Политология в современном общественном мире

СОДЕРЖАНИЕ
          Введение  ……………………………………………………………..……………2МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МИРЕ.
   1.1. Многообразие направлений и теорий в современной наукео политике………3
   1.2. Местомарксистской концепции политики в современной науке………………….6
 ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ.
   2.1. Политикаи политология…………………………………………………..…….10
   2.2. Основныекатегории политики………………………………………..…………13
   2.3. Методыисследования в политологии………………………………………..…14
   2.4. Функцииполитологии, и её место в системе общественных наук………………17
          Список использованной литературы……………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ:
В течение всей истории развития человеческого обществаполитика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран.Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики.Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваютсяинтересы различных социальных групп и образований, концептируются иосмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы ихрешения.
Разобраться в сложном лабиринте политических событий — задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизниобщества, выработать свою позицию, своё отношение  к тем или иным политическим явлениямпроцессам, к различного рода политическим партиям и общественным  движениям, предпринять усилие изменитьсуществующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.
1.    МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРПМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОММИРЕ.
           МНОГООБРАЗИЕТЕОРИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ПОЛИТИКЕ.
ХХ век — век конкретных перемен в мире. Это векреволюций в науке и политике, век развития демократии на Западе и еёстановления на востоке, Севере и Юге. Процессы политических преобразованийвызвали к жизни новые теории о политике и демократии, которые сформировались нанаучной базе, созданной предшественниками и основателями современнойполитической науки в прошлом веке и в первые десятилетия современного столетия.В то же время современные концепции и теоретические системы не воспроизводятпредставления классиков современной мысли, а в них обосновываются иконструируются идеи, модели и правила политической игры, свойственные условиямформам жизни народов и стран. На первый взгляд политическая наука похожа наПенелопу из греческого мифа: сегодня каждый разрушает всё, что было создановчера, каждый политолог изобретает всё заново, начинает как бы с нуля. Вдействительности в этом есть своя логика постепенного, противоречивого процессанакопления объективных знаний, формирования, развития и преобразованияподходов, понятий, моделей. Доказательством сему служит анализ ведущихнаправлений и господствующих парадигм в современной политологии.
Отсутствие общей методологии — одна из главныхособенностей современной политической мысли. Добавим к сказанному: и отрицаниеединой системы понятий  концепций. Разнообразиенаправлений  и проблематики, теорий,  парадигм и подходов к изучению политики — такова общая политика современного политологического знания. Посколькуполитология теснее всех других социальных наук связана с политическойпрактикой, последняя в большей мере влияет на политические знания, его методы иконцепции. Политическое и идеологическое соперничество систем и режимов,интересов и партий, доктрин и установок общественных сил, борющихся за власть истоящих у власти, так или иначе сказывается на социальном и духовном климате, вкотором живут и творят политологи. Политология не остаётся вне пространстваэтого соперничества, хотя объективность предполагает необходимостьдистанцирования исследователя от политических и идеологических предпочтений истрастей.
Эти внутренние противоречия в политическом знании, аглавное — условия и потребности политического процесса, определяливозникновение и динамику различных направлений и концепций в науке.
В условиях перестройки политической, социальной иэкономической структуры американского общества, связанной с великой депрессиейи Новым курсом, движимые стремлением связать научность политологии с еёспособностью служить демократическим ценностям, американские политологиобратили внимание на эмпирический подход к анализу деятельностигосударственных, правительственных и иных политических институтов. В русле этойтенденции зарождается бихевиоральное направление политических исследований.Суть его — изучение поведения заинтересованных групп в политическом процессе.Наиболее видными представителями были Г. Мерриам и Г. Лассуэл.
Бихевиорализм возник на волне резкой критикиотвлечённых политических доктрин и стремления расширить и обогатить поленаучных исследований исторической реальности. Бихевиористская методологияпротивостояла марксистской, отдающей предпочтение глобальному и классовомуподходам.
Методологическим стал принцип эмпирическогоредукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма, которая строится напризнании предметной областью научного анализа эмпирически достоверных фактовполитического поведения индивидов. Согласно данному принципу научный смыслимеют только те положения, которые эмпирически подтверждаются. Всё остальное:абстрактные теории, понятия о сущности политики, власти и т.д. — не имеютнаучной ценности и выходят за пределы научного исследования. Главнымиинструментами исследования признаются интервью и статистические методы.
Бихевиорализм вызвал интерес тем, что отвергаяотвлечённые рассуждения о политике и власти, ориентировался на получениеконкретного знания о политическом поведении людей. Причём знания, по словам егопоследователей, нейтрального, поскольку политическая сторона поведения человекрассматривалось как естественное свойство людей, независимое отсоциально-классовых интересов. Например, политическая власть трактовалась вдухе Ницше: в виде присущего человеческой природе признака, даже его инстинкта.
Бихевиористская методология ложилась на благодатнуюпочву критики авторитарных и тоталитарных режимов, основывающихся на концепцияхнадличностного государственного или партийного интереса, на догме полногоподчинения личности государстве, системе.
Бихевиорализм перекочевал в Европу.
Функциональный анализ — одна из современныхметодологий в политической науке. Он включает изучение функциональныхзависимостей элементов политической системы: единства институтов власти,соответствия их действия (функционирования) потребностями политическихсубъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системык изменяющейся сфере и т.д. Исследователи отмечают и ограниченность методологиифункционализма, которая слишком абстрактна и мало помогает в объясненииконкретных явлений. Функциональная модель политической системы консервативна,поскольку отдаёт предпочтения равновесию стабильности системы.
Эта методология не является основой выявления иобъяснения противоречий, напряжённостей, конфликтов в деятельности системы, безчего нет и развития.
Функциональный анализ в политической науке развивалиамериканские учёные Алмонд и Пауэлл, разработав три уровня анализа: система исреда, внутреннее функционирование системы, её сохранение и адаптация.
Теоретическая политология представлена также системныманализом. С точки зрения системного анализа, политическая сфера жизни обществапредставляет совокупность определённым образом упорядоченных политическихвзаимодействий в данном обществе, посредством которых происходит волевоераспределение ценностей. Данная совокупность образует политическую систему,действующую в социальной сфере, включающей другие сферы жизни общества (экономическую,биологическую, психологическую) и внешние системы.
Несомненно, что интерпретация политической сферы какдинамичной системы открывает возможность объяснить политические явления черезсвязывающие их взаимозависимости, позволят рассматривать эту сферу какцелостность, где действуют не отдельные лица, а организации и группы.
Системный анализ в сочетании с функциональным порываетс эмпиризмом, и вносит в политологию концептуальную основу объясненияполитических явлений и процессов, в тесном взаимодействии со всеми другимисферами общества. Тем самым создаётся теоретическая предпосылка длядемистификации политики, реалистического видения феноменов власти игосударства.
Вместе с тем методология системного анализа, как ифункционализма, оставляет в стороне вопрос об объективнойсоциально-экономической основе политической системы, о действии объективныхзакономерностей в обществе. Она также является чрезмерно абстрактнойтеоретической моделью. Кроме того, ей присуща ориентация главным образом настойкость системы, на её равновесие, что определяет консервативную установку висследовании, ведёт к недооценке свойственных ей динамизма, конфликтности, атакже кризисов или упадка. Всё отмеченное дало основание для критики концепцииД. Истона, теоретические модели которого, подчёркивал М.Дюверже, подняты натакую степень обобщения, что в конечном счёте их можно использовать повсюду инигде они не приносят больших результатов.
В русле теоретических подходов функционального исистемного анализа в современной западной политологии сформировались некоторыеконцептуальные парадигмы (общие модели постановки проблем и их решения). Ониписаны как западными, так и советскими авторами. Это парадигмы конфликта,согласия и плюрализма.
Парадигма конфликта по сути ориентирует мысльполитолога в русло анализа противоречий и политических отношений. Парадигмасогласия — в русло поиска консолидации политических сил, консенсуса, пониманияусилий сочетания противоречивых факторов и сил в политике для достижениясогласия и стабильности политической системы, равно как и её динамизма.
Парадигма плюрализма служит обоснованию возможностисогласия в обществе, отрицая противоположных классовых и социальных интересов,а также интересов иных больших социальных групп.
Все три парадигмы обеспечивают целевую установкуполитических исследований на изучение структуры и процессов, имеющих отношениек политической интеграции, к обеспечению равновесия политических систем. Всеони отражают определённые, даже существенные, стороны социально-политическихотношений. А стало быть, не могут игнорироваться политической наукой. Тем неменее, нельзя не отметить и односторонность их интерпретации. Скажем, парадигмаконфликта работает в узких рамках сфер экономической и личной жизни. Отрицаютсяклассовые конфликты; принимается во внимание только возможность разрешениялюбого конфликта путём всеобщего согласия.
На тех же посылках строится парадигма плюрализма.Однако какой бы ни была ограниченность названных парадигм, это не должно мешатьиспользованию всех достижений науки в исследовании политики сдиалектико-материалистических позиций. Нельзя трактовать всякое знание кактолько истинное или, напротив, лишь как ложное, независимо от его источника.Английский философ Поппер выдвинул иной тезис: единственно рациональная позиция- рассматривать всё знание как возможно истинное и возможно ошибочное.
Рассмотренные направления и концепции отнюдь и далеконе исчерпывают содержание современной политологической мысли. В лекции, вчастности,  не затронуты такиенаправления, как сравнительная политология, учения о политических партиях,составляющих отдельные разделы политической науки. И всё же изложенноепозволяет читателю судить о развитии политологии, её теоретической базе. Дляболее глубокого понимания состояния этой научной дисциплины нужно рассмотретьвопрос о месте и роли марксистского типа анализа политики.
1.2. МЕСТО МАРКСИСТСКОЙ КОЕЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
Прежде всего принципиально важно подчеркнуть, что внастоящей работе  марксизм рассматриваетсяне в традиционно-догматическом его противопостановлении «буржуазной»политологии, а как одно из направлений в истории политической мысли исовременной социальной науке.
Известный критик марксизма, один из крупнейшихсовременных зарубежных философов К. Поппер пишет: «Маркс предпринял честнуюпопытку применить рациональные методы к наиболее насущным проблемамобщественной жизни. … хотя он заблуждался в своих основных теориях — его трудыне пропали даром. Он на многое открыл нам глаза и обострил наше зрение.Возвращение к домарксистской общественной науке уже немыслимо. Все современныеисследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если этого онине осознают». И ещё. «Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой иособенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных вмире борцов против лицемерия и фарисейства… Его главные таланты проявлялись вобласти теории». «Интерес Маркса к общественным наукам и социальной философии всвоей основе был практическим. Он видел в знании средство обеспечения прогрессачеловека».
В отличие от нынешних обличителей Маркса в марксизмевидят метод анализа социальной действительности некоторые деятелизападноевропейской демократии, в частности, М. Соареш. Он, однако,подчёркивает, что обогащение и творческое развитие марксизма возможно в«свободном обществе», где бы он не мог быть возведённым в ранг официальнойгосударственной религии и тем самым утрачивал бы свою творческую силу испособности к практическому и теоретическому творчеству.
К марксистской теории и методу анализа политики долженбыть такой подход, а именно научный, как и к другим концепциям. Он несовместимни с возведением марксизма в ранг какой-то вечной истины, ни с попыткойнекоторых теоретиков объявлять марксизм «мёртвым» и передать анафеме всякоеупоминание о нём. В марксизме, как и в других учениях, зёрна истины соседствуютс субъективистскими представлениями.
Научное понимание марксистской концепции — этореализация его действительного, а не мифологизированного, теоретико-методологическогоарсенала и одновременно критическое переосмысление его в соответствии систорическим опытом и достижениями политологической мысли. Принципиально важнопри этом учитывать, что марксистская концепция — продукт своего исторического времени,отражение определённого этапа политического развития в Европе. Только теположения имеют сегодня научную ценность, которые подтверждены историческойпрактикой. Не более того.
Обращаясь к марксизму как методу анализа социальнойреальности, надо также отметить в виду важность разграничения в марксизметеоретических взглядов и политической доктрины. Ещё в начале века на этотвопрос обратил внимание Э. Бернштейн, подчёркнувший ошибочность сведения теориисоциализма к политической доктрине. Теория, отмечал он, объясняет идеюсоциализма, характеризует его как некую модель будущего общества. Политическаядоктрина — это интерпретация теоретической идеи с точки зрения целиполитической борьбы социал-демократии и путей её достижения. Научная теориявсегда открыта для поиска новых взглядов, подходов и решений.Социально-политические доктрины всегда имеют вид законченных систем; ониподчинены «диктату определённых целей и политических мотивов».
Не будет ошибкой сказать, что для советской литературымногие годы было правилом именно то, против чего возражал немецкий социалист:отождествление марксизма как теории с революционной политической доктриной. Стой именно доктриной, которая была положена в основу деятельностиКоммунистической партии.
Такой подход к марксизму был заложен лидерамибольшинства. Л. Троцкий в своё время писал, что метод Маркса служит«преимущественно, почти исключительно, для политических целей».
К чему привело безоговорочное сведениенаучно-теоретической стороны марксизма к его политическому аспекту, известно.Политизированный марксизм в конечном счёте превратился в инструменткоммунистической апологетики.
Теперь о существе концепции политики, составляющейсердцевину марксистского анализа. Центральная идея марксизма — обоснованиесоциально-экономической детерминации политической жизни сферы общества. Онаконкретизирована в положениях о классовой природе государства, политическойвласти партий. В одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философииправа» Маркс подчёркивал зависимость государства от гражданского общества  как феномена реальной социальной жизни людей.Политическое государство есть абстракция от гражданского общества — классов,сословий, форм организации семьи, материальных жизненных отношений.Политическая жизнь — абстракция от гражданской жизни. Государство определялосьМарксом как политическое бытие гражданского общества. Эти положения не потерялисвоей научной значимости и могут рассматриваться в качестве элемента методаанализа политической реальности.
Как известно, доминирующей идеей марксизма являетсяобоснование и раскрытие классово-экономической основы политической власти, еёинститутов. Политическая власть, по Марксу, есть лишь порождение экономическойвласти; класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет иполитическую власть. В марксистских теоретических работах раскрывается прямаясвязь политического с противоречиями между материальными интересами классов ивнутриклассовых групп. Причём на первый план ставятся большие интересы. Именнос ними сопрягается понятие политики. Политика есть не то что иное, какотношение классов, связанное с интеграцией общих интересов, с их защитой иреализацией. По Марксу, политическое движение — это движение класса,стремящегося осуществить свои интересы в общей форме. Общеклассовые интересысуть интересы политические. Идея о классовом характере государства и целомполитики была отправной для В.И. Ленина и всех марксистских теоретиков. Политика«есть область отношений всех классов и слоёв к государству и правительству,область взаимоотношений между всеми классами».
Обозревая политические процессы, происходящие сегодняв ряде районов России и других бывших советских республик, приходитсяконстатировать схожесть ситуаций с той, которую описывал К. Маркс почти стосорок лет тому назад. И здесь действие некоторых политических сил опирается нена политическое просвещение, а на националистические и шовинистические суеверияопределённых слоёв населения.
Идея относительной самостоятельности политикипозволяет прояснить некоторые проблемы современного мирового политическогопроцесса. Например, тот факт, что на одном и том же типе экономического базиса(например, капиталистического) существуют и развиваются разнообразные формыполитического устройства общества. Или, — что у одинаковых по своей социальнойбазе политических партий может существенно различаться политическая стратегия итем более тактика.
Эта идея — ключ к обоснованию границ свободыгосударства по отношению к экономической системе, что составляет необходимоеусловие осуществления им своих функций.
Определение современного правового, демократическогогосударства, в частности, в доктрине социал-демократов, увязано с признаниемего относительной автономии в обществе. С точки зрение раскрытия сущностимарксистской концепции, актуален вопрос о соотношении политики и насилия. Здесьне рассматривается практическая сторона, а имеется в виду лишьтеоретико-методологический аспект.
Политическое насилие, согласно марксизму,  — историческое явление, сопутствующеесуществованию государственной власти. Политическому насилию предшествуетэкономическое принуждение: эксплуатация одних групп людей другими. Всякоеполитическое насилие коренится в конечном итоге в экономических предпосылках.
Таким образом, социально-классовый, классово-экономическийподход в анализе политики — основополагающий для марксистского метода. Он неразделялся многими политическими мыслителями — современниками Маркса, неявляется общепризнанным в политологии и в настоящее время.
Рискуя попасть под огонь критики как доктринеров отмарксизма, так и тех, кто последний полностью отвергает, я сделал бы акцент навозможности синтеза альтернативных концепций. В принципе возможно найти точкисоприкосновения объективного марксистского подхода к определению политики ипонимания политики заданными теоретиками как только специфической формычеловеческой субъективности. Ведь сфера политики — это сфера целенаправленнойдеятельности людей, что постоянно подчёркивают марксисты и политологи другихшкол. В политике всегда в конечном итоге реализуются какие-то замыслы, общиецели и стремления социальных групп, их лидеров.
Поскольку в работах классиков марксизмапервоисточником политического насилия рассматривается эксплуататорскоебуржуазное государство, то и борьба за его свержение признаётся основнымвопросом революции. Отсюда приоритетность насильственных методов борьбы. Нолишь как неизбежной формы революционной борьбы пролетариата в условияхполитического и экономического господства капитала, характерного дляисторической эпохи, в котором они жили. Преувеличенные роли насилия в борьбепротив старого мира, переросшее в широкомасштабный террор (что связано состалинщиной, маоизмом и т.д.), объясняется другими социально-историческимиусловиями революций, а не теоретическими принципами марксизма.
Если говорить о признании насилия как средстваполитики, так это было характерно для многих теоретиков и политологов ХVIII-ХХ вв., прежде всего вождей Великой французскойреволюции, а также западных политологов, включая М. Вебера. Последний, в частности,определял государство как «отношение господства людей над людьми, опирающеесяна насилие как средство». Небезынтересно отметить, что к началу ХХ века вРоссии 70% партий и движений (из 244) допускали террор, насилие.
Критикам марксизма следовало бы иметь в виду иконцепции ряда современных западных политологов.
Насилие рассматривается непременным инструментомполитики. «Думать, что политическая власть может основываться исключительно наконсенсусе — значит впадать в иллюзию». Насилие «в его разнообразных формахявляется неотъемлемой составной частью политических систем», — отмечаетиспанский политолог Л.С. Санистебан.
Итак, марксистский метод анализа политики основываетсяна признании её детерминированности классовыми социально-экономическими отношениями,противоречиями и конфликтами и вместе с тем — относительной самостоятельностиполитики. Этот постулат материалистической концепции не охватывает всегомногообразия факторов, влияющих на политические процессы и структуры, и поэтомуне может быть признан исчерпывающим в анализе. Однако он отражает глубиннуюсторону в общественно-политических связях и составляет сутьсубстанционалистской  концепции политики.Последняя не только не исключает, а напротив, предполагает такое дополнение,как объяснение политике через взаимодействие различных связей и выявлениесложного переплетения многочисленных нюансов влияния. Эта концепция влитературе названа «взаимовлияющей». Она реализуется в функциональном исистемном типах анализа.
Подчёркивая значение материалистической концепциианализа политики, следует напомнить, что её создатели не оставили науке единое,законченное целостное учение о политической жизни общества. В их взглядах, какуже говорилось, абсолютизировался классовый подход, содержались и некоторыедругие положения, не подтвердившиеся исторической практикой. Главное же в том,что марксизм даёт исходную теорию анализа глобального общественно-политическогопроцесса. Это суждение французского философа Альтюссера едва ли вызоветвозражение у тех, кто к политической теории марксизма подходит с научныхпозиций.
2.    ПРЕМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ.
           ПОЛИТИКА ИПОЛИТОЛОГИЯ.
Политика — довольно сложное явление, определить еёсущность и выявить её содержание не так-то просто. До сих пор нет общепринятогоопределения, понятия политики. Можно встретить десятки разных вариантов.Политика — означает государственные и общественные дела, сферу для деятельности, связанную с властнымиотношениями. Можно указать следующие наиболее существенные свойства политики:
Ø Она содержит в себе динамичное, деятельное начало.Прежде всего она выступает как политическая деятельность, направленная наудовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальныхсубъектов.
Ø Политика заключает в себе, как правило, две стороны:объективную и субъективную.
Объективная сторона политики — это не зависящее отсознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей,взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер, — этосубъективная сторона политики — политическоесознание. В зависимости от специфики отражения в нём политических процессоввыделяются политическая идеология и политическая психология. По уровнюотражения политической реальности политическое сознание может бытьтеоретическим и обыденным по направленности — демократическим, авторитарным,лояльным, бунтарским и т.д.
Выделяются также массовое и специализированноеполитическое сознание.
Ø Политика — это сфера деятельности, предполагающаяотношения между большими и малыми группами и политическими партиями. Стремясьудовлетворить свои интересы, они вступают между собой в политические отношенияпо поводу политической власти, политических прав и свобод. В рамках данныхотношений проявляются политические интересы классов, наций, социальных групп,политических партий и отдельных личностей. Политические отношения требуютрегулирования. Без этого невозможно обеспечить стабильность и устойчивоеразвитие политических процессов и общества в целом.
Ø Одна из существенных характеристик политики — этодеятельность субъектов политики, осуществляемаялибо с целью удержания и упрочнения политической власти, либо с целью овладенияею теми или иными способами, либо, наконец, с целью приобретения права научастие на ряду с другими субъектами в осуществлении власти, приобретениявластных полномочий. Главное для субъектов политики — это овладение в той илииной степени политической властью, приобретение права на участие в работевластных структур и осуществление таким образом властных полномочий.
Совершенно очевидно, что содержание политики сказаннымвыше не исчерпывается. Повседневная практика и исторический опытсвидетельствуют, что политика активно вторгается в разные сферыжизнедеятельности общества — в экономику, культуру, демографическую и социальныесферы, экологию и т.д. Однако деятельность в этих сферах жизни обществаприобретает политический характер (становится политической) в том случае, еслив неё включается государство как основной субъект этой деятельности или же какпартнёр, к которому направлены устремления субъекта, стремящегося привлечьгосударство и его структуры к решению проблем, возникающих в данной сфереобщественной жизни.  Достижение цели,которую ставит перед собой такой субъект, может приобрестиобщественно-политическое значение.
В современных условиях роль и значение политическихфакторов в жизни общества значительно возросли. Эти факторы оказываютзначительное влияние на функционирование общества. Сегодня нет человека,находящегося вне воздействия политики. Она является своеобразным регуляторомего действий и поступков, осуществляемых в различных сферах жизни.
Изложенное выше, предполагает достаточно широкоетолкование политики — это реализация отношений власти, отношений, связанных сосуществлением гражданских прав и свобод, система отношений, направленных наобеспечение целостности общества и его стабильности.
Как уже отмечено выше, политика не безлика, в неёвовлечены участники политической жизни общества — субъекты политики. Этоучастники политического процесса, способные действовать свободно исамостоятельно. У них есть свои потребности интересы, осознаваемые ими. Этопозволяет субъектам политики  реалистичнооценивать происходящее в обществе, политике, определять цели своих действий,выбирать средства их достижений.
Выделяются такие постоянно действующие на политическойарене субъекты политики, как государство, классы, политические партии, нации,общественные организации и движения, политические лидеры. Их влияние иактивность на политические процессы различны. Но все они пытаются осуществитьсвои интересы и несут ответственность за свою деятельность. К субъектамполитики относятся и такие специфические образования, как элиты и бюрократы. Нередкоименно они вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политическойжизни общества и государства, концентрируя в своих руках немалую власть. Сила ивлияние этих субъектов в том, что они являются устойчивыми социальными группамисо своими интересами, противостоящими интересам других социальных групп.
Политическаяэлита — это сравнительнонемногочисленная и сплочённая группа лиц, концентрирующая в своих руках властьпутём монополизации права принимать решение, отдавать приказы, определять целии стратегию политического развития. Посредником между элитой и остальным обществомвыступает бюрократия, котораяобразует аппарат политических организаций, ядро государственных структур; онаисполнитель воли элиты и непосредственно взаимодействует с населением.
Активно воздействуя на все сферы общественной жизни,политика при этом испытывает на себе их влияние. В зависимости от объектовполитического регулирования выделяют следующие основные направления:экономическая политика, социальная, демографическая, национальная, аграрная,научно-техническая, культурная, военная, экологическая, геополитика и др.
Выделяют также внутреннюю и внешнюю политикугосударства.
Политика изучается системой политических наук, срединих: политология, теория государства и права, политическая философия,политическая экономия, политическая история, политическая социология. В этомряду политология занимает особое место. Она выступает как своего родаинтегральная дисциплина, изучающая политику во всех её проявлениях и в тожевремя как методологическая база развития других политических наук. Политологияобобщает и систематизирует политические знания, анализирует закономерностистановления, функционирования и развития политической жизни общества и преждевсего политической власти.
Политология функционирует и развивается на двухуровнях — теоретическом и прикладном.
Теоретическаяполитология изучает сущностьполитики, её природу, значение для человека и общества, политическиевзаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также междуличностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности,обусловливающие развитие политической жизни общества, отдельных политическихпроцессов, явлений, событий. Эти закономерности действуют как законы-тенденциии нередко трактуются как политические. В их числе можно назвать закономерности:
Ø   Возникновения и развития политических интересовсоциальных субъектов, их взаимодействия с экономическими и другими социальнымиинтересами;
Ø   Возникновения, функционирования и развитияполитической деятельности, политических отношений и политических процессов;
Ø   Становления, функционирования и развитие политическойвласти и государства.
В рамках политической политологии исследуются способыпознания политических явлений, соотношений в них рационального ииррационального.
Прикладнаяполитология исследует частныеполитические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневныхзадач политической жизни общества; на анализ складывающейся в нём конкретнойполитической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы ирекомендации участникам политических событий относительно того, какие действиепредпринимать в сложившейся ситуации. Как правило рекомендации адресуются темучастникам политических событий, которые в силу своего статуса, занимаемойдолжности обладают определёнными властными полномочиями и тем самым оказываютсущественное влияние на ход событий. Рекомендации прикладной политологиинередко направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властныхструктур.
Формулируемые на основе прикладных политологическихисследований выводы и рекомендации зачастую служат основанием длясоответствующих теоретических обобщений. В то же время теоретическаяполитология служит методологической основой проведения прикладныхполитологических исследований.
2.2.ОНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ.
Политология, как и любая наука, имеет свойкатегориальный аппарат. Категории представляют собой наиболее общие понятия,отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случаеполитических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь накоторые можно осуществить научный анализ политической реальности.
Наиболее общими категориями политологии, охватывающимивсю её проблематики и отражающими её специфик