С. Панарина, бихевиоризм являетсянаиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественныхисторических корней. «Бихевиористский» индивид-атомзнает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой ролион не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими — либо ценностями.Он чувствует себя свободным игроком, которому важно обставить всех остальных”.
Системный анализ был разработан представителями естественныхнаук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона,Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начинаяс 50-60 гг. системный анализ используется и в политологии(Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона,Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других.
Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму,так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную,саморегулирующую систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешнейсредой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений,в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политическойсфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некуюмодель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм,свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любыеизменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее«разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элементсистемы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.
Окружающая социальная среда, в которой развиваются политическиесобытия, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующихсистем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любогоуровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системамили подсистемам.
Синергетический подход. Одним из методов исследованияпринципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальныхи политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию иполитологию в конце 70-х гг.20 в. из естественных наук. Суть синергетики в естественныхнауках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических ихимических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессымогут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводыоткрывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синергетического подходав политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных,политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Синергетический подход основывается на следующих положениях:
1. историческое развитие человеческой цивилизации связано сослучайностью, многовариантностью;
2. разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционныхритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
3. способность системы к самовоспроизводству, к восстановлениюразрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
4. «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлятьпо пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
5. нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможныебифуркации и возникновение хаоса;
6. хаос как созидающее начало для конструирования и развитиякачественно новой организации, нового порядка;
7. самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там,где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
8. общественное развитие как непредсказуемая смена состоянийобщества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадиик другой;
9. сложность выявления субъекта перемен, особенно в условияхбифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
10. избавление от веры в рациональность и достижимость окончательногознания.
Синергетический подход открывает новые возможности в исследованиисложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) какна саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые илинеконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мересинергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных илинеудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилоськак всегда».
Теория социального действия. В классической социологииисследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социальногодействия. Первый подход в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.
По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жесткодетерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальнымиотношениями, культурой и др.).М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальномудействию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определеннуювозможность для проявления своей индивидуальности.
Начало нового этапа в развитии теории социального действия связанс трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическаясоциология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриальногои постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемныеполя и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники моглиаппелировать к «представителю метасоциального порядка»- к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священноеисчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мираединства создается центральное место социальных конфликтов».
Основными субъектами политического конфликта становятся не классыи партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредникахв лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрогоразвития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается.Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направленыпротив государства (политической системы) как главного политического оппонента.По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежитреальным субъектам политического действия.
Антропологический метод анализирует политические явленияисходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил,что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно.В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию ина определенном этапе переходят к политической организации общества.
Психологический метод предполагает изучение психологическихмеханизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направленияон возник в 19 в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей(Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса,Ж. -Ж. Руссо).
Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ,основы которого разработал З. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательныепсихические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействиена политическое поведение.
Структурно-функциональный подход. В соответствии с нимполитическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему(структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которыхвыполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональнойпарадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуруобщества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительныйвклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американскиеученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.
Конфликтологическая парадигма — противоположность функционалистическимтеориям, предполагающая консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальныхслоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественноеразвитие происходит через борьбу различных социальных групп.
Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентацииначала формироваться в 50-60-е гг.20 в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф,Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур., К. Болдинг и др. Так, по мнениюнемецкого политолога Р. Дарендорфа, конфликт есть оборонная сторона всякой интеграциии поэтому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает. что в современныхусловиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системыобщества.
Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуюти другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологическийподход, исторический подход и т.д.
В современной политической науке существуют два основных уровняисследования: теоретический и прикладной.
Теоретическая политология занимается разработкой общих(функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом всетеоретические разработки, так или иначе, направлены на решение практических задач.
Прикладная политология исследует конкретные политическиеситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов,практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальныхпроблем.
4. Роль и значение политологии как науки и как учебнойдисциплины
Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеютнемало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждыйиз видов функций политологии.
1. Политология как наука является необходимой теоретической базойдля дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработокв реальную политику, Она исследует реально существующие политические системы, способыорганизации общества и государства, типы политических режимов, формы государственногоустройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояниеполитического сознания и политической культуры, образцы политического поведения,проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формированияинститутов власти и другое.
Политические исследования создают определенную теоретическуюи научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствованияполитической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозироватьи конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденциив развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующиекоррективы.
Политология как наука может также выполнять идеологические функции,например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидироватьобщество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
2. Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менееответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарногорежимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционномурежиму было проще управлять политически неграмотными людьми.
Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политическойсистемы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении,наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам,используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские экспериментынад целыми странами и народами.
Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобыпомочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильноосознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватнореагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствоватьразвитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать своиправа и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других.Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма,насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотностьлюдей являются необходимым условием построения правового государства и формированиягражданского общества.
 5. Функции политологии
 
Функция (от лат. functio — исполнение)- назначение, обязанность. Социальная функция — это роль, которую выполняеттот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальнойобщности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулироватьбрачно-семейные отношения в обществе; функция политических институтов — управлятьсоциальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследоватьзакономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.
Основными функциями политологии являются:
познавательная — определенный способ познания (изучения)природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностейее функционирования;
диагностическая — анализ (мониторинг) социальной (политической)реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
прогностическая — выработка научно обоснованных прогнозово тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможныхнегативных явлений;
организационно-технологическая — создание политическихтехнологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционированияполитической сферы общества;
управленческая — использование политологических исследованийдля разработки и принятия управленческих решений;
инструментальная — совершенствование имеющихся и разработкановых методов исследования политической реальности;
идеологическая — использование политологических знанийи результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящегокласса;
прагматическая (прикладная) — использование теоретическихи прикладных методов политологии для решения, возникающих в обществе проблем и противоречий.6. Возникновение и становление политической науки
Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекиевремена, когда в обществе начали возникать первые политические институты, Наиболееранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических)форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, вчастности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественномпроисхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императораимеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцомсвоего народа.
В 6 — 4 вв. до н.э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителейдревности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представленияначинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первыетеоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этическиеформы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).
В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиознойконцепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболееяркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф Аквинский.
В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли.Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс,Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественноновый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этическихи религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.
Современный облик политология начинает приобретать со второйполовины 19 в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологическихзнаний, с развитием эмпирических методов исследования.
В этот же период политология становится самостоятельной, независимойакадемической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра«История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создается Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.
В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциацияполитических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущихуниверситетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политологияокончательно утвердилась в середине 20 в.
В России в конце 19 — начале 20 в. политическая наука развиваласьдостаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский,Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.В. Острогорский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и другие.
Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследованияпроводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС,теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не моглидать правильных ответов на запросы времени.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологиюв перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определенакак учебная дисциплина в вузах России.
Список литературы
1. Козырев Г.И. Политология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА —  М, 2009.
2. Соловьев А.И. Политология: учебник для вузов. М., 2006.
3. Калашников В.Л. Лугвин С.Б. Политология. М., 2006.
4. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. М., 2007.
5. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2006.